Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 12

Телеграмма [Ли Юань-хуна] маньчжурскому правительству

Маньчжурские правители! До последнего времени я был всецело поглощен военными делами и не имел возможности почтительнейше обратиться к вам с выражением моего уважения и пожеланием благополучия. А теперь, вспомнив об этом, я испытываю крайнюю неловкость и замешательство. [Однако] вы, правители, одарены прозорливостью, и я уверен, что вы понимаете, как нелегко мне было решиться на восстание и что не я несу главную ответственность за то, что оно произошло.

“Оружие несет зло, а война — опустошение” — это известно с древних времен. Хотя я, дуду, и не считаю себя образованным человеком, эту истину я знаю.

Отнюдь не стремление начать смуту, прельстившись славой возродителя ханьской нации, вынудило меня одеть доспехи, отточить оружие, спать на копье и умываться кровью. Каждый [ханец] помышлял об отмщении [маньчжурам] за поругание наших предков, и поэтому я не мог поступить иначе. Предки ханьцев из поколения в поколение неустанно расчищали и возделывали дикие, поросшие терновником и колючками земли, поэтому просторы Центральной равнины 30 стали обетованным краем. Население Центральной равнины — это потомки прародителя ханьской нации Хуанди, связанные узами кровного родства, а их система управления и воспитания, правила поведения и обычаи, одежда и головные уборы, духовная и материальная культура, сложившаяся на территории Центральной равнины,— основа нашего величия и мудрости. Сменялись эпохи, но [то, что было заложено нашими далекими предками], вряд ли изменялось. В один из периодов [68] истории Китай подвергся нашествию монгольских племен 31, но не прошло и ста лет, как основатель Минской династии Чжу 32 начал борьбу и восстановил власть ханьцев. Когда же в конце правления Минской династии разбойник Чуань 33 захватил власть, вы 34, прикрываясь красивыми словами о помощи и якобы руководствуясь великим принципом о наказании преступников, разгромили разбойника Чуаня, а затем сами сели на престол в Пекине.

С этого времени наша страна, страна высокой культуры и древнейшей цивилизации, подпала под иго варварских маньчжурских племен, а честь и достоинство сыновей великого Ся 35 были поруганы. Всякий раз, когда я читаю об этом, из груди моей вырывается глубокий стон, сердце мое сжимается, а на глаза навертываются жгучие слезы. Взгляните, что писал Доргон 36 в письме к Ши Кэ-фа 37: “Мы овладели Пекином, сражаясь с разбойником Чуанем, а не с Минской династией”. Говоря так, кого он собирался обмануть? Небо не обманешь! Если, скажем, в чей-то дом проник вор, а сам хозяин не мог с ним справиться и на помощь ему пришел сосед, то поступок соседа нельзя расценить иначе, как благородный и отважный. Если же соседи, ворвавшись и дом, прогнали вора и, пользуясь удобным случаем, изгнали и хозяина, захватили его дом и овладели его имуществом, то тем самым они причинили зла в сотни тысяч раз больше, чем любой вор и разбойник. И они еще смеют говорить, что все досталось им от воров. Не так ли произошло и с захватом маньчжурами власти в Китае?

О! В “Чуньцю” 38 говорится, что с врагом, убившим отца, не живут под одной кровлей, и лучше погибнуть, но не допустить этого. Мы, ханьцы, всегда с болью думали о гибели нашей родины и мечтали о возрождении ее славы. Но небо не было милостиво к нам. Многие истинные патриоты не могли спокойно взирать на порабощение страны, и, преисполненные гнева и возмущения, шли на верную гибель, отдавая свою жизнь во имя освобождения родины. Разве можем мы всем сердцем не скорбеть о таких, как Вэнь Тянь-сян 39, Ши Кэ-фа, Хуан Дао-чжоу 40? А разве не заслуживает сожаления судьба трех выдающихся философов конца Минской династии — Гу Тин-линя 41, Хуан Ли-чжоу 42 и Ван Фу-чжи 43? Затаив в душе жажду мести врагу, они бродили по стране с одного места на другое, но ни одному из них не было суждено воплотить свои помыслы, и тогда они укрылись среди пустынных гор и посвятили остаток своих дней писанию книг, в которых изложили свои взгляды и принципы.

