Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

“СЮЙ ВЭНЬ СЯНЬ ТУН-КАО”

Из гл. 2 “Исследование о землях и налогах”

Тай-цзу, как только вступил на престол, установил в Поднебесной земли и налоги. Утвердил две [категории] земель: государственные и частные, два [рода] налогов: летние и осенние, размер их заносился в Желтый реестр, а определяло его ведомство финансов. За своевременный сбор и перевозку налогов ответственность несли бучжэнсы 1, округа и уезды. Летний налог взимался рисом, пшеницей, металлическими и бумажными деньгами и шелком. Его следовало внести не позже 8-й луны [текущего года]. Осенний налог взимался рисом, звонкой монетой, ассигнациями и шелком. Его следовало уплатить не позже 2-й луны следующего года...

Мы, поданные Вашего императорского величества, почтительно сообщаем 2, что с древности полотно и шелковая пряжа входили в обложение. В начале Мин в [состав] обоих налогов входил шелк, но не было полотна. Согласно [“Мин Тай-цзу] ши лу”, в 9-й луне 3-го года Хун-у ведомство финансов подало доклад о том, что для нужд войск требуется очень много полотна, и просило разрешения взимать 300 тыс. кусков полотна в четырех областях Чжэси во время сбора осеннего налога. Император ответил, что лишь Сунцзян является местом, производящим полотно, и приказал взимать его только в одной этой области, в остальных же по-прежнему собирать рис. Вот почему в то время Сунцзян являлся единственной областью, вносившей полотно. Впоследствии, хотя и был издан указ, разрешавший взамен [зерновых налогов] вносить полотно, [но], поскольку это так и не стало повсеместной системой, [распоряжение о Сунцзяне] считалось частным случаем. [124]

Содержание скота 3, находившегося в ведении Гуанлу сы 4, Сишэн со 5 и Юйма цзянь 6, осуществлялось за счет народа, [доля каждого определялась] согласно размеру поземельного налога. Также [собирался] фураж для армии. В 25-м году Хун-у, из-за того что снабжение [армии] тяжким [бременем ложилось] на народ, чиновникам и воинам вэев и со, расположенных в районе Бэйпина, было приказано не получать фураж [из казны], а заготовлять его самим...

Мы, подданные Вашего императорского величества, почтительно сообщаем, что из [данных] “Мин ши” о летних и осенних налогах нам неясно, был ли фураж при Минах прямым налогом...

В 1-й луне 1-го года Хун-у [император] послал Чжоу Чжу в числе 164 человек проверить земли в Чжэси и установить на них налоги.

В 8-й луне был издан императорский указ о том, чтобы на дальние расстояния налоги доставлялись за счет казны и чтобы о неурожаях [двору] сообщалась правда.

В 3-й луне 3-го года [император] повелел подсчитать количество людей, которых можно обеспечить землей.

Начальник области Чжэнчжоу Су Ци подал доклад, в котором говорилось: “Со времени года синьмао, когда в Хэнани было поднято восстание, Поднебесная стала неспокойна, власть Юаней пришла в упадок, военачальники бесчинствовали и в течение 10 с лишним лет вспаханные земли заросли травами и погибли посадки тутовника. Если не принять мер по призыву людей для обработки земли, чтобы заселить Центральную равнину, то в дальнейшем государственная казна опустеет. Из мероприятий, которые соответствуют сегодняшнему дню, самым лучшим было бы подсчитать земли, уже возделанные вернувшимися к своим хозяйствам крестьянами, и обязать начальников округов и уездов призывать не внесенный в списки населения бродячий люд для обработки еще заброшенных земель. Для того чтобы они могли своевременно провести сев, чиновники должны обеспечить их скотом и семенами. Следует учредить государственные амбары, куда они должны будут вносить половину урожая помимо семян, которые они [обязаны] возвратить в казну. Те из начальников округов и уездов, которые добьются успехов в увеличении населения и подъеме нови, по докладу сюньли юйши могут стать известными императору, а тех, у кого распашка целины не увеличивается, население не растет, должно наказать по закону [за служебные упущения!”. Император одобрил его доклад и вслед за тем приказал чиновникам Чжуншу шэна подсчитать количество людей, которых можно обеспечить землей. Учредил ведомство Сынун сы с местопребыванием в Хэнани, чтобы оно управляло этим делом. В 6-й луне, обращаясь к [чиновникам] Чжуншу шэна, [император] сказал: “В пяти областях: [125] Сучжоу, Сунцзяне, Цзясине, Хучжоу и Ханчжоу земли мало и много безземельных крестьян. Часто они занимаются торговлей, но им не хватает на пропитание. Линьхао — моя родина, здесь много земли, но она не возделана, поэтому не приносит выгоду, которую могли бы принести. Необходимо приказать безземельному населению из [этих] пяти областей переселиться в Линьхао для обработки земли. Земли, которые будут обработаны ими, считать их собственностью. Следует снабдить их продовольствием, скотом и семенами, освободить на три года от повинностей, наделить землей ло числу тяглых и запретить отнимать [ее у них]”. На севере вблизи городов было много невозделанной земли, призывали людей обрабатывать ее. На человека давали по 15 му [пахотной] и по 2 му садово-огородной земли с освобождением ее на три года от уплаты податей. Тех, кто имел излишнюю рабочую силу, не ограничивали определенным количеством земли. С этого времени Чжуншу шэн ежегодно докладывал о количестве поднятой земли, наименьшее количество ее равнялось нескольким тысячам му, а наибольшее достигало 200 тыс. му. С тех, кто получил из казны скот и сельскохозяйственные орудия, потом начинали взимать налоги. А те, которые поднимали целину сверх установленной нормы, затем навечно освобождались от уплаты налога [с этого излишка].

В 9-й луне 4-го года [император] назначил налоговых старост. Из-за того что областные и уездные чиновники при сборе налогов постоянно обирали и обманывали народ, император повелел ведомству финансов приказать местным властям подсчитать количество людей и земли и за каждые 10 тыс. даней назначить ответственного. Распорядился утвердить налоговыми старостами тех, кто имеет много земли, чтобы они отвечали за сбор налогов в своих деревнях. Ежегодно в 7-й луне округа и уезды посылали чиновников в столицу для получения каньхэ. За каждые 10 тыс. даней {отвечали] староста и его помощник, в 15-м году они были отменены. В 18-м году восстановлены вновь. В 30-м году [император] назначил в каждый район двух старост и двух помощников им...

