Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 28

Донесение губернатора провинции Шаньдун Ли Бин-хэна 23

24-е число 6-й луны 22 года правления Гуансюй (3 августа 1896 г.).

Пониженный в звании на два ранга и оставленный на старой должности, затем еще раз пониженный на два ранга и оставленный на старой должности, губернатор провинции Шаньдун — Ли Бин-хэн 24 коленопреклоненно представляет доклад по делу о беспорядках, учиненных бандитами уездов Цао и Шань в сговоре с бандитами уезда Даншань Цзяннаня. Главари уже схвачены и преступники наказаны, среди населения водворен порядок. Докладываю о ходе дела на Ваше мудрое рассмотрение.

14-го числа 5-й луны (24 июня) меня удостоили телеграммы Цзунлиямыня, сообщавшей, что «лодочник, занимавшийся перевозкой государственного зерна 25, из уезда Даншань по имени Пан Сань поджег церковь в Люцитоу, а затем, сговорившись с бандитами — членами союза Дадао” из Шаньдуна, учинил беспорядки в районах Сяо и Фэн». В телеграмме выражалась надежда, что в провинциях Цзянсу, Цзянси и Аньхуй будут приняты меры для усмирения бандитов объединенными усилиями и т. д.

Вскоре пришла телеграмма наместника Лянцзяна Лю Кунь-и, сообщавшая о том же.

23-го числа (3 июля) поступил императорский указ следующего содержания: «Район уездов Цао и Шань в провинции Шаньдун издавна служит местом скопления разбойников. На этот раз бандиты — члены союза Дадао”— под предлогом расправы с христианами действуют на границе Цзяннаня 26 и Шаньдуна. Лю Кунь-и и Ли Бин-хэну [49] приказано в спешном порядке выслать войска для их подавления. Если они посмеют сопротивляться, немедленно истреблять на месте и т. д. Быть по сему».

Тогда же направил чиновников для расследования и принятия мер, а также выслал в разные места войска для подавления [смуты]. Об обстоятельствах дела неоднократно телеграфировал и просил Цзунлиямынь доложить императору от моего имени.

По поводу этого дела мною были получены телеграммы с мест, в том числе донесения от начальника области Цаочжоу, начальников уездов Цао и Шань. В них сообщалось, что бандит из уезда Даншань — Пан Сань, он же Пан Сань-цзе, он же Пан Шэн-сюань, враждовал с местным христианином Лю Цзинь-чэнем из-за того, что христианин присвоил себе его урожай пшеницы. Пан Сань связался с бандитами — членами союза «Дадао» — из Шаньдуна, и они стали нарушать спокойствие в юго-восточной части уезда Шань, разрушать жилища христиан. В это время вновь назначенный провинциальный судья Юй Сянь, который сдавал свой пост начальника округов Янь и И новому чиновнику, еще не прибыл в столицу провинции. Я немедленно отправил этого судью вместе с начальником округов Янь и И — Си Лянем на место расследовать и принять меры. Кроме того, я приказал трем батальонам знамени «кай» под командованием Ма Кай-юя, кандидата на должность начальника округа, направиться в уезды Цао, Шань, Юйтай, где вместе с командующим Юэ Цзинь-таном, ранее командовавшим гарнизонным отрядом в уезде Шань, и комендантом Ши Чжэнь-тином в соответствии с обстановкой принять меры защиты и выполнять все приказания Юй Сяня.

Далее, я направил кандидата на должность начальника области — Ян Чуань-шу, судью области Ичжоу — Чэнь Гуан-шоу, кандидата на должность начальника уезда — Ту Най-сюня на подавление беспорядков.

Бригадный генерал Ичжоу — Тянь Энь-лай во главе батальона знамени «цзи» также едет в уезд Юйтай 27, чтобы совместно с Юй Сянем обсудить необходимые меры.

Таковы наши меры в различных местах.

Как выяснилось, союз «Дадао» — еретическая секта «Цзиньчжунчжао» 28, существовавшая давно и запрещенная местными чиновниками, однако корни ее не были уничтожены. В прошлом году на побережье было неспокойно 29, люди думали, что это учение оградит их от огнестрельного оружия, и сторонники этого учения все прибывали. В результате союз развил свою деятельность повсеместно. Невежественные надеялись с его помощью защитить себя и свои дома, а пройдохи воспользовались случаем для организации беспорядков. Поскольку пришлые бандиты тоже занимались подстрекательством, постепенно могло [50] дойти до массовой смуты. Если своевременно не рассеять и не расправиться с членами союза, опасаюсь, что разыграются серьезные события: союз превратится в партию смертников 30 и бедствие станет колоссальным.

