Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

И. В. КЮНЕР

КИТАЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ О НАРОДАХ

ЮЖНОЙ СИБИРИ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ГЛАВА V

СЯНЬБИ

«Собрание сведений...», т. I, стр. 149—159.

«Саньгочжи», «Вэйчжи», гл. 30, стр. 5а—9б. Сяньби. (Текст в китайском издании дан мелким шрифтом).

В «Вэйшу» говорится: «Сяньби — это подобно ухуань остаток дунху». Особо жили в горах Сяньби, отсюда и наименование. Их язык, привычки, обычаи одинаковы с ухуань. Их земли на востоке прилегают к Ляошуй [т. е. к р. Ляо], на западе противостоят Сичэну.

Постоянно в последний весенний месяц имели большое собрание, устраивали веселье на воде. При выходе замуж и женитьбе обривали голову, пили и пировали.

Их животные, отличные от [животных] Срединного царства, суть дикая лошадь, дикий баран с витыми рогами, бык с прямыми рогами.

Из рогов быка с прямыми рогами делают луки. Это те, что из поколения в поколение называются пряморогие [луки].

Еще имеются соболи, тюлени (?), горностаи, [шерсть на шкурке] мягка и волниста, в Поднебесной из них делают знаменитые шубы.

После того как сяньби были разбиты Маодунем, они убежали далеко в Ляодун за пределы Великой стены, не сталкивались с другими народами. Не имели хорошо известных сношений с Китаем и были самостоятельны. С ухуань они жили смежно.

Ко времени [императора] Гуанъу[ди] (25—57) южные и северные шаньюи друг на друга нападали и сражались. Сюнну умалились, а сяньби усилились.

В 30 г. правления Цзяньу (54 г. н. э.) сяньбийский князь 1 Юйчоуфынь, ведя соплеменников, явился к [китайскому] двору и представил дань. Юйчоуфыня пожаловали в ваны. [143]

В годы правления Юнпин (58—75) Цзи-дань был сделан ляодунским тай-шоу; подкупив сяньбийцев, он велел отрубить головы мятежным сяньби Цинь Чжи-фыню и другим. Тогда сяньбийские князья (да-жэнь) из селений и кочевий к востоку от Дуньхуана и Цзюцюаня явились в Ляодун получить награды и подарки. Две области Цин и Сюй выдавали ежегодно денег обычно 270 миллионов.

Во время [императора] Хэди (89—106) сяньбийский да-ду-ху сяо-вэй Хой, предводительствуя подвластным народом, следуя за ухуаньским сяо-вэй Жэнь Чаном, разбил восставших. Сяо-вэй Хой был пожалован в шуайчжун-ваны.

В годы правления Яньпин (196 г. н. э.) [императора] Чэн-ди сяньби с востока вступили в пределы Великой стены, убили Юйянского тай-шоу Чжан Сяня.

Во время Аньди (107—125) сяньбийский князь (да-жэнь,— возможно, правитель) Янь Ли-ян (И. Б.: Яньчжиян) прибыл ко двору. Ханьский двор пожаловал сяньбийцу печать вана с кистью, красную повозку, запряженную тройкою, и только. В Нинся, месте управления ухуаньского сяо-юя, открыли торг с хуским рынком 2, построили южное и северное отделения дворца для заложников. Заложников принимали от селений и кочевий. 20 аймаков после этого часто то восставали, то поддавались, часто воевали с сюнну и ухуань.

В конце правления [императора] Аньди отправили пограничных пеших и конных [солдат], 20 000 с лишком человек, [чтобы они] расположились караулом на важных путях.

