Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 84

Манифест партии гоминьдан 1

[. . .] Относительно займа пяти держав партия гоминьдан вынесла следующие три определенные резолюции:

Во-первых: мы никогда не признаем конституционными действия правительства в процедуре подписания займа пяти держав, потому что правительство сделало это без санкции парламента.

Во-вторых, чтобы защитить авторитет высшего законодательного органа, мы будем защищать резолюцию, осуждающую антиконституционное заключение займа правительством.

В-третьих: мы не отказываемся от займа, но будем настаивать на том, чтобы правительство надлежащим образом было ограничено в расходовании сумм займа. Политика, которой мы придерживаемся, и справедливая, и здоровая.

Вопреки этому в настоящее время циркулируют такие слухи, будто мы желаем воспользоваться иностранным займом, чтобы вызвать в стране беспорядки. Нас обвиняют в намерении поднять бунт против центрального правительства, а также в том, что мы выдвигаем кандидатуру 2 лица, которое является противником займа пяти держав. Но вопрос о займе и проблема президентских выборов ничего общего друг с другом не имеют.

Для провинций является обыкновенной вещью интерпелляция какого-нибудь антиконституционного действия правительства, и граждане республики имеют право знать условия, на которых правительство заключает заем, потому что ответственными за этот заем являются они же. Народ доверяет парламенту наблюдение за национальными финансами, а поэтому является действительно унижением для законодательной палаты, когда говорят, что интерпелляция парламента внушена какими-то лицами, принадлежащими к какой-то партии. Это грубое и несправедливое обвинение. Совершенно ясно, что действие правительства в подписании займа было неконституционно. [201]

Когда мы пересмотрели сущность и основные пункты займа, мы нашли, что размер процентов, дисконты, состав банкирских групп и даже условия, касающиеся иностранного контроля над расходованием сумм займа, совершенно изменены и разнятся от тех, которые предполагались при заключении так называемого шестистранного займа. Беря формальную сторону дела, мы положительно уверены, что президент Юань Ши-кай не передал этого дела в надлежащей форме в парламент. Во-вторых, дело о займе не разбиралось соответствующим образом в парламенте.

Со времени функционирования настоящей палаты депутатов вопрос о займе никогда не вносился на обсуждение и решение этого законодательного учреждения. Когда же члены парламента потребовали, чтобы премьер-министр, министры иностранных дел и финансов присутствовали на заседании палаты депутатов, то премьер-министр попросил себе отпуск на некоторое время, а министры иностранных дел и финансов не явились ни на одно заседание палаты, чтобы дать объяснение по поводу конституционного образа действий правительства, заключившего заем без одобрения парламента. В конце концов Дуань Ци-жуй, нынешний премьер-министр, не присутствовал ни на одном заседании палаты депутатов, его ответы были неудовлетворительными, двусмысленными и уклончивыми. В своих ответах он настаивал на том, что палата депутатов должна извинить правительство за заключение займа. После этого весь народ протестовал против антиконституционного образа действий правительства. Со многих мест палата депутатов получала требования, чтобы вопрос о займе был рассмотрен в парламенте. В ответе правительство созналось, что процедура заключения займа была несовершенна.

Несчастная республика! Не требуется никаких доказательств, что правительство нарушило наши неотъемлемые права. Нарушение закона правительством и его презрение к законодательным учреждениям хуже, чем это мы видели во времена маньчжурского владычества! Финансовая политика государства все еще в беспорядочном состоянии, которое будет причиной неописуемого несчастья для республики! Кто ответствен за несчастье и бедствие, которые постигнут в будущем республику? Если наши соотечественники поощрят такое нарушение конституции правительством, не будут ли они каяться впоследствии в нынешней своей небрежности?

Сознавая всю ответственность перед потомками, мы категорически должны протестовать против подписания правительством займа без согласия парламента.

Когда обе палаты были собраны, большинством голосов была вынесена резолюция, осуждающая неконституционное заключение займа, но, несмотря на то что с того времени прошло более 20 дней, эта [202] резолюция все еще не вручена правительству. Председатели обеих палат против своей воли не посылали этой резолюции, так как этому противились члены некоторых партий.

