Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СПИСКИ ИГУМЕНОВ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI в.

Непосредственное участие Троице-Сергиева монастыря, одного из крупнейших русских монастырей, в политической жизни Московской Руси 1, а также влияние его в некоторые ответственные моменты на ход исторических событий, сообщают сведениям о внутренней жизни монастыря значение одного из источников для уточнения хронологии общерусской истории. Для датировки актов, в частности, необходимо иметь твердые данные о времени управления монастырем того или иного игумена.

В ранний период истории монастыря — XV — начало XVII в. — даты пребывания настоятелей на игуменстве еще не всегда определяются точно ввиду разноречивости источников. Лишь некоторые из них могут быть сверены с упоминаниями в датированных актах, летописях и других источниках. Большую часть сведений по этому вопросу сообщают перечневые списки игуменов, восходящие к XVII в. Один из списков опубликован по рукописи конца XVII в. из собрания С.-Петербургской духовной академии (далее — СПбДА, 307) 2, имеет заголовок: «Прежде бывший игумены Троицкаго Сергиева монастыря и сколько кто лет игуменил», в нем перечислены имена игуменов и указано число лет управления монастырем (до второй половины XVII в.). По форме записи и содержанию заключенных в нем сведений, список близок неизданному перечню игуменов в рукописном сборнике середины XVII в. (ГБЛ, ф. 173, Собрание Московской духовной академии, № 201) (далее — МДА, 201) 3. Один из таких списков был взят за основу Амвросием, впервые опубликовавшим перечень игуменов в систематизированном виде, с указанием года поставления и времени пребывания на игуменстве 4.

Составленный П. Строевым список имеет отличия от Амвросиевского, некоторые даты им исправлены 5; источники, послужившие для этого основанием, большею частью остаются неизвестными.

Работа по систематизации и уточнению перечня игуменов Троице-Сергиева монастыря по летописным сообщениям и другим источникам проведена Е. Е. Голубинским 6. Исследованиями И. А. Голубцова зафиксированы дополнительные сведения датированными актами 7. При обосновании хронологической справки автор отмечает условность принимаемых им дат как «допустимых», со ссылкой на Е. Е. Голубинского (например, о Геннадии [293] Саматове), в других случаях указывает на трудность датировки ввиду несоответствия некоторых указаний актов (о игумене Мартиниане) или отсутствия сведений (о времени поставления Макария и т. п.) — Очевидно, что установление достоверного списка настоятелей нельзя считать делом законченным.

В связи с этим несомненный интерес представляют публикуемые перечни игуменов Троице-Сергиева монастыря первой половины XVI в. Один из них — в рукописи 1497 г. «Устав церковный», Государственного исторического музея, собрание И. А. Вахрамеева, № 778 8. Список игуменов помещен в конце л. 333, после перечня русских митрополитов и заканчивался Досифеем (1506-1507); позднее приписаны другим почерком еще пять игуменов, включая Иоасафа. Приведем текст:


«Игумени Сергиева монастыря: 1. Чюдотворець Сергие; 2. Никон; 3. Сава; 4. Генадеи Саматов; 5. Дософеи; 6. Зиновеи; 7. Мартемиян; 8. Васиан Рыло; 9. Спиридон; 10. Аврамеи; 11. Паисеи; 12. Иакым; 13. Макареи; 14. Афанасей; 15. Симон; 16. Серапион; 17. Досифей; 18. Памва; 19. Ияков; 20. Порфирие; 21. Арсение; 22. Александр; 23. Иосаф».


Список имеет вид перечня, без указания лет игуменства. В отличие от списков МДА, 201 и СПбДА, 307, помещающих Геннадия Саматова на пятом месте, после Зиновия, Вахрамеевский список отводит этому игумену четвертое место. На четвертом месте указывает этого игумена и П. Строев на основании записей в синодиках. Пятым игуменом назван Досифей, шестым — Зиновий, тогда как во всех других списках Досифей записан после Зиновия, что соответствует показаниям источников 9.

Значительно полнее по характеру сообщаемых сведений список игуменов второй четверти XVI в. в составе сборной рукописи исторического содержания в собрании Библиотеки Академии наук — Архангельский список (Арх. Д. 193) 10. Статья находится в составе третьей рукописи, по определению М. В. Кукушкиной, — наиболее старшей части сборника, датируемой концом 20-х — началом 30-х годов; самый поздний год, до которого доведено изложение событий в разных памятниках этой третьей рукописи, — 1529. Статье предшествует глава «Удельные князи Московские» (л. 349). После росписи игуменов следует Литовская летопись, кончающаяся 1433 г. Перечень игуменов занимает оборот 401 л., не озаглавлен. В публикации сохраняем вид передачи чисел (цифровой и словесный), соответствующий подлиннику.