Прежде всего я отдал распоряжение разогнать тех, кто примкнул по принуждению, а затем приказал Юй Сяню поехать в разные стороны, вразумить население и успокоить людей. Что касается крупных банд, которые оказывают сопротивление, то я приказал немедленно строжайшим образом покарать их.

Из доклада Юй Сяня явствует, что бандит из уезда Даншань Пан Сань-цзе враждовал с местным христианином Лю Цзинь-чэнем, который присвоил себе урожай пшеницы Пан Саня. Члены союза «Дадао» двух провинций — Шаньдун и Цзянсу, сговорившись с Пан Санем. 5-го и 11-го числа 5-го месяца (15 и 21 июня) напали на уезд Шань, разрушили жилища и уничтожили утварь местных христиан, сожгли иностранную школу в Сюэкунлоу, а затем убили двух жителей-нехристнан: Гун Кэ-ляна и Ван Сюэ-ляна.

15-го числа (25 июня) они прибыли в Фэнсянь, сожгли церковь в Дайтаолу. 18-го числа (28 июня) Пан Сань-цзе вместе с приглашенными им главарями Ню Цзинь-шэном, он же Ю Цзинь-шэн, Пэн Гуй-линем, Хань Бин-и, Чэнь Юй-дэ, Лю Чжун-вэнем 31 во главе четырехсот-пятисот сообщников сосредоточились в Малянцзи, расположенной на границе провинции Шаньдун и Цзяннаня.

Главари бандитов Лю Ши-дуань и Цао Дэ-ли 32 действовали с ними заодно, хотя и не покидали [Шаньдуна]. Лю Ши-дуань был зачинателем проповеди еретического учения и имел много последователей. Цао Дэ-ли тоже принимал активное участие в союзе. Он тайно вступил в сговор с Пан Сань-цзе и другими, и они сообща творили злодеяния.

19-го числа (29 июня) в деревне Малян Пан Сань [со своими сообщниками] разграбил соляную лавку, лавку столичных товаров и лавку универсальных товаров, а также напал на канцелярию, ведавшую назначением чиновников провинций Цзяннаня.

20-го числа (30 июня) в юго-восточной части уезда Шань [бандитами] было захвачено продовольствие и лошади. Главарь Пэн Гуй-линь отсутствовал в уезде Шань, так как его схватила полиция вместе с ополченцами в области Сюйчжоу, входящей в состав провинций Цзяннаня. Бандит Пан Сань, узнав об этом, вернулся в [Цзянсу], чтобы оказать ему помощь.

Начальник уезда Шань — Ли Цюань, действуя совместно с командующим 33 Юэ Цзинь-таном, с солдатами и ополчением направились на место [событий] для расправы и арестов. Командиры ополчения уезда Шань — Чжан Ань-юй и Хао Шао-тан принял все меры к защите. К [51] северу от Малян был нанесен встречный удар. В сражении было убито два бандита, взято в плен восемнадцать, в том числе Ян Чэн-юй.

21-го числа (1 июля) отряд Юэ Цзинь-тана захватил одиннадцать бандитов, среди них Сунь Цзин-юя, а местные ополченцы привели связанными еще двух человек, которых под конвоем отправили в уезд Шань. Си Лянь и его коллеги провели строгое расследование и установили, что, кроме троих, присоединившихся по принуждению и отпущенных после допроса, остальные в своих показаниях сознались, что состояли членами союза «Дадао» в уездах Цао, Шань, Даншань, Фэнсянь, Бочжоу, Юйчэн, принимали участие в поджогах, грабежах, оказывали сопротивление войскам. Обо всем этом было доложено телеграммой. Я отдал распоряжение казнить их на месте. Остальные бандиты разбежались.

Преступник Лю Ши-дуань, 27-го числа (7 июля) захваченный отрядом начальника уезда Цао — Цзэн Ци-сюаня, был допрошен Юй Сянем и казнен. Преступник Цао Дэ-ли, также схваченный начальником уезда Шань — Ли Цюанем, был допрошен Си Лянем и казнен.

Видя, что главари казнены, глупцы, вступившие в союз по заблуждению, раскаялись и обещали исправиться. Ныне повсюду порядок. Таковы действия Юй Сяня и других чиновников в связи с этим делом.