Нас обвиняют в распространении ложных слухов, но в этом отношении совесть наша чиста перед народом. Противоконституционное заключение займа — дело одно, а необходимость этого займа — дело другое. Мы окончательно признали необходимость сделать такой заем, раз мы в своей собственной стране не находим достаточных средств для удовлетворения неотложных потребностей, но правительство обязано, прежде чем подписать заем, заручиться согласием парламента.

В нашей срединной республике верховная власть принадлежит народу, а потому все дела, касающиеся национальных финансов, предварительно должны рассматриваться в парламенте, который является представителем народа. Это ясно выражено во временной конституции. Правительство просит парламент извинить его за неправильное действие; если кто-нибудь оправдывается, то очевидно, что он виноват, таким образом, ясно, что правительство позволило себе нарушить конституцию. Мы обязаны защитить верховную власть народа, чтобы в стране опять не воцарилось беззаконие, поэтому мы осуждаем противоконституционное заключение займа и будем отстаивать авторитет законодательных палат. Мы одобряем заем, который может облегчить финансовое затруднение страны, но не одобряем процедуры заключения займа. Согласно республиканской форме правления, недействительны все те соглашения, которые не прошли через парламент. Мы вполне ясно сознаем, что в настоящее время очень трудно изменить первоначальные условия займа пяти держав, но мы также понимаем, что такое важное дело, как расходование народных денег, должно быть предварительно внесено на рассмотрение парламента. Мы, члены парламента, должны сознавать свой долг по отношению к законодательным палатам; коль скоро мы этого не сознаем, мы не можем быть представителями народа. Это и есть причина, на основании которой мы настаиваем, чтобы была послана правительству резолюция парламента, вынесшая осуждение действий правительства в заключении иностранного займа. Мы примиряемся с совершившимся фактом займа, но расходование сумм займа должно быть законно и под строгим контролем.

Всем известно, что в течение последнего месяца правительство деньгами подкупало членов парламента. Нужно признать преступным подобное действие правительства. Каждый доллар, растраченный правительством, добыт кровью и потом народа! Грустно становится, когда подумаешь, что народные деньги тратятся правительством безрассудно. Злоупотребление деньгами есть признак упадка нации. История наша может дать в этом отношении много полезных уроков пекинскому правительству. Более года уже прошло со времени учреждения настоящего [203] правительства, но до сего времени не видно определенной политики в области внутренней администрации, а также не выработаны определенные нормы, касающиеся реорганизации национальных финансов. Куда правительство истратило 25 000 000 франков, вырученных от бельгийского займа 3 и предназначенных на постройку Хайланьской железной дороги? Затем были сделаны следующие займы: 10 000 000 фунтов стерлингов, 4 450 000 фунтов австрийского займа, 1 000 000 4 другого бельгийского займа, 7 000 000 лян, собранных с провинций и образовавших патриотический фонд. А полученные доходы с таможни и железных дорог? Куда все эти суммы девались, мы не знаем. Расходование этих сумм не было опубликовано и, насколько нам известно, правительство не дало в расходовании их никакого отчета.

Мы слышали, что банк путей сообщения и китайский банк даст правительству более 40 000 000 лян, и эта огромная сумма предназначалась единственно для расплаты с теми частями войск, которые подлежат расформированию; поэтому мы имеем полное право спросить: какие части войск распущены и сколько денег получили на это провинциальные власти от центрального правительства до настоящего времени? Из правительственных отчетов можно предположить, что войска действительно распускаются, на самом же деле количество войск не только не уменьшается, но еще увеличивается. Каждую неделю производится новый набор солдат. Никто не знает, что на самом деле делает правительство, и мы затрудняемся сказать, что оно будет делать в будущем. Мы требуем, чтобы публиковался отчет как о частных, так и об общих расходах.

В настоящее время президент республики приглашает различных советников 5 с ежемесячным жалованьем от 300 до 400 долларов, и нет конца этим приглашениям. Приглашение на службу такого большого числа советников и секретарей явно противоречит временной конституции. Президент республики не имеет права таким образом расточать богатства страны. До тех пор пока Юань Ши-кай по собственному усмотрению будет распоряжаться общественными суммами, нет надежды на то, что будет учрежден правильный контроль над национальными финансами.

