Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

А. КУЛЬЧИЦКИЙ

БРАК У КИТАЙЦЕВ

(Продолжение, см. вып. 7-8. Кит. Бл.)

При самом начале сватовства вопрос о том, быть или не быть предполагаемой свадьбе, решается особого рода гаданием или, говоря правильнее, вычислением, известным под именем Суань-мин ***. В основании Суань-мин лежит убеждение китайцев в следующих двух положениях: а) от момента рождения на свет человека зависит сочетание в его организме, или точнее в его индивидууме (Разумеется весь человек с душею и телом, с физическими силами и нравственными способностями; но надо знать, что душа и тело происходит от одних и тех же начал т. е. от стихий.) в известной пропорции тех или других [18] стихий обусловливающих, как надо полагать, свойства и качества человека; б) добрых последствий можно ожидать только от такого брака, в котором сумма стихий мужа находится в соответствующем, дающем добрые предзнаменования, отношении к сумме таких же стихий жены. Оба эти весьма мудреные положения самым логическим образом выводятся китайцами из основных начал принимаемой ими системы миробытия. Объяснять, как это так у них выходит, — мы теперь не будем (Надеемся впоследствии представят об этом предмете отдельную статью.), потому что подобное объяснение завело бы нас слишком далеко от главного предмета. И без того, чтобы сколько-нибудь разъяснить теорию Суань-мин, нам приходится начать очень издалека, именно, со стихий которых китайцы насчитывают пять: 1, Му *** дерево; 2, Хо *** огонь; 3, Ту *** земля; 4, Цзинь *** — металл; 5, Шуй *** вода. — Коренные свойства этих пяти стихий могут быть не одинаковы, смотря потому происходят ли они от Яна ***, или Иня ***. (О. Иакннф (в соч. Китая стр. 400 примеч.) переводит: Ян теплород; Инь водород. Может быть это и так. Вообще же под Инь и Ян Китайцы разумеют всякого рода противоположности: свет и тень, холод и теплота, мущина и женщина и т. д.; когда дело идет о происхождении вещей или как теперь о стихиях: то под Инь и Ян разумеются те первоначальные противоположные одна другой силы, от движения которых произошли по Кит. теории миробытия все вещи и все существующее во вселенной.)

В книге Суань-мин свойства пяти стихий определяются следующим образом:

Ян-му ***, — стихия дерево, происходящая от Яна: сила его уподобляется силе столбов и перекладин, употребляемых при постройке дома.

Инь-му ***, — стихия дерево, происходящая от Инь: имеет свойство свежей живой, но еще негодной ни на какое употребление ветки, могущей возрастать, давать плоды, украшаться и ветками и листьями и пускать из себя новые побег.

Ян-хо ***, — стихия огонь, происходящая от Яна: имеет свойства тепла солнечного.

Инь-хо ***, — стихия огонь происходящая от Иня: имеет свойства огня обыкновенного.

Ян-ту ***, — стихия земля, происходящая от Яна: сила этой стихии уподобляется земляному валу, стене городской и плотине удерживающей манор воды.

Инь-my ***, — стихия земля, происходящая от Иня: имеет [19] все свойства земли производящей плоды, деревья и растения.

Ян-цзинь ***, — стихия металл, происходящий от Яна: имеет свойство первичных, самородных произведений природы, каковы: золото, серебро, медь и проч.

Инь-цзинь ***, — стихия металл, происходящий от Иня: имеет свойства вторичных порождений природы, каковы: жемчуг, кристалы и проч...

Ян-шуй ***, — стихия вода, происходящая от Яна: имеет свойства больших, тихо протекающих вод; воды эти питают деревья и растения.

