Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЮ СЮЙ

СТАРАЯ ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ТАН

ЦЗЮ ТАН ШУ

Из «Цзю Тан шу»

Доу Цзянь-дэ — уроженец округа Бэй уезда Чжаннань 1. С молодых лет был отзывчив. Однажды у его односельчанина умерли родители, и он не мог похоронить их, так как был слишком беден. Доу Цзянь-дэ в то время работал в поле. Услышав об этом несчастье и сочувствуя бедняку, он прекратил пахоту и оказал ему помощь в похоронах, за что все односельчане очень восхваляли его. Как-то, будучи личжаном [деревенским старостой], нарушил закон и бежал; вскоре, получив помилование, воротился домой. В похоронах его отца участвовало свыше 1000 человек, и все приносили дары, но Доу Цзянь-дэ отказывался от всего.

В седьмой год Дае [611 год] вербовали людей на войну против Когурё [Гаоли], особенно выдающихся и смелых назначали младшими военачальниками. Доу Цзянь-дэ был назначен командиром (чжан) над 200 воинами. В то время в Шаньдуне произошло большое наводнение, много людей разбрелось в разные стороны. У Сунь Ань-цзу, из того же уезда, затопило дом, жена умерла с голоду. Так как Сунь Ань-цзу был смелым, начальник уезда Чжаннань выбрал его в число воинов. Сунь Ань-цзу сообщил ему о своей бедности, [46] за что начальник уезда приказал избить его палками. Сунь Ань-цзу убил начальника уезда и убежал к Доу Цзянь-дэ, который приютил его у себя.

В тот год в Шаньдуне разразился большой голод. Доу Цзянь-дэ говорил Сунь Ань-цзу о том, что во времена императора Вэнь [Ян Цзянь 589—604 гг.], когда Поднебесная была могущественна и богата, миллионное войско, посланное в поход на Ляодун, потерпело поражение от Когурё [Гаоли]. Теперь, когда наводнение вызвало сильные бедствия, простой народ испытывает крайнюю нужду, император не жалеет народа, он лично прибыл в район Ляо [для военных действий]. А между тем язвы и страдания народа, вызванные прежними походами, еще не зажили. Народ изнурен нуждой. Много лет подряд те, кто из года в год уходят на отработки (и) 2, не возвращаются домой. Теперь снова посылают воинов, которых легко можно поколебать. Герой, если он не погибает, должен совершать подвиги! Разве можно уподобляться преступнику, спасающемуся бегством!

«...Я знаю среди озер в Гаоцзи бо обширную территорию в несколько сот ли; там густые и высокие кусты, где можно укрыться, в случае необходимости оттуда можно совершать налеты, а также обеспечивать себе безопасность. Можно собирать людей и выжидать; поступая так, мы добьемся больших заслуг перед Поднебесной». Сунь Ань-цзу одобрил планы Доу Цзянь-дэ. Доу Цзянь-дэ набирал и заманивал беглых солдат, бездомных и обезземеленных (учанье); число их достигло нескольких сот человек. Доу Цзянь-дэ велел Сунь Ань-цзу возглавить их и отправиться с ними в Паоцзи бо, и все они стали разбойниками. Сунь Ань-цзу назывался цзянцзюнем (главнокомандующим).

Чжан Цзинь-чэн, который был уроженцем Шу 3, собрал 100 человек в Хэцзу 4. Гао Ши-да, уроженец Цяо 5, также восстал, собрав свыше 1000 солдат на территории Цинхэ. В то время все разбойники, которые собрались в Чжаннани, убивали, грабили местных жителей, сжигали жилища, но не трогали селение, где жил Доу Цзянь-дэ. Поэтому чиновники в области и в уезде думали, что Доу Цзянь-дэ вступил в связь с разбойниками; связали, арестовали членов его семьи и казнили и старых и малых. Узнав, что вся его семья перебита, Доу Цзянь-дэ во главе 200 своих подчиненных бежал к Гао Ши-да. [47]

Гао Ши-да назвал себя Дунхайским гуном [князем Восточного моря], а Доу Цзянь-дэ назначил сыбином (начальником войск). Впоследствии Сунь Ань-цзу был убит Чжан Цзин-чэном, а несколько тысяч его воинов перешли под командование Доу Цзянь-дэ, число их постепенно стало возрастать и превысило 10 тысяч человек. Бывая в Гаоцзи бо, Доу Цзянь-дэ часто общался и сблизился с солдатами и наравне с ними прилежно и усердно трудился. Благодаря этому люди готовы были для него жертвовать собой.

