Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

ОПИСАНИЕ ПЕКИНA, С ПРЛОЖЕНИЕ ПЛАНА СЕЙ СТОЛИЦЫ, СНЯТОГО В 1817 ГОДУ.

Переведено с Китайского

Монахом Иакинфом

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

(от)

ПЕРЕВОДЧИКА.

Без сомнения, приятно будет каждому видеть картину Китайской столицы, столь известной по слухам и описаниям путешественников. Сия мысль, во все время моего пребывания в Пекине, делала меня внимательным ко всем, особенно достопримечательным предметам сей столицы. Таже мысль была для меня побуждением составить план, и присовокупить к нему описание оного. Смею уверить читателя, что план сей не из числа тех, каковых довольно в Пекинских лавках; но есть снимок новый, составленный в 1817 году, и [II] отделанный со всевозможною тщательностию. Занимавшийся снятием местоположения целый год употребил на то, чтобы доставит сему плану совершенную полноту и точность. Надлежало исходить до единой улицы и переулка, дабы по самоличному обозрению положить все на бумагу в дробных частях, и составить потом целое.

Приложенное при сем плане описание Пекина не есть мое произведение. Свидетельство коренного жителя в сем случае, без сомнения, должно заслуживать большую доверенность пред свидетельством временного иноземного пришельца. Долговременное мое пребывание в Пекине послужило мне к тому только, что я, быв самовидцем сего города, мог сделать точный перевод, и по собственным замечаниям пополнишь неясные места подлинника.

Сие описание есть перевод с Китайского подлинника, изданного в 1788 году. Сочинитель, трудившийся для своих [III] соотечественников, держался сообразного с его целию расположения. Он не имел нужды пояснять некоторые вещи, по своей новости малоизвестные, иностранцу: напротив, при обозрении древностей распространяясь до подробности, поместил множество предметов, ни мало для нас не занимательных. Посему, имея в виду читателей другого рода, нашел я нужным введение распространить небольшим прибавлением, необходимым для полноты любопытных сведений о сем городе; самое же описание сократить исключением маловажных подробностей, скучных для иностранца, которому не случалось быть в Пекине. В сем городе считается около семи сот монастырей и храмов. Число Княжеских дворцов, присутственных мест и других казенных зданий, также немалозначущее. Если бы на моем небольшом плане представить все, что описано в подлиннике, то зритель скорее бы утомился при [IV] пестроте, чем отличил в них достопримечательные места, которым преимущественно дано место в плане. Только в описании храмов и жертвенников, в которых сам Государь приносит жертвы, я неуклонно следовал подлиннику. Может быть, зодческая сия подробность иным покажется скучною, но я хотел подать совершенное понятие о священных местах Китайского правительства, и чрез то представить читателям возможность видеть оные мысленно.

(Внизу в данном экземпляре приписано почерком начала 19. в. (вероятно Н. Я. Бичурина): "Пекин, без предместий, содержит в окружности 58 ли или 31 версту 221 сажень".) [V]

ВВЕДEHИE.

Пекин лежит под 132° 55' долготы. (По Меридиану от Ферро) 39° 55' северной широты. В летний поворот дни, a в зимний ночи имеют 14 час. 50 мин.; в зимний поворот дни, a в летний ночи содержат 9 часов 10 минут. Слово Пекин, по-Кит. Бэй-цзин по северному, и Бэ-гин, по южному произношению, не есть собственное, a нарицательное имя, и слово в слово значит: Северная столица. Сие название носил он, пока существовала Южная столица, по-Кит. Нан-цзин и Нан-гин, y нас Нанкин. По упразднении Южной столицы, и слово Бэй-цзин уничтожено. Ныне Китайцы обыкновенно называют сей город просто Цзин-чен, т. е. столица. Собственное имя Пекину есть Шун-тьхян или Шун-тьхян-фу: но сие слово употребляется в тех только случаях, когда речь касается его ведомства,

Пекин разделяется на два города: Внутренний, по-Кит. Нэй-чен и Внешний, по-Кит. Вай-чен. Таковые названия не совсем свойственны настоящему его положению: ибо, по собственному значению сих слов, надлежало бы первому находиться внутри последнего. Оные названия предварительно приняты [VI] были по тому предположению, что нынешний Ней-чен весь будет обведен второю стеною. Во внутреннем городе еще находятся два города: первый Императорский город, по-Кит. Хуан-чен, второй Дворцовый город, по-Кит. Цзы-цзинь-чен. Хуан-чен можно по красной его стене называть Красным городом. Слово чен значит: городовая стена; но под сим именем известны и жилища, в оном содержащиеся.

Внутренний город обведен существующими ныне стенами, в 1421 году, при династии Мин: но к совершенному концу приведен в 1439 году. Стены его содержат 40 ли в окружности; в вышину имеют 33 1/2 фута, ширины в основании 62, вверху 50 футов; сверх сего на стене зубцы, или парапет с амбразурами имеет 5 4/5 фута вышины. Он построен в виде неправильного четвероугольника. Южная его стена содержит 1295 сажен 9 3/10 фута, северная 12З2 сажени 4 1/2 фута, восточная 1786 сажен 9 3/10 фута, западная 1564 сажени 5 1/10 фута. (Показание сие неверно: ибо 5879 сажен производят не 40, a только 32 ли и 119 сажен; кажется, здесь есть типографические ошибки. Здесь разумеется Кит. сажень, содерж. 10 ф) Городских ворот считается девять, из которых южные средние называются Чжен-ян-мынь просто Цянь-мынь, южные к востоку Чун-вынь-мынь, просто Хада-мынь; южные к западу Сюань-фу-мынь просто Шунь-чен-мынь, северные к востоку Ань-дин-мынь, северные к западу Дэ-шен-мынь, восточные к югу Чао-ян-мынь, просто Ци-хуа-мынь, восточные к северу Дун-чжи-мынь; западные к югу Фэу-чен-мынь, просто Пьхин-цзэ-мынь, западные к северу Си-чжи-мынь. [VII]

Внешний город построен в 1544 году. Стены его, считая от юго-восточной угловой башни Внутреннего города до угловой же юго-западной башни, содержат 28 ли окружности; в вышину имеют 20 футов, ширины в основании 20, в верху 14 футов. Порознь южная стена содержит 2454 сажени 4 1/9 фута, восточная 1085 сажен 1 фут, западная 1093 сажени 2 фута длины (всего 26 ли). Ворот в сем городе считается семь: южные средние называются Юн-дин-мынь, южные к востоку Цзо-ань-мын, южные к западу Ю-ань-мынь, восточные Гуан-цюй-мынь, просто Ша-во-мынь, западные Гуан-нин-мынь, просто Чжан-и-мынь, находящиеся на северо-восточном углу называются Дун-бянь-мынь, на северо-западном углу Си-бянь-мынь Последние двое ворот обращены лицем к северу.

Пекин почитается одним из древнейших городов в Китае. История не сохранила свидетельства о начальном его основании. Потомок Государя Хуан-ди, получивший сию страну в удел в 222 году до эры Христианской, первый имел резиденцию на месте нынешнего Пекина, который в то время назывался Цзи. В период весны и осени (Чунь-цю) (Это есть название хронологического периода, начавшегося 722, кончившегося 481 годом до Р. X), он был столицею удельного царства Янь, и также назывался Цзй: но в 222 году до Р. Х., с падением царства Янь; и Пекин перестал быть столицею. С того времени в продолжение следующих одиннадцати веков случились с ним многие политические перемены. Наконец, в 936 году взят он y Китая Киданями, a в 938 [VIII] году Иокуци (Тхай-цзун), вторый Киданьский Государь, утвердил в Пекине Южную столицу (Нан-цзиь), и наименовал его Си-цзинь. До сего времени Пекин имел 27 ли окружности, a теперь расширен до 56 ли. Стены его имели вышины 30, ширины 15 футов; ворот находилось восемь, по двое на каждой стороне. Дворцовый город при сей династии, так как и при следующих двух, т. е. Гинь и Юань, содержал девять ли и тридцать шагов окружности, и в расположении много сходствовал с нынешним. В 1125 году Пекин был взят Маньчжурами, царствовавшими потом в Северном Китае под именем династии Гинь, но оставался с прежним именем: Си-цзинь. Уже Дуругунэ (Ваньянь-лян), четвертый Государь сей династии, перенес свой Двор в Пекин в 1151 году, a в 1153 сделал его среднею резиденциею (Чжун-ду) (Дом Гинь имел пять столиц, между которыми Пекин считался среднею), и дал ему название Да-син. В сие время Пекин обведен был второю стеною в 75 ли окружности; ворот в нем было двенадцать, по трое на каждой стороне. В 1215 году Пекин покорен Чингис-Ханом, и сделан главным городом дороги или провинции Янь-цзинь, но с прежним именем Дасин. Хубилай, по-Кит. Ши-цзу, учредил в Пекине в 1264 году среднюю резиденцию (Чжун-ду); в 1267 году перенес город на три ли к северо-востоку от старого Пекина; a в 1272 году переименовал его главною резиденциею (Да-ду). Сей новый город имел 60 ли окружности; ворот было в нем одиннадцать, по трое на каждой стороне, исключая северной. После сего старый Пекин назывался южным [IX] городом (Нань-чен), a новый северным (Бей-чен). Развалины старого городища еще видны были и при династии Мин: но с того времени, как южное предместие нынешнего Пекина обвели стеною, признаки сих развалин совершенно изгладились.

