Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Неизвестный новгородский список грамоты князя Изяслава, данной Пантелеймонову монастырю

Грамота великого князя Изяслава Мстиславича, данная Новгородскому Пантелеймонову монастырю около 1147 года и представляющая важнейший документ для изучения положения смердов и новых отношений Новгорода к киевскому великому князю после образования в нем боярской республики, как известно, в подлиннике не сохранилась.

Исследователи долгое время пользовались неполным списком грамоты, относящимся к XVIII веку и опубликованном сперва Амвросием в «Истории Российской иерархии» в 1813 году (том V, стр. 454-455), и вторично, с более точным соблюдением орфографии, И. И. Срезневским в 1860 году («Известия имп. Академии наук по отделению русского языка и словесности», т. VIII, вып. 5, стр. 354). Срезневский указывал, что список грамоты сохранился в делах Юрьева монастыря.

В недавнее время в журнале «Исторический архив» (1955, № 5) В. И. Корецким был напечатан новый список Изяславовой грамоты, сделанный в конце XVI века, который имеет два существенные дополнения, отсутствующие в публикациях Амвросия и Срезневского.

В рукописном собрании Новгородского музея (инв. № 11300) хранится книга 1746 года, происходящая из Юрьева монастыря, под названием: «Реэстр Новгородской епархии Юрьева монастыря сколько в том Юрьеве монастыре имеется сверх жалованных государевых и патриарших грамот, данных как в тот Юрьев, так и приписные монастыри, на подмонастырные и вотчинные земли и на протчие всякие угодья, и на крестьян выписей и указов и прохчих крепостей, и каких порознь, о том значит ниже сего имянно». [246]

В книге на лл. 396-397 помещена копия с документа 1670 года, в который вставлен и список с грамоты Изяслава, по тексту совпадающий со списком, напечатанным В. И. Корецким. Из этого документа, ниже публикуемого, видно, что список с грамоты был найден в делах Новгородской Приказной избы, в старых столбцах времен царя Федора Ивановича, т. е. в том же месте, где нашел свой список В. И. Корецкий. Не приходится сомневаться, что список, обнаруженный В. И. Корецким, является тем самым, который попал и в документ 1670 года. Публикуемый документ взят из выписки 7098 (1590) года за приписью дьяка Андрея Арцыбашева. Эта же выписка обозначена и в 16-листовом деле, откуда В. И. Корецкий взял список грамоты. Орфографические различия новгородского списка со списком, найденным В. И. Корецким, связаны с ошибками, допущенными при переписке печатаемого списка в 1670 и 1746 гг.

Приводим текст документа 1670 года со списком грамоты Изяслава: (л. 396) «Лета 7179 го декабря в 19 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу стольник и воевода Михайло Иванович Морозов с товарыщи велели Юрьева монастыря архимариту Парфенью з братьею на приписной их Пентелемонов монастырь з даные грамоты великого князя Изяслава Мстиславича: на угодьи, и на рыбные ловли, и на Мячинское болото, и с писцовых книг на деревни и пустоши, и на сенные покосы и на всякие угодьи дать выпись, по чему им впредь владеть. Для того в нынешнем во 179 году бил челом великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичи всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, а в Великом Новгороде и в Приказной избе стольнику и воеводе Михаилу Ивановичю Морозову с товарыщи Юрьева монастыря архимарит Парфеней з братьею, подал челобитную, а в челобитной ево написано: По указу де великого государя и по грамоте отведен им Пантелемонов монастырь в строенье со всеми угодьи, и того де Пентелеева монастыря в Приказной избе в поместном столе сыскалось в старых столпах блаженные памяти великого государя, царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоты и выписки за дьячими приписьми Савы Фролова да Семена Емельянова и даная грамота блаженные памяти, великого князя (об. л. 396) Изяслава Мстиславича того Пентелемонова монастыря о угодьях, о пожнях и о рыбных ловлях, о Мячинском болоте, и по писцовым и по дозорным книгам деревни и пустоши, а выписи де им не дано. И великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец пожаловал бы их, велел с тое даные грамоты великого князя Изяслава Мстилавича, и с писцовых их дозорных книг дать выпись, по чему им того Пантелемонова монастыря теми угодьи и рыбными ловли и Мячинским болотом и деревнями и [247] пустошами владеть. А в выписки за приписью дьяка Андрея Арцыбашева 7098 году написано:

В списке з государевы грамоты. Се аз князь великий Изяслав Мстиславичь по благословению епископа Нифонта, испрошав есми у Новагорода святому Пантелемону землю село Витославлицы и смерды и поля Ушково и до Прости. А завот той земли: от Юрьевской ораницы Простью вверх, и с Прости возле Ушковскую ораницу по верхней стороне да направо в лог, логом по верховью Мячина, а Мячином вниз по вешную воду к Добрыни улицы к Образу святому; от Добрыне улицы Мячином вверх подле рель да налево в Великий ручей, ручьем вверх подли княжую рель до Юрьевского межника, что крест стоит под межником; от Юрьевского межника логом подле Юрьевскую рель да подле Юрьевскую ораницу логом да по конец логу промеж ораницьв Юрьевской Ушкова поля да в Прость. И устроил есми святому Пантелемону монастырь и посадил есми в нем игумена Аркадия. А боле в тое землю, ни в пожни, ни в тони не вступатися ни князю, ни епископу, ни болярину ни кому. А хто ловит рыбу, доложа игумена. А смердам витославлицам не потянути, им ни ко князю, ни к епископу, ни в городцкии потух, ни к смердом (л. 397) ни в какие потуги, ни иною видирицею, а потянути им ко святому Пантелемону в монастырь к игумену и к братии. А хто почнет вступати в тое землю, и в воду, и в пожни, или князь, или епископ, или кто имеет силу деляти, и он во второе пришествие станет тяжатися со святым Понтелемоном». (Дальше следует выписка из писцовых книг Деревской пятины 7004 и 7090 годов на деревни и разные угодья Пантелеймонова монастыря).

В грамоте надо отметить тщательность описания границ владений, данных Пантелеймонову монастырю. Село Витославлицы, кроме Изяславовой грамоты, нигде больше не встречается. Нет его в писцовых книгах конца XV — XVI веков, где описаны все новгородские села и деревни. Местоположение села точно нельзя определить, но оно, конечно, было внутри «завода» (межи), указанного в грамоте. Удобных для поселения мест внутри «завода» не так уж много. Кроме самого Пантелеймонова монастыря, есть еще только два удобных места, куда сравнительно редко доходит весенняя вода. Первое — по соседству с Пантелеймоновым монастырем (стоявшим в 300 метрах на север от северо-западного угла ограды Юрьева монастыря), на запад от него, где во 2-ой четверти XIX века графиня А. А. Орлова-Чесменская построила себе двухэтажный каменный дом, сохранившийся и теперь. Второе место — городская Воскресенская слобода, где еще в первой половине XII века существовал Воскресенский монастырь, церковь которого сгорела в 1136 году. Витославлицы находились или рядом с Пантелеймоновым или рядом с Воскресенским монастырем. Если известие Новгородской 1-й летописи под 1136 годом — «Тогда же сгоре церки святого Воскресения манастырь» понимать, как пожар [248] всего монастыря, то вскоре после пожара Витославлицы могли быть отданы князем Изяславом недалеки расположенному Пантелеймонову монастырю.

«Завод» земли, данной по грамоте, проходил от южной «ораницы» (границы) Юрьевской монастырской земли вверх но речке Прость. На современной карте Простью называют речку, вытекающую из Веряжи и впадающую в Ракомку, приток Волхова. Рукав Прости впадает в Волхов между Юрьевым монастырем и Перынским скитом. Под названием Прость рукав обозначен на плане Новгорода 1762 года, хранящемся в отделе рукописей Ленинградской гос. публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (ЭРМу 243/2, лист 28. См. об этом плане статью А. В. Воробьева в настоящем сборнике). Очевидно от рукава современной Прости в грамоте и дается западная граница владений возле Ушковской «ораницы», и дальше по западному берегу озера Мячино (название его сохранилось до сих пор), по вешней воде озера к Добрыне улицы к церкви Образа. Добрыня (Добрынина) улица — одна из древнейших в Новгороде. О ней упоминается в «Уставе о мостех» XI века. Она шла с южной стороны Кремля, в западно-восточном направлении к Волхову. На улице, на внешней стороне кремлевского рва (гребли «устава о мостех»), неподалеку от Спасской башни, находилась и церковь Нерукотворенного образа. Первое упоминание церкви в летописи относится к 1378 году, когда она была поставлена каменной. Но это конечно, не исключает ее существования в более раннее время, когда могла быть и деревянной, а, возможно, и каменной. От Добрыни улицы идет описание восточной границы дарованной земли по берегу Волхова к Юрьеву монастырю, и оттуда по западной и южной Юрьевской границе, опять вдоль Ушковского поля до речки Просто.

Надо полагать, что в Юрьевском монастыре хранились два списка грамоты Изяслава. Один из них, известный Амвросию и И. И. Срезневскому, имел пропуски, отмеченные в статье В. И. Корецкого, а другой — полный список, печатаемый ныне, ведет свое происхождение от списка 1590 года, недавно опубликованного В. И. Корецким.

Текст воспроизведен по изданию: Неизвестный новгородский список грамоты князя Изяслава, данной Пантелеймонову монастырю // Новгородский исторический сборник, Вып. 9. Новгород. 1959

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.