Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 70

Закон о Национальном собрании

Глава 1. Общие положения

Статья первая. Национальное собрание созывается в месте пребывания Временного правительства.

Статья вторая. Национальное собрание, созываемое в соответствии со статьей восемнадцатой Временной конституции, начнет работу, как только 3/5 общего состава делегатов от различных мест прибудут в собрание.

Статья третья. Деятельность Национального собрания прекращается с его роспуском. [165]

Статья четвертая. В заседаниях Национального собрания, по предложению председателя собрания и с одобрения более половины его членов, может быть сделан перерыв, но не более чем на 15 дней.

Во время перерыва в заседаниях Национального собрания, в случае возникновения настоятельной необходимости в обсуждении дел, председатель Национального собрания может объявить о начале заседаний.

Глава 2. Члены Национального собрания

Статья пятая. Членом Национального собрания может быть любой гражданин Китайской Республики мужского пола, достигший 25-летнего возраста; однако это положение теряет силу при условии:

1) лишения или временного ущемления в гражданских правах:

2) курения опиума;

3) службы в армии или во флоте;

4) занятия административной или судебной должности.

Статья шестая. В случае возникновения сомнения в правомочности кого-либо из депутатов, члены Национального собрания вправе поставить вопрос о проверке правомочий данного депутата и избрать из своей среды комиссию в составе девяти человек, которая представляет председателю Национального собрания доклад, утверждаемый затем Национальным собранием.

Статья седьмая. Если в течение 60 дней со дня избрания члены Национального собрания не доложат собранию о своем прибытии, их избрание считается недействительным, и Национальное собрание направляет официальное письмо с просьбой о переизбрании; однако на депутатов от Ганьсу, Синьцзяна, Тибета, Цинхая, Внутренней и Внешней Монголии это положение не распространяется.

Статья восьмая. По прибытии в Национальное собрание депутаты обязаны предъявить свои мандаты председателю собрания; однако в случае заблаговременного уведомления с места избрания мандат может быть представлен в последующие дни.

Статья девятая. Депутаты, прибывшие в Национальное собрание, не могут быть отозваны без согласия Национального собрания.

Статья десятая. Срок [полномочий] депутатов истекает с роспуском Национального собрания.

Статья одиннадцатая. Если член Национального собрания намерен сложить с себя депутатские обязанности, он должен представить письменное объяснение и просить Национальное собрание удовлетворить его ходатайство. Если Национальное собрание дает согласие на его просьбу, следует немедленно сообщить об этом по месту его избрания, чтобы в определенный срок был избран и направлен новый депутат. [166]

Статья двенадцатая. Если Национальное собрание признает необоснованными выдвинутые депутатом мотивы сложения с себя депутатских обязанностей, Национальное собрание предлагает ему остаться на своем посту; однако по истечении семи дней, если депутат не даст положительного ответа, его просьба считается принятой.

Статья тринадцатая. Члены Национального собрания без веских мотивов не могут испрашивать отпуск; отпуск сроком до пяти дней может быть предоставлен председателем Национального собрания, а свыше пяти дней должен быть утвержден Национальным собранием.

Статья четырнадцатая. Члены Национального собрания не могут самовольно отсутствовать на его заседаниях, за нарушение налагается соответствующее взыскание.

Статья пятнадцатая. Члены Национального собрания не получают годовое содержание.

Глава 3. Председатель и заместитель председателя Национального собрания

Статья шестнадцатая. Председатель несет ответственность за порядок в Национальном собрании, руководит обсуждением вопросов, представляет Национальное собрание вне его.

Статья семнадцатая. Председатель Национального собрания назначает и смещает начальника и других чиновников секретариата, а также осуществляет контроль за ними.

Статья восемнадцатая. Председатель Национального собрания имеет право присутствовать и выступать в постоянных и чрезвычайных комиссиях, однако не имеет права решающего голоса.

Статья девятнадцатая. В случае занятости председателя Национального собрания его обязанности исполняет заместитель председателя Национального собрания.

Статья двадцатая. В случае занятости председателя и заместителя председателя Национального собрания может быть избран временный председатель, который будет исполнять обязанности председателя Национального собрания; порядок его избрания осуществляется согласно статье двадцать четвертой Временной конституции.

Статья двадцать первая. Срок полномочий председателя и заместителя председателя Национального собрания истекает с роспуском Национального собрания.

