Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Духовная Ивана Юрьевича Поджогина 1541 года

Иван Юрьевич Поджогин, по некоторым документам Иван Юрьевич Шигона видный политический деятель первой трети XVI века. На первый взгляд его положение при дворе Василия III представляется более чем скромным. В различных источниках он называется то «сыном боярским, который у государя в думе живет», то «советником» великого князя. В реальности за этими чинами-должностями с не совсем ясными полномочиями стоит «худородный», но влиятельный царедворец, пользующийся особым доверием державного правителя Русского государства. Именно фавором можно объяснить широкий и в то же время специфический круг вопросов, которыми занимался Поджогин по поручению великого князя Московского 1.

В отличие от достаточно полного послужного списка И. Ю. Поджогина сведения о происхождении, семейном и имущественном положении отрывочны и носят порой легендарный характер. Причин для этого немало. Главнейшая из них — утрата большей части ранних документов государственных, частных архивов и архивов церковных корпораций. Сохранившиеся же представляют собой в основном случайный комплекс публично-правовых актов с жесткими и стереотипными формулярами, допускавшими не так уж много подробностей личного характера. Более «раскованы» тексты частных актов и прежде всего духовных грамот. И хотя структура завещаний также предусматривает обязательные статьи и определенный порядок их изложения, внутри статей наследодатель мог вносить индивидуальные житейские, имущественные и биографические подробности. Духовная Ивана Юрьевича Поджогина не является исключением.

Первое сообщение в печати о существовании этого документа появилось в статье тверского краеведа В. А. Преображенского «Остатки монастырей в Твери и окрестностях ея» 2. Как древнейший источник по [26] истории упраздненного в 1764 г. Успенского Иванишского монастыря, вотчинного монастыря Поджогиных, духовная отмечена В. В. Зверинским 3. Нам не известны другие работы краеведов или историков-профессионалов, использовавших в своих исследованиях духовную грамоту.

Документ сохранился в недатированной копии, сделанной не ранее второй половины 50-х гг. XIX в. Василием Алексеевичем Преображенским. Родился В. А. Преображенский в 1819 г. в семье дьякона села Мологино Старицкого уезда Алексея Юхнова. Окончив уездное училище, он поступил в Тверскую духовную семинарию, но «по безуспешности к продолжению впредь учения» досрочно покинул ее стены. Далее он служил писарем в Павлиновском волостном правлении Старицкого уезда, затем в канцелярии тверского губернатора, стряпчим в губернской палате государственных имуществ, судебным следователем. Он вышел в отставку в начале 1860-х гг. в чине титулярного советника. Краеведческие работы В. А. Преображенского неоднократно публиковались в тверской периодике, а также отдельными изданиями. Его основные труды посвящены развитию экономики губернии, в первую очередь, сельского хозяйства. Кроме того, он занимался этнографией, историей церквей и монастырей Тверской епархии 4.

Архивное дело, в котором находится копия духовной грамоты, представляет собой конволют сложного состава 5. На обложке работниками Госархива сделан заголовок: «Тверская ученая архивная комиссия. Архив В. А. Преображенского. История Иванишского монастыря, что ныне село Иваниша. Б(ез) д(аты)». На отдельном листе следует заголовок, составленный в губернской ученой архивной комиссии и относящийся, вероятно, к XIX в.: «№ 34. Об Иванишском монастыре, что ныне село Иваниша. Описание: А) Вид села Иваниши. Древность Иваниши: Здесь о строителе нынешняго каменнаго храма Иванишскаго. Предание об основателе монастыря. Вотчины Иванишскаго монастыря, и изследование о давшем эти вотчины и строителе храма Поджогине. 12 лист(ов) полн(ых) и 2 обрезка. Б) Приложение № 1, 6, 7, 8 полные и должно быть № 2 один лист. 12 листов» 6. Основную часть дела представляет неоконченное и неопубликованное исследование В. А. Преображенского «О монастырях, существовавших в Тверской губернии. Статья 3. Село Иваниша» 7. К нему приложены подготовленные к печати копии документов: духовная И. Ю. Поджогина 1541 г. 8; два документа XVII в. 9 — выпись из переписной книги Тверского уезда 1678 г. на села и деревни Иванишского монастыря в Суземском стане и грамота от 13 марта 1689 г. о спорных владениях монастыря с Яковом Андриановичем Козловским в Старицком уезде. Не совсем понятно, готовились ли к изданию описи [27] Иванишского монастыря и его имущества 1738 10 и 1760 гг. 11 Подлинные документы монастыря за XVIII в. представлены: выписью из переписной книги 1710 г. монахов и жителей подмонастырской слободки 12, описаниями имущества, хозяйственной перепиской 13. В деле находятся фрагменты другой статьи В. А. Преображенского «Остатки монастырей в Твери и ея окрестностях», которые содержат информацию о земельных владениях и положении крестьян Иванишского монастыря в 1678-1699 гг. 14 Все остальные бумаги — черновые выписки, связанные с работой по истории Успенского Иванишского монастыря и над биографией И. Ю. Поджогина: подборка сведений из опубликованных источников о государственной деятельности И. Ю. Поджогина 15, данные о монастырских вотчинах из писцовых, переписных и межевых книг XVII в. 16, сведения из клировой ведомости 1850 г. о причте села Иваниши, описание рукописи Румянцевского музея, содержащей данную грамоту 1542 г. душеприказчиков И. Ю. Поджогина Иосифо-Волоколамскому монастырю на деревни Митино, Благинино и Деденево в Тверском уезде, список бояр XVI в. с биографическими комментариями, составленными на основе документов, опубликованных в «Древней Российской вивлиофике» 17.

