Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СПАСО-ГЕННАДЬЕВ МОНАСТЫРЬ-ПУСТЫНЬ (НОВАЯ КОРНИЛЬЕВА ПУСТЫНЬ)

№ 80

1544/45 г. – Данная Скрябы и Непогода Григорьевых детей Нелюбова, и Антониды Дмитриевой дочери Аркатова, вдовы Андрея Нелюбова, с детьми Лобаном и Василием строителю Сп.-Генн. пустыни Геннадию на д. Колебино в Осецком ст. Костромского у.

Се яз, Скряба, да Непогодей 1 Григорьевы дети Нелюбовы да яз, Онтонида Ондриева жена Нелюбова, а Дмитреева дочи Аръкагова, да с 2 своими детми с Лобаном да с Васильем дали есмя в дом Преображенью Спасову и чюдотворцу Сергею в Генадьеву пустыню на Сурское озеро строителю Генадью, иже о Христе з братьею своею, вотчину деревню Колебино, оца своего благословлснье, за долг отца своего и за свой долг за сорок рублев, а досталь дали по душе отца своего и по матере свои и 2 по своему роду в наследие вечных благ без выкупа, – и нашему роду тое вотчины не выкупити, – что к той нашей вотчине деревне истари потягло, куды топор и коса и плуг ходил истари по тяглом, усадище с хоромы и с лесом с пашенным и не с пашенным и со всяким угодьем в Костромском уезде в Осецком стану. А межа той нашей вотчине с Васильем з Бедаревым да с Володимером с Морозовым – розошла речка Перье, а з другую сторону з Деревнею с Лабуниным – от Колебина идучи первой вражек по огороду вниз в речку в Перье 3 да тем же врашком прямо на лес. А где на ту наша вотчину выляжет кабала 4 или даная, или купчяя, или какая иная крепость, и нам ту свою вотчину очищать, а монастырю нам убытка не привести ни в чем.

А на то послуси Федор да Василей Федоровы дети Бедарева, да Русин да Heyстрой Микифоровы дети Нелюбова, да Олатар да Сумгур Ивановы дети Нелюбова, да Федор Васильев сын Бедарев, да Адаш Федоров сын Нелюбов, да Шестак Григорьев сын Шувалова, да Непосед Федоров сын Аръкатов, да Сувор Дмитреев сын Аръкатова.

А даную писал Скряба своею рукою на свою вотчину, лета 7000 пятдесят третьяго.

На обороте:

К сей даной Непогодей руку приложил.

Послух Василей руку приложил.

Послух Федор руку приложил.

К сей даной Пятой руку приложил. [188]

Послух Непосед в сестры своей место Онтониды и племяников своих руку приложил.

Послух Адаш руку приложил.

Послух Федор руку приложил.

Послух Олатар руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 41/5008. Подлинник: 155 X 330. На обороте внизу помета XVI в.: Сказ(ал) Кудеяр, не отца ево рука.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 143. № 238.


Комментарии

1. В ркп.: Непогоде.

2. В ркп. пропущено.

3. В ркп.: Пее.

4. В ркп.: каба.

№ 81

1545/46 г. – Данная Василия Федорова сына Бедарева строителю Сп.-Генн. пустыни Геннадию на наволок Ивашев на р. Костроме и половину Сурского оз. в Костромском у.

Се яз, Василей Федоров сын Бедарев, по благословлению матери своее иноки Офросинии и брата своего Степана и по духовной его грамоте дал есми в дом Преображению Спасову и чюдотворцу Серегею да строителю старцу Генадию з братею по душе родителей своих и по брате своем Степане дал есми свой наволок Ивашев на реке на Костроме от речки от Сурвы по Костроме вверх, а в межах тот наволок з братом с Федором по Борисов наволок, и с лесом и половину Сурсково озерка и с истоком речки Сурвы до реки до Костромы, а лес в межах с великово князя землею с осецкою Сторожевицею пожнею, да в том же наволоке озерко 1 копаное с ыстоком. А дал есми наследие в вешны благ.

А на то послуси Жеребец Нестеров сын да Жук Шустенин сын.

А даную писал Василей сам своею рукою, лета семь тысящ пятьдесят четвертаго.

На обороте:

К сей даной Федор Васильев сын Бедарев руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 44/5011. Подлинник: 150 X 245.

Список: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 15, 15 об. 1761 г.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 143. № 239.


Комментарии

1. В ркп.: озеркоко.

№ 82

1547/48 г. – Жалованная подтвердительная данная, тарханно-несудимая, односрочная, на данного пристава, заповедная (от незваных гостей и ездоков) и тарханно-проезжая грамота ц. Ивана Васильевича строителю Сп.-Генн. пустыни Геннадию на монастырские вотчины в порубежъе Осецкой и Кулижской волл. Костромского у., с подтверждениями: 1) ц. Ивана Васильевича 1551 г. мая 17 строителю Геннадию; 2) ц. Федора Ивановича 1584 г. иг. Иеву; 3) ц. Дмитрия Ивановича 1605 г. декабря 18 иг. Кириллу.

Се яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми строителя Генадья з братьею. Что мне бил челом о том, что у нево была моя [189] грамота жалованная, и та де у него грамота згорела, а осталося у него с тое грамоты противень. И мне бы его пожаловати, дати ему новую грамоту жаловалную, такову ж, какова у него была, с тово противня слово в слово. И ож будет у него такова грамота жалованная была, и яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, того строителя Генадья з братьею, или по нем игумен или иные строители будут, пожаловал, дал есми в дом к Преображенью господа Бога Спаса нашего Исуса Христа в Костромском уезде в Корнильеве пустыне в Новой на Сурском озерке межю дву рек Костромы и Обноры около кругом и межю дву волостей Кулиги и Осека землицы и деревень, починки, и озерцо с ыстоком. И хто у них почнет в тех деревнях жити свяшеников, дьяконов, и слух, и людей, и монастырских крестьян, 1-и тем их людем -1 и крестьяном не надобе моя, великого князя, дань, ни номерное, ни ям, ни пятно, ни мыт, ни явка, ни намеснич, ни тиунов корм, ни праведчиков побор, ни к сотцким, ни к десятцким, ни к дворским с черными людми не тянут ни в какие проторы ни в розметы. А наместници наши костромские и волостели костромские и их тиуни не судят ни в чем. А случитца у них в тех деревнях душегубство, или хто подкинет, а не обыщут душегубца, ино наместником веры два рубля. А учинитца у них душегубство нехистросно 2 – кого гром убъет, или з дерева убъетца, или дерево убиет, или зверь съест, или згорит, или утонет, или иным делом которым нехистросью 2, ино наместником веры нет, тиуну их одна явленая гривна. А ведает и судит строитель Генадей з братьею своих крестьян сами во всем или кому прикажут. А случитца суд смесной тем их людем и крестьяном з городскими или становыми, ино наместници наши и их тиуни судят, а строитель Генадей з братьею или их приказщики с ними ж судят. А прав ли виноват ли манастырской человек, и он в правде и в вине строителю Генадыо з братьею, а наместници наши и их тиуни в монастырского человека не вступаются ни в правого, ни в виноватого. А кому будет каково дело до их приказщиков и до свещелников и до дьяконов, ино сужу их яз, царь и великий князь, или мой дворетцкой.