Хун-ву, основатель дома Мин, первый начал преобразование Пекина в настоящий вид. В 1368 году он превратил его из столицы в провинцияльный город и дал ему имя Бэй-пьхин. Прежние стены, содержавшие 60 ли окружности, сим Государем признаны слишком пространными: почему в 1376 году уменьшены с восточной, западной и северной сторон, и, вместо прежних стен, построены новые, которые на южной, восточной и западной имели вышины 30, вверху ширины 20 футов, на северной же стороне вышины 40, ширины 50 футов. Ворот оставлено только девять: ибо восточные и западные к северу, при уменьшении сей части города, уничтожены.

В 1409 году, Пекин назначен быть столицею, под названием Северной, по южному Китайскому выговору Бэ-гин, от чего y нас, с Латинского языка, и поныне называют его Пекин. Самый город с провинцияльным его округом назван Шунь-тьхянь-фу. В 1421 году стены Пекина расширены на 40 ли окружности, и построен в нем Царский дворец. Тогда сия столица почтена наименованием Цзин-шы, древним именем столиц (Цзин-шы значит: народ, обитающий на возвышенности: ибо в древния времена, обитая по берегам Желтой реки, обыкновенно избирали под столицу места возвышенные). В 1437—1439 годах стены Пекина одеты кирпичем: ибо до сего времени земляные валы, сбитые из глины, служили вместо стен городских. В 1553—1564 годах южные предместия Пекина обведены стеною, и с сего [X] времени новый город на юге назван Вай-чен, a настоящий Нэй-чен, по тому предположению, что со временем Пекин со всех четырех сторон будет обведен второю стеной. В 1553 году, стряпчий Чжу-бо-чен действительно представил Государю, чтобы, по причине умножившегося числа жителей в предместиях столицы, весь город обвести второю стеною. В следствие сего, план и смета, поднесенные Военною Палатою, утверждены Государем для исполнения. Вновь предназначенные стены по оному плану имели бы от тогда к северу по осмнадцати, от востока к западу по семнадцати ли длины; но сие предприятие по причине тогдашнего недостатка в деньгах, не произведено в действо.

Примечание. Сколько в начале династии Мин Пекин уменьшен был против прежнего со стороны восточной и северной, то показывают оставшиеся развалины северного города династии Юань, и доныне существующие на восточной и северной стороне. Что касается до южной его части, из Географии династии Юань видно, что внутри прежнего Пекина подле южной стены находился монастырь Цин-шеу-сы с двумя субаргами. Ныне сей монастырь называется Шуан-тха-сы, и стоит на улице Си-чан-ань-цзе, в двух ли от южной стены к северу. Из сего должно заключить, что южная часть нынешней столицы не сходствует с древним основанием при династии Юань: ибо когда подали северную стену внутрь, то в замену сего несколько расширили южную часть оного. [XI]

Местоположение Пекина можно рассматривать в двояком отношении: в политическом и физическом. Губерния Чжи ли, в которой находится Пекин, с востока окружена Желтым морем, с запада хребтом Тхай-хан, с севера опирается на крепость Цзюй-юн, на юге прикрыта реками Ци-шуй и Хуан-хэ. Из сего описания ясно видно, что никогда еще не избирали местоположения для столицы столь укрепленного природою. Сверх сего, многочисленные войска, расположенные в самом Пекине и его окрестностях, всегда готовы к защищению сей столицы, и от неприятелей в случае войны, и от Китайцев в случае бунта.

Пекин лежит посреди обширной равнины, во многих местах песчаной и топкой. Находящиеся за его стенами жертвенники по их огромности, монастыри по их великолепию, кладбища знатных по их красивому положению, могли бы служить картинными видами столицы, если бы вкус Китайцев, скрывать здания во внутренности дворов (В Китае покои строят во внутренности двора и иногда за двумя или тремя воротами от входа с улицы), не отнимал величественной наружности y сих мест. Неровная поверхность окрестностей летом покрыта хлебом, и представляет довольно приятные сельские виды; но зимою обезображивают ее рытвины, ямы и могилы. Самый город с дальних возвышений представляется как бы в густом лесу, каковой вид происходит от косвенного положения рощей при кладбищах и дерев, рассаженных при монастырях и городах. Когда приближаешься к городу с севера, то высокие стены [XII] остановляют нетерпеливое око путешественника. Огромность и необыкновенный вид городских башен, поражают зрение своею новостию. Но, при вступлении во внутренность города, изумление поглощает все прочие чувствования. Здесь нет тех прекрасных, великолепных зданий, тех правильных, чистых улиц, чем славятся столицы Европейских держав. Вместо улиц открываются длинные торговые ряды, вместо палат смесь лавок, трактиров, монастырей. На редкой из больших улиц увидеть можно дворец или какое либо присутственное место. Таковые здания, равно и домы обывателей, находятся в малых улицах и переулках. Правда, что главные улицы, и большая часть малых, довольно широки и проведены по прямой линии: но сии два хорошие качества оных обезображены, инде выдавшимися из линий строениями, или неприятным видом полуразвалившихся зданий, инде неуютным расположением колодцев среди улиц, или полуоткрытыми по обеим сторонам каналами с нечистотою. Вообще неровность и неопрятность дорог по улицам служат справедливым упреком для Китайской полиции; a несносный смрад от ям, вырытых почти при каждом повороте в малые улицы, где дозволено проходящим мочиться, составляет величайшую противуположность с тонкою разборчивостию Китайского вкуса в прочих вещах. Но как наличная сторона каждой лавки строится, по роду предполагаемых товаров отличных от прочих образом, и бывает раскрашена; то происходящее отсюда разнообразие строений, украшенных киноварью, лазурью, лаком и золотом с симетрическим и казистым расположением товаров, также торжественные ворота при [XIII] публичных местах, придают улицам довольно привлекательности. Из прекраснейших мест, открытых взорам публики, сут: озеро Тхай-и-чи с Мраморным островом, и пленительные вершины горы Цзин-шань с великолепнейшим входом с южной стороны: но вход во внутренность оных мест запрещен. Из рек, около Пекина протекающих, как по величине, так и по судоходству, нет ни одной достойной замечания. Чрез город проведен только небольшой канал, под именем речки Юй-хэ, вода которой единственно определена для дворцовых озер и каналов, a обыватели пользуются колодезною водой, которая внутри города вообще солоновата. Хорошую воду получают из-за города. Колодцы за северными воротами Ань-дин-мынь содержат превосходную воду.

И так Пекин может похвалишься крепостию физического местоположения и огромностию его стен: по сим совершенствам противостоит важная невыгода в том, что все жизненные потребности должно доставлять с юго-востока. Ибо Юнь-хэ, или подвозный канал, которым из южных стран доставляют в Пекин съестные и другие припасы, иногда по причине засухи пересыхает, a во время внутренних замешательств может быть совершенно заперт. Последнее обстоятельство было одною из главных причин падения династии Юань.

Обозрев основание и положение Пекина, остается взглянуть на внутреннее его распределение. Ныне царствующий дом Цин, утвердившись на Китайском престоле; [XIV] разделил сию столицу на восемь знамен или корпусов войск, которые все размещены во Внутреннем городе для охранения дворца. Желтое знамя помещено y ворот Дэ-шен-мынь, Желтое с каймою y Ан-дин-мынь, оба на северной стороне. Белое знамя у Дун-чжи-мынь, Белое с каймою y Ци-хуа-мынь, оба на восточной стороне. Красное знамя y Си-чжи-мынь, Красное с каймою y Пьхин-цзэ-мынь, оба на западной стороне. Синее знамя y Хада-мынь. Синее с каймою y Шунь-чен-мынь, оба на южной стороне. Так расположены части города в следствие военных распоряжений. По гражданскому управлению, Внутренний город совокупно со внешним разделен на пять частей, которые зависят не от Инспектора Полиции, но от Прокурорского Приказа. В ведомстве каждой части находится несколько кварталов, как-то: Средняя часть имеет их девять. Восточная пять, Южная семь, Западная шесть, Северная девять. Сии кварталы по воинской части зависят от Полиции.

Примечание. Как Нэй-чен назначен был для помещения столичных войск, то правительство (В 1648-м году) купило y обывателей все строения для военнослужащих: но победители, непривычные к труду, скоро променяли свои жилища услужливым Китайцам на утехи: почему ныне, исключая Кремля и части Красного города, все главные и даже средния улицы во Внутреннем городе состоят из однех лавок, занимаемых Китайцами; a солдаты удалились жить по углам города и по глухим местам, около городских стен. [XV]

По Уложению династии Мин, Нэй-чен для гражданского управления разделен был на четыре части, a Вай-чен отдельно составлял пятую часть: поныне оба города в сложности разделены на пять частей. Таковое соединение обоих городов представляет большую неудобность к разделению столицы на плане по частям. Настоящее разделение Внутреннего города на восемь знамен гораздо простее, и неподвержено ни запутанности в рубежах, ни сбивчивости в приискании мест. Кремль и Красный город, определенные для служащих при Дворе, не входят в оное разделение. И так надлежало принять смешанный порядок, так впрочем, чтобы для удобности зрителя каждая часть была подведена под одну точку зрения.

По сему порядку, Кремль, как центральное место во Внутреннем городе, обведенное стеною, сам собою представляет отдельную и главную часть в оном. Сия часть описана с большею подробностию, дабы начертать идеал тех мест, в которых воображаем обитающего Богда-хана. Красный город, обведенный особливою стеною, равным образом представляет вторую часть Внутреннего города. Пространство между Красным городом и стеною Внутреннего города составляет третью часть. Хотя сия часть слишком растянута окружным ее положением: но в существе военного ее распределения открывается удобный способ разделить ее на четыре стороны, из коих в каждой, как выше мы видели, помещено по два знамени. Внешний город главною своею улицею, простирающеюся от севера на юг, делится на две равные [XVI] половины: и так он может составить четвертую часть плана, состоящую из двух отделений: восточного и западного. Некоторые места, достойные замечания, но лежащие в окрестностях столицы, не могли, по сей причине, войти в план: почему в описании, для одного сведения, помещены в прибавлениях за теми воротами, за которыми находятся.

