Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 6.

Доклад Чжан Чжи-дуна трону 22 июля 1900 г. о дополнительном соглашении с «Американ Чайна дивелопмент компани» на предмет сооружения железной дороги Ханькоу - Кантон от 13 июля 1900 г.

(Документ воспроизводится по тексту перевода с китайского языка (машинописная копия): ЦГИАЛ, ф. 560, л.л. 80-114. В публикуемый текст внесены поправки по сверке с французским переводом (типографский экземпляр): ЦГИАЛ, ф. 630, Русско-Азиатский банк, оп. 11, д. 273, л.л. 6-12. По получении настоящего доклада император передал его на рассмотрение ведомства иностранных дел. Представление последнего было получено только 7 июля 1902 г., и в тот же день дополнительное соглашение с «Американ Чайна дивелопмент компани» было ратифицировано императором, резолюция которого гласила: «Быть по сему».)

По внимательному рассмотрению соглашения о займе на предмет постройки Кантон-Ханькоуской железной дороги, заключенного между Главным управлением китайскими железными дорогами и «Американ Чайна дивелопмент компани», почтительнейше представляю оное на благосклонное рассмотрение Вашего величества.

26-го года правления Гуансюя, в 6 луне, 17 дня (13 июля 1900 г.) получили императорский указ с разрешением [189] заключения дополнительного соглашения о займе на постройку Кантон-Ханькоуской железной дороги.

Прим. 1. В дополнительном соглашении уполномоченный императором директор Главного управления китайскими железными дорогами сановник Шен называется просто главнозаведующим.

Прим. 2. Главное управление китайскими железными дорогами в дополнительном соглашении называется Главным управлением.

Прим. 3. «Американ Чайна дивелопмент компани» в дополнительном соглашении называется Американским синдикатом.

В 24-м году правления Гуансюя, 3 луны, 12 дня (12 апреля 1898 г.) китайский посланник У Тин-фан получил от Цзунли ямыня телеграмму с императорским указом заключить с управляющим Американским синдикатом Башем соглашение, что и было сделано несколько времени спустя, 14 апреля 1898 г., по получении согласия Американского синдиката.

Смета расходов и карты местностей, отводимых под железную дорогу, были представлены сановнику Шену, который их рассмотрел и одобрил. В настоящее время оказалось, что расходы, необходимые на постройку линии, гораздо значительнее тех, которые были показаны в названной смете. Поэтому представилось необходимым заключить еще добавочное соглашение на предмет пополнения недостающей суммы, каковое соглашение следует:

Статья 1

В 1-й и 2-й статьях старого соглашения сказано, что сумма займа определяется, по меньшей мере, в 4 000 000 фунтов стерлингов в переводе на американскую валюту, причем в случае недостаточности названной суммы и необходимости увеличить ее заем может быть увеличен.

На всю сумму займа китайское правительство должно выдать маленькие облигации, причем гарантией займа не могут служить доходы Морских таможен, а первым обеспечением будет сама железная дорога. Размер суммы, нужной для постройки, должен быть определен главным инженером дороги.

Существовал проект удлинить линию до Самшуя и провести ветку на Пинсян. Так как проведение железнодорожной линии к этим двум местностям сопряжено с большими трудностями ввиду неблагоприятных условий почвы, нельзя было тогда же определить размеры стоимости работ. Ныне выяснилось, что расходы на постройку значительно выше, чем предполагалось по ранее составленной смете, и нужно поэтому значительно увеличить количество выпускаемых облигаций. Предполагается, что сумма в 40 000 000 долларов золотом будет достаточна для оборудования линии. [190]

Деньги эти должны быть готовы, но американцы имеют право выдавать их по частям по мере движения работ по постройке железной дороги и при условии хорошего курса на серебро. Согласно 1-й и 2-й статьям старого соглашения,, должно уведомлять Каждый раз о размере передаваемой суммы, и проценты на оную будут насчитываться со дня передачи.

Главнозаведующий сановник Шен совместно с Американским синдикатом должны приказать инженерам дороги сообщать сроки окончания работ по участкам для внесения американцами следующей суммы, необходимой на продолжение работ. Таким образом, вся сумма займа - 40 000 000 долларов золотом - будет передана Китаю в несколько приемов, по меньшей мере в четыре. Это устанавливается ввиду охранения Китая от убытков, которые иначе произошли бы от накопления процентов на полученные им до наступления необходимости в них суммы.

Статья 2

Заем должен быть употреблен на постройку Кянтон-Ханькоуской железной дороги и на нужды последней.

По расчетам инженеров оказывается, что расстояние от Учана до Кантона с продолжением линии до Самшуя равняется 740 английским милям. Длина веток на Пинсян - 66 английских миль; на Юэчжоу - 25 английских миль; на Сянтань - 9 английских миль.

Общая длина разъездов на линии равняется 78 английским милям. В общем это составляет 918 английских миль. Сумма всех расходов на работы по постройке, материалы, подвижной, состав и другие статьи вместе с процентами займа до открытия, движения и непредвиденными расходами равняется по приблизительному подсчету 36 538 000 долларов золотом. Если по реализации облигаций и окончании постройки линии из условленной с Американским синдикатом суммы займа получится значительный остаток, то таковой следует отдать на хранение какому-нибудь банку до распоряжений китайского правительства или же употребить на погашение облигаций, уплату процентов по займу Американскому синдикату или улучшение железной дороги. Назначение этого остатка будет зависеть от главнозаведующего и Американского синдиката.