Позже 8—9 тысяч всадников сяньби проникли в Дайцзюнь и Мачэнскую ограду, вошли и убили чжан-ши. Ханьский [двор] отправил ду-ляо-цзян-цзюня Дэн Цзуня, чжун-лан-цзяна Ма Сюя; выйдя из [пределов] Великой стены, [они] преследовали их (сяньби) и разбили. Сяньбийский князь Улунь, Ци Чжи-цзянь и другие, более 7000 человек, явились к Дэн Цзуню и сдались. Пожаловали Улуня ваном, Ци Чжи-цзяня хоу, наградили их цветным шелком.

Когда [Дэн] Цзунь удалился, Ци Чжи-цзянь снова восстал, осадил ухуаньского сяо-юя в Мачэне. Ду-ляо цзян-цзюнь Чи Гуй и ючжоуский цы-ши пришли на помощь и освободили [сяо-юя].

Ци Чжи-цзянь затем усилился; несколько десятков тысяч конных лучников несколькими дорогами вступили в пределы Великой стены, спеша в Уюань и Нинмо, напали на южного сюннуского шаньюя, убили Цзо Ао. [Ци Чжи] Цзянь постоянно нападал.

Во время Шуньди (126—144) сяньби снова прошли за [144] Великую стену и убили Дайцзюньского тайшоу. Ханьский [двор] послал Ли Ян-ина с войсками расположиться караулом в Чжуншане, войскам пограничных областей расположиться караулом под Великой стеной; передвинул предводителя лучников пяти лагерей, приказал обучить [войска] сражаться и стрелять.

Южный шаньюй, предводительствуя пешими и конными, с более чем 10 000 человек помогал китайцам нападать и заставил сяньби отступить. Потом ухуаньский сяо-юй Чи Хуа, предводительствуя шуай-чжун-ванами, вышел из-за Великой стены и разбил сяньби, многим отрубил головы и взял пленных. После этого более 30 000 сяньбийских кочевий явились в Ляодун сдаться Китаю.

После того как сюнну и северный шаньюй бежали, оставшиеся роды 3, более 10 000 кочевий 4, явились в Ляодун и поселились смешанно. Называли себя сяньбийскими воинами.

Тоу Лу-хоу следовал за войсками сюнну три лета. Его жена оставалась дома и родила сына. Тоу Лу-хоу, вернувшись, удивился и хотел убить ее. Жена сказала: «Как-то днем, когда выходила, я услышала раскат грома: взглянула на небо — и градина упала мне в рот; так как я проглотила [ее], то забеременела и через 10 месяцев родила этого сына. Непременно, если вырастет, свершит много необыкновенного».

Тоу Лу-хоу на деле не поверил, тогда она приказала подобрать [ребенка] и [тайно] воспитать, назвала [его] Таньшихуай.

Когда вырос большим, то стал храбрым и крепким, знаниями и сообразительностью превосходил всех. Когда ему было 14—15 лет, вельможа другого поколения Буфэньи ограбил его и захватил его быков и баранов вне дома. Таньшихуай [только] с плеткой верхом погнался [за ними]; куда он ни ударял, никого впереди не оставалось; полностью вернул потерянный [скот]. После этого все поколения боялись его и повиновались ему.

[Таньшихуай] установил закон и запреты; правый и виновный не смел бы нарушать их. Затем его избрали великим правителем.

Когда Таньшихуай вступил на престол, то устроил ставку на р. Чэньцзюшуй в горах Даньхань в 300 ли с чем-то на север от Гаолю. Вельможи всех поколений на восток и запад подчинились [ему]. Воины и лошади были весьма многочисленны. На юге грабил китайскую границу, на севере противостоял динлинам, на востоке теснил Фуюй, на западе громил усунь, совершенно захватил [земли] сюнну. Поэтому земля [145] сяньбийцев с востока на запад простиралась на 12 с лишком тысяч ли, с юга на север на 7 с чем-то тысяч ли. В горах Ванло реки и воды, озера и соленые болота были весьма обширны. Китайцы были обеспокоены [этим].