Статья двадцать вторая. Если по какой-либо причине председатель или заместитель председателя Национального собрания намерены поставить вопрос об отпуске или отставке, они должны в письменной форме обосновать свою просьбу, по рассмотрении которой [167] Национальное собрание принимает решение, однако это положение не распространяется на предоставление отпуска до пяти дней.

Статья двадцать третья. В случае если председатель или заместитель председателя Национального собрания в своих действиях допустят нарушение закона, дело об этом по предложению более десяти депутатов передается для расследования в комиссию по наказаниям, после чего Национальное собрание обсуждает его и принимает решение; если большинство признает, что они не соответствуют занимаемым постам, они должны быть немедленно смещены и на их место выбираются другие.

Глава 4. Комиссии

Статья двадцать четвертая. При Национальном собрании создаются общая комиссия Национального собрания, постоянные и специальные комиссии.

Статья двадцать пятая. Общая комиссия Национального собрания образуется из членов Национального собрания.

Статья двадцать шестая. К числу постоянных комиссий относятся законодательная, финансовая, комиссии государственных дел, петиций и наказаний, каждая из них отвечает за разбор дел, относящихся к данной комиссии. Комиссии избираются депутатами Национального собрания путем закрытого голосования списком, число членов в каждой комиссии определяется Национальным собранием.

Статья двадцать седьмая. Специальные комиссии ведают разбором особых дел, члены специальных комиссий либо назначаются председателем Национального собрания, либо избираются Национальным собранием.

Статья двадцать восьмая. Члены постоянных комиссий одновременно могут быть членами специальной комиссии.

Статья двадцать девятая. Все члены комиссии, как избираемые, так и назначаемые, не могут без веских оснований отказаться от работы в комиссиях.

Статья тридцатая. Председатель общей комиссии Национального собрания избирается всем Национальным собранием, однако председатель и заместитель председателя Национального собрания не могут быть избраны. Председатели постоянных комиссий, а также председатели специальных комиссий избираются самими членами этих комиссий.

Глава 5. Заседания

Статья тридцать первая. В период сессии Национального собрания заседания, как правило, проводятся с понедельника по пятницу с 9 до 12 часов утра, однако при проведении специальных [168] заседаний Национального собрания для рассмотрения особо настоятельных и срочных вопросов это положение не действует.

Статья тридцать вторая. Порядок обсуждения вопросов на заседаниях Национального собрания определяется председателем собрания, за два дня до начала заседаний доводится до сведения всех депутатов Национального собрания и публикуется в правительственной газете.

Статья тридцать третья. Заседание Национального собрания может быть открыто лишь при наличии не менее половины его членов. Однако если во Временной конституции или в данном законе относительно количества депутатов на заседании Национального собрания имеются специальные указания, надлежит руководствоваться последними.

Статья тридцать четвертая. Если на заседании Национального собрания за данное решение подано свыше половины голосов присутствующих на заседании депутатов, решение считается принятым; однако если во Временной конституции или в данном законе содержатся специальные указания в отношении распределения голосов, надлежит руководствоваться ими.

Статья тридцать пятая. Если при голосовании в Национальном собрании голоса распределяются поровну, окончательное решение принимает председатель.

Статья тридцать шестая. Депутат Национального собрания не участвует в голосовании, если принимается решение, касающееся его самого или его родственников.

Статья тридцать седьмая. Депутат Национального собрания, не принимавший участия в заседании, не может возражать против решений, принятых Национальным собранием в его отсутствие.

Статья тридцать восьмая. Решения по законодательным, финансовым и другим важным вопросам принимаются после трехкратного чтения; однако по требованию правительства или по предложению председателя или членов Национального собрания, в случае одобрения решения большинства депутатов, процедура трехкратного чтения может быть упрощена.

Статья тридцать девятая. Национальное собрание не может принимать решения по вопросам, поставленным на обсуждение правительством, если предварительно эти вопросы не рассматривались комиссией, однако при чрезвычайном положении решение по требованию правительства может быть принято большинством.

Статья сороковая. Проекты решений по вопросам, внесенным правительством на обсуждение, до того как по ним будут приняты окончательные решения, в любое время могут быть изменены или взяты обратно. [169]

Статья сорок первая. Чтобы законопроект мог быть поставлен на голосование, он должен предварительно получить одобрение не менее десяти депутатов; предложения по другим вопросам, помимо особо оговариваемых, должны быть поддержаны не менее чем тремя членами Национального собрания, их фамилии передаются председателю Национального собрания для оглашения на заседании.

