Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СЫМА ЦЯНЬ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

ШИ ЦЗИ

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

ВЭЙ КАН-ШУ ШИ ЦЗЯ — НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ДОМ ВЭЙСКОГО КАН-ШУ

Вэйский Кан-шу по имени Фын был младшим братом чжоуского У-вана от одной с ним матери. За ним родился лишь еще один брат — Жань-цзи, самый младший из всех. После победы У-вана над иньским Чжоу [-синем] он вновь пожаловал оставшееся население Инь [с землями] сыну Чжоу [-синя] — Лу-Фу, носившему титул У-гэна, приравняв его [тем самым] к [рангу] чжухоу, [с тем] чтобы он приносил там жертвы своим предкам, не допуская перерыва. Но поскольку У-гэн еще не был [до конца] замирен и [У-ван] опасался его недобрых намерений, он повелел своим младшим братьям Гуань-шу и Цай-шу [быть] наставниками У-гэна Лу-фу и давать ему советы, [следуя которым он смог бы] умиротворить свой народ. Когда скончался У-ван, Чэн-ван был еще мал, и вместо Чэн-вана правил Чжоу-гун Дань, встав во главе государства. Гуань-шу и Цай-шу, сомневаясь в [истинных целях] Чжоу-гуна, совместно с У-гэном Лу-фу подняли мятеж, намереваясь идти на Чэнчжоу 1.

Чжоу-гун Дань, опираясь на повеление Чэн-вана, поднял войска и напал на земли Инь; он убил У-гэна Лу-фу и Гуань-шу, сослал Цай-шу, а оставшихся иньцев, [отданных] У-гэну, пожаловал [вместе] с землями Кан-шу, сделав его правителем княжества Вэй и поселив [его] в междуречье [Хуан]хэ и Ци[шуй], недалеко от развалин древней столицы дома Шан 2.

Опасаясь того, что Кан-шу еще молод годами, Чжоу-гун Дань наставлял Кан-шу, говоря: «Отыщи среди народа Инь талантливых людей, совершенномудрых и людей с достоинствами и спроси их, каким образом прежде Инь возвысилось и почему потом погибло и как должно любить свой народ». Он сказал [Кан-шу], что причина гибели Чжоу [-синя] в его губительном пристрастии к вину; именно вино привело его к утратам, к тому, что он стал слушать женщину; именно с этого и начались несчастья Чжоу [-синя]. Беря в пример искусство плотника [при работе] над деревом, [Чжоу-гун] показал, что совершенномудрый [правитель] также может [творить] законы и правила. Поэтому в качестве своих повелений он назвал ему сочинения: [112] «Обращение к Кан-шу», «Обращение по поводу вина» и «Искусство плотника» 3. Кан-шу, встав во главе княжества и руководствуясь этими повелениями, смог поддерживать гармонию и порядок среди своего народа, и народ этому очень радовался. Когда Чэн-ван вырос и стал править, он выдвинул Кан-шу, назначив чжоуским сыкоу — ведающим наказаниями; он поднес [князю] Вэй драгоценности и сосуды для жертвоприношений 4, чтобы прославить присущие ему добродетели.

После смерти Кан-шу у власти его сменил сын Кан-бо 5. После смерти Кан-бо у власти встал его сын Као-бо. После смерти Као-бо у власти встал его сын Сы-бо. После смерти Сы-бо у власти встал его сын Цзе-бо. После смерти Цзе-бо у власти встал его сын Цзин-бо. После смерти Цзин-бо у власти встал его сын Чжэнь-бо. После смерти Чжэнь-бо у власти встал его сын Цин-хоу 6. Цин-хоу преподносил многочисленные подарки чжоускому И-вану (887-858), и И-ван повелел возвести [правителя] княжества Вэй в ранг хоу. Цин-хоу умер на двенадцатом году [своего] правления, у власти встал его сын Си-хоу. На тринадцатом году [правления] Си-хоу (842 г.) чжоуский Ли-ван, спасаясь, бежал в Чжи; наступило правление, именуемое Гун-хэ — «Общее согласие». На двадцать восьмом году [правления Си-хоу] (827 г.) на престол взошел чжоуский Сюань-ван. Си-хоу скончался на сорок втором году [своего правления] (813 г.), у власти встал его старший сын, наследник Гун-бо, по имени Юй, став правителем. Младшего брата Гун-бо звали Хэ, и он был любимцем отца — Си-хоу, который дарил ему многочисленные подарки, а Хэ эти подарки раздаривал чиновникам. Затем у могилы [отца] он неожиданно напал на Гун-бо; [тогда] Гун-бо вступил на тропинку, ведущую к могиле Си-хоу, и покончил с собой. Вэйцы захоронили его рядом с Си-хоу и посмертно стали именовать Гуй-бо; затем поставили у власти Хэ, сделав его вэйским хоу; это был У-гун.

У-гун, заняв престол, начал совершенствовать управление, [введенное] Кан-шу; байсины стали жить в мире и покое 7. На сорок втором году [правления У-гуна] (771 г.) цюаньжуны убили чжоуского Ю-вана. Тогда У-гун встал во главе войск и отправился на помощь дому Чжоу и усмирение жунов и имел в этом большие заслуги. Чжоуский Пин-ван повелел У-гуну дать титул гуна 8. У-гун умер на пятьдесят пятом году [своего правления] (758 г.), к власти пришел его сын Чжуан-гун Ян.

На пятом году [правления] (753 г.) Чжуан-гун взял в жены дочь [правителя] княжества Ци; она была красива, но не имела сыновей 9. Тогда князь взял в жены дочь [правителя] княжества Чэнь; она родила сына, который рано умер 10. Младшая сестра жены гуна из Чэнь тоже была любима Чжуан-гуном и родила сына, названного Вань. Когда мать Ваня умерла, Чжуан-гун велел жене, принцессе из Ци, усыновить мальчика [113] и сделал его наследником. У Чжуан-гуна, [кроме того], была фаворитка-наложница, которая родила сына, [названного] Чжоу-юй. К восемнадцатому году правления Чжуан-гуна (740 г.) Чжоу-юй уже вырос и полюбил военное дело; тогда Чжуан-гун сделал его военачальником. Ши Цо 11, увещевая Чжуан-гуна, говорил ему: «Когда сыновья наложниц [начинают] увлекаться военными делами и их ставят военачальниками, то с этого начинается смута [в княжестве]». Гун не послушал [его советов]. Чжуан-гун умер на двадцать третьем году [своего правления] (735 г.), у власти встал его наследник Вань; это был Хуань-гун. На втором году [правления] Хуань-гуна (733 г.) младший брат гуна Чжоу-юй стал своевольничать и расточительствовать; Хуань-гун отстранил его [от должности], и Чжоу-юй бежал. На тринадцатом году [правления Хуань-гуна] (722 г.) Дуань, младший брат чжэнского князя, напал на своего старшего брата, но потерпел неудачу и скрылся; в это время Чжоу-юй нашел его и подружился с ним. На шестнадцатом году [правления Хуань-гуна] (719 г.) Чжоу-юй, собрав вокруг себя бежавших из Вэй людей, неожиданно напал на Хуань-гуна и убил его; Чжоу-юй сам встал у власти и сделался правителем княжества Вэй. Затем ради младшего брата, чжэнского князя Дуаня, он вознамерился напасть на княжество Чжэн и попросил [правителей] княжеств Сун, Чэнь и Цай присоединиться к нему; все три княжества согласились [помочь] Чжоу-юю. Однако новый приход к власти Чжоу-юя, его любовь к военным делам, убийство им Хуань-гуна [привели к тому, что] все вэйцы невзлюбили его. Потому, что дом матери Хуань-гуна находится в княжестве Чэнь, Ши Цо притворно [выразил желание] сделать добро Чжоу-юю и отправился на границу с княжеством Чжэн, но там совместно с чэньским князем Ши Цо составил план и поручил Юцзай Чоу угостить вэйского гуна; вслед за этим они убили Чжоу-юя в Пу 12.