Во время [императора] Хуаньди (147—167) послали сюннуского чжун-лан-цзяна Чжан Хуаня воевать против них. Потерпели неудачу и тогда взамен отправили посланца отвезти печать с кистью (т. е. пожаловали Таньшихуая титулом вана), желая общаться в мире и родстве.

Таньшихуай противился, не соглашался принять [печать]. Разбои и набеги весьма умножились. Он разделил свои земли на части (аймаки): срединную, восточную и западную.

[Территория] от Юбэйпина на восток до Ляо, смежная с Фуюй и Мо, составляла восточную часть (аймак) — более 23 поселений. Ее вельможи-правители назывались ми-цзя-цюе цзи-су-ли хуай-тоу.

От Юбэйпина на запад до Шангу [земли] составляли срединную часть (аймак) — более 10 поселений. Его вельможи-правители назывались ка-цзуй-цюе цзюй-му-юн-сы, были великие предводители.

От Шангу на запад до Дуньхуана земли, смежные с Усунь, составляли западную часть (аймак) — более 20 поселений. Его вельможи-правители назывались чжи-цзянь-ло-ло-жилюй, туй-инь, цинь-янь-ли-ю и другие. Все были великие предводители, но в отношении управления подчинялись Таньшихуаю.

С наступлением времени [императора] Линди (168—188) [сяньби] сильно ограбили две области Ю[чжоу] и Бин[чжоу]. Не было года, чтобы все пограничные области не подвергались такому же бедствию.

В 6 г. правления Цзяпин (177 г. н. э.) послали охраняющего Ухуань сян-юя, чтобы напасть на сяньби. Чжэн-лан-цзян Тань Янь, сюнну чжун-лан-цзян Цзан Минь и южный шаньюй вышли из-за стены Яньмынь тремя дорогами и продвинулись напрямик на 2000 с лишком ли, чтобы воевать с ними [сяньби]. Таньшихуай, ведя пешее войско, выступил против них, напал на [Цзан] Миня и прочих; разбил и обратил в бегство. Солдат и лошадей вернулось не более одной десятой.

Народ сяньби с каждым днем умножался, домашний скот и охота не давали достаточно пищи. Тогда Таньшихуай отправился осмотреть реку Ухоуциньшуй. В длину и ширину на несколько сот ли река останавливается и не течет. В воде имеется рыба, но поймать [ее он] не мог. Он слышал, что люди Хань (иероглиф другой, не тот, которым пишется название династии Хань и Китая) искусны в ловле рыбы.

В то время Таньшихуай на востоке разбил владение Хань, захватил 1000 с лишком семей, переселил их и поселил на [146] р. Ухоуциньшуй, велел ловить рыбу, чтобы помочь продовольствием. Поныне на реке Ухоуциньшуй имеется несколько сот дворов людей Хань (как сказано, это не китайцы).

Таньшихуай умер в возрасте 45 лет. Сын Хэлянь заместил его на престоле. Хэлянь способностями и силою не равнялся отцу и был жаден и развратен; решая в суде, не был беспристрастен. Половина народа восстала [против него].

В последние годы Линди (168—189) сяньби несколько раз делали набеги и разбои в Бэйди. Жители Бэйди умели стрелять из лука, выстрелом поразили Хэляня.

Когда Хэлянь умер, сын его Цянь был малолетним, Сын старшего дяди 5 Куйтоу заместил [Хэляня] на престоле. После того как Куйтоу взошел на престол, Цянь вырос и вступил с Куйтоу в борьбу за [власть в] государстве. Народ тогда разделился и расселился.

Когда Куйтоу умер, младший брат Будугэнь поставлен взамен него.

Со смерти Таньшихуая все вельможи-правители из поколения в поколение [передавали власть по] наследству.

Когда Будугэнь вступил на престол, народ постепенно упал и ослабел. Средний старший брат 6 Фулохань имел народа несколько десятков тысяч, сделался вельможей-правителем.