Также есми их пожаловал, кому будет до их попов, до их людей и до их крестьян какое дело, и тот по них шлет моего, великого князя, пристава даного одново, которой дан, и он им пишет один срок в году – на Рожество Христово. А опроче того срока иных сроков наметывати есми не велел. А хто их опричь того даного пристава даст на поруку и срок на них накинет силно, и яз им к тому сроку ездити не велел. А хто на них безсудную возмет, и та безсудная не в безсудную, опричь тех людей, что есми своим бояром приказывал обыскивати лихих людей, татей и разбойников. И на которых будут слово лихое взмолвят в татбе и в розбое, ино яз сам, князь великий, по тех людей пошлю или мой дворетцкой. А сужу их яз, князь великий, или мой дворетцкой.

А боярские люди и 3 иные, хто ни буди, к монастырским свещелником и к людем и ко христьяном на пир и на братчины незваны не ходят. А хто к ним на пир и на братчины приедет незван пити, и они того вышлют вон безпенно 4. А не пойдет вон, а учнет у них пити силно, и учинитца у них какова гибель, и тому та гибель платить вдвое без суда и без исправы.

Також есми их пожаловал, здесь на Москве и во всех городех Московские земли ямщиком на ям и всяким гонцом у их попов и дьяконов, и у их слуг и людей, и у их крестьян подвод и проводников имать не велел. А хто на них возмет силно через сю мою грамоту, и тому от меня быти в казни и в продаже. Также семи их пожаловал, наши князи и бояре, и воеводы ратные и всякие ездоки в их селех и в деревнях ни у кого силно не ставятца, ни кормов, ни подвод не емлют. [190]

Также есми их пожаловал, что у них в манастыре и в селех и в деревнях храмо[в] священиков учнут служити, и тем священиком и дьяконом митрополиту и епископу дани не давати, ни десятилником, ни заещиком к ним не въезжаги ни по что.

Также есми их пожаловал, не велел есми на их крестьянех тех деревень своих повозов ни иных ни которых дел розметных наметывати.

А что их священики и старци и люди манастырские на Москве и в котором городе ни буди Московские земли купят что ни буди в манастырь, или монастырское продадут на Москве или в котором городе ни буди, или повезут повоз ис которого села и 3 из деревень в которой город ни буди, и они с того тамги, ни померново, ни явки, ни весчего, ни поворотного, ни отвозного, ни мытов, ни перевозов, ни мостовщины, ни иных ни которых пошлин не дают.

А кому дам свою грамоту жалованную на грамотника, а на сю грамоту иные грамоты нет. А кому явят сю мою грамоту, и они не дают с нее ничево.

А дана грамота лета 7056-го, ... 5 день.

На обороте:

Царь и великий князь Иван Васильевич.

Приказал боярин и дворецкой Данило Романович Юрьев.

Лета 7059-го, маия в 17 день, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии сей грамоты слушал, и выслушав сю грамоту, Преображенья Спасова что на Сурском озере строителя [Ге]на[дь]я з [б]ратьею, или [по нем и[ны[и] стро[итель или и]гумен в том монастыре буде[т], пожало[вал], велел им сю грамоту подписати, опричь ямских денег и посошные службы и тамги – то им давати. А опричь сей подписи царь и великий князь сей грамоты рушити у них не велел никому ни чем. А кому будет чего искати на их свещенникех и на дияконех, ино их судит отец наш митрополит всеа Русии, а людей их и крестьян сужу яз, царь и великий князь, или мой дворетцкой Болшого дворца. А подписал царя и великого князя дьяк Юрьи Сидоров.

Лета 7093-го, сентября в 9 день, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии сее грамоты слушал, а выслушав сю грамоту, Корнильевы пустыни игумена Иева з братьею пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое, царево и великого князя, имя и сее у них грамоты рушати не велел никому ни в чем, а велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал царя и великого князя диок Петр Трифанов сын Тиунав.

Лета 7114-го, декабря в 18 день, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии сее грамоты слушал, а выслушав сю грамоту, Корнильевы пустыни игумена Кирила з братьею пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое, царево и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии, имя и сее у них грамоты рушати не велел никому ни в чем, а велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал царя и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии диок Василей Нелю[бо]в сын Суков.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 47/5014. Подлинник: 260 X 400. В середине ниж го поля грамоты на отгибе на выцветшем малиновом шелковом шнуре привел на круглая красновосковая печать (диам. прибл. 40); на одной стороне изображение всадника, поражающего копьем дракона, и надпись: Иван, божиею милостию господарь всея Руси; на другой – изображение двуглавого орла и надпись: Великий князь Володимерски, Московски, Новградски и иных.

Списки (все с неверной датой 7052 г.): РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 3-5. 1761 г. РГБ. Ф. 203. Картон 276. № 11. Л. 1-3. 1850-60-е гг. [191]

Уп: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века // АЕ за 1957 год. М., 1958. С. 375. № 584 (с точной датой 1548 г. июля 15); РД. М., 1997. Вып. 1. С. 143. № 237 (под датой 1543/44 г.; ср. № 240).


Комментарии

1. В ркп. написано дважды.

2. Так в ркп.

3. В ркп. пропущено.

4. В ркп.: безменно.

5. В ркп. утр. месяц и число выдачи грамоты (утрата носит чисто механический характер – правое нижнее поле грамоты обрезано).

№ 83

1549/50 г. – Данная Владимира Васильевича Морозова строителю Сп.-Генн. пустыни Геннадию на д. Залякино и наволок Колотилов на р. Костроме в Осецком ст. Костромского у.