Известно, что в “Чуньцю” различается собственно Китай и чужеземные племена и и ди 44, т. е. проводится четкая грань между варварскими племенами и китайцами. Маньчжуры — варварские племена, вторгшиеся в Китай и обманным путем захватившие престол, и если бы они даже признали нас равными себе, не делая различий между [69] маньчжурами и китайцами, все равно мы, потомки Яньди 45 и Хуанди, должны были бы стремиться к тому, чтобы отмстить врагам, смыть позор и уничтожить их маньчжурское племя. К тому же маньчжуры, переняв нашу систему управления и воспитания, извратили ее сущность. Они заставили нас изменить нашу одежду и головные уборы. Они подорвали наши нравственные устои и обычаи, разрушили нашу культуру, наш быт. Во всех стратегически важных пунктах они поставили гарнизоны, возродили судилища над литераторами 46, от которых страдали ни в чем не повинные люди. Что касается назначения чиновников, то в столице в Императорском Совете и во всех приказах маньчжурам отводилось восемь-девять мест из десяти, а в провинциях на постах наместников и губернаторов лишь два-три ханьца приходились на десять маньчжуров. Если говорить о сборе налогов, то ханьцы целиком уплачивают земельный налог и несут все остальные повинности, презренные же маньчжуры, ничего не делая, получают жалованье от казны, которое они бездумно транжирят, как песок. Маньчжуры ввели порядок, по которому браки между маньчжурами и китайцами не разрешаются, они обособляются от китайцев. По закону, за убийство ханьца маньчжур отделывается штрафом в 24 ляна, а за то, что маньчжур пострадает от руки ханьца, в ответе не только сам ханец, но и жена и дети его. Здесь лишь несколько примеров неравноправного положения ханьцев, все их невозможно перечесть. Это не может не усиливать возмущения и негодования каждого достойного и благородного человека. Когда Хун [Сю-цюань] 47 и Ян [Сю-цин] 48 подняли восстание с целью возрождения [Китая] и весь Юг и Восток — почти половина территории страны — были освобождены из-под власти чужеземцев, появилась надежда, что близок день, когда родные горы и реки вырвутся из маньчжурского плена] и Китай обретет свое прежнее [величие]. Кто мог подумать, что найдутся подлые предатели, такие, как Цзэн [Го-фань], Цзо [Цзун-тан], Ли [Хун-чжан] и Ло [Бин-чжан] 49, которые не имели понятия о спасении народа и любви к родине. На свой лад толкуя слова: “Мы ходим по земле, принадлежащей императору, и питаемся тем, что растет на этой земле” 50, они стали верными холуями цинского двора и, соревнуясь друг с другом, ринулись своими руками истреблять ханьцев. Невозможно себе представить, как была опустошена территория к югу и северу от Янцзы, а сколько погибло хунаньцев и хубэйцев, немыслимо перечесть! Реки, вздувшиеся от крови, земля, превратившаяся в месиво из человеческих тел. Эта расправа над соотечественниками ради того, чтобы выслужиться перед чужеземцами, давно уже сделала Поднебесную предметом издевательства и насмешек [в глазах всего мира]. Каждый, в чьих жилах течет кровь, не может оставаться равнодушным, услышав об этом, его охватывает гнев, сердце его преисполняется негодованием. [70]

