Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КРАТКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ ПОГОДИНСКОГО СОБРАНИЯ

Исследуемый и частично публикуемый в настоящем «Ежегоднике» краткий летописец сохранился в составе рукописного сборника Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Погодинское собрание, № 1612). По почерку (скоропись) и бумаге (водяной знак – крупный кувшинчик с двумя ручками, с украшениями и полумесяцем на крышке) сборник относится к первой половине XVII в. 1

Краткий летописец помещен на лл. 96-144. После заголовка «Вь летописец вькратце» следуют хронологические выкладки, извлеченные, по-видимому, из так называемого «Летописца вскоре» Никифора и доведенные до «сошествия святого духа» на апостолов 2. Далее составитель переходит к царствованию византийского императора Михаила (III), с которого «начаша прозывати Русская земля». После заголовка «Начало руской земли. Отселе почьнем, числа положим» (л. 97) под датами 6066 и 6067-6068 (вместо 6366 и 6406) следует рассказ о походе Михаила на болгар, о славянских (моравских) князьях Ростиславе, Святополке и Кочеле (Коцеле) и о приходе к ним Константина и Мефодия 3. Далее под заголовком «В Новегороде Великом» (л. 99) и под датой 6069 следует рассказ о создании Новгорода и старейшине Гостомысле (в рукописи «Гомысл») 4, а затем снова заголовок «Вьременик руской (в рукописи «улико»?) иже нарицается летописец» с датой 6075 и текст вступления к «Софийскому временнику» 5. После этого снова читается заголовок «Временник...» (л. 101) и начало рассказа о расселении славян (до слов «речки ради Лоты, еже течет в Двисьну (!)») 6 далее под заголовком «О Киеве» и датой 6072 (л. 101 об.) – рассказ о пути из варяг в греки, об апостоле Андрее и Кие, Щеке и Хориве, о славянских племенах болгарах и уграх (до слов... «иже находиша на Гоздроя царя Перского» – л. 104 об.) 7. [432]

После этого вступления, основанного на известных летописных текстах (в основном – Софийской I летописи), следует (лл. 104 об.–105) изложение истории Киевского государства, начинающееся с даты 6363 (855) и с княжения Ольги:

«В лето 6363 прииде из варяг книгина имянем Ольга, жена Святославля, еже пыташа о вере Христове и быша во Цариграде, и сдросиша у царя град Киев вьнуку своему Владимеру сыну Святослава Стославича от племени варяжьскаго, первое ко идолом (В рукописи д написано иным, полууставным почерком) тьщание творяху по отчю преданию. Да егда восхоте богь избрати себе люди новы, в лето 6460 седе в Киеве князь великий Вьладимер Киевьский, наречеся по царску указу Михайлову Царя градскаго (В рукописи на л. 104 об. Царя; на л. 105 Царяградского), и прииде потом баба его Олга и сказаша ему Царяградского веру яко вера их свята и честьна их господу. Вьладимер же имяше 7 жен крастны добреи потом еще при триих (В рукописи х приписано иным почерком), и еще ему вложи сотона мысль, якобы быша у него 12 жен. И от грек прииде некая княгиня грековна имянем Таисия во мнишеском чину, рекъше черница, и хатя ему сказати веру християнскую; и увидевь красоту ея и ростриже ею и поять ю за себя, и от тоя родился сынь Святополкь Окаянны».

Это единственный в первой части летописца рассказ, не находящий соответствия в известных нам летописных текстах. Далее (л. 105) летописец переходит к легенде о выборе вер, но начинает ее не с начала, а с совета Владимира с боярами (с датой 6496); после чего следует известный рассказ об испытании послами Владимира различных вер и о походе на Корсунь 8. Затем (лл. 114 об.– 115 об.) после заголовка «О граде Володимер иже вь Суздальской земли» приведены известия, восходящие к Софийской I летописи (в Повести временных лет их нет): о строительстве церкви св. Георгия в Киеве, о назначении митрополита Леонта, о свержении идола Перуна 9, а также известный рассказ о единоборстве отрока Переяслава с печенегом 10. После этого под заголовком «О сра[чи]нской вере» (лл. 117 – 121) и датой 6053 летописец приводит легенду, читающуюся во всех летописях до рассказа об испытании вер: рассказ о приходе к Владимиру представителей различных исповеданий 11. Летописные известия о Владимире завершаются (лл. 121–122) кратким рассказом о построении Десятинной церкви (до слов: «...раздая имения свое»), смерти царицы Анны и Владимира 12.

Такова начальная часть публикуемого краткого летописца. Как мы видим, единственное оригинальное известие, читающееся в этой части,– это вполне беллетристический рассказ о первой русской княгине Ольге и о надругательстве ее внука Владимира над монахиней Таисией; весь остальной текст представляет собой краткое изложение известного летописного рассказа (близкого к Софийской I и сходным с нею летописям) с перепутанным порядком известий.

Близка по своему характеру к начальной части и вторая часть летописца, излагающая события после смерти Владимира – с XI по конец XIV в. Мы не можем здесь, правда, столь же определенно указать источник летописца – сведения об этом периоде приводятся столь кратко, что[433] их трудно вывести из какого-либо определенного летописного свода. Оригинальность летописца по-прежнему проявляется только в легендарных известиях. Приведем некоторые из них: «Вь лето 6839. Прииде от Орды Волгою вь Твер Снященкал богатырь не со многими татары, сказашась послом от царя Безбяка. И князь Михайло уби его и татар поби... (л. 126 об.) В лето 6847 посла царь по князя Ивана Данильевича и по князя Михаила Александровича и позва их // (В рукописи вторично и позва ихь) кь себе с выходы. Они же царя послушав поидоша в Орду. И царь веле князя Михаила казнит смертьною казнию. И сняша калиту со князя Михаила и даша князю Ивану Даниловичю и нарек его княз Ивань Калита, и сына князя Михайлова умори (В рукописи умори царь а). И царь пожаловал князя Ивана Тверию и всею Рускою землею. В лето 6849 прииде изо Орды князь Иван Данильевич на реку на Москву, иде и ныне стоит град Москва и заложи град и нарек имянем Москва и до сего дни (лл. 126 об.– 127)».

Такой же фантастический характер имеет и известие о нашествии Батыя в 6880 (1372) г. при Дмитрии Донском (л. 127 об.). Хронологический порядок изложения несколько раз нарушается: после известий XII в. (6695 г.) следует группа известий, относящихся к XIV в. (6834-6898 гг.), а затем – к концу XII – концу XIII в. (6703-6779 гг.).