В 6-й луне 5-го года [император] отправил посла измерить земли Сычуани по той причине, что Сычуань только что была покорена. В 12-й луне император приказал ввести для чиновников экзамен по земледелию и шелководству. Те чиновники, которые по окончании срока службы прибывали в столицу 7, должны были подать доклад об успехах в земледелии и шелководстве. Нарушившие [этот приказ] понижались по службе и наказывались В 4-й луне 7-го года по докладу фуцзяньского аньчасы цяньши 8 Лу Гун-мао [император] приказал отменить налоги с подверженных обвалам земель вдоль рек и морского побережья в областях Чанчжоу и Цюакьчжоу. Все вновь поднятые земли обложили налогом.

В 3-й луне 9-го года [император] приказал по всей Поднебесной взамен зерна вносить налоги серебром, медной монетой, ассигнациями и шелком. Ведомство финансов подало доклад, [предлагая] при уплате налогов один ляп серебра, 1 тыс. вэней медной монеты или 10 гуаней ассигнациями приравнивать к 1 даню риса, пшеницу же оценивать на 0,2 ниже. Кусок ткани из хлопка или рами [126] приравнивать к 6 доу риса или 7 доу пшеницы, кусок ткани из конопли приравнивать к 4 доу риса или 5 доу пшеницы. Различные шелка оценивать в зависимости от того, были ли они легкими или тяжелыми, и разрешить желающим уплачивать налоги просом. Император сказал: “Цель перерасчета — упростить уплату налогов, для народа. Необходимо уменьшить [рекомендованные Вами] расценки, не следует точно придерживаться цен данного временив.

В 3-й луне 13-го года [император] снизил на 0,2 тяжелые налоги в Сучжоу, Сунцзяне, Цзясине и Хучжоу. Вначале император 1 уст; новил налоги с государственных и частных земель Поднебесной. Со всех государственных земель [взимался] налог в 5 шэн 5 гэ 3 шао с му. С частных земель он был на два шэна меньше. Тяжелый налог с му [равнялся] 8 шэнам 5 гэ 5 шао, с тростниковых земель — 5 гэ 3 шао 4 чао, с заболоченных земель — 3 гэ 1 шао, с конфискованных земель — 1 доу 2 шэнам. Только в Сучжоу, Сунцзяне, Цзясине и Хучжоу [император], разгневавшись, что они служили опорой Чжан Ши-чэна, отписал земли всех влиятельных лиц и богачей, объявил их государственными и обложил налогами согласно частным арендным книгам. А сынун цзянь Я” Сянь под предлогом, что земли в Чжэси плодородны, еще увеличил здесь налоги с каждого му в два раза. По этой причине в Чжзси с казенных и частных земель налоги по сравнению с другими местами в несколько раз выше, и бывает, что с му нзимаются 2—3 даня. В общем в Сучжоу и Сунцзяне [налоги] самые тяжелые, в Цзясине и Хучжоу они меньше, в Ханчжоу еще меньше. В 5-й луне 7-го года [император] приказал снизить очень тяжелые налоги в Сучжоу, Сунцзяне, Цзясине и Хучжоу. Так, если налог с одного му был более 7 доу 5 шэн, то он был уменьшен наполовину. Теперь вновь приказал ведомству финансов уменьшить сумму налогов с му. Там, где с одного му взималось от 4 доу 4 шэн до 7 доу 5 шэн, налоги были уменьшены на 0,2. Там, где взыскивалось от 3 доу 6 шэн до 4 доу 3 шэн с му, стали требовать 3 доу 5 шэн, ставки меньше 3 доу 5 шэн были оставлены без изменения.

Мы, подданные Вашего императорского величества, почтительно сообщаем, что в то время налоги в Чжэси были слишком тяжелы, а налоги в Чжэдуне слишком легки. В [“Мин Тай-цзу] ши лу” говорится, что в 1-м году Хун-у 9 власти подали доклад с просьбой утвердить в семи уездах области Чучжоу поземельные налоги в размере 1 шэна с му. Император из-за Лю Цзи приказал в уезде Циньтянь взимать только половину [предложенной суммы]. Благодаря этому налоги стали очень низкими не только в уезде Циньтянь, но и в других шести уездах, и составляли только 1/3 по сравнению с налогами с частных земель.

Был издан указ, разрешавший населению провинций Шэньси, Хэнани, Шаньдуна, Бэйпина, а также областей Фэнъян, Хуайань, Янчжоу и Лучжоу в полную силу возделывать новь и запрещавший властям облагать их налогами.

В 8-й луне 1-го года император повелел населению округов и областей возделывать оставленные прежними владельцами из-за бедствий войны бесхозные земли и разрешил считать их [127] собственностью тех лиц, которые их освоят. Если же хозяева этой земли вернутся, то чиновники должны были выделить им следуемое количество земли из близлежащих пустующих земель. Остальные заброшенные земли также разрешалось возделывать и превращать в собственность с освобождением на три года от повинностей. В 5-й луне 5-го года [император] издал указ, предписывавший бродячему люду вернуться в родные деревни. Тем из них, которые имели мало тяглых, а много земли, не разрешалось на основании прежнего [владения] захватывать имущество других людей. Тем же, которые имели много тяглых, а мало земли, власти должны были из близлежащих пустующих земель дать участки! согласно числу тяглых. К этому времени снова был издан такой указ, кроме того, было приказано вечно не облагать налогами тех, кто возделает целинные земли в Шаньдуне и Хэнани.

Гу Янь-у в своей книге “Жи чжи лу” писал, что в начале Мин, после жестоких смут конца Юаньской династии, большинство земель в Шаньдуне и Хэнани обезлюдело и в середине Хун-у был издан указ о том, чтобы Целинные земли считать вечно не облагаемой налогами собственностью тех, кто сможет их обработать.

В 17-м году император приказал в Юньнани взамен осенней подати вносить золото, серебро, раковины, полотно, лак, киноварь и ртуть. Отсюда, поскольку рис и пшеница были основными продуктами (бэньсэ), [которыми взимался налог], все [другие продукты, которые] вносились вместо них, получили название перерасчета (чжэсэ).