Позже, в годы регентства вдовствующей императрицы 51, чья развратная жизнь покрыла позором императорский дворец, полновластным правителем был И Куан 52, распродававший чиновничьи титулы и должности. Способные и образованные чиновники после запрещения партии [реформаторов] вынуждены были укрыться за морем 53, а [тем временем] при дворе процветали подлые, ничтожные и коварные людишки. Кроме того, [Цины] возвестили о преобразованиях и [под видом реформ] не знали предела в своих поборах, отбирая все, что еще можно было отобрать, они выжимали из народа все соки и тратили огромные суммы на перестройку дворцов и парков, они брали иностранные займы и для погашения их распродавали железные дороги и рудники. Жестокий режим паутиной опутал всю страну, народ был доведен до крайности, люди и души предков были преисполнены чувством ненависти, и небо и земля не могли [больше] мириться с ним. Наводнения сменялись засухой, на небе как предзнаменование появилась комета, бедствиям и смутам не было видно конца, повсюду бесчинствовали бандиты, и незачем было ждать, чтобы явился мудрец и разъяснил нам волю и чаяния неба и людей. Поэтому, движимые чувством возмущения и гнева, патриоты, обратив свой взор к небу и вникнув в людские дела, поставили целью уничтожить маньчжурское племя и тем смыть позор со своих предков, казнить предателей-ханьцев, чтоб миллионы наших соотечественников обрели мирную и счастливую жизнь.

У Юэ 54, Сюй Си-линь, Ши Цзянь-жу 55, Вэнь Шэн-цай, Ван Чжао-мин, поднявшие руки на тиранов, достойны глубочайшего уважения. В 29-й день 3-й луны этого года в Гуанчжоу наши соотечественники под знаменем борьбы за справедливость открыли артиллерийский огонь по резиденции наместника 56. Хотя они и потерпели поражение, но их беспредельная преданность, их стремление к справедливости всколыхнули и небо и землю и озарили ярким светом [всю Поднебесную]. А вскоре в Сычуани началось движение против передачи железных дорог в собственность государства 57, которое также явилось своего рода выражением патриотических устремлений. [Вы же], маньчжурские правители, не удосужились разобраться в этом и повторяете вновь и вновь, что с народом следует расправляться без всяких разговоров, что народ дерзок и распущен. Мы крайне удивлены заявлением ненасытного стяжателя Жуй Чэна 58 о том, что Хубэйская армия 59 недостойна быть опорой двора. Отобрав у нее оружие, он передал его знаменным войскам и затем объявил осадное положение, как будто приближался грозный враг. Поскольку никакая опасность не надвигалась, а он намеренно стремился посеять панику среди населения и навести на него ужас, это вызвало всеобщее возмущение. Затем он произвел массовые аресты невинных людей и тут же на месте предал их казни. [71] И тогда наши соотечественники, лелеявшие в своем сердце мечту об освобождении родины, расправили плечи и, бросив клич и подняв знамя борьбы за справедливость, обрушили град снарядов на врага. Презренные маньчжуры обратились в бегство, а предатели-ханьцы скрылись. Это произошло в 19-й день 8-й луны (10 октября 1911 г.) и стало возможным лишь благодаря героизму и отваге ханьцев. Эти события свидетельствовали о том, что господству маньчжурской династии пришел конец. В этот день озарились улыбкой небо и земля, сияли горы и реки, ликовали старые и молодые, их радостные возгласы слышались по всей Поднебесной. Воля неба и дела людей тесно связаны и оказывают влияние друг на друга, но небо исполняет желание людей раз в тысячу лет. Наши предки не одно поколение терпели оскорбления и позор и не раз пытались отомстить, но неудачи преследовали их, и мы видим, что только теперь свершились их чаяния.

Я удостоился избрания соотечественниками на пост дуду, и моя жизнь неотделима от судьбы страны. Это [избрание] не может не укрепить меня в стремлении отомстить врагам, а также обязывает меня объявить беспощадную борьбу разбойникам-маньчжурам до полного свержения ненавистного правительства и утверждения республики. [Мы боремся], чтобы изменить судьбу народа и смыть позор с наших предков.

