Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СЫМА ЦЯНЬ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

ШИ ЦЗИ

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ

ЧЭНЬ ЦИ ШИ ЦЗЯ — НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ДОМА КНЯЖЕСТВ ЧЭНЬ И ЦИ

Чэньский Ху-гун по имени Мань был потомком Шуня — императора Юя 1. В прошлом, когда Шунь был простолюдином, Яо отдал ему в жены двух своих дочерей и поселил на реке Гуйжуй 2; потомки Шуня в этой связи получили родовую фамилию и стали носить фамилию Гуй 3. Когда Шунь уже умер, Поднебесная была передана Юю, а сыну Шуня — Шан-цзюню — была пожалована территория княжества. Во времена Ся-хоу [его потомки] то теряли [княжество], то снова [владели им]. Когда же чжоуский У-ван победил иньского Чжоу[-синя], он вновь стал разыскивать потомков Шуня и нашел Гуй Маня, пожаловал ему владение в Чэнь, с тем чтобы тот приносил там жертвы императору Шуню; это и был Ху-гун 4.

После смерти Ху-гуна у власти встал его сын Си-хоу под титулом Шэнь-гуна. После смерти Шэнь-гуна у власти встал его младший брат Гао-ян под титулом Сян-гуна. После смерти Сян-гуна у власти поставили сына Шэнь-гуна [по имени] Ту; это был Сяо-гун. После смерти Сяо-гуна у власти встал его сын Юй-жун под титулом Шэнь-гуна. Шэнь-гун правил во время чжоуского Ли-вана. После смерти Шэнь-гуна у власти встал его сын Нин под титулом Ю-гун. На двенадцатом году [правления] Ю-гуна (842 г.) чжоуский Ли-ван бежал в Чжи 5. На двадцать третьем году [своего правления] (832 г.) Ю-гун умер, и у власти встал его сын Сяо под титулом Си-гун. На шестом году [правления] Си-гуна (827 г.) на престол взошел чжоуский Сюань-ван. На тридцать шестом году [своего правления] (796 г.) Си-гун умер, и у власти встал его сын У-гун Лин. На пятнадцатом году [своего правления] (781 г.) У-гун умер, и у власти встал его сын И-гун Юэ. В тот год на престол взошел чжоуский Ю-ван. И-гун умер на третьем году [своего правления] (778 г.), и у власти встал его младший брат Пин-гун Се. На седьмом году [правления] Пин-гуна (771 г.) чжоуский Ю-ван был убит цюаньжунами, дом Чжоу переехал на восток. [Правитель] Цинь впервые был возведен в ранг чжухоу. Пин-гун умер на двадцать третьем году [правления] (755 г.), у власти встал его сын Вэнь-гун Юй 6. В начальном году [своего [103] правления] (754 г.) Вэнь-гун женился на дочери [князя] из Цай, которая родила сына То. Вэнь-гун умер на десятом году [своего правления] (745 г.), у власти встал его старший сын Хуань-гун по имени Бао.

На двадцать третьем году [правления] Хуань-гуна (722 г.) впервые стал править луский Инь-гун. На двадцать шестом году [правления Хуань-гуна] (719 г.) вэйцы убили своего правителя Чжоу-юя. На тридцать третьем году [правления Хуань-гуна] (712 г.) лусцы убили своего правителя Инь-гуна. Хуань-гун Бао умер на тридцать восьмом году [своего правления] (707 г.), в первой луне, в день цзя-сюй, [или] цзи-чоу 7.

У младшего брата Хуань-гуна — То — мать была дочерью князя Цай, поэтому люди из Цай в интересах То убили У-фу и старшего сына-наследника Хуань-гуна — Мяня — и поставили у власти То; это был Ли-гун. Во время болезни Хуань-гуна [в Чэнь] возникли беспорядки, люди княжества оказались разъединенными и разрозненными, вот почему было дважды объявлено [о смерти князя] 8.

На втором году [правления] Ли-гуна (705 г.) у него родился сын Цзин-чжун Вань. Когда главный астролог чжоуского двора проезжал княжество Чэнь, чэньский Ли-гун решил погадать о сыне, используя для этого его чжоускую «Книгу перемен». Гадание показало на гексаграмму Гуань («Созерцание»), а затем на гексаграмму Пи («Упадок»); астролог сказал: «Сочетание черт означает: «Созерцай блеск государства. Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у вана». Следовательно, [наследник] при жизни будет владеть либо княжеством Чэнь, либо если не тем, то другим княжеством. Если же не он сам, то [владеть княжеством] будут его потомки. Если все это произойдет в другом владении, то будет связано с родом Цзян, который принадлежит к потомкам Тай-юя. В вещах не может быть двух равновеликих; коли княжество Чэнь придет в упадок, это будет означать, что возвысятся потомки [этого дома]!» 9.

Ли-гун женился на дочери цайского [князя]. Она безобразничала вместе с людьми из Цай. Ли-гун [также] много раз отправлялся в Цай, где предавался распутству. На седьмом году [правления Ли-гуна] (700 г.) три младших брата наследника Хуань-гуна Мяня, убитого Ли-гуном, которых звали: старшего — Яо, среднего — Линь и младшего — Чу-цзю, совместно предложили цайцам с помощью красивой женщины заманить Ли-гуна к себе [в дом], где они вместе с жителями Цай убили Ли-гуна и поставили у власти Яо; это был Ли-гун. Ли-гун Яо был сыном Хуань-гуна. Пробыв у власти пять месяцев, Ли-гун умер, и тогда у власти поставили следующего младшего брата — по имени Линь; это был Чжуан-гун. Чжуан-гун умер на седьмом году [104] [правления] (693 г.), и у власти встал самый младший из братьев — Чу-цзю; это был Сюань-гун.

