Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СЫМА ЦЯНЬ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

ШИ ЦЗИ

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЛЮЙ БУ-ВЭЯ

Люй Бу-вэй был родом из Дагу, что находится в Янди, занимался торговлей, покупал дешево, перепродавал дорого, вследствие чего семья его накопила много золота.

В сороковом году правления циньского Чжао-вана (в 267 г. до н. э.) умер наследник престола. А в сорок втором году (в 265 г. до н. э.) ван назначил своим наследником второго сына — аньгоского правителя.

У аньгоского правителя было более двадцати сыновей. Он очень любил одну свою красивую наложницу. Когда аньгоский правитель стал наследником престола, он стал считать наложницу своей законной женой и именовать ее госпожой Хуа-ян. Госпожа Хуа-ян была бездетной. У аньгоского правителя от другой наложницы был сын, по имени Цзы-чу.

Мать Цзы-чу звали Ся Цзи, но она не пользовалась благосклонностью мужа. Цзы-чу был отправлен из Цинь заложником в княжество Чжао.

Циньские войска несколько раз вторгались в пределы княжества Чжао, и поэтому в Чжао не слишком любезно относились к Цзы-чу.

Поскольку Цзы-чу был побочным сыном аньгоского правителя, а потом стал заложником у владетельного [190] князя, он жил довольно бедно, плохо одевался, скудно питался и не имел приличного выезда. Все это заставляло его роптать на свою судьбу.

Люй Бу-вэй, торговавший в Ханьдане, однажды увидел Цзы-чу и пожалел его.

— Этот редкостный товар надо купить во что бы то ни стало! — воскликнул он.

Он отправился к Цзы-чу и стал его убеждать:

— Я могу открыть перед вами все двери!

— Сначала откройте их для себя, — усмехнулся Цзы-чу, — а потом уж откроете для меня!

— Вы меня не поняли, — сказал Люй Бу-вэй. — Передо мною двери откроются только тогда, когда они будут открыты перед вами!

Цзы-чу догадался, к чему клонит Люй Бу-вэй, и увел его во внутренние покои для задушевной беседы. Люй Бу-вэй сказал ему:

— Циньский ван уже стар, поэтому аньгоскому правителю удалось стать наследником престола. Я слышал, что госпожа Хуа-ян — любимица наследника престола. Однако она бездетна. И тем не менее преемницей может стать только она. У вас более двадцати братьев — вы средний из них, да и живете заложником у владетельного князя. Если ван умрет и на престол вступит аньгоский правитель, как вам тогда бороться из-за наследства со своими братьями, которые все время находятся возле отца?

— Все это так, — согласился Цзы-чу. — Но что я могу поделать?

— Вы бедны и живете здесь, как пришелец, — ответил ему Люй Бу-вэй. — Вам нечего преподнести в дар родным и не хватает средств, чтобы устраивать приемы гостей. Я, правда, тоже беден, но я еще в состоянии потратить тысячу золотых. Я отправлюсь на запад, чтобы послужить вам, и добьюсь того, что аньгоский правитель и госпожа Хуа-ян назначат вас своим наследником.

Цзы-чу кивнул головой и сказал:

— Сделайте так, как вы задумали, и если все удастся, я отдам вам часть княжества Цинь.

Люй Бу-вэй дал Цзы-чу пятьсот золотых, чтобы тот мог устраивать приемы гостей, на остальные пятьсот накупил всевозможных диковинных вещей и безделушек для подношений и отправился в княжество Цинь. [191]

Он добился свидания со старшей сестрой госпожи Хуа-ян и через нее передал госпоже свои дары, при этом он рассказал, как добродетелен и мудр Цзы-чу, как он принимает почетных гостей и дружит с князьями Поднебесной и как он все время твердит: «Для меня госпожа все равно, что Небо», как дни и ночи он проливает слезы и думает только о правителе и госпоже.