В 12-й луне 20-го года было закончено составление Рыбьече-шуйчатого реестра. Император, как только установил Поднебесную, произвел проверку земель, однако богатое население Чжэцзяна, уклоняясь от повинностей, как правило, свои земли и имущество ложно записывало за другими дворами, и это называлось “те цзяо гуй цзи”. В этом году приказал студентам государственной школы У Чуню и другим отправиться в округа и уезды и установить районы согласно количеству взимаемых податей и в каждом районе поставить старосту 10, измерить площади земельных участков, [определить их] границы, по порядку записать имена хозяев и размеры их полей. Записи велись по категориям, и получался реестр. По внешнему виду он напоминал рыбью чешую и назывался Рыбьечешуйчатым. До этого императорским указом было велено составить во всей Поднебесной Желтый реестр, при составлении которого за единицу брали двор и в четырех графах подробно записывали старые дворы, новые дворы, выбывшие дворы и наличное число дворов. В Рыбьечешуйчатом реестре за основу принимались земли и подробно излагалась разница между равнинами и склонами гор, дамбами и болотами, плодородными и неплодородными, песчаниками и солончаками. Рыбьечешуйчатый реестр применялся для справок при земельных тяжбах, а по Желтому реестру производилась разверстка налогов и повинностей. В случае продажи или заклада земель подавали подробный доклад о количестве взимаемых с них налогов, а чиновники регистрировали эту запись.

В 8-й луне 21-го года переселили крестьян из Цзэчжоу и Луч-жоу, чтобы они обрабатывали земли к югу и северу от Хуанхэ. [128]

Ланчжун ведомства финансов Лю Цзю-гао сказал: “В древности населению из малоземельных и многонаселенных деревень приказывали переселяться в многоземельные и малонаселенные районы, для того чтобы земля не пропадала даром, а народ имел постоянные занятия. Ныне, после войны, земли к северу от Хуанхэ заброшены и народу живет очень мало. Надо переселить [туда] крестьян из Шаньдуна и Шаньси для обработки земли”. Император ответил [ему]: “В Шаньдуне много земли, и жителей [его] не следует переселять. А нужно переселить безземельных крестьян из областей Цзэчжоу и Лучжоу, освободив их на три года от налогов и повинностей, и выдать им на двор по 20 дин ассигнациями для приобретения сельскохозяйственных орудий”. В 4-й луне следующего года приказали безземельным крестьянам из Хучжоу, Ханчжоу, Вэнь-чжоу, Тайчжоу, Сучжоу и Сунцзяна отправиться обрабатывать землю к югу от реки Хуанхэ, в округа Чучжоу и Хэчжоу. Освободили их на три года от налога и выдали им ассигнации для приобретения сельскохозяйственных орудий.

В 26-м году провели проверку земель в Поднебесной, их площадь составила 8 507 623 цина 18 му. В качестве летнего налога поступало 4 712 900 даней риса и пшеницы, 39 800 дин медными деньгами и ассигнациями, 288 467 кусков шелка. Осенний налог приносил 24 729 450 даней риса, 5 730 дин медными деньгами и ассигнациями, 59 кусков шелка.

Все земли вблизи городов считались лучшими, более отдаленные — средними и худшими. В то время, как и при Юанях, существовала система ли и шэ. К северу от Хуанхэ местные жители были объединены в шэ, которые разделялись на ли и цзя. Переселенцы образовывали поселения (тунь), которые также делились на ли и цзя. Старожилы, осевшие на земле раньше, измеряли ее большими му, переселенцы же, занявшие землю недавно, измеряли ее малыми му. По этой причине земли поселений назывались малыми му, земли шэ назывались большими му... В “Жи чжи лу” сказано, что земли вблизи городов считались лучшими, отдаленные — средними и худшими. В общем с конца Цзиньской и Юаньской династий города пришли в упадок 11, население уменьшилось и сначала обрабатывали земли вблизи городов. Во время Хун-у пригородные земли были внесены в реестр. Затем возделывали более отдаленные земли. Их облагали постепенно, в течение ряда поколений, и отсюда появилось различие в величине налогов.

В 3-й луне 27-го года обложили налогом частные посадки тутовника, жужуба и хлопчатника. Император, как только создал государство, приказал на всех частных землях размером от 5 до 10 му выращивать по половине му тутовника, конопли и хлоп-частника 12. Те, кто имел более 10 му, должны были посадить вдвое больше. С му конопли взималось 8 лян, с му хлопчатника 4 ляна, тутовые деревья через 4 года начинали облагать налогами. Не посадившие тутовника должны были внести кусок шелковой ткани. Не посадившие конопли и хлопчатника должны были внести по куску хлопчатобумажной и конопляной ткани. Отсюда и началось [129] шелководство в крестьянском хозяйстве. В это время император приказал в каждом ли ста дворам [отводить] два му под саженцы [тутовника]. [Жители деревни] совместными усилиями привозили хворост и сжигали его на земле, а затем пахали. Так проделывали три раза, затем высаживали саженцы. Когда они достигали трех чи, их рассаживали. Когда саженцы подрастали до пяти чи, их высаживали в грядки. Каждые 100 дворов в первый год сдавали в качестве налога 200 саженцев, на второй год — 400, на третий — 600. О количестве посаженных деревьев подавали доклад [властям]. Не выполнившие [это постановление] ссылались на границу. Из-за того, что в Хугуане, в областях Чэньчжоу, Юнчжоу, Баочжоу и Хэнчжоу 13, земли были подходящими для выращивания тутовника, а сажали его там мало, император приказал выдать населению [этих областей] семена тутовника, собранные в Хуайани и Сюйчжоу. В 12-й луне следующего года император повелел не облагать налогом посадки тутовника и жужуба в Шаньдуне и Хэнани.

В 28-м году [император] повелел ведомству финансов каждые 100 дворов объединить в ли, для того чтобы весной и осенью во время пахоты и уборки урожая [эти] 100 дворов помогали семьям, в которых не хватало рабочих рук. Кроме того, [император] приказал во всех селах Поднебесной установить барабаны, чтобы в страдную пору с их помощью по утрам своевременно собирать [жителей деревень] на полевые работы. Деревенские старики должны были уговаривать ленившихся, работавшие недобросовестно наказывались. Наказанию подлежали и старики, по лености не выполнявшие своих обязанностей.