На третьем году [правления] Сюань-гуна (690 г.) умер чуский У-ван; княжество Чу впервые стало усиливаться. На семнадцатом году [правления Сюань-гуна] (676 г.) чжоуский Хуэй-ван женился на дочери чэньского князя, и она стала государыней. На двадцать первом году [правления Сюань-гуна] (672 г.) произошли следующие события: когда у Сюань-гуна уже после [рождения наследника] любимая его наложница родила сына Куаня, он решил поставить наследником его и убил своего старшего сына-наследника по имени Юй-коу. До этого времени Юй-коу очень любил сына Ли-гуна — Ваня, поэтому Вань, боясь, что беда коснется и его, бежал в княжество Ци. Циский Хуань-гун хотел сделать чэньского [Цзин-чжун] Ваня высшим сановником, но Вань сказал ему: «Я лишь временный гость у Вас; к счастью, мне удалось избежать тяжелой участи благодаря Вашей, правитель, милости, но я не осмеливаюсь занимать высокий пост». Тогда Хуань-гун назначил его гунчжэном — начальником над мастеровыми.

И-чжун из княжества Ци решил выдать дочь замуж за чэньского Цзин-чжуна и стал гадать. Гадание гласило: «Это говорит о том, что фениксы — самец и самка — полетят вместе, [как счастливые супруги], их голоса прозвучат согласно, как звон колокольцев. Потомок рода Гуй в будущем будет воспитываться в роде Цзян, в пятом поколении их потомок будет процветать и войдет в ранг высших сановников — чжэнцинов; в восьмом поколении не будет никого величественнее их потомка» 10.

На тридцать седьмому году [правления Сюань-гуна] (656 г.) циский Хуань-гун напал на княжество Цай, и оно потерпело поражение; на юге [армия Ци] вторглась в пределы княжества Чу и дошла до Чжаолина; на обратном пути [армия Ци] прошла через земли Чэнь. Чэньский сановник Юань Тао-ту, недовольный тем, что цисцы [хотят] пройти через земли Чэнь, обманул циского [князя], предложив им пойти по восточной дороге. Восточная дорога оказалась скверной, и, разгневавшись, Хуань-гун схватил чэньского Юань Тао-ту 11. В этот год цзиньский Сянь-гун убил своего старшего сына — наследника Шэнь-шэна.

Сюань-гун умер на сорок пятом году [правления] (648 г.), у власти встал его сын Куань; это был Му-гун. На пятом году [правления] Му-гуна (643 г.) умер циский Хуань-гун. На шестнадцатом году [правления Му-гуна] (632 г.) цзиньский Вэнь-гун нанес поражение войскам княжества Чу под Чэнпу 12. В том году умер Му-гун, и у власти встал его сын Гун-гун Шо. На шестом году [правления] Гун-гуна (626 г.) чуский наследник Шан-чэнь убил своего отца Чэн-вана и стал вместо него править; это был Му-ван. На одиннадцатом году [правления [105] Гун-гуна] (621 г.) умер циньский Му-гун. Гун-гун умер на восемнадцатом году [своего правления] (614 г.), и у власти встал его сын Лин-гун по имени Пин-го. В начальном году [правления] Лин-гуна (613 г.) на престол взошел чуский Чжуан-ван. На шестом году [правления Лин-гуна] (608 г.) Чу напало на Чэнь. На десятом году (604 г.) княжество Чэнь замирилось с Чу. На четырнадцатом году [своего правления] (600 г.) Лин-гун со своими сановниками Кун Нином и И Хан-фу стали ходить к красавице Ся-цзи 13; одетые в свои затрапезные одежды, они веселились прямо во дворе [ее дома]. Се Е, увещевая [гуна], говорил: «Если правитель и его слуги распутствуют и безобразничают, какой же это пример для народа?» Ли-гун передал эти слова двум своим сановникам, те попросили разрешения убить Се Е; гун не запретил им этого, и они убили Се Е. На пятнадцатом году [правления] (599 г.), когда Лин-гун со своими двумя сановниками бражничал в доме Ся, гун, высмеивая двух своих друзей, сказал: «Чжэн-шу похож на вас». Те двое ответили: «Он похож также на Вас, гун». Чжэн-шу был этим разгневан. Когда же гун, закончив бражничать, вышел, Чжэн-шу, стоя в воротах конюшни, пустил стрелу в Лин-гуна из припрятанного лука и убил его. Кун Нин и И Хан-фу — оба бежали в княжество Чу; старший сын Лин-гуна — наследник У — бежал в княжество Цзинь. Чжэн-шу сам встал у власти и стал чэньским князем. Чжэн-шу прежде был сановником в Чэнь; Ся-цзи была женой Юй-шу и матерью [Чжэн-]шу.

