Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 14. Правила для сухопутной торговли России с Китаем, заключенные в Пекине 15 апреля 1869 г.

(Ср. Hertslet, назв. изд. т. I, стр. 478—483.).

1) По границе обоих государств, на расстоянии 100 китайских ли (около 50 русских верст) в ту и другую сторону, торговля ведется беспошлинно; относительно же правил надзора предоставляется каждой стороне сообразоваться со своими пограничными постановлениями.

2) Русские купцы имеют право торговать также беспошлинно по всем местам подчиненной Китаю Монголии, в коих находятся китайские власти (учреждено китайское управление) и по всем аймакам, находящимся в непосредственном ведении сих властей. Равным образом китайское правительство отнюдь не препятствует им, если они пожелают, ездить для торговли и в те места Монголии, где не учреждено китайского управления.

Но при сем купцы должны иметь от своего пограничного начальства на русском, китайском и монгольском языках билет, в котором прописывается имя купца, род и количество товаров, число тюков, верблюдов, волов и лошадей. По прибытии на первый китайский пограничный караул, они обязаны предъявить билет караульному чиновнику, который, по просмотре, удостоверяет его приложением печати или подписью.

Если же купец отправится без билета, то товар его конфискуется, а с ним поступается согласно ст. 10 Пекинского договора, как перебежчиком: он арестуется и препровождается в Россию.

Русский консул строго наблюдает, чтобы купцы не ездили торговать без билета.

3) Отправляясь с русскими товарами в Тяньцзинь, русские купцы должны быть снабжены от своего пограничного начальства билетом, скрепленным печатью кяхтинского цзаргучея. Билет пишется на русском и китайском языках и в нем обозначается имя купца или следующих с товарами людей, количество и род товаров и число тюков.

Караваны эти должны следовать в Тяньцзинь через Калган, Дун-ба, и Тун-чжоу. В существующих на этом пути таможнях китайским чинам предоставляется, в течение самого короткого срока, поверять число тюков и осматривать их, вынимая по выбору; затем, по проверке билета, к нему прикладывается таможенная печать, и товары отпускаются. Если во время осмотра таможня разобьет товарный тюк, то сама же снова и укупоривает его, и в билете отмечает число разбитых ею тюков, для удостоверения при дальнейшем осмотре. Осмотр должен продолжаться не более двух часов. [77]

Срок билету назначается 6-месячный, в течение которого он должен быть представлен в Тяньцзиньскую таможню. Если бы случилось, что купец потерял билет, то он немедленно дает знать о том начальству, которое выдало его, обозначив в своем заявлении день выдачи и № билета. Начальство немедленно высылает ему новый и, для удобнейшего осмотра и пропуска на дальнейшем пути, отмечает на нем, что он выдан второй раз. А чтобы товар не задерживался дорогою, купец заявляет о том же в ближайшей на пути таможне, которая, удостоверившись в подлинности заявления, выдает ему временное свидетельство, с которым он и следует далее. Если подобное заявление о потере билета и требовании выдачи временного свидетельства сделано будет в Калгане, то последнее выдается не иначе, как если представлено будет поручительство от одного из Калганских русских купцов. Затем, по прибытии товаров в Тяньцзинь, если заявление о роде товаров и числе тюков окажется не согласным с вновь присланным билетом, поступается как указано в 7 ст. сих правил, и взыскание производится с подлежащей торговой фирмы.

Что касается до утраченного билета, то он считается недействительным.

4) Проезжая с русскими товарами из Кяхты, через Калган, купцы могут, по своему усмотрению, оставлять там для продажи произвольное количество товаров, везомых ими в Тяньцзинь. В течение 3 дней они заявляют о том тамошнему директору таможни, который до произведения осмотра, выдает им позволительное на распродажу свидетельство. Затем, по внесении за оставляемый товар пошлины, они могут распродавать его. Но в Калгане не нужно учреждать консульства и больших складов.