Наибольший интерес как исторический источник представляет, несомненно, публикуемая ниже третья часть летописца, излагающая события конца XIV – начала XVI в. [начиная с 6900 (1392) г.]. И в этой части летописец остается кратким, причем его метод сокращения сведений протографа по-прежнему крайне неудачен и непоследователен (составитель берет обычно начальные фразы годовых записей или наиболее важных известий и механически обрубает их, иногда в ущерб смыслу) 13. Но самый этот протограф был, очевидно, достаточно богат различными сведениями. Поэтому оригинальные известия, читающиеся в нашем кратком летописце, в этой части весьма интересны и отнюдь не представляются легендарными и фантастическими.

Источником летописца оставалась летопись, близкая к Софийской I, причем в этой части можно точнее определить характер летописного свода, к которому близок публикуемый летописец. Это – Вологодско-Пермская летопись, основанная на летописном своде 1472 г. (Никаноровская летопись) , в свою очередь восходящем к Софийской I летописи – в части до 6926 (1418) г. 14

Текст Вологодско-Пермской летописи, излагающий события последней четверти XV в., восходит к двум источникам – общерусской летописи и севернорусской летописи, связанной, по-видимому, с епископом пермским Филофеем 15. Текст третьей части публикуемого летописца находит соответствие с известиями Вологодско-Пермской летописи на всем протяжении XV в.– и до, и после 1471 г. (когда прекращается совпадение Вологодско-Пермской и Никаноровскон летописей). Совпадают и известия общерусского характера 16, и сообщения, специально касающиеся северо-восточных [434] границ России 17. Такие совпадения текста публикуемого краткого летописца с данными Вологодско-Пермской летописи позволяют предполагать, что протограф его был весьма близок к этой летописи. Но наряду, с перечисленными известиями мы обнаруживаем в третьей части летописца (особенно в конце ее) целую цепь сведений, не находящих соответствия ни в Вологодско-Пермской летописи, ни вообще в каких-либо известных нам летописях. Эти сообщения: 6984 г. (начала года и даты нет) – о затмении солнца 18; 6988 г.– о побоище на Шилеге между вятчанами и двинянами (подданными Новгорода) 19; 7003 г.– о пожаре в Москве 20; 7004 г.– о приходе литовского посла за княжной Овдотьей (Еленой), походе на Кану и пожаре на Устюге 21; 7005 г.– о походе на Выборг 22; 7007 г.– о пожаловании младших сыновей Ивана III Юрия и Дмитрия уделами; 7008 г.– о бегстве Василия Ивановича в Вязьму и назначении его наследником Ивана III; 7009 г.– о закладке Иваном III новых церквей 23; 7010 г.– об «отпуске» сыновей Ивана III Юрия и Дмитрия на их уделы и все заключительные известия летописца 7011-7017 гг.

Сопоставление с другими летописями позволяет сделать определенные выводы о происхождении публикуемого краткого летописца. Едва ли, по нашему мнению, следует искать особый источник для дополнительных известий первой и второй частей летописца – перед нами здесь не летописные сообщения, а скорее своеобразное литературное творчество, свойственное историческому повествованию XVI и особенно XVII в. 24 В том виде, в каком он до нас дошел, публикуемый краткий летописец может считаться памятником хронографии конца XVI – первой половины XVII в.: его список, вероятно, более или менее современен оригиналу. Компилятор конца XVI – первой половины XVII в., составивший этот памятник, не обнаруживал ни значительных исторических интересов, ни серьезных исторических знаний; именно поэтому он мог не заметить перебоя листов в своем оригинале, приведшего к перемещению событий XII–XIII и XIV вв., мог сам путать даты на несколько сотен лет, мог начинать русскую историю с Ольги и Владимира и смело вставлять в историю княжения Дмитрия Донского рассказ о походе Батыя и т. д. [435]

Единственный летописный источник, несомненно бывпшй в руках этого компилятора,– летопись начала XVI в., близкая к Вологодско-Пермской. Из этой летописи с большей или меньшей степенью вероятности мы можем вывести все летописные известия публикуемого памятника. В основе Вологодско-Пермской, как мы уже указывали, лежал свод 1471 г., начинающийся Софийской I летописью, и как раз к Софийской I летописи восходят, по-видимому, части краткого летописца, не совпадающие с «Повестью временных лет». Но текст летописи начала XVI в., который лег в основу краткого летописца XVII в., не был полностью идентичен известному до сих пор тексту Вологодско-Пермской летописи. Общерусский, но связанный с Пермью свод, на котором базируется Вологодско-Пермская летопись, относится, по-видимому, к концу XV в. 25 Летопись, послужившая основой краткого летописца, представляет собой особую редакцию этого свода, которая может быть датирована первыми годами XVI в. [последнее сообщение летописи относится к 7017 (1509) г., но можно предполагать, что известия 7013, 7014, 7015 и 7017 гг. были приписками к основному тексту, заканчивающемуся 7011 (1503) г.].

Судя по некоторым из дополнительных известий этой редакции, относящимся к северо-восточной окраине Русского государства (6988 – битва на Шилеге, 7004 – поход на Кану, пожар на Устюге), она сложилась в тех же местах, где и Вологодско-Пермская летопись. Данные, которыми эта редакция дополнила свой основной текст, чрезвычайно интересны: это деловые, не вызывающие никаких сомнений в их фактической достоверности сообщения, ничего общего не имеющие с легендами первой и второй части летописца. Особенно заслуживают внимания сведения (7007 и 7010 гг.) о раздаче Иваном III в последние годы его жизни уделов младшим сыновьям и об их отправлении на уделы. В известных нам до сих пор летописных сводах об этом ничего не сообщалось 26. Но актовый материал подтверждает, что младшие сыновья Ивана III распоряжались своими уделами еще до смерти отца: от Юрия Ивановича до нас дошли жалованные грамоты 27, датированные апрелем 7012 (1504) г. [Иван III умер в октябре 7014 (1505) г.]. Публикуемый летописец связывает получение Юрием и Дмитрием уделов с пожалованием Василия Ивановича Великим Новгородом в 1499 г.

Весьма интересен также рассказ летописца о попытке Василия в 7008 (1500) г. отъехать в Вязьму и назначении его уже в этом году великим князем – факт, также подтверждаемый актовым материалом 28.