Затем они встретили в Син Цзиня, младшего брата Хуань-гуна, и поставили его у власти; это был Сюань-гун 13.

На седьмом году [правления] Сюань-гуна (712 г.) в княжестве Лу убили своего правителя Инь-гуна. На девятом году [правления Сюань-гуна] (710 г.) сунский [Хуа] Ду убил своего правителя Шан-гуна и [сановника] Кун-фу [Цзя]. На десятом году [правления Сюань-гуна] (709 г.) Чжуан-бо [У-гун] из Цюйво в княжестве Цзинь убил своего правителя Ай-хоу 14.

Восемнадцатый год [правления Сюань-гуна] (701 г.). [Следует сказать, что] ранее Сюань-гун любил свою жену И-цзян, которая родила ему сына Цзи; [Сюань-гун] поставил его своим наследником и приказал правому гунцзы наставлять его 15. Правый гунцзы хотел женить наследника на дочери [князя] из Ци, но не успел ввести ее в дом жениха, как Сюань-гун, увидев пригожесть девушки, предназначенной стать женой его [114] наследника, возрадовался и сам взял ее себе в жены, [подобрав] в жены своему наследнику другую девушку 16. [После того как] Сюань-гун завладел принцессой из Ци, она родила ему сыновей Шоу и Шо, которых гун поручил наставлять [и обучать] левому гунцзы. Когда умерла мать наследника Цзи 17, жена Сюань-гуна [из Ци] вместе с [сыном] Шо стали вдвоем клеветать на наследника Цзи, [обвиняя его] в злых намерениях. С тех пор как Сюань-гун отобрал жену у своего старшего сына-наследника, он всем сердцем возненавидел наследника и решил низложить его. А когда услышал о его злых намерениях, он страшно разгневался и послал наследника Цзи в княжество Ци и одновременно приказал разбойникам задержать его на границе и убить. Гун дал наследнику белый вымпел и сообщил разбойникам на границе, что они должны убить того, кто будет держать в руках белый вымпел.

Перед отъездом наследника Шоу старший брат Шо и младший брат наследника от другой матери, узнав о том, что Шо ненавидит Цзи, а правитель хочет убить его, сказал наследнику: «Разбойники на границе, увидев белый вымпел наследника, тотчас убьют вас, наследник; Вам не следует ездить». Цзи ответил: «Нарушить повеление отца, чтобы домогаться жизни, этого я не могу [сделать]» — и отправился в путь. Видя, что наследник не остановился, Шоу выкрал у него белый вымпел и помчался к границе впереди его. Когда разбойники на границе увидели [указанные им] приметы, они сразу же убили этого человека. Когда Шоу был уже мертв, туда же прибыл и наследник Цзи; он сказал разбойникам: «Должен быть убитым я!» Разбойники заодно убили и наследника Цзи, о чем и доложили Сюань-гуну 18. Тогда Сюань-гун назначил своего сына Шо наследником. Сюань-гун умер на девятнадцатом году [своего правления] (700 г.), у власти встал наследник Шо; это был Хуэй-гун.

Левый и правый гунцзы не смирились с возведением на престол Шо. На четвертом году [правления] Хуэй-гуна (696 г.) левый и правый гунцзы, ненавидевшие Хуэй-гуна за то, что он оклеветал и убил этим прежнего наследника Цзи и вместо него встал у власти, подняли мятеж и напали на Хуэй-гуна; в качестве правителя княжества они поставили младшего брата наследника Цзи по имени Цянь-моу. Хуэй-гун бежал в Ци.

Вэйский Цянь-моу правил восемь лет, когда циский Сян-гун во главе владетельных князей, получив повеление [чжоуского] вана, объединенными силами напал на Вэй, вернул туда вэйского Хуэй-гуна, казнил левого и правого гунцзы (688 г.). Вэйский правитель Цянь-моу бежал в Чжоу, а Хуэй-гун вновь встал у власти. Хуэй-гун правил три года, затем, спасаясь, покинул княжество, пробыв в изгнании восемь лет, вновь вернулся; вместе с прошлыми годами получается тринадцать лет 19. На [115] двадцать пятом году [правления] (675 г.) Хуэй-гун, обозленный на то, что в Чжоу приняли и поселили Цянь-моу, совместно с [князем] Янь напал на Чжоу. Чжоуский Хуэй-ван бежал в Вэнь, [правители] княжеств Вэй и Янь поставили у власти младшего брата Хуэй-вана — Туя, объявив его ваном. На двадцать девятом году [правления Хуэй-гуна] (671 г.) [правитель] княжества Чжэн вновь вернул Хуэй-вана [в Чжоу] 20. Хуэй-гун умер на тридцать первом году [своего правления] (669 г.), у власти встал его сын И-гун по имени Чи. Находясь на престоле, И-гун любил играть с журавлями, распутствовал, веселился, роскошествовал, предавался излишествам. На девятом году [правления И-гуна] (660 г.) племена ди напали на княжество Вэй; когда [же] И-гун вознамерился послать войска, некоторые солдаты взбунтовались.

Высшие чиновники сказали князю: «Вы, правитель, любите журавлей, им и можно приказать напасть на ди». Племена ди вторглись в княжество и убили И-гуна 21. Во время правления И-гуна ни байсины, ни высшие сановники ему не подчинялись. С того времени как отец И-гуна — Хуэй-гун Шо — оклеветал и убил наследника Цзи и встал вместо него у власти и вплоть до И-гуна [народ и чиновники] постоянно хотели убрать их; теперь в конце концов они уничтожили всех потомков Хуэй-гуна и на смену им поставили правителем Шэня — сына Чжао-бо Ваня, который был младшим братом Цянь-моу; это был Дай-гун.

Дай-гун Шэнь умер в начальном году [правления] (660 г.). Правитель княжества Ци, Хуань-гун, видя, что в княжестве Вэй многократно [возникали] смуты, возглавил чжухоу в походе на племена ди, затем они обнесли стеной резиденцию вэйского [князя] в Чуцю 22. [Хуан-гун] поставил правителем в Вэй младшего брата Дай-гуна по имени Хуэй; это был Вэнь-гун. Из-за беспорядков в княжестве Вэнь-гун ранее бежал в княжество Ци; теперь цисцы вернули его в Вэй.

[Следует сказать, что] ранее, когда дисцы убили И-гуна, вэйцы сожалели о нем; они думали вновь поставить у власти потомков ранее умершего наследника Сюань-гуна — Цзи 23, но сын Цзи тоже умер, а княжич Шоу, погибший за Цзи, не имел сыновей. Младших братьев наследника Цзи, родившихся от одной с ним матери, было двое. Одного звали Цянь-моу. Цянь-моу какое-то время был правителем княжества вместо Хуэй-гуна, но через восемь лет вновь [вынужден был] уйти; другого звали Чжао-бо. И Цянь-моу и Чжао-бо оба уже умерли, поэтому поставили у власти сына Чжао-бо — Шэня; он стал Дай-гуном. После смерти Дай-гуна вновь поставили править его младшего брата, которого звали Хуэй; это был Вэнь-гун.

