Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 14

1617 г. не ранее марта 19 (Датируется на основании отметки о подаче отписки тобольского воеводы И. С. Куракина (см. док. № 12). В хронографе XVII в. допросные речи в Посольском приказе ошибочно датированы 2 февраля, т. е. временем пребывания В. Тюменца с товарищами в Тобольске (см. ГПБ, РО, Погодинское собрание, № 1570, лл. 148—148 об.; см. также А. Ф. Бычков, Описание церковно-славянских рукописных сборников, имп. Публичной библиотеки, СПб., 1882 г., стр. 45).). — Из расспросных речей в Посольском приказе служилых людей В. Тюменца и И. П. Текутьева о поездке к Алтын-хану летом 1616 г.

/л. 1/ И по государеву указу те атаманы и казаки, которые были у Алтына-царя, и Алтына-царя послы присланы ис Казанского дворца в Посольской приказ. /л.2/ А в Посольском приказе атаман Василей Тюменец и десятник Иван Петров посольским дияком думному Петру Третьякову да Саве Раманчюкову в роспросе сказали: [...] (Опущено описание пути из Тобольска в улусы Алтын-хана, ведшихся там переговоров и пересказ наказной памяти, полученной служилыми людьми в Тобольской приказной избе.)

/л. 15/ А в нынешнем же во 125 году декабря в 31 день по отписке ис Тобольска ж боярина князя Ивана Семеновича Куракина с товарыщи послан к ним государев указ и боярской приговор с литвином с Томилком Петровым да с астороханским с конным казаком с-Ывашком Куницыным, а велено им ссылатца с колмацкими людьми и приводити их под государеву руку, чтоб они были под государевою рукою, а с Китайским государством и с Алтыном-царем ссылатися им не велено до тех мест, покаместа об них подлинных вестей проведают. [...]

/л. 30/ А будучи оне в земле у Алтына-царя, проведывали про Китайское и про иные государства, каково которое государство, и каковы в нем люди, и какова вера, и с которыми государствы меж себя в ссылке, и каков у которых людей ратной бой? /л. 31/

И в роспросе им сказали Алтына-царя и иных земель люди, что Китайское государство стоит на край губы морские, а город де кирпичной, велик: ехать около ево на коне 10 ден, а ходу до Китайсково государства от Алтына-царя месяц.

А Китайского государства люди им про Китайское ж государство розсказывали, что у них государство великое, а царь у них Тайбын, а город кирпичной, велик, а бой де у китайских у ратных людей пищали и пушки. А под Китай де приходят морем суды великие на парусех со многими дорогими товары, а ис которых государств приходят, того имянно не сказали; а на судне де приходят человек по 200 и по 300.

/л. 32/ А платье де китайские люди носят з бухарские стати, всякое: бархатное и отласное и камчатое и киндячное и зенденинное. А рек де больших и гор х Китайскому государству нет, место пришло ровное. А хлеб в Китайском государстве и иные какие угодья родятца, того не ведают. А ссылаетца де китайской царь с окольними со всеми государи, которые подошли блиско ево государства, и войны меж ими никоторые нет. А вера де у них и богомольство свое, только не ведают же какая, подлинно было проведать некем. А колокола у них большие, и звон живет. А язык какой, тово не ведают же.

А за Китайским де государством Катанское государство. А в нем царь, имя ему Акбырык. А город каменой. А ходу до него от Китайского государства месяц. А от Золотово Алтына-царя 2 месяца. А бой де у ратных людей пищали и пушки. А в ссылке де они и в дружбе, и [59] торговые люди меж ими ходят, с Китайским государством и с Алтыном-царем. А про люди, и про их веру, и про богомольство, и про язык, /л. 33/ и хлеб у них родитца ли или нет, роспросити было им неково, про то не ведают же.

Да при них же были в кочевье у Алтына-царя Топинского государства люди, и они их про Топинское государство распрашивали ж. И Топинского государства люди им сказывали, что в Топинском государстве 2 царя: одному имя Ишим, а другому имя Баатырь. А городы де под их державою каменые и деревяные. А государство де великое ж. А говорят де про те государства, что то прямая Казачья орда. А стоят де те государства на восток влево. А бои де тех государств у ратных людей пищальные ж и лучные, и пушки есть. А про городы и про язык и про богомольство и про иное свое житье они им не сказали. /л. 34/

Да при них же де были у Золотово Алтына-царя Жолтово царя люди, и с ними виделися ж. А в роспросе им сказали, что царя Жолтова имя Кулачин, а город у него кирпичной, а у ратных людей бой вогненой пищальной и лучной, и пушки есть же. А от Китайского государства тот Жолтой царь живет ближе, поддался к Алтыну-царю. А вера и язык тот же, что и у Алтына-царя, а хлеб не родитца ж.

Да при них же были у Алтына-царя Калканского царя люди. И они тех калканских людей роспрашивали ж про царя и про ево государство. И они де им сказали, что царь у них Конделечекур, а государство у него кочевное, кочюют на верблюдех так же, что и Алтын-царь, вера и язык тот же, что алтынова; хлеб не родитца ж, только одна животина; а поддалися блиско Алтына.

А все те государства меж себя в ссылке и в дружбе с Китайским государством, и торговые люди меж тех государств ходят. А стоят де они на полуденной стороне, только один колканской царь стоит на восточной стране [...].

ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 2, 1616 г., д. № 1, лл. 1—2, 15, 30—34. Весь док. на лл. 1—42. Подлинник.

Опубл.: Ф. И. Покровский, Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 году, — «Известия отделения русского языка и словесности АН, 1913 г.», т. 18, кн. 4, СПб., 1914, стр. 270—282; то же, отдельное издание — СПб., 1914, стр. 14—26; J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. II, London, 1919, pp. 47—58; «Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607—1636», М., 1959, № 22, стр. 59, 62, 65.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.