В первой четверти XVI в. в судьбе русского летописания произошли большие перемены. Уже в конце XV в., вместе с ликвидацией феодальной раздробленности в Северо-Восточной Руси, было уничтожено независимое летописание феодальных центров. Но общерусское летописание оставалось еще весьма многообразным по своим политическим тенденциям. При Василии III был сделан важный шаг на пути идеологической унификации летописания. Особенно тщательно устранялись известия о политической [436] борьбе при Иване III, в которой принимал активное участие сам великий князь. До нас дошел только случайный отрывок летописного свода 1600 г., излагающего историю заговора Василия в 1498 г. 29 Краткий летописец, третью часть которого мы публикуем ниже, особенно интересен тем, что он доносит до нас другой остаток летописания XVI в., не прошедший цензуры Василия III.

Почерк рукописи (по определению Л. Ф. Бычкова – «кудреватая скоропись») и ряд своеобразных приемов писца усложнял транскрипцию текста. В ряде случаев писец употребляет в конце слов знак, напоминающий букву «и» (например в словах «великого князя» после слова «великого» – л. 138). Так как этот знак явно не имеет никакого смыслового значения, мы опускали его в транскрипции. Почти всюду в рукописи первые слова нового листа повторяют последние слова предыдущего (например, конец л. 129 об.– «...передал ему царь Ноугородцкое»; начало л. 130 – «Ноугородцкое княжение...» и т. д.).


Вь лето 6900 женился князь великий Василе Димитреевич, поят за себя дьщерь у князя у Витовта Литовскаго.

Вь лето 6901 ходил князь великий Василе Димитреевьч вь другие в Орьду ко царю и предал ему царь Ноугородцкое /л. 130/ 30 княжение и Нижьней Новгород, Муром, Мещеру и Торосу. Того же лета Бектут царевич ратью; взял ратью Вятъку Казанский.

Вь лето 6902 преставися князь Борис Костянтинович. Того же лета князь Василе Димитреевич и со княгинею своею с Марию ездил во Смоленеск к отцу своему Витофьту 31 на повидание.

Вь лето 6903 взял Витофт Смоленеск лестию. Того же лета вьзял князь Семен Димитреевич да царевич Ентяк взял Новгородь Нижней. Того же лета приходил царь Темир Акьсак и божиим промыслом прииде на Москву икона Владимерьская святая богородеца месяца августа 26, а царь в то ли время без памяти погибе.

В лето 6905 двиняне предались великому князю Василию Димитреевичю, и князь великий разверже мир с ноугородцы.

Вь лето 6906 ходиша наугородцы за Волок ратью, воевода 32 у них посланник Тимофей Юрьевичь. На том бою убиен бысть князь Роман Юрьевичь /л. 130 об./ 34 на шеломяни. Того же лета побоище великого князя Витофта сь царем Темир Кутаем. Того же лета преставись князь Михайло Борисович Тверской.

Вь лето 6908 седе на великом княжении вь Твери князь Михайло Иванович.

Вь лето 6909 князь Юри Стославич вьзя Смоленеск вотчину свою. [437]

В лето 6913 князь великий Василе Димитреевич посла ратью в татаръские места на взаскание князя Семена.

Вь лето 6915 быст зьнамение на Похре: иде кровь от иконы святыя богородеца. Того же лета великого князя сынове 35 Димитрей Иванович и князь Констянтин иде ратъю на немцы с наугородцы и со псковичи. Того же лета князь великий Василе Димитреевич воевась с великиимь князем с Витовтом, и литва взяли Одоев.

Вь лето 6916 приде князь Костянтин Димитреевич вь Новгород вь великого 36 князя место на Угорище. На ту же осень прииде Едигей ратью к Москве и под городом стояль 37 /л. 131/ 38 месяць и вьзял откупа триста рублев, а городов взял Переславль, Ростов, Димитров и волость повоева до тверьскаго рубежу.

В лето 6917 мор был на люди и по многим странам коркотою вь волостех во Ржевских и вь Юрьевских, вь Рязанских, в Тульскихь, было же иньде и вь Московскых волостех. Toe же осени князь Ивань Михайлович Тверский поиде ратю кь Кашину на братанича своего князя Ивана Борисовича. Того же лета князь Данило Борисович Нижнего Новаграда сь царемь Талычем взяли Володимер безвестно, града тогды не было.

В лето 6918 князь велики Василей Димитреевич отдаста дщерь свою княжну в Царьград за царевича за Ивана Мануйловича.

В лето 6919 прииде на Москву из Царяграда гречанин поставлень патриархом 39 Матфеем при царе Мануле, митрополит Фотей 40.

/л. 131 об./ 41 Вь лето 6920 князь велики Василей Димитреевич ходил в Орду к царю к Зелени сальтану Тактамышеву сыну, и князь Ивань Тверский был в Орде у того же царя при великом князе 42 Василе Димитроевиче.

В лето 6921 сотворися зьнамение вь вотчине князя Андрея Димитровича от Можайска за пятнадесят версть, от иконы святыя богородеца явись людемь многим прощение – слепым, хромым и разслабленным иным многым изсцеление бысть.

В лето 6923 погоре Москва город и Можаеск такоже погоре городь весь 43. Того же лета бысть зьнамение вь солнце июня 7, погибе солнце 44 не на много и видети было 45 вьсе звезды аки вь нощи.

Вь лето 6900 вь 24-е, месяца марта вь 12 день простил богь в церькви Свят богородецы на Москве у гроба митрополита Петра человека ногама прикорчена: изцеле.

Вь лето 6925 из великого князя вотчины Василия Димитреевича ходил князь Юрьевь боярин Глебь Семеновичь /л. 132/ 46 с наугородцкими бегльцы Сьменом з Жьдановским и с Михаилом сь Росхитным и с юстюжаны и с вятчаны, ехаша вь санех на Заволотскую землю и повоеваша волости Борок, Ивановых дете Васильевича, Емьцу и Кольмогоры пожгли. Того же лета бысть морь велик вь Новегороде вь Великом и во Пъскове железою.

В лето 6926 князь Дашко Федоровичь Острожского взяли Кремець. Того же лета бысть зьнамение от иконы святыя богородеца [438]Покрова, аки кровь течаше по обе 47 страны ризы ея в церькви святыя Анастасея вь Новеграде Великомь. Того же лета убиен бысть Аньфал н сынь его Нестерь на Вятке от Михаила Розсохина месяца июля 11.