Как только Вэнь-гун встал у власти (659 г.), он облегчил подати и сделал справедливыми наказания, сам лично [много] [116] трудился, вместе с байсинами переживал трудности и этим привлек к себе народ княжества Вэй 24. На шестнадцатом году [правления Вэнь-гуна] (644 г.) цзиньский княжич Чун-эр проезжал [через] [Вэй], но был встречен не по ритуалу. На семнадцатом году [правления Вэнь-гуна] (643 г.) умер циский Хуань-гун. На двадцать пятом году [правления] (635 г.) Вэнь-гун умер, у власти встал его сын Чэн-гун Чжэн.

На третьем году [правления] Чэн-гуна (632 г.) княжество Цзинь хотело воспользоваться дорогой [через Вэй], чтобы прийти на помощь княжеству Сун, однако Чэн-гун не дал [на это своего] согласия 25. Тогда в княжестве Цзинь изменили [путь], и [войска] прошли через [Хуан]хэ южнее [Вэй], [таким образом Цзинь] оказало помощь княжеству Сун. [Цзинь] решило набирать войска в княжестве Вэй, вэйские сановники хотели дать согласие [на это], но Чэн-гун не позволил. Тогда сановник Юань Сюань напал на Чэн-гуна, и Чэн-гун бежал из княжества 26. Затем цзиньский Вэнь-гун Чун-эр напал на княжество Вэй и отдал часть его земель княжеству Сун, наказав [тем самым Вэй] за неуважение к нему, когда он прошлый раз проезжал через княжество, и нежелание помочь Сун в их беде. Вэйский Чэн-гун следом бежал в княжество Чэнь. Через два года (630 г.) он прибыл [к вану] Чжоу и просил вернуть его [в Вэй]; там же он встретился с цзиньским Вэнь-гуном. Цзиньский [гун] послал человека отравить вэйского князя, но Чэн-гун тайно связался с человеком, ведающим [приготовлением] ядов при дворе Чжоу; тот облегчил [действие яда] и не дал ему умереть. Через какое-то время [ван] Чжоу попросил за него перед цзиньским Вэнь-гуном и вэйский князь был наконец возвращен в Вэй. Там [Вэй-хоу] казнил Юань Сюаня, а [временный] вэйский правитель Ся бежал 27. На седьмом году [правления Чэн-гуна] (628 г.) умер цзиньский Вэнь-гун. На двенадцатом году [правления] (623 г.) Чэн-гун поехал представиться цзиньскому Сян-гуну. На четырнадцатом году [правления Чэн-гуна] (621 г.) умер циньский Му-гун. На двадцать шестом году [правления Чэн-гуна] (609 г.) Бин Чу из княжества Ци убил своего правителя И-гуна. Чэн-гун умер на тридцать пятом году [своего правления] (600 г.), у власти встал его сын Му-гун Су 28.

На втором году [правления] Му-гуна (598 г.) чуский Чжуан-ван напал на княжество Чэнь и убил Ся Чжэн-шу 29. На третьем году [правления Му-гуна] чуский Чжуан-ван окружил [столицу] Чжэн, [правитель] княжества Чжэн сдался, но [ван] вновь освободил его. На одиннадцатом году [правления Му-гуна] (589 г.) вэйский Сунь Лян-фу, выступив на помощь Лу, напал на княжество Ци, чтобы Лу вновь заполучило отторгнутые у него территории. После смерти Му-гуна у власти встал его сын Дин-гун Цзан. Дин-гун умер на двенадцатом году [своего правления] (577 г.), и у власти встал его сын Сянь-гун Кань. [117]

На тринадцатом году [правления] Сянь-гуна (564 г.) гун приказал наставнику Цао обучить наложниц дворца игре на цине Наложницы были этим недовольны, и Цао поколотил их палкой. Наложницы, использовав благоприятный момент, оговорили Цао перед гуном, и гун, в свою очередь, всыпал Цао триста палок. На восемнадцатом году [своего правления] (599 г.) Сянь-гун остерегся принимать пищу вместе с Сунь Вэнь-цзы и Нин Хуэй-цзы, и они оба удалились Подошел вечер, но [гун] их не призывал, а отправился в парк пострелять лебедей. Двое сановников последовали за ним; гун, даже не сняв охотничьего костюма, стал с ними беседовать. Двое сановников возмутились и отправились в Сю 30. Сын Сунь Вэнь-цзы по имени Шу прислуживал гуну при трапезах; [гун] заставил наставника [по музыке] Цао спеть заключительную строфу из оды Цяо янь («Ода о клеветниках»). Наставник Цао, все еще гневаясь на гуна за нанесение ему тогда трехсот ударов палками, спел эту песню, стремясь вызвать этим гнев Сунь Вэнь-цзы и отомстить вэйскому Сянь-гуну 31. [Сунь] Вэнь-цзы рассказал об этом Цзюй Бо-юю, но Бо-юй ответил. «Я не знаю, [что делать]» Тогда [Сунь Вэнь-цзы] напал на Сянь-гуна и выгнал его [из столицы]. Сянь-гун бежал в княжество Ци, а [правитель] Ци поселил вэйского Сянь-гуна в Цзюйи 32. Сунь Вэнь-цзы и Нин Хуэй-цзы совместно поставили у власти младшего брата Дин-гуна по имени Цю, сделав его правителем княжества Вэй; это был Шан-гун.

Встав у власти, Шан-гун Цю пожаловал Сунь Вэнь-цзы Линь-фу земли в Сю. На двенадцатом году [правления Шан-гуна] (547 г.) Нин Си и Сунь Линь-фу стали бороться за благосклонность к ним гуна и возненавидели друг друга, а Шан-гун послал Нин Си напасть на Сунь Линь-фу. Линь-фу бежал в Цзинь и там стал вновь добиваться возвращения в Вэй прежнего [правителя] — Сянь-гуна. [В это время] Сянь-гун находился в княжестве Ци; циский Цзин-гун, узнав о происходящем, вместе с вэйским Сянь-гуном отправился в княжество Цзинь добиваться его возвращения [в Вэй]. [Правитель] Цзинь ради нападения на княжество Вэй соблазнился и пошел на союз (с Ци]. Вэйский Шан-гун встретился с цзиньским Пин-гуном, и Пин-гун, задержав у себя Шан-гуна и Нин Си, вновь вернул в Вэй Сянь-гуна. Сянь-гун пробыл вне княжества в изгнании двенадцать лет и только тогда был возвращен обратно. На начальном году второго периода [правления] (546 г.) Сянь-гун казнил Нин Си 33.

На третьем году [нового правления Сянь-гуна] (544 г.) Цзи-цзы, правитель Яньлина в княжестве У, отправил посла через земли Вэй; последний, увидевшись с Цзюй Бо-юем и Ши Цю, сказал им. «В княжестве Вэй много совершенномудрых людей — цзюнь-цзы; такое государство не имеет несчастий». Когда посол [118] проезжал Сю, то Сунь Линь-фу, ударив в его честь по каменному билу, сказал при этом: «О, нерадостно мне, и звуки гонга слишком печальны, и в этом отражены смуты, [царящие в] княжестве Вэй». В том году умер Сянь-гун, и у власти встал его сын Сян-гун Э. На шестом году [правления Сян гуна] (538 г.) чуский Лин-ван собрал владетельных князей [на съезд], но Сян-гун, сказавшись больным, не поехал. На девятом году [правления] (535 г.) Сян-гун умер. [Следует сказать, что] ранее у Сян-гуна была наложница весьма низкого происхождения, но гун ее любил, и она забеременела от него. Ей приснилось, что какой-то человек сказал: «Я — Кан-шу, если у тебя будет сын, то он непременно будет владеть княжеством Вэй, назови его Юань». Наложница удивилась сну и спросила [о его смысле] у Кун Чэн-цзы. Чэн-цзы ответил: «Кан-шу — это предок [дома] Вэй». Когда она родила, то [новорожденным] оказался мальчик; тогда-[то] она рассказала все Сян-гуну.