Подготовленный к публикации текст духовной грамоты озаглавлен Преображенским: «Копия со списка с духовнаго завещания строителя нынешней Иванишской каменной церкви 1542 года». В самом списке, использованном им для копирования, был заголовок: «Список с духовной Иванишскаго монастыря строителя и вкладчика Иоанна Поджогина слово в слово» 18. Интересны заметки В. А. Преображенского о месте хранения и внешнем виде найденной грамоты. «Список этот, — пишет он, — хранится при Иванишской церкви. Он писан полууставом на толстой серой бумаге, в четверку и наполнен ошибками. Внизу подписано другими чернилами и скорописью 750 года время написания списка, как полагаю. Подлинник около этого времени должен быть отобран и храниться должен в Москве, в Государственном архиве старых дел, в делах Коллегии экономии» 19.

Следовательно, текст духовной грамоты был скопирован со списка 1750 г., находившегося в архиве церкви села Иваниши Старицкого уезда Тверской губернии. Однако ни оригинал, ни копии духовной не попали в коллекцию «Грамот Коллегии экономии» 20. Ее нет в копийной книге Успенского Иванишского монастыря XVIII в. 21 Документ отсутствует в других собраниях древних актов столичных архивов и в архивах Твери. [28]

Таким образом, завещание И. Ю. Поджогина сохранилось, по всей вероятности, в единственном списке. В нем заметны описки, ошибки, утраты отдельных слов или предложений. На это обратил внимание еще сам Преображенский. Он не имел специального образования, и не исключено, что при копировании, в свою очередь, не учел все палеографические особенности списка, а потому не смог точно воспроизвести его содержание во всех деталях.

Во второй половине XX в. духовная попала в поле зрения краеведа Ивана Ивановича Соколова (1892-1977). В его личном фонде имеется несколько копий документа. Одна из них является точным машинописным воспроизведением текста, скопированного В. А. Преображенским, со всеми его комментариями 22. Очень сложно установить, когда и кем сделана эта копия. Она не датирована, а формат бумаги и шрифт машинки не совсем обычен для второй половины XX в. Нельзя исключить, что эта копия появилась до 1969 г., когда И. И. Соколов лично работал в Государственном архиве Калининской области. Две другие идентичные копии представляют собой отредактированный машинописный текст со вступительной статьей. Грамота и исследование ее содержания были подготовлены к печати после 1969 г. и озаглавлены «Духовная грамота Ивана Юрьевича Поджогина 1541/42 г. по списку XIX в.». Ни документ, ни комментарии к нему не были опубликованы, более того, эта работа не упоминается в обзоре фонда И. И. Соколова 23.

Утрата подлинника духовной грамоты и наличие только позднейшей копии ставит вопрос, имеем ли мы дело действительно со списком древнего документа или же с фальсификацией. По своей структуре духовная И. Ю. Поджогина не отличается от подобных актов XVI в. Важно установить, подтверждаются ли другими документами упомянутые в грамоте реалии. Дать исчерпывающие ответы по всем позициям грамоты не представляется возможным, т. к. источников по тверской истории XVI в., особенно его первой половины, почти не сохранилось. Тем не менее, возможно представить целый ряд доказательств, дающих основание считать, что духовная И. Ю. Поджогина относится к периоду правления Ивана IV и является достаточно достоверным источником. Прежде всего, в списке XVI в. известна данная грамота душеприказчиков князя А. Д. Ростовского, И. И. Третьякова и Одинца Никифорова по духовной И. Ю. Поджогина Иосифо-Волоколамскому монастырю на земли в Тверском уезде 24. В документе полностью перечислены населенные пункты, упомянутые в духовной. Искаженное в завещании название деревни Алчинино в грамоте указывается верно — Благинино. В писцовой книге Тверского уезда XVI в. отмечены земли в волости Хорвач, перешедшие Спасо-Преображенскому собору в Твери 25, а также земельные владения в волости Суземье, завещанные Успенскому Иванишскому монастырю 26. [29]

В духовной грамоте упоминается целый ряд лиц, с которыми вступал в деловые контакты Поджогин. О них имеется не всегда полная информация в различных документах.

Александров Юрий Александрович, дмитровец. В писцовых книгах второй половины XVI в. Александровы с отчеством Юрьевичи встречаются среди землевладельцев Каширского уезда 27, однако для установления факта родства с Юрием Александровичем нет никаких оснований.

Бестужев Григорий Никитич. Упоминается среди послухов в купчей первой четверти XVI в. Василия Юрьевича Поджогина при покупке им села Луковникова с деревнями в волости Михнове Старицкого уезда 28. В документе не указан его социальный статус. Он является, вероятно, мелким землевладельцем этого уезда.

Великий Григорий. В начале XVI в. был подьячим, далее — дьяк князя Андрея Ивановича Старицкого 29.