Вь лето 6928 морь был силен на люди, почался на Успение день святыя Богородеца, на Косроме, вь Ярославле, в Ростове, вь Галиче и на Плесе. Того же лета снег паде на Никитин день, иде три дни и три нощи месяца сеньтября 15, 16, 17, и паде его на четыре пяди /л. 132 об./ 48, и потаял, а всякое жито под снегом было, некому стало жати, люди померли.

Вь лето 6930 бысть гладь силен по все земли, на Москве оков ржи по рублю, а на Костроме по два рубля, а в Новегороде по шти рублев. И бысть мор з голоду, вьсякую мертвечину ели.

Вь лето 6933 февъраля 23 преставися благоверны князь великий Василе Димитреевич. Того же лета преставися князь великий Иван Михайлович Тверской вь черцех, и наречен имянем Иевь, и седе по нем сынь его Александр, маия 21.

Вь лето 6934 мор бысть велик по всей земли Русской. Тою же осень преставися князь Андрей Володимеров и князь Семен Вьладимерович, нареченный вь черцех Сава.

Вь лето 6935 мор бысть во градех рускихь. Тогда преставися князь Василей Володимерович.

Вь лето 6936 князь великий Витовт /л. 133/ 49 со многими силами ходил на Великий Новгородь и вьзял с наугородцев откупа полдесят тысячи рублев наугородцких, а со владыки вьзял две тысячи рублев.

Вь лето 6937 приходиша татарове кь Галичю, града не взяли, а волости повоева, на Крещение же приидоша на Кострому и попленшу ю, отидоша 50 на низ Волгою. Князь же великий посла за нимии и догониша их и татар побиша, а полон отняша, а царевича самого не догониша.

Вь лето 6938 во Смоленске явись волк гол без шерсти и многые люди он ел. А в Троицех езеро Жидовское 3 дни стояло кроваво. Того же лета князь великий Василей Васильевич и Фотей митрополит бысть в Троцех Витовта.

Вь лето 6939 князь великий Василей посылал ратью на больгары волежьско князь Федор Давыдович Пестрого; он же шед взят их, и вьсю землю поплени. И того же лета июля в 2 день преставися Фотей митрополит /л. 133 об./ 51 всеа Русии и полежен бысть в церькви Пресвятыя богородеца на дестной стране, иде же бе гробь Киприяна митрополита.

Вь лето 6940 месяца сентября вь 8 день пожаловал царь великого князя Василия Васильевича великиим княжением. Того же лета преставися князь Андрей Димитреевич и привезше его на Москву положиша во Арьхангелех. Того же лета князь Юрье Димитрович бояся великаго князя иде из Димитроева вь Галич, и княз велики взяль Димитров за себя.

В лето 6941 побежал от великого князя боярин его Ивань Димитроевич ко князю Костянтину на Углеч, а оттоле во Твер. Toe же зимы жинися князь великий Василей Васильевичь на Москве февраля в 8 день, понял княжиу Марию, Ярославлю дщер Володимеровичю. Того же лета князь великий посла по воеводу своего князя Юрья 52 Патъракеевич, а с нимь двор свой и многие /л. 134/ 53 люди на Кострому и на Юрьевичев, а с ними быша вятъчаня и галичаня и сташа на бой и на речьке на Кусе, и рат великого князя побиша, а князя Юрья поимали и приидоша опят на Кострому, а как Вольга стала и они ступиша кь Турьдеевым врагом.

В лето 6942 князь великий Василей Васильевич слышав измену [439] дяди своего князя Юрья, что у детей его былы воеводы со многими людьми, иде ратю вь Галичь и город взял и люди вь плен поведе. Toe же зимы князь Юрей, приде вь Галичь и собра воя своя, и с вятьчаны и поиде к Москве ратю. Князь великий Василей Московски поиде противу ихь, и бысть межу ими сеча, и княз Юри одоле, а князь великий побежа к Новугороду Великому.

Вь лето 6944 князь великий Василей Юръевич ходиль на Устюгь из Галича да вячаня с нимь, и стояли под городом под Гледюном 9 недель и город /л. 134 об./ 54 вьзял и воеводу великаго князя убил, князя Глеба, а десятилника вьладычня Ивана Булатова повесил, а устюжан казнил смертною казнию многих. Тоя же зимы князь Димитрей Шемяка приехал на Москву зьвати великаго князя на свадбу. И князь великий поймал его и послал на Коломну, а пристав был у него Ивань Старков, а та Коломна за ним же была тогды. Toe же вестны квязь ВасилеЮрьевич поиде со-стюга на великаго князя похваляся.

Вь лето 6951 Мустофа побиты на Рязани от великого князя Василья Васильевича. Toe же же вестны бои 55 был великому князю с Матутюном.

В лето 6954 царь Махьмет и сынь его Магмутек великаго князя пожаловали, утвердили его крестьиым целованием, что дати ему от собя откупу сколко может. Toe же осени, октября 1, вь кой день отпущен князь великий ис Курмышева, вь 6 часы нощи тоя, /л. 135/ тогды потрясеся град Москва и храмины поколебашася. Toe же осени, заговев Филипово говенье, прииде князь велики из Орды на Москву, месяца ноября в 27 день. Того же лета князю Димитрею Шемяке вложи диявол мысль, и хоте великого княженния и вынял очи великому князю Василию Василиевичю и отслаша его на Углеч и со княгинею и его детей.

Вь лето 6955 князь Дмитре Шемяка поиде на Углеч, хотя выпустити великого князя и его детей.

Вь лето 6956 вь говенье Филипово царь Казани Мамутек послал вьсех 56 князей своих со многою силою воевати отчину великого князя Володимерь и Муром и прочая грады. Слыша же то князь великий и посла противу ихь князей и бояр. Toe же зимы князь великий поиде на князя Димитрея к Галичю, и пришед со многою силою, ста на Костроме и оттоле начата межи собою послы посылати.

В лето 6958 ходил князь великий на князя Димитрея к Галичю /л. 135 об./ 57 и бысть ему весть, что сшел к Вологде. И князь великий на Иледамь, на Обнору, хотя итти на него к Вологде. Ино усьлыша великого князя на Иледаме и побеже, и оттоле к Новугороду.

