Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

СОБРАНИЕ СВЕДЕНИЙ О НАРОДАХ,

ОБИТАВШИХ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОТДЕЛЕНИЕ II

УХУАНЬ

[Хоуханьшу, гл. 120]

Ухуань есть Дун-ху. В начале династии Хань хуннуский Модэ уничтожил Дом Дун-ху. Остатки его осели при Ухуаньских горах, от которых приняли и название себе.

Историческое пояснение. В кратком очерке происхождения Ухуаньского Дома открывается, что Дом Ухуань есть продолжение Дома Татар-Ханова, Дома Дун-ху, в прямой линии; Дом Сяньби составлял боковую линию его. Ухуаньцы начали усиливаться за 80 лет до Р. Х., совершенно поражены китайцами в 206 году по Р. Х.

Ухуаньцы искусны в конной стрельбе из лука; занимаются ловлею зверей и птиц. Переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде; постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс; одежду делают из разноцветных шерстяных тканей. Они по природе /152/ мужественны, но глупы. В гневе убивают один другого, но никогда не посягают на мать; потому, что от матери зависит продолжение потомства. Отец и старшие братья не враждуют и не мстят друг другу. Кто храбр, силен и способен разбирать спорные дела, тех поставляют старейшинами; 357 наследственного преемствия нет у них. Каждое стойбище имеет низшего начальника. От ста до тысячи юрт составляют общину. 358 Если старейшине нужно призвать кого, то для верности употребляет вырезанный деревянный жеребеек [бирка], и хотя [143] нет букв на нем; совсем тем никто в общине не смеет ослушаться. Постоянных прозваний не имеют; а имя сильного старейшины обращают в прозвание. 359 От старейшины до последнего подчиненного каждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляют друг друга услужение. Кто хочет жениться, старается сойтись с девушкой 360 за три месяца и даже за полгода до брака; потом досылают сговорные дары, состоящие из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота; а после сего переселяется в женнин дом. В семействе женнина дома, ежедневно всем по утру кланяется, но не делает поклонения пред отцом и матерью. Когда он проработает в женнином доме год или два, то тесть щедро отпускает его и отдает все вещи, находившиеся в жилище его дочери. 361 В обычай введено жениться на мачехах, /153/ брать жен после братьев; по смерти мужа они возвращаются в дом прежних мужей. В каждом деле следуют мнению жен; 362 одни военные дела сами решают. Отец и сын, мужчина и женщина при взаимной встрече приседают друг пред другом. Брить голову считают облегчением. Женщины пред замужеством начинают отрощать волосы и разделяют на два пучка; накладывают головной убор из золота и нефрита изумрудного цвета, подобный древней повязке китайской с трясульками и привесками. 363 Женщины умеют вышивать шелками по коже и ткать шерстяные материи; мужчины умеют делать луки с стрелами, седла и узды; плавят золото и железо для оружия. Почва хороша для посева неклейкого проса и дун-цян. Дун-цян походит на растение пхын-цао, а зерна сходны с просом. Он созревает в 10-й луне. 364 Четыре времени года различают по рождению птиц и зверей. Войну ставят важным делом. Покойников кладут в гроб и производят плач по них; но гроб провожают с песнями и плясками. Берут одну откормленную собаку и ведут ее на цветном снурке; также [144] берут лошадь, на которой покойник ездил, его одеяние и вещи и все это сожигают, и несут за гробом для препоручения собаке, чтобы она охраняла душу /154/ умершего до горы Чи-шань. Чи-шань лежит в нескольких тысячах ли от Ляо-дун на северо-восток. 365 Подобно сему души умерших китайцев возвращаются на гору Тхай-шань. 366 Почитают духов, приносят жертвы небу, земле, солнцу, луне звездам и покойным старейшинам, которые прославились своими подвигами. В жертву приносят быков и баранов. По окончании обряда все сожигают. По их законам неповинующийся приказаниям старейшины приговаривается к смерти. По воровству и убийству между прочим дозволяется селениям самим делать возмездие, а не доводить жалоб до старейшин. 367 От смерти дозволено откупаться платою лошадей и овец. Беглых и изменников, старейшиною преследуемых, никто в стойбищах не должен принимать. Все таковые изгоняются в гибельную страну, лежащую в Песчаной степи. Там много ехидн. Сия страна лежит от динлинов 368 на юго-запад, от усуньцев на северо-восток. 