Это понравилось госпоже Хуа-ян. Тогда старшая сестра передала совет Люй Бу-вэя госпоже Хуа-ян:

— Тот, кто служит человеку только красотой своей, лишится расположения, как только красота увянет. Вы, госпожа, служите наследнику престола, но тем не менее вы бездетны. Пользуясь его любовью, разве вы не можете избрать среди мудрых сыновей вашего мужа самого почтительного и назначить его наследником престола? При жизни вашей он будет почитать и уважать вас, а лет через сто, когда он сам станет ваном, слава ваша не померкнет... Сказать лишь вам одно слово — и вы приобретете славу на десять тысяч веков. Ведь дерево красиво только во время цветения! Стоит увянуть вашей красоте, — любовь мужа к вам остынет и вы лишитесь всякого влияния! Цзы-чу мудр, он понимает, что ему, как среднему среди братьев, невозможно получить престол, и потому он во всем полагается на вас. Если вы сумеете сделать его наследником престола, вы навеки завоюете любовь всего княжества Цинь.

Госпожа Хуа-ян согласилась с доводами и, воспользовавшись досугом наследника престола, сказала ему, как неразумно оставлять Цзы-чу заложником в Чжао, ибо Цзы-чу мудр и все его восхваляют.

А потом ока заплакала и добавила:

— Я счастлива, что имею возможность служить вам в покоях дворца, но несчастлива потому, что у меня нет сына. Пусть Цзы-чу будет вашим преемником, чтобы мне было на кого положиться!

Аньгоский правитель согласился с госпожой Хуа-ян и вручил ей яшмовую дощечку, на которой было выгравировано обязательство предоставить ей возможность самой избрать преемника.

Госпожа Хуа-ян и ее супруг щедро одарили Цзы-чу и попросили Люй Бу-вэя быть его наставником. Благодаря этому слава Цзы-чу возросла еще больше. [192]

Люй Бу-вэй привез себе из Ханьданя наложницу необыкновенной красоты, к тому же прекрасно умевшую танцевать. Вскоре наложница забеременела.

Однажды Цзы-чу пировал у Люй Бу-вэя. Увидев красавицу, он стал уговаривать Люй Бу-вэя уступить ее ему.

Люй Бу-вэй рассердился, но, вспомнив, что ради Цзы-чу прекратил торговлю и разорил свою семью, решил подарить наложницу Цзы-чу, надеясь с ее помощью выудить чудесную рыбу.

Наложница скрыла от Цзы-чу свою беременность и, когда прошел определенный срок, родила сына, которому дали имя Чжэн. После этого Цзы-чу сделал наложницу своей законной женой.

В пятидесятом году своего правления (в 257 г. до н. э.) циньский Чжао-ван приказал полководцу Ван И осадить Ханьдань. Городу грозила опасность, и правитель Чжао намеревался убить Цзы-чу. Но Цзы-чу, посоветовавшись с Люй Бу-вэем, сумел освободиться, подкупив охранявшую его стражу за шестьсот цзиней золота, и бежал в лагерь циньских войск. Таким образом, ему удалось возвратиться на родину.

Тогда правитель Чжао решил казнить жену и сына Цзы-чу. Но жена Цзы-чу происходила из семьи, имевшей огромное влияние в Чжао. Она скрылась, благодаря чему сама осталась в живых и сохранила жизнь сыну.

В пятьдесят шестом году (в 251 г. до н. э.) циньский Чжао-ван скончался. На престол вступил его наследник — аньгоский правитель, а его жена — госпожа Хуа-ян — стала царицей. Цзы-чу был провозглашен наследником престола. Правитель Чжао прислал в Цинь жену Цзы-чу и сына Чжэна.

Через год после вступления на престол циньский ван скончался, и ему был посмертно присвоен титул Сяо-вэнь-вана 1. На престол вступил Цзы-чу под именем Чжуан-сян-вана 2.

Чжуан-сян-ван провозгласил усыновившую его госпожу Хуа-ян вдовствующей государыней, а своей родной матери пожаловал титул вдовствующей государыни, Ся.

В первый год своего правления Чжуан-сян-ван назначил Люй Бу-вэя чэн-сяном (чэн-сян — главный советник правителя.), пожаловал ему титул [193] вэньсиньского хоу и дал во владение сто тысяч дворов в Лояне, в области Хэнань 3.

Процарствовав три года, Чжуан-сян-ван умер, и на престол вступил его сын Чжэн. Он почтил Люй Бу-вэя званием сян-го и титулом чун-фу — второго отца.