Се яз, Володимер Васильевич Морозов, дал есми в дом Спасу и Живоначялной Троици и чудотворцу Сергию строителю Енадью з братьею ви его пустаню свою вотчину куплю деревню Залякино в Костромском уезде в Осецском стану с лесом с пашеным и не с пашеным, со всякими угодьи и с волоком с Колотиловым на Костроме на реке, и куды ис той деревни плуг и соха, и коса, и топор ходил, и что х той деревне истари потягло. Енадью з братьею, или потом иной будет строитель или игумен, и им за меня при моем животе молить Бога и за мое подружье и за моих детей, а после моего живота им поминать по мне и по моему роду и в сенаник им написать. А дал есми ту вотчину свою в дом Спасу и Живоначялной Троици и чудотворцу Сергею в наследье в вечных благ без выкупа впрок.

А на то послуси Иван Марков сын Шабаршина, да Семен Иванов сын Горбатого, да Сергей Микифоров сын Дыделный.

А даную писал Олешка Матфеев сын Репехов, лета 7000 пятдесят осмаго.

На обороте:

Яз, Володимер, к Спасу в дом к строителю Генадью з братьею свою вотчину куплю деревню Залякино дал со всем с тем, как в сей даной писано, в наследие вечных благ 1 впрок без выкупа. Яз, Володимер, и руку приложил к сей даной.

Послух Иванец Шебаршин руку приложил.

Послух Семенец Горбатого и руку приложил.

Послух Сергеец Микифоров руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 51/5018. Подлинник: 145 X 275.

Коп.: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 13, 13 об. 1761 г.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 144. № 241.


Комментарии

1. В ркп. написано дважды.

№ 84

1550 г. июня 18. – Жалованная данная обельно-несудимая грамота ц. Ивана Васильевича строителю Сп.-Генн. пустыни Геннадию на дд. Павловка, Коротополово и др. с почч. и угодьями в Кулижской вол. Костромского у., с подтверждением ц. Ивана Васильевича 1551 г. мая 17 строителю Геннадию.

Се яз, царь и великий князь, Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми Новые Корнильевы пустыни Преображения Спасова и чюдотворца Сергия что в [192] Костромском уезде на Сурском озере строителя Генадия з братьею, или по нем иныи строитель или игумен в том монастыре будет. Били нам челом, что оне нашу богомолью монастырь строят, а братьи прибывает, а пашни у манастыря н[ет,] а пришли деи около манастыря болота и мхи, и им пашни роспахати негде. А что есми их пожаловал преже сего, дал в дом Преображения Спасова и чюдотворца Сергия четыре деревни Кулишские ж волости чашнича пути и со мхи и болоты и 1 им деи тем прокормитца нечем. А пришли деи по списку четыре ж деревни черные тех же деревень прежнего нашего жалованья Кулишские ж волости чашни[ча] пути – деревня Павловка на реке на Павловке в спуске у Егория святого, деревня Коротополово, деревня Радилцово Лысцово, деревня Настасьино. Да у тех же деревень за полем поставил на позему тех деревень князь Иван Пенинской [два] починка силно после писцов – у деревни у Тимины починок Охотино на реке на Павловке и у деревни у Настасьина починок Попиралцово. Да тех же деревень бортной Каргановской ухожай, а оброку дают с того ухожая на наш Дворец полтора пуда меду. Да у деревни у Карганова да у деревни Коротополова ез на реке на Костроме, а оброку дают с того езу в нашу казну полполтины денег. И нам бы теми четырма деревнями и двема починки, и лесом бортным, и езом с оброком с медвяным и з денежным строителя Генадия з братиею пожаловати.

И яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, строителя Генадья з братьею, или по нем иныи строитель и игумен в том манастыре будет, и теми четырма деревнями и двема починки тое ж Кулишские волости деревнею Павловкою на реке на Павловке что в спуске у Егория святого, чашнича пути, деревнею Коротополовою, деревнею Радилцовою Лысцовым, деревнею Настасьиным, починком Охотиным что на реке на Павловке, починком Попиралцовым, что поставил был те починки князь Иван Пенинской на волостной земле, пожатовал и с лесом з бортным и с езом что на реке на Костроме у деревень у Карганова да у Коротополова и с оброком с медвяным и з денежным, что шло с Каргановского ухожая и с езу, со всем с тем, что к тем деревням и к починкам исстари потягло. А дал есми те деревни и починки, и лес бортной ухожай, и ез в дом Преображения Спасова и чюдотворца Сергия за свое здравье и по своих родителех в вечной поминок. А строителю з братьею на мои имянины пети молебен собором и обедня служити о нашем здравье и на братью корм болшой и милостыня. А по моих родителех преставльшихся по памятем строителю з братьею пети понахиды и обедни служити собором и на братью корм болшой с милостынею.

А хто у них в тех деревнях и в починкех учнут жити людей и хрестьян, и тем их людем и крестьяном не надобе моя, царя и великого князя, дань, ни ям, ни пятно, ни мыт, ни явка, ни наместнич, ни тиунов корм, ни праведчиков, ни довотчиков побор, ни к сотцким, ни к десятцким, ни к дворским с черными людми Кулишские волости не тянут ни в какие проторы, ни в розметы, не дают ничего, опричь ямских денег. А нашим наместником костромским и волостелем и их тиуном о суде и всем людем велел ходити, как у них в нашей жаловалной манастырской грамоте написано.

Дана грамота на Москве, лета 7058-го, июня в 18 день.

На обороте:

Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии.

Лета 7059-го, маия в 17 день, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии сее грамоты слушал, и выслушав сю грамоту, Новые Корнильевы пустыни что на Сурском озере Преображенья Спасова строителя Енадья з братьею, или [193] хто по нем в том манастыре иныи строитель или игумен будет, пожаловал, велел сю грамоту подписати, опричь ямских денег и посошные службы и тамги – то им давати. А опричь сей подписи царь и великий князь сей грамоты рушити не велел никому ни в чем. А подписал царя и великого князя диак Юрьи Сидоров.

PГАДА. Ф. 281. Кострома. № 50/5017. Подлинник: 280 X 375. В середине нижнего поля грамоты на отгибе на малиновом шелковом шнуре привешена сильно поврежденная (рассыпалась на части) круглая красновосковая печать (диам. прибл. 40); на одной стороне изображение всадника, поражающего копьем дракона; на другой – изображение двуглавого орла.

Списки: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Костроме. № 1336/29352. Б/п. 1669 г.; РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 5 об.-6 об. 1761 г.; РГБ. Ф. 203. Картон 276. № 11. Л. 3 об.- 5. 1850–60-е гг.

Публ.: Ярославские епархиальные ведомости. 1894. № 52.

Уп.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных. грамот XVI века // АЕ за 1960 год. М., 1962. С. 134. № 620; РД. М, 1997. Вып. 1. С. 144. № 242.


Комментарии

1. В ркп. пропущено.

