Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СЫМА ЦЯНЬ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

ШИ ЦЗИ

Глава 93. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ХАНЬ СИНЯ

Хань-ван, по имени Синь, приходился Сян-вану, покойному правителю [владения] Хань 1, внуком от наложницы. Его рост был 8 чи и 5 цуней.

Когда Сян Лян возвел на престол Хуай-вана, потомка правящего рода в Чу, во [владениях] Янь, Ци, Чжао и Вэй уже имелись ваны, потомки прежних правителей, и только во [владении] Хань не было потомков [правящего рода]. В связи с этим [Сян Лян] поставил правителем [владения] Хань Чэна, сына одного из ханьских чжухоу, занимавшего должность правителя Хэнъяна, желая успокоить этим бывшие земли владения Хань. После того как Сян Лян потерпел поражение и был убит под Динтао 2 (208 г. до н. э.), Чэн бежал к Хуай-вану. [65]

Когда Пэй-гун 3 во главе войск напал на Янчэн 4, он послал Чжан Ляна, поскольку тот занимал должность блюстителя нравов 5 во владении Хань, покорить бывшие земли Хань. [Чжан Лян] привлек на свою сторону Синя, назначил его военачальником в Хань и во главе его войск имеете с Пэн-гуном вошел в земли за заставой Угуань 6.

После того как Пэй-гун был поставлен хань-ваном, Хань Синь, сопровождавший его в земли Ханьчжун, сказал ему: «Сян-ван поставил всех военачальников ванами в землях, расположенных близко от столицы, и только вас послал жить здесь, в отдаленных землях. Это понижение 7. Все ваши воины — уроженцы района Шаньдун 8, они не чают вернуться домой, а коль скоро у них острое желание идти на восток, можно начать борьбу за Поднебесную».

Хань-ван вернулся усмирить три владения, созданные на бывших землях Цинь 9, пообещав [Хань] Синю поставить его правителем владения Хань, а предварительно назначил на должность главного воеводы 10 в Хань, послав во главе войск занимать ханьские земли.

После того как Сян Цзи роздал титулы ванов, все получившие титул выехали в пожалованные им владения, но Чэн, носивший титул хань-вана, не имел заслуг, так как не сопровождал [Сян Цзи] во время вступления последнего в циньские земли. Поэтому он не был послан в принадлежащее ему владение, а его титул был заменен на хоу.

[Сян Цзи], услышав, что хань-ван [Лю Бан] 11 послал Хань Синя занимать земли владения Хань, приказал Чжэн Чану, занимавшему должность начальника уезда У 12 во время скитаний Сян Цзи в этом уезде, занять пост хань-вана и отражать ханьские войска.

На 2-м году правления [династии] Хань (205 г. до н. э.) Хань Синь занял свыше десяти ханьских городов. Когда хань-ван [Лю Бан] прибыл в Хэнань 13, Хань Синь стремительно напал на город Янчэн, где находился хань-ван по имени Чан. Чан сдался, после чего хань-ван [Лю Бан] пожаловал Хань Синю титул хань-вана, и тот всегда следовал за ним во главе ханьских войск.

На 3-м году (204 г. до н. э.), когда хань-ван [Лю Бан] выступил из Синъяна 14, хань-ван по имени Синь, Чжоу Кэ и другие были оставлены оборонять Синъян. После того как Чу разбило ханьские войска под Синъяном, [Хань] Синь сдался Чу, но вскоре бежал и опять изъявил покорность (династии) Хань. Хань-ван [Лю Бан] снова поставил его хань-ваном и он принимал участие в разгроме Сян Цзи, после которого Поднебесная была успокоена.

Весной на 5-м году правления (202 г. до н. э.) Хань Синю была вручена половина вверительного знака 15, пожалован титул хань-вана и даны во владение земли [округа] Инчуань 16. [66]

Весной следующего года (201 г. до н. э.), в связи с тем что Хань Синь обладал большими способностями и искусством в военном деле, а находившиеся в его владении земли на севере примыкали к [уездам] Гун 17 и Ло 18, на юге граничили с [уездами] Вань 19 и Шэ 20, а на востоке от них находились земли Хуайян 21, причем во всех перечисленных местах были сосредоточены наиболее сильные войска в Поднебесной, император приказал Синю, носившему титул хань-вана, управлять другими землями, расположенными к северу от [округа] Тайюань, и принимать меры предосторожности против хусцев, находясь в Цзиньяне.

[Хань] Синь направил императору письмо, в котором просил: «Мое [новое] владение простирается до границ государства, в него часто вторгаются сюнну. Цзиньян же расположен далеко от укрепленной линии, а поэтому прошу разрешения расположить управление в Маи». Император согласился с этой просьбой, после чего [Хань] Синь перенес управление в Маи.

