Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
 

Цены в рублях.

Посьетск.

Суйфунск.

Сев. Уссур.

Сучанск.

Пшеница 18-20 пуд.

-

12-14

8-10

7-10

Бобы (на Сучане

6

8

10

10

Каолян 12 п. дань.)

7-8

10-12

8-10

10

Чис. буда

18

12

30

20-25

Чумидза не отд. 12 пуд.

4

не сеют

Овес 10 пуд.

4-5

3-3,50

6

6

Ячмень } 12 пуд.

4-5

7-8

7-5

4-5

Греча
Картофель 18

2,50-3

3

4,50

3,50

Кукуруза 14-15 пуд.

5-6

5-6

4-5

4-5

Суза 10 пуд.

10

8

8

8

Главным образом хлеб сбывается:

В Посьстском участке 1/2 в войска; овес, картофель, 2/3 во Владивосток. [13]

В Суйфунском участке. Овес сбывается войскам: пшеница, ярица, ячмень, греча — в казну, на завод Пьянкова и на мельницы Линдгольма и Галичева.

В Северо-Уссурийском участке. Овес — войскам; пшеницу и ярицу в сулевые заводы, в Романовку и манзам.

В Сучанском участке. Овес отправляют во Владивосток; буду и пшеницу меняют манзам на товары и продают промышленникам жень-шеня.

Землю для посева пшеницы и ярицы приготовляют, если успеют, осенью, или весной в начале апреля, тотчас после Пасхи и тут же и сеют. Пашут грядами, углубляя вершка на 2, и гряда выходит в 4 вершка вышины; расстояние между грядами около 2 четвертей; слой земли всегда отваливают влево, а другой работник идет вслед за плугом с тубе (прибор для сеяния) и сеет по борозде; где же плохая земля, за сеятелем идет 3-й работник с мешком или корзиной, наполненной сухим навозом, тут же на пашне приготовленным в кучках, и посыпает на семена рукою; с плугом кореец идет по той же гряде обратно и заваливает слоем земли, не толще дюйма, посеянные семена, при чем, конечно, ни одно зерно не остается наружу. Овес сеется так же, но без удобрения земли и без подготовки ее; овес сеют 4 пуда на десятину, а получают до 180 пудов. При сухой весне пашню, после посева, проходят деревянными катками, длиною, по оси, аршина в 2 и в диаметре вершков в 6 и весом пуда в 2. В него впрягается обыкновенно лошадь или бык. Катком придавливаются гряды для того, чтобы они не подвергались быстрому выветриванию и высыханью.

Буда, охори, каолян, просо (кицани) сеются иначе. Плуг употребляется другой — хучи, а не катаги; разница между ними заключается в том, что у катаги лемех имеет вид 3-х угольной лопаты, шириною в 6 и длиною в 8 вершков; он надевается на изогнутый рычаг, конец которого служит ручкой и к нему приделана поперечная грядил. При пахании лемех идет в боковом к поверхности почвы положении; новая почва отламывается кусками, разработанная же рассыпается. Запрягают в катаги либо 2 быка, либо 2 лошади, в хучи же в крайности можно запречь одного быка или одну лошадь.

Катаги служит для разработки целины, хучи же для этой цели не пригоден. У хучи рычаг короче на 2 четверти, чем у катаги; [14] лемех тот же. Пашут им, держа плуг в вертикальном положении (в катаги в наклонном). Пускают лемех не глубже вершка, при чем земля отваливается, конечно, на обе стороны; вслед за плугом идет сеятель с тубе. Плохую землю обработывают вышесказанным способом. Затем идет 4-й работник и ногами засыпает семена, 5-й затаптывает их, 6-й окончательно углаживает гряду, выбирает камни. Такого рода запашка, очевидно, требует много людей, и малочисленные семейства соединяются для совместной работы, что также делают, если у отдельных хозяев не имеется достаточно рабочего скота.

