Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БОГДАН БАЛЫКА

ЗАПИСКИ О МОСКОВСКОЙ ОСАДЕ 1612 ГОДА

 (Из летописного сборника Ильи Кощаковского).

 В рукописном отделении института Оссолинских во Львове, под № 2168, хранится весьма интересный исторический сборник, составленный в Киеве в XVII столетии. Сборник этот, написанный полууставом южнорусского письма на толстой серой бумаге in 4-to, заключает в ce6е 168 страниц, исписанных сжатым, весьма впрочем старательным, почерком. Все заглавия и начальные буквы красных строк писаны киноварью. Книга переплетена весьма изящно в старинный переплет, покрытый белою лоснящеюся кожею и на лицевой стороне переплета оттиснута золотыми, цервовно-славянскими буквами надпись: "Летописци Волыни и Оукраины". В разных местах книги помещены приписки, которые содержат почти полную историю странствования рукописи из Киева в Червоную Русь и перехода ее из рук в руки. На странице 3—47 внизу листов сделана такая приписка: "сия книжка монастира подгородиского 1 от велебного отца Ильи Кощаковского, уставника монастиру межигорского, который ту, близко отчества своего, до монастира подгородиского, зближившися, и лет три змешкавши, житие свое скончит дня 5 iануарiя року, 1720 anno, а записанна есть до монастира подгородиского року, за старшенства велебного отца Иcaии Дунаевского, игумена подгородиского, его власною рукою". Затем на страницах: 1—3, внизу находится дальнейшая приписка: Die 6 Decembris 1750 hunc librum, cui titulus Kronika Ruska, usui patris Hieronimi Zarakowski in senili setate ex residentia Horodyscensi acceptum, post obitum praefati patris supradictae residentiae restituendum censeo. Silvester Koblanski. ord. S. B. M. provincialis R.m.p. 2. Из следующей приписки, сделанной на наружной обложке книги, [99] узнаем, что это распоряжение провинциала было исполнено, а равно и какова была дальнейшая судьба рукописи; приписка эта гласит: "Hoc opusculum, post abolitum monasteriolum Horodyscense anno domini 1758, insertum est cathalogo Iibrorum monasterii Leopoliensis ad S. Georgium" 3. Наконец последняя приписка, помещающаяся на первой и последней (168-й) страницах, свидетельствует (впрочем без означения года), что рукопись принадлежала в течении некоторого времени монастырю св. Георгия; вот эта приписка: "Ex biblioteka monasterii Leopoliensis s. Georgii Martyr" 4. Затем о дальнейшей судьбе рукописи сведения не записаны.

Состав летописного сборника весьма разнообразен и интересен, как по содержанию многих статей, вошедших в его состав, так и по той характеристика научного движения в среде образованного, книжного киевского общества XVII столетия, которую возможно воспроизвести на основании подбора и группировки статей, помещенных в сборнике

1) Первая, большая часть книги (стр. 1—90) занята летописною компиляциею, заглавие которой, писаное киноварью, красуется на первой странице рукописи: "Кроника русская о росийских самодержцах и великих царях, откуда и како быша, подобает взыскати. Зде вомнем и услышим и обрящем от сего, яко от Августа, кесаря римского корень их вышел". Эта первая статья сборника представляет компиляцию, составленную частью из Стрыйковского, Гвагнини и других писателей XVI ст., частью из русских летописных сводов, при чем, в числе последних известий, встречаются хотя изредка сведения совершенно оригинальные, несомненно заимствованные из южно-русских сводов; известия эти иногда сходны с известиями Синопсиса, иногда же совершенно самостоятельны, как например описание киевских укреплений, сказание о взятии Чернигова Батыем и т. п.

Вторая половина рукописи заключает 6 отдельных статей, расположенных в следующем порядке:

2) Записки Богдана. Балыки "О Москве и о Дмитрию царику московскому" (стр. 91—99). Как вследствие интереса содержания этой статьи, так и в качестве материала для характеристики быта и литературного развития киевского мещанина начала XVII столетия, мы помещаем ее ниже целиком.