Осенью [шаньюй] сюнну Маодунь окружил [Хань] Синя крупными силами. [Хань] Синь несколько раз посылал к хусцам гонцов, стремясь уладить конфликт миром. [Император] Хань выслал на помощь [Хань Синю] войска, [а также], заподозрив [Хань] Синя в двоедушии, поскольку он несколько раз сам отправлял к сюнну гонцов, направил к нему чиновника для выражения порицания. [Хань] Синь, испугавшись, что его могут казнить, договорился с сюнну о совместном нападении на Хань, поднял восстание, сдал хусцам город Маи и напал на округ Тайюань.

Зимой на 7-м году правления (200 г. до и. э.) император лично выступил в поход, разбил войска [Хань] Синя у города Тун-ди 22 и обезглавил его военачальника Ван Си. [Хань] Синь бежал к сюнну. Его военачальники Мацю Чэнь, уроженец уезда Байту, Ван Хуан и другие возвели на пост вана одного из потомков рода правителей владения Чжао, Чжао Ли, снова собрали разбежавшихся после поражения солдат [Хань] Синя и вместе с [Хань] Синем и Маодунем стали строить планы нападения на Хань.

Сюнну послали левого и правого сянь-ванов во главе более десяти тысяч всадников, которые вместе с войсками Ван Хуана и других, расположившись лагерем к югу от Гуанъу 23, подошли к Цзиньяну и вступили в бой с ханьскими войсками. Ханьские войска нанесли им сильное поражение и преследовали до Лиши 24, где вторично разбили их.

Сюнну снова сосредоточили войска к северо-западу от [уезда] Лоуфань 25, тогда [император] Хань приказал колесницам и коннице напасть на сюнну и разбить их. Сюнну постоянно терпели поражения и отступали, а ханьские войска, пользуясь одерживаемыми победами, преследовали их. Услышав, что Маодунь стоит в Дайгу, император Гао-ди, находившийся в Цзиньяне, послал людей разведать [силы] Маодуня, и посланные, вернувшись, [67] доложили: «Можно напасть». После этого император прибыл в Пинчэн. Когда император прибыл из [гору] Байдэн, его окружила сюннуская конница, поэтому он отправил гонца к яньчжи с богатыми подарками. Яньчжи, [получив подарки], сказала Маодуню: «Если ныне и будут приобретены ханьские земли, все равно на них нельзя жить; к тому же вы два государя не мешаете друг другу».

Через семь дней хуские всадники были немного отведены. В это время опустился густой туман, [под покровом которого] император выслал в разные стороны воинов, а хусцы не заметили их. Чэнь Пин, имевший звание хуцзюнь чжунвэй, сказал императору: «Хусцы хотят уберечь свои войска от потерь, а поэтому прошу приказать [воинам] не спеша выходить из окружении, держа в руках тугие луки с вложенными на них двумя стрелами, обращенными о сторону врага».

[Император] прибыл в Пинчэн, куда подоспели на помощь ханьские войска, тогда хуские всадники сняли окружение и ушли. [Император] Хань также прекратил военные действия и возвратился обратно. Хань Синь стал командовать войсками у сюнну, продолжая совершать нападения на пограничные земли.

На 10-м году правления (197 г. до н. э».) [Хань] Синь приказал Ван Хуану и другим убедить Чэнь Си встать на неправильный путь 26.

Весной на 11-м году правления (196 г. до н. э.) бывший хань-ван, Синь, снова вместе с хуской конницей вторгся [в ханьские земли], расположился в [уезде] Шэньхэ 27 и вступил в борьбу с [династией] Хань. [Император] Хань послал против него военачальника Чай, который отправил [Хань] Синю письмо: «Его Величество отличается великодушием и гуманностью, а поэтому даже восставшие и бежавшие чжухоу, если они снова изъявляют покорность, сразу же восстанавливаются в прежнем положении и прежнем титуле, а не предаются казни. Это вам известно. Вы бежали к хусцам только из-за того, что потерпели поражение, никакого крупного преступления не совершили, [поэтому] скорее добровольно возвращайтесь обратно».

Хань-ван, носивший имя Синь, ответил: «Его Величество возвысило меня и вызволило из деревенского захолустья, я сидел лицом к югу и величался гу 28, что было для меня счастьем. В деле под Синъяном я не смог [достойно] умереть, а попал в плен к Сян Цзи. Это первое преступление. Когда разбойники [сюнну] напали на Маи, я оказался не в состоянии стойко оборонять город и сдался вместе с последним врагу. Это второе преступление. Более того, ныне я командую войсками у сюнну и борюсь с вами за жизнь, короткую, как утро. Это третье преступление.