В начальном году [правления] Чэн-гуна (598 г.), зимой, чуский Чжуан-ван, в связи с тем что Ся Чжэн-шу убил Лин-гуна, возглавил владетельных князей в карательном походе против княжества Чэнь. Он сказал [жителям] Чэнь: «Не бойтесь, я лишь казню Чжэн-шу, и все». Но, казнив Чжэн-шу, он вслед за этим разделил земли Чэнь на уезды и стал владеть ими; все его чиновники поздравили его [с успехом]. Только Шэнь-шу, посланный в свое время в княжество Ци и вернувшийся обратно, не поздравлял вана. Чжуан-ван спросил о причинах этого, и тот ответил: «В простонародных высказываниях есть такое выражение: „Если, ведя быка, проходишь по чьему-то полю, то хозяин поля забирает твоего быка”. Значит, прохождение [по чужому полю] считается преступлением; но разве захват быка еще не большее [нарушение]? Ныне, на основании того, что Чжэн-шу — злодей, убивший своего правителя, Вы, ван, собрали войска чжухоу и по долгу справедливости напали на него, но затем Вы захватили его земли, чтобы извлечь из них выгоду. Как же впредь Вы сможете приказывать Поднебесной? Вот почему я и не поздравлял [Вас]». Чжуан-ван сказал: «Хорошо»; после этого [он] отыскал в княжестве Цзинь старшего сына чэньского Лин-гуна, наследника У, и поставил его править, возвратив правителю в Чэнь все, как было прежде; [106] это и был Чэн-гун. Когда Конфуций читал исторические записи и дошел до того, как Чу[ский ван] восстановил княжество Чэнь, он сказал: «Сколь мудр чуский Чжуан-ван! Он пренебрег [интересами] государства, обладающего тысячью колесниц, но придал серьезное значение одному слову» 14.

На [28] восьмом году [правления Чэн-гуна] (591 г.) умер чуский Чжуан-ван 15. На двадцать девятом году [правления Чэн-гуна] (570 г.) Чэнь нарушило союз с Чу. На тридцатом году [правления Чэн-гуна] (569 г.) чуский Гун-ван напал на княжество Чэнь. В том году умер Чэн-гун, и у власти встал его сын Ай-гун Жо 16. [Правитель] княжества Чу из-за траура в Чэнь прекратил военные действия и ушел.

На третьем году [правления] Ай-гуна (566 г.) [войска] Чу окружили [столицу] Чэнь, но затем вновь оставили ее. На двадцать восьмом году [правления Ай-гуна] (541 г.) чуский княжич Вэй убил своего правителя Цзя-ао и сам встал у власти; это был Лин-ван. Тридцать четвертый год [правления Ай-гуна] (535 г.). [Следует сказать, что] ранее Ай-гун женился [на дочерях] правителя княжества Чжэн; старшая из рода Цзи родила наследника Ши, [посмертный титул] Дао[-гун]; младшая из рода Цзи родила сына Яня 17; а из двух наложниц старшая родила сына Лю, а младшая — сына Шэна. Лю полюбился Ай-гуну, и тот поручил его своему младшему брату Чжао, который занимал пост сыту — блюстителя нравов. Когда Ай-гун заболел, то в третьей луне Чжао убил наследника Дао и поставил наследником Лю. Ай-гун разгневался и хотел казнить Чжао, но Чжао поднял войска и окружил плотным кольцом [дворец] Ай-гуна. Ай-гун погиб, перерезав себе горло. Чжао в конце концов поставил у власти Лю, сделав его правителем княжества Чэнь. В четвертой луне чэнь[ский князь] отправил посла в Чу с извещением о смерти [Ай-гуна]. Чуский Лин-ван, узнав о смуте в княжестве Чэнь, убил посла из Чэнь и повелел княжичу Ци-цзи поднять войска и напасть на Чэнь. Чэньский правитель Лю бежал в княжество Чжэн. В девятой луне [войска] Чу окружили [столицу] Чэнь. В одиннадцатой луне они разгромили Чэнь, и Ци-цзи был назначен чэньским гуном.

Когда Чжао убил наследника Дао, его сын по имени У бежал в княжество Цзинь. Цзиньский Пин-гун спросил астролога Чжао: «Погибнет ли после этого княжество Чэнь?» Астролог ответил: «Чэнь принадлежит к роду Чжуань-сюя. Род Чэнь получил [право] управлять на землях Ци и там в конце концов и погибнет. С Му и до Гу-соу не было [таких правителей из этого рода], кто нарушал бы повеление [Неба]; Шунь умножил [славу рода] своими блестящими добродетелями; в период до Суя 18 их потомки из поколения в поколение сохраняли свое владение.

Когда пришло время Ху-гуна, [ван] Чжоу пожаловал ему [107] [родовую] фамилию [Гуй] и повелел приносить жертвы императору Юю (Шуню). В дальнейшем потомки [того, кто] обладал обилием добродетелей, в течение сотни поколений непременно должны приносить жертвы [первопредку]; этот ряд поколений [потомков] Юя еще не [исчерпан], разве они находятся не в княжестве Ци?»