Волынские: Мария и ее дети Данила, Леонтий, Федор, Иван, Василий Федоровичи. Документов о их службе и имущественном положении не найдено. Лица мужского пола известны, по-видимому, по родословным росписям XVI-XVII вв. 30

Князь Михаил Глинский. Несомненно, речь идет о брате великой княгини Елены Васильевны Глинской. Остальных лиц из этого семейства с именем Михаил к концу 1530-х гг. уже не было в живых или они находились в Литве 31.

Кондыревы Василий Дмитриевич и Федор Васильевич. Кондыревы или Киндыревы принадлежат к старинному тверскому боярскому роду 32. В писцовой книге Тверского уезда XVI в. указан землевладелец сельца Мятлева в волости Захожье Василий Киндырев, которого к середине XVI столетия «в животе не стало», а сельцом владел его сын Иван 33. В Дворовой тетради 1550-х гг. записаны дети боярские по Твери Федорец Васильев сын Киндырев и брат его Иванец 34.

Курцов Фуник. Курцов Афонасий Фуник Иванович во второй половине 1530-х гг. был дьяком великого князя Московского 35.

Левашев Василий. Левашевы — тверской боярский род. В духовной упоминается, по всей вероятности, Василий Сергеевич Левашев. Он значится послухом в данных грамотах 1524 г. Ивана Юрьевича Поджогина и Федора Борисовича Бороздина по приказу Василия Юрьевича Поджогина Иосифо-Волоколамскому монастырю на село Луковниково в волости Холохольне Старицкого уезда 36.

Князь Василий Микулинский. Князья Микулинские — ветвь великих князей тверских. В 1530-е гг. Василий Андреевич Микулинский был [30] воеводой, но боярином так и не стал 37. Он умер в 1540 г. По его душе 19 сентября 1540 г. дали вклад в Троице-Сергиев монастырь князья Дмитрий Телятевский и Иван Пунков. В ноябре 1541 г. великий князь Иван Васильевич дал в тот же монастырь 150 рублей за его вкладную вотчину село Горицы 38. Таким образом, урегулирование имущественных вопросов после смерти князя В. А. Микулинского длилось около года. Вот почему в духовной И. Ю. Поджогина князь значится среди его, находящихся в живых, заимодавцев.

Одинец Иван Никифорович, он же Иван Одинец Никифоров Дубенский. На момент составления духовной — дьяк великого князя. В этом чине он состоял вплоть до своей трагической гибели в майский пожар Москвы 1571 г. 39

Пушкин Бобрище Алексей. Как и все Пушкины происходит от Ратши. Описывая подробности предсмертной болезни Василия III, Карамзин публикует в примечаниях фрагмент Ростовской летописи. Среди прочих эпизодов в ней описывается вызов на Волок для потехи великого князя ловчих, между которыми находился Бобрище Пушкин 40. По-видимому, его дети Алексей, Иван и Федор служили по Ржеву 41.

Раков Третьяк. На протяжении 20-40-х гг. XVI в. — дьяк великого князя 42.

Князь Андрей Дмитриевич Ростовский. До 1535 г. упоминается в документах только в качестве воеводы, затем боярином до конца 40-х гг. XVI в. 43

Скобельцын Юрий Иванович. В дипломатической переписке имеется информация о посольстве в 1538 г. Юрия Скобельцына и Дмитрия Васильева к императору Карлу V и его брату Фердинанду, королю Венгерскому и Богемскому 44. Не исключено, что в духовной упоминается именно этот человек.

Свиязевы Федор и Иван Тослыковы. Конкретных документов о них не разыскано. В XVI в. Свиязевы не занимали видных должностей 45. Многие представители этой фамилии владели поместьями в Московском, Муромском и Тверском уездах 46.

Таракановы Василий и Владимир. Происходят из очень известной фамилии московских гостей. Имеется обширная информация об их торговой деятельности 47.

Князь Петр Телятевский. Потомок одной из ветвей великих князей Тверских. В Дворовой тетради упомянут ярославский помещик, сын [31] боярский князь Петр Иванович Телятевский-Микулинский. В первой трети XVI в. князья Телятевские попали в опалу, поэтому о службе Петра Телятевского ничего не известно. Умер он около 1565 г. 48

Тихменев Иван Федорович — помещик Микулинского уезда 49.

Третьяков Иван Иванович. Влиятельный политический деятель из рода Ховриных. Был печатником, а с 1538 по 1549 гг. казначеем великого князя 50.

Упин Федор Семенович. Ведет свое происхождение из рода Слизневых, потомков Ратши. В 1511-1512 гг. был судьей при тяжбе Троице-Сергиева монастыря и великокняжеских крестьян в Переславском уезде 51.

Шишковы Григорий и Юрий Михайловичи. Легенда о происхождении рода Шишковых начинается с сообщения о выезде к великому князю Тверскому некоего Юрия Лозынича. Его потомки были боярами в Твери. В XVI в. Шишковы служили детьми боярскими по Торжку. В одной из грамот 1538 г. упоминается тверской городовой приказчик Григорий Шишков 52. По-видимому, это и есть Григорий Михайлович Шишков. В Дворовой тетради и писцовой книге Тверского уезда XVI в. указаны многочисленные Шишковы с отчеством Юрьевичи. Не исключено, что это дети Юрия Михайловича Шишкова 53.