3) "Летописец второй" (стр. 100—120). Под этим заглавием помещен свод, составленный из пяти летописных отрывков, в виде непрерывного повествования; впрочем отделить эти отрывки друг от друга легко не только на основании содержания и пошиба изложения, но и по чисто внешним [99] признакам: хотя все отрывки переписаны последовательно друг за другом, но хронология каждого удержана и начало каждого следующего отрывка уже заметно потому, что возвращается хронологически назад, захватывая часть времени, уже рассказанного в предыдущем отрывке. В общих чертах содержание каждого отрывка заключается в следующем: 1) Первая часть обнимает известия с 1051 по 1492 год: в начале до 1177 года это местная монастырская летопись киево-печерского монастыря, затем с указанного года она становится облаcтною летописью смоленской земли, заключая в ceбе то известия вполне самостоятельные, то по временам такие, которые вошли в летопись т. н. Быховца. 2) Вторая часть обнимает время 1394—1572; она мало интересна и заключает краткие записки о великих князьях литовских. 3) Не более интереса представляет и третья часть (1516—1600), содержащая краткие заметки, относящиеся к истории Речи Посполитой и о судьбах козачества. 4) Несколько более самостоятельна часть четвертая (1393—1611), представляющая краткую областную летопись земель киевской и волынской. 5) Наконец последний отрывок (1612—1620) составляет продолжение предыдущего, написанное гораздо подробнее и живее; это настоящая летопись областная киевская, веденная очевидцем описываемых собьгтий.

4) Четвертую статью сборника составляет: Литья митрополитов киевских православных (стр. 120—127). Это перечень киевских митрополитов, доведенный до 1690 года. В начале; помещены одни имена, с конца-же XVI столетия, т. е. с Михаила Рогозы, сообщаются краткая биографии каждого митрополита.

5) Пятая статья (стр. 127—135) озаглавлена: Вывод пароду славенскому и Рускому и заключает в себе сведения о расселении славян, о пути из варяг в греки и о пришествии св. Андрея в Русь: — все это заимствовано из "Повести временных лет" и затем, в виде приложений и пояснений, дополнено извлечениями из Гвагнини (о реках в Сармации) и из хроники Мартына Бельского (о событиях, относящихся к Руси с 1025 по 1378 год).

6) Шестая статья (стр. 135—141) представляет оригинальную киевскую областную летопись за время 1608—1700 год; летопись эта составлена в межигорском монастыре, вероятно самим Ильею Кощаковским, и отличается живостью изложения, самостоятельностью и глубоким интересом сообщаемых известий.

7) Наконец после промежутка в две страницы, оставленного пробелом, помещена последняя статья (стр. 143—168): Война волоская от цесаря турецкого Османа. Это перевод одного из польских дневников хотинского повода 1621 года, написанного кажется Опалинским и интересовавшего киевлян, вследствие выдающейся роли, какую играл в этом походе казацкий гетман Петр Конашевич Сагайдачный.

В. А.


Комментарии

1. Подгородцы — село, лежащее ныне в стрыйском округе Галиции на реке н Липе; некогда принадлежало к рогатинскому староству.

2. Декабря 6 дня 1750 года. Полагаю, что книгу сию, носящую заглавие "Русская летопись", взятую из городисского монастыря для пользования отцом Иеронимом Жураковским, бывшим в преклонных летах, за смертью реченного отца, следует возвратить в городисскую обитель. Сильвестр Коблянский, провинциял русский (чернорусский) ордена св. Васипия Великого, собственною рукою.

3. Это сочинение, после упразднения городисского монастыря в 1758 году, занесено в каталог книг львовского монастыря св. Георгия.

4. Из библиотеки львовского монастыря св. мученика Георгия.

Текст воспроизведен по изданию: Записки киевского мещанина Божко Балыки о московской осаде 1612 года // Киевская старина, № 3. 1882
Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.