Циньский ван был еще малолетним (Циньскому вану в то время было 13 лет.). Вдовствующая государыня попрежнему всеми силами старалась тайно поддерживать интимную связь с Лю Бу-вэем.

Домашних слуг — рабов — у Люй Бу-вэя насчитывалось десять тысяч человек.

В ту пору в княжестве Вэй жил синьлинский князь, в Чу жил чуньшэньский князь, в Чжао жил пинъюаньский князь, а в Ци — мынчанский князь. Все они приглашали к себе ученых людей, радушно принимали гостей, стараясь привлечь их на свою сторону.

Цинь было могущественным государством, и Люй Бу-вэю было стыдно в этом отношении отставать от других. Он тоже стал приглашать ученых людей, щедро их одаривал, и дело дошло до того, что он кормил одновременно три тысячи «гостей» 4.

В то время при дворах владетельных князей жило много ученых, которые, подобно последователям Сюнь Цина, писали книги и распространяли их в Поднебесной.

Люй Бу-вэй тоже заставлял своих гостей записывать все, что они слышали, и из этих записей было составлено сочинение, в которое вошли восемь обзоров, шесть трактатов, двенадцать записей, общим объемом в двести с лишним тысяч слов. В нем были по порядку изложены все дела, касающиеся Неба, Земли, людей, древности и настоящего времени. И называлось это сочинение — «Летопись Люй Бу-вэя».

На городских воротах в Саньяне было вывешено объявление, в котором была обещана награда в тысячу золотых тому из странствующих мудрецов, состоящих на службе у владетельных князей, кто сможет прибавить или убавить в этой книге хотя бы одно слово.

Цинь Ши-хуан все более взрослел, а страсть вдовствующей государыни не ослабевала, Люй Бу-вэй опасался, что в один прекрасный день все раскроется.

Тогда он подыскал подходящего мужчину, по имени Лао Ай, и сделал его своим придворным слугой. Лао Ай [194] был человеком незаурядным, и вскоре слух о нем дошел до царицы. Она пожелала видеть Лао Айя у себя.

Люй Бу-вэй привел к ней Лао Айя, а сам между тем приказал людям обвинить его в таком преступлении, наказанием за которое была кастрация.

— Велите сделать Лао Айю ложную кастрацию и возьмите его к себе под видом евнуха, — сказал государыне Лю Бу-вэй.

Царица тайно поднесла дары чиновнику, ведавшему кастрацией, и уговорила его сбрить Лао Айю только усы и бороду. Все было сделано так, как она хотела, и Лао Ай стал служить у нее под видом евнуха. Царица была с ним в интимных отношениях и любила его до безумия.

Потом царица забеременела. Боясь, что люди узнают об этом, царица пустила слух, что пострадала при падении и должна на время уехать. Она перенесла свой дворец в Юн. Лао Ай повсюду сопровождал ее. Он получал от царицы щедрые подарки и решал все дела.

В доме Лао Айя было несколько тысяч рабов. Все, кто домогался у него должности, шли к нему в дворовые люди, и так у него состояло на службе более тысячи человек.

В седьмом году правления Цинь Ши-хуана (в 240 г. до н. э.) умерла мать Чжуан-сян-вана — вдовствующая государыня Ся.

Перед смертью она завещала:

— Госпожа Хуа-ян похоронена вместе с Сяо-вэнь-ваном в Шоулине, а Чжуан-сян-ван похоронен в Чжияне. Меня похороните отдельно, к востоку от Дуюаня, чтобы я на востоке могла видеть своего сына, а на западе — своего супруга. А через сто лет там должен вырасти город с населением в десять тысяч семей.

В девятом году правления Цинь Ши-хуану донесли, что Лао Ай вовсе не евнух, что вдовствующая царица прелюбодействует, находится с Лао Айем в интимной связи и родила двоих детей, но их прячет и что Лао Ай с вдовствующей царицей помышляют своего сына возвести на престол, когда умрет ван.

