Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЮ СЮЙ

СТАРАЯ ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ТАН

ЦЗЮ ТАН ШУ

Туюйхуни

(гл. 198, л. 56 — 86)

Предки туюйхуней жили у горы Циншань, вблизи р. Тухэ. Когда при династии Цзинь возникли смуты, они впервые перешли через горы Луншань и обосновались на землях к югу от [гор] Ганьсун и к юго-западу от р. Таошуй, вплоть до Байланя, площадь которых составляла несколько тысяч [квадратных] ли.

У них есть города, обнесенные внешними и внутренними стенами, но они не живут в них, а переходят с места на место в поисках воды и травы. Жилищем для них служит палаточный шалаш, а вместо зерна употребляют мясо и кислое молоко. Из чиновников первоначально имелись старший чиновник (чжанши), командир войск и военачальник, а за последнее время появились ваны, гуны, старшие чиновники (пуе), канцеляристы, телохранители. Очень хорошо знакомы с письменностью. Все мужчины надевают длинные юбки, а волосы собирают в чехлы или же носят на голове шелковые платки. Женщины украшают волосы золотыми цветами, заплетают косы, делают из них на затылке пучок и связывают его нитками с нанизанными на них бусинами и раковинами. При бракосочетаниях богатые представляют щедрые сговорные дары, а бедные выкрадывают девушек и увозят. В случае смерти отца женятся на мачехах, а в случае смерти старших братьев женятся на их женах. По покойникам носят траур, который снимается сразу же после погребения. Во владении нет твердо установленных налогов; когда требуются средства, их собирают, сколько нужно, с богатых купеческих домов. Убивший человека или укравший лошадь подлежит смерти. С остальных преступников взимаются вещи, которыми они откупаются от наказания. В этих местах климат [суровый]: продолжительное время стоят холода. Земля пригодна для выращивания ячменя и репы, особенно много бобов и щетинника. Выводят прекрасных лошадей, черно-желтый крупный рогатый скот, добывают медь, железо и киноварь.

Имеется оз. Цинхай, окружность которого 800 ли. Посредине озера — небольшая гора. Зимой они выпускают на нее кобылиц, для того чтобы, как говорят, получить жеребят породы дракона. Как-то туюйхуни получили из [владения] Босы (Персия. — В. Т.) кобылиц, выпустили их [на гору], которая посредине озера, и получили от них черно-белых жеребят, которые пробегают в день 1000 ли. В прошлом этих лошадей называли цинхайскими скакунами. Туюйхуни присоединили к себе владения Шаньшань и Цзюймо.

На северо-западе лежат зыбучие пески, занимающие площадь в несколько сотен ли. Летом здесь дуют знойные ветры, от которых гибнут путники. Старые верблюды заранее знают, [252] когда подует ветер, поэтому вытягивают шеи:, кричат и зарывают носы в песок. Это служит для людей знаком, они закрывают нос и рот войлоком и таким образом спасаются от беды

При суйском императоре Ян-ди (604 — 618) правитель туюйхуней Фуюнь стал нарушать укрепленную линию, в связи чем император Ян-ди, лично возглавив шесть армий, выступив против него в карательный поход. Фуюнь с несколькими десятками всадников укрылся в горах Нилин, откуда затем бежал его [подчиненный, имевший титул] Сяньтоу-вана, явился во главе более 100 тыс. мужчин и женщин, чтобы сдаться. Император Ян-ди поставил правителем [туюйхуней} Шуня, сын Фуюня, находившегося при нем в качестве заложника, и отправил его на родину, приказав управлять оставшимся народом, ж вскоре вернул его обратно. В конце эры правления Да-е (605-617) Фуюнь вернул все свои бывшие земли и снова стал истоником бедствий на границе.

Когда престол перешел к [танскому императору] Гао-цзу (618 — 626), Шунь явился из Цзянду в Чанъань с изъявлениеу покорности. В это время Ли Гуй все еще занимал область Лянчжоу, в связи с чем Гао-цзу отправил к Фуюню посла для установления дружественных отношений и велел ему напасть на Ли Гуя, чтобы искупить вину за совершенные преступления. За это Гао-цзу обещал отпустить Шуня на родину. Обрадованный Фуюнь двинул войска и напал на Ли Гуя. Сражение произошло при Кумыне, в ходе которого обе стороны отступили едва скрестив оружие. После этого Фуюнь неоднократно присылал ко двору послов с данью и просил вернуть Шуня. [В конце концов] Шунь был отправлен императором Гао-цзу на родину.