Мною установлено, что поначалу бандиты из союза «Дадао» не собирались чинить беспорядки из-за вражды между христианами и нехристианами. Беспорядки учинились позднее, вследствие того что союз разросся и изо всех мест здесь скопилось много демобилизованных солдат, прослышавших о событиях. Начались грабежи, поджоги; силы бандитов постепенно увеличились. Окажись здесь медлительными, беспорядки достигли бы больших масштабов, а поспеши, бандиты могли бы оказать отчаянное сопротивление.

Почтительно ознакомился с указом, который предписывал мне послать войска для подавления [смуты] и при сопротивлении немедленно расправиться на месте.

Ваше величество гуманно, как Небо, и не желает повсюду учинять расправу. Поэтому начальники округов и другие чиновники лично посетили все уезды, вразумляя [членов союза], убеждая их раскаяться и выйти из союза, предоставив им возможность исправиться. Услышав о том, что двор вопреки предписаниям законов проявляет к ним милость, члены союза обещали очистить душу и исправиться. Те, кто отказался исправляться и оказывал вооруженное сопротивление, были тотчас же арестованы и казнены.

Начальники уездов Цао и Шань отнеслись к известным главарям бандитов с исключительной выдержкой. Арестованных казнили, чтобы они не убежали и не усугубили зло. Так, удачно сочетая меры снисхождения и наказания, они действовали весьма умело. [52]

Ныне главари казнены, население успокоилось. Пусть в императорском дворце не волнуются.

Мною приказано начальникам областей и уездов запретить союз «Дадао» и, если оставшиеся бандиты учинят беспорядок, немедленно их арестовать. Кроме того, я отдал приказ о поимке главарей бандитов Пан Сань-цзе и Ню Цзинь-шэна, о чем будет немедленно доложено.

После уведомления письмом наместника Лянцзяна я почтительно представляю на Ваше высочайшее обозрение данный доклад, в котором излагаю обстоятельства, касающиеся беспорядков, учиненных на юго-востоке [Шаньдуна] бандитами двух провинций. В докладе упомянуты принятые меры борьбы — казнь пойманных главарей и наказание других преступников, а также отмечено восстановление порядка на местах.

Прошу Ваших повелений. Почтительнейше докладываю.

Резолюция красной тушью 34 4-го числа 7-й луны 22 года правления Гуансюй (12 августа 1896 г.) Ознакомились, быть по сему.

«Архивные материалы об ихэтуанях», т. I, стр. 3—6.


Комментарии

23. Отрывок из данного донесения помещен в книге Таня «Боксерская катастрофа» (Ch. Tan, The Boxer Catastrophe, стр. 46).

24. Ли Бин-хэна наказывали за взяточничество и понижали в звании «за злоупотребления» («Большой словарь китайских имен», стр. 402).

25. Цидин (49) — лодочник, занимавшийся перевозкой государственного зерна. Государство, как правило, давало таким людям надел земли, подобно солдатам знаменных войск.

26. Цзяннань — объединенное, как и Лянцзян, название трех провинций: Цзянсу, Цзянси, Аньхуй («Большой словарь древних и современных географических названий», стр. 326).

27. Юйтай — уезд в юго-западной части пров. Шаньдун.

28. «Цзиньчжунчжао» (50) — «Покрышка подобно золотому колоколу» — секта мастеров боя на мечах, которые специальными приемами тренировали мышцы тела. Было распространено мнение, что у человека, хорошо овладевшего такой гимнастикой, тело, как бы покрытое золотым колоколом, становилось неуязвимым («Цыхай», стр. 1368).

29. На побережье пров. Шаньдун в 1895 г. начались военные действия между Японией и Китаем. Города Жунчан, Вэйхайвэй были оккупированы японскими войсками.

30. «Сыдан» (51) — «Партия смертников»; так называли в Китае сообщества, в которых участники готовы были пожертвовать жизнью ради общего дела («Цыхай», стр. 741).

31. Ню Цзинь-шэн, Пэн Гуй-линь, Хань Бин-и, Чэнь Юй-дэ, Лю Чжун-вэнь — члены союза «Дадао», сподвижники Лю Ши-дуаня.

32. Цао Дэ-ли — помощник Лю Ши-дуаня (биографические данные неизвестны).

33. В китайском тексте — цаньцзян (52) — командующий провинциальными войсками. И. Бруннерт и В. Гагельстром переводят этот термин как «подполковник» («Современная политическая организация Китая», стр. 285).

34. Императорская резолюция.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.