Статья 3

Первым обеспечением выпускаемых китайским правительством облигаций будет служить железная дорога со всем ее имуществом, согласно условиям старого соглашения и общим [191] американским законам, что и устанавливается настоящим дополнительным соглашением. Железная дорога вообще служит гарантией всех упомянутых в настоящем дополнительном соглашении обязательств. При этом должно поступать по законам и таким же образом, как было поступлено в иных подобных случаях.

Если американцы пожелают платить по займу курсами других мест или по более поздним курсам, то должно предварительно придти к соглашению по сему предмету для более полного обеспечения облигаций китайского правительства.

В случае необходимости сменить доверенное по делам займа лицо или назначить новое, дело это должно быть решено по вызвавшим его обстоятельствам совместно главнозаведующим и Американским синдикатом, причем последний несет расходы по подобного рода делам.

Статья 4

В старом соглашении, в 1-й статье, постановлено, что вся сумма займа должна быть передана в несколько приемов сообразно с продвижением работ по постройке. Американский синдикат имеет командировать в Китай инженеров для производства смет по постройке железной дороги. Сметы эти должны быть препровождены главнозаведующему, который по рассмотрении и определит размер первого взноса. Следующие платежи будут производиться американцами по мере надобности. При подписании сего дополнительного соглашения договаривающиеся стороны решили, что первый взнос для начала работ будет произведен. При этом предоставляется Американскому синдикату избрать способ реализации необходимых для этого сумм: путем ли продажи облигаций китайского правительства или же посредством займа. Размер вносимой суммы должен быть равен сумме, на которую выпущены китайские облигации.

Если по вступлении в силу условий настоящего соглашения в 12-м месяце еще не будет приступлено к работам по сооружению линии, то соглашение это следует считать недействительным, причем суммы, следуемые по займу, остаются в руках американцев, которые возмещают из этих денег расходы по приобретению материалов и орудий, нужных при постройке, согласно указаниям инженеров дороги.

Ниже в соглашении говорится об учреждении Главного управления, которое занимается проверкой представляемых участковыми начальниками по постройке счетов, которые затем [192] отправляются в избираемый заинтересованными сторонами банк. Отчеты по платежам, делаемым американцами, должны быть пересланы в Китай и переданы вместе с отчетами о расходах, произведенных при постройке, Главному управлению дороги, которое по расамотрении и передаст их главнозаведующему сановнику Шену; сей последний же в свою очередь сообщит их Цзунли ямыню, Главному управлению горными и железнодорожными делами и Министерству финансов для сохранения.

Статья 5

Постановления в старом соглашении, во 2-й статье, относительно облигаций Китая, процентов и образа начета последних должны быть одинаковы с постановлениями на этот предмет в дополнительном соглашении. Проценты на облигации будут насчитываться покупателю со дня продажи облигации. Проценты на проданные в первый прием облигации будут выдаваться владельцам облигаций по расчету со дня продажи последних. Проценты будут насчитываться с 1-го числа месяца, если день продажи облигации случился в первых числах месяца, и с 15 числа - если день продажи ближе к этому последнему числу. Месяц делится, так сказать, на две половины: с 1-го и с 15-го числа. Если день продажи ближе к 1-му числу, например 3-й день месяца, то проценты будут считаться с 1-го числа. 8-е и 9-е же числа, например, не считаются в первой половине месяца. Если день продажи ближе к 15-му числу, например 20-е число, то проценты считаются с 15-го числа; 23-е и 24-е же, например, числа уже считаются принадлежащими к первой половине следующего месяца.

Если все число облигаций, назначенных в продажу зараз, не удастся сбыть и останутся некоторые непроданными и таким образом просроченными, таковые следует считать недействительными и передать китайскому посланнику в Вашингтоне для пересылки в Главное управление китайских железных дорог.

Что касается формы облигаций, то таковая должна быть установлена главнозаведующим совместно с китайским посланником в Вашингтоне одновременно с подписанием сего соглашения.

При продаже облигаций на финансовом рынке в Нью-Йорке или в других странах по мере необходимости и в видах лучшего курса текст их может быть изменен, за исключением, однако, постановлений о стоимости, процентах, сроках [193] погашения и гарантиях китайского правительства. Такие изменения могут быть сделаны по соглашению между собой Американского синдиката с китайским посланником в Вашингтоне, При этих изменениях предварительно должно уведомлять главнозаведующего для передачи им этого на рассмотрение Цзунли ямыня.

Облигации и купонные листы должны быть печатаемы на английском языке и снабжены подписью и печатью главнозаведующего, также печатными, так как было бы трудно за дальностью расстояния и многочисленностью названных бумаг собственноручно на каждой ставить подпись и печать. Зато китайский посланник в Вашингтоне должен собственноручно подписать и приложить печать к каждой облигации и купонному листу для удостоверения согласия китайского правительства на выпуск этих облигаций и уплату по ним процентов. Облигации должны быть занумерованы в текущем порядке. По мере надобности Американский синдикат имеет отпечатывать соответственное количество облигаций и купонных листов. Эти облигации приносят 5% с означенной на них суммы, и проценты эти насчитываются со дня, установляемого в настоящем соглашении, в американской валюте. По отпечатании и подписании китайским посланником этих облигаций, выпущенных на предмет сооружения дороги и служащих гарантией займа, и одобрении их Американским синдикатом, китайским посланником совместно с Американским синдикатом избирается какой-либо надежный Ньюйоркский банк или казначейство для депозирования облигаций ввиду облегчения Американскому синдикату пользования ими по мере надобности. По наступлении срока уплаты облигации эти будут выпущены в продажу или же будет изыскан американцами какой-либо другой способ для реализации нужной для постройки того или другого участка магистрали или ветки, разрешенной к постройке главнозаведующим, суммы.

