Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БИЧУРИН Н. Я.

КИТАЙ В ГРАЖДАНСКОМ И НРАВСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ

Часть I

Отделение III

Судоустройство

96. Из какого числа и какого сословия людей состоят присутственные места, коим поручена судебная власть:

а) по делам уголовным;

б) по делам гражданским;

в) по делам административным, то есть относительно взимания податей, отправления разного рода повинностей и проч.?

Из какого числа людей состоят присутственные места, коим поручена судебная власть по делам уголовным, гражданским и административным, это можно видеть в первом отделении под числом 23. Судебная власть поручается только гражданским чиновникам; а кто имеет право поступать и каким образом поступают в гражданскую службу, подробно изложено ниже в сем же отделении под числом 99.

97. Идут ли дела на апелляцию? Если идут, то сколько находится судебных инстанций, и каким образом составлены разных степеней суды, и чем они отличаются один от другого?

Начальное решение и исследование всяких дел предоставлено уездному правителю, который имеет непосредственное сообщение с народом. Уездное правление есть суд первой степени. Недовольный решением сего суда может обратиться в областное правление, которому тот уезд подчинен. Областное правление есть суд второй степени. Недовольному решением областного правления дозволяется обратиться в казенную палату или уголовный суд, смотря по делу. Казенная палата и уголовный суд суть суды третьей степени. Но если истец и здесь не получит должного удовлетворения, то дозволяется ему перенести дело в столицу в Палату Финансов или в Палату Уголовную, смотря по существу дела. Палата, вытребовав от начальника губернии отзыв по делу, сличает с ним прописанное в доносе; и если откроется несходство, то обращает дело к начальнику губернии для пересмотра. Истец оправдывается или сугубо наказывается за неправильный иск. Сверх сего, канцелярии пехотного корпуса в Пекине предоставлено право принимать жалобы на несправедливость начальства по важным делам и представлять [118] государю; а прошения по маловажным делам она препровождает для рассмотрения в губернии и через месяц или через два доносит государю. Принятие апелляционных жалоб еще предоставлено Докладному Комитету (см. выше, § 23). Состав губернских судебных мест однообразен. В уездном правлении — уездный правитель, помощник его и письмоводитель; в областном правлении — областной правитель, два помощника его и делоправитель; в казенной палате — председатель, при нем делоправитель, письмоводитель и казначей; в уголовном суде — председатель, при нем делоправитель и тюремный надзиратель. Председатели оба хотя считаются товарищами губернатора, но обязаны все решенные ими важные дела представлять ему для окончательного утверждения; а губернатор без совещания с товарищами и местным прокурором ни одного дела утвердить не может. Казенная палата и уголовный суд занимаются делами, поступающими к ним из областных и окружных правлений; областные правления занимаются делами, поступающими к ним из уездных правлений, уездные правители имеют непосредственное сообщение с народом и приводят в исполнение предписания высшего начальства по всем шести ветвям государственного управления. Губернатор есть блюститель порядка в губернии; но о делах, превышающих власть его, представляет государю и в палаты. Начиная с канцелярии губернатора, канцелярские служители во всех присутственных местах наиболее суть писцы, еще не имеющие ни чинов, ни жалованья, а выдается им содержание из разных акцизных сборов, которое они пополняют писарскими доходами, существующими и у нас под неправильным названием взяток. Число штатных писцов весьма ограничено законами; недостаток сей пополняется заштатными.

98. Существует ли в империи верховное судилище, которому поручено сохранять чистоту и единообразие законодательства, которое, не разбирая сущности решенного гражданским судом дела, рассматривает только, соблюдена ли при судопроизводстве должная форма и не нарушены ли принятые правила; не вышли ли судьи из пределов своей власти, не присвоили ли они себе прав, им не принадлежащих? Если нет такового рода судебного места, то на кого возложены все сии обязанности?

Все, что сею статьею требуется от особенного законоблюстительного судилища, в Китае наблюдать поручено каждому присутственному месту в отношении к подчиненным ему судебным местам. Прокурорский Приказ наблюдает в присутственных местах в столице за [119] точным во всех частях исполнением законного порядка и неупустительным решением дел в узаконенные сроки. Б губерниях эта часть поручена прокурорам.

99. Кто и каким образом назначает судей?

В Китае должность судей возложена на местных гражданских начальников — от уездного правителя до губернатора; а поступать в гражданскую слркбу имеют право:

1. Магистры по китайской словесности и кандидаты по переводам на языки маньчжурский и монгольский.