В лето 6960 прииде весть к великому князю, что князь Димитре Шемяка идеть к Устюгу. Князь же великий сына своего Ивана посла противу его. А самь князь великий взем рожество христово с Васильева дни поиде противу ему. У Троицы вь Сергееве монастыре, ту бысть ему крещение, и оттуду поиде к Ростову и к Ярославлю, и Шемяка возвратися и поиде к Новугороду. Того же лета июня 4 жинил князь сына своего великаго князя Ивана у великаго князя Бориса Александровича у Тверского, взял дщер Магрию. Того же лета преставися князь Дмитрей Шемяка в Новеграде вь Великом.

Вь лето 6964 преставися князь великий Ивань Федорович, вь черьцех наречен бысть /л. 136/ 58 Иона.

Вь лето 6966 родися великому князю Ивану Васильевичю Иван Иванович вь среду на Федорове неделе. [440]

Вь лето 6968 ходил князь великий к Новугороду Великому миром. Того же лета месяца июля в 18 день вь пяток час дни гинуло солнце и бысть яко пят дней месяц, минувши же 4-му часу и быст полно якопреже. Того же лет безбожны царь Ахмут Болшие Орьды приходил со всею силою под Переслав Рязанский и срамом отступил.

Вь лето 6970 вь монастыри архагела Михаила у гроба чюдотворца Алексия прощен быст чернец того же монастыря имянем Наум. Toe же зимы вь пяток на Федорове неделе князь велики чая себе сухотной болести и нача жещися, и егда разгнишась 59 раны вьси и быст ему болезнь тяжка зело, и восхоте вь черницы постричися, и не даша ему воли, и преставись. И соде нем по его /л. 136 об./ 60 благословению на 61 великое княжение сынь его князь Ивань Васильевич.

Вь лето 6971 обретение мощем благоверьнаго князя Федора Ростиславича и его детей Давида и Костянтина ярославских чюдотворцев.

Вь лето 6972 князь великий Ивань и мати его великая княгиня Мария отпустили князя Василия Ивановича на Рязань на его отчину на великое княжение.

Вь лето 6976-е со Воздвижениева дни ходил царевич Касимовский кь Казани имянем Касимь, а с ним воеводы, князь Иван Васильевич Оболенский Стрига 62. То же осени князь великий Ивань Васильевич посла на черемису князя Семена Рамановича. Toe же зимы генваря 6 на крещение господне рат великаго князя прииде в землю Черемискую и много зла учиниша земли той. Toe же зимы князь великий за три неделидо великого заговинья поиде к Володимеру, а с нимь брат его князь Юрий да князь Борис, да сын его /л. 137/ 63 князь Иван, да княз Василей Михайлович Верейской 64 и вьси князи их.

Вь лето 6977 пришел посол из Рима о сватовстве великому князю Ивану Васильевичю от гарьдинала Висариона грек Юри имянем. Toe же вестны князь великий посла рать на Казань князя Костянтина Александровича Безубцева. Toe же вестны женился князь Андрей Василеевич Углецкой, понял жену княжну Улияну княжа Раманову дщерь Мезецкого.

Вь лето 6979 ходил князь Иван Василиевич на Новгород ратю и Новгород взял. А поиде тогда князь великий к Новуграду, послал в поле Микиту Беклемешева искати царевича Муртазы Мустофина, сназвати его кь себе служити. Toe же зимы по крещение явись звезда хвостата над летним запатом, хвость же ея тонок, а недобре долгь. Toe же зимы князь велики обмыслил со отцем своимь митрополитом /л. 137 об./ 65 и с материю своею великою княгинею Марию и з братиею и з бояры своими, и послаша Фрязина в Рим по царевну Софиею. Того же лета бысть начало зданию церкви Пресвятыя владычице 66 нашея богородецы на Москве, восхотеша бо воздвигнути храмь великь зело в меру храма Пречистыя богородеца вь Володимере. Того же лета месяца майя в 23 день Ивань Фрязин прииде в Римь к папе Систюсю, к гардиналу Висариону и бысть честь вилика Врязину. Toe же зимы того же месяца в 30-е вь четвергь на заговинье на Петрово прииде весть к великому князю, что царь со всею Ордою идет к Олексину.

В лето 6981 преставися христолюбив князь Юри Васильевич на Москве. Того же лета прииде на Москву из Рима царевна София и поиде она за великого князя вь Филипово заговинье. [441]

Вь лето 6982 месяца маия в 20 день /л. 138/ 67 в первы час нощи падеся соборная церьковь Пресвятая богородеца, еже начат преосвященны митрополит здати. Того же лета месяца июля прииде изо Пскова к великому князю посол посадник Иоан Огафонович.

В лето 6983 ... скых 68 древяных и разметаша, Воскресение да Акилу святаго. Того же месяца 21 прибежа из Орды посол великого князя Димитрей Лазарев. Того же лета тьма бысть масленое заговиние ненадолго от втораго часа да до седмаго, и люди в то время во многую в печаль впадоша. Месяца марта в 10 день, а небестнаго февраля 15 день вь нощи сниде на понедельник вь 3 час нача гинути месяць и погибе весь, не видети его было до полнощи, и потом явися.

Вь лето 6985 прииде из Новаграда к великому князю посадник Захарья Винов за приставом великого князя со многими людьми наугородцы месяца майя /л. 138 об./ 69 вь 1 день. Того же лета преставись преподобны игумен Пафнотей честныя обители Рожества богородецы на реце на Поровствей.

Вь лето 6986 ходил казански царь Обреим на Вятку и много полону поймал и секль.

Вь лето 6987 марта 25 день вь 8 час нощи родися великому князю Ивану Васильевичю сынь от царевны Софьи имянем Василей. Того же лета месяца июля князь великий Ивань Васильевич заложил церьков Ивана Златаустаго каменну за покровом в садех. Того же лета совершена бысть соборная церьков великая Успение богородецы на Москве; месяца августа вь 12 день в четвергь священа быст святая великая соборная церковь; того же месеца вь 23 день в понедельник, пренесение мощем чюдотворца Петра.

Вь лето 6988 месяца октября в 26 день князь велики пошел к Нову граду миром 70 /л. 139/ 71. Того же месяца в 30 день вь самую завтреню многие слышали, что колоколы московские на площади зучали о собе так, как после звону коли зучать. Toe же осени по отъездь великого князя вь Новгород приидоша ис поля к великому князю два 72 царя служить Мердоулат с 73 сыном Бердолатом, да брат его Айдар, дети царя Ачигерея Кримъскаго. Toe же зимы брать великого князя князь Ондрей Большей да князь Борис отступиша от великого князя, а княгини отпустиша воРжеву. Toe же осени родися великому князю Ивану Васильевичю сын князь Юрей. Того же лета приходил безбожны царь Ахьмат на Угру. Того же лета в той же день бысть побоище на Шилеге на речке вятьчаном с наугородцы с двиняны и с мычаны.