Установляется, что расходы по хранению облигаций падают на железную дорогу, расходы же по продаже облигаций несутся исключительно Американским синдикатом.

Для реализации нужных на сооружение дороги сумм Американский синдикат обращается к месту хранения облигаций, уведомляя о нужном ему количестве облигаций, каковое количество и имеет быть ему передано, причем предварительно уведомляется китайский посланник в Вашингтоне. Если бы посланник отлучился по делам службы, то сообщение о взятом количестве облигаций следует послать в его канцелярию. Кроме того, об этом должно сообщать также и [194] главнозаведующему, который в свою очередь пошлет уведомление в Цзунли ямынь, Главное управление горными и железнодорожными делами и Министерству финансов.

Облигации служат гарантией займа в 40 000 000 долларов, заключенного на предмет постройки Ханькоу-Кантонской дороги, по сметам Строительного управления дороги, каковые сметы одобрены главнозаведующим. Если на постройку веток или удлинений дороги потребуются добавочные средства, то главнозаведующий, по соглашению с Американским синдикатом, имеет представить китайскому правительству доклад и по получении согласия его можно добавочно выпустить нужное количество облигаций. Смета расходов на постройку названных веток или удлинений должна быть представлена Правлением дороги на рассмотрение главнозаведующего.

На лицевой стороне облигаций будет обозначена определенная их стоимость в 500 или 1000 долларов. Изменения в цене будут разрешаться китайским посланником. Во всех странах китайские посланники имеют удостоверять подлинность облигаций и давать необходимые сведения относительно их для ознакомления публики с ними и облегчения продажи их.

Во второй статье старого соглашения установляется, что если при наступлении срока погашения капитала и уплаты процентов по суммам, употребленным на постройку дороги, окажется, что облигация или купонный лист утеряны или уничтожены, то следует заменить их новыми, причем стоимость их должна быть равна стоимости утраченных. При этом владельцы утраченной облигации или купонного листа должны представить Американскому синдикату и китайскому посланнику удовлетворительные доказательства того, что документы эти действительно утрачены, и, кроме того, указать поручителя.

Дополнительный выпуск облигаций не должен превышать сумму в 2 500 000 долларов. Из этой же суммы должно купить нужные на дополнительные постройки земли. Цена земель, потребных на постройку станций в провинциях%Гуан-дун и Хубэй, уже указана в сметах, составленных строительной администрацией дороги. Если Главное управление китайских железных дорог сочтет нужным построить еще дополнительно несколько станций, то расходы, потребные на покупку нужных земель, не будут считаться включенными в прежнюю смету.

Дополнительно выпускаемые облигации, о которых говорится в настоящей статье, имеют считаться на тех же основаниях и правилах и в одинаковой силе с теми, о которых говорится в статье 1 этого соглашения. [195]

Статья 6

Если месторасположение Главного управления китайских железных дорог окажется удобным, то главнозаведующий переведет туда же строительную администрацию дороги. При открытии работы по постройке главнозаведующий учредит по образцу Морской таможни канцелярию, заведующую делами по постройке и движению поездов, которая будет называться Главным правлением. Если будет удобно, то и Правление дороги переведется к Главному управлению китайских железных дорог. Членами Правления дороги будет назначено пять лиц, из которых два директора будут китайцы, имеющие назначаться по выбору главнозаведующего. Жалованье членам Правления, за исключением двух чиновников иностранцев в строительной администрации, командируемых американским банком, будет установлено по соглашению между главнозаведующим и Американским синдикатом и выдаваемо железной дорогой. Если между китайскими и иностранными членами Правления возникнут несогласия, то таковые имеют быть решены главнозаведующим совместно с представителем Американского синдиката в Китае.

Служащие на дороге, как китайцы, так и иностранцы, за исключением лиц, служащих в строительной администрации, которые назначаются Американским синдикатом с согласия главнозаведующего, их должности, жалованья, а также жалованье нижеприведенных важных чиновников, - все это будет назначаться и определяться Правлением дороги, которое будет докладывать об этом главнозаведующему для подтверждения. При назначениях на более важные должности следует предварительно заручиться согласием главнозаведующего.

По мере достижения линии той или другой провинции от сей последней главнозаведующим назначается чиновник достаточно высокого ранга для заведывания делами, связанными с постройкой дороги. Это лицо должно иметь соответственно высокую должность и имеет быть назначаемо главнозаведующим по указанию Правления дороги.

Для заведывания важнейшими делами железной дороги должны быть привлечены опытные и способные иностранцы. Для заведывания же работами по постройке, движением поездов и пр. можно употреблять опытных китайцев. Служащие, безразлично - иностранцы ли или китайцы, могут быть увольняемы во всякое время Правлением дороги, если они окажутся неспособными или их репутация небезупречна, для чего следует снестись с главнозаведующим. [196]

Если один из китайских или иностранных членов Правления должен по болезни или по необходимости отлучки оставить занятия, то его обязанности могут быть поручены для временного исполнения другому лицу, причем таковая передача обязанностей должна быть утверждаема, - если оставляющий занятия китаец - главнозаведующим, если же иностранец - то Американским синдикатом.