5) С русских товаров, привозимых русскими купцами в Тяньцзинь, взимается пошлина на 1/3 менее, сравнительно с общим иностранным тарифом. С товаров же, оставляемых в Калгане, взимается в Калгане полная по тарифу ввозная пошлина.

6) Если товар, оставленный русским купцом в Калгане, не будет продан там, но за него уплачена уже пошлина и есть свидетельство в ее уплате, то купец может везти его для продажи в Тун-чжоу или Тяньцзинь. При чем никакой другой пошлины с него не взимается, и взятая в Калгане 1/3 возвращается обратно, что и обозначается в билете, выдаваемом ему в сем случае я Калгане.

7) Если при осмотре товаров, по прибытии их в Тяньцзинь, окажется, что за исключением оставленного количества в Калгане, первоначальный товар вынут и заменен другим, или количество его не согласно с количеством, оставленным в Калгане, то весь товар, принадлежащий виновному купцу, конфискуется. Но взысканию не подлежат те ящики и тюки, которые действительно разбились дорогой и потребовали перекупорки, если только после перекупорки купец в ближайшей по пути таможне заявил о том, и таможня удостоверившись в первоначальном виде товара, отметила о том в билете.

Полной, также конфискации подлежит товар виновного купца и в том случае, если он следовал не той дорогой, какая указана в 3 статье, и был при этом самовольно распродаваем. Если же он следовал только другой дорогой (а не был продаваем), то штрафуется внесением лишней ввозной пошлины.

При конфискации товара купец может, если пожелает, уплатить за товар серебром, причем оценка товара в его первоначальном виде должна быть произведена по соглашению с китайскими властями вполне беспристрастно. [78]

8) Если привезенный купцом в Тяньцзинь русский товар вывезен будет им оттуда морем в другой какой-либо открытый для иностранной торговли порт, то за него вносится в Тяньцзине недостающая 1/3 до полной ввозной пошлины, согласно общему иностранному тарифу; и в таком случае в другом порту он уже никаким более пошлинам не подвергается. Если же из Тяньцзиня, или из другого порта, купец повезет его во внутрь Китая, то, согласно общему иностранному тарифу, вносит еще пошлину транзитную, т.е. половину против ввозной.

 

Примечание. Вышеизложенные правила касаются ввоза.

9) Во всех открытых для иностранной торговли северных и южных портах русские купцы при вывозе и ввозе морем как китайских, так и иностранных товаров, подлежат общим правилам, существующим для иностранной морской торговли.

10) Покупая китайские товары в других открытых портах и вывозя их через Тяньцзинь в Россию, а не оставляя там для продажи, русские купцы не платят в Тяньцзине никаких других пошлин, как скоро товары оплачены уже ими в первом порту и есть письменное удостоверение в том.

На провоз этих товаров в Россию русский консул в Тяньцзине выдает им на языках обоих государств билет, засвидетельствованный приложением печати Тяньцзиньской таможни, в котором прописывается имя купца, количество и род товара и число тюков. Товар вывозится затем в Кяхту, не подвергаясь более пошлинам, но должен следовать дорогой, означенной в 3 статье, и на пути не может быть продаваем; в противном случае поступается согласно 7 статье сих правил.

В отношении осмотра при проезде через Тун-чжоу, Дун-ба и Калган поступать согласно порядку, указанному в 3 статье.

В течение 6 месяцев, считая со дня отправки товара, выданный купцу билет должен быть передан им в Кяхте для уничтожения. Если же купец запоздает, то, до истечения еще срока, обязан заявить о том консулу и местным властям; в противном случае подвергается штрафу.

В случае потери билета, поступать, как сказано в 3 статье.

11) Если русский купец в Тяньцзине или Тун-чжоу купит китайский товар, привезенный из внутри Китая, и вывезет его сухим путем, означенным в 3 статье, в Россию, то с него взимается, согласно общему иностранному тарифу, полная вывозная пошлина. Затем ему выдается билет, и с товара более пошлин не взимается; но дорогою он не может быть продаваем.