Известно, что Чжун и Ли не совершили ни одного преступления, но тем не менее один из них погиб, а другой бежал; я же виноват перед Его Величеством в трех преступлениях, но, [68] несмотря на это, стремлюсь сохранить жизнь, подобно У Цзы-сюю, погибшему в У 29. Сейчас я бежал и скрываюсь среди горных долин, утром и вечером выпрашиваю у варваров средства к существованию и [все время] думаю о возвращении на родину, как калека не забывает о том, что он вставал, и слепой не забывает о том, что он видел, однако создавшееся положение не позволяет мне последовать [вашему совету]». Затем он начал сражение. Военачальник Чай вырезал город Шэньхэ и обезглавил Хань-вана, по имени Синь.

[Хань] Синь бежал к сюнну вместе со старшим сыном. Когда он прибыл в Туй-дан 30, у него родился сын, названный но месту рождения Туй-даном. У старшего сына Хань Синя тоже родился сын, названный Ином.

На 14-м году правления императора Сяо-вэнь (166 г. до. н.э.) Туй-дан и Ин перейми во главе своих войск на сторону Хань. [Император] Хань пожаловал Туй-дану титул Гунгао-хоу, а Ину — титул Сянчэн-хоу. В войне с У и Чу Гунгао-хоу превзошел своими подвигами всех остальных военачальников. Его владение перешло к сыну, а затем к внуку, но так как у внука не было сыновей, титул хоу был утрачен.

Внук Ина лишился титула хоу за проявленное неуважение [к императору].

Хань Янь, внук Туй-дана от наложницы, занимал высокое положение и пользовался благосклонностью императора, а поэтому славился в свое время знатностью и богатством. Его младший брат Юэ несколько раз награждался титулом, неоднократно назначался на пост военачальника и, в конце концов, получил титул Аньдао-хоу. Ему наследовал его сын, который через год с лишним был казнен за нарушение закона. По прошествии более года внук Юэ, по имени Цзэн, был пожалован титулом Лунэ-хоу и продолжил род Юэ.


Комментарии

1. Сян-ван — правитель владения Хань. Годы правления 311-295 гг. до н. э.

Владение Хань — одно из семи наиболее крупных владений периода Чжань-го. Официально создание этого владения относится к 403 г. до н. э. Занимало центральную и западную части провинции Хэнань и юго-западную часть провинции Шаньси. Столица владения Хань находилась в Янчжае — современном уездном городе Юнсяне в провинции Хэнань.

2. Динтао — название уезда, созданного при династии Цинь. Главный город уезда находился в 4 ли к северо-западу от современного уездного города Динтао в провинции Шаньдун (ШЦС, стр. 29, прим. 121).

3. Пэй-гун — титул Лю Бана, основателя династии Хань в начальный период восстания против династии Цинь.

4. Янчэн — уездный город, созданный в эпоху Хань на месте древнего поселения Янчэн — современное местечко Гаочэнчжень, лежащее в 35 ли к юго-востоку от уездного города Дэнфын в провинции Хэнань (ШЦС, стр. 73, прим. 2).

5. Сытублюститель нравов (букв. «ведающий народом») (ЧЛЧШ, т. 1. гл. 9, стр. 325), одна из наиболее старых должностей в Китае впервые упоминается в «Шан-шу» (ШШЧИ, т. I, стр. 103). Судя по тексту, сыту распространял среди населения пять принципов в отношениях между людьми, согласно которых отцы должны быть справедливыми, матери любящими, старшие братья дружественно относиться к младшим, младшие братья уважать старших и дети проявлять почтение к родителям.

При династии Цинь функции сыту, по-видимому, выполнял чэнсян, главный помощник правителя, и это подтверждается тем, что в начале Ранней династии Хань, полностью унаследовавшей от династии Цинь систему государственного аппарата, название чэнсян было заменено на да сыту — старший блюститель нравов. (XIII, гл. 19а, л. 3а).

6. Угуань — название заставы, лежащей в 185 ли к востоку от современного уездного города Шансянь в провинций Шэньси. (ШЦС, стр. 44. прим. 350).