В 30-м году [император] приказал ведомству финансов дать разрешение повсюду принимать недоимки теми продуктами, которые дает местное производство, и [после этого] перерасчет на рис, шелк, хлопок, золото, серебро и другие вещи стал правилом. Раньше, в 19-м году, [император] приказал шилану 14 Ян Цзину подсчитать количество зерна в амбарах Поднебесной и после создания двухгодичного запаса разрешил все [налоги] принимать в перерасчете [на другие продукты]. Только в северных бучжэнсы, нуждавшихся в зерне для пайков пограничным войскам, по-прежнему заставляли крестьян вносить налог просом. К этому времени император снова повелел ведомству финансов повсеместно разрешить принимать недоимки продуктами местного производства. Ведомство финансов постановило 1 дин ассигнациями приравнивать к 1 даню риса, 1 лян золота — к 10 даням риса, 2 ляна серебра — к 2 даням риса. 1 кусок шелковой ткани приравнивать к 1 даню 2 доу риса, кусок хлопчатобумажной ткани из рами — к 7 доу риса, 1 цзинь ваты — к 2 доу риса. Император повелел 1 лян золота или серебра приравнивать к вдвое большему количеству риса (т. е. за 1 лян золота засчитывать не 10, а 20 даней. — Н. С.), 2 гуаня 500 вэней ассигнациями приравнивать к 1 даню риса, остальные [вещи перерасчитывать] согласно предложению [ведомства финансов]...

[130] Из гл. 5 “Поселения”

Минский Тай-цзу в 11-й луне года маосюй (1358 г. — Н. С.) учредил Присутствие 10 тысяч дворов народного ополчения, воины были помещены среди крестьян. Кроме того, повелел всем полководцам в Лунцзяне и других местах распределить своих воинов по поселениям. Ко 2-й луне года гуймао (1363 г. — Н. С.) среди всех поселений только [поселения, находившиеся] в ведении главы Управления полей Кан Мао-цая, создали большие запасы зерна, а остальные полководцы успехов не имели. Тогда был издан указ, в котором говорилось:

“Сила государства в боеспособной армии и достаточном [количестве] продуктов. С тех пор как началась война, люди жили неспокойно, несколько лет подряд были неурожаи, земли запустели. Если продовольствие для армии целиком брать с народа, то ему будет очень трудно. Вот почему я приказал полководцам и воинам и воевать и создавать военные поселения для обработки земли. Ныне все военачальники прикреплены к городам и крепостям, и в течение нескольких лет уже ведется освоение целины, но успехов не видно. Только Кан Мао-цай собрал в своих поселениях более 15 тыс. даней зерна. После того как он обеспечил воинов продовольствием, [у него еще остался] излишек в 7 тыс. даней. Сравнение [его достижений с результатами] других полководцев [показывает], что к земле приложены равные силы, а урожай получен неодинаковый. В чем же причины этого? В людях: одни прилежны, другие ленивы. Отныне все полководцы должны позаботиться о своевременной обработке земли их воинами, [добиться], чтобы земля использовалась надлежащим образом.

В начале Хун-у в обеих столицах и во всех провинциях один за другим учреждались вэи и со, создавались военные поселения и дусы управляли ими. В 9-й луне 3-го года Чжуншу шэн просил разрешения обложить налогами поселения округа Шочжоу Тайюаньской области и других вэев в размере 0,5 урожая с тех, кому из казны выдали скот и семена, и в 0,4 урожая с тех, кто приобрел их сам. Император ответил: “Пограничные войска так тяжело трудятся, что если они сами обеспечивают себя, то и этого достаточно. Как можно еще брать с них налоги?” и приказал не взимать. В 11-й луне следующего года [Чжуншу шэн] опять просил обложить налогами поселения Хэнани, Шаньдуна, Бэйпина, Шэньси, Шаньси, а также области Хуайань и других областей столичной провинции в размере 0,5 урожая с тех, кто получил из казны скот и семена, и 0,3 урожая с тех, кто приобрел их сам. Императорским указом было велено не взимать с них налогов, а спустя три года обложить каждый му податью в один доу.

Система [поселений] состояла из гражданских поселений, которые управлялись местными властями и [комплектовались] из переселенцев в многоземельные, малонаселенные районы, завербованных [крестьян] или сосланных на поселение преступников, и военных поселений, находившихся в ведении вэев и со. Каждый воин получал 50 му земли, таковым был надел. Но были наделы и в 100, и в 70, и в 30, и в 20 му, в зависимости от качества земли. Поселенцам выдавали скот и сельскохозяйственные орудия, учили сажать деревья, освобождали от налогов и время от времени посылали чиновников инспектировать их...

Гуй Янь-лан в докладе о достижении благоденствия говорил: [131] “Центральная равнина является центром Поднебесной, и земли ее плодородны, но так как рабочих рук не хватает, то с течением времени земли пришли в запустение. В последние годы, хотя и было приказано во всех областях учредить поселения для обработки земли, однако целины поднято немного. Самое лучшее было бы приказать властям вербовать крестьян в тех районах, где земли неплодородны, население бедно, а народу много. Согласившимся завербоваться следует оказать материальную помощь, облегчить их повинности и уменьшить подати, чтобы они охотнее переселялись. Что касается совершивших преступления, то их надо ссылать в поселения, чтобы не было невозделанных и не засаженных тутовником заброшенных земель. И в течение 3—5 лет Центральная равнина станет богатой”.

Кроме того, призывали торговцев солью доставлять в пограничные районы зерно в обмен на соль, и это называлось торговыми поселениями (шан тунь). В 6-й луне 3-го года, из-за того, что создание запасов зерна в Датуне 15 требовало больших расходов на перевозку риса из уезда Линсянь 16 через горный хребет Тайхэ, по совету Шаньсийского провинциального управления (синшэн) император приказал выдавать купцам, доставившим в амбары Тайюаня 1 дань 3 доу, по одному малому иню 17 хуайской соли; таким образом достигалась экономия средств на перевозку и в то же время пополнялись запасы зерна на границах, это называлось “кайчжун”. Впоследствии провинциальные управления пограничных провинций часто призывали купцов доставлять зерно в обмен на соль, и так создавались запасы для армии. В зависимости от расстояния требовалось внести от 5 до 1 даня. С течением времени эти [нормы] изменялись, и единого правила не было. [Различия] зависели также от того, как срочно [требовалось] в данный момент зерно, от цены риса и от того, было ли это выгодно для поставщиков. Для отдаленных и труднопроходимых мест снижали норму отчислений...