Когда на престол вступил император Тай-цзун (626 — 649) Фуюнь прислал ко двору посла, имевшего титул Лоян-гуна, но посол не успел вернуться обратно, как Фуюнь сильно ограбил область Шаньчжоу. Тай-цзун отправил к Фуюню посла и выразив порицание, требовал, чтобы он явился ко двору, ш Фуюнь, ссылаясь на болезнь, так и не приехал, а только по прежнему просил невесту для своего сына, имевшего титул Цзунь-вана. Чтобы держать Цзунь-вана на привязи, император потребовал его личного приезда для встречи невесты, но Цзунь-ван, также ссылаясь на болезнь, не согласился явиться ко двору. Тогда император приказал прекратить сватовство и отправил [к Фуюню] начальника охранной стражи телохранителей Кан Чучжи разъяснить ему, за что его ожидают беды и за что — счастье.

Фуюнь послал войска, которые совершили грабительский набег на области Ланьчжоу и Кочжоу. В это время правитель Шаньчжоу Ли Сюаньюнь представил доклад, в котором говорил что все хорошие лошади туюйхуней пасутся у оз. Цинхай и, если легковооруженные всадники неожиданно нападут на них можно захватить большую добычу. Император приказал [253] великому военачальнику, командующему левым охранным отрядом смелых всадников, Дуань Чжисюаню, возглавив областные войска и отряды из циби и дансянов, напасть на туюйхуней. Не доходя 30 ли до оз. Цинхай, Дуань Чжисюань и военачальник левого охранного отряда смелых всадников Лян Ложэнь, не желая вступать в сражение, остановили войска. Воспользовавшись чтим, туюйхуни бежали, угнав лошадей, пасшихся у оз. Цинхай. Помощник военачальника Ли Цзюньсянь, двигавшийся во главе отборных всадников по другой дороге, догнал разбойников (туюйхуней. — В. Т.) у Сюаньшуйчжэня, расположенного южнее оз. Цинхай, напал на них, нанес поражение и, захватив свыше 200 тыс. голое крупного рогатого скота и овец, вернулся обратно.

В это время Фуюнь был в преклонном возрасте и страдал старческим маразмом. Поэтому коварный чиновник, имевший титул Тяньчжу-вана, [часто] вводил его в заблуждение. Тянь-чжу-ван задержал нашего помощника начальника посольского приказа Чжао Дэкая. Тай-цзун неоднократно посылал послов вразумить Фуюня, и, хотя было послано более десяти посольств, Фуюнь не проявлял раскаяния. Тогда в 9-м году эры правления Чжэнь-гуань (635) император назначил Ли Цзина, имевшего знание особо выдвинутого, великим главноначальствующим походных войск сихайского фронта, начальника военного приказа Хоу Цзюньцзи — главноначальствующим походных войск цзишиского фронта, Дао Цзуна, имевшего титул Жэньчэн-вана, — главнокомандующим походных войск шаньчжоуского фронта и помощником Ли Цзина, главноуправляющего областью Лянчжоу Ли Даляна — главноначальствующим походных войск цзюймоского фронта, главноуправляющего областью Миньчжоу Ли Даояня — главноначальствующим походных войск чишуйского фронта, правителя области Личжоу Гао Цзэншэна — главноначальствующим походных войск яньцзэского фронта. Им было приказано совместно с отрядами из туцзюэсцев и цибисцев напасть на туюйхуней.

Все военачальники неоднократно сталкивались с разбойниками и в ходе ряда сражений нанесли им несколько поражение. Они захватили в плен Мужун Сяоцзюня, имевшего титул Гао-чан-вана. Мужун Сяоцзюнь отличался способностями в разработке великих замыслов и был доверенным слугой Фуюня. Подойдя к Чихаю, Ли Цзин и другие военачальники встретились с тремя кочевьями Тяньчжу-вана, напали на них и нанесли им крупное поражение, после чего подошли к истокам Хуанхэ. Кроме того, Ли Далян взял в плен 20 известных туюйхуньских князей и захватил несколько десятков тысяч голов разного скота. Когда он подошел к западным границам [владения] Цзюймо, кто-то сказал, что Фуюнь бежал на запад, перешел через пустыню Тулунь и хочет уйти во владение Юйтянь (Хотан. — В. Т.). Тогда военачальник Сюэ Ваньцзюнь во главе отборных легковооруженных всадников бросился в погоню за беглецами, [254] прошел несколько сотен ли по пустыне, догнал оставшихся сообщников Фуюня и нанес им поражение. В пустыне не хватало воды, поэтому военачальники и воины кололи лошадей и пили их кровь.