Некоторые корейцы, чтобы выиграть в экономии земли овощные растения, как то: дыни, тыквы, огурцы, красные бобы, сузу, салат — сеют под кукурузою (овощи сеют в конце мая). При посеве употребляется особый снаряд, по корейски тубе. Он состоит из деревянной палки, одна сторона которой выдолблена в виде трубки, в 1 1/2 вершка в диаметре; трубка эта пропущена в круглую тыкву, в которую насыпается мелкое зерно (просо, буда, чумиза, суза); крупное зерно (кукуруза, каолян, бобы, овес и т. п.) сеется руками. Сеятель держит палку с тубе под левой подмышкой в наклонном положении, правой же рукой стучит по трубке тоненькой палочкой. Зерно идет из трубки через вставленный пучек травы, в котором зерно зостревает и от удара палки по трубке сыплется ровной струей. Длина тубе аршина 2. Орудиями для ручной работы служат хоми, род нашей мотыги, состоящей из деревянной ручки, длиною в 1 аршин, к которой присажен 3-х угольный тонкий кусок железа, загнутый под прямым углом, длиною в 5 вершков и шириною в 4 вершка. Другой род мотыг — каакци — совершенно русская кайма. Молотят цепами в роде наших, только самое било состоит не из одной толстой палки, а из 3 тонких. Веют лопатами, как и у нас, и корытами: в большое корыто набирают зерно, работник становится на скамейку и тихонько сыпет зерно вниз; этот способ возможен только при среднем ветре.

Буду, просо, каолян, чумидзу, ячмень, гречу, овес корейцы рушат каменными катками, нян-шхезо, или деревянными ступками. Каток устраивается следующим образом: устанавливается каменный жернов от 2-3 аршин в диаметре, на нем двигается круглый каменный каток, длиною 1 аршин 1/2 вершка, диаметром 2 1/2 и 3 четверти, и весом до 8 пудов. Жернов имеет в центре деревянный неподвижный стержень; каток же помещается в [15] деревянной рамке. Против центра катка, где в камне находятся углубления в раме, с обеих сторон находятся чугунные шпиньки, вращающиеся свободно в вышесказанных углублениях. К наружному концу рамы прикрепляется веревка, в которую и запрягается осел, бык или лошадь с завязанными глазами, и ходят вокруг жернова (нян-пхани). На стержень надевается деревянная перекладина, к концам которой, на веревках, подвешивается деревянный же ящик, сверху открытый и с дырочками в дне. В ящик насыпается зерно, каток же, при своем движении, толкает ящик, из которого и сыплется зерно на жернов под каток; когда оболочки раздавлены, то их провеивают на веялках такого же устройства, как и наши. На катке можно рушить до 10 пудов в день, работая 10 часов.

Такая жерновая мельница называется по корейски няньза. Водяные ступки, по корейски мурбон, устраивают так: воду отводят из речки или ручья в сторону маленькою канавкою, в конце которой устроена небольшая яма, куда вода из канавы надает небольшой струей (маленьким водопадом) в корыто, выдолбленное в одном конце бревна, со ступой на другом. Бревно положено свободно, перпендикулярно к канавке, на двух вилках; вода, падая в корыто, приподнимает ступу, которая опускается, при чем выливается из корыта вода. Под ступой находится деревянная круглая колода, куда насыпается зерно, в количестве от 2 до 4 пудов; для того чтобы размолоть это количество зерна, нужно от 6 до 12 часов времени.

Земля у корейцев никогда не отдыхает, не истощается же она благодаря, во 1-х, грядовой пашне, при которой половина земли отдыхает, — где в нынешнем году были хлеба, там в следующем останется свободное место, и во 2-х, благодаря переменной системе: один год сеется буда, на другой — пшеница, ярица или бобы (бобы имеют хорошее влияние на почву). На скатах гор пашут поперечными бороздами, чтобы вода не размывала пашню.

В Янчихэ корейцы Куншими-хан и Хан-ени пробовали сеять пшеницу, но результаты получились самые неудовлетворительные.

Скотоводство.