Ван Ци говорил, что военные поселения — важнейшее условие для [создания] достаточного количества продуктов питания и необходимой армии. А торговые поселения поддерживали [систему} военных поселений, препятствуя ее разрушению. Во время Хун-у и Юн-лэ целиком придерживались этого способа, поэтому пограничные районы были богатыми и сильными, не было обременительных перевозок и ежегодно издавались указы об отмене налогов. Впоследствии законы о соли, установленные для торговых поселений, мало-помалу перестали соблюдаться, это вызвало нехватку зерна для пайков пограничным войскам и поставило армию и народ в затруднительное положение.

В 3-й луне 4-го года [император] переселил более 17 тыс. дворов из Шаньхоу 18 в поселения Бэйпина. Это было сделано по просьбе младшего канцлера Чжуншу шэна Сюй Да. Одновременно [государь] приказал за проходами в восточной части Великой Китайской стены, в округах Дуншэнчжоу, Вэйчжоу, Шочжоу, Аньчжоу, [132] Фэнчжоу, Юньчжоу, Инчжоу 19, поскольку они граничили с Шамо 20, учредить тысячедворки и стодворки и собрать в них покоренных пограничных жителей, чтобы в мирное время они обрабатывали землю, а в случае военнных действий сражались. Что касается сена, то оно выдавалось им из государственных запасов. В 6-й луне [Сюй] Да опять переселил из Шамо более 32 тыс. остававшихся там дворов в Бэйпинские поселения. Всего были созданы 254 поселения, и они подняли 1343 цина нови. В 1-й луне 7-го года дуду цяныии 21 Ван Сянь и Ван Чэн, а также пинчжан 22 Ли Бо-шэи были посланы для создания военных поселений в Хэнани, Шань-дуне и Бэйпине. В 1-й луне 8-го года Вэйго-гун Дэй Юй и Чжун-шань-хоу Тан Хэ в числе других 13 человек были отправлены учредить военные поселения в Бэйпине, Шэньси и Хэнани. В 9-й луне 13-го года Инчжоу-хоу 23 Цао Чжэнь, Жунян-хоу Ян Цзин, Юнчэн-хоу Би Сянь организовывали военные поселения в Бэйпине. В 8-й луне 15-го года Яньань-хоу Тан Шэн-цзун, Чансин-хоу Гэн Бин-вэнь создавали военные поселения в Шэньси.

В 1-й луне 5-го года [император] повелел преступников, которые должны были отбывать ссылку в Гуандуне и Гуанси, отправить в Линьхаосские поселения. Во 2-й луне 8-го года [император] помиловал различных преступников, а также чиновников, совершивших неслужебные преступления, и отправил всех их в Фэнь-янские поселения, для того чтобы они работой искупили свою вину В. 11-й луне 9-го года император повелел отправить безземельных крестьян из Шаньси и Чжэньдина в Фэнъянские поселения. В 5-й луне 13-го года амнистировали преступников, отбывавших наказания в столичных и Линьхаосских поселениях.

В 4-й луне 6-го года был издан императорский указ о создании поселений в Нинся, Сычуани и других пограничных землях. Тайпучэн Ляньесянь Тэмур доложил: “К северу от Хуанхэ, в Нинся, a также в Сычуани, на юго-восток от Чуаньчэна и к северо-западу от Татани, на 800 ли протянулись плодородные земли и везде возможно лодочное сообщение. Необходимо учредить [там] поселения и призывать [в них] бродячий люд, а также распространить [на эти места] законы об обмене зерна на соль”. Император одобрил его предложения. Впоследствии, кроме того, император повелел, чтобы в сычуаньском Цзяньчанском вэе земля, которая лежит поблизости, прежде всего нарезалась солдатам, а затем уже десятским, пятидесятским, сотским, тысячникам и чжихуям, для того чтобы они сами себя обеспечивали. В поселениях Линьтаоского и [133] Миньчжоуского вэев в провинции Шэньси, Таожоуского, Сининско-го, Ганьчжоуского, Чжуанланского и Хэчжоуского вэев в провинции Нинся, Шаньданского, Юнчанского, Лянчжоуского и других вэев в провинции Ганьсу 0,2 зерна, оставшегося после засыпки семян, поступали в амбары и выдавались воинам.

В 5-м месяце 15-го года [император] приказал учредить поселения в Ляодуне. В то время провиант войскам доставлялся морем, и случалось, люди тонули, поэтому [государь] повелел обсудить способ создания военных поселений в Ляодуне. В 1-й луне 30-го года цзо дуду 24 Ян Вэню приказали создавать поселения в Ляодуне.

В 9-й луне 19-го года учредили поселения в Юньнани. В то время Юньнань только что была покорена, но маки не подчинились. Сыпин-хоу My Ину было приказано охранять этот район. [My] Ин подал доклад о том, что в Юньнани земли обширны, но большей частью заросли травой, надо учредить поселения и приказать воинам возделывать землю, чтобы создать запасы зерна. Тогда [император], обращаясь к ведомству финансов, сказал: “Создав военные поселения, можно уменьшить бремя народа и полностью обеспечить армию продовольствием. Для пограничных районов это наилучшие мероприятия. Однако пограничные земли давно заброшены и заросли густыми травами, возделать их будет нелегко, поэтому нужно отложить взимание с них ежегодных налогов, чтобы поселенцы охотнее обрабатывали землю, а спустя несколько лет можно обложить их податями”. [My] Ин по приказу императора от Юннина до Дали через каждые 60 ли строил крепости и оставлял в них воинов для обработки земли. В 8-й луне 20-го года Цзинчуань-хоу Цао Чжэнь учредил военные поселения в Пиньдяньском [вэе] в Юннани. В 11-й луне Пудин-хоу Чэнь Хэн и Цзиннин-хоу Е Шэн организовали поселения в Динбяньском, Яоаньском и Бидцзеском вэях. В “Мин ши”, в биографии My Ина, сказано: “Во время пребывания [My] Ина в Юньнани он сделал много хороших дел. Приказал начальникам округов и уездов заботиться о земледелии и шелководстве. Ежегодно проверял, уменьшилось или увеличилось количество земли в поселениях, и на основании этого награждал или наказывал [военачальников]. Всего [там] было поднято более 1 млн. му целинных земель.