В годы правления Цзяньань (196—219) Тайцзу [основатель династии Цаовэй] усмирил Ючжоу. Будугэнь вместе с Кэбиныном и прочими через посредство ухуань-сяо-вэя Янь Жоу представил дань.

Позже дайцзюньский ухуанец Нэн Чэнь-ди и прочее восстали, просили [дозволения] подчиниться Фулоханю. Фулохань, взяв 10 000 с лишком конницы, отправился навстречу и прибыл в Сангань. [Нэн Чэнь]-ди и прочие совещались: считая Фулоханьский аймак по влиянию и силе слабоватым, боялись, что не увидят [от него] помощи, [вместо этого] отправили людей призвать Кэбинына.

Кэбинын немедленно прибыл, взяв 10000 всадников. Приняв совместную союзную клятву, [Кэ]бинын при удобном случае на съезде убил Фулоханя.

Сын Фулоханя Сйегуйни и аймачный народ весь подчинился [Кэ]биныну

Так как [Кэ]бинын сам убил отца Сйегуйни, то нарочно особенно ласково обращался с ним. Поэтому Будугэнь с тех пор гневался на [Кэ]бинына.

Когда Вэньди (император династии Цаовэй, 220—226) вступил на престол, то Тянь Юй был сделан ухуань-сяо-вэй [147] с бунчуком и охраняющим сяньби, с местопребыванием в Чанпине.

Будугэнь отправил посла представить лошадей [ко двору]. Император пожаловал его [достоинством] вана. Впоследствии: неоднократно с Кэбиныном он попеременно взаимно нападал и воевал. Народ Будугэнева аймака постепенно уменьшался и слабел. Взяв народу более 10000 кочевий, он занял области Тайюань и Яньмынь.

Будугэнь тогда же отправил людей призвать Сйегуйни и передать ему: «Твой отец был убит [Кэ]биныном. Не думаешь ли отомстить врагу, воздать тем же врагу? Хотя он щедро обходится с тобой, в действительности это только потому, что он желает убить тебя. Лучше вернись ко мне. Я с тобой, как мясо с костью, совсем близкие родственники».

Вследствие этого Сйегуйни, взяв свое поколение, бежал и вернулся к Будугэню. [Кэ]бинын преследовал [его], но не догнал.

В 5 г. правления Хуанчу (224 г. н. э.) Будугэнь явился во дворец, представив дань: был щедро награжден и одарен. С этого времени всем сердцем охранял границы, не производил разбоя и ущерба. Но народ Кэбинына вслед за тем усиливался и рос.

Когда [император] Минди (227—239) вступил на престол, он непрестанно желал умиротворить жунов и ди, чтобы прекратить войны, обуздать оба аймака.

В первый год правления Цинлун (233) Кэбинын соблазнил Будугэня глубже завязать мир и родство. После этого Будугэнь, взяв Сйегуйни и аймачный народ, целиком поддерживал [Кэ]бинына, грабил Бинчжоу, убивал и брал в плен чиновников и население.

Император отправил сяо-ци-цзян-цзюня Цинь Лана воевать с ним. [Сйе]гуйни восстал против [Кэ]бинына, взял свой аймачный народ и поддался [Китаю], был пожалован званием Гуйи-вана, награжден знаменем военачальника, кривым зонтом, военной музыкой, поселен в Бинчжоу, как и раньше,

Будугэнь был убит [Кэ]биныном.

Кэбинын был собственно сяньби из малого рода, но так как был мужествен и силен, беспристрастен в судебных решениях, не жаждал богатства, то народ выдвинул его [в качестве] князя.

Его поколение было близко к границе [Китая]. С тех пор как Юань Шао владел страной к северу от Желтой реки, [китайцы] в большом числе бежали [к нему], восставали и поддавались ему. Они научили [его народ] делать военные орудия, шлемы и щиты, несколько обучили китайской письменности. Поэтому в управлении народом он [Кэбинын] решил [148] подражать Срединному царству. Когда отправлялся на охоту, то выставлял знамя и под барабанный бой продвигал [охотников] вперед и назад.