При железной дороге должно быть учреждено училище для обучения китайцев железнодорожному делу. Это дело имеет обсудиться Правлением дороги и быть решенным окончательно главнозаведующим.

Все счета по расходам и доходам железной дороги должны вестись в особо учреждаемом казначействе, подлежащем контролю Правления дороги. Все денежные расчеты, производимые в Китае, должны вестись по шанхайским обычаям в денежном обращении (По шанхайскому курсу (А. Ф.)). Счета должны вестись на китайском и английском языках и на них должны быть подписи как китайских, так и иностранных чиновников казначейства. В казначейство имеют назначаться опытные и достойные доверия китайцы и иностранцы.

Статья 7

Во 2-й статье старого соглашения, равно как и в настоящем договоре, установлено, что первым обеспечением займа будет служить сама дорога, подвижной состав ее и все ее имущество, причем должно быть поступаемо согласно 1-му и 2-му отделам 3-й статьи настоящего дополнительного соглашения. Несмотря на это, однако, железная дорога составляет имущество Китая.

Строительное управление дороги должно своевременно составить подробные карты с обозначением местностей, по которым будут пролегать магистраль, удлинения, ветки, и с указанием месторасположений разъездов, станций, механических мастерских, депо и пр., каковую карту должно передать на рассмотрение главнозаведующему, после чего Главное управление китайских железных дорог будет иметь возможность определить суммы, нужные на приобретение этих земель, всех или части их по настоящим их ценам. Из документов на владение землями должны быть исключены всякие неясности. Все приобретаемые участки по мере покупки их приписываются к имуществу дороги.

Главное управление китайских железных дорог имеет озаботиться приисканием средств на покупку нужных для [197] постройки линии и на ее потребности земель. Эти деньги, равно как и суммы, израсходованные на приведение земель в должный вид, должны быть впоследствии возмещены Главному управлению из сумм, поступающих на постройку дороги по займу, причем будут насчитываться на них 5% годовых.

Главное управление имеет по мере надобности приобретать земли и уплачивать за них справедливые цены. Количество покупаемых земель определяется нуждами дороги и согласно указаниям Строительного управления или инженеров его, но следует перед покупкой заручиться разрешением на то главнозаведующего. По мере совершения покупок должно уведомлять главнозаведующего, который в свою очередь Прикажет Главному управлению китайских железных дорог переслать документы на владение землями Американскому синдикату или его представителю в Шанхае, как обеспечение займа. Об этом еще будет говориться ниже в настоящем соглашении.

По истечении срока настоящего соглашения все документы, переданные американцам, должны быть возвращены в архив Главного управления китайских железных дорог.

Если покупаемый участок значительной величины, то вопрос о покупке его должен быть решен по соглашению между главнозаведующим и представителем Американского синдиката в Китае. Вопросы о покупке земель, не входящих в состав указанных строительной администрацией дороги, также должны быть решены подобным образом (см. выше).

Если Главное управление китайских железных дорог не в состоянии будет найти средства на покупку нужных земель, то Американский синдикат сам выяснит нужное количество земель и даст нужные средства на покупку всего или части. Однако, если покупаемые земли окажутся вне границ, указанных строительной администрацией или инженерами, или документы на владение их не окажутся налицо при покупке или доставятся лишь после совершения покупки, или ширина линии на участке между двумя значительными станциями превысит 100 чи, или, наконец, если Главное управление или китайское правительство по совершении покупки не представит Американскому синдикату документы на владение - Американский синдикат не несет расходы за такие участки.

Расходы, производимые Главным управлением китайских железных дорог на покупку земель, не должны превышать сметы, составленной строительной администрацией, больше чем на 2 500 000 долларов, которые возместятся Главному управлению из сумм, имеющих впоследствии поступать в доход дороги, с начетом 6% годовых. [198]

На сумму, израсходованную на покупку земель, имеют выпускаться облигации, которые будут приносить 6% годовых. По мере выпуска этих облигаций должны ясно быть записаны статьи, на которые они выпущены. Эта запись хранится в Главном управлении китайских железных дорог, и Правление дороги всегда имеет право контролировать содержание ее. При этом должно также изыскать способ для записи процентов, имеющих быть уплачиваемыми по облигациям.

Если Американский синдикат пожелает дать сам средства на покупку участков, то нужные на это суммы он может реализовать или из продажи названных облигаций или дать Китаю взаймы нужную сумму.

Китайское правительство должно дать разрешение на покупку этих земель и обещать охрану их при постройке дороги с обоих концов.

По приобретении участков, указанных в составленной Строительным управлением карте, документы на владение ими должны быть вписаны в книги дороги и переданы, согласно постановлениям этого соглашения, представителю Американского синдиката на хранение.

При покупке участка, будет ли то на средства Главного управления китайских железных дорог или Американского синдиката, все обстоятельства, могущие привести к недоразумениям, как то, вопрос о кладбищах или «фын-шуйе» (Фын-шуй (Fengshui) -так называемые «мемориальные места», своеобразия рельефа и местности, являющиеся предметом поклонения местных жителей.), должны быть удалены.

По совершении акта покупки земель все документы, требующиеся по китайским законам для этого, должны быть переданы для соответственной записи и хранения представителю Американского синдиката в Шанхае как обеспечение займа и по погашении всего капитала, уплате процентов и исполнении Китаем всех взятых на себя денежных обязательств все эти документы имеют быть возвращены Главному управлению китайских железных дорог.