Декларация [нашего Военного правительства] еще не была передана всем провинциям, но одна за другой провинции выступали в поддержку нас. Что касается иностранных держав, то они, как только получили наше заявление, молчаливо признали нас воюющей стороной. Наши солдаты и офицеры преисполнены гнева и возмущения, своей отвагой и героизмом способны потрясти горы, и [даже] такая преграда, как Янцзы, не может служить им непреодолимым препятствием. Наша армия столь многочисленна, что если каждый бросит в реку горсть земли, ее течение остановится. Начав наступление на разбойников-маньчжуров, каждый из нас стремится в бой и, преследуя северную армию, мы не знаем поражений. В настоящее время наши войска, охваченные возмущением и ненавистью к врагу, рвутся в бой, поэтому они не один раз просили направить их на север, чтоб перейти Хуанхэ и нанести удар прямо по Яньцзину 60.

Я, дуду, отдаю себе отчет, что вы, маньчжуры, тоже люди, и [могу ли я быть] настолько бесчеловечным, чтобы разжигать массовую резню? Но наши солдаты и офицеры так ненавидят маньчжуров, что полны решимости дочиста истребить всех иноплеменников. Ведь ваша династия незаконно правит Китаем вот уже около 300 лет, и за это время на троне сменилось одиннадцать императоров. Если вы, будучи правителями, искренне заботитесь о своем роде и вам действительно дороги ваши потомки, вы должны [добровольно] отказаться от престола [72] и перейти на положение наших вассалов, признать себя подданными Китая и приносить дань. Тогда сохранится ваше старое гнездо и вы не испытаете ужаса уничтожения своего народа, а меня, дуду, не обвинят в массовых убийствах. Если вы будете думать только о том, как удержаться в этой несчастной столице, и топтаться, как лошадь у кормушки, тогда раздастся сигнал [к наступлению] и наша великая армия в одно мгновение обрушится на вас подобно урагану и от небесной кары погибнет ваш подлый род, все до единого. Участь ваша уже решена, поражение ваше неотвратимо, никаких сомнений быть не может, и в ваших интересах, правители, поразмыслить над этим. Вы правите страной не первый год, и, принимая какое-либо решение, вы несомненно тщательно взвешиваете его положительные и отрицательные стороны. Неужели же в столь важном вопросе вы позволите себе руководствоваться теми же соображениями, что и простые люди, или идти на поводу у них? Примете вы наше предложение или отклоните его, подчинитесь нам или выступите против, вы должны решить заранее, от этого шага зависит судьба вашей нации. Я, дуду, принял присягу перед войсками и провозгласил цели [революции], и наши солдаты и офицеры, продвигаясь вперед и не отступая ни на шаг, будут биться насмерть, и каждый из них готов заменить павших на поле боя. Надеюсь, вы, правители, все помыслы свои направите на спасение своего рода, отвергнете соображения личной выгоды и осознаете, что над вашим родом нависла угроза уничтожения. Эти мысли, хотя я нахожусь вдали от вас, неотступно преследуют меня, но написать обо всем невозможно.

21-й день 8-й луны 4609 года эры Хуанди (12 октября 1911 г.)

“Синьхайская революция”, т. 5, Шанхай, 1957, стр. 149152 (Цао Я-бо, Правдивая история Учанской революции, Шанхай, 1927) (кит. яз.).


Комментарии

30. Название “Центральная равнина” употребляется в двух смыслах: как синоним всего Китая и для обозначения Великой китайской равнины между Янцзы и Хуанхэ.

31. Захватив Китай, монголы основали там династию Юань. Императоры монгольской династии занимали китайский престол с 1280 по 1368 г.

32. Чжу — фамилия основателя Минской династии Чжу Юань-чжана, выходца из семьи бедного арендатора. В 40-х годах XIV в. Чжу Юань-чжан примкнул к одному из антимонгольских восстаний. В течение последующих 20 лет ему удалось объединить разрозненные потоки антимонгольского движения и окончательно свергнуть власть Юаньской династии в Китае. После занятия Пекина в 1368 г. он был провозглашен первым императором национальной китайской династии Мин. Правил до 1397 г.

33. Чуань, Ли Чуань, он же Ли Цзы-чэн (1606—1645 гг.) — один из руководителей крестьянских восстаний, охвативших Китай в последние десятилетия правления Минской династии. Ему удалось сплотить разобщенные силы повстанцев. В 1644 г., овладев Пекином, он провозгласил себя императором, но под натиском маньчжуров и перешедших на их сторону китайских феодалов бежал на запад, где вскоре погиб.