В годы Цзяньань (196—220) через Янь Жоу он представил дань. Когда Тайцзу (основатель династии Цаовэй) совершил поход на запад в Гуаньчжун, Тянь Инь восстал в Хэцзянь. Кэбинын, взяв более 3000 конницы, следуя за [Янь] Жоу, напал и разбил [Тянь] Иня. Затем восстали дайцзюньские ухуань. Кэбинын снова помог, совершил набег и произвел ущерб.

Тайцзу сделал Яньлинского Чжана сяо-ци-цзян-цзюнем. Выступив в поход на север, он нанес сильное поражение Кэбиныну. Кэбинын бежал за Стену, потом снова вступил в сношения [с Китаем] и представил дань.

В начале годов правления Янькан (220—221) [Кэ]бинын отправил посла представить лошадей.

[Император] Вэньди также поставил Кэбинына в звание Фуи-вана.

В годы правления Хуанчу (222 г. н. э.) Кэбинын выдал 500 с лишком семей вэйских людей (т. е. китайцев), находившихся у сяньби и вернувшихся жить в область Дайцзюнь.

На следующий год Кэбинын, взяв под свое начало старейшин поколений, малолетних сыновей дайцзюньских ухуань Сю У-лу и других и 3000 с лишним всадников, пригнал быков и лошадей 70000 с лишним голов, открыл торг. Отправил вэйских людей (китайцев) жить в Шангу. Потом вступил в борьбу с сяньбийским князем восточного аймака Сули и тремя аймаками Будугэня. Попеременно взаимно нападали и бились. Тянь Юй примирил их, так что не удалось захватить друг друга.

В 5 г. (224 г. н. э.) Кэбинын снова разбил Сули. [Тянь] Юй, ведя легкую конницу, продвинулся прямо на него и потеснил его арьергард. Кэбинын послал только малого предводителя Сону дать отпор [Тянь] Юю.

[Тянь] Юй двинулся вперед, разбил [его] и обратил в бегство. После этого [Кэ]бинын возымел сомнения и вступил в сношения с фу-го-цзян-цзюнем Сяньюй Фу. Письмо гласило: «Восточные и северные иноземцы не знают китайской грамоты. Поэтому сяо-вэй Янь Жоу ручался за меня перед сыном неба.

Я враждовал с Сули, в прошлом году напал на него и сразился, но Тянь Юй помог Сули. Я, вступив в сражение, послал Сону вперед. Услышав, что господин посол прибыл, я тотчас, чтобы [оказать] услугу, отвел войско и отступил.

Будугэнь много раз совершал набеги и грабил, убил моего младшего брата и оклеветал меня в грабеже.

Мы, восточные и северные иноземцы, хотя не знаем церемоний и справедливости, однако, [как] старшие и младшие [149] братья, сыновья и внуки, получаем от сына неба печать с кистью.

Даже быки и лошади все же знают хорошую воду и траву, как же мне не иметь человеческого сердца?

Цзян-цзюнь должен ясно поручиться за меня перед сыном неба».

[Сянь Юй]-фу, получив письмо, доложил императору. Император снова велел [Тянь] Юю призвать [их] к умиротворению.

Народ [Кэ]бинына затем усилился и умножился, конных лучников было 100 000 с лишком всадников. Постоянно грабили и захватывали имущество. Поровну делили и раздавали все решительно на глазах, сам Кэбинын ничего себе не присваивал. Поэтому он добивался от народа смертельного напряжения силы. Старейшины остальных аймаков все выказывали уважение [ему] и опасались его. Однако все еще он не мог сравниться с Таньшихуайем.

В 2 г. правления Тайхэ (228 г. н. э.) [Тянь] Юй отправил переводчика Ся Шэ посетить аймак зятя по дочери 7 Кэбинына Юйчжуцзяня. [Ся] Шэ был убит [Юйчжу] цзянем.