«В лето 6901 сеп[тембрия] 25 преставись преподобный игумен Троецкий Сергий. Жит же святый Сергий до иночества лет 20, а в иночестве и игуменстве лет 50 и всех лет житиа его 70. И по нем 2 игумен ученик его Никон, игуменил лет 37; 3 Сава 4 лета; 5 Зиновей 5 лет; 6 Досифей Саматов два лета; 7 Досифей Звениградец лето едино; 8 Мартиниан 15 лет; 9 Васиан Рыло 10 лет; десятый Спиридоний 12 лет; 11 Авраамии 5 лет; 12 Макарии 5 лет; 13 Паисеи два лета; 14 Иоаким едино лето; 15 Афанасий Сук 3 лета; 16 Симон Чиж пять лет; 17 Серепион 10 лет; 18 Досифей лето едино; 19 Памва лет 8; 20 Иаков Кашин 7023 априля 1, лет 6 и месяць седмь; 21 Порфирии 7029 фев. в лета три и осмь месяць; 22 Арсений Сахарусов 7033 ген. лета два; 23 Александр 7035 лет два; 24 Иоасаф Скрипицин 7037 април».


Сведения о троицких игуменах по Архангельскому списку содержат отдельные разночтения с перечнями игуменов по списку Вахрамеева и рукописям XVII в.

В Архангельском списке при нумерации игуменов пропущен № 4 между Саввой и Зиновием, после Зиновия назван Досифей Саматов и затем Досифей Звенигородец. Игумен с именем Досифей Саматов неизвестен, по-видимому, в этой записи ошибка. Досифей Саматов Архангельского списка, как и Геннадий Саматов в списках XVII в., «игуменил» два года; можно предполагать, что Досифей Саматов записан в Архангельском списке вместо Геннадия Саматова.

Седьмого игумена Архангельский и оба списка XVII в. именуют Досифеем Звенигородским. При этом игумене в 1446 г. в Троицком монастыре был захвачен и ослеплен Дмитрием Шемякой великий князь Василий Васильевич; Досифей был лишен игуменства по подозрению в сообщничестве с Шемякой 11. Поставление игуменом Троицкого монастыря звенигородца Досифея, по-видимому, было частью подготовки политического заговора.

Далее следует ряд имен, совпадающих с другими списками также и по годам пребывания на игуменстве. С номера 12 следует разночтение, явно ошибочное: вместо последовательности перечисления «Паисий, Иоаким, Макарий», известной по другим спискам и подтверждаемой источниками, поставлен первым Макарий, затем Паисий и Иоаким. Описка может быть объяснена историей текста, если предположить, что первоначально список игуменов, включающий в себя игумена Авраамия, находился в составе более ранней рукописи, вероятнее всего, в синодике; имена трех последующих игуменов были приписаны, [294]

Список игуменов

(в реконструкции)

Вахрам.

778

Арх. Д.

193

МДА,

201

СПбДА,

307

По

Амвросию

По

Строеву

По

Голубинскому

По

Голубцову

1. Сергий

Он же

Умер 70 л.

Игум.

48 л.

Игум. 48 л.

Умер 1392, 78 л.

Умер 1392

Умер 1392

игум. 48 л.

Умер 1392

2. Савва I

Он же

Он же

3. Никон

Он же

Игум. 37 л.

Игум. 37 л.

Игум. 48 л.

Игум. 37 л.

Умер 1427

Умер 1428

или 1429

Умер 1427

4. Савва II

»

4 (Здесь и далее цифры означают число лет пребывания настоятеля на игуменстве согласно сведениям в источнике)

4

4

Савва Сторожевский

1428

[1428]-1429

1428-1432

5. Зиновий

Геннадий

Саматов

5

5

5

1433+5 (Здесь и далее указана дата поставления игумена и число лет пребывания на игуменстве)

Геннадий Саматов

1432-1445

1432-1445

6. Геннадий Саматов

Досифей

Досифей Саматов 2

2

2

1438+2

Зиновий

1436-1445

1445

1445-1446

7. Досифей Звенигородец

Зиновий

1

1

1

1440+1

1446-1447

1445-1448

1446-1447

8. Мартиниан

Он же

15

15

15

1440+15

1447-1454

1448-1455

1447-1455

9. Вассиан Рыло

»