Через пять лет после того как чуский Лин-ван уничтожил княжество Чэнь (529 г.), чуский княжич Ци-цзи убил Лин-вана и стал править вместо него; это был Пин-ван. В начале своего правления Пин-ван решил достичь мира с чжухоу, затем в прежнем княжестве Чэнь он отыскал У — сына наследника Ши, посмертное имя которого было Дао, — и поставил его чэньским хоу; это был Хуэй-гун. Встав у власти, Хуэй-гун, продолжая [преемственность правления], начальным годом [своего правления] решил считать год смерти Ай-гуна, присвоив себе пять лет власти 19. На [7] десятом году [правления Хуэй-гуна] (524 г.) 20 в Чэнь вспыхнули пожары. На пятнадцатом году [правления Хуэй-гуна] (519 г.) уский ван Ляо послал княжича Гуана напасть на княжество Чэнь; захватив Ху и Шэнь, тот ушел 21. На двадцать восьмом году [правления Хуэй-гуна] (506 г.) уский ван Хэ-люй совместно с [У] Цзы-сюем разбили [войска] Чу и вошли в их [столицу] Ин 22. В том году умер Хуэй-гун, и у власти встал его сын Хуай-гун Лю. В начальном году [правления] Хуай-гуна (505 г.) [правитель] княжества У, разбив [армию] Чу и обосновавшись в Ин, призвал к себе чэньского хоу. Чэнь-хоу собрался отправиться к нему, но сановники сказали: «Уский [ван] вновь добивается своих целей; и хотя чуский ван бежал, но у него с княжеством Чэнь давние [связи], нельзя изменять им». Тогда Хуай-гун, сославшись на болезнь, отказался [от приглашения] [вана] княжества У. На четвертом году [правления] (502 г.) [правитель У] вновь призвал Хуай-гуна. Тогда Хуай-гун испугался и отправился в княжество У. У [-ван], гневаясь на то, что Хуай-гун не прибыл в первый раз, задержал его у себя, и он так и умер в У 23. В Чэнь тогда поставили править сына Хуай-гуна по имени Юэ; это был Минь-гун.

На шестом году [правления] Минь-гуна (496 г.) Кун-цзы (Конфуций) прибыл в Чэнь. Уский ван Фу-ча напал на Чэнь, захватил три поселения и отошел. На тринадцатом году [правления Минь-гуна] (489 г.) усцы вновь пришли и напали на Чэнь; [хоу] княжества Чэнь сообщил о своем бедственном положении [правителю] Чу, чуский Чжао-ван пришел на помощь и расположил армию в Чэнфу. Тогда уские войска ушли. В том году чуский Чжао-ван умер в Чэнфу 24. В это время Конфуций находился в Чэнь 25.

На пятнадцатом году [правления Минь-гуна] (487 г.) княжество Сун уничтожило Цао. На шестнадцатом году [108] [правления Минь-гуна] (486 г.) уский ван Фу-ча напал на княжество Ци, нанес поражение войскам Ци у Айлина 26, откуда послал нарочных призвать чэньского хоу. Чэньский князь испугался и поехал к ускому [вану]. [Войска] Чу напали на Чэнь. На двадцать первом году [правления Минь-гуна] (481 г.) Тянь Чан из Ци убил своего правителя Цзянь-гуна. На двадцать третьем году [правления Минь-гуна] (479 г.) чуский Бо-гун по имени Шэн убил первого советника — линъиня Цзы-си, — а также Цзы-ци и неожиданно напал на Хуэй-вана. Е-гун атаковал и разбил Бо-гуна. Бо-гун покончил с собой. На двадцать четвертом году [правления Минь-гуна] (478 г.) чуский Хуэй-ван восстановил свою власть в княжестве и направил войска в поход на север, где убил чэньского Минь-гуна. Затем он уничтожил княжество Чэнь и завладел его землями. В том году умер Конфуций 27.

[ДОМ ЦИ]

Князь Дунлоу-гун из княжества Ци был далеким потомком сяского хоу Юя. Во времена Инь [его потомки] то получали владение, то теряли его. Когда чжоуский У-ван победил иньского Чжоу [-синя], он стал искать потомков Юя, нашел [их в лице] Дунлоу-гуна и пожаловал ему владение в Ци, чтобы он приносил там жертвы [духу] рода Ся-хоу 28.

У Дунлоу-гуна родился Силоу-гун, у Силоу-гуна родился Ти-гун, у Ти-гуна родился Моуцюйгун. Моуцюйгун жил во время чжоуского Ли-вана 29. У Моуцюйгуна родился У-гун, который умер на сорок седьмом году правления, у власти встал его сын Цзин-гун. Цзин-гун умер на двадцать третьем году правления, у власти встал его сын Гун-гун 30. Гун-гун умер на восьмом году [своего] правления, у власти встал его сын Дэ-гун. Дэ-гун умер на восемнадцатом году [своего] правления, у власти встал его младший брат Хуань-гун по имени Гу-юн. Хуань-гун умер на семнадцатом году [своего] правления, и у власти встал его сын Сяо-гун Гай 31. Сяо-гун умер на семнадцатом году [своего] правления, и у власти встал его младший брат Вэнь-гун И-гу. Вэнь-гун умер на четырнадцатом году [своего] правления, и у власти встал его младший брат Пин-гун Юй. Пин-гун умер на восемнадцатом году [своего] правления, и у власти встал его сын Дао-гун Чэн. Дао-гун умер на двенадцатом году [своего] правления, и у власти встал его сын Инь-гун Ци. В седьмой луне младший брат Инь-гуна по имени Суй убил Инь-гуна и сам стал править; это был Си-гун. Си-гун умер на девятнадцатом году [своего] правления, и у власти встал его сын Минь-гун Вэй. На пятнадцатом году [правления] Минь-гуна (479 г.) чуский Хуэй-ван уничтожил княжество Чэнь. На шестнадцатом году [правления] младший брат Минь-гуна по имени Янь-лу [109] убил Минь-гуна и стал править вместо него; это был Ай-гун. Ай-гун умер на десятом году [своего правления], и к власти пришел сын Минь-гуна Чи; это был Чу-гун. Чу-гун умер на двенадцатом году своего правления, и к власти пришел его сын Цзянь-гун по имени Чунь. Он правил один год — [тот год], когда чуский Хуэй-ван, будучи на сорок четвертом году своего правления (445 г.), уничтожил княжество Ци. Ци погибло через тридцать четыре года после [уничтожения] княжества Чэнь.