В двенадцатый год [616] чжуцзюньский туншоу 6 Го Сюань во главе 10 тысяч воинов отправился в поход против Гао Ши-да. Гао Ши-да считал, что его военное искусство уступает искусству Доу Цзянь-дэ, а потому возвысил Доу Цзянь-дз, сделав его цзюньсыма и поставив под его командование все свои войска. Поскольку Доу Цзянь-дэ впервые стал во главе масс, он стремился одержать крупную победу, чтобы завоевать авторитет среди всех разбойников. Он попросил Гао Ши-да оборонять его обоз, а сам отобрал 7 тысяч наиболее храбрых воинов, готовясь оказать сопротивление Го Сюаню. Доу Цзянь-дэ, решив пойти на хитрость, сделал вид, что якобы поссорился с Гао Ши-да и изменил ему. Гао Ши-да также объявил, что Доу Цзянь-дэ изменил ему и сбежал. Затем он выбрал из пленных одну женщину, выдал ее за жену Доу Цзянь-дэ и убил ее перед солдатами. Доу Цзянь-дэ через подложного посланца передал письмо к Го Сюаню, прося принять его капитуляцию и выражая свое желание стать в авангарде, чтобы разбить Гао Ши-да и тем искупить свою вину. Го Сюань поверил ему, повел свои войска за Доу Цзянь-дэ. Доу Цзянь-дэ прибыл в местность Чанхэ и совместно с Гао Ши-да составил общий план действий. Войска Го Сюаня были дезорганизованы и ослабили бдительность. Доу Цзянь-дэ совершил набег и нанес сильное поражение армии Го Сюаня, уничтожив тысячу человек и захватив свыше тысячи лошадей. Го Сюань бежал с несколькими десятками всадников и подчиненными военачальниками. Доу Цзянь-дэ преследовал его до Пинюани, там он казнил Го Сюаня и преподнес его голову Гао Ши-да. После этого силы Доу Цзянь-дэ возросли.

Суйский император послал свыше 10 тысяч солдат под командованием тайпуцина Ян И-чэня против Чжан Цзинь-чэна. Ян И-чэнь разбил его в Цинхэ 7 и уничтожил множество разбойников. Остальные разбойники рассеялись и скрылись в народе, а затем снова собрались и присоединились к Доу Цзянь-дэ. Ян И-чэнь, воспользовавшись победой, [48] прибыл в Пинюань, намереваясь вступить в Гаоцзи бо. Доу Цзянь-дэ сказал Гао Ши-да: «Суйские военачальники хорошо умеют воевать, Ян И-чэнь недавно разбил Чжан Цзинь-чэна, а теперь нападет на нас, перед такой силой мы не сможем устоять; поэтому надо уйти с войсками и уклоняться от встречи, так что если Ян И-чэнь и захочет вступить в сражение, то не сможет; пройдет время, солдаты и военачальники устанут; нанеся внезапный удар, мы сможем одержать большую победу. Если же будем мериться с ними силами сейчас, то не справимся».

Гао Ши-да не послушался его. Оставил Доу Цзянь-дэ оборонять крепость, а сам, командуя отборными войсками, напал на Ян И-чэня, одержав небольшую победу. После этого стал распутничать, устраивал пиры и пренебрегал противником в лице Ян И-чэня. Доу Цзянь-дэ, узнав об этом, сказал: «Дунхайский гун еще не сумел разбить противника, а уже начал зазнаваться, что скоро может кончиться катастрофой. Суйские войска, воспользовавшись победами, прогонят Гао Ши-да, солдаты испугаются, боюсь, что не смогу их удержать».

Оставив часть людей оборонять крепость, Доу Цзянь-дэ отобрал свыше 10 воинов и отправился на помощь к Гао Ши-да. Через пять дней Ян И-чэнь нанес Гао Ши-да большое поражение, а самого Гао Ши-да обезглавил. Затем Ян И-чэнь, преследуя Доу Цзя,нь-дэ, окружил его. У Доу Цзянь-дэ было немного воинов. Узнав о поражении Гао Ши-да, они разбежались. Доу Цзянь-дэ более чем с 100 всадниками ускакал к Жасяну. Увидев, что Жасян не обороняется, взял его, успокоил население. Многие захотели служить у него, и он снова собрал более 3 тысяч человек.

Ян И-чэнь до убийства Гао Ши-да недооценивал Доу Цзянь-дэ. Собрав новое войско, Доу Цзянь-дэ вернулся в Пинюань, похоронил там останки воинов Гао Ши-да; все его солдаты одели траур по Гао Ши-да. Доу Цзянь-дэ собрал также разбежавшихся воинов Гао Ши-да и воссоздал армию в несколько тысяч человек, а себя впервые стал называть главнокомандующим (цзянзюнем).

Раньше разбойники, захватывая суйских чиновников и образованных людей в Шаньдуне, всех их убивали. Только Доу Цзянь-дэ проявлял гуманное отношение к образованным людям. При взятии Жасяна обошелся с начальником уезда Сун Чжэн-бэнем, как с дорогим гостем, советовался с ним. Затем ему сдался вместе со всем городом и населением суйский начальник области. Войска Доу Цзянь-дэ получили подкрепление, число их превысило 10 тысяч человек.

«Двадцать четыре династийные истории», кн. 12, Цзю Тан шу, отдел «Лечжуань», гл. 4, стр. 14494 — 14495, Ксилограф, л. 5 б, 7 а.


Комментарии

1. Северо-западная часть уезда Энь провинции Шаньдун.

2. И — государственная барщина, которую обязаны были отбывать крестьяне—держатели государственных наделов дополнительно к разным видам налогов, выплачиваемых ими.

3. Уезд Сяцзинь провинции Шаньдун.

4. Местность, расположенная недалеко от Сяцзиня.

5. Местность на границе уезда Цзин провинции Хэбэй.

6. Название должности чиновника; очевидно, помощник начальника гарнизона города Чжуцзюня (Пекина).

7. Северная часть уезда Цинхэ провинции Хэбэй.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Том 1. М. Изд-во соц.-эк. лит. 1961

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.