Хоу Цзюньцзи и Дао Цзун, имевший титул Цзянся-вана, двигавшиеся по южной дороге, поднялись в горы Ханькушань, напоила лошадей в оз. Ухай, а затем захватили в плен известного туюйхуньского князя Лянцюйху. Они прошли более 2 тыс. ли по опустевшим землям. Несмотря на разгар лета, появился иней лежало много снега. Было мало воды и травы, поэтому военачальники и воины сосали лед, а лошади лизали снег. Вскоре войска дошли до Боляна, откуда любовались лежавшей к северу горой Цзишишань и истоками р. Хуанхэ.

Встретившись в Дафэйчуане, обе армии прошли в долину Полочжэньгу.

Оказавшись в трудном положении, сын Фуюня, Шунь, имевший титул Данин-вана, обезглавил главного помощника Фуюня, Тяньчжу-вана, и сдался вместе со своим владением. Крайне напуганный, Фуюнь бежал в пустыню, с ним ушло более 1000 всадников, но они постепенно рассеялись, и в результате у него осталось немногим более 100 человек. Тогда Фуюнь покончил жизнь самоубийством, задушив себя.

После этого народ владения поставил Шуня каганом, который, назвав себя слугой, признал власть династии Тан. Шунь был сыном Фуюня от законной жены. В прошлом он был отдан в прислужники при дворе династии Суй и получил звание дворцового советника с золотой печатью на темно-красном шнуре. Поскольку Шунь долгое время не возвращался на родину, Фуюнь объявил наследником престола другого сына, что вызвало недовольство Шуня, после того как он в конце концов вернулся обратно. В это время войска Ли Цзина и других военачальников повсюду одерживали победы, поэтому Шунь, лишенный поста правителя, хотел воспользоваться благоприятным моментом и совершить подвиг, в связи с этим он сдался [династии Тан].

Император издал указ, в котором говорилось: «Туюйхуни захватывают друг у друга пост правителя, незаконно занимают отдаленные пограничные земли, их помыслы противоречат добродетели, управление исходит от полновластных чиновников, кочевья озлоблены и возмущены, не раскаиваются в давно совершенных преступлениях, необузданные страсти все более расцветают, они не обращают внимания на правила поведения, предусмотренные для владений, служащих заслоном, не выполняют долга служения императору, грабят пограничные земли, полновластные чиновники жестоко относятся к народу, и сейчас так много накопилось творимого ими зла, что появились предзнаменования, свидетельствующие о желании Неба погубить их.

Я управляю всеми землями среди четырех морей, воспитываю все живые существа, и, если хотя бы одно из них лишается [255] того, что ему положено, вина за это ложится на меня. Именно поэтому я приказал шести армиям выступить в карательный поход, желая сохранить жизнь гибнущему владению, а не [просто] показать мощь своего оружия. Сын Фуюня, Мужун Шунь,, имеющий титул Данин-вана, являлся зятем династии Суй, он правильно понимает [существующее положение], вырос на Центральной равнине, преклоняется перед китайскими обычаями. Понимая, что пришло удобное время и настал подходящий случай, хорошо зная, что такое бунт и покорность, и учитывая, что [Фуюнь] отвергал увещевания, шел против желаний народа и заблуждался, [Мужун Шунь] убил коварного сановника и, вынашивая великие замыслы, пошел по совершенно иному пути, взяв вину за преступления, совершенные его отцом, на себя. Подобное проявление преданности к нам и почтения к отцу поистине заслуживает похвалы. Подвиг, совершенный сыном, достаточен, чтобы покрыть проступки [отца], и теперь на существовавшие между нами раздоры не следует обращать внимания. Владение туюйхуней находится на западных окраинах и существует в течение ряда поколений. Уничтожить его мне не позволяют [высокие] чувства, и, чтобы его правители могли продолжать приносить жертвоприношения предкам, необходимо назначить наследника. [Мужун] Шуня следует возвести в титул Сипин цзюньвана и пожаловать ему звание Цзюэхулуйугань-доу кэханя».

Опасаясь, что Шунь не сможет добиться спокойствия во владении, император Тай-цзун послал на помощь Ли Даляна во главе нескольких тысяч отборных воинов.

Шунь долгое время был заложником при дворе династии Суй, население владения не тяготело к нему, поэтому вскоре он был убит своими слугами. После этого власть по наследству перешла к его сыну Нохэбо, имевшему титул Янь-вана. Нохэбо был малолетним, его приближенные сановники боролись за власть, поэтому во владении возникли большие смуты. Имтератор Тай-цзун послал на помощь Нохэбо войска, возвел его в титул Хэюань цзюн-вана, пожаловал звание Удиебалэдоу кэханя и, вручив верительный знак Дао Мину, имевшему титул Хуайян-вана, отправил его возвести Нохэбо в титулы и пожаловать барабан и знамя. После этого Нохэбо прибыл ко двору и просил о заключении брака.