Княжество Ци было малым и слабым, о его делах не стоит рассказывать.

Потомкам Шуня чжоуский У-ван пожаловал владение в Чэнь, и оно существовало до тех пор, пока чуский Хуэй-ван не уничтожил его, об этом и рассказано в истории их наследственного дома; потомкам Юя чжоуский У-ван пожаловал владение в Ци, уничтожил его [тоже] чуский Хуэй-ван, и об этом рассказано в истории их наследственного дома 32; потомки Се основали дом Инь; об Инь рассказано в «Основных записях» 33. После краха дома Инь Чжоу[ский ван] пожаловал его потомкам владение в Сун, которое потом (286 г.) уничтожил циский Минь-ван, о чем рассказано в истории их наследственного дома 34. Потомки Хоу-цзи основали дом Чжоу, который уничтожил циньский Чжао-ван, и об этом рассказано в «Основных записях» 35. Из потомков Гао-яо некоторые получили пожалования в Ин и Лю, но чуский Му-ван уничтожил их [роды], и их родословных не осталось 36. Потомок Бо-и при чжоуском У-ване вновь получил пожалование в Ци; его звали Тай-гун Ван, однако род Чэнь покончил с их владением; об этом рассказано в истории их наследственного дома 37. Потомки [другого] Бо-и во времена чжоуского Пин-вана были пожалованы владением, [и они] стали [правителями] княжества Цинь, но Сян Юй уничтожил этот дом; об этом рассказано в «Основных записях» 33. Что касается потомков Чуя, И, Куя и Луна, то о пожалованиях им ничего не известно и [записей я] не видел 39.

Среди одиннадцати названных предков все имена принадлежат заслуженным и добродетельным чиновникам времени Тана (Яо) и Юя (Шуня); потомки пятерых из них стали императорами и ванами, остальные стали прославленными владетельными князьями — чжухоу. Что же касается таких [родов], как Тэн, Се, Цзоу, то в эпохи Ся, Инь и Чжоу они получали пожалования, но небольшие, и они не стоят того, чтобы их включать в общий ряд, поэтому о них и не говорится [в Ши цзя].

Во времена чжоуского У-вана число князей хоу и бо превышало тысячу человек. После [чжоуских] Ю-вана и Ли-вана владетельные князья с помощью [военных] сил стали нападать один на другого и захватывать земли друг друга. Владений, подобных Цзян, Хуан, Ху и Шэнь, нельзя было сосчитать 40, [110] поэтому мы и не собирали [материал о них] для [того, чтобы] поместить [его] в этих описаниях.

Я, тайшигун, Придворный историограф, скажу так.

Добродетели Шуня, можно сказать, достигли совершенства! [Он] передал управление [Поднебесной] дому Ся, а жертвоприношения в его честь с закланием животных и трапезами в следующих за ним поколениях приносились во времена всех трех династий 41. И далее, когда чу[ский ван] уничтожил княжество Чэнь, а Тянь Чан обрел [власть] и стал управлять княжеством Ци, став в конце концов основателем [нового] княжества, то и тогда [жертвоприношения в его честь] не прерывались на протяжении ста поколений; потомки его рода множились, и те, кто владел землями, не теряли их.

Что касается Юя, то в период Чжоу [его потомки обосновались] в Ци, но владение было очень слабым, и сведений о нем недостаточно. После того как чуский Хуэй-ван уничтожил владение Ци, его (Юя) потомок в лице юэского вана Гоу-цзяня усилился [среди князей] 42.

Комментарии

1. На генетическую связь первого владельца пожалования в Чэнь с легендарным Шунем впервые указано в Цзо чжуань под 8-м годом правления Чжао-гуна (ШСЦ, т. 31, с. 1792). Это обычный прием для всех ши цзя — подкрепить авторитет нового княжеского дома его связями с легендарными первопредками или с основателями династии Чжоу.

2. История легендарного Шуня, как она сформировалась и утвердилась к началу Хань, изложена подробно в гл. 1 анналов («Исторические записки», т. 1, с. 142).

Гуйжуй — река, бравшая начало в горах Лишань, расположенных на территории совр. пров. Шэньси.

3. Судя по разного рода древним источникам, для потомков Шуня был характерен целый набор родовых фамилий — Яо, Гун, Суй, Чэнь, — чаще всего соответствующих названию территорий, где они проживали.