Статья сорок вторая. Если член Национального собрания в ходе обсуждения выступит с каким-либо предложением, то, после того как это предложение встретит чью-либо поддержку в собрании и будет сформулировано, он может обратиться к председателю Национального собрания с просьбой передать его на обсуждение.

Статья сорок третья. Члены Национального собрания свободно высказываются во время обсуждения вопросов и не должны считать себя связанными докладом комиссии.

Статья сорок четвертая. Заседания Национального собрания проводятся открыто, однако по просьбе правительства или по предложению председателя Национального собрания или его членов они могут проходить закрыто в случае согласия большинства депутатов.

Статья сорок пятая. Если заседание считается закрытым, председатель Национального собрания предлагает публике покинуть зал заседаний.

Статья сорок шестая. Материалы Национального собрания систематически издаются в виде стенограмм, протоколов и резолюций, однако вопросы, подлежащие секретному обсуждению, публикации не подлежат.

Статья сорок седьмая. Детальный порядок проведения обсуждения того или иного вопроса в Национальном собрании будет определен особо.

Глава 6. Комиссии

Статья сорок восьмая. Если Национальное собрание в своей работе столкнется с важными вопросами, то, по предложению председателя Национального собрания или не менее десяти его членов и с одобрения большинства собрания, эти вопросы могут быть переданы для детального рассмотрения в общую комиссию Национального собрания.

Статья сорок девятая. Если при рассмотрении какого-либо общего вопроса постоянная комиссия столкнулась с необходимостью совместного участия не менее двух министерств, тогда с согласия этих министерств следует провести обсуждение на расширенном заседании комиссии.

Статья пятидесятая. Общая комиссия Национального собрания не может открыть заседания, если присутствует менее 1/3 ее [170] членов, постоянные и специальные комиссии — если присутствует менее половины их состава.

Статья пятьдесят первая. На заседаниях комиссий не допускается присутствие наблюдателей.

Статья пятьдесят вторая. На заседаниях постоянных и специальных комиссий разрешается присутствовать членам Национального собрания, однако без права участвовать в обсуждении.

Статья пятьдесят третья. Председатели комиссий докладывают о принятых в ходе обсуждения в комиссии решениях Национальному собранию.

Глава 7. Выборы

Статья пятьдесят четвертая. Национальное собрание, которое, согласно статье двадцать девятой Временной конституции, избирает временного президента и вице-президента, должно не менее чем за пять дней объявить о дне выборов.

Статья пятьдесят пятая. Накануне проведения выборов должны быть выдвинуты, за подписью не менее десяти членов Национального собрания, кандидатуры на пост временного президента, а также вице-президента.

Статья пятьдесят шестая. Еще до проведения выборов председатель Национального собрания приглашает различных влиятельных административных и судебных чиновников, не являющихся членами Национального собрания, присутствовать во время голосования в зале и проверить бюллетени.

Статья пятьдесят седьмая. Выборы проводятся путем тайного голосования; бюллетени, в которых не значится кандидатура, недействительны.

Статья пятьдесят восьмая. По окончании голосования урны с бюллетенями опечатываются, опоздавшим не разрешается принять участие в голосовании.

Глава 8. Подача жалоб

Статья пятьдесят девятая. Жалоба, подаваемая на президента, должна быть подписана не менее 20 членами Национального собрания, а под жалобой на члена кабинета министров должно стоять не менее 10 подписей депутатов.

Статья шестидесятая. [Вопрос об отклонении или принятии] жалобы решается Национальным собранием тайным голосованием.

Статья шестьдесят первая. После того как жалоба на президента Национальным собранием принята, в тот же день о ней [171] ставится в известность Верховная судебная палата, которая в течение пяти дней выбирает из своего состава девять человек для образования специального судебного органа и назначает день суда.

Глава 9. Запросы

Статья шестьдесят вторая. Если у членов Национального собрания возникают сомнения по политическим вопросам, они могут сделать за подписью не менее десяти человек письменный запрос, который Национальное собрание передает в правительство.

Статья шестьдесят третья. При обращении, согласно предыдущей статье, Национального собрания с запросом к правительству надлежит в зависимости от срочности [затрагиваемого вопроса] определить срок ответа.

