Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 4.

Контракт между «Американ Чайна дивелопмент компани» и Китаем 14 апреля 1898 г. о сооружении железной дороги Ханькоу - Кантон

(Перевод с английского. Приложено к депеше Кассини 18 VIII 1898: ЦГИАЛ, ф. 560, оп. 28, д. 597, л.л. 18-27.)

Поскольку его императорское величество император Китая издал указ, назначающий и уполномочивающий его превосходительство Шена как генерального директора Китайских императорских железных дорог на Юге соорудить, либо обеспечить строительство некоторых железнодорожных линий и, в особенности, железную дорогу от города Ханькоу в провинции Хубэй до города Кантона в провинции Гуандун, и

Поскольку образована Китайская компания для сооружения железных дорог в Китае, санкционированная императором, в дальнейшем именуемая здесь Китайская железнодорожная компания, генеральным директором которой является его превосходительство Шен, и

Поскольку его превосходительство Шен в указанном выше качестве назначил и уполномочил его превосходительство У Тин-фана, китайского посланника в Вашингтоне (Соединенные Штаты Америки), заключить контракт в изложенных ниже целях с американской корпорацией, известной под названием «Американ Чайна дивелопмент компани», -

Постольку мы настоящим согласились о нижеследующем:

1. «Американ Чайна дивелопмент компани» настоящим соглашается предоставить заем для сооружения железнодорожной линии от города Ханькоу до города Кантона в сумме 4 млн. фунтов стерлингов, либо ее эквивалент в американских золотых долларах, либо, в случае необходимости, больше. Указанные 4 млн. фунтов стерлингов, или столько, сколько их может понадобиться для сооружения и оборудования упомянутой железной дороги, будут выплачены отдельными взносами [183] по мере продвижения работ. Первый взнос будет сделан сразу, как только доклад главного инженера «Американ Чайна дивелопмент компани» будет одобрен генеральным директором, что предусмотрено ниже.

2. Для того чтобы гарантировать сумму займа, как это ниже предусмотрено, когда его действительный объем будет зафиксирован (во всяком случае он должен быть достаточным, чтобы чистая сумма займа составила не менее 4 млн. фунтов стерлингов), будут выгравированы и полностью переданы «Американ Чайна дивелопмент компани» китайские императорские золотые облигации на английском и китайском языках. На указанных облигациях должны стоять подпись или факсимиле генерального директора Китайской железнодорожной компании, и они должны быть контрассигнованы китайским посланником в Вашингтоне (Соединенные Штаты Америки). Они будут приносить 5% годовых, выплачиваемых по полугодиям. Однако выплата указанного процента будет начата только на те облигации, средства от реализации которых по мере их поступления будут затребованы или израсходованы на приобретение земель для прокладки дороги, сооружение или оборудование ее. Причем образец облигации и гарантии или соответствующие им обязательства должны быть приняты на себя «Американ Чайна дивелопмент компани» и генеральным директором. Было условлено, что эти облигации будут одинакового образца с выпущенными недавно гарантированными облигациями Императорских таможен. Кроме того, они будут представлять собой первую закладную железной дороги и относящихся к ней сооружений и никак не будут зависеть от доходов таможен. Они будут переданы «Американ Чайна дивелопмент компани» и взяты ею, как выше указано, за 90% их номинальной стоимости. Общая сумма, на которую выпускаются облигации, должна соответствовать смете, составленной инженером «Американ Чайна дивелопмент компани», чтобы покрыть все статьи расхода и получить в указанных 90% чистую сумму, необходимую для завершения всех работ согласно картам и планам указанной компании, утвержденным генеральным директором. Упомянутая «Американ Чайна дивелопмент компани» настоящим соглашается строить железную дорогу в соответствии с планами, одобренными указанным образом. Подразумевается, что генеральный директор будет иметь необходимое время для рассмотрения всех указанных планов и спецификаций, представленных на его утверждение, и что его утверждение не будет иметь окончательной санкции до тех пор, пока он не поставит своей подписи. «Американ Чайна дивелопмент компани» свободна продавать полностью или частично [184] эти облигации публике, любые потери и прибыль несет или получает указанная компания.