2. Кандидаты по китайской словесности и по военной гимнастике.

3. Гражданские студенты под разными именованиями.

4. Казенные воспитанники военных училищ, военные студенты и канцелярские служители. Получившие на испытании степень магистра и кандидата, также студенты Педагогического Института считаются идущими прямою дорогою. В столице к некоторым должностям исключительно определяют магистров, к другим — магистров и кандидатов, а к прочим допускаются и студенты. Военные студенты, канцелярские служители и купившие чин через пожертвование считаются идущими побочною дорогою. В канцелярские служители принимаются из разночинцев по испытании в приказной письменности. Определение чиновников к должностям разделено на шесть очередей: 1) очередь выходящих к должности, 2) очередь ожидающих помещения, 3) очередь перемещаемых, 4) очередь переименовываемых, 5) очередь переводимых, 6) очередь повышаемых (Каждый учащийся по получении первой ученой степени совершенно лишается свободы как в выборе или перемене, так и в оставлении службы). Всякая должность соединена с известным чином, и повышаемый из одного чина в высший должен оставить прежнюю должность и ожидать другой, соответствующей новому чину.

Очередь выходящих к должности заключает в себе первоначально поступающих в гражданскую службу. Выше было сказано, кто имеет право поступать в эту службу, но еще неизвестен нам порядок поступления. Получившие степень магистра обыкновенно представляются государю, после чего первый из первого разряда определяется в Приказ Ученых старшим сочинителем 12-го класса; второй и третий — младшими сочинителями 13-го класса. Из прочих магистров распределенные по палатам для приучения к делам поступают [120] на три года в должность сверхштатных чжу-ши 14-го класса (Чжу-ши есть китайское слово; значит заведывающий делами. Ближайшее к нему русское слово есть столоначальник). После сего те из них, кои, по особливому представлению своего начальства, будут оставлены в тех же палатах, получают действительные должности (В Пекине служащие при действительных должностях получают двойное жалованье) по порядку определения в службу. Поступившие в должность чжу-ши 14-го класса и младших учителей 15-го класса выходят к действительным должностям по порядку, в котором поставлены будут в очерёдном списке; а прямо поступивших в Государственный Кабинет дозволяется через год оставлять в сем месте для помещения к действительным должностям. Назначение к немедленному определению в уездные правители также выходит к сим должностям по порядку очередного списка. Назначенные в училища получают должности областных учителей 13-го класса; а назначенные уездные правители рассылаются по губерниям для помещения. Назначенные в должность чжу-ши по разным комиссиям и к немедленному определению в уездные правители выходят по списку, в который внесены при поступлении в комиссию. Поступившие же в очередь (Ныне сей список очередных столь полон, что очередные получают должности по прошествии десяти лет от их поступления в очерёдный список; а до того времени служат при заштатных местах) входят в ежемесячные выборы по порядку, в каком поставлены были в очередном списке. Желтопоясные, получившие степень магистра или кандидата и по словесности китайской и по переводам, не определяются в уездные правители, а получают должности в столице по общему положению. Канцелярских служителей, употребляемых в присутственных местах для письмоводства, по прошествии пяти лет местное начальство испытывает в знании должности и представляет об них в Палату Чинов. В столице представляют не более семи, а из губерний не более пяти из десяти в каждой. Из представленных лучшие выходят к разным должностям 17-го и 18-го классов, а вторые по них получают разные должности, внеклассным чиновникам присвоенные. Таков есть общий порядок первоначального поступления в гражданскую службу, изложенный с упущением некоторых подразделений и исключений, мало изменяющих общие положения по сей части. Но если государь после испытания на степень магистра укажет произвести большой выбор из [121] оставшихся кандидатов, то Палата Чинов входит к нему с докладом о составлении комиссии из высших государственных чиновников для произведения оного выбора. Из выбранных кандидатов лучшие, по представлении их государю, рассылаются по губерниям для упражнения в должности уездных правителей, а вторые по них определяются к разным учительским должностям. В очередь ожидающих помещения входят:

1) оставившие должность по причине повышения чином;

2) оставившие должность по родству с местным начальством (Никто не может служить в той губернии, в которой в числе начальников есть родственник его);

3) оставившие должность по причине траура по родителям;

4) оставившие должность для призрения престарелых родителей;

5) чиновники прощёные и пониженные чинами;

6) пожертвованием купившие право на определение к должности.