Корейский скот ростом меньше нашего и манчжурского, масть преимущественно рыжая. Держат скота корейцы очень мало, лишь [16] для полевой работы, и весьма редко для завода. Продают обыкновенно устаревший скот, заменяя его молодым, покупаемым в Корее. На быках и коровах, кроме плуговой работы, ездят верхом, в телегах, возят тяжести, а также возят вьюки там, где не имеется дорог. Молока корейцы не пьют вовсе, а потому коров не доят, и все молоко идет для теленка, который сосет мать более года. Весь скот корейцы держать на приколе, так как пастбищ нигде нет; пускают в поле лишь на короткое время, по уборке хлеба, в октябре (оригинально видеть небольшого поросенка, привязанного на короткой веревочке); на ночь скот сам возвращается и дома еще получает корм. И зиму и лето скот держат в прекрасно устроенных хлевах, такого же устройства, как дом у самого хозяина: плотно убитый пол, крыша такая же, как в фанзах, такие же окна, заклеенные промасленой бумагой; имеются стоки для мочи. В Посьетском участке скот помещается в самой фанзе и ясли выходят в кухню. Кормят скот соломой чумидзы, буды, проса, мелко нарезанной кукурузы — в нерабочее время; бобами, бобовыми жмыхами (выжимки из под сои), ячменем, зерном кукурузы, сваренным с солью — в рабочее. Быков и коров начинают употреблять в работу с 3-х лет; случают очень рано — 2-х лет.

Лошади у корейцев малорослы, но достаточно сильны, — корейская лошадь может легко нести вьюк от 6-8 пуд. Многие из них очень недурно идут рысью, при чем большую часть из них искусственно приучают к иноходи, для чего соединяют у молодых лошадей подпругами ноги накрест. Лошадей начинают употреблять на работы с 4-х лет; стоимость лошади от 25 до 70 руб. В Посьетском участке лошади употребляются для верховой и вьючной езды, в других участках запрягают их в плуги, телеги и сани. Кормят как лошадей, так и рогатый скот мелко нарезанной соломой, во время же работы дают овес и ячмень. При хозяйствах, в особенности в Посьетском участке, держат ослов, преимущественно для работы на круподерках. Стоимость осла от 9 до 15 руб.

Свиней держат в каждом хозяйстве премущественно для себя, так как корейцы очень любят свиное мясо, и без свинины не обходится ни один праздник, ни один обряд. Свиньи постоянно на запоре, так как более всего портят хлеба. Кормят их исключительно разного рода мякиной, обваривая ее кипятком. [17]

Птицеводство.

Из птиц в Посьетском участке держат корейцы только кур; в других участках имеют уток и гусей.

Овцеводство.

Овец держат весьма незначительное количество, только в 4-х деревнях Суйфунского уезда, причину чего нужно видеть в незнакомстве корейцев с этим животным, так как в Корее, за недостатком пастбищ, овец совсем не знают.

Пчеловодство.

Пчеловодство совсем не существует, хотя в Корее таковое есть.

Ремесла.

Корейцы вообще плохие ремесленники. В течение целых веков все их производства не сделали больших успехов, одной из главных причин чего, без сомнения, следует признать то обстоятельство, что в каждом почти доме производятся все предметы первой необходимости самими членами семьи и на сторону сбыта не имеют. Хлебопашество доставляет земледельцу все, в чем он нуждается. Зимой же каждая семья хлопочет о том, чтобы заготовить в свободное время все, в чем можно нуждаться круглый год. Мужчины заготовляют дрова и лес, гонят сули, приготовляют растительное масло, сою. Женщины прядут пеньку, ткут грубые, но прочные ткани, вполне пригодные для ежедневного употребления. Кореец сам приготовляет себе платье, соломенные и веревочные башмаки, корзинки, метлы, веревки, мотаузы, цыновки, плетни для забора и деревянные части земледельческих орудий. В случае нужды он исправляет стены, крышу и занимается плотничной работой. Словом, он не нуждается ни в ком, но, как легко понять, работает каждую вещь только при нужде, довольствуясь самыми простыми и первобытными способами, не достигая усовершенствования в производствах.