Вь лето 6989 месяца июля в 5 день преставися князь Андрей Васильевич Меньши на Москве /л. 139 об./ 74 Вологодцкой в четвергь 3 часа дни.

Вь лето 6990 взят быст Киев городь от царя Ачиреева сына Арьцаяра. Того же лета приведоша из Волок за князя Ивана Ивановича Стефанову дщерь воеводину имянем Елену. Того же лета пред свадьбою Ивана Ивановича за 4 дни преставися князь великий Василе Иванович Рязанской, зять великого 75 князя Ивана Васильевича.

Вь лето 6991 отпустил князь великий с Москвы на князя на Суздальскаго 76 на Асснку своего сына боярьскаго Ивана Ивановича Салтыкова воеводу. [442]

Вь лето 6992 родися великому князю Ивану Ивановичю сынь князь Димытрей вь 10 час нощи. Toe же вестны майя в 7 день князь Ивань Васильевич всеа Русии заложил церьковь каменную Благовещение пресвятыя богородеца на своем дворе. Того же лета приходили к великому князю /л. 140/ от вологодскаго князя Юмьшана Асынина сына бити челом о апасе.

В лето 6993 генваря 4 день князя Кондийские Молдан з детми да Панзеги да Сонта да Пытке и Малимир подо владычнымь 77 городом Усть-Выским за всех свои земли выход великому князю. Того же лета июля 19 день заложена быст на реке на Москве стрельница, а под нею выведен тайник, а делал ей Аннтонь Взязин.

Вь лето 6994 месяца сеньтября в 8 день прииде князь великий Иван Васильевич и сынь его князь Иван Иванович по град Твер, со всеми силами опступиша, и град взя, а князь Михайло Борисович збежал в Литву.

В лето 6995 послал князь великий Иван Васильевич воевод своих к Казани – князя Данила Димитреевича Холмьскаго, да князя Александра Васильевича Оболенскаго, да князя Семена Ивановича Ряполскаго /л. 140 об./ 78, да князя Семена Романовича, и они шед город вьзяли. Того же лета князь великий Ивань Васильевич царя Махьмет Аминя из своея руки и посадил на царьство вь Казань. Того лета повелением государя великаго князя Ивана Васильевича всея Русии осьновал полату велику Марко Фрязин.

В лето 6996 повелением великого князя Паваил Фрязин Дебьвосис слил пушку велику медяну, 1000 вь ней пудов меди.

В лето 6997 прииде к великому князю Ивану Васильевичю от римьскаго цесаря Фердириса посол Микула о любови и о дружбе, и князь великий почтив посла 79 его и отпусти с любовию кь его государю, да с ним же вьместе отпустил князь великий своего посла Юрья Тарханиота к цесарю Фердерису с любовию. Того же лета преставися месяца майя вь 17 день, 11 час дни, /л. 141/ 80 преставися преосвященны митрополит Геронтей.

В лето 6998 марта в 7 день, восмы час нощи сь суботы на неделю преставися благоверны и христолюбивы ... 81 вь Переславле в Залеском. Того же дни послал по брата своего на Волок по князя Бориса. Toe же осени октября в 20 день придоша на Москву Ондрен Петров да Василей Иванов сынь Болтина, что послаль с ними немец Ивана да Виктора на Печеру руды искати серебряные и оне руду нашли медяную и серебряную.

В лето 7001 изошла пасхалия, и Зосима митрополит вьсеа Русии изложил пасхалию на 20 лет.

В лето 7002 на Устюзе у Спаса августа в 5 день в женском монастыри на вечерни от иконы Преображения миро иде от очию, тако же у Мосея и у Илии пророка.

Вь лето 7003 августа в 7 день послал князь великий /л. 141 об./ 82 Иван Васильевич воевод своих князя Данила Васильевича Щеня да Якова Захарьевича со многими силами на свийскаго короля неметцаго. Того же лета августа в 15 день на успение пресвятыя богородеца загореся Москва за рекою за Москвою у Святыя Софии; в той же час загореся внутри города великого князя двор, и выгоре посады вьсе и торгы и сады и рьбаты до Всполе. И быст плач и туга, многое множество людей погорело и задыхалося. [443]

В лето 7004 году месяца генваря в 1 день прииде на Москву посоль изь Литвы Якун по княжну Овдотью по великаго князя дщерь, и отпустил ея вь Литву февраля в 8 день за короля за Александра. Того же лета на Кане ходили, и на Устюзе церьковь соборьная згорела, и пасад весь погорел.

Вь лето 7005 князь великий Иван Васильевичь /л. 142/ 83 рат немцев 84 воевать под Выбор. Тогда быст зима студена, и люди много мерли, и полон познобили. Того же лета пришедши немцы с моря вь сусахь и вьзаша Иванъград. Того же лета царь Мамук Иванов брат Тюменскаго, пришед с ногаи и вьзяша град Казань. Того же лета майя месяца послал князь великий Ивань Васильевич вь Казань на царьство царя Абьдыл Лепифа меншаго брата казанскаго царя. Toe же осени послал князь великий Иван Васильевич послал своих послов вь Крим ко царю Мингирею князя Ивана Звенца, он же тамо преставися.

Вь лето 7006 году февраля в... 85 князь великий Иван Васильевич посадил на великое княжение вьнука своего князя Дмитрея Ивановича и Стефана вьнука.

Вь лето 7007 году князь великий Ивань Васильевич поимал бояр своих князя Ивана Юрьевича з детми с князем Васильемь да с князем Иваном и хотя их казнити смертною казнию, и упроси их /л. 142 об./ 86 от смертьныя казни Симон митрополит да с нимь владыки; князь же великий повеле князя Ивана вь железех пострищи на Москве и посла его вь Сергиевь монастырь, а зятя его, князя Семена Ивановича Ряполскаго повеле казнить смертною 87 казнию и повеле ему главу отсещи на Москве на реке. Того же лета князь великий Иван Васильевич посла воевод своих ратю, князя Семена Федоровича Курбьскаго, да князя Петра Ушатаго Федоровича, да Василья Ивановича Бражника вь Ноугородцкую землю вь Каду на гогуличи, а с ними устяжане, и вятьчане, и пермичи, двиняне, важане, нежане. Того же лета, месяца июля 29 ден князь великий Иван Васильевичь пожаловал своего сына князя Василья Новымгородом на великое княжение и нарече его великиим /л. 143/ 88 князем, и благословиша его митрополит Симон, и поступи на великое княжение на Наугородское 89; а князя Юрья на Дмитров, а князя Дмитрея Углечем.