369 С того времени, как Модэ поразил ухуаньцев, сей народ пришел в бессилие. Он постоянно находился в подданстве у хуннов и ежегодно платил им ясак воловьими и лошадиными кожами и овчинами. Кто не представлял ясака в срок, у тех отбирали жену с детьми. Когда же полководец 370 Хо Кюй-бин, посланный государем Ву-ди, разбил Восточную сторону хуннов, то поселил ухуаньцев за границею пяти областей: Шан-гу, /155/ Юй-ян, Ю-бэй-пьхин и Ляо-дун, 371 чтоб они подсматривали за движениями хуннов. Старейшины их ежегодно однажды являлись к Двору; почему поставлен ухуаньский пристав в чине 2.000 мешков жалованья. Ему поручено обуздывать ухуаньцев и не допускать их иметь сообщение с хуннами. В царствование Чжао-ди, 86 — 75, ухуаньцы мало по малу усилились и раскопали могилы хуннуских Шаньюев в отмщение Модэ. Хунны, сим крайне раздраженные, пошли на восток и разбили ухуаньцев. Верховный вождь Хо Гуан, по [145] получении известия о сем, предписал главному приставу Фань ин-ю выступить из Ляо-дун с 20.000 конницы для преследования хуннов; но неприятели уже ушли; и как ухуаньцы недавно претерпели поражение, то Мин-ю, пользуясь сим обстоятельством, пошел на ухуаньцев, порубил у них до 6.000 человек, получил три головы княжеских, и возвратился. После сего ухуаньцы опять произвели набег на Ю-чжеу; но Мин-ю разбил их. В царствование Сюань-ди они частию прикочевали к границе и покорились. Ван Ман, похитив престол, принял намерение воевать хуннов: почему при составлении двенадцати корпусов войск, динлинов и ухуаньцев поставил в области Дай-гюнь под начальством военачальника 372 Янь Ю, а семейства их взяты в областные и уездные города в заложники. Ухуаньцы, несвыкшиеся с климатом, боялись, что долго будут задержаны на стоянке; почему несколько раз просили отпустить их, но Ван Ман не хотел отпустить; почему они самовольно ушли, и на возвратном пути /156/ произвели грабительства, а в областях предали смерти всех заложников их. Это произвело в ухуаньцах неудовольствие против Ван Ман. Хунны, пользуясь сим, склонили предводителей их в службу к себе; а прочих всех подчинили своей власти. В начале царствования Гуан-ву[-ди] ухуаньцы, соединившись с хуннами, производили набеги. Места от Дай-гюнь на восток наиболее пострадали от них. Кочевавшие по близости к границе по утру снимали юрты, а к сумеркам подходили к городам. 373 Жители пяти областей 374 почти все потерпели; областные и уездные города были разрушены, и народ рассеялся. Самые сильные и богатые кочевали за границею области Шан-гу у Белых гор. В двадцать первое [45] лето правления Гянь-ву, 45, предписано было военачальнику 375 Ма Хуань выступить из Ву-юань-гуань 376 с тремя тысячами конницы для нападения на ухуаньцев: но ухуаньцы заблаговременно узнали о сем и одни за другими ушли. Китайцы, преследуя их, убили до ста человек, и пошли в обратный путь. В это время ухуаньцы напали на Ма Хуань с тыла, и он в ночи [46] бежал обратно в границу. У него пало до тысячи лошадей. В двадцать второе лето, 46, в Доме хуннов произошли смятения. Ухуаньцы, пользуясь слабостью их, напали на них [146] и разбили. Хунны уклонились далее на север 377 на несколько тысяч ли, и земли лежащие от песчаной степи на [49] юг опустели. Император подкупал ухуаньцев и деньгами 49 и тканями. В двадцать пятое лето, 49, в Ляо-си ухуаньский /157/ старейшина Хэдань с прочими, всего 922 человека, с своими подчиненными, обратились к долгу справедливости, и явились к Двору с данью. Они представили невольников, невольниц, волов, лошадей, тигровые и леопардовые кожи, соболей. В это время иностранцы со всех четырех стран, одни за другими, съехались к Двору с поздравлениями. 378 Сын Неба повелел сделать для них большой пир и одарить дорогими вещами. Некоторые из ухуаньцев пожелали остаться в службе при Дворе: почему 81 человек из их предводителей 379 пожалованы разными княжескими достоинствами и поселены внутри укрепленной линии в пограничных областях. Им поручено и прочих родовичей склонять в подданство и наделять их одеждою и пищею, после сего ухуаньцы служили в пограничных караулах и вспомоществовали Китаю в войне с хуннами и сяньбийцами. В то время министр Янь Бань-биао в представлении 380 государю писал: “Ухуаньцы по природе легкомысленны и лукавы; очень наклонны к воровству и грабежу. Если на долго оставить их на свободе без главного надзора, то они не преминут по прежнему грабить местных жителей, а временные начальники едва ли будут в состоянии управлять поддавшимися. По моему мнению опять надобно определить ухуаньского пристава. Это истинно будет полезно для поддавшихся, и сократит беспокойствия правительства о границе”. Император одобрил его мнение: почему опять поставлен пристав в Шан-гу в городе Нин-чен. 381 /158/ Он открыл войсковую канцелярию, которая купно заведывала награждением сяньбийцев, их заложниками и временною торговлею по границе. 