Сян-гун сказал: «Так определено Небом» — и назвал сына Юань. У жены Сян-гуна не было сыновей, и тогда Юаня сделали преемником [Сян-] гуна; это был Лин-гун. На пятом году [правления] (530 г.) Лин-гун поехал представиться цзиньскому Чжао-гуну. На шестом году [его правления] (529 г.) чуский княжич Ци-цзи убил Лин-вана и сам стал править; это был Пин-ван. На одиннадцатом году [правления Лин-гуна] (524 г.) случились пожары. На тридцать восьмом году [правления Лин-гуна] (497 г.) прибыл Конфуций; ему назначили такое же содержание, [какое он получал] в княжестве Лу. Затем у него появились раздоры [с князем], и Конфуций уехал. Позднее он вновь приехал.

На тридцать девятом году [правления Лин-гуна] (496 г.) наследник Куай-вай возненавидел жену Лин-гуна — Нань-цзы и хотел убить ее 34. Куай-вай составил со своим приближенным Си-ян Су план, по которому они хотели во время приема во дворце убить княгиню. Но Си-ян раскаялся и решил не исполнять [задуманного]. [На приеме] Куай-вай несколько раз показывал ему глазами, [что пора действовать]; княгиня увидела эти знаки, испугалась и закричала: «Наследник хочет убить меня!» Лин-гун разгневался, а наследник Куай-вай бежал в Сун и через некоторое время уехал в княжество Цзинь к главе рода Чжао.

На сорок втором году [своего правления] (493 г.), весной, Лин-гун отправился погулять в окрестности столицы и велел княжичу Ину сопровождать его. Ин был младшим сыном Лин-гуна; другое имя его было Цзы-нань. Обозленный бегством своего наследника, Лин-гун сказал Ину: «Я намерен поставить тебя своим преемником». На что Ин ответил: «Я, Ин, недостоин того, чтобы принять на себя алтарь Земли и злаков (княжество); Прошу Вас, государь, изменить свои планы». Летом Лин-гун [119] умер; княгиня повелела княжичу Ину стать наследником, сказав при этом: «Такова воля Лин-гуна». Но Ин на это сказал: «Чжэ, сын наследника Куай-вая, находящегося в изгнании, жив, и я не осмеливаюсь стать [правителем]». Тогда в Вэй поставили правителем Чжэ; это был Чу-гун.

В шестой луне, в день и-ю, Чжао Цзянь-цзы решил вернуть Куай-вая [в Вэй] и приказал Ян Ху обманно распорядиться, чтобы более десяти вэйцев вернулись туда с траурными одеждами [наследника], и с ними Цзянь-цзы послал Куай-вая. Вэйцы узнали об этом и послали воинов, чтобы ударить по Куай-ваю. Куай-вай не смог войти [в столицу Вэй] и остановился в Сю; тогда и вэйцы остановили военные действия 35.

На четвертом году [правления] Чу-гуна Чжэ (489 г.) Тянь Ци в княжестве Ци убил своего правителя Жу-цзы. На восьмом году [правления Чу-гуна] (485 г.) Бао-цзы в княжестве Ци убил своего правителя Дао-гуна. Конфуций из Чэнь прибыл в Вэй. На девятом году [правления Чу-гуна] (484 г.) Кун Вэнь-цзы стал спрашивать Чжун-ни (Конфуция) о войне. Конфуций не ответил 36. После этого из княжества Лу Конфуция пригласили [обратно]. И он вернулся в Лу.

Двенадцатый год [правления Чу-гуна] (481 г.). [Следует сказать, что] ранее Кун Юй Вэнь-цзы женился на младшей сестре наследника Куай-вая, у которой родился сын Куй. Хунь Лян-фу, слуга в доме Кун, был красив и хорош собой, когда Кун Вэнь-цзы умер, Лян-фу сошелся с матерью Куя. Наследник находился в это время в Сю. Мать Куя послала Лян-фу к наследнику. Наследник, разговаривая с Лян-фу, сказал ему: «Если ты сумеешь ввести меня в мое княжество, я отблагодарю тебя и посажу в колесницу высокого чиновника; я прощу тебе три

тяжелых [преступления] и не буду предъявлять их тебе». Они заключили союз, и наследник разрешил Лян-фу сделать мать Куя своей женой. В добавочной луне Лян-фу с наследником вошли в [столицу Вэй] и расположились во внешнем саду [дома] семьи Кун. В сумерках они оба, накрывшись [женской] одеждой, сели на колесницу и в сопровождении евнуха Ло подъехали к дому семьи Кун. Старый слуга семьи Кун — Луань Нин — спросил их, кто они такие. Они назвались прислужницами невесты и попросили доложить о них. Войдя, они направились к госпоже Бо-цзи. Когда они приступили к еде, мать [Кун] Куя схватила копье и бросилась вперед; наследник и пятеро его сопровождающих [уже] в латах подобно стаду кабанов ринулись за ней.

Бо-цзи схватила Куя в отхожем месте и заставила его присоединиться к остальным, после чего принудила его подняться на башню 37. Луань Нин в это время удалялся, чтобы приготовить вино для питья; оно еще не было готово, когда он услышал [шум] беспорядка и послал сказать [об этом] Чжун-ю 38. [120] Чжао Ху запряг лошадей в обыкновенную колесницу, дал [гуну] выпить горячего вина и закусить и, прислуживая Чу-гуну Чжэ, домчал его до княжества Лу.

Чжун-ю собирался войти [во дворец], но встретил Цзы-гао 39, который, выходя оттуда, сказал ему: «Ворота уже закрыты». Цзы-лу сказал: «Я хочу все же дойти [до ворот]». Цзы-гао сказал: «[Эти события] не касаются Вас, не следует впутываться в эти трудные [дела]». Цзы-лу на это ответил: «Я кормлюсь от этого дома и не уклонюсь от его бед». Тогда Цзы-гао ушел, а Цзы-лу вошел и достиг ворот [дворца]. Гунсунь Гань, который держал ворота на запоре, сказал ему: «Войти нет [никакой] возможности». Цзы-лу ответил: «Это Гунсунь? [Ты] печешься о своих интересах и уклоняешься от трудностей своего господина. Я, Ю, поступаю не так; заинтересованный в получении содержания от гуна, я обязан прийти ему на помощь в его беде». Когда посланный вышел, Цзы-лу смог войти [в ворота], где он заявил: «Почему наследник использует Кун Куя? Пусть даже он убьет его, все равно найдутся продолжатели его дела»; и продолжал: «Наследник лишен отваги; если поджечь башню, то он непременно бросит Кун Шу». Наследник [Куай-вай], услышав эти слова, испугался и послал Щи Ци и Юй Яня сразиться с Цзы-лу; те ударили по нему своими копьями и отсекли ему завязки на шапке. Цзы-лу воскликнул: «Когда совершенный муж умирает, он не снимает своего головного убора!» Он стянул завязки на шапке и умер. Конфуций, услышав о беспорядке в Вэй, сказал: «Увы! Что касается [Гао] Чая, то он прибыл сюда; что касается [Чжун] Ю, то он погиб!» 40. В конце концов Кун Куй поставил у власти наследника Куай-вая; это был Чжуан-гун.