Яхонтовы: Игнатий и Григорий Ивановичи, Андрей, Петр, Иван, Третьяк Игнатьевичи. Происходят из тверского боярского рода Левашевых. К середине XVI в. дворовый сын боярский по Торжку Григорий Иванович Яхонтов значится умершим 54. Вероятно, он же был землевладельцем Микулинского уезда и Горецкого стана волости Хорвач Тверского уезда 55. Игнатий Иванович Яхонтов был послом в Казани. Не исключено, что именно его дети Андрей и Иван Игнатьевичи служили детьми боярскими третьей статьи по Торжку, дворовыми детьми боярскими и владели недвижимым имуществом в Тверском уезде 56. Данных о других лицах, упомянутых в духовной грамоте, не обнаружено.

Духовная Ивана Юрьевича Поджогина датируется 7050 годом без указания дня и месяца. Прямых дополнительных фактов, позволяющих уточнить хронологию документа, в грамоте нет. Из других источников в этом вопросе могла быть очень полезной надпись на надгробии И. Ю. Поджогина. В описи монастыря 1760 г. сообщается следующее: «В пределе Иоанна Богослова на гробнице вкладчика схимонаха Ионы Пожигина — черное сукно с крестом белого полотна» 57. К началу XX в. надгробие попрежнему находилось в церкви, но надписи на нем не [32]было. На это обращает внимание священник А. Ушаков в статье «О могиле Шигоны-Поджогина в селе Иванишах Старицкого уезда» 58.

Наиболее поздняя информация о И. Ю. Поджогине, разысканная нами, относится к 1540 г. и представляет собой запись о его вкладе 50 рублей в Троице-Сергиев монастырь 59. Как уже отмечалось выше, в духовной указан находящийся в живых заимодавец Поджогина, князь В. А. Микулинский. Он умер в 1540 г., но имущественные вопросы по его наследству решались где-то в течение года. Поэтому завещание И. Ю. Поджогина логично датировать сентябрем-ноябрем 1541 г.

Духовная грамота — уникальный источник для биографии Ивана Юрьевича Поджогина и, в первую очередь, по генеалогии его рода. В некоторых родословных книгах редакции начала XVII в. к поколенной Добрынских, происходивших по прямой мужской линии от касожского князя Редеги, приписан Дмитрий Заяц, являющийся якобы прапрадедом И. Ю. Поджогина 60. Предполагается, что именно он в 1493 г. был одним из послов Ивана III в Данию 61. Сведений о службе и земельных владениях его потомков историками не обнаружено вообще. В духовной Поджогина приводится полностью только имя и отчество отца завещателя — Юрия Гавриловича. Это как-то необычно подчеркнуто в самом начале документа. О «прародителях», дававших земли в родовой Успенский Иванишский монастырь, говорится вскользь и неконкретно. Примечателен и тот факт, что И. Ю. Поджогин и его брат Василий поминали только родителей, инока Герасима и иноку Александру 62. Это особенно важно потому, что Иван Юрьевич оказался последним лицом мужского пола из рода Поджогиных. Однако он не сделал никаких распоряжений о поминании своих далеких предков. И, наконец, из духовной следует, что родовые земли Поджогиных находились в Тверском уезде. Здесь же было их вотчинное богомолье — монастырь «Успения Пречистой на Ваниши». В Зубцове, Кашине, Москве и Старице И. Ю. Поджогин владел благоприобретенными земельными владениями. Поэтому со всей определенностью можно считать, что Поджогин происходит из семьи тверских служилых землевладельцев. Документ не дает информации об их социальном статусе в прошлом. Не исключено, что некогда они были боярами великих князей Тверских. Этому не противоречат, в частности, родство Поджогиных с тверским боярским родом Кашинцевых и какие-то близкие отношения с Левашовыми. Конечно, к XVI в. эти роды потеряли былое материальное и иерархическое положение, но происхождение продолжало учитываться при брачных связях.

Достаточно скудна информация в грамоте о жене И. Ю. Поджогина Анне. Ничего нет о ее родопроисхождении и даже отсутствует ее отчество. Однако и при таких обстоятельствах можно попытаться сделать некоторые предположения. Прежде всего, в духовной не говорится о собственности, поступившей к Поджогину в качестве приданого. Более [33] того, он выделяет своей жене не только землю и деньги, но и предметы личного имущества и даже домашнего обихода. Все это свидетельствует либо о ее незнатном происхождении, либо о происхождении из обедневшей семьи. Обращает на себя внимание следующий факт: после смерти Анны Поджогиной уже по ее духовной грамоте наследником сельца Исаева с деревнями в волости Хорвач Тверского уезда стал князь Иван Юрьевич Ростовский 63. Это сельцо с деревнями было единственным владением, которым А. Поджогина могла распоряжаться по собственному усмотрению. Один из князей Ростовских, боярин Андрей Дмитриевич был душеприказчиком самого И. Ю. Поджогина. Логично предположить, не состояла ли Анна Поджогина в родстве с князьями Ростовскими. Судя по духовной, брак Анны и И. Ю. Поджогина был бездетным. Поэтому следует считать вымыслом наличие у Поджогиных дочери, якобы состоявшей в браке с окольничим Петром Ивановичем Головиным 64.