Для того чтобы была действительная гарантия займа, китайское правительство обязывается, что, до погашения капитала займа, уплаты процентов и причитающегося Американскому синдикату дивиденда, оно не будет иметь права продать или передать служащую гарантией займа дорогу и ее имущество. Также Китай не может противодействовать, если американцы по праву вступят во владение дорогой. [199]

Также устанавливается, что и по погашении капитала займа, уплате процентов и исполнения прочих денежных обязательств и признании за Китаем освобождения от всяких обязательств американцами китайское правительство или главнозаведующий не имеют права затем воспользоваться дорогой как гарантией обязательств, могущих быть заключенными с другими лицами, безразлично - китайцами или иностранцами.

Во все время действия настоящего соглашения китайское правительство не имеет права взимать сборы с пересылаемых железнодорожной администрацией собственных сумм из одного места в другое, с денег, приготовленных к оплате облигаций и процентов, и средств, потребных железной дороге на свои нужды в больших центрах.

Постановляется, что если в установленные сроки проценты или капитал займа не будут уплачены, то все держатели облигаций, гарантией каковых облигаций служит дорога и ее имущество, должны передать их в Американский синдикат, который и поступает по общенародным законам, ввиду обеспечения интересов покупателей облигаций. Если же Китай несколько времени спустя все-таки может исполнить свои обязательства, то железная дорога с ее имуществом, служившие до тех пор гарантией уплат на основаниях старого и настоящего соглашений, передается опять в ведение Китая, причем она должна быть во вполне пригодном для эксплуатации виде, и Китай по-прежнему поступает по всем постановлениям старого и нынешнего соглашений.

Статья 8

Утвержденные заинтересованными сторонами карты, составленные строительной администрацией, суть лишь приблизительные и могут подлежать изменению по более тщательном исследовании при открытии работ на том или другом участке. Если на каком-либо участке магистрали, удлинений или веток окажется необходимым изменить первоначальный план работ, то предварительно начала работ следует составить точные карты с нужными объяснениями подлежащего участка, а равно и сметы расходов, согласно ранее произведенным изысканиям. Эти документы передаются участковой строительной администрацией главнозаведующему на рассмотрение, и по получении его разрешения можно приступить к работам.

Статья 9

В 4-й статье старого соглашения постановлено, что материалы всякого рода, нужные при постройке дороги, приобретаются по самым дешевым ценам в складе Минчан или в [200] Хубэйских складах. Материалам китайского производства должно давать преимущество при покупке. Кроме комиссионных, лицам, имеющим покупать названные материалы, из сумм, назначенных на этот предмет, не должно ничего удерживать. По всем вопросам, касающимся этих дел, следует поступать согласно постановлениям старого соглашения. При покупке материалов в Минчанском складе главнозаведующий имеет выбирать лишь хорошие, годные к употреблению материалы. Комиссионные имеют уплачиваться согласно торговым обычаям или по совершении покупки или заключаться в выдаваемой на предмет покупки сумме и должны быть вносимы в книги железной дороги.

Статья 10

В 3-й статье старого соглашения говорится, что в дела сооружения дороги, движения поездов и прочие важные статьи железнодорожного дела не имеют вмешиваться посторонние лица, как китайского, так равно и иностранного происхождения. Должно просить китайское правительство, чтобы оно не только в этом отношении оказывало содействие, но также чтобы служащие дороги, как китайцы, так и иностранцы, во время постройки и после окончания таковой были охраняемы гражданскими и военными властями пересекаемых железной дорогой провинций от нападений злоумышленников и враждебных отношений жителей местностей, прилегающих к линии. Кроме того, надлежит разрешить Правлению дороги организовать полицейский отряд из китайцев, командирами коих назначить частью китайцев, частью иностранцев. Этот отряд имеет быть расположен вдоль линии для охраны дороги и ее имущества. Содержание этого отряда падает на железную дорогу. Если понадобится в целях охраны дороги дополнительно командировать солдат, то главнозаведующий имеет представить ходатайство об этом, каковое ходатайство затем и будет уважено. Такие отряды должны перевозиться по железной дороге к месту своего назначения безвозмездно. Жалованье им будет уплачиваться казной.

Статья 11

В 7-й статье старого соглашения говорится относительно сигналировки флагами, телефонном, телеграфном и прочем сигнальном деле линии. Оно должно относиться исключительно к движению поездов и прочим железнодорожным делам и не должно приносить ущерб телеграфному делу. [201]

Если впоследствии окажется выгодным для Китая и необходимым для железной дороги устраивать дополнительно, кроме необходимейших, механические и прочие мастерские, перевозы, склады и другие приспособления, то это можно сделать по соглашению между главнозаведующим и Американским синдикатом и по получении разрешения правительства.

Статья 12

В соответствии со статьей 6 основного соглашения форма облигаций, принимающих участие в прибылях, имеет быть согласована между главнозаведующим или посланником Китая в Вашингтоне и Американским синдикатом.

Эти американские облигации не приносят фиксированной прибыли. Они будут выпущены сроком на 50 лет, объявленная номинальная стоимость каждой облигации будет 500 или 1000 долларов. Облигации будут выпущены Американским синдикатом одновременно с долговыми обязательствами первой закладной и их сумма будет каждый раз пропорциональна соответствующим выпускам этих закладных в отношении пятой части. Условлено, что если впоследствии выпустят долговые обязательства первой закладной, превышающей потребности железной дороги, и если подобное превышение будет устранено или аннулировано, равное количество американских облигаций будет подлежать изъятию таким же способом.