Цинь Ши-хуан приказал чиновнику выяснить все обстоятельства дела. В нем оказался замешанным и Люй Бу-вэй. [195]

В девятом месяце были истреблены три ветви рода Лао Айя, два сына царицы казнены, а сама она заточена в Юне.

Все дворовые люди Лао Айя были лишены имущества и сосланы в Шу. Цинь Ши-хуан хотел казнить и Люй Бу-вэя, но не осмелился применить к нему закон только потому, что у него было много заслуг перед покойным ваном и он содержал многих ученых людей.

В октябре десятого года правления (в 237 г. до н. э.) Цинь Ши-хуана сян-го Люй Бу-вэй был отстранен от должности.

Некий Мао Цзяо из Ци уговорил циньского правителя встретиться с царицей в Юн, после чего она была возвращена в Сяньян. Вэньсиньского хоу правитель выслал из столицы в Хэнань, которым тот владел.

Более года все гости и послы, направлявшиеся в Цинь, по пути непременно посещали вэньсиньского хоу Люй Бу-вэя. Цинь Ши-хуан боялся, как бы вэньсиньский хоу не задумал устроить переворот, и поэтому послал ему письмо, в котором говорилось:

«Какие у вас заслуги перед Цинь? Только те, что вам пожаловали во владение Хэнань и сто тысяч душ, чтобы вы могли прокормиться.

В чем заключается ваше родство с циньским правящим домом? Только в том, что вам когда-то пожаловали титул чун-фу — второго отца.

Повелеваю вам вместе с семьей и домочадцами переселиться в Шу».

Люй Бу-вэй понимал, что жить ему осталось недолго, но, боясь казни, он принял яд и умер.

Когда Люй Бу-вэя и Лао Айя, на которых гневался циньский правитель, уже не было в живых, все дворовые люди Лао Айя, прежде сосланные в Шу, были возвращены из ссылки.

В девятнадцатом году (в 228 г. до н. э.) правления Цинь Ши-хуана умерла вдовствующая царица, и ей посмертно был присвоен титул государыни-императрицы. Она была погребена вместе с Чжуан-сян-ваном в Чжияне.

Я, придворный историк Сыма Цянь, от себя добавлю:

— Люй Бу-вэй и Лао Ай дорожили титулом вэньсиньского хоу 5. Люди обвинили Лао Айя. Он узнал о [196] том, что циньский правитель ищет доказательств. Пока еще доказательств не было представлено, он отправился в предместье города Юн.

Лао Ай боялся, что произойдет беда, и потому, посоветовавшись со своими сторонниками, подделал печать царицы и послал воинов поднять мятеж во дворце Цинянь. Против него послали войско. Лао Ай потерпел поражение и бежал. Его настигли и обезглавили в Хаочжи. А вслед затем были казнены его родственники. В связи с этим делом Люй Бу-вэй тоже был сослан.

Люй Бу-вэй был одним из таких людей, которых Кун-цзы называл знаменитыми!


Комментарии

1. Сяо-вэнь-ван — правитель Цинь Царствовал один год — 250 г. до н. э.

2. Чжуан-сян-ван — правитель Цинь в 249-247 гг. до н. э.

3. Область Хэнань — при циньском Чжуан-сян-ване называлась областью трехречья (саньчуань цзюнь), а при первом ханьском императоре Гао-цзу (206-195 гг. до н. э.) была переименована в область Хэнань. Охватывала лишь часть территории современной провинции Хэнань, примерно один уезд Лоян.

4. «Гости» (бинькэ) — в этот период (III в. до н. э). играли роль наемных дружинников у крупных феодалов, выполняли и другие поручения своих хозяев, являясь иногда их политическими советниками. «Гости» были лично свободными и могли в любое время уйти от своих покровителей. Позднее, в первые столетия нашей эры, под этим названием имелись в виду зависимые, полукрепостные люди, являвшиеся арендаторами земли у крупных помещиков; иногда феодалы использовали их в качестве дружинников, личной охраны.

5. Вэньсиньский хоу — титул Вэньсиньского хоу был присвоен Люй Бу-вэю, а Лао Ай имел титул Чансиньского хоу.

Текст воспроизведен по изданию: Сыма Цянь. Избранное. М. Гос. изд. худ. лит. 1956

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.