Исследователям хорошо известны братья И. Ю. Поджогина — Федор и Василий. К 1541 г. их уже не было в живых, поэтому в духовной они не значатся среди наследников. В грамоте перечислены другие, ранее неизвестные ближайшие родственники И. Ю. Поджогина. Речь идет о потомках его сестры и одного из братьев. Сестра И. Ю. Поджогина, имя которой неизвестно, была замужем за Иваном Кашинцевым. У них были дети — Федор и Ульяна. Установить родство Поджогина и других Кашинцевых только на основании духовной грамоты очень сложно. Не совсем ясно, кем ему приходятся Никита Кашинцев и его племянник Федор Иванович. С привлечением данных писцовых книг получается следующая схема родства: у Ивана Кашинцева от брака с сестрой Ивана Юрьевича Поджогина были дети Федор, Ульяна и неизвестный ребенок мужского пола, умерший до 1540 г.; у Федора от брака с Марьей были дети Василий и Иван; у его неизвестного брата от брака с неизвестной были дети Никита и Иван и, наконец, у этого последнего Ивана был сын Федор 65. Племянница И. Ю. Поджогина, Оксинья Цезырева является, по всей видимости, дочерью одного из его братьев. Этот вывод делается на основании того, что наследодатель не оговаривает, как в других случаях, свое кровное родство с ней через брак сестры. Цезыревы или Цызаревы (есть другие варианты этой фамилии) — старинный тверской род. Происхождение его неизвестно. Не исключено, что предки Цезыревых были боярами, но в XVI в. чины их очень скромные 66. С большой долей вероятности можно считать, что упомянутый в духовной Федор Цезырев, сын Оксиньи, и Федор Васильевич Цузырев, числящийся землевладельцем Юрьевского стана волости Хорвач Тверского уезда — одно и то же лицо. В этом случае мужем Оксиньи был Василий Семенович Цузырев 67.

Грамота дает некоторые косвенные данные о судьбе И. Ю. Поджогина после смерти Василия III. Бурные события при великокняжеском дворе 30-х гг. XVI в. и особенно 1538-1542 гг. не отразились на его положении в обществе. Достаточно отметить, что душеприказчиками [34] Поджогина были влиятельные царедворцы — боярин князь Андрей Дмитриевич Ростовский, казначей великого князя Иван Иванович Третьяков, великокняжеский дьяк Иван Никифорович Одинец-Дубенский. По-прежнему прочным было его имущественное положение. Основу его материального благополучия составляли земельные владения. Родовые вотчины Поджогиных, как указано в духовной, находились в волости Хорвач Тверского уезда. Они не были значительными. Существенно владения Поджогина расширились после смерти Василия III за счет пожалования ему сел и деревень по приказу последнего и от имени нового великого князя Ивана IV. Вероятно, это распоряжение могло быть сделано в духовной великого князя Василия Ивановича, текст которой не сохранился. Другими, источниками пополнения его недвижимой собственности были скупка земли и ростовщические операции. О материальном достатке Поджогина красноречиво свидетельствуют некоторые цифры. На момент составления духовной он был должен 9 лицам 119 рублей. По кабалам ему должны 10 лиц 262 рубля и 50 золотых. Кроме этого, он завещал 600 золотых великому князю Ивану IV, а своей жене Анне 50 рублей. Значительную сумму, 338 рублей, составляют вклады в 13 монастырей.

Публикация грамоты производится в соответствии с общепринятыми правилами издания исторических документов. Вышедшие из употребления буквы заменяются, а в необходимых случаях опускаются. Знаки препинания расставляются по современным правилам. Проведена разбивка текста на абзацы. Из комментариев В. А. Преображенского приводятся только те, которые характеризуют состояние списка и особенно текста, в том числе замеченные им ошибки и дефекты документа. Опускаются не всегда точные и необходимые пояснения историко-географического, биографического характера, толкования отдельных терминов, анализ особенностей денежной системы XVI в.


1541 г. сентябрь-ноябрь. — Духовная Ивана Юрьевича Поджогина.

/л. 16./ Се аз, худый и убогий раб божий Иоанн Юрьев сын Гаврилова Поджогин, писую сию грамату своим целым умом-разумом, кому мне что дать и на ком мне что взять.

Дата мне Василью Тараканову 20 68 рублев денег. Дати мне Володимеру Тараканову 10 рублев. Еще дати мне Григорью Игнатьевскому 50 руб. денег. Дати мне Григорью Великому 5 руб. денег. Дати мне Третьяку Ракову 4 руб. денег, Фунику Курцову 5 рублев. Дати мне князь Михаиле Глинскому 10 рублев. Дати мне князь Василью Микулинскому 5 рублев. Дати мне Володимера Тараканова человеку Ивану Бородину 10 рублев денег.