До истечения 50-летнего срока Главное управление китайских железных дорог будет иметь право выкупить американские облигации по их номинальной цене. По истечении 50-летнего срока американские облигации будут аннулированы и утратят ценность. Но если на эти облигации полагалась какая-то прибыль до выкупа или до истечения срока, то эта прибыль будет уплачена до аннулирования указанных облигаций.

Главное управление китайских железных дорог уполномочено выпускать, а также и принимать облигации, участвующие в прибылях (которые будут выпущены в форме, приспособленной для их использования в Китае, бессрочные и без упоминания о выкупе), сумма которых будет равна остающимся 4/5 суммы займа долговых обязательств первой закладной. Эти китайские облигации могут быть выпущены, полностью или частично, по желанию главнозаведующего, но прибыли будут удержаны и использованы Главным управлением китайских железных дорог в целях накопления капитала, который будет складываться из раздела прибылей, причитающихся на эти облигации. Этот капитал будет служить для оплаты долговых обязательств по первой закладной, которые будут время от времени выкупаться в соответствии с условиями настоящего [202] соглашения, либо для сокращения долговых обязательств обычным способом, либо для погашения обязательств по железнодорожному займу всякий раз, когда это будет желательно, из прибылей железной дороги, в случае необходимости, для приобретения земель для прокладки дороги, либо для покупки других важных для железной дороги земель, которые не могут быть приобретены ею иначе.

Из ежегодного дохода железной дороги будут вычитаться все расходы по эксплуатации, издержки по обслуживанию и ремонту железной дороги, усовершенствованию железной дороги, по поставкам материалов и подвижного состава и все расходы, которые пошли на дела железной дороги, а также расходы по оплате 5 процентов годовых на долговые обязательства (и б процентов годовых на стоимость земель, представляемых Главным управлением). Все то, что останется от общего дохода, будет рассматриваться как чистая прибыль, из которой 1/5 имеет быть разделена соответственно между владельцами американских облигаций.

Американский синдикат настоящим признается ответственным за выпуск долговых обязательств и американских акций и осуществление регистрации выкупа ценных бумаг, так же как за уплату годовых по долговым обязательствам и распределение прибылей и другие подобного рода обязанности, которые вытекают из компетенции ответственного.

В случае, если долговые обязательства в золоте первой закладной оказались бы полностью выкупленными, как это предусмотрено настоящим контрактом, прежде чем будут выкуплены акции Американского синдиката, участвующие в прибылях, или оказались бы просроченными по истечении срока действия, Американский синдикат будет иметь право назначить своего представителя в управление железной дороги для того, чтобы проверить счета указанной железной дороги. Жалованье ему будет выплачиваться администрацией железной дороги.

Обязанности должностного лица будут обязанностями счетовода; ему поручается защищать интересы владельцев американских облигаций до того времени, пока эти облигации не будут выкуплены или пока не истечет срок их действия. После этого можно будет отказаться от его услуг.

Статья 13

Облигации китайского правительства могут покупаться ньюйоркскими купцами с правом перепродажи. Равным образом они могут быть выпускаемы в продажу и в Лондоне и других важных центрах стран. Устанавливается, что держатели облигаций имеют право по собственному усмотрению получать [203] полагающиеся им проценты в американской, английской и других валютах, но китайское правительство погашает заем американскими деньгами.

Китайское правительство не касается прибыли или убытков, могущих произойти при размене держателями облигаций их стоимости на денежные знаки других стран.

Статья 14

Материалы, необходимые для постройки и починки линии, движения поездов и прочих надобностей железной дороги, освобождаются при ввозе из-за границы или другой провинции от всяких пошлин и внутренних сборов, согласно тому, как было поступлено в таких случаях по отношению к Северным железным дорогам. С облигаций, купонных листов, дивидендных свидетельств, равно как и с сумм, поступающих железной дороге, китайское правительство не имеет взимать никаких сборов. С частных товаров, перевозимых по дороге, имеет взиматься установленный сбор, причем главнозаведующим совместно с Главным горным и железнодорожным управлением и Министерством финансов должен быть изыскан способ для охраны купцов от вымогательств и незаконных сборов. Если на какой-либо другой китайской железной дороге сбор внутренних пошлин окажется лучше постановлен, нежели на линии, о которой говорится в настоящем соглашении, то следует применить эти правила и на этой линии для одинаковой пользы купцам, перевозящим свои товары по этой линии.

Статья 15

Во все время течения работ по постройке Китай имеет уплачивать ежегодно 5% по займу и 6% на суммы, расходованные на покупку потребных для линии земель. Эти проценты должны уплачиваться из получаемых Китаем по займу сумм. Если сумма, назначенная на предмет постройки какого-либо участка, к сроку окончания работ на этом участке не будет вся израсходована, то остаток следует отдать в рост, и проценты, получаемые с этого остатка, вместе с доходами, поступающими от эксплуатации законченного участка, могут быть употребляемы на уплату вышеуказанных процентов. Если же эти суммы будут недостаточны для этого, то недостаток имеет пополняться из сумм, получаемых по займу.

По объявлении железной дороги оконченной вышеуказанные проценты имеют уплачиваться из сумм, получаемых в доход от эксплуатации дороги, и имеют быть вносимы полугодично: 1 мая и 1 ноября, к срокам уплаты процентов по [204] облигациям. Нужные суммы должны быть приготовлены Главным управлением китайских железных дорог за 21 день до наступления срока уплаты, по шанхайскому весу. Они передаются представителю Американского синдиката в Шанхае по курсу на один золотой доллар, я он переводит эти суммы в Нью-Йорк или в какое-нибудь другое место по собственному усмотрению.