ОПИСАНИЕ ПЕКИНА.

I.

ЦЗЫ-ЦЗИНЬ-ЧЕН.

Цзи-цзин-чен. Кремль, означенный на плане числом І, находится в средине Императорского города. В окружности содержит шесть ли, от востока к западу двести тридцать шесть сажен и два фута, от юга к северу триста двадцать сажен девять футов, в вышину и толщину почти одинаков со стеною Внутреннего города. Кремль должен быть покрыт пурпуровою краскою, от чего и назван Цзы-цзинь-чен, т. е. пурпуровый заповедный город. Ворот имеет четверо: к югу Ву-мынь, в северу Тен-ву-мынь, к востоку Дун-хуа-мынь, к западу Си-хуа-мынь. С наружной стороны весь обведен широким каналом, берега коего отвесно выложены гранитом. На берегу между Кремлем и каналом построен с трех сторон, исключая южной, [2] сплошный корпус, вышиною до половины стены его. Площади в Кремле все вымощены городовым (В Китае городовым кирпичем называется тот, из которого кладут городские стены. См. при описании Внутр. города) кирпичем, a прямая к залам дорога — большими кусками серого и беловатого гранита. Внутренность Кремля разделяется на три части: среднюю, восточную и западную. Средняя часть занимает всю длину от южных ворот до северных, и заключает в себе собственно называемый Императорский дворец, сугубо разделенный на несколько обширных дворцов, из которых каждый имеет свое название и назначение. Между главными и побочными зданиями во дворцах, как на восточной, так и на западной стороне, видна совершенная симметрия, a в отношении к величине одних зданий к другим правильная соразмерность. Для избежания утомительности, еще можно подразделить каждую из трех частей Кремля на две половины, южную и северную. Южная половина восточной части заключает в себе разные присутственные и другие места; в северной половине находятся одни дворцы для Царевичей, для временного пребывания Государя и храмы. Южная половина западной части заключает в себе разные присутственные места, в числе которых и [3] Дворцовое Правление, с принадлежащими к нему местами; в северной половине находятся одни дворцы для Цариц, т. е. классных Богда-ханских наложниц, для временного пребывания Государя, и храмы. И так обозрение внутренности Кремлевской начнем с южной половины средней части, в которой примечательные места суть:

1. Ву-мынь, южные Кремлевские ворота с тремя проходами. Над ними двуэтажная башня в девять звеньев. Пред воротами поставлены на восточной стороне лунные, a на западной солнечные часы, на плане означенные точками. По бокам сей башни в открытых галлереях на востоке повешен колокол, на западе поставлена литавра, а по углам высокие открытые башни, которые просто называют Ву-фын-лэу. Статские и военные чиновники входят во дворец и выходят оттуда восточным проходом, a проходить чрез западный дозволено только Принцам Крови. Ежедневно при шествии Богда-Хана в Государственное собрание бьют в колокол и литавру, при выезде и въезде его в ворота Ву-мынь бьют в колокол, при жертвоприношении в Великом храме — в литавру. Когда по торжественном возвращении войск представляют пленных во дворец, то Государь входит на ворота Ву-мынь для совершения церемонии принятия [4] пленников (т. е. ломать им ножные щиколки тисками и строгать тело бамбуковым ножем) За сими же воротами ежегодно в первое число десятые луны раздают календари на будущий год. (Подарки Иностранным Государям и Послам их, так как и своим вассалам, раздают на площади за сими воротами)

2. Тхай-хо-мынь, ворота в девять звеньев; собственно состоят из трех ворот. Переднее и заднее крыльца y средних ворот о трех сходах, а у боковых с одним сходом. За сими воротами к северу:

3. Тосай-хо-дянь, тронная совершенной гармонии или согласия в природе, определенная для важных собраний. Цоколь ее вышиною в двадцать футов, a все здание имеет сто десять футов в вышину, в длину одиннадцать, в поперечнике пять звеньев, с двойным свесом и навислыми по четырем углам коньками. Крыльцо пред сею престольною обведено перилами из белого мрамора; оно имеет пять сходов, каждый в три уступа с площадками, на которых расставлено осмнадцать больших треножников, две черепахи и два ивиса, все бронзовые (для возжигания благовоний), одни солнечные и одни лунные часы.

Государь входит в сию тронную для принятия поздравлений в первый день [5] нового года, в зимний поворот, в день своего рождения и в торжественные аудиенции. Здесь бывает он и при полном придворном угощении вельмож, при отпуске Главнокомандуюшего в армию, при испытании Академиков (Хань-линь) и для принятия вновь определенных чиновников, представляемых для изъявления благодарности.

Пред тронною на помосте или на площади есть место, на котором статские и военные чиновники исполняют обряд коленопреклонения. Для чего поставлены в виде холмиков бронзовые столбики, на которых вырезаны степени чинов от первой до девятой. Для каждой степени сделано по одной линии на восточной и западной стороне Царской дороги или каменной мостовой, по восточную для статских, по западную для военных чинов. В каждой линии становится десять человек.

4. Чжун-хо-дянь, тронная, содержащая в длину и в поперешнике по три звена, т. е. четвероугольная, с четвероугольным свесом, но кровлю имеет круглую. Крыльца на южной и северной сторонах каждое о трех сходах, на восточной и западной с одним. На восточной и западной стороне находится два сплошных флигеля, каждый из тридцати звеньев; они служат кладовыми для бронзовых вещей. В сей тронной, [6] Государь смотрит молитвы, сочиненные для жертвоприношения, хлеб и земледельческие орудия, для церемонияльного землепашества изготовленные. Здесь же подносят ему Царские родословные. Позади сей тронной на севере в симметрию с нею:

5. Бао-хо-дянь, тронная, в девять звеньев с двойным свесом и нависшими коньками. Передния крыльца все о трех сходах в симметрию с паратным крыльцом тронной Тхай-хо-дянь; заднее крыльцо в три уступа с тремя сходами, лицем к северу.

Государь ежегодно входит в сию тронную вечером накануне нового, года для угощения иностранцев; еще входит сюда для испытания новых Магистров в Академики. В сей же тронной с торжественною церемониею сами сочинители подносят Государю Биографию покойного отца его. Далее на север следуют ворота Цянь-цин-мынь, за которым Государь имеет обыкновенное пребывание.

В южной половине восточной части замечательные места:

6. Нэй-гэ, т. е. Сенат, место, определенное для заседания Министров; стоит y самой южной стены; лицем обращен к югу, a ворота имеет к северу против тронной Вынь-хуа-дянь. По восточную сторону Сената несколько к северу находятся [7] Луань-цзя-нэй-кху, (Дворцовая внутренняя Экипажная) и Ху-бун-эй-кху, (Внутреннее Казначейство Палаты Финансов).

7. Вынь-хуа-дянь, тронная, по восточную сторону ворот Се-хо-мынь, лицем к югу, имеет высокое крыльцо о девяти ступенях, позади ее еще тронная Чжу-цзин-дянь. Здесь Государь во вторую луну бывает (однажды) для изъяснения Св. книг.

8. Чуань-синь-дянь, тронная, подле Вынь-хуа-дянь, на восточной стороне. Здесь приносят жертвы покойному учителю (Философу Кхун-цзы) Царей и Князей, покойным премудрым, покойным учителям. По восточную сторону тронной есть крытый колодезь Цзин-тьхин, в котором вода почитается второю по Яшмовом источнике. Позади сей тронной:

9. Вынь-юань-гэ, Царская библиотека; состоит из трех корпусов в шесть звеньев, покрытых темнозеленою черепицею. Пред тронною находится четвероугольный водоем, выложенный камнем, с каменным чрез оный мостом. Вода проведена сюда из канала Юн-хэ. В сей тронной хранится экземпляр полного собрания книг, по-Китайски Сыкху-цюань-шу. См. Хань-линь-юань. В сем месте ныне по окончании церемонии изъяснения Св. книг, Государь удостоивает изъяснителей чаем. [8]

Примечание. Отселе к востоку и северу по разным местам находятся Шан-ян-юань-шу, Дворцовая конюшенная Контора, Ча-шань-фан-иху (Дворцовая кладовая с съестными припасами) и Юй-ио-кху (магазин с аптекарскими припасами).

10. Го-ши-гуан, Дом Исторического общества. Здание сие расположено от ворот Дун-хуа-мынь несколько к северу, подле самой восточной стены, лицем к югу. От Го-ши-гуань несколько к югу:

11. Дун-хуа-мынь, т. е. восточные красные ворота. Это восточные Кремлевские ворота. В южной половине западной части замечательные места:

12. Ву-ин-дянь, тронная по западную сторону ворот Си-хо-мынь, с высоким крыльцом о девяти ступенях, с воротами в три звена, лицем к югу. Сия тронная окружена каналом, с тремя каменными мостами чрез оный. Состоить из двух корпусов, в которых хранятся стереотипные доски. За сими на север Юй-дэ-тхан (переплетная). Ву-ин-дянь собственно есть придворная типография. По западную ее сторону:

13. Тан-и-цзянь, Контора Царского одеяния, в которой и шьют для Государя платье. Внутри ее находится тронная, состоящая из двух корпусов, в которых [9] помещена Коммисия для перевода Будистских Священных книг. (Ныне она уничтожена, a место ее в 1821 году заступила Коммиссия, назначенная для сочинения Биографии Государя Жу'й-ди, умершего в 1820 году. Будистские Священные книги давно переведены были с Санскритского на языки Китайский и Тангутский. Помянутая Коммисия переводила их с Тангутского на Монгольский, a с сего на Маньчжурский)

14. Сянь-ан-гун, т. е. Дворец общего спокойствия. Это есть училище, или лицей для детей высших чинов из восьми знамен. По северную сторону его протекает с северо-запада на юго-восток канал Дун-зцзы-хэ.