А взяти мне на Василье на Дмитриеве сыне Кондырева да на сыне ево на Федоре 70 рублев денег. Да взято у них в обмен селцо Федосовское да селцо Богатырево, да селцо Мятлево с деревнями. А деревням имена писаны /л. 16 об./ в кабалах. Взята мне на Василье да на Григорье, да Юрье Михайловых детях Шишкова 30 рублев денег по кабале. Взята мне на Феодоре Семенове сыне Упина да Феодоре Юрьеве сыне [35] Александрова на дмитревце, да на Федоре да на Иване Тослыковых детях Свиязева 90 рублев денег. Взяти ми на Третьяке да на Иване Игнатьевых детях Яхонтова 3 рубли денег. Взяти ми на Федоре Логвенове Губанова 3 рубли денег Взяти ми на Офонасье на Кононове сыне Пусковитине 4 рубли денег по кабале. Взяти мне на Марье на Федоровой жене Волынскаго да на ее детях на Даниле да на Левонтье, да на Федоре, да на Иване, да на Василье Ивановом сынех Волынскова, да на князь Петре Телятевском 100 рублев денег по кабале. Взяти мне на Игнатье да на Григорье на Ивановых детях Яхонтова да на Игнатьевых детях на Ондрее да на Петре, да на Иване, да на Михаиле на Григорьеве сыне, да на Григорье на Карпове сыне Слоушине 69 12 рублев денег. А взяти мне на Бобрище на Олексееве сыне Пушнина 70 20 рублев денег по кабале. Да взяти мне на Юрье Иванове сыне Скобельцына пятдесят золотых корабленых по кабале.

Да бью челом государю /л. 17/ великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии: образ пречистые со младенцем с пеленою обложен золотом с каменьем и з жемчугом; да кубок серебрян золочен; да 600 золотых корабленых, угорских; да село Крикшыно з деревнями, а в нем церковь Рождества Христова, а к селу деревень, д. Потулова, деревня Высокая Верховье, д. Кулигино, д. Верховье, д. Аграфенино, д. Ивана Чернаго, д. Высокая Починок Чернышев, пустошь Плоская да пустошь Иванково, селище Иванково — в Московском уезде в Вяземском стану да в Рождественском стану. Да 71 в Кашинском уезде селцо Теприково с деревнями, д. Коренево, д. Долматово, д. Лаптева, д. Роговская, д. Котятино, д. Родивоново, д. Семерина, д. Чогарова, д. Торокино, починок Козловка, д. Куземкина, д. Савелова. Да в Старицком уезде селцо Колесово, в нем храм Введение пречистыя богородицы, а к селу деревень, д. Еремеева, д. Котова, д. Высокая, д. Алмазово, д. Горки, д. Оксеново, д. Лодениково, пустошь Кисельникова, пустошь Супоросова, пустошь Палкина. Да в Старицком же уезде селцо Коноплино с деревнями Макарово, д. Шалова, д. Лентиева, д. Горки, пустошь Садыкова, пустошь Студенец. И те мои села и деревни все государю великому князю, Колесово и Теприково, и Коноплино с деревнями в отмен.

А что наш /л. 17 об./ монастырь Успение пречистыя на Ванише и что к тому монастырю земель дали наши прародители, да и мы тому монастырю на те земли и крепости дали по государе великом князе Василье Ивановиче всеа Русии и по своих родителех. Да пожаловал меня государь великий князь Иван Васильевичь всеа Русии по отца своего приказу великаго князя Василья Ивановича всеа Русии деревнями в вотчину: Деревня Золотилова, д. Самойлова, д. Накопаева, д. Горки, д. Медведкова, д. Хребтова, д. Антонова, д. Афонасова, д. Климотино, д. Щукино, д. Свистунова, д. Пьянкова, д. Дроздова, д. Хлупцова, д. Шершихова, Д. Остров, пустошь Базарова, д. Обрезова, д. Шерстихова, д. Кудрявцево, д. Остров, д. Чернышева, селище Кузнецово, д. Болдино, д. Благинина. И аз те деревни дал тому ж монастырю к Пречистой по государе великом князе Василье Ивановиче. [36]

А что наше селцо Улитино с деревнями, а в нем церковь Рождество пречистой, деревня Гавренева, д. Костикова, д. Галичина, д. Горки, пустошь Лаврово и Гусево — к церкве в Улитино.

Да селцо Станикова, а в нем церковь Воскресение Христово, д. Раменье, д. Поречье, д. Солон, д. Горюново, д. Зубово, пустошь Воробьево, д. Ражаева, церковь станиковская в Старицком уезде в Сетин/л. 18/ском стану, и яз дал ту деревню 72 тому ж монастырю на Ванишу. Да моя ж прикупь деревня Сасына в Тверском уезде в волости в Суземье, и яз ту деревню дал тому ж монастырю на Ванишу по своей душе и по своих родителех.

Да даю своему сестричичу Федору Иванову сыну Кашинцову да Никитину братаничу Федору Иванову сыну Кашинцова свою вотчину селцо Вашутино с деревнями, д. Телелеева, д. Сычевская в Зубцовском уезде. И прикащики бы мои пожаловали, разделили повытно. А племяннице моей Оксинье да сыну ее Федору Цезыреву даю свою куплю деревню Сакулино да д. Юрьево, д. Ноугородово. Да Ульяне Ивановой дочери Капганцова, сестричиче своей, пол-селца Тарасова, что дал было 73 брат мой Федор в монастырь к Пречистой на Ванишу. А против того дал есми в монастырь сельцо Улитино з деревнями.

Да во Тверь к Спасу владыце и всему священному собору — свою куплю д. Пенье, д. Гольцову, д. Озерянкино, пустошь Афанасово в Тверском уезде в волости в Хорвате 74. Да в Осипову пустынь — д. Митино Креняхино, д. Алчинино 75, д. Деденево во Тверском уезде в Хорвате по своей душе и по своих родителех. Да к Мине Святому за Тьмаку — д. Стеблево, да пустошь Кривцево в волости в Кушалине.