По дивидендным свидетельствам будет уплачиваться по выяснению дивиденда и согласно правилам, установленным относительно уплаты по ним, тому же представителю для перевода им этих денег заведующему этим делом в Американский синдикат.

Расходы по переводам представитель Американского синдиката имеет взыскивать с железнодорожного казначейства в наименьших размерах, причем он не должен требовать больше, нежели законно.

Китайское правительство обязалось уплачивать к срокам капитал и проценты по займу. Если доходы дороги и суммы, получаемые по займу, будут недостаточны для производства уплат в срок, то Главное управление китайских железных дорог должно изыскать способ покрытия недостающей суммы. Если и Главное управление китайских железных дорог не найдет средств для этого, то главнозаведующий имеет ходатайствовать перед императором о назначении им нужных средств из других статей доходов Китая для обеспечения уплаты надлежащей суммы американскому представителю в Шанхае за 21 день до наступления срока взноса.

Статья 16

До открытия Американским синдикатом в местностях, по которым пролегает железная дорога, касс, заведующих денежными делами дороги, следует придти к соглашению относительно этих дел с ближайшим местным казначейством. То же надлежит сделать в местностях, где и впоследствии не будет учреждено специальных железнодорожных касс. Американский синдикат не будет ничего иметь против, если денежные дела дороги будут вестись китайскими казначействами, если таковые казначейства окажутся удобными для этого.

Статья 17

В старом, равно как и в настоящем дополнительном соглашении, устанавливается, что назначаемые Американским синдикатом управляющие и заведующие могут быть заинтересованы в деле железной дороги. Американцы, однако, не могут передать свои обязательства по отношению к Китаю лицам [205] других подданств. Кроме обязательств, подписанных главнозаведующим и Американским синдикатом, устанавливается также, что в районе железной дороги и веток ее нельзя допустить постройку другой железнодорожной линии, которая могла бы вредить интересам дороги, или линии, направляющейся параллельно Кантон-Ханькоуской, что также принесло бы ущерб доходам означенной дороги.

Статья 18

Американский синдикат предполагает выпустить объявления для облегчения приискания средств к периодическим уплатам Китая по заключенному займу.

Если до уплаты всей суммы займа случится война, или в Китае либо в какой другой стране произойдет государственный переворот, вследствие чего курсы будут подвергаться сильным колебаниям и железной дороге невозможно будет начать или окончить начатые уже работы по постройке, вообще при всех непредвиденных случаях такого рода и «форс мажор» сроки взносов Американским синдикатом сумм по займу, равно как и срок окончания работ по постройке, могут быть отдалены по справедливости.

Если часть облигаций уже продана и проценты уже насчитываются, то, за исключением вышеуказанных случаев, никоим образом нельзя прекратить или замедлить исполнение взятых на себя обязательств.

Для обязательного окончания всех работ по сооружению линии установлен трехлетний срок. В непредвидимых случаях, равно как и в случае войны или других находящихся вне власти Американского синдиката случаях, сроки работ следует увеличить. В настоящем же соглашении устанавливается пятилетний срок для окончания работ по постройке, считая со дня подписания соглашения, причем не принимаются во внимание исключительные случаи, вроде вышеуказанных.

В статье 8 старого соглашения сказано, что сроком для погашения займа устанавливается 50 лет, считая со дня подписания этого соглашения. Если облигации будут погашаться ранее наступления этого срока, то и проценты прекращаются сообразно этому (см. нижеприведенные постановления).

Статья 19

Ныне Американским синдикатом передано, согласно 10-й статье старого соглашения, 100 000 долларов золотом в виде залога избранному для ведения денежных дел железной [206] дороги банку в Нью-Йорке. Главнозаведующий имеет телеграфировать китайскому посланнику в Вашингтоне, чтобы последний предписал этому банку возвратить залог Американскому синдикату для употребления этой суммы на предмет постройки железной дороги.

Относительно порядка постройки дороги устанавливается, что сначала имеют приступить к сооружению Пинсянской ветки. Если понадобится, то главнозаведующий имеет телеграфировать банку, ведающему денежные дела дороги, о начале работ.

Статья 20

Заведующий движением на дороге должен представить Правлению подробный доклад относительно тарифа, предполагаемого ввести на этой дороге для перевозки пассажиров и товаров. При этом должно поступать на основании правил уже эксплуатирующихся китайских железных дорог и установить возможно низкие цены. По одобрении этого тарифа Правлением можно придти к соглашению с другими железными дорогами относительно платы за пересадочную с одной дороги на другую перевозку пассажиров и грузов.

Если случится война и Китаю представится необходимым перевозить по этой дороге войска или деньги, оружие и вообще вещи, потребные на военные цели, а равно если в видах прекращения голода в неурожайных местностях понадобится перевозить по означенной дороге хлеб, то по получении инструкций главнозаведующего железная дорога должна немедленно же приступить к таковой перевозке, причем она будет производиться по половинной цене. Вещи, могущие принести вред Китаю, не должно перевозить по этой дороге.