4. Пожалование, позднее — княжество Чэнь, находилось на территории совр. уезда Хуайян пров. Хэнань.

5. Согласно данным Хронологических таблиц, бегство Ли-вана произошло в следующем году (ШЦ, т. 2, с. 512), т. е. на 13-м году правления Ю-гуна.

6. Мидзусава нашел, что в четырех средневековых ксилографах Ши цзи имя Вэнь-гуна не Юй, а Вэй И (КЧЦБ, т. 4, гл. 36, с. 8). Путаница, очевидно, порождена сходством написания знаков.

7. Оповещение о смерти Хуань-гуна дважды с указанием разных дней цикла, разделенных сроком в 16 дней — день цзя сюй (11-й день цикла) и день цзи-чоу (26-й день цикла), — явление необычное. Прежде всего дни смерти в Ши цзя практически не отмечаются, следовательно, запись такого рода сомнительна. Объяснить такую запись можно лишь возникшими в Чэнь беспорядками, когда враждующие стороны использовали факт смерти гуна для своих целей. Вероятно, прав Накаи, считающий возможным вообще исключить это место из хроники (ХЧКЧ, т. 5, с. 2279), но это не позволяет сделать наличие данной записи в Цзо чжуань.

8. Согласно гл. 36, ход событий следующий: цайцы убивают наследника Мяня и некоего У-фу, который ранее не появлялся (в некоторых комментариях его считают Хуань-гуном), и ставят у власти То — сына Вэнь-гуна и младшего брата умершего или убитого (если это У-фу) Хуань-гуна. Посмертный титул То — Ли-гун. Через семь лет его убивают младшие братья Мяня — Яо, Линь и Чу-цзю, — которые в дальнейшем один за другим правят княжеством.

По изложению в Цзо чжуань получается, что сын Вэнь-гуна — То (а не цайцы) убивает наследника Мяня и приходит к власти на 5-м году правления луского Хуань-гуна, т. е. на год раньше — в 708 г. (ШСЦ, т. 27, с. 254), причем имени У-фу здесь не упоминается. Но позднее, на 22-м году луского Чжуан-гуна (673 г.), в связи с гаданием сообщается, что цайцы убили У-фу. По толкованию Ду Юя, это был То (ШСЦ, т. 27, с. 392).

Таким образом, согласно Цзо чжуань, То и У-фу — один персонаж, согласно Ши цзи — два разных человека. По Цзо чжуань, гадал Ли-гун Яо, по Ши цзи — Ли-гун То и т. д. Лян Юй-шэн насчитал 13 спорных мест и неточностей в этом абзаце «Исторических записок» (ЛЮШ, кн. 9, гл. 19, с. 24). Можно лишь предположить, что наряду с Цзо чжуань Сыма Цянь пользовался еще какими-то записями об этих сложных и запутанных событиях в княжестве Чэнь, откуда и идут отмеченные разночтения.

9. Эпизод с гаданием и его пророчествами целиком воспроизведен историком из Цзо чжуань (ШСЦ, т. 27, с. 392-395). Комбинация черт и афоризм Гуань («Созерцание») изображаются как комбинация двух непрерывных и четырех прерывистых черт. Ее четвертая шестерка дает такое предсказание: «Созерцая блеск страны. Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у царя [вана]» (Ю. К. Шуцкий. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960, с. 173). Предвидение того, что гадающий, став князем, сможет получить аудиенцию у чжоуского вана. Афоризм 12-й комбинации Пи («Упадок») в четвертой девятке гласил: «Будет веление свыше, хулы не будет». «Во всех, кто с тобою, проявится благословение [Неба]» (Ю. К. Шуцкий, с. 169).

Тайюй, или тайюэ, *** *** — по мнению Ду Юя, равно по значению сыюэ *** *** — «старейшины племен», помощники первых правителей и вождей. Шаванн на основании приведенных в Цзо чжуань гаданий, связанных с «Книгой перемен», приходит к выводу о существовании И цзин уже в VIII в. до н. э. (МИС, т. 4, с. 172, примеч. 2), что совпадает с мнением исследователя «Книги перемен» Ю. К. Шуцкого, считавшего, что в VII в. князья пользовались книгой как гадательным текстом (МИС, т. 4, с. 125).

10. И-чжун в Цзо чжуань именуется И-ши (глава рода И). По Ду Юю, это сановник в Чэнь (ШСЦ, т. 27, с. 390). В силу этого Лян Юй-шэн слово Ци считает ошибкой (ЛЮШ, кн. 9, гл. 19, с. 25). Но Сыма Цянь в гл. 46 называет его цисцем. Правители владения Чэнь принадлежали к роду Гуй, а правители Ци — к роду Цзян, отсюда их упоминание в гадании.

С Цзин-чжун Ваня его род принял фамилию Тянь (ШЦ, т. 4, с. 1880). Потомок рода в восьмом поколении Тянь Чан стал правителем княжества Ци, что и считалось исполнением пророчества (явно сфабрикованного в угоду дому Тянь).

11. Чжаолин — см. примеч. 45 к гл. 32. О действиях Юань Тао-ту из Чэнь, стремившегося направить армию Ци в другом направлении, с тем чтобы избавить население княжества от прохождения армии по территории Ци, говорилось в примеч. 47 к гл. 32. Об этом же свидетельствует текст Гунъян чжуань (ШСЦ, т. 33, с. 299-300). Юань Тао-ту, чьи советы завели армию в болотистые места, вызвал гнев Хуань-гуна.