Парламент должен выработать условия займа, а после его заключения учредить контроль, который наблюдал бы за надлежащим расходованием денег. Но так как контроль учрежден распоряжением президента республики, а не согласно закону, предусмотренному временной конституцией, то вряд ли можно доверить ему вышеуказанное наблюдение. Может ли быть независимым орган, который находится под таким покровительством? Можем ли мы ожидать, что при таких обстоятельствах законный авторитет контроля будет на должной высоте? Контроль есть часть правительства. Каким же образом [204] правительство может одновременно и тратить деньги и контролировать свои расходы? Какую цену имеет подобный контроль? В настоящее время нет соответствующих людей в контроле. Это не контроль, а фарс.

Правительство в своих воззваниях к народу обвиняет провинции в том, что со стороны их не имеет должной поддержки и что финансовая администрация не объединена, но в то же время не видно планомерного правительственного плана, касающегося финансовой реформы страны. Провинции надеются, что со стороны Центрального правительства получат финансовую помощь и поддержку, а правительство, чтобы не оказывать провинциям этой поддержки, рассказывает сказки о своей бедности. Центральное правительство не может гармонично работать с провинциальными властями, потому что отсутствует планомерная схема этой работы. Обе стороны надеются на иностранный заем, как на единственный источник, из которого они почерпнут нужные им средства. Мы недоумеваем, куда ушли, расточены займы, совершенные раньше пятистранного займа. Но оставим этот вопрос и обратим наше внимание на заем пяти стран.

Если мы согласимся с условиями пятистранного займа, то есть с тем, что он пойдет на уплату иностранных долгов, реорганизацию соляных налогов и на расплату с расформированными частями войск, а оставшиеся от этих расходов суммы правительство употребит на административные цели, то, так как сумм на административные надобности, по мнению самого правительства, хватит только на сентябрь этого года, само собой напрашивается вопрос, что же мы будем делать в октябре, то есть тогда, когда от займа не останется ни одного доллара?

Бюджет этого года до сих пор еще не представлен в парламент. Около семи десятых членов кабинета министров отсутствуют. Одни подали в отставку, другие находятся в отпуске. Правительство находится в положении анархии. Ни у одного из членов правительства не видно планомерной работы. Хотя правительство и обладает громадной суммой денег, но не знает, как ее умно расходовать. А когда деньги будут растрачены, народу снова придется платить долги.

Оппозиционные партии сознают то жалкое положение, в которое попало правительство, но считают за лучшее дать возможность временному правительству мирно просуществовать последние дни. Мы не настолько близоруки, чтобы не заботиться о будущем Республики. Хотя мы сознаем необходимость займа, но все-таки мы настаиваем на том, чтобы бюджет был подчинен парламенту. До тех пор пока правительство не представит отчета о количестве займов и их суммах с подробным указанием, у каких держав эти займы заключены, какие суммы истрачены и каким образом будут расходоваться оставшиеся средства,— партия гоминьдан не признает займа пяти стран. Пока мы не [205] будем иметь этого отчета, мы не имеем возможности знать, в какой степени страна нуждается в деньгах.

Мы, члены парламента партии гоминьдан, объявляем все вышеизложенное ко всеобщему сведению.

6 нюня 1913 г.

«Китай и Япония. Обзор периодической печати», Хабаровск, 1913, № 144, 145.


Комментарии

1. Манифест издан парламентской фракцией гоминьдана 6 июня 1913 г. в связи с незаконным подписанием правительством Юань Ши-кая соглашения о кабальном займе с банковским консорциумом пяти стран.

2. Имеется в виду Хуан Син — кандидат в постоянные президенты Китайской республики, член гоминьдана.

3. Заключен 24 сентября 1912 г. на постройку Луньхайской (Хайланьской) железной дороги.

4. 1 млн. фунтов стерлингов.

5. Речь идет о приглашении Юань Ши-каем иностранных советников в Китай.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.