Статья 21

По получении Главным управлением китайских железных дорог от китайского правительства уведомления о желании его погасить часть облигаций и купонных листов до истечения полного их срока главнозаведующий должен заблаговременно, по крайней мере за 4 месяца до установленного для такого выкупа облигаций срока, письменно уведомить представителя Американского синдиката в Шанхае о количестве облигаций, которое китайское правительство предполагает погасить. Представитель Американского синдиката немедленно принимает к этому меры. В надлежащее время в Нью-Йорке происходит тираж соответственного количества облигаций и купонных листов. [207] После этого, по получении оповещения от китайского правительства, Главное управление китайских железных дорог возвращает Американскому синдикату стоимость погашаемых облигаций и купонных листов, проценты, которые надлежит уплатить по этим облигациям, и соответствующий дивиденд.

Об этом объявляется в Нью-Йорке и других значительных центрах в двух наиболее распространенных газетах, по соглашению с китайским посланником в Вашингтоне. Затем, через 4-недельный срок, погашенное Китаем число облигаций передается американскому представителю в Шанхае или китайскому посланнику для пересылки главнозаведующему, который и лишает их силы.

На всех облигациях и купонных листах должно быть напечатано о возможности погашения их во всякое время по вышеуказанному способу. Уплата процентов и дивиденда по погашаемым облигациям прекращается со дня объявления Американским синдикатом о погашении таковых облигаций и купонных листов. При этом надлежит, однако, предварительно выплатить всю следуемую по облигациям сумму Американскому синдикату, и лишь после сего возвращаются погашенные облигации Китаю.

Если облигации будут погашаться в течение первых 25 лет срока займа, то устанавливается, что на каждые погашаемые 100 лан должно приплатить Китаем 2 с половиной лана или на 100 долларов золотом 2 с половиной доллара. За погашаемые во второй половине 50-летнего срока облигации ничего не имеет приплачиваться. Однако при погашении должно вполне выплатить могущие еще быть не уплаченные проценты. За дивидендные свидетельства при выкупе их до наступления срока их действительности следует выплатить полную их стоимость, по истечении же этого срока по ним очевидно не должно уплачивать что-либо, причем, конечно, имеет быть выдан могущий еще причитаться с них по истечении их срока дивиденд.

Статья 22

Если назначенные на постройку дороги суммы не будут все израсходованы, то остаток следует отдать в рост и внести в счета Главного управления китайских железных дорог, ему же будут вноситься доходы с этих сумм. Устанавляется также, что, если деньги, вносимые Американским синдикатом по займу Китаю, будут выручены не из продажи облигаций, а путем другого займа или каким-либо другим способом, то проценты, комиссионные и прочие расходы не должны превышать 6% годовых. Если вырученных от продажи облигаций денег окажется [208] больше, нежели требуется в настоящий момент на предмет постройки дороги, то излишек следует отдать в рост и получаемый с него доход следует употребить на погашение и уплату процентов по займу. Также можно уплачивать погашение и проценты прямо из реализованных от продажи облигаций сумм ввиду уменьшения расходов по переводам и пр.

Статья 23

Если при приближении 50-летнего срока облигаций не окажется средств для оплаты их, то главнозаведующий должен за два года до наступления срока придти к соглашению с Американским синдикатом касательно отдаления срока. Если же и через шесть месяцев по истечении 50-летнего срока не найдутся деньги, то уже китайское правительство изыскивает способ покрытия долга из других статей доходов Китая для окончательного погашения облигаций и освобождения железной дороги от принятых ею на себя обязательств.

Статья 24

Устанавливается, что относительно всех вопросов, изложенных в старом соглашении, но не разработанных в настоящем дополнительном соглашении, следует поступать согласно постановлениям старого соглашения.

Статья 25

В старом соглашении не упоминается о постройке ветки на Пинсян. Однако, так как в названной местности ныне открыты Китаем каменноугольные копи, то нужно немедленно соорудить ветку от Пинсяна до Лукоу, каковое место находится вблизи от водного сообщения. Постройка вызывается важностью названных копей. Кроме того, эта ветка включена в карты и сметы строительного управления, разрешена к постройке главнозаведующим и о ней говорится в 1-й, 2-й и других статьях настоящего дополнительного соглашения. Строительным отделом Главного управления китайских железных дорог уже командирован для производства работ в Пинсяне чиновник Личжи. Средства на постройку будут изысканы главнозаведующим. Если средства на постройку не будут взяты до 1 декабря 1900 г. из сумм займа, а будут изысканы другими способами, то постройка этой линии, равно как и оконченные уже чиновником Личжи участки и все счета расходов, передаются железной дороге, а все постановления относительно этой ветки в [209] настоящем соглашении теряют силу. Главнозаведующий уже сам тогда устанавливает способ продолжения работ по постройке этой ветки. Если будет поступлено так, то все правила настоящего соглашения относительно постройки Пинсянской ветки считаются уничтоженными, как уже было сказано выше. Если же Американский синдикат до 1 декабря 1900 г. возьмется за оборудование этой ветки, то он имеет возвратить произведенные уже по постройке оконченных чиновником Личжи участков расходы и продолжать работы.

Статья 26

Настоящее дополнительное соглашение следует изготовить на английском и китайском языках, по пяти экземпляров, из коих один передается Министерству иностранных дел, один - Главному горному и железнодорожному управлению; один - китайскому посланнику в Вашингтоне и по одному экземпляру - установившим это соглашение сторонам. Если в английском и китайском текстах будут противоречия, то английский текст будет считаться верным.

Подписали и приложили печати: китайский посланник в Вашингтоне, по поручению главнозаведующего, и доверенный Американского синдиката.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.