Инь-шуй ***, — стихия вода, происходящая от Иня: имеет свойства воды безбрежного моря, — не рождает и не питает растений и напротив действует на них и на другие предметы разрушительно. — Таковы свойства пяти стихий, рассматриваемых отдельно. Далее надобно различать еще свойства стихий в связи, т. е. действие одной стихии на другую. Действия эти могут быть благодетельные, (по-китайски Шен *** рождающие); и могут иметь противоположные свойства, называемые по-китайски Кэ *** т. е. разрушительные. Так в 1-х, — дерево рождает огонь; огонь рождает золото; золото рождает воду, (золото, расплавленное похоже на воду). Вода рождает землю; земля рождает дерево, и т. д... круг. — Во 2-х: Дерево разрушает землю; (как бы ни была тверда земля, по запало в нее семя дерева, то росток его раздирает землю и пробивается наружу). Земля разрушает воду, или точнее — земля вбирает, поглащает в себя воду; землею можно запрудить речку, пруд; вода тушит огонь; огонь расплавляет металлы, металл разрушает дерево, (если имеет вид пилы, топора и т. под.). Узнавши свойства 5-ти стихий, этих первоначал всего существующего, а в том числе конечно и молодых людей, сочетавающихся законным браком, необходимо решить следующий вопрос, сколько процентов и каких именно стихий того или другого свойства, т. е. происходящих от Иня или Яна заключают в себе индивидуум молодого человека, возымевшего благое намерение жениться, и индивидуум его предполагаемой невесты. Как ни труден, кажется, этот вопрос, но он решается китайцами очень просто. Точкою отправления при решении этого вопроса служит для них момент рождения на свет жениха и невесты. Под моментом рождения разумеются: год, месяц, число и час рождения. Каждое из этих четырех временных измерений следует только обозначит соответствующими моменту рождения данного лица циклическими буквами и сочетание этих букв покажет, — из [20] каких стихий состоит эго лицо. Понять, — как это так выходит, -иначе нельзя, как познакомившись предварительно с самыми циклами.

Вот они: [21]

По этим двум циклам Китайцы ведут свое времясчисление, как годичное, так и месячное, суточное и часовое. Вместе с времясчислением, по сочетанию тех же самих циклических знаков, каждый Китаец может знать, — какое из стихийных начал и какого именно свойства соответствует какому году, месяцу, числу и часу. Постараемся объяснить как делается то и другое. Времясчисление производится следующим образом: круг времени начинается сочетанием знаков, обозначенных нами в том и другом цикле единицею Цзя-цзы, 1-I; затем сочетание букв того и другого цикла продолжается следующим образом:

1-I 9-IX 5-VII 1-V
2-II 10-X 6-VIII 2-VI
3-III 11-I 7-IX 3-VII
4-IV 12-II 8-Х 4-VIII
5-V 1-III 9-I 5-IX
6-VI 2-IV 10-II 6-Х
7-VII 3-V 11-III 7-I
8-VIII 4-VI 12-IV  

и. т. д. ровно 60-т различных сочетаний получается в полном круге, после чего опять начинаются сочетания Цзя-цзы = 1-I и проч., относящиеся уже ко второму кругу. Почему то число 60-т понравилось Китайцам и они с незапамятных времен измеряют годы — шестидесятилетними периодами лет; месяцы дни и часы, точно таким же образом. По такому счислению, ближайшее начало годового шестидесятилетнего круга, начавшегося сочетанием циклических знаков Цзя-цзы 1-1, было: — царствования Цзя-цин 9-го года, который соответствует нашему 1803 г. — Кончится этот круг во 2 год царствования *** Тун-чжи, что будет соответствовать нашему 1863 г. С 3-го года царствования Тун-чжи, а нашего 1864 г., начнется новый шестидесятилетний круг, сочетанием тех же циклов Цзя-цзы = 1-I. — Ближайшее начало шестидесятимесячного круга, тоже под циклами Цзя-цзы = 1-I, было царствования *** Сянь-фын 8-го года, 11-ой луны нашего 1858 г. Кончится этот круг Тун-чжи 2-го года (1863 г.) 10-ой луны; с 11-й же луны начнется новый круг тем же сочетанием циклов Цзя-цзы = 1-I. — Ближайшее начало суточного круга было: царствования Сянь-фын 11-го года, 10-ой луны, 9-го числа (Весь настоящий 1861 г. (царствования Сянь фын 11-й) считается принадлежащим к царствованию покойного Сянь-фына, не смотря на вступление на престол нового богдыхана.); — 12-ой луны, [22] 11-го числа начнется (Вычислении эти были сделаны нами 10-й китайск. луны 11-го года Сянь-фын.) следующий круг сочетанием Цзя-цзы = 1-I. Начало часового круга, чрез каждые пять лет совпадает с месячным; продолжается пять дней, начинается в полночь. Так ведется у Китайцев врем исчисление, — ведется, заметим кстати, не при одних только брачных сговорах, но всегда почти и по преимуществу там, где бывает нужно самым точным образом обозначить тайное время. Рождение и смерть знаменитых мужей, важнейшие исторические события, — все обозначены в Китайских летописях вышеуказанными циклическими знаками. Теперь нам остается пояснить каким образом сочетанием циклических знаков обозначается, — как преобладание, так и качество стихий, т. е. происхождение их от Яна или Иня. Для этого еще раз обратим наше внимание на первый цикл, состоящий из 10-ти букв. Весь круг разделяется на пять равных частей, в соответствии:

а, пяти странам света (Стран света Китайцы насчитывают пят: восток, юг, запад, север я средоточие.)

б, пяти временам года (Времен года у Китайцев бывает пять: весна, лето, осень, зима и средина т. е. средняя переходная пора от одного временя года к другому. Самое название этой пятой поры показывает, что оно продолжается не сплошь, а размещается частями между первыми четырьмя временами года.)

в, пяти стихиям.

Последнее обстоятельство для нас особенно важно. Иероглифы: Цзя, И, отмеченные нами римскими цыфрами I, II, соответствуют стихии Дерево, буквы: бин, дин под цыфрами III, IV соответствуют стихии огонь и. т. д. Таким образом, если данный момент времени обозначается например сочетанием буквы Цзя, отмеченной цыфрою I), с какою бы нибыло буквою втора го цикла; либо сочетанием И, обозначенной римск. цифр. II), то это будет значить, что характеристику этого данного момента составляет стихия Дерево. Сочетания, в которых будут попадаться буквы означенные III-ею и IV-ю цыфрами, надобно принять за характеристику другой стихии Огонь и т. д. Но мы выдели выше, что свойства стихий бывают не одинаковы, смотря потому суть ли эти стихии порождение Яня или Дня. Такой важной особенности Китайцы не могли упустить из вида, — почему для обозначения каждой стихии предусмотрительно придумали по два знака, из которых один означает данную стихию Ян а второй стихию Инь. В представленном цикле все буквы обозначенные нечетными [23] цифрами — I, III, V... составляют характеристику стихий с качествами Яна,-а все буквы, обозначенные четными цифрами — II, IV, VI,... составляют характеристику стихий с качествами Иня.

Мы кончили объяснение двух вышеприложенных циклов. Искренно сожалея, что не сумели сделать это объяснение более ясным, возвращаемся к теории Суань-мин. Остановились мы на том, что слот только время рождения жениха и невесты обозначить циклическими буквами и сочетание этих букв покажет, какие стихии и каких именно качества, свойственны каждому из упомянутых молодых людей. — Попробуем это сделать, так как значение циклов нам теперь понятно. Положим что жених родился царствования Дао-гуана 22-го года 2-ой луны 22-го дня в полдень. Невеста родилась царствования Дао-гуана 24 года 1-ой луны 15-го числа, в 3-и часа по полудни. Не теряя времени в скучных вычислениях возьмем книгу Бо-чжун-дзин (Бо-джун-дзин. Заключает в себе таблицы, в которых обозначено: какому году, месяцу, числу и часу соответствуют какие циклические знаки. Книга эта издается от астроном. приказа.) и обозначим время рождения как жениха так и невесты циклическими буквами.

Жених:

Невеста:

22 году царств. Дао-гуана соответствуют циклические буквы Жень IX. (жень циклич. буква первого цикла.) Инь 3 (Инь — циклич. буква второго цикла: впрочем для ясности подписываем под ними цифры.); 2-ая луна этого года должна обозначаться: Гуй X — Mao 4 = 22-ой день этой луны должен быть под буквами: Синь VII — Чоу 2 = Полдень этого чиста должен быть под буквами: Цзя-1 у-7. 24 году Дао-гуана соответствуют циклические буквы Цзя-I, Чень 5; 1-ая луна этого года должна обозначаться буквами: бин III — Инь 3. 15-е число этой луны должно быть под буквами: у-V — у-7 3-й час по полудни этого числа будет под знаками Гэн-VII — Шэнь, 6.