В 9-й луне 21-го года [император] издал указ всем вэям и со Поднебесной о военных поселениях. В указе по у цзюнь дуду фу говорилось: “Для того чтобы содержать армию и в то же время не наносить ущерба народу, нет ничего лучше военных поселений. Ныне во всей стране царит спокойствие, на границах нет столкновений. Если же посадить войско на шею крестьян, то они будут бедствовать, и при таком положении нельзя будет долго сохранять власть и спокойствие в стране. Вот почему я приказал всем вэям и со Поднебесной организовать обработку земли. Если воины одновременно будут заниматься и военной подготовкой и сельским хозяйством, то государственные финансы не будут напряжены”. С этого времени ежегодно получали [от поселений] более 5 млн. даней зерна. В 4-й луне 24-го года, обращаясь к хоу цзюнь дуду фу My Чуню, [император] сказал: “Ныне границы спокойны и учреждены Данинское военное управление 25, а также Гуаннинский 26 и другие [134] вэи, их вполне достаточно для охраны границ. Я уже приказал отозвать воинов, которые охраняли заставы [на Великой стене]. Однако в Шанхайгуане все осталось по-прежнему. На семи других заставах воины под предлогом охраны границ забросили обработку земли и коневодство. Отныне на заставе Ипяньши и других заставах нужно оставить только немногим более десяти человек, разыскать беглых, а всех остальных отправить для обработки земли в поселениях”.

В 1-й луне 23-го года Яньань-хоу Тан Шэн-цзун был поставлен во главе военных поселений всех вэев Поднебесной. Во 2-й луне 25-го года был издан императорский указ, чтобы 0,7 воинов всех вэев и со Поднебесной обрабатывали землю в поселениях.

Мы, подданные Вашего императорского величества, почтительно сообщаем, что согласно разделу “ши хо чжи” в “Мин ши” в годы Хун-у в пограничных районах 3 части воинов охраняли города, а 7 частей возделывали землю в поселениях. Во внутренних районах 2 части охраняли города, а 8 частей обрабатывали землю в поселениях. В действительности же согласно “[Мин] хуй дянь” бывало разделение на 2 и 8, 4 и 6, 1 и 9, 5 и 5 в зависимости от стратегического положения места. Таковы общие сведения о времени Хун-у и Юн-лэ. В “[Мин Тай-цзу] ши лу” говорится, что в начале Хун-у во внутренних и пограничных землях установили вэи и со. Один вэй объединял 10 тыс. дворов, 1 тыс. объединяла 10 сотен, сотский командовал 2 пятидесятскими, пятидесятский командовал S десятскими, десятский командовал 10 воинами, и во всех вэях действительно был такой состав. В 8-й луне 7-го года пересмотрели эту систему: вэй стал состоять из 5600 человек 27. Если исходить из отношения 3 : 7, то в это время на землях каждого вэя должно (было быть по 3920 человек.

В 8-й луне Сунго-гун Фэн Шэн, Инго-гун Фу Ю-де, возглавив Кайго-гуна Чан Шэна и других [военачальников], отправились в Шаньси. [Они] вносили крестьян в списки военного сословия, чтобы те обрабатывали землю военных поселений в Датуне и Дуншэн-чжоу, [ими же] было учреждено 16 вэев. В 1-й луне 28-го года Чжоу-ван Су и Цзин-ван Цзюн во главе воинов хэнаньских и шаньсийских вэев вышли за линию пограничных укреплений [на границе с Монголией], где строили крепости и создавали военные поселения.

Из гл. 6 “Государственные земли”

При Минах государственными прежде всего [были объявлены] все земли, которые в период Сунской и Юаньской династий уже входили в состав государственных. Кроме того, имелись возвращенные в казну земли; конфискованные земли; земли, ставшие государственными по решению суда; училищные земли; императорские поместья; пастбища для лошадей; поля люцерны вокруг городских стен; выгоны для скота; земли под императорскими усыпальницами и кладбищами; пустующие земли, занятые казной; [135] поместья, подаренные или данные по просьбе ванам, принцессам, родственникам императорской фамилии по женской линии, крупным сановникам, евнухам, буддийским и даосским монастырям; должностные земли всех чиновников; земли, данные в кормление пограничным чиновникам; земли гражданских, военных и торговых поселений — все эти земли считались государственными.

Мы, подданные Вашего императорского величества, почтительно сообщаем, что это — все категории государственных земель, названные в “Мин ши”, в разделе “Ши хо чжи”. Когда говорят о конфискованных землях и землях, ставших государственными по решению суда, то в большинстве случаев имеют в виду Сучжоу, Сунцзян, Цзянсин и Хучжоу. Эти земли называются казенными, а фактически являются частными. Юго-восток дает большое количество налогов: плодородные земли приносят богатые сборы, и их нельзя квалифицировать одинаково с такими государственными землями, как императорские поместья и пастбища.

Во 2-й луне 2-го года Хун-у Тай-цзу пахал землю в южном предместье. Юйши Сюнь Гуа предложил, чтобы император сам пахал землю для жертвоприношений Сяньнуну 28, чтобы быть примером для [крестьян] Поднебесной. Вслед за тем за южными воротами [столицы] построили алтарь, к югу от него лежала пашня, к северу находился святой амбар.

В 7-м году уменьшили налоги с земель, принадлежавших храму Конфуция. Яныиэн-гун 29 Кун Си-сюе доложил, что после войны большинство земель, полученных предками, запустело, а налоги [с них] взимаются по-прежнему, и просил снизить или отменить их. Император удовлетворил его просьбу.

В 10-й луне 10-го года [император] подарил всем чиновникам казенные земли. В то время пожаловал всем заслуженным сановникам: гунам, хоу, чэнсянам и ниже поместья, самые большие из которых достигали 100 цин. Тай-цзу пожаловал циньванам поместья по 1 тыс. цин. А также пожаловал гунам, хоу и военным сановникам земли из казны, еще пожаловал всем чиновникам казенные земли, чтобы подать с них поступала взамен жалованья. Всем чжихуям, погибшим в боях, пожаловал казенные земли. Многие крестьяне заслуженных сановников, опираясь на их власть, нарушали законы. Император призвал всех заслуженных сановников и предупредил их. Впоследствии утвердили порядок пожалований: ваны получали поместья там, где находились их резиденции, в столице им предоставляли землю для содержания матерей 30, гунчжу, цзюньчжу 31 и фужэнь 32 получали землю. Гунам, хоу и бо [136] жаловали титулы и землю для кладбищ. Пожалования бывали разные: особые, наследственные и временные.

Во 2-й луне 14-го года [Хун-у] был издан указ о проверке государственных земель Поднебесной.