Чжуан-гун Куай-вай был отцом Чу-гуна; находясь в изгнании, [он] был озлоблен на сановников, которые не стремились помочь ему встать у власти, поэтому в первый же год, взойдя на трон, он хотел казнить всех высших сановников, говоря [при этом]: «Я находился в изгнании долгое время, разве вы не знали об этом?» Чиновники решили поднять мятеж, и тогда гун воздержался от [исполнения своего намерения]. На втором году [правления Чжуан-гуна] (479 г.) умер Кун Цю (Конфуций) из княжества Лу.

На третьем году [своего правления] (478 г.) Чжуан-гун поднялся на крепостную стену, чтобы увидеть Жунчжоу (область жунов) 41, сказав при этом: «Как живут там эти варвары жуны?» [Жители] Жунчжоу были оскорблены этими словами. В десятой луне [жители] области Жунчжоу обратились [за помощью] к Чжао Цзянь-цзы, который осадил [столицу] княжества Вэй 42. В одиннадцатой луне Чжуан-гун покинул [столицу] к бежал, а вэйцы поставили у власти княжича Бань-ши, сделав его правителем в Вэй 43. [Войска] княжества Ци напали на Вэй [121] и взяли Бань-ши в плен, поставив вместо него у власти княжича Ци и сделав его правителем княжества Вэй 44.

В начальном году [правления] вэйского князя Ци (477 г.) вэйский Ши Мань-фу 45 прогнал своего правителя Ци, и тот бежал в княжество Ци. Вэйский Чу-гун Чжэ вернулся из княжества Ци и вновь встал у власти. [Следует сказать, что] ранее Чу-гун правил двенадцать лет (492-481), затем бежал, пробыв в изгнании вне княжества четыре года (480-477). Теперь он вновь вернулся в него. В начальном году второго срока [правления] (476 г.) Чу-гун наградил тех, кто последовал за ним в изгнание.

Пробыв у власти двадцать один год, [Чу-гун] умер (456 г.); дядя Чу-гуна по отцу — Цянь — прогнал сына Чу-гуна и сам встал у власти; это был Дао-гун. Дао-гун умер на пятом году [своего правления] (451 г.), и у власти встал его сын Цзин-гун Фо. Цзин-гун умер на девятнадцатом году [правления] (432 г.), и у власти встал его сын Чжао-гун Цзю.

В это время три цзиньских княжества усилились, и Вэй, как небольшое владение, стало принадлежать им. На шестом году [правления] Чжао-гуна (426 г.) княжич Вэй убил гуна и стал править вместо него; это был Хуай-гун. На одиннадцатом году [правления] Хуай-гуна (415 г.) княжич Туй убил Хуай-гуна и встал у власти вместо него; это был Шэнь-гун.

Отцом Шэнь-гуна был княжич Ши, а отцом Ши был Цзин-гун Шэнь-гун умер на сорок втором году [своего правления] (373 г.), и у власти встал его сын Шэн-гун Сюнь. Шэн-гун умер на одиннадцатом году [правления] (362 г.), и у власти встал его сын Чэн-хоу Су 46. В [11] начальном году [правления] Чэн-хоу (361 г.) Гунсунь Ян прибыл в княжество Цинь 47. На шестнадцатом году [правления Чэн-хоу] (346 г.) правителю княжества Вэй понизили титул и вновь стали именовать хоу. Чэн-хоу умер на девятнадцатом году [своего правления] (333 г.), и у власти встал его сын Пин-хоу. Пин-хоу умер на восьмом году [своего правления] (325 г.), и у власти встал его сын — правитель Сы. На пятом году [его правления] (320 г.) его опять понизили и стали титуловать цзюнь; во владении у него оставался лишь Пуян 48. [Сы] умер на сорок втором году [своего правления] (283 г.), и у власти встал его сын — правитель Хуай. На тридцать первом году [своего правления] (252 г.) правитель Хуай представился на аудиенции правителю княжества Вэй; тот арестовал и убил Хуай-цзюня, а вместо него поставил править младшего брата Сы-цзюня; он стал Юань-цзюнем. Юань был зятем вэйского князя, поэтому тот и поставил его управлять. На четырнадцатом году [правления] Юань-цзюня княжество Цинь захватило восточные земли [большого] Вэй; там Цинь впервые учредило область Дунцзюнь; вэйского правителя [Юаня] переселили в уезд Еван 49, а Пуян присоединили к [122] области Дунцзюнь. Юань-цзюнь умер на двадцать пятом году [своего правления], у власти встал его сын Цзюэ. На девятом году [правления] правителя Цзюэ (221 г.) Цинь объединила всю Поднебесную; у власти встал первый император — Ши-хуан-ди. На двадцать первом году [своего правления] (209 г.) император Эр-ши низложил правителя Цзюэ, сделав его простолюдином; в Вэй прекратились жертвоприношения предкам.

Я, тайшигун, Придворный историограф, скажу так.

Я читал рассказы о наследственных домах 50 и, когда дошел до того, как наследник Сюань-гуна был казнен из-за жены [гуна], как его младший брат Шоу погиб в борьбе из-за взаимной уступчивости, пришел к выводу, что это похоже на то, как наследник Шэнь-шэн в княжестве Цзинь не осмелился ясно заявить об ошибках Ли-цзи 51. Обоим [наследникам] претило нарушить волю отца, и в конце концов они оба погибли и навек исчезли. Как это прискорбно! А тут отцы и сыновья убивают друг друга, старшие и младшие братья уничтожают друг друга. Почему же так получается? 52.

Комментарии

1. Очевидная неточность. Первые чжоуские ваны продолжали жить в старой столице Хаоцзин (недалеко от совр. г. Сианя в пров. Шэньси), которая иногда называлась также Цзунчжоу («Родовой город Чжоу»). Чэнчжоу был построен на востоке, назывался также Лои и располагался недалеко от совр. г. Лояна в пров. Хэнань. Но в описываемое время новая столица не была достроена и Чжоу-гун еще находился в старой столице. Косвенно это подтверждает и гл. 33, где говорится о походе Чжоу-гуна на восток против мятежников (ШЦ, т. 4, с. 1518), в старые иньские земли в Хэнани. Поэтому мы согласны с Лян Юй-шэном (ЛЮШ, кн. 9, гл. 20, с. 1), Го Сун-тао (Шицзи чжа-цзи. Шанхай, 1957, с. 178) и другими китаеведами в том, что название Чэнчжоу применено здесь ошибочно.

2. Имеется в виду позднеиньская столица на севере Хэнани, недалеко от совр. г. Аньяна (с конца XIX в. там начались раскопки, в результате были найдены десятки тысяч фрагментов надписей на гадательных костях эпохи Инь).

Р. Цихэ (или Цишуй) берет свое начало в совр. уезде Линьсянь пров. Хэнань и течет на юго-восток, впадает в р. Вэйхэ. Примерно в 100 км южнее течет на северо-восток р. Хуанхэ; здесь и находился центр шанских земель. Столица позднего иньского государства была расположена севернее р. Цихэ, а столицей княжества Вэй стал г. Чжаогэ, расположенный южнее Цихэ.

3. Как и во многих других главах «Наследственных домов», освещающих далекие периоды истории, мы сталкиваемся с анахронизмами, с созданными позднее историческими анекдотами или фольклорной традицией. Так и в притче о Кан-шу. Сыма Цянь вкладывает в уста Чжоу-гуна, полулегендарной фигуры конца II и начала I тысячелетия до н. э., упоминание о главках известной древней книги Шан шу («Книга истории»), которая в своих основных частях была зафиксирована иероглифически не ранее IV-III вв. до н. э., т. е. через шесть-семь столетий после описываемых событий.

