Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
), и купцам русским с заморскими торговать не дали никакими товарами и во всем обиды учинили больше старого. А дань Юрьевскую прислать бы в третий год перемирья по гривне со всякого человека, да и старые бы залоги (недоимки?), сыскав по душам, прислать бы. И магистр послов прислал Валентина, да Мельхиора c товарищами да от дани отказали, чтобы им не давать, будто у них изстари не бывала дань (“...что обещано и скреплено печатью, то необходимо исполнить, а одним обещанием не разделаешься с московитом. На это епископский канцлер Юрген Гольтшур возразил: ....я думаю, что должны мы дань скрепить печатями, но не на волос не держаться грамоты; московит мужик — не поймет”. (Хроника Руссова)). А то забыли на чем крест целовали из начала и ныне что (следует) им платить. И гостям русским с заморскими торговать не давали, а барышничать Ливонцам самим промеж их. Да на чем крест целовали, в том во всем солгали и не исправили ничего. И Царь благоверный послам велел ответ учинить: коли они изменили во всем и Царь Великий Князь пошлет свою рать своей правды искать в их земле. И после того Царь и Господарь год еще ждал исправленья от них, да нималаго исправленья не дождался, и Царь благоверный положил на них гнев свой, рать нарядить многую да и изпустил (ее). И они, послышав рать, прислали бить челом, чтобы Господарь велел послам прибыть с данью и бить челом за свое неисправленье. И Царь благоверный, еще ожидал, чтобы себя перед ним исправили, и кровь бы христианская не [4] пролилась, велел послам к ceбе быть, а рати велел на Украйну собираться и ходить не велел до своего указа, нечто (надеясь что) будет не ложно их челобитье. И Господарь рать свою воротит. И послы пришли от магистра Клаус (Клаус Франке (см. Лет. Руссова)) с товарищи, да били челом Царю и Господарю, чтобы пожаловал и поголовную дань отставил, а взял бы уроком, чем пожалует. И сказали, что у них дань готова, привезена с ними и (что) во всяких делах исправятся по перемирным грамотам и по крестному целованью. И Царь благоверный еще нисшел на их челобитье, поголовную дань отставил, да по христианству, как есть Господарь православный, не хотя крови христианства, чаючи от них правды, велел взять уроком по их челобитью и во всяком исправлении хотел душам их поверить и рать свою с рубежа воротити и послы, добив челом и слово Господарское взяв, и ратью изволоча, да отказали: что с ними дани нет (“...московит понизил требуемую сумму на 40,000 талеров, которые они (послы) должны были выплатить без замедления; сверх того Дерптское епископство обязано было выдавать ежегодно великому князю 1000 венгерских гульденов...Через несколько времени вел. князь послал своих людей к Ливонским послам в их подворье, чтобы получить 40,000 т., но денег там не оказалось. Тогда вел. князь страшно рассердился и велел спросить послов: не затем ли они приехали, чтобы дурачить его; пусть едут домой, он вскоре последует за ними и сам возьмет деньги с Ливонии” (Хроника Руссова)). А Господарь было рать воротил — даром только себе убытки поделал. И Царь и Господарь на них гнев свой положил, а послов отпустил, сделав по опасной грамоте и в их землю проводить велел совсем по-здорову. А своего гонца послал к магистру с грамотой, выписав их неправды и рати своей велел идти воевать их землю, а к городам подступать не велел, еще ожидая исправленья. А не исправятся и Господарь хочет сам подвиг учинить. И пока Бог милость свою пошлет и оборонь за обиду до конца учинит.

Текст воспроизведен по изданию: Объявление войны царем Иваном Васильевичем городу Ревелю // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, Книга 4. 1886

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.