10

10

10

1456-1466

1455-1466

1455-1466

1455-1466

10. Спиридоний

»

12

12

12

1466+12

1467-1474

1467-1474

1467-1474

11. Авраамий

»

5

5

5

1478+5

1475-1478

1474-1478

1474-1478

12. Паисий

»

Макарий 5

2

2

1483+2

1478-1482

1479-1482

1478-1482

13. Иоаким

»

Паисий 2

1

1

1485+1

1483

1482-1483

1482-1483

14. Макарий

»

Иоаким 1

5

5

1486+5

1484-1488

1483-1488

1484-1488

15. Афанасий Сук

»

3

2

2

1491+2

1489-1490

1488-1490

1489-1490

16. Симон Чиж

»

5

5

5

1493-1496

1490-1495

1490-1495

1490-1495

17. Серапион

»

10

10

10

1496-1506

1495-1506

1495-1506

Серапион I

1495-1506

18. Досифей

»

1

1 г. и пол

-месяца

1

1508+1

1506-1507

1506-1507

1506-1507

19. Памва

»

8

8

8

1509+8

1508+1514

1508-1515

1508-1515

20. Иаков Кашин

С 1 апреля 7023, 6 л. 7 м.

5 л. 6 м.

5 л. 1 м.

1517-1521

1510-1520

1515-1520

21. Порфирий

»

Февраль 7029,

3 г. 8 м.

4

4 [полн.]

1521-1525

1521-1525

1520-1524

22. Арсений Сахарусов

»

Январь 7033,

2

2 неполн.

2 неполн.

1525+3,5

1526-1527

1525-1527

23. Александр

»

С 7035, 2

полн. 6

6

1529+5,5

1527-1529

1528-1529

24. Иоасаф Скрипицын

»

С апреля 7035

10 л. без 11

недель

10 л. без 11

1535-1539

1529-1539

1529-1539

недель

[295] по-видимому, на полях и в порядке, не соответствующем хронологической последовательности. Составители списков XVII в. эту ошибку исправили или воспользовались другим, более исправным источником.

Длительность правления пятнадцатого игумена — Афанасия Сука — указана не два года, а три. Упоминание в источниках его предшественника Макария в качестве игумена Троицкого монастыря в январе 1488 г. и в этом же чине Афанасия Сука в октябре 1490 г. 12 допускает, с известной натяжкой, вероятность этой даты, но не более.

Следующие имена: Симон Чиж, Серапион, Досифей и Памва по характеру сведений соответствуют спискам XVII в. и не расходятся с показаниями источников.

Обращает внимание запись о двадцатом игумене, Иакове Кашине, отмечающая год и день поставления: 1 апреля 7023 г. 1515-1521 гг., на которые приходится игуменство Иакова, следует принять условно за время первоначального оформления списка — в данной редакции, поскольку преемник его Порфирий едва ли мог знать о точной дате поставления своего предшественника. Указанием на год и месяц поставления снабжены все последние пять имен настоятелей (месяц не указан только у двадцать третьего игумена Александра). Последним (двадцать четвертым) в списке стоит Иоасаф Скрипицын, поставленный в апреле 7037 (1529) г., без указания времени его пребывания в должности. Согласно другим спискам, он игуменствовал 10 лет; в 1539 г. Иоасаф поставлен митрополитом всероссийским. Окончательная редакция списка настоятелей должна быть отнесена к этому десятилетию. Ввиду того, однако, что другие статьи данной тетради сборника оканчиваются записями за 1529 г., этот или следующий 1530 г. и может быть принят условно как год составления Архангельского списка.

Относительно ранняя дата составления перечня настоятелей Троице-Сергиева монастыря служит известной гарантией точности указания года поставления последних, упомянутых в нем игуменов в промежутке времени с 1515 по 1529 г. Отметим здесь, что П. Строев указывает те же сведения о пяти последних игуменах, которые сообщает Архангельский список, из чего можно заключить, что ему был известен один из списков данной редакции. Поправки Е. Е. Голубинского в этой части перечня в целях большей аргументированности дат теряют свой смысл.

Наряду с этим нельзя не отметить, что в Архангельском списке при точности указания года поставления Иакова Кашина (1 апреля 1515 г.) записано ошибочно, что он был на игуменстве шесть лет и семь месяцев. По списку МДА, игуменство Иакова длилось пять лет и шесть месяцев, а по списку СПбДА — пять лет и один месяц. Игуменство Иакова Кашина длилось менее шести лет, поскольку в феврале 1521 г. был поставлен Порфирий. По-видимому, речь идет о простой описке — вместо пяти лет и семи месяцев указано шесть лет и семь месяцев, что соответствует и датам поставления на игуменство Иакова и Порфирия.