Кан-гао, Цзю-гао, Цзы цай — названия трех сохранившихся главок Шан шу в разделе о доме Чжоу (ШСЦ, т. 4, с. 479-509). В первом случае слова цзы цай мы переводим как «искусство плотника».

4. В Цзо чжуань под 4-м годом правления Дин-гуна дан полный перечень пожалований, выделенных чжоуским Чэн-ваном для вэйского князя Кан-шу: большая парадная колесница, шелковые материи, различные флаги и вымпелы (красного цвета, с фестонами, с изогнутым древком) и барабан (ШСЦ, т. 32, с. 2204).

5. Кан-бо в Ши бэнь носит имя Кунь ***, Цяо Чжоу в Гу ши као титулует его Моу-бо *** *** (ХЧКЧ, т. 5, с. 2304).

6. В сменявших друг друга шести правителях княжества Вэй (Кан-бо, Сы-бо, Цзе-бо, Цзин-бо, Чжэнь-бо и Цин-хоу) первые пятеро имеют титулы бо *** — ранг третьей степени (из пяти рангов: гун, хоу, бо, цзы, нань) и лишь Цин-хоу с помощью многочисленных подарков вану получил ранг второй степени хоу ***. В Ши бэнь этот же список правителей выглядит так: Кан-бо, Кунь, Као-бо, Сы-бо, Чжи-бо, Цзин-бо, Цзи-бо и Цин-хоу (ШБ, вариант Цинь Цзя-мо, с. 41). Разночтения для IX в. до н. э. легко объяснимы, так как генеалогия тех лет восстанавливалась скорее всего согласно устной традиции.

7. Некоторые ученые считают, что произошло не самоубийство Гун-бо, а Хэ убил брата близ могилы отца. В связи с этим Яо Най (1731-1815) и Такигава (который его цитирует) резонно ставят вопрос о несовместимости двух образов У-гуна — с одной стороны, человек, убивший родного брата ради власти, с другой — мудрый князь, правивший 55 лет (ХЧКЧ, т. 5, с. 2306).

Чэнь Жэнь-си считает историю об убийстве брата мудрым У-гуном ошибкой (ШЦПЛ, т. 3, с. 123). Думается, что традиция о мудром князе У-гуне создавалась позднее, а Сыма Цянь соединил разные версии, умело показав, какими путями шли к власти и те, кто затем прославился своими действительными или, скорее, присочиненными добродетелями.

8. Поскольку в Чунь-цю в ранний период вэйский правитель часто именуется Хоу, Такигава полагает, что Хэ вначале не носил титула гуна и только повелением чжоуского Пин-вана получил его (ХЧКЧ, т. 5, с. 2306).

9. Жене гуна из Ци, принадлежавшей к роду Цзян, и ее красоте в Ши цзин посвящена даже специальная песня, названная Ши жэнь — «Красавица» (I, V, 3 — ШСЦ, т. 5, с. 313-318), в русском переводе «Ты величава собой» (Ши цзин, с. 72-73). Она начинается следующим четверостишием:

Ты величава собой, высока и стройна,
Виден узорный наряд под одеждою из полотна.
О новобрачная, цискому князю ты дочь,
Нашему вэйскому князю теперь ты жена...

10. Танский конфуцианец Куй Ин-да, ссылаясь на правила поведения — ли, отмечает, что при вторичной женитьбе чжухоу, да еще при живой первой жене, вторая официально не называлась женой, в главе они обе названы фужэнь, что ошибочно (ХЧКЧ, т. 5, с. 2306).

11. Ши Цо — высший сановник (шан-цин) в княжестве Вэй.

12. В Цзо чжуань под 4-м годом правления Инь-гуна изложение этих событий выглядит несколько иначе: сын Ши Цо по имени Хоу по совету отца поехал с Чжоу-юем в княжество Чэнь, чтобы через чэньского гуна добиться аудиенции у чжоуского вана. Ши Цо, сообщая о цели поездки чэньскому гуну, писал: «Княжество Вэй мало, я уже стар и ничего не могу поделать. Эти двое фактически убили нашего правителя, и я осмеливаюсь [просить] принять меры против них». Чэньцы схватили обоих и просили приехать кого-нибудь из Вэй для суда над ними. В девятой луне вэйцы послали Юцзай Чоу, тот прибыл и убил Чжоу-юя в Пу, а Ши Цо послал своего управителя; тот прибыл и убил Ши Хоу в Чэнь (ШСЦ, т. 27, с. 137).

Местонахождение Пу до сих пор спорно. По Фу Цзя и Цзя Кую, это поселение в Чэнь. По Накаи Сэкитоку, это поселение на границе с Чжэн. Определить точно не представляется возможным.

13. Син — название чжоуского владения, захваченного княжеством Вэй. Находилось на территории совр. уезда Синтай, на юге пров. Хэбэй.

14. По свидетельству Хронологических таблиц (ШЦ, т. 2, с. 552), гл. 14 и 39 «Наследственный дом Цзинь» (ШЦ, т. 4, с. 1639), Чжуан-бо умер на 2-м году правления Ай-хоу, восемь лет назад (716 г.), и тогда же в Цюйво воцарился его сын У-гун. Следовательно, в гл. 37 явная ошибка: вместо Чжуан-бо должен стоять У-гун (на это резонно указывали Лян Юй-шэн, Чжан Чжао, Шаванн и др.).

15. Из комментария Кун Ин-да к Цзо чжуань явствует, что в данном случае титул гунцзы — «княжич» применен к одному из братьев Сюань-гуна (ШСЦ, т. 27, с. 308, 16-й год правления Хуань-гуна). Имя наследника в Цзо чжуань пишется иным знаком Цзи ***. И-цзян была наложницей отца Сюань-гуна, поэтому в Цзо чжуань не упоминается слово фужэнь — жена, как у Сыма Цяня, а, наоборот, употреблен глагол чжэн *** — прелюбодействовать (ШСЦ, т. 27, с. 308). Средневековые комментаторы (в частности, Лян Юй-шэн) обвиняют Сыма Цяня в приглаживании этой истории.

16. Порицая Сюань-гуна за то, что он отобрал невесту у родного сына, вэйцы сочинили песню, которая в Ши цзин называется «Новая башня». В ней, в частности, есть такая строфа: «Ты к милому мужу стремилась — и вот больного водянкой нашла старика...» (ШСЦ, т. 5, с. 257; русское издание Ши цзин, с. 56).

17. Согласно Цзо чжуань, И-цзян, мать наследника Цзи, повесилась, по-видимому, из-за того, что переживала утрату привязанности Сюань-гуна.

18. В изложении Цзо чжуань замысел убийства наследника Цзи скорее относится к жене гуна и ее сыну Шо. Сыма Цянь ввел в текст слово хин — «приказ» и фразу и бао Сюань-гун — «о чем доложили Сюань-гуну», чем недвусмысленно возложил вину за убийство сына на отца — Сюань-гуна.

В предисловии к песне «Двое детей садятся в лодку» в «Книге песен и гимнов» говорится, что простые люди в княжестве Вэй, скорбя о смерти Цзи и Шоу, сложили эту песню (ШСЦ, т. 5, с. 258). Смысл тревоги за жизнь обоих княжичей передан с большим чувством.

19. Подсчет не очень точный: три и восемь — всего 11 лет; фактически Хуэй-гун бежал на 4-м году правления, значит, получается 12 лет. Совсем неясно, откуда взялась цифра 13 (это отмечали Лян Юй-шэн, Сюй Ин-юань и др.).