Специальные рабочие существуют только для таких ремесл, которые требуют особых инструментов и уменья ими пользоваться. Обыкновенно каждый из ремесленников, взяв свои инструменты на спину, идет куда его зовут, и, окончив работу, отправляется [18] вновь в другое место. Даже те из них, как например, кузнецы, горшечники, плавильщики бронзовой и чугунной посуды, которым нужно иметь особое помещение для их работ, не устраиваются окончательно нигде. Горшечники, например, идут, куда их звали, останавливаются в фанзе, отправляются в окрестности за глиною и тут же выделывают грубый фарфор; покончив заказ, отправляются далее. Горшечники занимаются своим ремеслом только в течение летних месяцев, остальное время года занимаются заготовкою дров, рубкою леса и т. п.

Кузнецы поступают таким же образом, работая в году всего 2 месяца; в марте исполняют все нужные поправки в земледельческих орудиях, а в октябре приготовляют и ремонтируют орудия, служащие для рубки и пилки леса, топоры, пилы и пр., остальное время года кузнецы также занимаются хлебопашеством. Все ремесленники корейцы пришли из-за границы, своих же ремесленников между нашими корейцами совсем мало. В селе Корсаковском есть постоянная литейная для отливки чугунной и бронзовой посуды, чугунных лемехов самого примитивного устройства; благодаря этому недавно открывшемуся производству, лемех, прежде стоивший 5 руб., продается на этой литейной по 1 1/2 рубля. Чугун и железо собирается по деревням из лому.

Бумагу, которой требуется очень много, корейцы получают из Кореи, где эта отрасль промышленности дошла до большой степени совершенства. Делают ее из коры тутового дерева; бумага эта толще и прочнее китайской и похожа на полотно. Желтую бумагу для письма делают из овсяной соломы. Употребление бумаги до бесконечности разнообразно: из нее приготовляются шляпы, мешки, фитили для свечей, башмачные подошвы и т. п. Будучи промаслена, она, по своей дешевизне, с успехом заменяет клеенку и служить материалом для дождевых зонтов и непромокаемых плащей; окна и двери затягивают ею же.

Стирка белья производится следующим образом: белье кладут в щелок, затем вытаскивают и бьют дощечками более узкими, чем наши скалки. Крахмалят белье хлебным клейстером; так как большая часть корейской одежды состоит из сметанных и просто склееных кусков, то их разнимают и стирают каждый отдельно. Башмаков или сандалий корейцы в комнатах не носят, оставляя их за дверью, оставаясь в чулках.

Главным и чуть не единственным занятием корейцев является [19] земледелие, остальные же заработки ничтожны в сравнении с землепашеством, из них можно назвать доставку дров в части войск и другим лицам в Посьетском участке, в Новокиевском, Посьете. Возят дрова на быках из Рязанова, Верхней Янчихэ и Барановой. Доставляют по 4 р. — 4 р. 50 коп. за погонную саж. Общая сумма заработка выразится в доставке до 10 т. саж., на сумму 40-45 т. руб.

Судоходство.