В 4-й луне 15-го года [император] утвердил систему училищных земель. В то время в областях и уездах Поднебесной были учреждены храмы Конфуция и школы. Император, обращаясь к шаншу ведомства церемоний Лю Чжун-чжи, сказал, что зерно, поступающее в казну в качестве налога с училищных земель, повсеместно и полностью следует возвращать школам для удовлетворения расходов на жертвоприношения и жалованье учителям и ученикам. [Лю] Чжун-чжи доложил, что количество училищных земель неодинаково и нужно сделать эту систему единой. Тогда императорским указом были утверждены три категории училищных земель. Областные училища [должны были получать участки], приносившие 1 тыс. даней, окружные училища — 800 даней и уездные — 600 даней. Столичное училище получало [участок, приносивший] 1600 даней. В каждом училище назначили чиновника, ведавшего доходами и расходами, учителям и ученикам определили ежемесячный паек рисом в один дань. В 8-й луне 24-го года гунам хоу стали выдавать ежегодное жалованье, а подаренные им земл” вернули в казну.

Из гл. 16 “Исследование о повинностях”

В начале Мин повинности распределялись в соответствии с [количеством уплачиваемых] налогов. Тяглых выставляли с определенного количества земли. Когда был составлен Желтый реестр,, [каждые] 110 дворов объединили в ли, ли делилось на 10 цзя. [Повинности, отбывавшиеся в ли и цзя], назывались лицзя. Дворы были разделены на три категории: высшую, среднюю и низшую, в течение 5 лет [дворы, приписанные к одной категории], несли равные повинности, раз в 10 лет повинности пересматривались. Различные повинности, которые должны были выполняться в течение года, отбывались в порядке очередности и назывались цзюньяо. Другие — дополнительные повинности — назывались цзафань.

Мы, подданные Вашего императорского, величества, почтительно сообщаем, что согласно разделу “Ши хо чжи” “Мин ши” всего было три категории повинностей: лицзя, цзюньяо и цзафань. [Что кроется под] названием цзюньяо, нам неясно. На основании текста “[Ши хо] чжи” только лишь можно сказать, что в течение 5 лет взимались равные повинности, а все повинности, которые должны-были выполняться в течение года, отбывались в порядке очередности. В 17-м году Хун-у [император], чтобы уравнять налоги и повинности, повелел взимать их согласно числу тяглых и имущества. В 18-м году было велено при составлении реестров делить крестьянские дворы на три категории: высшую, среднюю и низшую. Реестры хранились в присутствиях, и в случае [разверстки] повинностей справлялись с ними, так было в начале Мин...

В начале Мин запретили народу пользоваться серебром при торговых сделках и никогда не принимали его при уплате налогов. Только в 9-м году Хун-у разрешили народу взамен [зерновых] налогов вносить серебро, ассигнации, медные монеты и шелк. В 19-м году Хун-у был издан императорский указ, разъяснявший [137] [правила] взимания ежегодных налогов: если налоги приходилось доставлять из отдаленных и труднодоступных мест, то их разрешили уплачивать золотом и серебром. Этот способ перерасчета был установлен как временная мера...

Тай-цзу во 2-й луне 1-го года Хун-у повелел Чжуншу шэну собраться и обсудить способ [разверстки] повинностей. Император, поскольку государство только что было создано и вести строительство можно было, лишь опираясь на силы народа, боялся, что повинности целиком падут на бедняков, поэтому повелел Чжуншу шэну исчислять повинности согласно количеству земли. Чиновники [Чжуншу] шэна подали доклад, чтобы с одного цина земли выставляли одного тяглого. Если же земли было меньше цина, то брали чужие земли и дополняли до требуемого количества и назвали это равными повинностями. В 3-й луне 8-го года составили реестр повинностей для 18 областей столичной провинции и 3 областей — Цзюцзяна, Жаочжоу и Нанькана — провинции Цзянси. Ежегодно в свободное от сельскохозяйственного труда время [крестьяне этих мест] отправлялись на тридцатидневные работы в столицу, а затем возвращались [домой]. Люди, имевшие много земли, но мало тяглых, посылали на работу своих держателей (дяньжэнь). Хозяева земли должны были выдать им 1 дань риса в качестве оплаты за труд. Если посылали [наемного работника], то подсчитывали количество земли, с которой его отправляли, и за каждый му платили по 2 шэна 5 гэ.

В 3-м году было приказано всем воинам и крестьянам, не внесенным в списки населения и не отбывающим повинностей, явиться с повинной.

В 9-й луне 4-го года учредили налоговых старост и приказали им ведать сбором податей с крестьян. За сбор и доставку каждых 10 тыс. даней зерна отвечали налоговый староста и его помощник.

В 14-м году был издан императорский указ о создании Желтого реестра налогов и повинностей во всех областях, округах и уездах. Поднебесной и об учреждении старост ли. 110 дворов составляли ли. 10 человек, выставлявших [на повинности] самое большое количество тяглых, были назначены старостами. Остальные 100 дворов составляли 10 цзя. В цзя всего 10 человек ежегодно несли повинности. Староста ли ведал делами всего ли. Города разделили на фаны, пригороды на сяны, деревни на ли. В течение 10 лет совершался кругооборот очередности [отбывания повинностей старост ли], очередность зависела от числа тяглых. В каждом ли составлялся реестр, в начале которого помещалась таблица. Старые вдовцы, старые вдовы, бездетные старики и сироты, не обязанные нести повинностей, дополнительно приписывались к 110 дворам и перечислялись на обратной стороне таблицы. Реестры налогов и повинностей хранились в присутствиях. В случае разверстки повинностей справлялись с ними, чтобы пресечь злоупотребления чиновников. В 8-й луне 23-го года на основании ранее принятых докладов [император] утвердил форму реестра. Местные власти сначала переписывали и отпечатывали эту форму, а затем раздавали ее старостам фанов, сянов, ли и всем десятским, жители каждого двора должны были сами по этой форме записать количество людей и имущества в своем дворе и передать [эту запись] своему десятскому, который вручал ее старосте фана, сяна или ли. Старосты фанов, сянов и ли посылали ее в соответствующий уезд, где производили проверку записей. При составлении реестров старосты ли не должны были выходить за пределы данного ду. Например, если [138] в ду 600 дворов, то, взяв 550 дворов, следовало составить 5 ли, а остальные 50 дворов распределить между близлежащими ли дачного ду, и они должны отбывать повинности под наблюдением старост этих ли. Не разрешали вносить [в реестры] людей из других ду. В 26-м году было принято постановление, чтобы во всех районах местные власти раз в 10 лет создавали Желтый реестр, распределяя при этом дворы на три категории: высшую, среднюю и низшую. Для всех дворов: военных, гражданских, солеваров, ремесленников и т. д., по-прежнему следовало составлять отдельные списки и все повинности, за исключением повинностей лицзя, которые отбывались в порядке очередности, исчислять в зависимости от экономического состояния двора...