А /л. 18 об./ жене моей Анне наша вотчина село Юрьевское з деревнями и с прикупленными деревнями, д. Остров, пустошь Смолкова, п. Золотихино, д. Лопатино, д. Скорлатово, д. Голцово, д. Шапкино; а прикупи моей д. Туфтино, д. Вишенку, д. Лехчино, д. Филистово, д. Горки, п. Щеголувская, п. Черленикова, п. Кирляево, п. Болотниково, п. Онуфриева, п. Кузнецово, селцо Корчь, а в нем храм Дмитрей Великий. Да жене ж моей Анне село Исаевское, д. Добрынине, д. Демьянова, д. Власьево в волости в Хорвате, да в Старицком уезде в волости в Родне д. Мухино, д. Лукино. И то ей село Исаевское с деревнями дал есми ей, вольно ей продать и променить, и по душе дать. А село Юрьевское и Остров и с деревнями, и с прикупьми, и с пустошьми, который к селу к Юрьевскому писаны, до ее живота. А пойдет жена моя замуж или пострижетца, и село Юрьевское с деревнями и с прикупьми, и с пустошьми в монастырь к Пречистой на Иванишу по моей душе и по наших родителех.

Роща большая, и той рощи половина к Пречистой на Ванишу, которая половина в Тверском уезде. А жене моей Анне... 76 село Исаевское с деревнями в ее воли.

Да прикащики бы мои дали из моего ж живота. Моей жене Анне дать пятдесят рублев денег. Да что у нее платья и саженья моего дал я, и то [37] жене моей Анне. А что моих судов погребных /л. 19/ и поваренных медяных и оловяных, и железных, и жене моей половина, а другая половина в монастырь на Ванишу.

Да пожаловал есми людей своих Бурмаса Михайлова сына да Жуковину Осипова сына, дал есми им деревню Афанасово половина в вотчину. А прикащиком из моего живота дати деньги, и ту деревню к Пречистой на Ванишу.

А к Михаилу к Чюду пятдесят рублев денег да к Олексею Чудотворцу 77 по Василье Левашева и по своей душе. Да к Пречистой на Ванишу двести рублев на престол. Да в Пахнутьев монастырь дватцать рублев. На Симоново двадцать рублев. Ко Спасу в Ондронниково 10 рублев. В Отрочь монастырь 5 рублев. На Ворошин 5 рублев. В Федоровской монастырь 5 рублев. На Перемеру 5 рублев. В Отмичи 5 рублев. В Савино 5 рублев. В Саватьев 5 рублев. К Михаилу Святому 3 рубли.

К Егорью Великому в Юрьевское — д. Кучено, да пустошь Притыкино. Да в предел к Егорью Великому, ко Архангелу Гавриилу — выть на починке да половина деревни Клеопинова. А в другой предел ко Егорию, к Ивану Святому — выть же на починке да деревня Тенбалова. А дьякону выть же на починке. Из пашни из Юрьевской десятина попу юрьевскому. А из Островской пашни архангельскому десятина. А из Исаевской пашни ивановскому попу с дьяконом десятина. А Дмитриевскому попу на Корч выть Родивонова. Да к Рожеству в Крекшино /л. 19 об/ деревня Козлова. Да ко Здвиженью на Остров на престол 5 рублев.

А двор мой на Москве жене моей. А что мои два двора во Твери в городе и за городом, двор монастырю, а другой жене моей.

А люди мои вольные и кабальные все на свободу. А что останет моего живота за долгом и что по душе дати, и людишком дати, что 78 чего достоин. А что останетца, и прикащики бы дали по моей душе и по наших родителех.

А приказываю господам своим, князю Андрею Дмитриевичу Ростовскому, да Ивану Ивановичу Третьякову, да Ивану Микифоровичу Одинцу долг платить и собрать, и роздати, что в сей духовной писано.

А у духовной сей Григорей Игнатьев да Матфей Александров сын Шарнец, да Иван Федоров сын Тихменев, да Григорей Микитин сын Бестужев, Яков Дмитриев сын ноугородец сидели в послухах.

А у духовной седел Пречистыя Ванишскаго отец мой духовный игумен Селиван.

А духовную писал великаго князя подьячей Фо... Иванов сын.

Лета семь тысещ пятдесятаго.

А печать и подпись у духовной грамоты Акакия епископа Тферскаго.

А к сему противню Акакий епископ печать свою приложил.

Дьяк Стефан.

Государственный архив Тверской области. Ф. 103, Тверская губернская ученая архивная комиссия. On. 1. № 834. Л. 16-19 об. Копия XIX в

Комментарии

1. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV первой трети XVI в. М., 1988. С. 221-223.

2. Тверские губернские ведомости. Тверь, 1859. Часть неофициальная. № 23. С. 70-71.

3. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. СПб., 1892. С. 387-388.

4. Русский биографический словарь. Т. 14. СПб., 1905. С. 761-762.

5. Государственный архив Тверской области (далее — ГАТО). Ф. 103. Тверская губернская ученая архивная комиссия. Оп. 1. № 834. Л. 1-70.

6. ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. № 834. Л. 1.

7. Там же. Л. 213 об.

8. Там же. Л. 1619 об.

9. Там же. Л. 20-26 об.

10. ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. № 834. Л. 38-41 об.

11. Там же. Л. 27-35 об.

12. Там же. Л. 43-47 об.

13. Там же. Л. 42-42 об.

14. Там же. Л. 48-65 об.

15. Там же. Л. 14-15 об.

16. Там же. Л. 36-37 об.

17. Там же. Л. 67-70.

18. ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. № 834. Л. 16.

19. Там же. Л. 19 об.

20. Обзор документальных материалов ЦГАДА по истории СССР периода феодализма XI-XVI вв. М., 1954.

21. ГАТО. Ф. 892, Иванишский Успенский мужской монастырь Тверского уезда. Оп. 1. № 2.

22. ГАТО. Ф. Р-687, Соколов И. И. Оп. 1. № 15. Л. 24-26.

23. Иоффе И. Л., Логунова Л. А. О материалах по истории Тверского края в фонде И. И. Соколова // Археографический ежегодник за 1979 год. М, 1981. С. 294-296; ГАТО. Ф. Р-687. Оп. 1. №№ 14 и 15. Л. 11-16.

24. АФЗХ. Т. 2. М., 1956. № 169. С. 161.

25. Писцовые книги Московского государства. Отд. II. СПб., 1877. С. 230.

26. Там же. С. 165, 175.

27. Там же. С. 1470, 1478.

28. АФЗХ. Т. 2. М., 1956. № 32. С. 35.

29. Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XVI-XVII вв. М., 1975. С. 89.

30. Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Издание 2-е. Т. 1. СПб., 1895. С. 112.

31. Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в. М., 1986. С. 54; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России... С. 142-143.

32. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России... С. 264.

33. Писцовые книги Московского государства. Отд. II. С. 155.

34. ТКДТ. М.; Л, 1950. С. 195.

35. Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. С. 281.

36. АФЗХ. Т. 2. С. 88-89; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 406.

37. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России... С. 110.

34. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 83.

39. Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. С. 161-162, 372.

40. Карамзин Н. М. История государства Российского. С. 48. Кн. 2. М., 1989. Примечания к VII тому.

41. ТКДТ. М.-Л., 1950. С. 75, 179.

42. Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. С. 445-446.

43. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России... С. 81.

44. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 2. М., 1989.Т. 8. С. 15.

45. Веселовский С.Б. 1) Дьяки и подьячие XV-XVII вв. С. 465-466; 2) Исследования по истории опричнины. С. 442-443.

46. Писцовые книги Московского государства. Отд. I. С. 126, 159, 884; Отд. II. С. 249, 256.

48. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. С. 218-220; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 452-453.

48. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России... С. 111; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 86.

49. Писцовые книги Московского государства. Отд. II С. 127, 179.

50. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России... С. 273.

51. АРГ. М., 1975. С. 98-100.

52. Шумаков С. Тверские акты. Вып. 1. Тверь, 1896. С. 22; Долгоруков П. Российская родословная книга. Ч. 4. СПб., 1857. С. 217-218.

53. Писцовые книги Московского государства. Отд. II. С. 204-205; ТКДТ. С 200.

54. ТКДТ. С. 198.

55. Писцовые книги Московского государства. Отд. II. С. 192, 240-241.

56. ТКДТ. С. 80, 198; Писцовые книги Московского государства Отд. II. С. 75, 229, 233; Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 2. Т. 8. М., 1989. Примеч. 84, 149.

57. ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. № 834. Л. 33.

58. Труды второго областного Тверского археологического съезда 1903 года, 10-20 августа. Отд. II. Тверь, 1906. С. 319.

59. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 81.

60. Бычкова М. Е. Родословные книги XVI-XVII вв. М., 1975. С. 111.

61. Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века. М., 1952. С. 378-379.

62. АФЗХ. Ч. 2. С. 88-89.

63. Писцовые книги Московского государства. Отд. II. С. 226.

64. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России... С. 223.

65. Писцовые книги Московского государства. Отд. II. С. 50, 166.

66. Веселовский С. Б. Ономастикон. М., 1974. С. 345.

67. Писцовые книги Московского государства. Отд. II. С. 234-235.

68. На полях помета: В подлинном списке счет написан складом.

69. И. И. Соколов считает фамилию опиской и полагает, что речь идет о Григории Карповиче Клушине (ГАТО. Ф. Р-638. Oп. 1. № 14 и 15. Л. 4, 11).

70. Так в тексте. На полях помета: Должно быть Пушкина.

71. на полях помета: Это -да- вставлено по ошибке.

72. Так в тексте.

73. В тексте: боло.

74. Здесь и далее следует: Хорваче.

75. Название указано ошибочно, следует: Благинино (АФЗХ. Ч. 2. М., 1956. С. 161. № 169).

76. На полях помета: Здесь пропуск в списке. Кажется должно вставить слова: половина рощи в Старицком уезде и...

77. На полях помета: Пропущена сумма денег. Это предположение В. А. Преображенского ошибочно.

78. Так в ркп.

.

Текст воспроизведен по изданию: Духовная Ивана Юрьевича Поджогина 1541 года // Русский дипломатарий, Вып. 1. М. Древлехранилище. 1997

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.