№ 85

1550/51 г. – Данная Пелагеи Леонтьевой дочери, вдовы Никифора Нелюбова, с сыном Василием Heyстроем старцу Сп.-Генн. пустыни Геннадию на жребий с. Григорьевское в Осецком ст. Костромского у.

Се яз, Полагая Левонтиева дочи, а Микифорова жена Нелюбова, да с 1 своим сыном с Васильем с Неустроем с Микифоровым сыном даю в дом Преображенью Спасову и чюдотворцу Серъгею в Генадьеву пустыню старцу Генадью, яже о Христе з братьею, по душе мужа своего и по своему роду и по своей душе вотчину мужа своего осмой жеребей сели Григорьевсково, и что х той к осмому жеребью истарь потягло, куды плуг и топор и коса ходили, и с лесом, и пожни на Костроме на реке по урочищем. И где на ту нашу вотчину выляжет кабала или даная, или купчяя, или нашему роду спор будет той вотчине, спор в земле и в лесе и ф пожнях, и мне, Полагие, с 1 своим сыном очищать, а убытка монастырю не привести. А будет мне, Полагие, или моим детем или нашему роду до тое вотчины, и нам дать Преображенью Спасову двацать рублев в дом в Костромском уезде в Осецком уезде 2 в стану.

А на то послуси Василей Федоров сын Бедарев, да Фегнаст Федоров сын Бедарев, да Русин Микифоров сын Нелюбов, да Непогодей Григорьев сын Нелюбов, да Адаш Федоров сын Нелюбов.

А сю даную писал Скряба Григорьев сын Нелюбов, лета 7000 пятдесят девятого.

На обороте:

Послух Василей руку приложил.

Послух Фегнаст руку приложил.

Послух Непогодей руку приложил.

Послух Адаш руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 52/5019. Подлинник: 155 X 220.

Список: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 18 об., 19. 1761 г. [194]

Публ.: Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии М., 1912. С. 81.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 144. № 243.


Комментарии

1. В ркп. пропущено.

2. Так в ркп.

№ 86

Ок. 1551 г. февраля 15. – Закладная кабала Офимьи Степановой дочери вдовы Гневаша Никитича Лихарева, с сыном Семеном старцу Сп.-Генн. пустыни Вассиану на дд. Фоминское, Захарово, Василъево и поч. Нечайков в Андомской вол. Костромского у. в 300 рублях.

Се яз, Офимья Стефанова дочь, а жена Гневашовская Никитича Лихорева, с своим сыном с Семеном заняли есмя у старца у Васьяна Генадьевы пустыни манастырского серебра триста рублев денег московских ходячих от Зборного воскресенья до Ильина дни пророка. А в тех денгах заложили есмя ему свою вотчину, мужа своего благословенья Гневаша Никитича, в Костромском уезде в Андомской волости деревню Фоминское, а в ней церковь Дмитрей Прилутцкий вологотцкии чюдотворец, да деревню Захарово, да деревню Васильево, да починок Нечайково за рекою за Андомою против Дмитрея чюдотворца и со всем с тем, куде к тем деревням и к починку истари по тяглу топор, соха, плуг, коса ходила. А не выкупим тое своей отчины на тот срок на Ильин день, ино ся кабала на ту отчину и купчая грамота. А за рост нам те деревни пахати на манастырь и сено косити.

А на то послуси Иван Федоров сын Романова, да Темирь Давыдов сын Соловцова, да Лепиха Тимофиев сын Кузняцов, да Неупокой Иванов сын Бахарев, да Есип Кузмин сын Бурсин.

А кабалу писал Федосец Иевлев сын, лета 7050 девятаго.

На обороте:

Иван послух руку приложил.

Темирь послух руку приложил.

Послух Есипец Кузмин и руку свою приложил.

Послух Неупокой руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 53/5020. Подлинник: 145 X 250. На обороте вверху помета XVII в.: На село Фоминское.

Публ.: Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. М., 1912. С. 1, 2.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 144. № 244.

№ 87

1553/54 г. – Данная Авдотьи Григорьевой дочери Кафтырева, вдовы Федора Федорова сына Нелюбова Чмутова, с детьми Шарапом, Адашем, Федором и Путятой старцу Сп.-Генн. пустыни Геннадию на четверть с. Григорьевское и пуст. Захарово в Осецком ст. Костромского у.

Се яз, Овдотья Григорьева дочи Кафтирева, а Федорова жена Федорова сына Нелюбова Чмутова, да с 1 своими детми ш Шарапом, да с Адашем, да с Федором, да с Путатою даем в дом Преображенью Спасову и чюдотворцу Сергею в [195] Енадиеву пустыню старцу Генадию, яже о Христе з братиею, по душе мужа своего и по своему роду и по своей душе вотчину мужа своево четверть 2 села Григорьевъского да пустошь Захарово со всем в Костромском 3 уезде в Осецком стану, и что х той четверти селца да пустоши Захаровскые иста[ри] потягло, куды плуг, топоры, косы ходили исстари. А межа той вотчине с Васильем з Бедаревым от Ильи пророка дорогою прямо на Киверовское поле – то нам и межа, да з другую сторону с Микифоровыми детми третье поле вопчее пополы от двора прямо на две ели и на грани. Да луг на речке на Перье с нижново конца от пруда верх 4 по ричке 5 по Перье. А межа тому лугу на березовой пень, да на другой стороне на ивовой куст да на яму. И что к той нашей вотчине истари потягло, лес и всякое угодье на Костроме на реке с наволоки по урочищем. И на ту нашу вотчину выляжет кабала или купчяя, или даная, или иная крепость, или царя великово князя подать, мъне, Овдотие, с 1 своими детми ту свою вочину очищати, а к монастырю убытка не привести ни в чем. 6-А будет мне, Овдотье, или моим детем или нашему роду -6, нам дати в дом Преображенью за ту свою вотчину сорок рублев.

А на то послуси Василей Федоров сын Бедарев, да Пятой Иванов 7 сын Нелюбов, да Непогодей 8 Григорьев сын Нелюбов, да отец наш душевной игумен Боголеп, да Неустрой Микифоров сын Нелюбов.

А сю даную писал Скряба Григорьев сын Нелюбов, лета 7000 шестьдесят втораго.

На обороте:

Яз, Адаш, к сей грамоте 9 даной и в матери своей руку приложил и в братьи своей место.

К сей даной Путило руку приложил.

Послух Василей руку приложил.

Послух Пятой руку приложил.

Послух Непогодей руку приложил.

К сей даной ыгумен Боголеп в детей душевных своих руку приложил.

К сей даной Фегнаст руку приложил Бедарев.

К сей даной 10 Федор руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 57/5024. Подлинник: 160 X 305.