382 В царствование трех государей: Мин-ди, Чжан-ди и Хо-ди ухуаньцы спокойно охраняли границу. При Ань-ди, в третие лето правления [109] Юн-чу, 109, летом, ухуаньцы в Юй-ян, соединившись с тысячью хуннов из Ю-бэй-пьхин, произвели набег на области Дай-гюнь и Шан-гу, а осенью ухуаньцы в Яй-мынь под предводительством их князя Ухэ, соединившись [147] с сяньбийским старейшиною Кюлунем и с Гудухэу южных хуннов, в 7.000 конницы, произвели набег на Ву-юань и вступили в сражение с областным правителем в Гю-юань 383 в долине Гао-кюй-гу. Китайское войско было совершенно разбито, и областные чиновники побиты: почему отправлены были военачальник 384 Хэ Си и хуннуский главный пристав Лян Цзинь. Они одержали совершенную победу над ухуаньцами. Ухэ просил принять в подданство, а сяньбийцы обратно потянулись за укрепленную линию. В пятое [140] лето правления Юн-хо, 140, взбунтовались ухуаньский старейшина Ягянь Кянкюй и Гэулун-Усы из восточного аймака южных хуннов, хуннуский пристав Чжан Гынь разбил их и обоих убил, [155-158] а остальные все покорились. При Сюань-ди в правление Юн-шеу, 155 — 158, ухуаньцы в Шо-фан взбунтовались вместе с Хючжоту; но хуннуский пристав Чжан Хуань усмирил их. В девятое лето правления Янь-хи, 166, ухуаньцы с сяньбийцами и южные хунны с сяньбийцами взбунтовались и произвели набег на девять пограничных областей. Чжан Хуань /159/ выступил для [168] усмирения их, и они все ушли за укрепленную линию. В начале царствования Лин-ди, 168, ухуаньские старейшины: в Шан-гу Наньлу с поколением из 9.000 кибиток, в Ляо-си Кюлигюй с поколением из 5.000 кибиток, объявили себя князьями; еще объявили себя в Ляо-дун Супуянь с 1.000 кибиток Цяо-князем, в Ю-бэй-пьхин Уянь с 800 кибиток Ханьлу-князем. В четвертое лето [187] правления Чжун-пьхин, 187, взбунтовался Чжан Шунь, правитель области Чжун-шань, он ушел в кочевья Кюлигюя и объявил себя князем под наименованием Митьхянь-ань-дин-ван. Сим образом он сделался верховным вождем всех ухуаньских поколений, и произвел грабительства в [188] четырех областях: Цин-чжеу, Сюй-чжеу, Ю-чжеу, Цзи-чжеу. В пятое лето, 188, Лю Юй назначен губернатором в Ю-чжеу. Лю Юй убил Чжан Шунь чрез подкупленных убийц и тем [190-193] утвердил спокойствие в северных областях. При Сянь-ди в правление Чу-пьхин, 190 — 193, Кюлигюй умер. Сын его Лэубань был малолетен: почему родственник Датунь, одаренный военными способностями, поставлен владетелем. Он занимал три области, в которых жители все [195] повиновались его определениям. В первое лето правления Гянь-ань, 195, Юань Шао, губернатор в Цзи-чжеу, стоял с войском против бывшего военачальника [148] Гун-сунь Цзань. Датунь отправил в Юань Шао посланника с просьбою о мире и родстве, а после сего послал ему вспомогательное войско. Гун-сунь Цзань был разбит, и Юань Шао, от имени императора, пожаловал Датуню, Наньлу, Супуяню и ухуаньскому Уяню шаньюйские 385 /160/ печати с шнурами. Впоследствии Наньлу и Супуянь с своими подчиненными объявили Лэубаня Шаньюем, Датуня князем: но Датунь брал верх над Шаньюем в соображениях. Янь Жеу, уроженец области Гуан-ян, с детских лет жил между ухуаньцами и сяньбийцами, и приобрел их доверенность. Сей Янь Жеу при содействии сяньбийцев убил ухуаньского пристава На Гюй, и занял его место. Юань Шао по сей причине начал для успокоения северной границы более благоволить к нему, и когда Юань Шан, сын Юань Шао, бежал к Датуню, то более 100.000 чиновников и народа из областей Цзи-чжеу и Ю-чжеу бежало к ухуаньцам. Юань Шан, в надежде на силы войск своих, хотел снова покуситься на Срединное государство. Но случилось, что Цао Цао усмирил Хэ-бэй, а Янь Жеу с ухуаньцами и сяньбийцами поддался Китаю. Цао поставил Жеу приставом. В двенадцатое лето [206] правления Гянь-ань, 206, Цао Цао под личным своим предводительством совершенно разбил Датуня под Лючен; побил и в плен взял до 200.000 человек. Юань Шан, Лэубань и Уянь бежали в Ляо-дун, где Гун-сунь Кхан, правитель области, всем отрубил головы и препроводил к Цао. Остальные ухуаньцы в числе 10.000 семейств поселены внутри Китая.