34. В тексте дословно: “незаконная династия”.

35. Ся — древнее название Китая.

36. Доргон (1612—1650 гг.) — четырнадцатый сын основателя маньчжурского государства Нурхаци, пользовался доверием Абахая, преемника Нурхаци на маньчжурском престоле, один из претендентов на трон после смерти последнего (1643). Назначенный регентом, он стал в период завоевания маньчжурами Китая фактическим правителем. Участвовал в походах против монголов, стоял во главе одной из двух армий, вторгшихся в 1638 г. в Китай и опустошивших Чжили и Шаньдун. Когда в 1644 г. стало известно о взятии Пекина Ли Цзы-чэном, Доргон повел войска и Китай. Измена У Сань-гуя позволила маньчжурам одержать легкую победу, и Доргон вступил в Пекин. Затем, выступив во главе армии, он покорил Шэньси, Хунань и Шаньдун и, сосредоточив в своих руках всю власть, присоединил в 1645 г. Гуандун, Гуанси, Хубэй и Чжэцзян, а в следующем — Сычуань и Фуцзянь.

37. Ши Кэ-фа—один из крупнейших руководителей антиманьчжурской борьбы в Южном Китае. Прославился героической обороной Янчжоу. Неоднократно обращался за помощью к южноминскому правительству и ряду китайских полководцев, однако на выручку ему пришла лишь четырехтысячная армия Лю Чжао-цзи. Тем не менее Ши Кэ-фа пять раз отклонял предложения маньчжуров о капитуляции, продолжая защищать Янчжоу. После взятия города Ши Кэ-фа был убит маньчжурами за отказ перейти на их сторону.

38. “Чуньцю” — дословно “весна и осень” — летопись княжества Лу с 722 по 481 г. до н. э. Авторство приписывается Конфуцию.

39. Вэнь Тянь-сян (1236—1282 гг.) — известный поэт, крупный сановник и полководец сунского Китая, прславившийся самоотверженной борьбой против вторгшихся в XIII в. в страну монголов. Он создал на свои средства армию, которая героически сражалась в Цзянсу и Цзянси и нанесла ряд поражений захватчикам. Однако монголам при поддержке китайских феодалов удалось сломить ее сопротивление, сам Вэнь Тянь-сян в одном из сражений попал в плен и через три года был казнен монголами, которым так и не удалось привлечь его на свою сторону.

40. Хуан Дао-чжоу (1585 — 1646 гг.) — автор ряда работ по философии, член академии Ханьлинь, крупный сановник при дворе последнего императора Минской династии. В обстановке интриг и соперничества различных группировок при дворе неоднократно впадал в немилость и подвергался опале. После вторжения маньчжуров в Китай безуспешно пытался преодолеть разобщенность и разногласия при дворе Южных Минов и организовать единый отпор маньчжурскому нашествию. Не получив необходимой помощи и поддержки, его войско было разгромлено, сам он попал в плен. Отказался служить маньчжурам и был казнен.

41. Гу Тин-линь (1613—1682 гг.) — выдающийся ученый начала Цинской династии.. Принимал участие в борьбе с маньчжурами. После утверждения Цинов отказался от чиновничьей карьеры и посвятил жизнь науке и преподавательской деятельности. Противник официальной конфуцианской философии, он положил начало так называемой школе ханьских учений.

42. Хуан Ли-чжоу (1610—1695 гг.) — крупный ученый конца Минской — начала Цинской династии. Известен своим страстным патриотическим памфлетом, направленным против маньчжуров и их тирании.

43. Ван Фу-чжи (1619—1692 гг.), активно боролся с маньчжурами в период их вторжения в Китай, а впоследствии отвергал неоднократные предложения поступить на службу маньчжурскому правительству. Его исследования в области истории и филологии носили ярко выраженный антиманьчжурский характер.