Той осенью [Тянь] Юй, взяв сяньби западного аймака Путоу и Сйегуйни, вышел за Великую стену наказать Юйчжуцзяня и сильно разбил его. На обратном пути [Тянь] Юй достиг Мачэна.

Кэбинын сам, предводительствуя 30 000 всадников, осаждал [Тянь] Юя в течение 7 дней.

Шангуский тай-шоу Янь Чжи был младшим братом [Янь] Жоу, пользовался постоянным доверием сяньби. [Янь] Чжи отправился освобождать [Тянь Юя] и наставлять [Кэбинына].

Когда [Кэбинын] по прекращении осады ушел, то ючжоуский цы-ши Ван Сюн, по совместительству выполняя обязанности сяо-юя, успокоил [его] милостью и искренностью.

Кэбинын неоднократно стучался в ворота Великой стены, являлся в области, подносил дань.

В первом году правления Цинлун (233 г. н. э.) Кэбинын склонил Будугэня послать взбунтовать Бинчжоу, заключил с ним мир и родство. Сам, имея 10 000 всадников, встретил его семью 8 в Цзянбэй.

Бинчжоуский цы-ши Би Гуй отправил цзян-цзюней Су Шана, Дун Би и других напасть на него.

Кэбинын отправил сына с конницей, встретились с [Су] Шаном и другими и сразились в Лоуфань. В сражении убили [Су] Шана и [Дун] Би.

В 3 г. (235 г. н. э.) [Ван] Сюн отправил смельчака Хань Луна убить Кэбинына. [150]

Взамен поставлен его младший брат. Сули, Мицзя, Цюецзи — все сделались старейшинами в Ляоси, Юбэйпине и Юйяне.

За Великою стеною дороги далеки. Вначале [сяньби] не причиняли беспокойства, однако большинство их племен было за Кэбиныном.

В годы Цзяньань (196—220) он через Янь Жоу представил дань и открыл торг. Тайцзу повсюду выражал [свое] покровительство [ему], сделал ваном. Цюецзи умер, поставили его сына Шамоханя в звании Циньхань-вана.

В начале годов правления Янькан (220—221) все отправили послов, чтобы представить лошадей.

Император Вэньди поставил Сули и Мицзя в звание Гуйи-вана. Сули с Кэбиныном снова взаимно нападали и сражались.

Во 2 г. правления Тайхэ (228 г. н. э.) Сули умер. Сын его был малолетний. Младшего брата Чэнлюйгуя сделали ваном, взамен [Сули] он управлял народом.

Пояснение от составителя

В приведенном тексте из «Вэйчжи», — части «Саньгочжи» (не смешивать «Вэйчжи» с «Вэйшу», позднейшей историей северной Вэйской династии), — несмотря на ряд повторений и прочие недостатки изложения, имеется много ценного материала, полнее раскрывающего внутреннюю жизнь различных племен и племенных группировок сяньби. Здесь показана шире деятельность знаменитого предводителя Таньшихая (в китайской транскрипции Таньшихуай) и его равносильного позднейшего преемника Кэбинына (имя этого старейшего князя Клапрот когда-то превратил в наименование особой народности этнической группы дунху). Поэтому, несмотря на отмеченные недостатки, сведения о сяньби (в меньшей мере это можно сказать об аналогичном извлечении об ухуань), которые мы находим в «Вэйчжи», служат ценным дополнением к основному тексту «Хоуханьшу», переведенному И. Бичуриным.


Комментарии

1. Да-жэнь.

2. Ху-ши.

3. Чжун.

4. Ло.

5. Сюн-цзы.

6. Чжун-сюн.

7. Нюй-сюй.

8. Лэй-чжун.

Текст воспроизведен по изданию: Кюнер И. В. Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М. Издательство восточной литературы. 1961

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.