20. В «Основных записях» («Исторические записки», т. 1, с. 205) говорится, что сначала против чжоуского Хуэй-вана выступили пять обиженных им сановников, которые хотели посадить на престол младшего брата Си-вана — Туя. С помощью войск княжеств Янь и Вэй восставшим удалось это осуществить, а Хуэй-ван бежал в Вэнь, затем в Ли. Частично эта версия о нападении Янь и Вэй на вана повторена и в таблицах (ШЦ, т. 2, с. 574). Но это расходится с версией, описанной в Цзо чжуань. Там мятеж пяти сановников в Чжоу сначала закончился неудачно, и не Хуэй-ван, а Туй и его вдохновители бежали в Вэнь (территория совр. уезда Вэньсянь пров. Хэнань). Только после вмешательства войск княжеств Янь и Вэй удалось поставить у власти Туя (ШСЦ, т. 26, с. 386, 19-й год правления Чжуан-гуна).

Дата убийства Туя также не совпадает: в анналах, Хронологических таблицах и в Цзо чжуань (с. 387) указан 21-й год правления луского Чжуан-гуна и 27-й год правления вэйского Хуэй-гуна, т. е. 673 г. до н. э., а в гл. 37 указан 671 г. до н. э., что, вероятно, ошибочно.

21. История с журавлями И-гуна описана в Цзо чжуань под 2-м годом правления Минь-гуна. Там же сообщается, что в результате разгрома Вэй племенами ди в княжестве осталось в живых 730 душ обоего пола (ШСЦ, т. 28, с. 460). Несомненно, это был тяжелый разгром Вэй.

22. Чуцю — населенный пункт в Вэй. Находился на территории совр. уезда Хуасянь, на севере пров. Хэнань.

23. Лян Юй-шэн правильно подметил явный алогизм фразы: ранее ясно говорилось о том, что народ и чиновники были недовольны И-гуном, что ему не подчинялись, что хотели от него избавиться, так же как и от его отца Хуэй-гуна Шо, убившего Цзи. И тут вдруг — «вэйцы сожалели о нем». Более того, получается, что «сожалели» об И-гуне, а хотели поставить у власти потомков Цзи, которого убил отец И-гуна. Опять явное противоречие. Комментатор думает, что здесь ошибка (ЛЮШ, кн. 9, гл. 20, с. 8-9). Такигава считает, что этот повтор противоречив и не принадлежит кисти историка (ХЧКЧ, т. 5, с. 2313). На алогизм указывает и Дэн И-цзань («Лес суждений...», т. 1, с. 127).

24. О мерах по развитию земледелия, торговли и ремесел, по обучению народа и поощрению наук, принятых Вэнь-гуном, сообщается также в Цзо чжуань, но иными словами (ШСЦ, т. 28, с. 466, 2-й год правления Минь-гуна). В какой мере это соответствует действительности, сказать сейчас трудно, но то, что заслуги Вэнь-гуна как образцового правителя преувеличены, бросается в глаза.

25. Судя по ходу событий, изложенному в Цзо чжуань, цзиньский гун просил дать ему дорогу не столько для помощи княжеству Сун, сколько для нападения на Цао (ШСЦ, т. 28, с. 634).

26. Как явствует из Чунь-цю (28-й год правления Си-гуна), вэйский князь бежал сначала в княжество Чу, затем, в шестой луне, вновь вернулся в Вэй, а зимой цзиньцы схватили его и вернули в столицу Чжоу (ШСЦ, т. 28, с. 637), а в Цзо чжуань дополнительно повествуется о его прибытии после Чу в княжество Чэнь (ШСЦ, т. 28, с. 646).

27. Некоторые детали этой операции, описанные в Цзо чжуань, небезынтересны: и чжоускому вану, и цзиньскому хоу были поднесены дары в виде яшмы, что и решило вопрос об освобождении вэйского хоу и его возвращении.

Княжич Ся после бегства Чэн-гуна был поставлен сановником Юань Сюанем правителем в Вэй. Вернувшись, Чэн-гун убил обоих (см. Чунь-цю, 30-й год правления Си-гуна). Запись о бегстве Ся, очевидно, ошибочна,

28. В Ши бэнь отмечено, что Чэн-гун перенес столицу княжества в Пуян, который комментатор Суй Чжун отождествляет с Дицю (ШБ, список Мао Лань-линя, с. 100). Пуян (Дицю) находился на территории совр. уезда Пуян, на севере пров. Хэнань. Лян Юй-шэн выразил удивление, что такое важное событие, как перенесение столицы, не отмечено в главе.

29. Ся Чжэн-шу убил своего правителя Лин-гуна и сам встал у власти, этот предлог и был использован чуским ваном для нападения. Убийцами Ся Чжэн-шу в Чунь-цю названы чусцы вообще — чу-жэнь, а не ван (ШСЦ, т. 29, с. 903).

30. В Цзо чжуань вместо Сю *** — стоит Ци ***. Сю находилось на территории совр. уезда Дунпин пров. Шаньдун. А Ци, названное в Цзо чжуань, находилось на территории совр. уезда Пуян пров. Хэнань. Расстояние между ними было 100-120 км. Причина отъезда сановников — их обида на гуна, отказавшего им в ежедневной церемонии принятия пищи у правителя княжества во дворце.

31. Сына Сунь Вэн-цзы в Цзо чжуань зовут не Шу, а Куай.

Ода, или песня, Цяо янь входит в раздел «Малых од» «Книги песен и гимнов» (ШСЦ, т. 8, с. 1023-1028) и в русском переводе названа «Ода о клеветниках» (Ши цзин, с. 265-266). Последняя строфа, которую спел Цао, звучит так:

А тот, кто клевещет, — какой человек?
Жил в травах густых он, в излучинах рек;
Нет мужества в нем, нет и силы в руках,
Признанье его — быть лишь к смуте путем,
Опора гнила, как стопы в гнойниках:
Откуда возьмется и мужество в нем?
Хоть тьма у тебя начинаний больших,
Но много ль сторонников будет твоих?

Гун хотел тем самым осрамить сбежавшего в Ци Сунь Вэнь-цзы, представить его бессильным клеветником и смутьяном, а Цао рассчитал, что такая песня, об исполнении которой сын доложит Вэнь-цзы, вызовет в нем страх и гнев и приведет к решительным действиям с его стороны. Так оно и случилось.

32. Местоположение Цзюйи неизвестно. В Цзо чжуань место поселения вэйского гуна названо Лай *** (совр. уезд Инъян пров. Хэнань); оно относилось к княжеству Чжэн, и непонятно, как мог циский гун поселить Сянь-гуна на территории другого княжества.

33. В этом абзаце комментаторы усматривают неточности и расхождения с Чунь-цю и Цзо чжуань. В частности, в Чунь-цю сообщается, что вэйский Нин Си во второй луне 26-го года правления луского Сян-гуна (547 г.) убил Шан-гуна (ШСЦ, т. 30, с. 1475); в таблицах сообщалось, что в Цзинь казнили Шан-гуна (ШЦ, т. 2, с. 642-643); в гл. 37 этот эпизод вообще опущен. Таких мест несколько (см. ЛЮШ, кн. 9, гл. 20, с. 11).

34. Нань-цзы — жена Лин-гуна родом из княжества Сун, мать наследника. Эта история описывается в Цзо чжуань (14-й год правления Дин-гуна, см. ШСЦ, т. 32, с. 2288). Там причиной ненависти Куай-вая к родной матери послужила грубоватая песенка простых сунцев, насмехавшихся над его даром княжеству Ци. Они пели: «Коли ты управился со своей свиньей в течке, почему бы тебе не вернуть нам нашего старого борова?»