Примечание. От сего дворца в западу находятся Фан-ляо-гуань, Сан-тхун-гуань, a на востоке за воротами Ю-и-мынь, училища Туркистанское и Аваское, и контора художеств, (Цзао-бан-чу).

15. Нэй-ву-фу, Дворцовое Правление, от ворот Си-хуа-мынь на север; по линии оно занимает четвертые ворота и стоит лицем к востоку, состоит из трех Приказов (Сань-юань), семи Экспедиций (Ци-сы), и заведывает всеми приходами и расходами дворцовыми, жертвоприношениями, угощениями, награждениями, штрафами и всеми ремеслами и художествами.

16. Гуан-чу-сы, Экспедиция запасов, в одной линии с Дворцовым Правлением на [10] северном конце. Это главная дворцовая кладовая, в которую доставляются все вещи, принадлежащие к шести кладовым Дворцового Правления, как-то: серебро, мехи, шелковые материи, одежды, фарфор и чай.

17. Нан-сюн-дянь, тронная, y самой южной стены, против Ву-ин-дянь. Здесь хранятся портреты Государей прежних династий.

Примечание. Портреты древних Государей при династии Мин хранились во внутренней кладовой: но в 1749 году приказано художникам поправить их и поставить в Нань-сюнь-дянь. Теперь находится в оной с изображениями разных древних Государей шестьдесят восемь картин, складных книг сем, свитков три; еще пят складных книг с лицами премудрых и мудрецов, из которых каждому дано место по достоинству. Ежегодно в средине лета просушивают их на дворе, и потом опять убирают в поставы. Не подалеку от сей тронной на север:

18. Си-хуа-мынь, западные красные ворота. Это западные Кремлевские ворота.

19. Цянь-цин-мынь, ворота в пять звеньев с тремя в них проходами; переднее крыльцо с тремя сходами, и каждый сход в девять ступеней; пред крыльцом поставлены два вызолоченные льва (колосальной [11] величины). В сих воротах Государь обыкновенно выслушивает и решает государственные дела.

20. Цянь-цин-гун (Гун есть дворец, назначенный для всегдашнего пребывания; дянь (тронная) есть дворцовая палата, в которой престол. Дянь часто берется за дворец, но только для кратковременного заседания Государева по какому либо случаю. Молитвенные храмы также называются дянь: ибо кумиры в них сидят на престолах лицем к югу, подобно как и Государи Китайские на своем престоле), дворец, имеющий девять звеньев в длину и пять в ширину. Государь входит сюда, когда нужно рассуждать о чем с вельможами, или видеть чиновников, представляемых к определению и повышению. Здесь ежегодно в первый день нового года Государь дает стол для Князей. Здесь же, в 50-е лето правления Кхан-си (в 1711 году), Государь Жинь-ди учредил пиршество, к которому приглашены были как из простых, так и из чиновников старики от шестидесяти лет и выше. В сей день на помосте пред Цян-цын-гун расставлены были палатки со столами для нескольких тысяч человек. Царские сыновья и внуки сами ходили около гостей и подчивали их. По окончании изобильного угощения, произведена награда соответственно чинам и званию. В 50-е лето правления Цянь-лунь (в 1785 году), Государь Шунь-ди делал [12] подобный оному пир, но число собравшихся к сему пиршеству было вдвое более. Девяностолетние призваны были к самому Государеву столу, где на ногах стоя, кушали с ним. Государь благосклонно разговаривал с ними, и очень щедро наградил.

21. Цзяо-тхай-дянь, тронная, позади дворца Цянь-цин-гун, построенная по образу тронной Чжун-хо-дянь. Здесь хранятся двадцать пять печатей Государевых. По сторонам тронной в стенах находятся двое небольших ворот:

Цзин-хо-мынь, для выхода на восток, и

Луно-фу-мынь, для выхода на запад. Позади сей тронной на севере:

22. Кхунь-нин-гун (дворец Императрицы), длиною в девять звеньев.

23. Кхунь-нин-мынь, ворота в помянутый дворец, a за ними дворцовый сад, из которого для выхода на восток и запад находятся в стене небольшие ворота.

Примечание. В Кхун-нин-гун живет Императрица, a сад служит для ее прогулок. Он наполнен теремами, храмами и беседками. Из последних две построены среди двух озер и одна на вершине искуственной каменной горы, в которой находится грот или пещера с надписью Царской руки: источник облаков (Юнь-юань). От сей беседки на восток в одном из садовых [13] зданий хранится экземпляр полного собрания книг. Сад оканчивается на севере большими воротами, называемыми Юй-юань-мынь, по зади которыхъ

24. Шен-ву-мынь, северные ворота в Кремлевской стене. На восточной стороне за воротами Жи-цзин-мынь:

25. Дун-и-чан-цзе, первая восточная долгая улица, за которою на восток с южного конца лежат:

26. Цзин-жинь-гун, дворец, позади которого на север:

27. Чен-цянь-гун, дворец, позади сего еще к северу:

28. Чжун-суй-гун, дворец. По восточную сторону сих двух лежит:

29. Дун-элль-чан-цзе, вторая восточная долгая улица, за которою на восток с южного конца:

30. Ян-си-гун, дворец; позади его к северу:

31. Юн-хо-гун, дворец; позади его далее к северу:

32. Цзин-ян-гун, дворец; в сем дворце хранятся рукописи книг Ши-цзин, т. е. Стихотворений, переписанных Государями Гао-цзун и Сяо-цзун, двумя Императорами династии Сун, и двенадцать свитков рисунков к сим стихотворениям, работы живописца Ма-хо. Все сии дворцы с [14] большими воротами, под их же наименованиями, отделены один от другого улицами и обращены лицем к югу. Определены для пребывания наследника престола и других Царевичей. По восточную сторону их лежит:

33. Сяо-чан-цзе, малая длинная улица, a на восточной стороне ее:

34. Нэй-кху, Дворцовое Казначейство; позади его к северу ворота:

35. Цин-хао-мынь, a внутри храм Тьхань-цюн-бао-дянь, в котором приносят жертву Небу или Верховному Царю Шан-ди. На северном конце второй улицы находится дом, под названием:

36. Цянь-дун-ву-со. На южном конце первой длинной улицы:

37. Чжай-гун, дворец очищения или пощения. Государь пред каждым великим жертвоприношением удаляется сюда для воздержания. В нем два теплых отделения: восточное и западное; позади есть тронная и еще два отделения, из которых в западном расположена спальня. От Чжай-гун на восток:

38. Юй-цин-гун, дворец, a от сего на юг под сим же N, тронная Дунь-бэнь-дянь. Оба сии здания определены для житья Царевичам.

За воротами Цзинь-юнь-мынь к востоку: [15]

39. Фын-сян-дянь, храм для поклонения покойным родителям, лицем обращенный к югу. Передний и задний корпусы храма состоят каждый из семи звеньев, внутри храма поставлены в кивотах таблицы с именами предков. Государь является сюда пред каждым великим обрядом (То есть, пред жертвоприношением кому либо), при выезде из столицы и по возвращении в оную. В четыре годовые времени, также в 1-е и 15-е числа каждого месяца, он поставляет жертвенные предложения по трижды в день. Чрез улицу по восточную сторону сего храма находится:

40. Нин-шеу-гун, дворец; стены сего дворца от востока к западу имеют 26, от севера к югу 127 сажен длины. Ворот в нем шестеро, из которых главные к югу называются Хуан-цзи-мынь. За сими воротами тронная Хуан-цзи-дянь, позади которой на север самый дворец Нин-шеу-гун, a позади его улица, за которою:

41. Ян-син-дян, тронная, позади сей тронной на север находится двор:

42. Ян-сян-со, который определен для Царевичей; далее на запад сад, a за садом Шень-ву-мынь, северные Кремлевские ворота.

На западной стороне за воротами Юе-хуа-мынь: [16]

43. Си-и-чан-цзе, первая западная долгая улица, по западную сторону которой с южного конца лежит:

44. Юн-шеу-гун, дворец, за сим к северу:

45. И-кхн-гун, дворец; за сим к северу:

46. Чусюгупе, дворец; по западную сторону сих дворцов —

47. Си-элль-чан-цзе, вторая западная долгая улица, за которою с южного конца:

48. Ци-сян-вун, дворец; за ним к северу:

49. Чан-гунь-гун, дворец; за ним в северу:

50. Сян-фу-гун, дворец. Все сии шесть дворцов с большими воротами, отделены один от другого улицами и обращены лицем к югу. Определены для житья Царицам или наложницам Богда-Хана. Императрица, как выше сказано было, живет во дворце Кхунь-нин-гун.