12. Чэнпу — см. примеч. 62 к гл. 32.

13. Ся-цзи — по словам Ду-Юя, была дочерью чжэнского князя Му-гуна и женой чэньского сановника Юй-шу (ХЧКЧ, т. 5, с. 2284).

14. Согласно поучениям Мэн-цзы, правитель Поднебесной именовался вань-чэнь чжи го *** *** *** *** — «правитель страны с десятью тысячами колесниц», а чжухоу представляли княжества с тысячью колесниц и назывались цянь-чэнь чжи го. О чуском Чжуан-ване, естественно, говорится как о князе.

Такигава отмечал, что во всех трех чжуаняхЦзо чжуань, Гунъян чжуань и Гулян чжуань, — а также в Го юй приведенные слова Конфуция отсутствуют (ХЧКЧ, т. 5, с. 2286). Но Чжан Шоу-цзе ссылается на текст более поздней конфуцианской книги — Цзя юй («Домашние беседы»), где имеются сходные по смыслу выражения.

15. Чуский Чжуан-ван умер на 23-м году своего правления, что соответствует 8-му году правления Чэн-гуна в Чэнь. Такова и датировка в Цзо чжуань (18-й год луского Сюань-гуна, см. ШСЦ, т. 29, с. 977), в Хронологических таблицах Ши цзи и других источниках. Следовательно, в тексте гл. 36 явная ошибка; нами 28-й год поставлен в скобки и дата исправлена (на 8-й год).

16. Его имя в Чунь-цю не Жо, а Ни (ШСЦ, т. 31, с. 1785), но это очевидная иероглифическая вариантность, столь часто встречающаяся в древних текстах.

17. В главе речь идет о двух сыновьях от двух жен из рода Цзи: Ши с посмертным титулом Дао и Янь, а в Цзо чжуань — лишь об одном сыне Янь-ши с посмертным титулом Дао (ШСЦ, т. 31, с. 1788). Лян Юй-шэн и Такигава полагают, что вариант Сыма Цяня неточен.

18. Сун Чжун, комментируя Ши бань, отмечал, что Суй якобы получил пожалование в Чэнь от основателя иньского дома Чэн-тана, так как считался потомком Шуня.

Что касается имен Му и Гу-соу, то это легендарные персонажи, относящиеся к очень древнему периоду и встречающиеся в самых разных ипостасях. Так, например, в Люй-ши чунь-цю Гу-соу выступает как создатель музыкального инструмента циня (ЧЦЦЧ, т. 6, Люй-ши чунь-цю, гл. 5, с. 52); имя Му встречается в Го юй.

19. Фактически Хуэй-гун стал править с 529 г., формально же его правление отмечено с 533 г; те же данные содержатся и в Хронологических таблицах (ШЦ, т. 2, с. 650).

20. «Седьмой год», стоящий в тексте, — очевидная описка, что показывают и Цзо чжуань (там это событие отмечено под 18-м годом Чжуан-гуна), и таблицы, поэтому текст исправлен и поставлен «десятый год».

21. Ху — небольшое владение рода Гуй, находившееся на территории совр. уезда Фуян пров. Аньхой; Шэнь — тоже небольшое владение рода Цзи, находившееся на территории того же уезда.

22. Ин — столица Чу, см. примеч. 60 к гл. 31.

23. В Цзо чжуань, Гунъян чжуань и Гулян чжуань сообщается лишь о смерти Хуай-гуна, без уточнения места его смерти и его поездки в княжество У. Такигава предполагает, что у Сыма Цяня могли быть дополнительные сведения об этом (ХЧКЧ, 5, с. 2290)

24. Чэнфу находился на территории совр. уезда Босянь пров. Аньхой (Шаванн приводит его другое название — Фучэн).

25. По отрывочным упоминаниям в гл. 36 о пребывании и приездах Конфуция в Чэнь может сложиться впечатление, что философ пребывал в княжестве долгое время. На 6-м году правления Минь-гуна (496 г.) сообщалось о прибытии туда Конфуция, на 13-м году того же Минь-гуна (489 г.) он все еще был там, а в Хронологических таблицах отмечено прибытие Конфуция в Чэнь в 496 г. и отъезд его в Вэй в 485 г., что ошибочно может быть принято за 12-летний срок его пребывания в Чэнь На самом деле это не так В гл 46, посвященной дому Конфуция, дается более детальная картина его деятельности, и из нее очевидно, что Конфуций пробыл в Чэнь всего три года (ШЦ, т 4, с 1927, в 495-493 гг. до н. э.), а в год вторжения чуского Чжао-вана в Чэнь он недолгое время находился где-то между княжествами Чэнь и Дай (ШЦ, т 4, с 1930)

26. Айлин — см примеч. 67 к гл. 31. В Чунь-цю битва под Айлином зарегистрирована на два года позже, в 484 г. (ШСЦ, т 32, с 2360)