Жена гуна, княгиня Нань-цзы, упоминается также и в Лунь юй. Там сказано: «Конфуций нанес визит Нань-цзы. Цзы-лу был этим недоволен, и тогда учитель, осуждая его, сказал: «Если я поступаю неправильно, только Небу дано отвергнуть меня, только Небу»» (ЧЦЧЦ, т. 1; Лунь-юй чжэн-и, гл. Юн Е, с. 131).

Посещение Конфуцием княгини Вэй — косвенное свидетельство того, что Нань-цзы играла определенную политическую роль в делах княжества, в котором Кун-цзы пытался пропагандировать свои идеи управления государством.

35. Судя по замыслу, было решено инсценировать смерть наследника Куай-вая; из Вэй привезли траурные одежды, а затем была сделана неудавшаяся попытка ввезти в Вэй и самого наследника вместе с траурными одеждами. В Цзо чжуань версия несколько различается: это посольство во главе с Ян Ху сбилось ночью с пути, и траурная процессия, включавшая наследника и восемь его сопровождающих, удачно вошла в город Ци (ШСЦ, т. 32, с. 2312).

36. Кун Юй по прозвищу Вэнь-цзы был сановником в княжестве Вэй. Когда он, собираясь в военный поход, по словам Цзо чжуань, спросил у Конфуция совета, тот ему ответил: «Я изучил все, что касается жертвенных сосудов, но я еще не слышал ничего о латах и оружии» (ШСЦ, т. 32, с. 2367).

37. С башни над домом можно было обратиться к чиновникам и жителям. В данном случае могла идти речь о представлении наследника народу.

38. Фу Цянь сообщает, что Чжун-ю (другое имя — Цзи-лу, или Цзы-лу) служил домоуправителем в семье Кун (ХЧКЧ, т. 5, с. 2323) и был одним из видных учеников Конфуция.

39. Цзы-гао (другое имя — Гао Чай) — вэйский сановник, также один из последователей Конфуция. Позднее бежал из Вэй.

40. Весь этот красочный эпизод борьбы за власть между Куан-ваем и его сыном Чжэ взят историком из Цзо чжуань (под 15-м годом правления Ай-гуна, ШСЦ, т. 32, с. 2403-2405). В таблицах и в данной главе эти события отнесены к 14-му году правления Ай-гуна, т. е. на год раньше.

41. Жунчжоу — район, населенный племенами жунов. По данным Димин да цыдянь, находился на территории совр. уезда Цаосянь пров. Шаньдун (ДМДЦД. Шанхай, 1933, с. 314), по Ко ди чжи — уезда Чуцю, т. е. там же, на границе с совр. пров. Хэнань 4(ХЧКЧ, т. 5, с. 2326). Характерно, что даже в конце периода Чуньцю среди княжеств с их китайским населением и в центре страны еще существовали целые районы, в которых обитали иноплеменники, так называемые варвары.

42. В Цзо чжуань и Люй-ши чунь-цю этот же сюжет описан несколько иначе. В Люй-ши чунь-цю говорится: «Когда вэйский Чжуан-гун поднялся на башню и увидел Жунчжоу, он сказал: «Мы принадлежим к роду Цзи, но как же осмеливаются жуны проживать в нашем княжестве? Надо отобрать их жилища, разрушить их область». Жители Жунчжоу совместно с Ши Фу убили Чжуан-гуна и поставили у власти княжича Ци» (ЧЦЦЧ, т. 6, гл. 25 Люй-ши чунь-цю, с. 326).

43. По Цзо чжуань, Бань-ши был внуком Сян-гуна. Однако ранее в главе говорилось, что у жены Сян-гуна не было сыновей, следовательно, это мог быть сын какой-либо наложницы.

44. По Ду Юю, Ци был сыном Лин-гуна (ШСЦ, т. 32, с. 2428).

45. Вэйский Ши Мань-фу в Цзо чжуань именуется Ши Фу. Лян Юй-шэн считал иероглиф Мань в имени ошибочной вставкой (ЛЮШ, кн. 9, гл. 20, с. 14).

46. В Ши бэнь и Ши цзи в перечне имен правителей от Дао-гуна до Чэн-хоу наблюдается известная разница:

Ши бэнь

Ши цзи

Дао-гун Цянь

Дао-гун Цянь

Цзин-гун Фэй

Цзин-гун Фо

Шэнь-гун Туй

Чжао-гун Чжоу

Чжао-гун Цзю

Хуай-гун Вэй

Хуай-гун

Шэнь-гун Чи

Шэнь-гун

Шэн-гун Сюнь

Чэн-хоу Бу-ши

Чэн-хоу Су

(ШЦ, т. 4, с. 1603-1604; ШБ, список Мао Лань-линя, с. 28-29).

47. Из анналов известно, что Шан Ян прибыл в Цинь к Сяо-гуну в начале его правления — в 361 г. до н.э. («Исторические записки», т. 1, с. 40), поэтому в гл. 37 явная ошибка: поставлен 11-й год вместо 1-го года Чэн-хоу (это отметили Сыма Чжэнь, а также Лян Юй-шэн, Такигава и др.); в текст перевода внесена поправка.

48. О Пуяне см. примеч. 28 к данной главе.

49. Еван находился на территории совр. уезда Циньян пров. Хэнань, северо-западнее Лояна. Это переселение, по Хронологическим таблицам, произошло в 241 г. (ШЦ, т. 2, с. 752).

50. В гл. 37 мы вновь встречаемся с фразой «Я читал рассказы о наследственных домах». В вводной статье мы уже касались трактовки этих слов. Сейчас лишь отметим наличие нескольких ее толкований.

Чжао И (1727-1814) считал, что речь идет о сочинениях, или хрониках, созданных в княжествах, которые Сыма Цянь мог читать. В применении к гл. 37 мы согласны с такой трактовкой. Многие расхождения, связанные с генеалогией князей, в Ши бэнь и даже в Цзо чжуань свидетельствуют о том, что историк имел в своем распоряжении и другие материалы.

Лян Юй-шэн высказал предположение, что, может быть, глава была создана отцом историка, поэтому он и пишет: «Я читал...» (ЛЮШ, кн. 9, гл. 20, с. 16). Однако Чжу Дун-жунь считает такое предположение безосновательным (Чжу Дун-жунь. Ши цзи као-со (Исследование «Исторических записок». Шанхай, 1948, с. 27) и, в свою очередь, предполагает, что, может быть, эпилог главы не весь был написан Сыма Цянем, отсюда и такая труднообъяснимая фраза. Стиль эпилога, как нам представляется, отвергает эта предположение.

51. См. гл. 38 о событиях 656 г.

52. Мысль, выраженная Сыма Цянем в эпилоге, сводится к тому, что гибель наследника Сюань-гуна из-за жены гуна и княжича Шоу из-за взаимной уступчивости престола в Вэй, так же как и гибель цзиньского наследника Шэнь-шэна, не посмевшего указать на ошибки Ли-цзи, весьма прискорбна, но все-таки объяснима, но насколько ужаснее бесконечные убийства отцами сыновей и сыновьями отцов, братьями друг друга, которыми наполнена история дома Вэй (и не только Вэй).

Картина борьбы за власть и кровавых злодеяний, ее сопровождающих, дает весьма рельефную характеристику политической жизни периода Чунь-цю — Чжаньго.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.