Извлечено из Истории младшего Дома Хань.

Комментарии

357 Т. е. главными начальниками родов.

358 На кит. Бу, на монг. Аймак.

359 Надобно разуметь в название общине или роду. Это искони доныне есть общее обыкновение в Монголии.

360 Ду-юй, последуя Цзочуань, так поясняет это: ищет взять ее незаконным средством.

361 Т. е. дает приданое за нею.

362 В Монголии и ныне домашнее хозяйство предоставлено женщинам; мужчины занимаются только военным ремеслом.

363 В Сюйхань Юй-фу-чжы сказано: супруги князей и вельмож носили шелковые повязки. Говорят, что это был головной убор императриц. На нем были привески из жемчуга, которые при ходьбе приходили в сотрясение. Сюй-Хань Юй-фу-чжы есть название книги: значит дополнительное описание экипажей и одеяния при династии Хань.

364 Юго-восточные монголы искони доныне частию занимались и земледелием.

365 По указанию близ устья Амура; но точное местоположение неизвестно.

366 См. в статистическом описании Китайской Империи, т. I, стр. 18.

367 Т. е. дозволялась бараита.

368 В Цянь [Хань]-шу Инь-и сказано: динлины составляют отрасль хуннов. П. И.

369 По описанию это есть песчаная степь между Небесными [Тяньшань] и Алтайскими горами.

370 Пьхиао-ки Гян-гюнь.

371 Пятая область опущена в подлиннике.

372 На кит. Дун-юй-гян, что зн. предводитель восточного края.

373 Это относится к ухуаньцам.

374 Т. е. пограничных. См. выше.

375 Фу-бо Ган-гюнь.

376 Крепость Ву-юань-гуань в Дай-гюнь. П. И.

377 В западную половину Иркутской губернии.

378 На новый год.

379 Т. е. князцов.

380 По погоду вступления ухуаньцев в подданство.

381 Нин-чен есть название у. города в Шан-гу. П. И.

382 Пограничный меновой торг.

383 Гю-юань есть название уезда в области Ву-юань. П. И.

384 Че-ки Гян-гюнь.

385 Т. е. ханские.

Текст воспроизведен по изданию: Н. Я. Бичурин [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.  М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая. 1950

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.
Rambler's Top100