В 24-м году был издан приказ, чтобы пришлые жители деревень отбывали повинности [на новом месте] согласно количеству [уплачиваемого ими] поземельного налога, кроме повинностей лицзя, которые они должны нести в порядке очередности по первоначальному месту приписки.

Из гл. 63 “Исследование о чинах”

Минский Тай-цзу в 10-й луне 10-го года Хун-у утвердил систему пожалований всем чиновникам земель из казны, чтобы подать с этих земель шла взамен жалованья. В начале Минской династии 33 главам ведомств и высшим провинциальным чиновникам [дали] казенные земли, с которых [они могли собирать] по 100 даней зерна в качестве жалованья. К этому времени и всех чиновников одарили казенными землями, для того чтобы подать с них шла взамен жалованья.

Впоследствии земли были возвращены правительству, а чиновникам только выплачивали жалованье рисом и совсем не отводили должностных земель, и лишь семьи заслуженных сановников могли получить земли из казны. Однако помимо этих земель им не разрешали принимать земли вступавших под их покровительство крестьян, [стремившихся таким образом] уклониться от повинностей.


Комментарии

1 Бучжэнсы — территориально-административная единица в начале Мин, соответствующая провинции.

2 Энциклопедия “Сюй Вэнь сянь тун-као” была составлена в период правления Цянь-лун (1736—1796) по непосредственному распоряжению императора. Этим и объясняется необычная форма изложения событий: описание их составители энциклопедии время от времени прерывают непосредственными обращениями к императору, в которых они комментируют приведенные факты путем сопоставления различных источников.

3 В начале Мин бывало, что вместо государственных трудовых повинностей крестьян заставляли содержать скот, принадлежащий казне. Количество голов, приходившееся на одно хозяйство, зависело от благосостояния крестьянского двора (см. “Мин Тай-цзу ши лу”, гл. 79, стр. 36; гл. 132, стр. 16; гл. 156, стр. 36; гл. 184, стр. 26).

4 Гуанлу сы ведало поставками продуктов для императорского двора.

5 Сишэн со — императорские бойни.

6 Юйма цзянь — управление, ведавшее коневодством.

7 После трех лет службы в одном месте минские чиновники должны были получать новое назначение, за которым отправлялись в столицу. Именно это правило и имеется в виду в данном тексте.

8 Крупный провинциальный чиновник.

9 В тексте “Сюй Вэнь сянь тун-као” допущена ошибка. На самом деле чиновники области Чучжоу подали эту просьбу не в 1-м,, а в 8-м году Хун-у (1375) (См. “Мин Тай-цзу ши лу”, гл. 99,. стр. 7а).

10 В тексте “Сюй Вэнь сянь тун-као” допущена ошибка. На самом деле в каждом районе был назначен не один, а четыре старосты (см. “Мин ши”, гл. 77, стр. 26).

11 Эту фразу Гу Янь-у, очевидно, следует понимать так, что в конце Цзиньской династии города пришли в упадок и что в конце правления Юаньской династии происходил тот же процесс.

12 В действительности этот указ был издан до провозглашения империи — в 1365 г. (см. “Мин Тай-цзу ши лу”, гл. 15, стр. 11а).

13 Чэньчжоу — ныне Юаньлин, Юнчжоу — Линлин, Хэнчжоу — Хэньян (все в провинции Хунань). Современное название Баочжоу установить не удалось.

14 Шилан — заместитель главы ведомства (бу). В каждом ведомстве было по два шилана.

15 Датун — важнейшая крепость на границе с Монголией.

16 Ныне Дэчжоу в провинции Шаньдун.

17 Инь — мера веса в начале Минской династии; малый инь состоял из 200 цзиней, большой инь — из 400 цзиней.

18 Название района к северу от хребта Тайхэ, в провинции Хэбэй.

19 Дуншэнчжоу до настоящего времени не сохранился, средневековый город находился в районе Токото (Автономный район Внутренняя Монголия). Вэйчжоу — современный Вэйсянь (провинция Хэбей). Аньчжоу — ныне не существует, средневековый город, находился в районе Миюня (провинция Хэбэй). Фэнчжоу — до настоящего времени не сохранился, средневековый город, находился в районе Токото, Юньчжоу — в наше время не существует, город находился в районе Чичэна (провинция Хэбэй), Инчжоу — ныне Инсянь (провинция Шаньси).

20 Шамо — одно из названий Монголии.

21 Крупный военный чиновник.

22 Глава провинциальной администрации в начале Мин.

23 В тексте “Сюй Вэнь сянь тун-као” ошибка: этот человек носил титул Цзинчуань-хоу.

24 Крупный военный чиновник.

25 Находилось к северо-востоку от Пекина.

26 Гуаннинский вэй был расквартирован в современной провинции Ляонин.

27 В данной главе в “Сюй Вэнь сянь тун-као” допущена ошибка: эта реформа была проведена не в 7-м, а 1-м году Хун-у (см. “Мин дуй яо”, гл. 59, стр. 1126; “Сюй Вэнь Сянь тун-као”, гл. 122, стр. 3889).

28 Сяньнун — то же, что Шэньнун, мифический герой, якобы научивший китайцев земледелию.

29 Титул потомков Конфуция.

30 Яншань — земли для содержания родителей. Но так как отцом циньванов был сам император, то в данном случае это земля для содержания матери. Такой порядок был установлен в связи с тем, что после смерти императора все его наложницы оставались в столице, а сыновья этих наложниц — циньваны — отправлялись в свои резиденции на периферии, поэтому им выделяли в районе столицы земельные участки, доходы с которых шли на содержание их матерей.

31 Титут дочерей циньванов.

32 Титул женщин, состоявших в родстве с императорской фамилией.

33 Здесь в тексте “Сюй Вэнь сянь тун-као” опечатка: вместо иероглифа *** (некогда, в свое время) стоит иероглиф *** (увеличивать, увеличиваться).

(пер.  Н. П. Свистуновой)
Текст воспроизведен по изданию: Аграрная политика минского правительства во второй половине XIV в. М. Наука. 1966

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.