Список: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 17-18. 1761г.

Публ.: Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. М., 1912. Л. 81, 82.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 144. № 245.


Комментарии

1. В ркп. пропущено.

2. В ркп.: четвер.

3. В ркп.: Костром.

4. В ркп.: вер.

5. Так в ркп.

6. Так в ркп.; по смыслу этот оборот должен быть завершен выражением: до той вотчины.

7. В ркп.: Ванов.

8. В ркп.: Непогоде.

9. В ркп.: грате.

10. В ркп.: даноной.

№ 88

1554 г. февраля 2. – Указная с прочетом грамота боярина и дворецкого Данилы Романовича Юрьева в Кострому езовому приказчику Нечаю Дмитриеву о ежегодной даче хлебной руги в Новую Корнильеву пустынь.

По цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии слову, от боярина и дворетцкого Данила Романовича на Кострому езовому приказщику Нечаю [196] Дмитрееву, или по тебе на Костроме иной езовой приказщик будет. Тобе еси дал из царевых и великого князя житниц в Костромской уезд в Корнильеву новую пустыню строителю Генадию з братьею шестьдесят четвертей ржы да шестьдесят четвертей овса в старую московскую меру годового, да и вперед 1 бы ты, Нечай, или по тебе на Костроме иной езовой приказщик будет, в Корнильеву пустыню строителю Генадью з братьею, или в той пустыне иной строитель или игумен будет, тот хлеб давали на их срок на Стретеньев день по штидесяти четвертей ржы да по штидесяти четвертей овса. А посулов бы есте и поминков у строителя у Генадья з братьею от того не имали, и к нам бы строитель Генадей з братьею о том хлебе на Москву бити челом не приежжали. А не учнете на их срок хлеба ржы и овса строителю Генадью з братьею давати, а от того учнете имати посулы, а строитель Генадей з братьею о том хлебе учнет, ириежжая, бити челом, и вам от царя и великого князя быти в опале, а тот хлеб рожь и овес, и волокиту, и проесть велит на вас, на приказщикех, доправити вдвое.

А прочет 2 сю грамоту, отдавали б есте ея строителю Генадью з братьею назад, и они ея держат 3 вперед 1 иных для наших приказщиков езовых.

Писана лета 7062, февраля в 2.

А отвозили б тот хлеб рожь и овес в тот монастырь Кубанских сел крестьяне.

Дьяк Захарья Панфилов.

РГБ. Ф. 203. Картон 276. №11. Л. 6. Копия 1850-60-х гг. В конце ркп. омечено наличие печати на подлиннике: (М. П.); перед текстом копии отметка: № по описи 73.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 144. № 246.


Комментарии

1. В ркп.: вперве.

2. В ркп.: прочте.

3. В ркп.: дръжат.

№ 89

1560 г. мая 30. – Отдельная выпись костромских писцов Василия Ивановича Наумова и Иная Ивановича Ордынцева строителю Сп.-Генн. пустыни Геннадию на дд. Ермакова и Халдеево в Тепринском ст. Костромского у.

Лета 7068-го, маия в 30 день, по па[мяти] с приписью дьяка Василья Степанова, [костром]ские писцы Василей Иванович Наумов да Инай Иванович Ардынцов с товарыщи отмерили Преображенья Спасово и чюдотворца Сергея строите[л]ю Генадью [с бр]атьею в Костромском уезде в Теперском стану чашнича пути деревню Ермаково на речке на Секше, деревню Халдеево на речке на Секше. И всего строителю Генадью з братьею по памети отмерили две деревни, пашни в обеих деревн[я]х середние земли сто сорок пять четвертей в одно[м] поле, а в дву по тому же.

И вы б, все крестьяне тех дву деревень, строителя Генадья з братьею, ил[и] кому вас прикажют, слушали, па[ш]ню пахали и оброк платили, чем вас строитель з братьею изоброчат, до тех мест, как царь государь велит им на те деревни свою жаловалную грамоту дати.

К сей выписи костромские писцы Василей Иванович Наумов да Инай Иванович Ардынцов печати свои приложили.

Приписал Ондрей Шулепникова.

Приписал Ташлык Теремицкой. [197]

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 68/5035. Подлинник: 135 X 315. В левом нижнем поле грамоты приложены две круглые черновосковые печати (диам. прибл. 15 каждая); на одной надпись: [Васи]лей [Ив]анов[ич] Нау[мов]; на другой изображение стерто.

Список: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 21 об., 22. 1761 г.

Публ.: Шумаков С. А. Сотницы, грамоты и записи. М., 1903. Вып. 2. С. 6, 7. № 2.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 145. № 247.

№ 90

1562 г. октября 29. – Закладная кабала Русина Никифорова сына Нелюбова с сыном Богданом казначею Сп.-Генн. м-ря Серапиону на наволок на р. Костроме в Осецком (?) ст. Костромского у. в 10 рублях сроком на год.

Се яз, Ру[с]и[н] Микифоров сын Нелюбов, да с 1 своим сыном з Богданом заняли есмя у казначия у старца у Серепнена Енадьева манастыря десять рублев денег государева серебра отписнова от Дмитриева дни да до того ж дни. А в тех семя денгах заложили свой наволок на Костроме на реке по речке по Линде – по обе стороны в межах з братом с Неустроем да с Федоровыми детми Чьмутова с Шарапом да с Одашем – свою выть четвертую и со всяким угодьем. И нам те денги отдати на тот срок. А не отдадим мы тех денег на тот срок, ино на наш наволок ся кабала и купчая грамота.

А на то послуси Федор Васильев сын Бедарева да Одаш Федоров сын Нелюбов.

А кабалу писал Богдан Русинов сын Нелюбов, лета 7000 семдесят перваго, месеца октября 29 день.

На обороте:

Послух Федор руку приложил.

Послух Адаш руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 84/5051. Подлинник: 150 X 195.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 145. № 249.


Комментарии

1. В ркп. пропущено.

№ 91

1563/64 г. – Данная Алатора Иванова сына (Нелюбова) старцу Сп.-Генн. пустыни Геннадию на пожню Хмелевица близ д. Чернышево в Осецком (?) ст. Костромского у. Противень 1.

Се яз, Олатар Иванов сын, дал есми в дом Преображенью Спасову старцу Генадью, еже о Христе з братьею, вкладу пожню Хмелевицу под Чернышевым свою шестыню, а сена становится на ней полтораста копен, с верхнево конца ото врага да вниз к Чернышеву. А будет роду моему братьи до тое пожни дело, ино дати им рубль выкупу в манастырь.

А на то послуси Русин Никифоров сын Нелюбов да Пятой Иванов сын Нелюбов.