Вь лето 7008 году князь Василей сын великого князя Ивана, хотя великого княжения и хотев его истравити на поле на Свинском у Самьсова бору, и сам побежа вь 90 Вязьму с воими и советники. А князь великий нача думати со княгинею Софиею, и возвратиша его, и даша ему великое княжение под собою, а князя Дмитрея поимаша и с материею княгинею Еленою.

Вь лето 7008 посла князь воевод 91 своех князя Данила Васильевича Щеня да Юрья Захаина на Путимль, и они шедши Путимль вьзяли и князя Костянтина Островскаго поимали, и Лютавора и князя Богдана привезли и з женою и з детьми.

Вь лето 7009 заложил князь великий церковь каменну /л. 143 об./ 92 Арьхангел да Ивань святы под колоколы.

Вь лето 7010 отпустил князь великий дете своих князя Юрья да князя Димитрея на удел вь Димитров и на Углеч. [444]

Вь лето 7011 заложи князь великий первую свою полату на берегу крастную да погребы и сушила каменны и поварнин и хотя себе двор строити каменной.

Вь лето 7011 князь великий Иван Васильевич заложил полату великой княгине и переходы и сеии за Лазарем святым за олтарем.

Вь лето 7013 царь Казански высекль гостей вь Казани рускихь на рожество Иванна Предотечи.

Вь лето 7014 князь великий Василей Иванович помысли женитися и нача избирати княжьны и боярчины. Toe же вестны князь великий вь судех отпустил на Казань своего сына князя Димитрея Жилку да Димитрея Васильевича Шеина /л. 144/ 93, иных воевод, и та шедше убиен бысть Димитрей Шеин, а князь Димитрей убежал, и много людей потравили.

Вь лето 7015 месяца сентября вь 8 день женился князь великий Василе Иванович, а понял дщерь Юрья Сабурова Соломаниду. Toe же осени преставися князь великий Иван Васильевич месяца октября в 24 день.

Вь лето 7017 князь великий Василе Иванович вьзяв Пьсков город на Оксин день месяца генваря 94 вь 24.

ГПБ, Погодинское собрание, № 1612.

Комментарии

1. Подробное описание сборника см.: А. Ф. Бычков. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников имп. Публичной библиотеки, ч. I. СПб., 1882, № XLVI, стр. 211-216.

2. Ср. Повесть временных лет. «Литературные памятники». М.-Л., 1950, ч. I, стр. 17; ч. II, стр. 230; Софийская I летопись. Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ), т. V. Л., 1925, стр. 10; Вологодско-Пермская летопись. ПСРЛ, т. XXVI, стр. 14-15; Н. В. Степанов. Летописец въскоре патриарха Никифора в Новгородской Кормчей. «Известия II отделения Академии наук», т. XVII (1912), кн. 3, стр. 305 (в публикуемом кратком летописце текст подробнее, чем во всех этих памятниках).

3. Повесть временных лот, ч. I, стр. 17, 21–23; ПСРЛ, т. V, стр. 10, 16–17; ср. ПСРЛ, т. XXVI. стр. 14–15.

4. ПСРЛ, т. V, стр. 3; т. XXVI, стр. 10 (в Повести временных лет нет).

5. Там же, т. V, стр. 8–10; т. XXVI, стр. 14.

6. Там же, т. V, стр. 3; т. XXVI, стр. 10.

7. Там же, т. V, стр. 3–5; т. XXVI, стр. 10–12; ср. Повесть временных лет, ч. I, стр. 11–14.

8. ПСРЛ, т. V, стр. 63–71; т. XXVI, стр. 28–30; Повесть временных лет, ч. I, стр. 74–83 (дата 6496 соответствует Софийской и Вологодско-Пермской летописи, а не Повести временных лет).

9. Там же, т. V, стр. 72–73 (окончание рассказа в летописце: «поплови проч, плови в безну окаянную»); в ПСРЛ (т. XXVI, стр. 31) этот рассказ короче.

10. Там же, т. V, стр. 73–74; т. XXVI, стр. 31; Повесть временных лет, ч. I, стр. 84–85.

11. ПСРЛ, т. V, стр. 49–63; Повесть временных лет, ч. I, стр. 59–74 (в летописце рассказ сокращен); ср. ПСРЛ, т. XXVI, стр. 21–28.

12. ПСРЛ, т. V, стр. 74 и 78; Повесть временных лет, ч. I, стр. 85 и 88. В ПСРЛ (т. XXVI, стр. 31) только второе из этих известий.

13. Ср., например, известие о начале похода Василия Косого под 6944 г. (л. 134 об.): «Василе Юрьевич поиде... похваляся...» без окончания.

14. А. А. Шахматов. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. М,– Л., 1938, стр. 346–360.

15. М. Н. Тихомиров. О Вологодско-Псрмской летописи. «Проблемы источниковедения», т. III, 1940, стр. 230–233.

16. Ср., например, известия 6902 г.– о поездке Василия Дмитриевича к своему «тстю» [краткий летописец дает ошибочно – «отцу» (Витовту) – ПСРЛ, т. XXVI, стр. 164; в Московском своде конца XV в. нет – ПСРЛ, т. XXV, стр. 231]; 6908 г. – о вокняжении в Твери «Михаила Ивановича» (ПСРЛ, т. XXVI, 169; стр. ПСРЛ, т. V. М., 1851, стр. 252, прим. д); 6917 г.–о море (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 175; в Софийской I летописи нет); 6919 г.– о Фотии (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 178); 6938 г.– о поездке Василия Дмитриевича и Фотия к Витовту (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 186; ср. Симеоновская летопись. ПСРЛ, т. XVIII, стр. 170; т. XXV, стр. 248); 6990 г.– о взятии Киева и смерти Василия Ивановича Рязанского (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 274–275; ср. ПСРЛ, т. XXV, стр. 329–330); 6990 г.– о весе нушки, изготовленной Фрязином (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 279; ср. ПСРЛ, т. IV, стр. 157; т. XVIII, стр. 272); 7000 г.– о вызове в Москву князя Бориса Волоцкого ( ПСРЛ, т. XXVI, стр. 287); 7001 г.– о составлении Зосимой новой пасхалии (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 288); 7007 г.– об опале на Патрикеевых и др. (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 291).