Статья шестьдесят четвертая. Если ответ правительства не удовлетворит членов Национального собрания, надлежит обратиться с просьбой к членам кабинета министров, чтобы они в указанный срок прибыли в Национальное собрание для дачи разъяснений.

Однако если член кабинета министров не имеет возможности из-за своей занятости явиться в Национальное собрание, его может заменить член совета.

Глава 10. Внесение предложений

Статья шестьдесят пятая. Предложения не могут быть внесены, если под ними стоит менее пяти подписей.

Статья шестьдесят шестая. Принятые предложения в тот же день передаются на рассмотрение правительству.

Статья шестьдесят седьмая. Если правительство не имеет возможности осуществить предложения, утвержденные Национальным собранием, эти предложения не могут быть вновь поставлены на обсуждение в Национальное собрание.

Глава 11. Петиции

Статья шестьдесят восьмая. Без рекомендации не менее трех членов Национального собрания петиция от населения не может быть рассмотрена.

Статья шестьдесят девятая. Петиция должна быть передана на рассмотрение в комиссию; если комиссия признает, что данная петиция составлена не по форме, председатель Национального собрания должен возвратить ее тем, кто ее рекомендовал.

Статья семидесятая. Петиционная комиссия составляет списки [поступивших] петиций с кратким изложением основного [172] содержания и докладывает о них один раз в семь дней. По требованию петиционной комиссии или по требованию не менее десяти членов Национального собрания петиция ставится на обсуждение в Национальном собрании.

Статья семьдесят первая. Петиции, представляемые от какой-либо организации, не зарегистрированной согласно закону в качестве юридического лица, не должны приниматься.

Статья семьдесят вторая. Петиции, содержащие оскорбительные выражения в адрес правительства или Национального собрания, не могут быть приняты.

Статья семьдесят третья. Национальное собрание не принимает петиций, в которых требуется изменение Временной конституции.

Статья семьдесят четвертая. Национальное собрание не принимает петиций, требующих вмешательства в решение суда и административных органов.

Глава 12. Члены кабинета министров и правительственных комиссий

Статья семьдесят пятая. Члены кабинета министров и правительственных комиссий могут в любое время присутствовать на заседаниях Национального собрания и выступать с речами, однако из этого не следует, что они могут прерывать выступления членов Национального собрания.

Статья семьдесят шестая. Члены кабинета министров и правительственных комиссий могут присутствовать на обсуждении вопросов в комиссиях и высказывать свои соображения.

Статья семьдесят седьмая. Комиссии могут через председателя Национального собрания потребовать, чтобы члены кабинета министров или правительственных комиссий дали разъяснения по поставленным вопросам.

Статья семьдесят восьмая. Члены кабинета министров и правительственных комиссий не имеют права участвовать в голосовании на заседаниях Национального собрания.

Глава 13. Взаимоотношения Национального собрания с народом, органами власти и местными парламентами

Статья семьдесят девятая. Национальное собрание не может обращаться к народу с посланием.

Статья восьмидесятая. Национальное собрание не имеет права при рассмотрении какого-либо вопроса апеллировать к народу. [173]

Статья восемьдесят первая. Национальное собрание в связи с рассмотрением какого-либо вопроса может обратиться к правительству, требуя от последнего представления доклада или документов. Правительство не имеет права отклонить требование Национального собрания, если оно не затрагивает вопросов секретного характера.

Статья восемьдесят вторая. Национальное собрание при рассмотрении вопросов, касающихся местного управления, может обратиться с запросом к местному парламенту и потребовать от него ответа.

Глава 14. Охрана [Национального собрания] и соблюдение порядка

Статья восемьдесят третья. Охрана здания Национального собрания, как это определяется настоящим законом и принятыми данным собранием установлениями, является компетенцией председателя Национального собрания.

Статья восемьдесят четвертая. [По решению] Национального собрания формируется [специальный] отряд, который несет охрану всего здания и подчиняется непосредственно председателю Национального собрания.

Статья восемьдесят пятая. Если член Национального собрания во время его заседания нарушит закон Национального собрания, а также правила, касающиеся обсуждения вопросов, или учинит беспорядок в зале заседания, председатель Национального собрания может сделать ему предупреждение или лишить его слова. Если депутат не подчинится, председатель может запретить ему выступать и даже приказать покинуть зал заседания.