44. Племена и и ди — группа некитайских племен, обитавших в глубокой древности (до середины I тысячелетия до н. э.) на восточных и северных границах собственно китайского государства.

45. Яньди — один из легендарных древнекитайских императоров.

46. Буквально: “ввели тюрьму письменности”.

47. Хун Сю-цюань (1814—1864 гг.) — вождь тайпинского восстания и глава государства тайпинов. Происходил из крестьянской семьи, призывал к свержению маньчжурской династии и созданию “государства великого благоденствия”, основал тайное антиманьчжурское религиозное общество “Байшандихуй”, положившее начало тайпинскому движению. В 1851 г. под титулом Тянь-вана (небесного царя) был провозглашен главой Тайпинского государства, но после занятия Нанкина тайпинской армией фактически перестал заниматься государственными делами. В 1864 г., во время осады Нанкина правительственными войсками, покончил жизнь самоубийством.

48. Ян Сю-цин — один из руководителей тайпинского восстания, выходец из деревенской бедноты и наиболее последовательный защитник интересов крестьян. Сподвижник Хун Сю-цюаня, примкнул к движению с момента его возникновения и вскоре стал одним из видных тайпинских руководителей. Командовал армией тайпинов в период похода из провинции Гуанси на запад и взятия Нанкина, а затем являлся фактическим главой тайпинского правительства. В 1856 г. в разгоревшейся среди руководства тайпинов междоусобной борьбе он был предательски убит заговорщиками.

49. Ло Бин-чжан — цинский наместник провинции Сычуань в годы тайпинского восстания.

50. “Мы ходим по земле, принадлежащей императору, и питаемся тем, что произрастает на этой земле”. (См. “Цзочжуань”, 7. Шанхай, 1956, стр. 1768).

51. Вдовствующая императрица Цыси (1835—1908 гг.) пришла к власти в 1861 г. в результате дворцового переворота после смерти императора И Чжу и фактически правила страной до конца своей жизни. Регентша с 1861 по 1873 г. (при императоре Цзай Чуне) и с 1875 по 1889 г. (при императоре Цзай Тяне, племяннике Цыси, возведенном ею на престол в нарушение всех традиций). В 1898 г. в ответ на попытки Цзай Тяня проявить некоторую самостоятельность и осуществить ряд реформ Цыси совершает очередной дворцовый переворот и полностью отстраняет его от власти. Указом от 21 сентября 1898 г., изданным от имени императора Цзай Тяня, решение всех государственных дел передавалось в руки вдовствующей императрицы.

Цыси непосредственно опиралась на маньчжурскую земельную аристократию и крайне консервативные круги китайских помещиков, являлась проводником наиболее реакционного курса, решительно выступая против каких-либо социально-экономических и политических преобразований внутри страны, за сохранение традиционной консервативной внешней политики. Однако в начале XX в., после подавления ихэтуаней, Цыси была вынуждена перед лицом растущих буржуазных революционного и либерального движений прибегнуть к более гибкой тактике, что нашло свое отражение в “новой политике” и затем в обещаниях со временем созвать парламент и принять конституцию. Вместе с тем правящая маньчжурская клика, возглавляемая Цыси, окончательно становится орудием закабаления страны империалистическими державами, на каждом шагу предавая национальные интересы страны. Клика Цыси стала олицетворением сил, служащих преградой на пути к процветающему и независимому Китаю. Передовые представители складывающейся национальной буржуазии видели в Цыси основную причину отсталости и слабости страны.

52. И Куан, принц Цин,— один из лидеров консервативной клики в правительстве Цыси. Внук Юн Мина, семнадцатого сына императора Цянь-луна, он принадлежал к высшей придворной аристократии. На протяжении ряда лет возглавлял Цзунлиямынь, затем, после его преобразования в министерство, был министром иностранных дел, являясь проводником капитулянтской политики Цинов, в частности, вместе с Ли Хун-чжаном участвовал в выработке и подписании Заключительного протокола 1901 г. Ведал также управлением морского флота, подготовкой войск, был главой Комитета по делам правления, а затем Кабинета министров.

