Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОУЯН СЮ И СУН ЦИ

НОВАЯ ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ТАН

СИНЬ ТАН ШУ

Система наказаний (Из “Синь Тан шу”)

Когда утверждалась династия Тан и Гаоцзу вступил в столицу [618 г.], он провозгласил законы из 12 основных пунктов. Согласно им, наказанию смертной казнью подлежали только лица, виновные в убийстве, грабеже, дезертирстве и в измене...

Во второй год Удэ 1 [619 г.] был опубликован новый закон (гэ) из 53 пунктов, на основании которых в случае амнистии не подлежат помилованию чиновники, которые брали взятки, лица, которые совершили кражу, а также люди, которые обманом или с помощью подлога присвоили казенное имущество. В дни, когда запрещался убой скота, а также в 1-й, 5-й и 9-й месяцы смертные приговоры не должны были приводиться в исполнение.

В четвертый год [621 г.] Гаоцзу лично проверил приговоренных к заключению. В связи с тем, что множество людей нарушило закон во время смуты, многие были помилованы. Среди них люди, совершившие разбой, но не ранившие при этом хозяина, солдаты, убежавшие из войска, и чиновники, преступившие закон.

Затем император приказал пушэ 2 Пэй Цзи и другим (всего 15 человекам) заново составить свод законов (люйлин), который состоял из 500 люй (статей) с приложениями из 53 параграфов. Все три категории наказаний ссылкой были увеличены по расстоянию на тысячу ли, а срок ссылки уменьшен с 3—2,5 лет до одного года. Остальные положения [о ссылке] остались без изменений.

Вступив на престол, Тайцзун [627—649 гг.] приказал Чансун У-цзи, Фан Сюань-лину и другим опять восстановить старый закон. Было установлено, что лица, приговоренные к смертной казни через повешение, и прочие 50 категорий — все должны быть избавлены от смерти, но подвергнуты наказанию отсечением пальца правой ноги. Потом [император] жалел, что этим калечат людей, сказав приближенным сановникам: “С давнего времени уже отменено наказание отсечением частей тела, ныне опять отсекаем у людей палец ноги. Я не могу этого вынести!”

Ван Гуй, Сяо Юй, Чэнь Шу-да ответили ему: “Человек, приговоренный к смертной казни, остался живым. В этом случае разве боится он потерять один палец правой ноги? Отсечение пальца правой ноги преследует цель — предостеречь других. Замена смертной казни отсечением пальца — это большое снисхождение!” Император сказал: “Вы еще раз это обдумайте!”

Впоследствии Ван Фа-цао, родом из Шу, и цаньцзюнь (областной начальник) Пей Хун-сянь выступили с возражениями против более чем 40 параграфов закона. Император приказал Фан Сюань-лину совместно с Пей Хун-сянем и другими еще раз пересмотреть и сократить кодекс. Фан Сюань-лин и другие доложили императору, что в древние времена отсечение ноги входило в пять наказаний. В более позднее времена было отменено наказание калечением. Ныне существуют чи (бить палками по рукам), чжан (бить палками по ягодицам), ту (каторжные работы), лю (ссылка) и сы (смерть), что называется пятью наказаниями. Теперь прибавили еще отсечение пальца ноги, отчего получилось шесть наказаний.

После этого отменили закон о наказании отсечением пальца правой ноги.

“Двадцать четыре династийные истории”, кн. 13, Синь Тан шу, гл. 56, отдел “Чжи”, стр. 15784, Ксилограф, л. 1, б.


Комментарии

1. Удэ — годы правления императора Ли Юаня.

2. При династии Тан была упразднена должность шаншулина, в связи с чем цзо пушэ и ю пушэ являлись канцлерами (цзайсянами).


Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. М. 1961

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.