3. «Американ Чайна дивелопмент компани» построит и оборудует по самому новому образцу и будет эксплуатировать, как здесь предусмотрено, железнодорожную линию от Ханькоу до Кантона со всеми необходимыми сооружениями, и, если будет сочтено целесообразным, она будет иметь право продолжить железную дорогу от Кантона к морю, либо к такому другому месту, о котором можно будет условиться с генеральным директором. Настоящим было условлено, что Китайская железнодорожная компания или генеральный директор приобретет необходимые права для прокладки дороги и другие необходимые льготы и привилегии в целях сооружения и эксплуатации указанной железнодорожной системы синдикатом «Американ Чайна дивелопмент компани». Далее было условлено, что концессия, предоставленная и полученная по настоящему контракту, будет включать право постройки коротких железнодорожных веток в целях развития торговли и связей. Все карты и планы для такого продолжения должны быть одобрены генеральным директором. Специально условлено, что во всех вопросах, относящихся к строительству и администрации железной дороги, как в начале строительства, так и в дальнейшем со стороны служащих «Американ Чайна дивелопмент компани» особое внимание будет обращено на нравы, привычки и настроения китайского населения. Их интересы будут приняты во внимание и их претензии будут удовлетворены по мере их возникновения, насколько это практически возможно, где бы и когда бы они не возникли. С согласия генерального директора китайцы могут использоваться «Американ Чайна дивелопмент компани» на ответственных постах в связи с сооружением и администрацией железнодорожной системы, предусмотренной настоящим соглашением. Контракты с китайцами на земляные работы должны заключаться с согласия: генерального директора или по его полномочию. Сами по себе указанные работы должны находиться в соответствии с уланами и спецификациями главного инженера «Американ Чайна дивелопмент компани» и под его наблюдением. В процессе сооружения и управления железной дорогой ни китайцам, ни иностранцам не будет разрешено вмешиваться или препятствовать строительству железной дороги. Не будет поставлено препятствий и затруднений также в отношении изыскательской партии.

4. В качестве вознаграждения за управление строительством и оказанные услуги «Американ Чайна дивелопмент компани» получит 5% всей стоимости сооружения, за исключением [185] стоимости земель. Условлено, что все материалы, необходимые для железной дороги, будут приобретаться на открытом рынке. Предпочтение должно отдаваться китайским материалам, в частности продукции Нанкинского железоделательного завода: и др., в случае если она будет предложена на одинаково приемлемых условиях и одинаково хорошего качества. Никакие комиссионные не будут взиматься в пользу «Американ Чайна дивелопмент компани» за покупку материалов, кроме предусмотренных выше.

5. По завершении строительства железной дороги, либо такой ее части, которая будет пригодна для эксплуатации, она будет эксплуатироваться под управлением чиновников, назначаемых «Американ Чайна дивелопмент компани». Лица эти будут утверждаться генеральным директором, и будет образовано бюро или департамент наподобие Китайских императорских морских таможен. Этому департаменту будут подчинены главный инженер со штатом его служащих, равно как и все чиновники и рабочие. Неспособные, непокорные и ленивые служащие не будут оставляться на службе, все служащие обязаны подчиняться предусмотренному настоящим соглашением железнодорожному департаменту.

6. Условлено далее, что после выплаты жалованья служащим, платы рабочим и покрытия других расходов по эксплуатации и управлению железной дорогой, а также после уплаты процентов по займу указанная «Американ Чайна дивелопмент компани» получит 20% чистой прибыли в форме долговых обязательств, которые будут выпущены в виде, согласованном между генеральным директором и «Американ Чайна дивелопмент компани», одновременно с первыми закладными облигациями, предусмотренными настоящим соглашением. Китайская железнодорожная компания будет иметь право выкупить или погасить долговые обязательства в любое время по номинальной стоимости, т.е. по 100 за 100. Но указанные облигации, в случае если они не будут выкуплены, будут погашены без оплаты по истечении 43 лет со дня их выпуска, независимо от номинальной стоимости облигаций.