В деревнях полуострова Крабе-Адими, Песчанной, Бруссе, Сидими, Кедровой пади и, главным образом, Красном селе — жители имеют шаланды, на которых возят розный груз во Владивосток и обратно и занимаются каботажным морским плаванием между ближайшими населенными прибрежными пунктами, расположенными в заливе Петр Великий. Устройство шаланд самое примитивное: основанием их служат два толстых бревна, очищенных от коры, положенных параллельно друг другу и связанных сверху несколькими брусьями достаточной прочности. Сверх этих 2 бревен и поперечных связей устроен деревянный помост, на который складывается груз. С 4-х сторон, т. е. 2 продольных и 2 поперечных, помост ограждается толстыми досками, напоминающими собою борта лодки. Передней, т. е. носовой части шаланды придается остроконечная форма, задняя же часть делается совершенно тупою, и по самой середине ее, на поперечном бруске, прилаживается длинное весло, заменяющее, во время хода шаланды, руль. Плавание на таких шаландах совершается с помощью весел, а при попутном ветре с помощью парусов. Смотря по размерам такая шаланда стоит от 600 до 1000 руб. со всею оснасткой. Гребцов на шаландах бывает от 8-12 чел., что зависит от величины ее. Подъемная сила шаланд, вследствие самого устройства их, очень не велика, от 1.000-3.000 пуд. Движение их, даже и при хорошем попутном ветре, медленное, тем более замедляющееся, когда это оригинальное мореходное судно движется с помощью весел, или, при мелкой воде, на шестах. Нечего и говорить, что ни сам владелец шаланды, если он на ней плавает, выполняя роль капитана или шкипера, ни — еще в большей степени — его команда матросов-чернорабочих, никакими точными сведениями по мореходству не обладают: плавания они совершают только в виду берегов, так как у них не имеется даже компаса. [20] Естественно, что при более значительных переходах такое судно, вместе с своим экипажем, совершенно зависит от воли Божией и не обладает решительно никакими средствами для успешной борьбы с грозной морской стихией. По выше изложенным причинам нельзя не желать, чтобы шаланда в самом недалеком будущем заменилась в наших восточных водах каботажными судами более усовершенствованного типа. Вероятно, замена эта скоро и совершится, так как на вопрос этот обращено уже внимание правительства. Следует, во всяком случае, признать, что, при настоящих условиях, существование шаланд приносить значительную пользу: без них доставка во Владивосток, например, дров, сена, рыбы, огородных овощей и обратная отправка из Владивостока разных грузов в населенные пункты побережья заливов Амурского и Уссурийского была бы несравненно дороже и затруднительнее, а часто и совсем невозможна.

Солеварение.

Солеварением корейцы занимаются преимущественно в южной части Уссурийского края; так, по берегам бухты Экспедиции и Амурского залива находится несколько солеварен. В летнее время соль добывается следующим образом: на самом берегу моря, на низменном месте, расчищается и выравнивается более или менее значительная, ровная площадь, и так как почва в таких местах насыщена солью, то уже по истечении самого непродолжительного времени, вся поверхность площади от действия тепла солнечных лучей покрывается беловатым соляным полетом. Тогда верхний слой площадки, толщиною до 2-х вершков, сгребается и корзинами сносится в особый, установленный вблизи, деревянный чан, в который наливается также и морская вода; после неоднократного взбалтывания соль осаждается на дне чана и наверху, после отстоя, получается соляной рассол значительной крепости. Тогда рассол этот, с помощью особо устроенного крана, тонкой струей начинают спускать в находящийся вблизи чана плоский железный котел, под которым устроена топка и разводится сильный огонь. Когда рассол начинает кипеть, то на поверхности его получается много грязной пены, которую постоянно снимают. В конце концов оседающая, вследствие сильного кипения и испарения воды, на дне котла соль получается совершенно чистою и белою. Далее соль извлекается из котла и просушивается на воздухе, [21] после этого она поступает в употребление. Летом, в дождливое время, соль совсем не может быть добываема. В зимнее время она добывается тем же способом, т. е. посредством выпаривания или выварки, но прямо и исключительно из морской воды. Часть добытой соли идет для собственного употребления корейцев, а в некоторых местах, как например, на устье Янчихэ, корейцы по подряду доставляют соль войскам, расположенным в ур. Новокиевском и Посьете. Подобных солеварен находится: в Тоихаузе — 4, на устье Янчихэ (Сахиза) — 1, в Красном селе — 2, в Славянке — 1 и в селе Песчаном — 1.

Церкви и миссии.

Во всех 52 корейских селениях, разбросанных на значительном пространстве, православных церквей насчитывается только 4 и, следовательно, столько же миссионерских станов, при чем распределение их очень неравномерно, так, из 4-х деревень Суйфунского участка, в трех: Синеловке, Пуцыловке и Карсаковке находятся и церкви и миссионерские станы (кроме того в селе Кроуновке, в 6 верстах от Карсаковки, есть большая часовня, в которой служит раз в 2 недели карсаковский священник). В Посьетском же участке на 22 селения находится всего 1 церковь — в Янчихэ, на расстоянии (если считать от Красного села и залива Петра Великого) более 200 верст. Очевидно, что священник села Янчнхэ лишен всякой возможности крестить новорожденных и хоронить умерших своего стана или прихода, не говоря уже об остальных требах, ибо он едва ли в состоянии посетить все свои селения хотя бы раз в год. Начальник этой миссии о. Афанасий Протодиаконов живет в Мариинске, на Амуре, т. е. в расстоянии более 1700 верст от села Янчихэ. В деревнях Верхне-Уссурийского и Сучанского участка нет ни одной церкви, и понятно, что о жителях этих селений, в смысле их духовного просвещения и наставления, никто не заботится.