Статья восемьдесят шестая. В случае невозможности поддержания порядка в зале заседания председатель Национального собрания имеет право прервать заседание или объявить о его закрытии.

Статья восемьдесят седьмая. Если кто-либо из публики, присутствующей на заседании Национального собрания, будет мешать работе собрания, председатель Национального собрания имеет право потребовать удаления таковых из зала заседания или передачи их в руки полиции. В том случае, если окажется, что в местах для публики беспорядки прекратить невозможно, председатель имеет право потребовать удаления всех посторонних.

Статья восемьдесят восьмая. Члены Национального собрания в своих выступлениях не имеют права употреблять грубые выражения.

Статья восемьдесят девятая. Если член Национального собрания в зале заседания или в комиссиях подвергнется каким-либо оскорблениям, он может обратиться с жалобой в Национальное собрание и потребовать наказания виновного, но он не должен добиваться удовлетворения частным образом. [174]

Глава 15. Наказания

Статья девяностая. Национальное собрание имеет права применять к членам Национального собрания наказания.

Статья девяносто первая. Все дела, связанные с наказанием [членов Национального собрания], надлежит передавать на рассмотрение комиссии по наказаниям, и только после обсуждения в Национальном собрании и вынесения решения они могут быть оглашены.

Статья девяносто вторая. [К членам Национального собрания] применяются наказания следующего рода:

1) принесение извинений публично в зале заседания;

2) лишение слова на какой-либо срок;

3) лишение права присутствовать на заседаниях в течение определенного времени;

4) исключение из числа членов Национального собрания.

Статья девяносто третья. Член Национального собрания, в течение пяти дней без уважительной причины отсутствующий на заседании Национального собрания, лишается в продолжение пяти суток права выступать, если же в течение одного месяца он без уважительной причины пропустит семь дней, он исключается из числа членов Национального собрания.

Статья девяносто четвертая. Если член Национального собрания явится в зал заседания, имея при себе оружие, он исключается из числа членов Национального собрания.

Статья девяносто пятая. Вопрос о наказании, предусматриваемом двумя предыдущими статьями, может быть возбужден председателем Национального собрания, о наказании по другим статьям ставится по предложению не менее пяти членов Национального собрания и решается в порядке, указанном статьей девяносто первой.

Вопрос о наказании следует поставить в продолжение трех дней со времени совершения проступка.

Глава 16. Секретариат

Статья девяносто шестая. При Национальном собрании учреждается секретариат, который ведает документацией, бухгалтерией, протоколами Национального собрания, а также всеми вопросами делопроизводства.

Статья девяносто седьмая. При секретариате Национального собрания учреждаются должности заведующего секретариатом и секретарей. Штат необходимых сверх того сотрудников утверждается председателем Национального собрания. [175]

Статья девяносто восьмая. Заведующий секретариатом подчиняется Национальному собранию и ведает всеми делами Национального собрания.

Статья девяносто девятая. Сотрудники секретариата подчиняются заведующему секретариатом, и каждый отвечает за свой отдел.

Статья сотая. Детальный распорядок работы секретариата составляется заведующим секретариатом и представляется на утверждение председателю Национального собрания.

Глава 17. Бюджет

Статья сто первая. Бюджет Национального собрания составляют поступления из казны.

Статья сто вторая. Бюджет Национального собрания, за исключением расходов на его открытие, содержит следующие разделы:

1) жалованье и транспортные расходы членов Национального собрания;

2) надбавка к жалованью председателя и заместителя председателя Национального собрания;

3) расходы на секретариат и расходы на охрану;

4) прочие расходы и резервный фонд.

Статья сто третья. Размеры средств, выделяемых по каждому из перечисленных в предыдущей статье разделов бюджета, специально определяются платежной ведомостью.

Статья сто четвертая. По перечисленным выше разделам бюджета, за исключением транспортных расходов, Национальное собрание составляет помесячные сметы и ходатайствует перед министерством финансов о выделении Национальному собранию средств в соответствующих суммах.

Глава 18. Дополнительное замечание.

Статья сто пятая. Данный закон вступает в силу со дня опубликования.

2 марта 1912 г.

«Материалы о Синьхайской революции», Пекин, 1961, стр. 415—422 («Вестник Нанкинского временного правительства», 2 апреля 1912, № 55) (кит. яз.).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.