Следовательно, ошибки в указании длительности игуменства случались уже в близком от записи времени и при наличии указания на годы поставления. Тем более осторожно следует пользоваться сведениями, сообщаемыми в этой «первобытной» форме, для периода времени, более отдаленного. Указание года, несомненно, является более надежным видом записи.

Безусловно достоверные сведения сообщает Архангельский список о игуменстве Александра — не шесть и не «пол 6» лет, как в списках XVII в., а два года, что соответствует и приведенным датам поставления на игуменство Арсения — в январе 1525 г., Александра — с 1527 г. и Иоасафа Скрипицына — с апреля 1529 г. В подготавливаемых Институтом истории СССР к публикации «Актах Русского государства XVI — начала XVII в.» 13 последние упоминания Арсения имеют дату 1526-1527 гг., затем следует промежуток до мая 1528 г., когда за отсутствием игумена его заменял находящийся здесь в ссылке Серапион Курцев, бывший архиепископ новгородский, и другие старцы; 5 мая 1528 г. впервые упоминается игумен Александр.

Таким образом, ни один из известных нам списков игуменов Троице-Сергиева монастыря не может претендовать на полную достоверность по всему комплексу сведений, однако каждый из списков, допуская ошибки в одних случаях, сообщает более точные сведения в других. Изучение перечней игуменов по совокупности списков в сопоставлении с актовыми материалами помогает установить более точно фактические даты и выяснить происхождение ошибок.

Приведем для удобства пользования сводную таблицу настоятелей Троице-Сергиева монастыря по рукописным источникам и изданным спискам, а также реконструкции списков в редакциях Амвросия, П. Строева, Е. Е. Голубинского и И. А. Голубцова (см. стр. 294). Так как публикуемые нами списки (Вахрам. 778 и Арх. Д. 193) оканчиваются сведениями об Иоасафе Скрипицыне (1529-1539), данные опубликованных списков приводим до этого настоятеля включительно.

В. Г. Брюсова


Комментарии

1. Как отмечает летописец, «бяху бо тамо бояре и князи постригжейся» («Полное собрание русских летописей» (далее — ПСРЛ), т. VI. СПб., 1853, стр. 236, под 1484 годом).

2. А. Р-ский. Из русской церковно-исторической старины. Список настоятелей Троице-Сергиева монастыря от основания его и первого игумена препод. Сергия до архимандрита Викентия (1674 г.). — «Странник», 1892, № 8 (Известия и заметки), стр. 543-545.

3. Сборник исторического содержания, в четверку, на 384 лл., разных почерков, скоропись и полуустав. Список игуменов на лл. 2—7 об. с водяным знаком «щит», по Геракл. № 1429 и № 1430, 1650 г. Статья озаглавлена; «Игумены Троицкие Сергиева монастыря, после которого которой был игуменом у Троицы и колико лет жил на игуменстве».

4. Амвросий [Орнатский]. История Российской иерархии, ч. II. М., 1810, стр. 175-177. Автор не указывает источники, дата поставления на игуменство выведена путем его собственных расчетов.

5. П. Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 137-141.

6. Е. Е. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. — «Чтения Общества истории и древностей Российских», 1909, кн. 3, стр. 141-152.

7. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси», т. I. М., 1952, стр. 764-765 (Хронологическая справка).

8. Описание рукописи см.: А. А. Титов. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву, вып. III. М., 1890, стр. 58-63.

9. Е. Е. Голубинский. Указ: соч., стр. 144.

10. Описание рукописи см.: «Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР», т. III, вып. 2. М,-Л., 1965, стр. 126-133; М. В. Кукушкина. Новый список Повести о Псковском взятии. — «Труды Отдела древнерусской литературы Пушкинского дома АН СССР», XVI. М.-Л., 1960, стр. 473-474 (там же библиография).

11. Е. Е. Голубинский. Указ. соч., стр. 144.

12. Е. Е. Голубинский. Указ. соч., стр. 145, прим. 4 и 5.

13. Возможность ознакомиться с рукописью «Актов Русского государства XVI — начала XVII в.» любезно предоставлена автору Л. В. Черепниным, за что выражаю сердечную благодарность.

Текст воспроизведен по изданию: Списки игуменов Троице-Сергиева монастыря первой половины XVI в. // Археографический ежегодник за 1969 год. М. 1971

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.