12) Если же русский купец купит в Тяньцзине для вывоза сухим путем в Россию китайский товар, привезенный из другого порта и оплаченный в первом порте всеми пошлинами, то, как скоро он вывезет его в Россию в течение года и при этом соблюдены будут все прочие формальности, с него никаких других пошлин не взимается, и за внесенную в Тяньцзине половинную вторично-ввозную (береговую) пошлину выдается цунь-пяо (т.е. таможенный бон или бланк), принимаемый в уплату пошлины на будущий раз. Дорогою товар не должен быть продаваем. А выдача и пр. производится согласно 10 статье.

 

Примечание: Если с течением времени правило взимания вторично-ввозной (береговой) пошлины в Тяньцзине по соглашению с другими иностранными правительствами, будет изменено, то и русское правительство также изменит его. [79]

13) При покупке китайских товаров в Тун-чжоу для вывоза в Россию русские купцы заявляют о том таможне в Дун-ба, которая, по получении полной пошлины, выдает им билет с обозначением имени купца, количества и рода товаров и числа тюков. Дорогою товар также не должен быть продаваем.

14) Если русский купец купит для вывоза в Россию китайский товар в Калгане, то с него взимается, согласно иностранному тарифу, только транзитная пошлина (т.е. в размере половинном, против полной вывозной). Пошлина вносится в Калгане, где таможня выдает ему билет, и затем никаких других пошлин не взимается, но по дороге товар не должен быть продаваем.

15) При покупке и вывозе сухим путем в Россию товаров иностранных, купленных в Тяньцзине или другом порте, русский купец не вносит пошлины, если есть удостоверение, что купец другого государства внес за эти товары ввозную и транзитную пошлину; если же последний внес одну лишь ввозную пошлину, то русский купец обязан, согласно общему правилу для всех иностранцев, внести в подлежащей таможне еще пошлину транзитную.

16) При товарах, отправляемых русскими купцами из Тяньцзиня, Тун-чжоу и Калгана в Россию, должен следовать дорогою и билет на товар, для удостоверения при осмотре. Относительно срока для возвращения билета, а равно в случае потери его и пр., сообразоваться с 10 статьею.

 

Примечание. Вышеизложенные правила касаются вывоза.

17) Что касается до предметов, поименованных во 2 статье правил, приложенных к иностранному тарифу (т.е. багажа и других, свободных от платежа пошлин), то правило это распространяется и на сухопутный транзит товаров русскими купцами.

18) Товары, привозимые контрабандой, равно как и предметы, подлежащие запрещению и поименованные в 3 и 5 статьях правил, приложенных к общему иностранному тарифу, конфискуются в казну.

Впрочем, если купцы пожелают взять оружие для собственной защиты, то должны заявить о том своему начальству, которое и прописывает то в билете. Каждое лицо в караване может взять по одному экземпляру оружия.

19) Товары иностранные и китайские, не поименованные в тарифе иностранном, оплачиваются пошлиною по русскому дополнительному тарифу. С товаров же, непоименованных ни в том, ни в другом тарифе, пошлина взимается по общему правилу, в размере 5% со стоимости.

20) Русские купцы не должны, под видом собственных товаров возить с одного места на другое товаров купцов китайских.

21) Принятие тех или других, по обстоятельствам времени, мер к пресечению контрабанды предоставляется китайским властям, согласно общих правил для иностранцев.

22) Настоящие правила имеют быть утверждены, в виде опыта, на пять лет, с тем, что если какое-либо правительство, русское или китайское, пожелает сделать в них перемены, то в течение шести месяцев, до окончания срока, должно заявить о том. Если же ни с той, ни с другой стороны не последует такого заявления, то правила утверждаются на новый пятилетний срок, и заявление о переменах предоставляется сделать в течение 6 месяцев по прошествии оного.

В случае же каких-либо важных неудобств, предоставляется войти в соглашение о переменах немедленно, не дожидая истечения срока.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.