7. Сразу же после ратификации настоящего соглашения «Американ Чайна дивелопмент компани» в лице одного или нескольких агентов при участии компетентных инженеров, совместно с чинами Китайской железнодорожной компании, приступит к изыскательским работам по трассе вышеозначенной железной дороги, составит смету всех расходов по сооружению железной дороги со всеми необходимыми к ней пристройками, оборудованием, сигнальной аппаратурой и т.д. Указанная железная дорога будет построена «Американ Чайна [186] дивелопмент компани» в течение трех лет с начала работ, не считая непредвиденных обстоятельств и задержек, не зависящих от указанной компании. Расходы по изыскательским работам, предусмотренным настоящим соглашением, должны нести Китайская железнодорожная компания и «Американ Чайна дивелопмент компани», каждая в той части, в которой она будет принимать участие в этих работах.

8. Первая закладная золотых облигаций (предусмотренная выше настоящим соглашением), выпущенных согласно данному контракту, будет выкуплена в 50-летний срок со дня их выпуска. Условлено, что в случае, если бы Китайская железнодорожная компания пожелала выкупить частично или полностью указанные облигации, в течение первых 25 лет со времени их выпуска, указанная Китайская железнодорожная компания будет иметь право сделать это с уплатой 102.5 доллара за каждую 100-долларовую облигацию, однако после 25-летнего периода со времени выпуска указанных облигаций облигации будут погашены. Китайская железнодорожная компания будет иметь право выкупить все или часть указанных облигаций по номинальной стоимости, т.е. по 100 за 100. По наступлении срока погашения облигации будут выпущены по нарицательной стоимости, если срок займа не будет продлен.

9. После оплаты всех облигаций, как это предусмотрено выше, Китайская железнодорожная компания, если она этого захочет, сможет взять управление железной дорогой исключительно в свои руки и уволит частично или полностью иностранных инженеров и других служащих, назначенных «Американ Чайна дивелопмент компани».

10. В качестве гарантии исполнения настоящего контракта «Американ Чайна дивелопмент компани» внесет на счет китайского посланника в Вашингтоне сумму в 100 000 долларов сразу после того, как контракт будет должным образом ратифицирован обеими сторонами. Указанная сумма в 100 000 долларов будет помещена в банке или ином кредитном учреждении в Нью-Йорке или Вашингтоне в форме, одобрений обеими сторонами. Этот вклад будет оставаться в банке до тех пор, пока указанная сумма в 100 000 долларов не будет израсходована в соответствии с планом работ в Китае «Американ Чайна дивелопмент компани» или ее агентами. Когда станет ясно, что указанная сумма израсходована таким образом «Американ Чайна дивелопмент компани» или ее агентами, указанная сумма будет полностью возвращена «Американ Чайна дивелопмент компани». Но она будет конфискована и передана китайскому посланнику в Вашингтоне, в случае если будет доказано, что в течение шести месяцев с настоящего дня по [187] крайней мере сумма, равная указанной, не будет израсходована «Американ Чайна дивелопмент компани» или ее агентами.

11. Имея конечной целью научить китайцев строить и эксплуатировать железные дороги, «Американ Чайна дивелопмент компани» откроет на свой собственный счет школу практического обучения в области железнодорожного дела, в которой китайцы будут обучаться всем вопросам, относящимся к строительству, эксплуатации и управлению железных дорог.

12. Все материалы и инструменты, необходимые для сооружения железной дороги, предусмотренной настоящим соглашением, будут ввозиться в пределы Китайской империи беспошлинно, аналогично тому, как это сделано в отношении Императорской северной железной дороги.

13. Железная дорога будет предоставлять приоритет и право проезда правительственным войскам в случае войны или восстания. В этом случае эти войска вместе с вооружением и припасами будут перевозиться по железной дороге за половинную плату.

14. Настоящим специально обусловлено, что никогда ни одной из сторон не будет предпринято действий, затрагивающих в какой-либо степени обязательства, предусмотренные настоящим соглашением. Такие действия не будут допущены ни Китайской железнодорожной компанией, ни «Американ Чайна дивелопмент компани».

15. Условлено, что в отношении любых деталей, связанных с осуществлением настоящего контракта и не предусмотренных настоящим соглашением, будет приниматься совместное решение по согласованию между главным уполномоченным «Американ Чайна дивелопмент компани» в Китае и Китайской железнодорожной компанией.

Подписано: У Тин-фаном и Тмун Ен-чаном с китайской стороны и скреплено печатью китайской миссии в Вашингтоне; Турлоу Уид Бэрнсом и А. В. Башем с американской стороны и скреплено печатью «Американ Чайна дивелопмент компани».

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.