На северной стороне второй долгой улицы находится здание:

51. Цян-си-ву-со; на южном конце первой западной долгой улицы, против ворот Юе-хуа-мынь:

52. Ян-синь-дянь, тронная, в которой Государь иногда имеет отдохновение после трудов. Сей дворец наполнен различными строениями. [17]

На западной стороне за воротами Лун-цзун-мынь четыре ледника, a за ними к западу:

53. Цы-нин-гуп, дворец с тремя воротами, на восточной, западной и южной сторонах. Против южных ворот поставлены два позолоченные льва. Сей дворец также наполнен разными зданиями, и с садом. Позади его к западу:

54. Шеу-кхан-гун, дворец, в котором Государь со всеми чинами приносит поздравление вдовствующей Императрице в день ее рождения. Позади сего дворца к северу:

55. Шеу-ань-гун, дворец, посреди которого есть тронная, a пред нею тронная театральная сцена (В Китае домашние театры бывают подвижные, и состоят из сцены, которая с трех сторон открыта, a с четвертой имеет комнаты для актеров. Комнаты сии отделяются от сцены одною занавесою, по бокам которой по одним дверцам с правой для выхода, a с левой для ухода актеров. Сии дверцы также из занавес. Музыканты сидят y самого занавеса и все разыгрывают на память. На придворном театре сцены бывают двойные и тройные, т. е. в два и три этажа, на которых актеры, в одно и то же время, представляют одну тесу так согласно и в музыке и в словах, как будто бы играли только в одном месте).

Позади тронной искуственная каменная гора. От сего дворца на севере: [18]

56. Ин-хуа-дянь, тронная; это есть дворец с Тибетским храмом. Здесь растет дорогое Индейское дерево, называемое по-Китайски Пху-тьхи. Оно посажено вдовствующею Государынею Лян-ши, материю Государя Шень-цзун из династии Мин; теперь ему более двух сот лет. Отселе на север:

57. Чен-хуан-миао, храм Покровителю города, построен иждивением правительства, в 1726 году. От сего храма на восток Кремлевские ворота Шень-ву-мынь; за сими воротами:

58. Лянь-фан, т. е. сплошный корпус, построенный между стеною и каналом, почти подле Кремля; заднею стеною стоит отвесом наравне с каменною набережной. Он облегает дворцовый город с трех сторон: восточной, западной и северной. В сем корпусе на южной стороне хранится Сарацинское пшено, для содержания евнухов, a на северной разная посуда.

59. Чи-цзы, дворцовый канал, окружающий Кремлевскую стену со всех четырех сторон. Он широк, глубок и по обоим берегам отвесно выложен большими кусками тесаного гранита. Дно его усажено ненюфорами, a воду получает из общего [19] канала (То есть проведенного в город с северозапада). По северную сторону дворца он делится еще на два же тока.

Примечание. По Историческим запискам неизвестно, на каких местах находился дворец фамилий, царствовавших в Пекине до Династи Ляо. Только то известно, что озеро Тхай-ич-и и Мраморный остров, в Западном саду находящееся, суть оставшиеся памятники увеселительного дворца Вань-нин-гун, построенного при династии Гинь, около 1190 года; a прежде сии места, вероятно, были заняты другими загородными дворцами. Дворец династии Гинь, судя по местоположению, долженствовал быть за нынешними Внешнего города западными воротами Гуан-нин-мынь и Ю-ань-мынь. Главный дворец династий Юань находился на восточной, a дворцы Лун-фу-гун и Син-тен-гун на западной стороне озера Тхай-и-чи, где ныне тронные Гао-юань-дянь и Гуан-мин-дянь, при династии Мин построен новый Кремль на прежнем месте дворца династии Юань, но несколько подвинут к востоку, a ворота Дун-хуа-мынь перенесены на восточный берег канала. Царствующий ныне в Китае дом Цин большую часть зданий оставил по прежнему. [20]

II.

ХУАН-ЧЕН.

Хуан-чен, то есть: Императорский город, означенный на плане числом II, находится во внутреннем городе, и окружает Кремль. В окружности содержит 18 ли, или 3304 сажени; вышины имеет осмнадцать, ширины в основании шесть с половиною, в верху пять футов и два дюйма. Он весь складен из городового кирпича в сок (то есть: залит известковым раствором), выкрашен красною глиной (Почему Русские называют его иногда Красным городом) и сверху покрыт желтою черепицею. Ворот имеет восемь: с восточной, западной и северной по одним, с южной стороны: трое главных и двое побочных. Прямоюжные первые ворота называются Дай-цин-мынь, за ними прямо на север вторые ворота Тьхянь-ань-мынь; a по сторонам их побочные ворота, на востоке Чан-ан-цзо-мынь на западе Чан-ань-ю-мынь; за воротами Тьхянь-ань-мынь к северу еще ворота Дуань-мынь, a за сими воротами к северу еще боковые ворота на востоке Цюе-цзо-мынь, на западе Цюе-ю-мынь. Сии ворота стоят почти подле ворот Ву-мынь, которые суть южные ворота дворцового города. [21]

Сей город построен на тот конец, чтобы поместить в нем обширные дворцовые службы и всех людей, к придворной службе принадлежащих. По сей причине и назван: Императорским городом. Не смотря на таковое назначение, ныне большую часть сего города занимают Китайцы своими торговыми заведениями.

Сей город разделен на две части: на восточную и Западную сторону.

ВОСТОЧНАЯ СТОРОНА.

Достопримечательные в ней места, начиная с юга, суть:

60. Цай-цин-мынь, южные ворота в Красный город, о трех входах. Пред ними четвероугольная площадь, обнесенная перилами из серого гранита, называемая Ципхан-цзе. Вне ворот по сторонам два льва из гранита, и еще несколько далее по одному камню, где должно слезать с лошадей; почему сии камни называются Ся-ма-пхай. По сей площади позволено ходить только пешим. Внутри ворот на восточной и западной стороне два длинных флигеля, называемые Цян-бу-лан; каждый из них в длину имеет по 110 звеньев от юга к [22] северу, да после поворотов по 54 звена лицем к северу. При ежемесячном вынимании жеребьев избираемым чиновникам по Палатам Разрядной и Военной, для осеннего суда по Палате Разрядной, для пересмотра задач испытаний губернского и общего по палате обрядной, всех сих мест чиновники собираются в помянутые флигеля. От Цянь-бу-лан к северу:

61. Тьхян-ань-мынь, ворота о пяти проходах; над ними двуэтажная башня в девять звеньев. Это суть настоящие ворота Красного города; пред ними проведен канал, называемый Цзинь-шуй-хэ с семью мраморными мостами, из которых пять против самых входов в ворота, a два вдали по сторонам их. На южной стороне мостов поставлены две высокие колонны и две таковые же внутри ворот по сторонам, все из цельных кусков белого мрамора, грубо обделанного: на плане означены точками.

62. Дуань-мынь, ворота. План сих ворот одинаков с воротами Тьхянь-ань-мынь.

63. Тхай-миао, Великий Храм, есть храм предкам царствующей династии; стоит от ворот Дуань-мынь к востоку, покрыт желтою черепицею и обведен высокою стеной; внутри имеет одни большие ворота, и двое на лицевой стороне, показанные на плане. Внутренние ворота в пять звеньев, на высоком основании, [23] с мраморными перилами и тремя проходами; крыльца, как с лицевой, так и задней стороны, с тремя сходами, из которых средний имеет девять ступенек, a два боковые по семи. Передняя палата имеет девять звеньев с двойным свесом. Колонны в ней все из орлиного дерева; крыльцо в три ряда, и все три ряда обведены мраморными перилами; прямоюжные и два боковые крыльца, с пятью сходами. Первый ряд крыльца о четырех, второй о пяти, а в третьем средний сход об одиннадцати, боковые же о девяти ступенях.

В исходе года, в день общего жертвоприношения, двое старших из Князей, каждый, предводительствуя Принцами дома, приносят здесь общую жертву пред священными именами Императоров и Императриц — предков (т. e. oтцу, деду и прадеду царствующего Императора). Во время приношений по годовым временам только покланяются священным именам в средней палате. Владыки (так называются таблицы с именами их) предков, отделенных из Великого Храма, не участвуют в сем приношении. Средняя палата, подобно передней, из девяти звеньев. Зал общий, но каждый Владыка в особливом отделении. Здесь покланяются Императорам и Императрицам — предкам (т. е. от прадеда и выше). [24] Священные божницы все стоят лицем к югу. Позади палаты красная стена, в которой ворота с тройным входом и по одним воротам по сторонам их.

Задняя палата построена наподобие средней в девять звеньев. В ней священные божницы отделенных предков, все лицем к югу. Пред переднею палатою по сторонам стоять два флигеля, каждый в 15 звеньев. В восточном соприносят жертвы Князьям, a в западном — заслуженным вельможам, Пред флигелями находится по одному треножнику, для сожигания благовоний. По сторонам средней и задней палат стоят по два флигеля в пять звеньев, в которых хранится жертвенная посуда. За главными воротами на восточной и западной стороне находится по одному крытому колодцу, за ними пять мостов каменных, по южную сторону которых на восток жертвенная кладовая, на запад жертвенная кухня, каждая из пяти звеньев. От ворот Великого Храма на юговосток есть скотобойня и крытый колодезь. Наружная стена Великого Храма содержит 291 сажень и шесть футов.