27. Смерть Конфуция обычно относится к 479 г. до н. э. Так отмечено в Чунь-цю и Цзо чжуань (ШСЦ, т. 32, с. 2417-2418), в Хронологических таблицах (ШЦ, т. 2, с. 681) и других источниках. Отнесение этого события к 478 г. в данной главе рассматривается как ошибка (на это указывали, в частности, Лян Юй-шэн — ЛЮШ, кн. 9, гл. 19, с. 28, Мидзусава — КЧЦБ, т. 4, гл. 36, с. 15 и др.). Очевидно, в гл. 36 ошибочно введен 24-й год правления чэньского Минь-гуна

28. Владение, или княжество, Ци, по преданиям, было пожаловано чжоуским У-ваном найденным потомкам сяского Юя, легендарного персонажа древности, покорителя вод потопа. Как исчислялось это родство, источник не говорит, однако в перечне родов, претендующих на далекую связь с Юем, назывался род Ци (см. ШЦ, т. 1, с. 89, «Исторические записки», т. 1, с. 165), очевидно связанный с названием места его проживания.

Как свидетельствуют китайские источники, Ци первоначально находилось в Юнцю, на территории совр. уезда Цисянь пров. Хэнань. В период Чуньцю произошло «перебазирование» этого рода на восток. До 646 г. их центр, как считает Шаванн, помещался в пункте Шуньюй, находившемся на территории совр уезда Аньцю пров. Шаньдун (МИС, т 4, с 183, примеч. 1). В Цзо чжуань под этим годом сообщается, что владетельные князья обнесли стеной Юаньлин и сделали его своим центром (ШСЦ, т 28, с 534) Юаньлин располагался севернее, на территории совр уезда Чанлэ той же провинции. В 544 г. центр рода (патронимии) был вновь перенесен в Шуньюй.

Территория владения рода Ци располагалась в той части Шаньдунского полуострова, где жили племена хуай-и — хуайские и, или восточные и, которые длительное время вели борьбу с центральными княжествами. Как указывают советские исследователи, термин «хуайские и» впервые упоминается в тексте первой половины IX в. до н. э. (см. М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978, с. 189-191).

29. Имена первых вождей, или глав, этого владения скорее всего прозвища, а не титулы: Дунлоу-гун — досл. «Гун восточной башни», Силоу-гун — «Гун западной башни», Моуцюйгун — «Гун, замышляющий жениться». Вероятно, в известной степени эти прозвища отражают невысокий уровень социальной организации этого клана и отсутствие достаточных сведений о нем.

30. В генеалогии Ши бэнь даются иные сроки правления этих гунов: У-гун правит 18 лет вместо 47 у Сыма Цяня, Цзин-гун правит три года вместо 23 в данной главе (ШБ, список Цинь Цзя-мо, с. 41). Вообще, как справедливо заметил Лян Юй-шэн, список правителей владения Ци явно неполон; так, для периода в более чем 280 лет, от основания дома Чжоу до правления Ли-вана, названо всего пять гунов, что ясно говорит о наличии тех или иных лакун.

31. И в этом ряду правителей существуют расхождения в генеалогии между Ши цзи и Ши бэнь. В Ши бэнь порядок их смены таков: у Гун-гуна родился Хуэй-гун, который правил 18 лет, у него родились Чэн-гун и Хуань-гун, Чэн-гун правил 18 лет, Хуань-гун правил 17 лег, у Хуань-гуна родились Сяо-гун Гай, Вэнь-гун И-гу и Пин-гун Юй» (ШБ, с. 41). В данной главе, как мы видим, появилось имя Дэ-гуна, но отсутствует имя Чэн-гуна и т. д.

32. Т. е. в первой половине данной главы.

33. См. «Исторические записки», т. 1, гл. 3 «Основные записи [о деяниях дома] Инь».

34. См. гл. 38 «Наследственный дом сунского Вэй-цзы» в этом томе.

35. См. «Исторические записки», т. 1 гл. 4 «Основные записи [о деяниях дома] Чжоу».

36. Местности Ин и Лю находились на территории совр. уезда Люань пров. Аньхой. Чуский Му-ван правил в 625-614 гг. до и. э.

37. В гл. 32 первопредком дома Ци назван Люй Шан, он же Тай-гун Ван, который считался одним из старейшин племен — сыюэ и помощником легендарного Юя в покорении вод, а здесь и в гл. 42 (ШЦ, т. 4, с. 1757) тот же Тай-гун Ван именуется потомком другого легендарного героя — Бо-и. Несовпадение, связанное, очевидно, с наличием нескольких исходных родословных.

38. См. гл. 6 «Основные записи [о деяниях] первого императора Цинь» и гл. 7 «Основные записи [о деяниях] Сян Юя» («Исторические записки», т. 2, с. 53-156).

39. Чуй, И, Куй и Лун — помощники легендарного «императора» Шуня. В рассказе о них в первой главе анналов Чуй назван управителем работ, И — смотрителем лугов и лесов, Куй — управителем музыки, Лун — глашатаем («Исторические записки». М., 1972, т. 1, с. 145-146). Естественно, что о пожалованиях этим персонажам каких-либо данных историк не нашел.

40. Названные здесь мелкие владения, или царства, находились: Цзян и Хуан — на территории совр. пров. Хэнань; Ху и Шэнь — на территории совр. пров. Аньхой.

41. Имеются в виду древние династии Ся, Инь и Чжоу.

42. Об юэском ване Гоу-цзяне см. гл. 41 «Наследственных домов» (ШЦ, т. 4, с. 1739-1756).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.