7. После свержения династии Цинь Сян Юй роздал своим сподвижникам земли и пожаловал им титулы ванов. Считая Пэй-гуна опасным соперником, Сян Юй дал ему наиболее удаленные земли, входившие в состав округов Ба (восточная часть современной провинции Сычуань), Шу (западная часть провинции Сычуань и восточные районы бывшего Сикана) и Ханьчжуна (приблизительно занимал земли к югу от хребта Циньлин в провинции Шэньси и северо-западную часть провинции Хубэй). С названием последнего округа и связан титул хань-ван, пожалованный Пэй-гуну.

8. Под районом Шаньдун (к востоку от гор) при династиях Цинь и Хань подразумевался район, лежавший к востоку от заставы Ханьгу и гор Сяошань.

9. Отправив Пэн-гуна в отдаленные округа, Сян Юй разделил бывшие основные земли Циньской империи, лежавшие между заставами Ханьгугуань, Угуань, Саньгуань и Сяогуань, на три части и пожаловал их во владение бывшим циньским военачальникам Чжаи Ханю, Сыма Синю и Дун И. В связи с разделом и возник термин Саньцинь (букв. «Три Цинь»). По замыслу Сян Юя, вновь созданные владения должны были изолировать Пэн-гуна и преградить ему путь на восток.

10. Тай-вэй — главный воевода, название должности, установленной при династии Цинь. Тай-вэй ведал всеми вооруженными силами страны и входил в число трех высших сановников империи. В период династий Цинь и Ранней Хань главный воевода стоял ниже чэнсяна — главного помощника, но при Поздней Хань занял главенствующее положение. Ханьский император У-ди переименовал должность тайвэя на да сыма, но позднее было восстановлено прежнее название. Отличительным внешним признаком главного воеводы служила золотая печать на темно-красном шнуре (XIII, гл. 19а, л. 3а).

11. Титул Лю Бана — Хань-ван и титул Хань-ван, присваивавшийся правителям владения Хань, отличаются в китайском языке как по написанию так и но произношению (разный тон). На русском языке оба титула транскрибируются одинаково, поэтому в неясных случаях, во избежание путаницы, в скобках указано, к кому относится тот или иной титул.

12. У — уезд, учрежденный при династии Цинь. В главном городе уезда, лежавшем на месте современного уездного города Усянь в Цзянсу, находилось управление округом Куайцзи (ШЦС. стр. 21, прим. 14).

13. Хэнань — название округа, созданного в эпоху династия Цинь. Занимал северо-западную часть современной провинции Хэнань (ШЦС, стр. 46, прим. 381). Поскольку на территории округа протекали три реки — Хуанхэ, Лошуй и Ишуй, носил также название Саньчуань — округ трех рек (ШЦС стр. 76, прим. 58).

14. Синъян — город, принадлежавший в период Чжань-го владению Хань. Находился в 17 ли к юго-западу от бывшего уездного города Синцзэ в провинции Хэнань (ШЦС, стр. 55, прим. 473).

15. «Вручена половина вверительного знака». При пожаловании земельных владений на бамбуковой или металлической пластине записывались заслуги награждаемого лица. Пластина делилась на две части, одна из которых хранилась и храме предков, а другая выдавалась получившему пожалование.

16. Инчуань — округ, появившийся при династии Цинь на землях бывшего владения Хань. Управление округом находилось в бывшей столице владения Хань — Янчжайе. Округ занимал юго-восточную часть современной провинции Хэнань (ШЦС, стр. 101, прим. 57).

17. Гун — название уезда, учрежденного при Цинь. Главный город уезда находился в 30 ли к юго-западу от современного уездного города Гунсянь в провинции Хэнань (ШЦС, стр. 57, прим. 500).

18. Ло — имеется в виду уезд Лоян, созданный во времена Хань. Главный город уезда находился в 20 ли к северо-востоку от современного города Лоян в провинции Хэнань (ШЦС, стр. 46, прим. 383).

19. Вань — уезд, созданный при династии Цинь на землях древнего владения Шэньбо. Главный город уезда, в котором пометалось управление округом Наньян, находился на месте современного города Наньян в провинции Хэнань (ШЦС, стр. 57, прим. 497).

20. Шэ — уезд, учрежденный при династии Хань. Главный город уезда находился в 30 ли к югу от современного уездного города Шэсянь в провинции Хэнань (ШЦС. стр. 57, прим. 497).

21. Хуайян — уезд, в котором находилось управление округом Хуайян. Главный город уезда был расположен на месте современного уездного города Хуайян в провинции Хэнань (ШЦС, стр. 424, прим. 134).

22. Тунди — уезд, возникший при династии Хань. Входил в состав округа Шандан. Главный город уезда находился в 40 ли к юго-западу от современного уездного города Циньсян в провинции Шаньси (ЧГДМДЦД. стр. 960).