64. Ше-цзи-тхань, Жертвенник Духам Ше и Цзи, от ворот Дуань-мынь к западу. Жертвенник сей четвероугольный, лицем обращен к северу, в два ряда, из [25] коих каждый в вышину в пять футов; верхний ряд в поперешнике содержит 50, нижний 55 фута. Крыльца о четырех сходах; в каждом сходе по четыре ступени, все из белого мрамора. Помост жертвенника сбит из земель пяти цветов, в означение пяти стран (То есть: востока, запада, юга, севера и средины. О пяти цветах, смотри в конце книжки) света. Внутренняя ограда Жертвенника содержит 76 2/5 сажени в окружности, в вышину четыре фута, в толщину два. Она складена из израсцового кирпича четырех цветов, каждый цвет положен соответственно цвету страны; таким же образом и верх ее покрыт черепицею четырех цветов. Ворот в ограде находится четверо, каждые о двух столбах. Столбы сии, наддверие и пороги, все из белого мрамора; полотенцы из деревянных брусков, покрытых киноварью. От внутренней стены на северо-запад две жертвенные ямы. За Жертвенником на северной стороне есть храм для поклонения.. Внутренние главные ворота, каждые из пяти звеньев и покрыты желтою черепицей; с лицевой и задней стороны крыльца о трех сходах. От внутренней стены на юго-запад стоят жертвенная кладовая и жертвенная кухня, каждая в пять звеньев и [26] один колодезь. Стена вокруг Жертвенника содержит в окружности 268 2/5 сажен, внутри и вне выкрашена красною краской, покрыта желтою черепицею; на север трое ворот: на восток, запад и юг по одним. Вне западных ворот бойница, и колодезь, вне северных в северовосточном углу одни настоящие ворота и двое боковых. Основан в 1410 году, в 1706 был перестроен (Древний Государь Янь-ди-шень-нун, имел сына Чжу, который помогал ему в посеве хлебов. Из признательности к таковой услуге, последующие роды начали приносить жертвы ему, под именем Цзи. Праправнук помянутого Государя, по имени Геу-лун, служивший при Государе Чжуань-юй в достоинстве Хэу-тху, разделил земли Китая по их качествам, и научил сему народ. Последующие роды также начали приносить жертвы ему, под именем Ше. Полагают, что Государь Чжуань-юй воцарился за 2513 лет до Р. X. Еще при первых династиях Китая обоготворяли сих мужей. Приносить жертвы им имеет право один только Государь; и посему-то потеря престола и царства употребляется в одном значении с потерею Храма Духам Ше-цзи. Ше положено прежде Цзи, для приятности в произношении).

65. Хуан-ши-чен, т. е. Хранилище Биографий царствующего дома, находится в юговосточной части Красного города, от Великого Храма к юговостоку. При династии Мин здесь хранились жизнеописания Государей. Настоящий дом, последуя оной, также [27] хранит жизнеописания своих Государей и родословную свою. Построен для сей цели при династии Мин в 17-е лето правления Цзя-цзин в 7-й луне (в Августе 1538 года).

66. Пху-ду-сы, монастырь, который при династии Мин состоял под одним дворцем южного города, a при настоящей династии принадлежал Князю Жум-и-цинь-ван, после которого в правление Кхан-си превращен в монастырь для Монгольских Лам, и наименован Михагала-миао (собственно Махагала-сумэ), a в 1775 переименован настоящим именем. В здешнем храме у самых дверей хранятся латы, лук и стрелы помянутого Князя (Судя во сим вещам, после Князя оставшимся, надобно думать, что он одарен был чрезвычайною телесною силой. Ныне в Пекине один только монастырь Пху-ду-сы получил преимущество отравлять служение не на Тибетском, но на природном Монгольском языке. Он приметен более тем, что весь построен на высокой террасе, снаружи усеченной).

67. Дун-ань-мынь, просто Дун-хуа-мынь, ворота, на восточной стороне Императорского города, несколько к югу, и стоят в симетрии с дворцовыми воротами Дун-хуа-мынь.

68. Ву-бэй-юань, т. e. Военное Депо, находится за воротами Дун-хуа-мынь, в улице Бэй-чан-цзе на западной стороне. Оно [28] заведывает арсеналом, валяльного, скорнячьего, седельною и проч., также изготовляет вещи военные для Государя и оружие, потребное для войск. Все мастерские, принадлежащие к Депо, находятся за воротами Дун-хуа-мынь на север, подле стены в сплошном флигеле.

69. О-ло-сы-вынь-гуань, Российское училище, за воротами Дун-хуа-мынь, на улице Бэйчи-цзе, на западной стороне (В сем училище обучаются переводить с Маньчжурского на Российский и на оборот. Штат учеников состоит из 24 человек. В сей штат поступают по три ученика из каждого знамени. Учителя избираются из старых учеников и знают Российскую Словесность не много лучше ученика, который только что поступает в сие училище. Ученики большею частию дети чиновников и определяются сюда с тою целию, чтобы иметь или содержание, или чрез сие место после получить чин и должность).

70. Сюань-жинь-миао, храм, на улице Бэйчи-цзе; основан правительством в 1733 году, для приношения жертв духу ветров. Надпись на воротах сего храма писана Государем Сянь-ди.

71. Нин-хо-миао, храм, на улице Бэй-чи-цзе; основан правительством в 1738 году, для приношения жертв духу громов; и здесь на вратах надпись того же Государя.

72. Сун-чжу-сы, Тибетский монастырь, с Императорскою надписью. Принадлежит [29] Тангутскому Чжанцзя-хутухте; стоит в северовосточной части Красного города, подле восточной стены, над каналом. Здесь в главном храме хранится портрет Государя правления Цянь-лун; сын его, покойный Государь Жуй-ди, ежегодно приезжал покланяться оному.

Фа-юань-сы, монастырь, подле Сун-чжу-сы, на восточной стороне.

Чжи-чжу-сы, монастырь, подле Сун-чжу-сы, на северной стороне. Сии три монастыря собственно составляют один монастырь, известный под общим названием Сун-чжу-сы, разделенный стенами. Из надписей на древних колоколах видно, что здесь при династии Мин переводили и печатали Тибетские священные книги. Монастырь сей и ныне имеет Тибетскую типографию.

73. Цзин-шань, Красная гора, иначе Ван-суй-шан, за северными Кремлевскими воротами Шень-ву-мынь; почитается господствующею над внутренними дворцами (а лучше сказать, служит им украшением и защитою от северных ветров). Стена, окружающая сию гору, имеет две ли в окружности. Бэй-шань-мынь суть южные ворота к горе Цзин-шань, лежащие против ворот Шень-ву-мынь. Внутри ворот Бэй-шан-мынь есть здание великолепной и прекрасной архитектуры, a за сим зданием гора Цзин-шань, [30] имеющая пять холмов, в симетрии от востока к западу лежащих, и на каждом по круглой беседке, из которых четыре боковые о двух, a верхняя о трех свесах. Оне служат вместо храмов и наполнены кумирами. Гора покрыта разными деревьями, a внизу около ее кипарисные аллеи. Для входа сюда есть ворота на восточной и западной стороне; a на северной половине есть особое отделение, в котором находится несколько великолепных тронных и множество других зданий.

Гора сия иначе называется Мэй-шань, т. е. каменноугольная гора, и покрыта лесом, особенно внизу около подошвы. Сказывают, что она сделана из каменного уголья, для запаса на случай осады города. По измерению, учиненному в Октябре 1654 года, сия гора от вершины до подошвы по поверхности имеет 210, отвесно же 147 футов вышины. Она, по симетрическому расположению вершин ее, служит украшением всему городу. Надобно еще знать, что на сей самой горе бедственно кончил жизнь свою последний Государь из дома Мин.

74. Да-гао-сюань-дяпь, тронная, по северную сторону горы Цзин-шань; основана в 1550 году; при настоящей династии, в правления Юн-чжен и Цянь-лун, дважды поновлена. Построена со всевозможным [31] искуством. Девицы, служащие при Дворе, здесь сначала обучаются придворному этикету и разным мастерствам, приличным их полу. Ежегодно в 7-е число 7-й луны оне представляют опыты своего мастерства на смотр Государю,

75. Ву-ин-дянь-хо-цзы-бань-чу, Типография подвижных букв, принадлежащая палате Ву-ин-дянь; находится за воротами Си-хуа-мынь, на восточной стороне улицы Бэй-чи-цзе, подле монастыря Фу-го-сы к югу. Подвижные буквы прежде отливались медные на подобие печатей, и по наборе располагались для тиснения. В правление Кхан-си напечатали сими буквами собрание древних и новейших книг, всего 10,000 тетрадей. В сем собрании содержалось 52 отделения, которые составляли полную Энциклопедию, и каждое отделение разделялось на главы: всего было глав 6109, томов 530, сверх того два тома оглавления. От долговременности более половины букв растеряно; почему вместо оных, в 1773 году, вырезаны деревянные, которыми напечатано было Полное собрание книг. Сия печать названа Цзюй-чжень.

76. Чжао-сянь-миао, храм, за воротами Си-хуа-мынь к северу, на западной стороне улицы Бэй-чи-цзе, лицем к югу. Сей храм построен иждивением правительства в 1732 году, для приношения жертв духу [32] громов. На воротах надпись Государевой руки.

Примечание. В правление Юн-чжен, за воротами Дун-хуа-мынь основаны три храма, один духу ветров, другой духу громов, a третий, заворотами Си-хуа-мынь, духу громов. В средний весенний и в средний осенний (во 2-й я 8-й) месяцы отряжают чиновников для приношения жертв во всех сих храмах.

ЗАПАДНАЯ СТОРОНА.