А даную писал Потапко Федоров сын, лета 7072 году.

На обороте:

К сей кабале 1-игумен Генадий -1. [198]

Олатяр 2 руку приложил.

Послух Пятой руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 88/5055. Подлинник: 155 X 160.

Список: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 15 об., 16. 1761 г.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 145. № 250.


Комментарии

1. В ркп.: игумн Геди.

2. Так в ркп.

№ 92

1563/64 г. – Данная Алатора Иванова сына (Нелюбова) старцу Сп.-Генн. пустыни Геннадию на пожню Хмелевица близ д. Чернышева в Осецком (?) ст. Костромского у. Противень 2.

Се яз, Олатар Иванов сын, дал есми в дом Преображению Спасову старцу Генадью, еже о Христе з братьею, вкладу пожню Хмелевици 1 пот Чернышевым свою шестыню с верхнево конца ото врага да вниз х Чернышеву. А будет роду моему братьи 2 до тое пожни дело, ино дати им рубль выкупу в манастырь.

А на то послуси Русин Микифоров сын Нелюбов 3 да Пятой Иванов сын Нелюбова.

А даную писал Потапко Федоров сын, лета 7072-го.

На обороте:

Олатар руку приложил.

Послух Пятой руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 90/5057. Подлинник: 160 X 155.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 145. № 251.


Комментарии

1. В ркп. далее вписано над строкой другим почерком более темными чернилами: пожню.

2. В ркп. вписано над строкой.

3. В ркп. исправлено из: Бедяров.

№ 93

1565 г. мая 4. – Описные книги, переписи костромского городового приказчика Григория Салманова сына Немирова, Сп.-Генн. пустыни.

Лета 7073-го, маия в 4 день, по Цареве и великого князя грамоте и по приказу боярина и дворецкого Микиты Романовича Юрьева, костромской городовой приказщик Григорей Салманов сын Немиров описал монастырь Костромъского уезда Енадьевы пустыни Преображенья Спасова.

Церковь Преображенье Спасово, а в церкве образов: Деисус – на празелене, венцы на золоте; двери царские на золоте; да образ месной Преображенье Спасово – семи пядей, на золоте, а у него венец серебрен позолочен, а в венце три жемчюги, да семь гривен серебрены золочены, да цата серебрена золочена; да образ местной Воскресение господа Бога нашего – на золоте, семи ж пядей; да образ местной Пречистые – на золоте, семи ж пядей; да образ Преображенье Спасово – обложен медью, позолочен, в киоте, четырех пядей; да образ Пречистые Одегитрее – на золоте семи пядей, а у нее две цаты серебрены позолочены, да три гривны серебрены, да гривна серебрена не золочена; образ местной [199] Двенатцать месяцов – на золоте; дверь саверская 1, на лазори писаны притчи евангельские; да в олтаре образ Запрестольная Пречистая – на золоте, трех пядей; да крест большой выносной на золоте; да на тябле образов: образ Пречистые Умиление – обложен серебром, позолочен; образ Пречистые Володимерские – обложен серебром, позолочена, пяднииа; образ Иван Богослов – обложен серебром, позолочен, цата серебрена, золочена; образ Великий мученик Никита – обложен серебром, венец ... 2 серебрена, пядница, пелена ши... 3

РГБ. Ф. 203. Картон 276. № 11. Л. 6 об. (без конца). Копия 1850-60-х гг. В ркп. текст копии перечеркнут карандашом; вверху отметка: № 3 по описи.


Комментарии

1. Так в ркп.

2. В ркп. оставлено место для одного двух слов.

3. На этом в ркп. текст обрывается (конец листа); следующий лист оставлен чистым.

№ 94

1565/66 г. – Данная Шарапа, Адаша и Сурьянина Федоровых детей Нелюбова (Бедарева) строителю Сп.-Генн. пустыни Иосифу на д. Лабунино в Осецком ст. Костромского у. Противень 1.

Се яз, Шарап, да Адаш да Сурьянин Федоровы дити 1 Нелюбова дали есмя в дом Преображению Спасову и чудотворцу Сергию ви Генадьеву пустыню на Суръское озеро строителю Иосифу з братиею свою вочину деревну Лабунино, отца своего благословление, за долг отца своего и за свой долг за трицать рублев, а досталь дали по душе отца своего и матери своей и по своему роду в наследие вечны благ без выкупа впрок, – и нашему роду тое вочины не выкупить, – и что к нашей вочине деревне Лабунину истари потягло, куды топор, коса и плуг ходил истари х той 2 деревне, с хоромы и с лесом с пашеным и не с пашеным и со всяким угодием в Костромском уезде в Осецком стану. А в межах у тое вочине с Левонтием с Кафтыревым да з Григорием с Кафтыревым си Есиповым сыном селом с Кушулевым да с Тирановою пустошию з Дубаковым, а з другую сторону великово князя земля деревня Федотиева, а межа нам с тою землею с огорода на лес прямо. А где на нашу вочину выляжет кабала или купчая, или даная, или иная какая крепость, и нам свою вочину очищать, а манастырю нам убытка не довести ни в чем.

А на то послуси Пятой Иванов сын Нелюбов, да Русин Микифоров сын Нелюбов, да Федор Васильев сын Бедарев, да Подосен Осифов сын Матренин.

А даную писал Адашко сам на себя и на свою братью своею рукою, лета 7074-го.

На обороте:

К сей даной Суриянин и в брата свое место руку приложил.

Послух Пятой руку приложил.

Послух Федор руку приложил.

Послух Подосен руку приложил.

Послух 3 Подосен руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 102/5069. Подлинник: 145 X 390. На обороте на приклейке помета XVII в.: Вкладные на село Бедарево з деревнями разных вкладов. [200]

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 145. № 252.


Комментарии

1. Так в ркп.

2. В ркп.: то.

3. В ркп.: послу.

№ 95

1565/66 г. – Данная Шарапа, Адаша и Суръянина Федоровых детей Нелюбова (Бедарева) строителю Сп.-Генн. пустыни Иосифу на д. Лабунино в Осецком ст. Костромского у. Противень 2.