Касаясь самой деятельности миссия, нельзя не признать того грустного факта, что результаты этой деятельности совершенно ничтожны и мало заметны, за исключением только разве Суйфунского участка, где деятельность эта принесла за последнее время, впрочем, заметные и благотворные плоды.

Хотя количество православных корейцев довольно велико, но качество их заставляет желать многого. Да и трудно ждать [22] успехов проповеди слова Божия, когда проповедник весьма мало знает по корейски или почти совсем не знает языка своих слушателей. Ни красноречие, ни искреннее вдохновение и убежденность проповедника не могут дать благих результатов, и поэтому прежде всего или миссионеру необходимо знать хорошо корейский язык, чтобы успеть что-либо сделать в святом его деле, или сначала нужно научит корейцев русскому языку и тогда ужо начать проповедывать им слово Божие. При отсутствии этих условий самое обращение корейцев в христианство будет только чисто внешнее и совершенно непрочное. Едва ли еще не большее значение в святом деле распространения христианской православной религии между корейцами имеет и будет иметь то обстоятельство, насколько проповедник чувствует призвание к этого рода деятельности. Отсюда самый выбор миссионеров, основанный на строгой оценке их нравственных и душевных качеств, только и может привести к благим и желательным результатам. Необходимо, чтобы миссионер насаждал свою ниву по призванию, с полным убеждением в великости и святости своего дела, а не смотрел на это дело только как на хорошо оплачиваемую должность.

Корейцы, по природе своей, обладают чувством достоинства, а потому, помимо духовного просвещения их, самое обращение миссионеров с ними должно быть ласковое и приветливое. Смотреть на них как на дикарей, пренебрегать ими никак не следует; в противном случае неизбежно устанавливаются если не враждебные, то холодные отношения между миссионером и его паствою, и самый успех проповеди становится сомнительным; как на пример, заслуживающий подражания и одобрения, считаю долгом указать на деятельность священника села Синеловки, о. Рязановского.

Церковь в Синеловке по праздникам полна молящимися. Вот некоторые факты, на которые мне неоднократно пришлось наталкиваться при объезде корейских селений, и которые безусловно не должны быть долее терпимы или допускаемы, во-первых, в силу христианских принципов, а во-вторых, и потому, что они находятся в прямом противоречии с нашими гражданскими законами. Так, во многих семействах корейцев я встречал мужа христианина, а жену буддистку и наоборот, т. е. самые близкие члены одной и той же семьи принадлежат к различным вероисповеданиям. Факт совершенно ненормальный, тем более, что союз христианина с язычницей православной церковью не допускается. [23] Не следует при этом упускать из вида также и то, что дети, происходящие от таких браков, при существующих условиях, т. е. при невозможности миссионеру часто посещать селения своего прихода, остаются по несколько лет не крещеными и так умирают.

Необходимо также обратить серьезное внимание на искоренение между корейцами неравных браков по летам. В настоящее время между ними очень обыкновенное явление, что 12-летнего мальчика, посещающего школу и далеко еще не достигшего возмужалости, женят на 18-20 летней девушке, совершенно сформировавшейся, или на оборот, 12-летняя девушка выдается замуж (прошу заметить выдается, а не добровольно выходит) за 40-летнего мужчину. Часто даже браки между христианином и христианкою, если кому либо из брачущихся не вышли года, сначала совершаются по корейскому обряду. Венчают же их лишь только тогда, когда обе стороны или одна из них достигают установленного законом возраста.

Текст воспроизведен по изданию: Корейцы приамурского края // Журнал министерства народного просвещения, № 3. 1904

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.