На сей стороне одно из достопримечательнейших мест есть:

Си-юань, т. е. Западный сад; он лежит по западную сторону Кремля во всю длину Императорского города; основан при династии Гинь. Домы Юань и Мин один пред другим старались украсить его. Во время династии Гинь он составлял только дворец Ли-гун. Государи династии Юань построили главный дворец по восточную сторону озера Тхай-и-чи, a дворцы Лун-гун и Син-шен-гун на западном берегу оного. Государи династии Мин перенесли дворец далее на восток; почему бывший дворец династии Юань ныне весь почти находится под Западным садом, в котором примечательные места суть: [33]

77. Тхай-и-чи, озеро, занимающее весь Западный сад; оно имеет длины четыре ли от юга к северу, в поперешнике же не с большим двести шагов. Воду заимствует от Яшмового и других северо-западных ключей, которые проведены сюда каналом, чрез проход в воротах Ди-ань-мынь. Прежде называлось Си-хай-цзы, т. е. западное озеро; при династии Цзинь — Си-хуа-тхань, при династии Мин — Цзинь-хай, т. е. золотое озеро. Ныне часть против здания Ин-тхай называют Нан-хай, т. е. южное озеро, часть по южную сторону моста — Чжун-хай, т. е. среднее озеро, часть по северную сторону моста — Бэй-хай, т. е. северное озеро. Чрез сие озеро протянуты железные цепи на сваях, и построен мраморный мост. На юговосточном берегу его лежит великолепный Ин-тхай, на северном пять беседок, называемых Ву-лун-тьхин. Цзяо-юань и Цзы-гуан-гэ стоят на восточном и западном берегу, одно против другого. По отлогим берегам озера густо возвышаются ильмы, ивы и древние хуайи, a в темной синеве их блистают верхи храмов, палат и беседок; среди лета озеро зеленеется под кувшинчиками и чилимом, от цветов коих душистый запах разливается по всему саду. Словом, разнообразные виды сего места [34] делают его одним из прелестнейших в свете.

78. Ин-тхай, особливый сад, на восточном берегу озера, в южной половине; прежде назывался Нань-тхай. По вступлении в ворота Си-юань-мынь, перейдете деревянный мостик, и вступите в ворота Дэ-чан-мынь, за которыми открывается тронная в пять звеньев. От сей палаты на юг лежит каменная плотина, в несколько десятков шагов. Прошед сию плотину увидите множество других зданий, которых Ин-тхан есть общее имя. Сей Ин-тхай с трех сторон окружен водою. Чудесные каменья уподобляются лесу; цветущие деревья разливают благоухание; рощи рассажены в самом естественном виде. Государь нередко с удовольствием удаляется сюда заниматься делами правления и утехами отдохновения.

79. Цзы-гуан-гэ, здание, стоящее на западном берегу озера (от Фын-цзэ-юань к северу) и окруженное множеством других зданий. Здесь Государь испытывает военных магистров в стрелянии с лошадей из лука, a в новый год угощает иностранцев столом. На том самом месте, где ныне построено здание Цзы-гуан-гэ, находился высокий холм, с круглою на вершине его палатой. Сей холм сделан был (Внизу в данном экземпляре приписано почерком начала 19. в. (вероятно Н. Я. Бичурина): "+ и обнимает всю южную оконечность озера". ), при династии Мин, Государем Ву-цзун, для [35] смотра военных маневров, но в последствии срыт. Государи сей династии, соорудив Цзы-гуан-гэ, приезжали сюда смотреть маневры морских сражений. Настоящей династии Государь Жинь-ди собирал сюда, в среднем осеннем месяце (в Сентябре), высших офицеров для конного стреляния из лука; и сей случай в последствии принят законом. В 1761 году, по покорении Чжунь-гарии и Восточного Туркистана, поставлены в Цзы-гуан-гэ портреты ста Генералов и офицеров, то есть: пятидесяти отличившихся военными подвигами и пятидесяти таких, которые, особенною деятельностию в исправлении разных препоручений по армии, много содействовали успехам оружия. Сверх сего по стенам повешены картины, представляющие различные виды сражений западной армии. В 1776 году; по окончании войны в Княжестве Цзинь-чуань, еще написали портреты ста Генералов и офицеров, пятидесяти сражавшихся и пятидесяти отличившихся деятельностию по препоручениям (Картины и портреты писаны лучшими живописцами из Европейских Миссионеров). По торжественном возвращении армии, здесь же учреждены были пиршества по обоим оным случаям. Позади Цзы-гуан-гэ есть тронная Ву-чен-дянь, в которой в 1790 [36] году поставлены, как знаки побед, знамена, отнятые в сражениях в Княжестве Цзинь-чуань.

80. Цзяо-юань, Банановый сад, от мраморного моста по восточному берегу среднего озера на север. Ныне осталось только место, бывшее под садом; оно наполнено хвойными и плодовыми деревьями. Между зданиями в окрестностях его замечательна беседка Шуй-юнь-се, почитающаяся одною из числа осьми красот столицы, под именем: осенний ветерок при Шуй-юнь-се. Беседка сия выходит из воды, и при ней еще три подобные, с которыми она составляет четвероугольник, внутри и вне окруженный водою. Летом поверхность вод окрестных испещрена чилимом и кувшинчиками. Государь в свободное время иногда прогуливается на яхте, a зимою, когда лед станет, смотрит здесь на солдат, катающихся на коньках, и по мере искуства их награждает: для сего назначается один день в году.

81. Цзинь-ао-юй-дун, так называется мост, построенный чрез озеро Тхай-и-чи. Он весь из белого мрамора; в ширину имеет 16 футов, в длину около двух сот шагов; арк девять, по бокам резные глухия перила из такого же мрамора. На восточном и западном его краю двое торжественных ворот из деревянных [37] столбов под киноварью. Западные называются Цзинь-зо, восточные Юй-дунь; от сложения их названий и мост получил свое имя. Сей мост служит большою дорогою для пеших и проезжающих.

82. Чен-гуан-дянь, тронная на восточном берегу озера Тхай-и-чи, y моста Цзинь-ао-юй-дун. Это есть И-тьхянь-дянь, бывшая тронная династии Юань; она обнесена высокою круглою стеною с зубцами, и построена выше оной в виде круглого здания, на подобие свода небесного; строение называется Тхуань-дянь, т. е. круглая тронная. Сказывают, что при династии Гинь здесь находились три белокорые кедра; ныне остался из них только один, весьма высокий и с обширными ветвями. На север от сего здания находится мост, который ведет на мраморный остров, и называется Цви-цуй-дуй-юнь. По южную его сторону стоят торжественные ворота Цви-цуй, a по северную ворота Дуй-юнь, от соединения имен их мост и получил название. Как мост, так и торжественные ворота построены из белого мрамора. По переходе чрез мост к северу:

83. Юн-ань-сы, монастырь, который при династиях Гинь и Юань составлял Мраморный остров, по-Китайски Цюн-хуа-даo, лежащий на озере Тхай-и-чи и сгроможденный [38] из чудесных камней, остатков горы Гын-ио, которая при династии Сун сделана в городе Бянь-лян (ныне Кхайфын-фу, в губернии Хэнань), a при династии Гинь сухим путем перевезена в Пекин. Остров сей считается в числе осьми красот Пекина, под названием весенних теней на Мраморном острове. Он имеет вид холма, покатого на все стороны и покрытого густыми рощами, множеством палат, храмов и беседок; самая вершина холма увенчана белым обелиском, называемым Бай-mxa, по которому ныне просто и весь остров называют горою Бай-тха-шань. Юго-западный его берег, (когда смотреть на него с моста), представляется из под рощей отвесно спускающимся в воду; почему весь превращен в искуственную набережную с мраморными около утесов боковыми мостами и длинными крытыми переходами. При династии Юань на половине горы были три тронные, a на самой вершине четвертая, называемая Гуан-хань-дянь. Отселе восхищались прелестными видами, каковые сей сад представляет в различных его изменениях. Настоящая династия переименовала сей остров монастырем, в котором евнухи служат Ламами, a на место тронной Гуан-хань-дянь, сооружила священный обелиск, с пятью пред ним вехами, для вывешивания флагов [39] в 1-е и 15-е число каждого месяца. Юн-ань-сы значит: монастырь вечного спокойствия. Он купно с обелиском построен в 1651 году, a в 1679 был перестроен. Прежде назывался Бай-тха-сы, но в 1743 году был снова перестроен и наименован настоящим именем, хотя в народе и ныне вообще называют его Бай-тха-сы.

84. Сян-цан-тхань, жертвенник Изобретателю (Изобретательницею шелководства почитается супруга Государя Хуан-ди) шелковичных червей, находится в северо-восточном углу Западного сада; основан в 1742 году. Самый жертвенник есть четвероугольный, в один ряд, лицем обращен в югу; в поперешнике имеет четыре сажени, в вышину четыре фута. С передней стороны крыльцо о четырех сходах; каждый сход в девять ступеней. В северо-западной стороне жертвенная яма, a на юго-востоке от жертвенника храм Духу изобретателя шелковичных червей; в три звена, лицем к западу. Двери храма покрыты киноварью; кровля из зеленой черепицы; основание высокое, пред ним крыльцо о трех сходах. На восточной стороне жертвенника находится Цай-сан-тхай, т. е. терасса для срывания тутовых листьев, четвероугольная, имеющая в поперешнике [40] 32, в вышину четыре фута; на южной, восточной и западной стороне крыльца о трех сходах в девять ступеней. Впереди тутовый сад, a позади тронная Цзюй-фу-дянь (с орудиями и платьем) в пять звеньев, лицем к югу, с крыльцем о трех сходах в пять ступеней. Боковые тронные в три звена, задняя тронная в пять звеньев, a на восточной и западной стороне боковые тронные в три звена; все покрыты израсцовою зеленою черепицею. Здесь приношение ежегодно совершают в первый день, случившийся под литерою сы последнего весеннего месяца (Апреля). Императрица сама совершает сей обряд, или посылает вместо себя которую либо Царицу. Канал Юй-цань-хэ проведен сюда чрез северную стену, a выходит чрез южную. Есть шлюз, которым можно и запирать отпирать воду. Здание для вывода червей состоит из 27 звеньев, лицем к югу. Стена жертвенника в окружности содержит 160 сажен; в юго-западном углу настоящие ворота тронные и по одним воротам по бокам их.