Се яз, Шарап, да Адаш да Сурьянин Федоровы дити 1 Нелюбова дали есмя в дом Преображению Спасову и чудотворцу Сергию ви Генадьеву пустыню на Сурское озеро строителю Иосифу з братьею свою вочину деревню Лабунино, отца своего благословление, по душе отца своего и матери своее и по своему роду в наследье вечны благ без выкупу впрок, – и нашему роду тое вочины не выкупить, – что к нашей вочине деревне Лабунину истари потягло, куды топор и коса и плуг ходил истари х той деревне, с хоромы и с лесом с пашеным и не с пашеным и со всяким угодием в Костромском уизде 1 в Осецком стану. А в межях с Левонтием с Кафтыревым да з Григорием с Кафтыревым си Есиповым сыном селом с Кушулевым да с Тирановою иустошию з Дубаковым, а з другую 2 сторону великово князя земля деревня Федотиево, а межя нам с тою землею с огорода на лес прямо. А где на нашу вочину выляжет кабала или купчая, или даная, или иная какая крепость, нам свою вочину очищать, а манастыря нам убытка не довести ни в чем.

А на то послуси Пятой Иванов сын Нелюбов, да Русин Микифоров сын Нелюбов, да Подосен Осифов сын Матренин, да Олексий Амосов сын Смирного, да Важен Дмитреев сын Крев 1.

А даную писал Адашко сам на себя и на свою братью своею рукою, лета 7000 семдесят четвертого.

На обороте:

Послух Пятой руку приложил.

Послух Олеша руку приложил.

Послух Важен руку приложил.

К сей даной Суриянин и в брата своего место Шарапово и руку приложил.

Послух Подосен руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 103/5070. Подлинник: 150 X 400. На обороте внизу помета XVI–XVII вв.: Мая в 23 день, приказал записать Путило.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 145. № 253.


Комментарии

1. Так в ркп.

2. В ркп.: ругую.

№ 96

1565/66 г. – Данная Русина Никифорова сына Бедарева (Нелюбова) с сыном Богданом иг. Сп.-Генн. пустыни Герасиму на жеребий сц. Григорьевское в Осецком ст. Костромского у.

Се яз, Русин Никифоров сын Бедарева, да с 1 своим сыном з Богданом дали есмя в дом Преображенья господа Бога спаса нашего Исуса Христа и чюдотворца Сергея игумену Герасиму з братьею в Генадьеву пустыню свою отчину, отца [201] своего благословленье, половины селца Григорьевъскаго четверть селца в Костромском уезде в Осетцком стану с лесом с пашенным и не с пашенным, и со всякими угодьи, и с отхожими пожнями, и с истоки с рыбными ловлями, и куды х той половине четверти селца Григорьевъскаго плуг и коса и топор ходила, и что х той четверти половине селца Григорьевъскаго истари потягло. Игумену Герасиму з братьею, или по нем иный игумен в том монастыре будет или строитель, и им поминати отца моего душу Никифорову, а за наше здравье при нашем животе Бога молиги, за меня и за мою семью, а после нашего живота им нас и родителей наших поминати и в сенаник написати. А дали есмя ту свою отчину Спасу и чюдотворцу Сергею в Генадьеву пустыню в наследие вечных благ впрок без выкупа. А та наша вотчинъника 2 по душе не отдана нигде, опричь Генадьевы пустыни, и не заложена ни у кого ни в чем.

А на то послуси Третьяк Григорьев сын Шувалов, да Пятой Иванов сын Нелюбов Бедарев, да Адаш Федоров сын Нелюбов Бедарев, да Костянтин Суворов сын, да Левонтей Семенов сын, да Истома Володимеров сын.

А даную писал Ефимко Семенов сын Бурсин, лета 7000 семдесят четвертаго.

На обороте:

К сей да[нной] … 3 [Бе]|дарева отчину отец мой Русин дал в ма|настырь в Генадьев игумену Гераси|му з братьею и руку приложил. Яз, Бо|гдан, дал и в отца своего место в Ру|синово и в свое место руку приложил.

Послух Третьяк руку приложил.

Послух Адаш руку приложил.

Послух Лева руку приложил.

11ослух Костя руку приложил.

Послух Истомка руку приложил.

Послух Пятой руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 100/5067. Подлинник: 155 X 390.

Список: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 19, 19 об. 1761 г.

Уп.: РД. М, 1997. Вып. 1. С. 145. № 254.


Комментарии

1. В ркп. пропущено.

2. Так в ркп.

3. В ркп. вследствие обреза верхнего края грамоты утр. 20-25 букв.

№ 97

1565/66 г. – Данная Алатора, Дмитрия, Пятого и Тирона Ивановых детей Бедарева (Нелюбова) с племянниками Смирным Сунгуровым сыном и Замятней и Иваном Шестаковыми детьми – Бедаревыми иг. Сп.-Генн. пустыни Герасиму на д. Дорок в Осецком ст. Костромского у.

Се я[з], Олата[р], да я[з], Дмитрей, да я[з], Пятой, да яз, Тер[он], Ивановы дети Бедаревы да с 1 своими племяники Смирным Сунгуровым сыном да з Замятнею да с Ываном с Шестаковыми детми дали есмя в дом Преображения Бога спаса нашего Исуса Христа и чудотворца Сергея игумену Герасиму з братьею 2 в Генадьеву пустыню свою отчину, отца своего благословленье, деревню Дорок в Костромском уезде в Осецком стану на речке на Перье с лесом с пашенным и не с пашеным, и со всяким угодьем, и с отхожими пожнями по реке по Костроме от Чернышевского езу наниз до реки до Перьи, и с ыстоки, и с [202] рыбными ловлями, и куды к той деревне к Дорку плуг и коса и топор ходила истари по тягло. Игумену Герасиму з братьею, или по нем иный игумен в том монастыре будет или строитель, и им поминати отца нашего Ивана и нашу братью Ивана да Матвея, а за наше здравье при нашем животе Бога молити и за наши семьи, а после нашего живота им нас поминати, и родителей наших и нас по нашем животе в сенаники написати. А дали есмя ту свою отчину Спасу и чудотворцу Сергею в Генадьеву пустыню в наследье вечных благ впрок без выкупа. А та наша отчина по душе не отдана нигде, ни продана, ни заложена, опричь Генадьевы пустыни. А выляжет где на нашу отчину на деревню на Дорок купчие или кабалы, закладные, и нам ту отчину очищати.

А на то послуси Ипатей Яковлев сын Голосов, да Одаш Федоров сын Бедарев, да Богдан Русинов сын Бедарева, да Кореп Иванов сын Кургановьского, да Сергей Григорьев сын Скобеев.

А даную писал Степанко Олифанов сын – Кодогорьского стану земской дьячек, лета 7070 четвертаго.

На обороте:

К сей даной Олатар руку приложил и в племяников своих место.

Дмитрей руку приложил.

Яз, Пятой, руку приложил и в племянников своих место.

Послух Ипатей руку приложил.

Послух Адаш руку приложил.

Послух Кореп руку приложил.

Послух Сергий руку приложил.

Послух Богдан руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 104/5071. Подлинник: 150 X 375.