В 14-м году [эры правления Чжэнь-гуань] (640) император Тай-цзун дал в жены Нохэбо принцессу Хунхуа гунчжу и щедро одарил его.

В 15-м году [эры правления Чжэнь-гуань] (641) главный помощник Нохэбо, имевший титул вана, захватил власть в свои руки и тайно задумал учинить беспорядки, в связи с чем стал собирать войска, ложно заявляя, что хочет принести жертвы духу горы. Он хотел воспользоваться жертвоприношениями, чтобы в ближайшее время неожиданно напасть на Нохэбо, схватить его и принцессу и бежать к туфаням. Узнав об этом, [256] Нохэбо сильно испугался и бежал во главе легковооруженных всадников в г. Шаньшань. [Подчиненный Нохэбо] Вэйсинь-ван встретил его во главе войск. Правитель области Шаньчжоу Ду Фынцзюй объединил свои войска с войсками Вэйсинь-вана, напал на главного помощника, имевшего титул вана, нанес ему поражение и убил трех его братьев. Затем [Нохэбо] отправил гонца [к Тай-цзуну] с донесением о происшедшем. Император Тай-цзун вручил верительный знак начальнику гражданского отдела Тан Цзяню и приказал ему выехать к туюйхуням, со словами утешения.

После кончины императора Тай-цзуна из камня вырезали изображение Нохэбо и поставили его на кладбище Чжаолин.

Когда по наследству престол перешел к императору Гао-цзуну, он дал Нохэбо, поскольку тот был женат на принцессе, звание воеводы, ведающего лошадьми в эскортных колесницах, и подарил 40 кусков ткани. В дальнейшем туюйхуни и туфани стали нападать друг на друга, и каждая сторона присылала послов с просьбой о военной помощи, но император Гао-цзун неизменно отказывал и тем и другим. Тогда рассерженный правитель туфаней во главе войск напал на туюйхуней. Нохэбо, не смогший оказать им отпор, бежал с принцессой Хунхуа гун-чжу в область Лянчжоу. Император Гао-цзун послал на помощь туюйхуням правого великого военачальника, командующего охранным отрядом вэйвэй, Сюэ Жэньгуя, но он был разбит туфанями.

После этого туфани присоединили к себе туюйхуней, а Нохэбо явился во главе нескольких тысяч юрт с изъявлением покорности. Император назначил Су Динфана, имевшего звание левого великого военачальника, командующего вооруженной охраной, на пост великого посланца императора-устроителя, который впервые переселил кочевья Нохэбо на земли области Линчжоу, где была создана область Аньлэ, правителем которой был назначен Нохэбо. Область получила такое название в связи с тем, что император хотел, чтобы Нохэбо спокойно (ань) и радостно (лэ) жил.

В 4-м году эры правления Чуй-гун (688) Нохэбо умер и власть наследовал его сьин Чжун. После смерти Чжуна власть наследовал его сын Сюаньчао. В 3-м году эры правления Шэн-ли (700) Сюаньчао было пожаловано звание левого внештатного великого военачальника, командующего охранным отрядом баотао, и он получил по наследству титул своего отца Удиебалэдоу кэхань. После смерти Сюаньчао власть наследовал его сын Сихао. После смерти Сихао власть наследовал его сын Чжао. Когда туфани заняли нашу область Аньлэ, кочевья Чжао переселились на восток, в районы Шофан и Хэдун. Ныне в народе их чаще называют туйхунь, что, по-видимому, объясняется быстрым произношением [названия туюйхунь].

В 12-й луне 14-го года эры правления Чжэнь-юань (798) заместитель шофанокого генерал-губернатора Мужун Фу, [257] имевший звание левого великого военачальника, командующего охранным отрядом цзиньу, был назначен главноуправляющим области Чанлэ, получил титул Цинхай гована и прозвище Удиебалэдоу кэханя. Вскоре он умер, после чего пожалования титулов и наследование власти прекратились.

С конца эры правления Юн-цзя (307 — 313), при династии Цзинь, когда туюйхуни переправились на западе через р. Тао-шуй и создали государство на землях цянов, до 3-го года эры правления Лун-шо (663), когда они были уничтожены туфанями, прошло 350 лет. 

(пер. В. С. Таскина)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. М. Наука. 1984

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.