85. Ву-лун-тьхин, т. е. пять драконовых беседок, в северном конце озера Тхай-и-чи, в воде стоящие, в один ряд от востока к западу. Каждая из них имеет свое название, но более называются оне [41] общим именем Ву-лун-тьхин. Построены в 1460 году. Позади их к северу на берегу:

86. Чан-фу-сы, монастырь, в северо-западном углу озера Тхай-и-чи, по северную сторону пяти драконовых беседок. За сим храмом находятся и другие здания, но Чан-фу-сы, расположенное на прелестном месте, само по себе составляет красоту северного сада. Ву-лун-тьхин прямо против него на юг как будто из воды выходит.

87. Си-тьхян-фань-цзин-чан, монастырь, в северо-восточном углу озера Тхай-ичи, от пяти драконовых беседок и монастыря Чан-фу-сы к северо-востоку. Это есть типография Санскритских священных книг. От него на северо-восток есть увеселительное здание, Цзин-цин-чжай. Сие здание стоит над самым озером с ненюфорами, и представляется в воде, как в зеркале. Здесь находятся стихи, сочиненные на каждый приезд сюда Государя. Монастырь в подлиннике назван Да-си-тьхянь.

88. Тьхянь-чжу-тхан, просто же Бей-тхан, северный монастырь (принадлежащий Французским Миссионерам). При нем находилась стеклянная фабрика, но давно уничтожена (В сем монастыре ненаходится теперь ни одного Французского Миссионера; живет в нем токмо один Португальский Францисканец, для смотрения за строением. Думать надобно, что сей монастырь будет куплен y Миссионеров Китайским правительством и сломан, как в бытность мою в Пекине поступлено было с монастырями восточным и западным, из которых первый принадлежал Португальским, a второй Италиянским Миссионерам). [42]

89. Си-ань-мынь, ворота на западной стороне Красного города, несколько к северу, против горы Цзин-шань.

90. Ди-ань-мынь, просто Хэу-мынь, северные ворота Императорского города, против горы Цзин-шань, на севере. [43]

III. HЭЙ-ЧEH.

Нэй-чен, внутренний город, означенный на плане числом III, собственно есть имя городу или стене, в центре которой находится Хуан-чен. Измерение стен и самое разделение города были с довольною точностию описаны во введении. Остается узнать образ его построения. В разделении сделано здесь небольшое отступление в том, что обозрение начато не с севера, a с юго-востока, и кончено y Гу-лэу и Чжун-лэу на севере, a потом снова начато на юго-западе и кончено в северо-западе y вышепомянутых же башен. Нэй-чен содержит 384 улицы и 29 переулков. Здесь надобно заметить, что по простому Пекинскому наречию все малые улицы вообще называются переулками. Большие улицы имеют к ширину по 24, малые же по 12 шагов, но очень немногие из больших и малых улиц, имеют помянутую витрину, если шаг разуметь мерный, т. е. в пять футов.

Примечание. На известной, назначенной под стену длине и ширине, выкопан ров [44] до материка, который здесь не далее аршина от поверхности; основание убито чугунною бабою; потом набросан около фута глубиною слой земли или глины, с примесью гашеной извести, и убит деревянными колотушками, a потом спрыснут водою и еще убит чугунною бабою. Сим образом сбиты три или четыре ряда земли с известью. Таковой бут, отвердевший от времени, превращается в зернистый гранитный камень. На сем буте положено основание, состоящее из одного или двух рядов серого гранита или белого мрамора, большими плитообразными кусками, и притом только с двух лицевых сторон, внутренней и внешней. На сем основании выведены две стены: внутренняя и внешняя, толщиною обе пропорционально к их высоте; кирпич употреблен, называемый городовым, который имеет длины до 14, ширины до 7, толщины до 5 дюймов. Стены от самого основания имеют наклонность внутрь на один дюйм в каждом ряду, так, что босому человеку нетрудно всходить по ней до верху. Известка употреблена чистая, без примеси песку или глины; внутренние швы в стене залиты соком известковым. Между сими двумя стенами промежуток наполнен глиною, плотно уколоченною. Платформ или верхняя площадь стены, вообще взятой, выложена [45] городовым же кирпичем, в известковой раствор положенным; по верх площади на внешнем краю выведен парапет с амбразурами, a на внутреннем глухая стена, на обе стороны открыты стоки с каменными жолобами. Сия стена внутри имеет отлогие раскаты или всходы на верх, шириною до десяти футов. Сии всходы находятся по обоим бокам ворот городских и угловых башен, также посредине между воротами или между воротами и угловыми башнями. С наружной стороны она имеет выдавшиеся бастионы отстоящие один от другого на ружейный выстрел. Сии бастионы четвероугольны, содержат около 60 футов в поперешнике, и выведены на ровне со стеною. На каждом бастионе построены будки для караульных солдат. Вороты городские суть высокий со сводом проход сквозь стену городскую. Затворы в воротах деревянные, обитые с лицевой стороны железными листами. Над воротами на стене построены башни, которые состоят из зданий, имеющих вид параллелограмма в два этажа, с двойною или тройною кровлей. Нижние кровли суть ничто иное, как свесы, которые, будучи приклеплены к главному зданию, составляют довольно широкий крытый ход вокруг башни. Наружный вид и внутренний образ строения совершенно сходны с [46] правилами прочих огромных зданий. Вороты с наружной стороны обведены небольшою полуциркульною крепостицею, одинаковой высоты с городскою стеной. Башни над воротами сей крепостицы имеют с трех сторон несколько рядов отверстий для пушек. Подобные же башни находятся и по углам городской стены, но без ворот; вместо сего, имеют на кровле углубление, для зажигания сигнального огня.

ВОСТОЧНАЯ СТОРОНА.

Порубежные места Синего знамени трех дивизий: Маньчжурской, Монгольской и Китайской, с белым с каймою знаменем, лежат от Дань-пхай-лэу до ворот Чун-вынь-мынь, от моста Цзин-шуй-цяо к востоку, по улице Гуань-инь-сы до самой стены городской. Здесь примечательные места суть:

91. Чжен-ян-мынь, прямоюжные ворота Внутреннего города, просто Цянь-мынь, т. е. передния ворота. Настоящее имя получили в 1439 году, a прежде назывались Ли-чжень-мынь. В их цитадели три прохода; южным только один Государь выезжает для жертвоприношения; для народа же оставлены боковые проходы, восточный и западный. [47]

92. Ци-пхан-цзе, площадь между воротами Цянь-мынь и Дай-цин-жынь, вся вымощена городовым кирпичем, обнесена каменным полисадом, и со сторон восточной и западной окружена флигелями, превращенными в торговые ряды, которые иначе называются Цянь-бу-лан.

93. Цзун-жинь-фу, Княжеское правление, лежит подле восточной стены Императорского города, в северном конце улицы. В нем один председательствующий и два советника, всегда из Князей; письмоводители большею частию из Китайцев. Сие правление заведывает всеми Принцами крови, которые неподлежат другим судам ни по каким делам.

94. Ли-бу, Палата Герольдии, на южной стороне Княжеского правления, лицем к западу. В ней два президента и четыре советника, из которых трое из Маньчжуров и трое из Китайцев (Таковое же число членов и в прочих пяти Палатах; половина из Маньчжур и половина из Китайцев). Состоит из четырех экспедиций и заведывает определением статских чиновников, назначаемых Государем.

95. Ху-бу, Палата Финансов, лежит по южную сторону Палаты Герольдии, лицем к югу; имеет шесть членов и состоит [48] из 14 экспедиций; заведывает государственными сборами и отпуском сумм, равно и всеми тяжбами по землям.

96. Ли-бу, Церемониальная Палата, лежит по южную сторону Палаты Финансов; состоит из четырех экспедиций и заведывает церемониями и религиями.

97. Бин-бу, Военная Палата, лежит позади Княжеского приказа, на северном конце улицы Бин-бу-цзе, лицем к западу; состоит из четырех экспедиций и управляет всеми делами по военной части, кроме уголовных; она заведывает определением военных чиновников назначаемых Государем; внутреннею почтою, выдачею подорожных и препровождением колодников.

98. Гун-бу, Строительная Палата, лежит по южную сторону Военной палаты, лицем к западу; состоит из четырех экспедиций и распоряжает всеми казенными работами по государству, исключая работ, от кабинета производимых.

99. Хун-лу-сы, экспедиция; лежит по южную сторону Строительной Палаты, лицем к западу; имеет двух председателей и двух вице-председателей, по одному из Маньчжур и по одному из Китайцев. Заведывает церемониями при Дворе.

100. Цин-тьхянь-цзян, Астрономическая Академия; лежит по южную сторону [49] Хун-лу-сы, лицем к западу; имеет двух председателей, одного из Маньчжур и одного из Европейцев; двух ассесоров: Маньчжура и Китайца, и двух младших ассесоров из Европейцев; заведывает делами, до Астрономии относящихся, обсерваториею и сочинением разных календарей.

Текст воспроизведен по изданию: Описание Пекина с приложением плана сей столицы, снятого в 1817 году. Переведено с китайского монахом Иакинфом. СПб. 1829 // Экземпляр библиотеки им. В. И. Ленина.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.