17. Известия 6986 г. о походе казанского царя на Вятку (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 257); 6991 г.– о походе на вогульского (в кратком летописце ошибочно «суздальского») князя Асыку (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 275–276); 6992 г.– о посольстве от вогульского (в кратком летописце ошибочно «вологодского») князя Юмшана (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 276); 6993 г.– о мире с кондинскими князьями (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 276–277); 7002 г.– о «чуде» в женском монастыре в Устюге (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 288); 7007 г.– о посылке воевод вь Каду (Кадуй) иа тогуличи» (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 291).

18. Возможно, что речь идет о затмении, которое описано в Вологодско-Пермской летописи под тем же годом иначе (ПСРЛ, т. XXVI, стр. 255).

19. Ср. Устюжский летописный свод, стр. 89 (текст иной).

20. В летописях упоминается крупный пожар в Москве под другой датой – 7001 г. (Новгородская IV летопись по хронографическому списку. ПСРЛ, т. IV. СПб., 1848, стр. 163).

21. Ср. Устюжский летописный свод, стр. 100 (текст иной).

22. Ср. ПСРЛ, т. IV, стр. 165 (текст и дата иная).

23. Ср. ПСРЛ, т. XXVI, стр. 294; Софийская I летопись по списку Царского. ПСРЛ, т. VI, стр. 46–47 (в обеих летописях говорится о разборке старой Архангельской церкви, а не о закладке «Ивана Святого»).

24. Ср. Д. С. Лихачев. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М,–Л., 1947, стр. 351–354.

25. М. Н. Тихомиров. Указ. соч., стр. 233, 237–238 и 241.

26. О пожаловании младшим сыновьям Ивана III уделов до смерти великого князя сообщает еще один краткий летописец (Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки СССР им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Кир.-Бел, 14/139, лл. 336–337), но там об этом сообщается непосредственно перед известием о смерти Ивана III. Ср. Я. С. Лурье. Новонайденный рассказ о стоянии на Угре. «Труды Отдела древнерусской литературы», т. XVIII, 1962, стр. 289–290.

27. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV– начала XVI в., т. I. М., 1952, № 652, 653.

28. Там же, М 637; ср. стр. 542, 550. Это известие было опубликовано нами в статье «Первые идеологи московского самодержавия» («Уч. зап. Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена», т. 78, 1948, стр. 99–100). В настоящей публикации мы предлагаем иное предположительное прочтение одного места в этом известии «бежа... с воими [воями, воинами] и советники» (вместо «своимии советники»).

29. Ср. Я. С. Лурье. Из истории русского летописания конца XV века. «Труды Отдела древнерусской литературы», т. XI, 1955, стр. 180–181.

30. В рукописи вторично Ноугородцкое.

31. Испр.; в рукописи Тофьту.

32. Испр.; в рукописи воеводу воевода.

34. В рукописи вторично Юрьевич.

35. В рукописи свь без титла.

36. Испр.; в рукописи вь веного вь веного.

37. Внизу листа несколько раз 11.

38. В рукописи вторично приидо Едиге ратью к Москве и под городим стоял.

39. Испр.; в рукописи патриархом и

40. В рукописи вторично Фотей.

41. Внизу листа дважды 12.

42. Испр.; в рукописи князе нет.

43. Испр.; в рукописи весть.

44. Испр.; в рукописи снлце.

45. В рукописи видети было дважды.

46. В рукописи вторично Семенович.

47. Испр.; в рукописи по бе.

48. В рукописи вторично на четыре пяди.

49. В рукописи вторично Витовт.

50. Испр.; в рукописи оидоша.

51. В рукописи вторично митрополит.

52. В рукописи вторично Юрья.

53. В рукописи вторично и многие.

54. В рукописи вторично и город.

55. Испр.; в рукописи бо.

56. Испр.; в рукописи вьсвех.

57. В рукописи вторично к Галичю.

58. В рукописи вторично наречен быст.

59. Испр.; в рукописи разни разшишась.

60. В рукописи вторично его.

61. Испр.; в рукописи на великом на.

62. Испр.; в рукописи и Стрига.

63. В рукописи вторично да сын его.

64. Испр.; в рукописи Верейской Верейско.

65. В рукописи вторично митрополитом.

66. Исп.; в рукописи влачище без титла.

67. Испр.; в рукописи де выносное, день; затем вторично день.

68. Так в рукописи непосредственно после даты; в протографе, очевидно, два застенка Архангельскых (описание пожара 6984 г. ср. ПСРЛ, т. XXV, стр. 304).

69. В рукописи вторично майя.

70. Внизу листа несколько раз 12.

71. В рукописи вторично князь великий пошел к Новуграду миром.

72. Испр.; в рукописи дв два.

73. Испр.; в рукописи с нет.

74. В рукописи вторично на Москве.

75. В рукописи недописано вели.

76. Испр.; в рукописи Сулздальскаго.

77. В рукописи влачнымь без титла.

78. В рукописи вторично Ряполскаго.

79. Испр.; в рукописи послав.

80. В рукописи вторично в 11 час дни.

81. Никакого пропуска здесь нет; в протографе слова благоверны и христолюбивы были началом известия о смерти Ивана Ивановича (ПСРЛ, т. XVIII, стр. 273), а слова вь Переславле – окончанием известия о ссылке детей Андрея Углицкого (ср. ПСРЛ, т. XXV, стр. 333; ПСРЛ, т. IV, стр. 160; ПСРЛ, т. VIII, стр. 223), относящегося к 7000 г.

82. В рукописи вторично великий.

83. В рукописи вторично Васильевич.

84. Испр.; в рукописи ненмцев.

85. В рукописи пропуска места для даты нет.

86. В рукописи вторично и упроси ихь.

87. Испр.; в рукописи смерною.

88. В рукописи вторично великим.

89. Испр.; в рукописи Наугодское.

90. В рукописи перед этим было написано и зачеркнуто вьзму.

91. В рукописи конец слова обрезан.

92. В рукописи в конце л. 143 и в начале л. 143 об. еще дважды повторено каменну.

93. В рукописи вторично Шеина.

94. Испр.; в рукописи геваря.

 

Текст воспроизведен по изданию: Краткий летописец Погодинского собрания // Археографический ежегодник за 1962 г. М. 1963

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.