Список: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 16, 16 об. 1761 г.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 145, 146. № 255.


Комментарии

1. В ркп. пропущено.

2. В ркп.: ратьею.

№ 98

1571/72 г. – Данная старицы Антониды, вдовы Албыча Юрьевича (Лихарева?), иг. Сп.-Генн. пустыни Алексию на дд. Волково Большое, Волково Малое, Засенежье Большое и др. с почч. в Костромском у.

Се яз, раба божия старица Онтонида, благословляю и даю в дом Преображению Спасову Генадиеву пустыну благословление государя своего Альбыча Юрьевича вотчину свою и сына моего Ивана игумену Олексию з братьею да по душе государя своего и по сыне Акакии и по всех наших родителех деревня Волково Болшее, деревня Волково Малое, да деревня Засенежие Болшою, да деревня Засенежие Малое, да починок Козлов, да деревня Стефаново, да деревня Щелекино, да деревня Никитино, да деревня Васуково, да деревня Климитино, да деревня Капустино, да деревня Гулнево, да починок Быстриков, да деревня Ерденево, да деревня Кизимово, да починок Панъфилов на реке на Шаче с лесы и с угодием, и с травами, и с водами, что к тем деревням истари потяглу, куды топор и коса ходила; да к тем ж деревням треть озера Медьвежия. И даю ту вотчину государя своего в дом к Спасу Генадиего 1 пустину 1 вечны 1 по душам нашим в вечн[ы] благ без выкупа. А игумену Олексию з братьею по наших душах обедни служить [203] и понахиды пети 2 и корьмы корьмити. А до тое нашие вотчины по приказу государя моего роду дела нет не которова; а не продана, не заложена нигде 3.

А на то послуси Иван Пятово сын Лихорева да Семен Гневашев сын Лихорев.

А су даную писал Нефетко Стефанов сын Ондриева, лета 7000 восмдесят.

На обороте:

Послух Семен руку пр[иложи]л.

К сей даной николской поп Иван руку приложил.

Иван Пятов сын Лихорива в послухи писался, и яз, николской поп Иван, отец его душевной, к сей даной в его место руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 123/5090. Подлинник: 165 X 290.

Список: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 13 об., 14. 1761 г.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 146. № 256.


Комментарии

1. Так в ркп.

2. В ркп.: пити.

3. В ркп.: нигдне.

№ 99

1571/72 г. – Данная Ивана Пятого сына Лихарева иг. Сп.-Генн. пустыни Алексию на с. Никольское с дд. и почч. в Костромском у. с установлением права пожизненного проживания вкладчика в половине села.

Се аз, Иван Пятово сын Лихарева, дал есми в дом Преображенью господа Бога // Спаса нашего Иисуса Христа и чюдотворца Сергия Генадьеву пустыню игумену Олексию з братьею свою отчину отца своего благословленья половину села Николского, да х той половине села и деревни, деревня Самарганово, да деревня Быстрово, да деревня Гуляево, да деревня Копосово, да на реке на Андоме починок Валявин, да на реки на Андоме починок Верзилов, да починок Плаксин, а х тому полуселу Николскому з деревнями, куды и истари плуг и коса и топор ходил, со всеми угодии, по душам своих родителей и по своем здравьи, в наследие вечных благ, впрок без выкупу. За то мое данье игумену Олексию з братьею по моих родителех кормы кормить и обедни служить и понахиды пети на их памити. А что того села Николского другая половина, и тою половиною владети мне, Ивану, до своего живота, безроден 1. А Бог по мою душу пошлет, ино и та моя половина села Николского в дом к Спасу Преображенью в Генадьеву пустыню по моей душе и по моих родителех в наследие в вечных благ, впрок без выкупу. А что моих крепостных людей старинных – Поганой Тимофеев сын да Иван да Оноха // Плаксины дети, да Третьяк Григорьев сын Ворлыгин, да Олабыш Ермолин сын, да его сын Перша – и те мои люди в службу к Спасу Преображенью в Генадиеву пустыню.

А на то послуси Семен Гневашев сын Лихарева да Иван Дмитриев сын, да Корипан Иванов сын Каргановского, да Стефан Олифанов сын Мизгулина.

А даную писал Пашко Карпов сын, лета 7080-го.

У подлинной даной назатыле пишут тако:

К сей даной покровской поп Иван в сына своего душевнаго место Ивана Пятово сына Лихарева руку приложил.

К сей даной Семен руку приложил.

Послух Степанко губной дьячек руку приложил.

Послух Иван руку приложил.

Послух Корип руку приложил. [204]

Послух Офонасей руку приложил.

Послух Нефед руку приложил.

РНБ. Ф. 536. F-60. А-2. Л. 14-15. Копия 1761 г.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 146. № 257.


Комментарии

1. Так в ркп.; возможно, это позднейшая помета на подлинной данной.

№ 100

1580/81 г. – Данная («прикладная») Матвея Федорова сына Бедарева Сп.-Генн. пустыни на треть с. Григорьевское в Осецком ст. Костромского у.

Се яз, Матвий Федоров сын Бедарев, даю к Спасу и Пречистой и Сергию чудотворцу Енадьеву пустынь своего благословленье 1 села Григорьевского свою выть и [свою] 2 треть в приклат по отце по своем и по матери и по своей душе вочину свою. И будет нашему роду до вотчины, и оне за вотчину в Енадьеву пустинь тритцать рублев денег прикладу. А дал есми свою вотчину со всем угодьем, куда топор, коса ходила, плуг ходит. Да отхожая пожня на Костроме на Борисова наволоке треть же. Да в той моей выти двор, а на дворе изба трех сажень да сеник, житница, конюшна, мылна, да овин.

А на то послуси Федор Васильев Бедарева, да Каблук Семенов сын Лаптева, да Богдан Русинов сын Бедарева, да Юмат Федоров сын Бедарев, да Тирон Иванов сын Бедарев.

А прикладную писал Соколко Симанов сын Табанова, лета 7089-го.

На обороте:

Послух Федор руку приложил.

Послух Каблук руку приложил.

Послух Богдан руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 152/5119. Подлинник: 140 X 180.

Список: РНБ. Ф. 536. Д. 160. А-2. Л. 17. 1761 г.

Публ.: Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. М., 1912. С. 82.

Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 146. № 258.


Комментарии

1. В ркп.: бласловленье (без титла).

2. В ркп. утр. 3-4 буквы; восстановлено предположительно.

Текст воспроизведен по изданию: Костромские монастыри в документах XVI– начала XVII века // Русский дипломатарий, Вып. 7. М. Древлехранилище. 2001

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.