53. Имеется в виду дворцовый переворот клики Цыси, положивший конец так называемому периоду ста дней реформ (1898 г.). Отстранив императора Цзай Тяня (годы правления Гуан-сюй) от власти, Цыси поспешила отменить почти все указы, изданные императором в течение “ста дней”, и вернула всех противников реформ, уволенных Цзай Тянем. Одновременно были произведены аресты и казнь шести лидеров движения, расправа с остальными видными деятелями движения, преследование всех сторонников реформ. Кан Ю-вэю, Лян Ци-чао и некоторым другим реформаторам удалось бежать за границу, за их головы неоднократно обещались награды.

54. У Юэ (1876—1905 гг.) 24 сентября 1905 г. совершил покушение на членов цинской правительственной делегации, направлявшейся за границу для ознакомления с государственным устройством ряда стран Европы и Америки.

55. Ши Цзянь-жу (1878—1900 гг.) — член “Союза возрождения Китая”, один из организаторов второго восстания “Союза” в Гуанчжоу. Согласно плану восстания. Ши Цзянь-жу должен был произвести взрыв резиденции наместника Гуандуна и таким образом дать сигнал к выступлению. Однако подорвать резиденцию не удалось, а Ши Цзянь-жу был выдан провокатором властям и казнен.

56. Восстание в Гуанчжоу 23 апреля 1911 г. было организовано “Объединенным союзом Китая”. По плану, выработанному на правлении Союза, предполагалось захватить Гуанчжоу и двинуться на север, на Нанкин, а затем на Пекин. Восстание должно было послужить сигналом к повсеместным выступлениям “новой армии” и тайных обществ. Подготовительная работа велась из Сянгана специальным комитетом под руководством Хуан Сина, восстание готовилось особенно тщательно, однако его сроки и планы были выданы властям. Тогда Хуан Син решил выступить немедленно и повел отряд на резиденцию наместника. Части “новой армии” были разоружены и не смогли оказать поддержку, несмотря на героизм повстанцев, к 26 апреля они были разбиты, 72 человека погибли. Это восстание известно также как “подвиг 72 героев”.

57. Движение против национализации железных дорог, развернувшееся с весны 1911 г. в Сычуани, а также в соседних провинциях Хубэй, Хунань и Гуандун, было вызвано решением Цинов передать в ведение правительства строительство хугуанской железной дороги и произвести выкуп частных акций, которые в свое время были выпущены для покрытия расходов на ее строительство и размещены, отчасти в принудительном порядке, среди населения этих провинций. Это решение правительства, подготовленное по настоянию и при участии империалистических держав, предоставивших с этой целью специальный заем, было воспринято как очередное грубое пренебрежение национальными интересами страны. К тому же указ от 19 мая 1911 г. и прилагаемая инструкция устанавливали, что мелкие акции, так называемые рисовые, соляные, подворные и другие, т. е. те, которыми крестьяне и городские ремесленники облагались в качестве дополнительных налогов, полностью теряли свою силу, крупные же акции подлежали постепенному выкупу и по номинальной, без включения процентов, стоимости.

Сначала движение развертывалось как петиционная кампания, но затем, по мере его нарастания и активизации деятельности революционных тайных обществ, оно принимало все более наступательный характер. Когда же неоднократные петиции совещательных комитетов провинции были отклонены, а власти стали на путь открытого пресечения движения, это вызвало взрыв возмущения и вооруженные столкновения (сентябрь 1911 г.). Центром этих событий, во многом определивших и ускоривших начало революции, была провинция Сычуань и ее столица — Чэнду.

58. Жуй Чэн — крупный маньчжурский сановник, с 1908 г. наместник провинций Хунань и Хубэй. После начала Учанского восстания бежал в Ханькоу, а затем укрылся на территории иностранного сеттльмента в Шанхае, где и умер в 1915 г.

59. Имеются в виду части “новой армии”.

60. Яньцзин — древнее название Пекина.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.