23. Ганъу — уезд, учрежденный при династии Хань, входивший в округ Тайюань. Главный город уезда находился к западу от современного уездного города Дай в провинции Шаньси (ЧГДМДЦД, стр. 326).

24. Лиши — уезд, созданный при династии Хань, включался в состав округа Сихэ. Главный город уезда находился в 170 ли к северо-западу от современного уездного города Фэньян в провинции Шаньси (ЧГДМДЦД, стр. 1020).

25. Лоуфань — уезд, учрежденный при династии Хань ни землях кочевого племени лоуфань. Входил в состав округа Яньмынь. Главный город уезда находился к северо-востоку от современного уездного города Госянь в провинции Шаньси ЧГДМДЦД, стр. 500).

26. См. перевод гл. 110, прим. 122.

27. Шэньхэ — уезд. учрежденный при династии Хинь, входил в состав округа Дай. Главный город уезда находился к северо-востоку от современного уездного города Янгао о провинции Шаньси (ЧГДМДЦД. стр. 127).

28. Гу — так величали себя правители небольших владений.

29. Чжун и Ли — имена Вэнь Чжуна и Фань Ли, сановников правителя владении Юэ, Гоу Цзяня. В результате их напряженной двадцатилетней деятельности Юэ заняло доминирующее положение среди остальных владений, а Гоу Цзянь был провозглашен гегемоном.

Фань Ли, считавший, что с Гоу Цзянем «можно делить лишь бедствия, а не радости», бежал во владение Ци, откуда написал Вэнь Чжуну письмо, в котором советовал ему также бежать, поскольку теперь он уже не нужен Гоу Цзяню. Эту мысль он выразил в форме сохранившейся до настоящего времени поговорки: «Когда все птицы перебиты, хороший лук убирают [за ненадобностью], когда все хитрые зайцы истреблены, гончих собак убивают [как ненужные]».

Получив письмо, Вэнь Чжун перестал являться во дворец, ссылаясь на болезнь. Через некоторое время его оклеветали, обвинив в желании поднять мятеж. Гоу Цзянь, поверив клевете, приказал Вэнь Чжуну покончить жизнь самоубийством.

Что касается Фань Ли, то он быстро разбогател в Ци и был назначен главным помощником правителя. Спустя некоторое время Фань Ли отказался от должности, роздал имущество друзьям и отправился в Тао — крупный торговый центр. Здесь он переменил фамилию и имя на Тао Чжу-гун, занялся торговлей и снова настолько разбогател, что в дальнейшем его имя стало служить синонимом богатого человека (ШЦ, гл. 41).

У Цзы-сюй (?-485 г. до н. э.) родился в Чу, но после того как в 527 г. до н. э. его отец и старший брат были убиты Пин-ваном, правителем Чу, бежал в У, где поступил на службу к правителю Хэ Люю. Возглавлял уские войска в войне против Чу. В 506 г. до н. э. занял столицу Чу, выкопал из могилы труп Пин-вана и подверг его бичеванию. Затем в войне против Юэ Хэ Люй потерпел поражение, был ранен и умер. Ему наследовал его сын Фу Ча, поклявшийся отомстить за смерть отца. В 494 г. до н. э. Фу Ча нанес поражение войскам Юэ и окружил правителя Юэ, Гоу Цзяня, на горе Куайцзи. Несмотря на советы У Цзы-сюя, предлагавшего убить Гоу Цзяня, Фу Ча заключил мир и начал новую войну на севере против владения Ци. Все дальнейшие советы У Цзы-сюя прекратить войну против Ци и уничтожить Юэ, как главного врага, были отвергнуты.

Пользуясь возникшими расхождениями во мнениях между У Цзы-сюем и Фу Ча, уский саночник Пи, подкупленный Юэ, оклеветал У Цзы-сюя которому пришлось покончить жизнь самоубийством по приказу Фу Ча (ШЦ. гл. 66).

Хань Синь напомнил исторические эпизоды, связанные с Вэнь Чжуном и Фань Ли, желая упрекнуть императора Гао-ди в неблагодарности к своим бывшим соратникам, права которых он начал урезать после прихода к власти.

Сравнивай себя с У Цзы-сюем, Хань Синь, по-видимому, хотел сказать, что при расхождениях во взглядах с императором на проводимую политику, его, так же как и У Цзы-сюя, ожидает неизбежная смерть.

30. Тун-дан — название города, местонахождение которого неизвестно. Вэй Чжао лишь коротко отмечает, что он «находился в землях сюнну» (ШЦ, гл. 93, л. 4а).

(пер. В. С. Таскина)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Вып. 1. М. Наука. 1968

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.