Для большей ясности выставим против циклических знаков соответствующие им стихии. Просим обратить внимание на буквы первого цикла, под которыми подписаны римские цифры, так как буквы эти составляют характеристику данного момента времени. Справившись в выше приложенном цикле под №-м 1-м (тянь-гань) получим: [24]

Год рождения, выраженный сочетанием буквы Жень IX, означает Ян-шуй, т. е. стихию, вода, происходящую от Яна. Где рождения невесты обозначенный сочетанием буквы Цзя I дает Ян-му, т. е. стих. «Дерево», происходящую от Яна.
Месяц сочетание циклической буквы гуй X, значит Инь-шуй, т. е. стихию вода, происходящую от Иня. — День сочетание Синь VIII, соответствует Инь-цзинь т. е. стихию «металл» происходящую от Иня. Месяц — сочетание бин I соответствующее Ян-хо, т. е. стихии огонь, происходящей от Яна. День — сочетание у V означает Ян-ту, т. е. стихию «земля» происходящую от Яна.
Час — сочетание Цзя I характеристику Ян-му, т. е. стихии «Дерево», происходящей от Яна. Час — сочетание Гэн VIII означает Ян-цзинь т. е. стихию металл, происходящую от Яна.
Итого у жениха:

«Вода»

«Вода»

«Металл.

«Дерево.

у невесты:

Дерево.

Огонь.

Земля.

Металл.

Теперь мы можем погадать т. е. сопоставив стихии, принадлежащие жениху со стихиями, принадлежащими невесте, решить возможен ли брак при тех данных, какие мы получили, обозначив именами стихий моменты рождения на свет жениха и невесты. Первое что поражает нас с самого начала это обилие воды у жениха. У него имеется она с качествами Яна, т. е. с качествами больших тихо протекающих рек, орошающих плодоносные долины; имеется сверх того еще и с качествами Иня, т. е. с качествами вод безбрежного моря, имеющими исключительно одни только разрушительные свойства. Ясно до очевидности, что при таком множестве вод у жениха, огонь невесты подвергается крайней опасности. Невесте решительно нечем защищаться, потому что у нее, свойство разрушать (вбирать в себя) воду только одна доля, чего не достаточно против двух долей воды; кроме того имеющаяся у невесты земля не может и браться и здесь в расчет, потому что против нее есть у жениха дерево, которое как известно, разрушает землю. Итак предстоящий союз необещает ни чего хорошего для невесты. Вследствии несоразмерного обилия воды [25] у жениха с огнем невесты, может произойти то, что последняя или окажется бесплодною или умрет преждевременно. Обстоятельство очень сериозное для невесты, но из-за него, хотя бы оно было вдвое сериознее, редко расстраивается свадьба. Почему? — потому что здесь страдает одна невеста, а при Суань-мин принято заботиться исключительно только о том, чтобы как-нибудь не пострадал жених и его родители. Что бы там ни случилось с невестою, для жениха совершенно все равно: окажется ли она впоследствии бесплодною, муж возьмет себе наложницу; умрет ли преждевременно он жениться на другой. Женщина, рассуждают Китайцы, не имеет самостоятельного значения в ряду живых существе: она предназначена дополнять собою существование мущины; влиять на него благотворно, разумеется, посредством прирожденных ей стихий, и служить орудием при продолжении мущиною его знаменитого рода. Горькая доля женщины или даже злой и преждевременный ее конец не сопровождаются равно ни для кого, кроме ее самой, ни какими последствиями. Положим, что женщина страдает, от несоразмерного ли обилия воды в муже или от обилия дерева, не всегда стихийного, а чаще имеющего вид бамбуковых палок: все зло отсюда проистекающее ограничивается одними только боками несчастной. Положим даже, что она умирает преждевременно, хотя бы, например от преобладания в муже стихии огня, выражающегося гневом, злостью и. т. под, что же из этого? Со смертию ее будет в поднебесной одною женщиною меньше и только. Но дело принимает совершенно другой вид, когда речь идет о мущине.

(Продолжение следует).

Текст воспроизведен по изданию: Брак у китайцев // Китайский благовестник. № 9-10. 1908

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.