Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

«Весь мир будет населен одними только китайцами»

Академик В. П. Васильев о перспективах возможного будущего Китая

Одним из выдающихся русских востоковедов XIX в. являлся основоположник отечественного китаеведения и буддологии академик Василий Павлович Васильев (1818-1900) 1. По мнению современников, в его творчестве проявлялось редкое тогда «сочетание синолога (китаиста. — Д. А.) академического склада с живым наблюдателем — публицистом, чутко отзывающимся на все общественные тревоги, имеющие то или иное отношение к его специальности» 2. Так, в 1867 г. в своей «блестящей по основным идеям, хотя пародоксальной в частностях» статье «О движении магометанства в Китае» Василий Павлович высказал предположение о крайне грозной, с его точки зрения, для России и Европы возможной перспективе «исламизации Китая» 3. Данная идея (в конечном счете так и не ставшая реальностью) произвела тогда сильное впечатление на умы многих русских политиков и исследователей и имела немало своих сторонников в их среде в конце XIX — начале XX столетия 4. Особый интерес представляет речь Васильева «Современное положение Азии — китайский прогресс», которая была приготовлена для прочтения на торжественном акте 8 февраля 1883 г., посвященном очередной годовщине преобразования Главного Педагогического института в Санкт-Петербургский университет (по указу императора Александра I от 8 февраля 1819 г.) 5. В этом сочинении Василий Павлович, высоко оценивая интеллектуальный потенциал и феноменальное трудолюбие китайского народа, одновременно с большой тревогой всматривался в «возможное будущее» отношений одной из величайших стран Старого Света с окружающим ее миром. Ниже публикуется извлечение из данного труда ученого, которое воспроизводится по его изданию 1900 г.

Публикация кандидата исторических наук Дмитрия АРАПОВА


* * *

Можно положительно утверждать, что Китай имеет все данные, чтоб достигнуть самой высшей точки умственного, промышленного и вместе политического прогресса. Его принцип глубокого уважения к науке 6, стремление всего народа учиться с необыкновенным напряжением, не стесняясь количеством лет, показывает, что там может вырасти нация самая образованная в свете, что она может создать ученых, которые могут не только разрабатывать науку сообща с остальным миром, но даже не остановятся на общем уровне. Китайская ученость старого времени, хотя и [53] неудовлетворительна, но она приучила их к критике, к глубокой тщательной разработке предмета. Тысячелетнее существование нации, устроившей всю жизненную обстановку собственными средствами, собственным соображением, придумыванием, обещает, что и новейшие открытия других народов по физическим предметам найдут в них усердных продолжателей и изобретателей.

Китайцы могут отличиться и в артистическом и художественном отношении. Далее, нет ремесла, нет промысла, нет ни одной торговой ветви, в которой за китайца можно бы бояться, что он отстанет от других. И так как все это будет сделано тщательно и дешево, то мир может быть завален китайскими товарами. Может дойти дело даже до того, что китаец захватит все рынки и промыслы всего света.

Рука об руку, или даже идя впереди этого движения, может возрасти до неимоверной степени и политическое могущество Китая. Довольно сначала заселить все находящиеся и теперь уже под властью Китая земли, как явится обширная империя с миллиардом народа развитого и деятельного 7. Захватив богатейшие в мире острова Восточного океана 8, Китай в одно и то же время может угрожать России и Индии, Америке и Западной Европе. При силе у него достигнет бессердечия вырезать всех непокорных, хоть весь мир. Весь мир будет населен одними только китайцами — вот до чего может разыграться фантазия будущего возможного, которое теперь называется невозможным.

Васильев. В. П. Открытие Китая и другие статьи. СПб. 1900. С. 162-163.


Комментарии

1. Горбачева З. И., Петров Н. А., Смыкалов Г. Ф., Панкратов Б. И. Русский китаевед академик Василий Павлович Васильев // Очерки по истории русского востоковедения. М. 1956. Сб. 2.

2. Предисловие // Васильев В. П. Открытие Китая и другие статьи. СПб. 1900. С. VIII. Данный сборник готовится нами к переизданию.

3. Васильев В. П. О движении магометанства в Китае [СПб. 1867]. Переиздано под названием «Магометанство в Китае» // Васильев В. П. Открытие Китая. С. 106-138. См. также: Бартольд В. В. Исторические и географические труды В. П. Васильева // Бартольд В. В. Сочинения. М. 1977. T. IX. С. 625-626.

4. Арапов Д. Ю. Русский посол в Турции Н. В. Чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г. // Вестник Евразии. 2002. № 2(17). С. 155, 162.

5. Отчет по Санкт-Петербургскому университету за 1882 г. СПб. 1883. Переиздано под названием «Китайский прогресс» // Васильев В. П. Открытие Китая. С. 139-164.

6. «Одним из самых оригинальных достижений китайской политической культуры было убеждение, что на государственную службу следует отбирать не по знатности происхождения, а по личным способностям и что делать это лучше всего посредством экзаменационных испытаний» // Малявин В. В. Китайская цивилизация. М. 2000. С. 124.

7. Численность населения современной Китайской Народной Республики стремительно приближается к цифре два миллиарда человек.

8. Восточный, то есть Тихий, океан, на многочисленных островах которого впоследствии возникли Индонезия, Филиппины и другие государства современного мира.

Текст воспроизведен по изданию: «Весь мир будет населен одними только китайцами». Академик В. П. Васильев о перспективах возможного будущего Китая // Источник. Документы русской истории, № 5-6. 1993

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.