Оставившие должность с повышением чина определяются в столице к новой должности по усмотрению Палаты Чинов, а в губерниях считаются на месте в ожидании должности, соответствующей новому его чину. Оставившие должность по родству с местным начальством в столице получают другую должность по усмотрению Палаты, а в губерниях или взаимно переводятся на другие места, или остаются в губернии в ожидании места; а если должно оставить губернию, то местным главным начальством или Палатою переводятся в другую губернию. По окончании траура ожидающие помещения, если прежде служили в столице, помещаются в том же присутственном месте, где прежде служили; а губернские чиновники определяются по усмотрению палаты. Те, которые, кончив призрение родителей, ожидают помещения, в столице определяются в прежние присутственные места, в губерниях определяются к прежней должности. Из пониженных, прощёных и купивших право на должность определяются по усмотрению Палаты. Помещение имеет также некоторые изменения, которые, впрочем, не изменяют общего положения по сей статье.

Перемещение бывает в таком только случае, когда чиновники перемещаются в той же или другой должности, которые хотя по чину равны прежней, но по месту имеют старшинство; например, в шести палатах и в Приказе Внешних Сношений младшие советники перемещаются на места старших советников, младшие заступают места старших своих товарищей. [122]

В очередь переименовываемых входят чиновники, переводимые от одной должности к другой, которая по чину равна прежней, или когда военные чиновники Восьми Знамен переименовываются гражданскими того же класса.

Очередь повышаемых принадлежит чиновникам, которым по положению следует быть повышенными от одной должности к известной другой. Повышение производится по представлению, а не по годам службы, например, президентов палат и старшего председательствующего в Прокурорском Приказе положено повышать в министры, советников палат — в президенты и генерал-губернаторы.

Перевод от одной должности к другой, равной по классу, но старшей по месту, производится по представлению; например, на место президента Палаты Чинов переводятся президенты прочих пяти палат и президент Приказа Внешних Сношений; в советники Палаты Чинов переводятся советники прочих пяти палат и советники Приказа Внешних Сношений. Впрочем, перемещение, переименование, повышение и перевод чиновников по большей части так определены законами, что можно быть перемещенным, переименованным, повышенным и переведенным от одной должности к известной другой, а не к каждой.

Сверх сего, чиновники, коих государь укажет немедленно определить, составляют еще очередь немедленно определяемых. Чиновники, коих государь предписывает определить, составляют очередь определяемых по царскому повелению. Если в царском приказе означено, в какое судебное место или в какую губернию определить, то определяют на первое открывшееся там место, с исключением всех прочих очередей.

Из вакансий членов отделений в высших присутственных местах некоторые исключительно назначены для определения чиновников оставляемых, некоторые — для определения переводимых, другие — для определения избираемых. На остальные места определяются по ежемесячным выборам.

Выбор чиновников по очередным спискам производится однажды в месяц. Всех мест, принадлежащих к ежемесячным выборам, считается в столице 463, в губерниях — 4189; в столице мест, принадлежащих маньчжурам и монголам, — 323, принадлежащих китайцам — 140. Ежели случится несколько убылых мест по одной которой-либо очереди, то очередные получают места по жеребьям. Жеребьи чиновников из китайцев вынимают 25-го числа за воротами [123] Тьхянь-ань-мынь; жеребьи чиновников из маньчжуров вынимают 5-го, а жеребьи битэши — 20-го числа. Это производится в присутственном зале Палаты Чинов президентами и советниками Палаты при членах Прокурорского Приказа

100. Судьи пользуются ли должною независимостью, то есть никакая власть не может отставить их от должности без вины, доказанной судебным порядком и определенной наперед законом, ни переместить их из одного места в другое против их желания? Или их отставка и перемещение зависят совершенно от воли императора, министра или других каких-либо чиновников?

Судьи пользуются полною независимостью. Ни один чиновник, даже учинивший какое-либо преступление, никем не может быть отрешен от должности без разрешения государева только от 1-го до 10-го класса; прочих начинают допрашивать по отрешении от должности вслед за отправлением донесения государю, а перевод от одной должности к такой же другой, равно и определение к должности предоставлены одному закону. Магистры второго, а частью и первого разряда прямо получают должности уездных правителей; но как по очереди иногда достаются места, в которых, в сравнении с другими местами, много бывает дел по управлению (В китайском гражданском адресе-календаре показаны все таковые места), то начальникам губерний дана власть посылать новичков от трудных мест к легким, а их места на время замещать опытными.

101. Судьи в отправлении своей должности подлежат ли ответственности, и какого рода эта ответственность, чистая ли нравственная или законами установленная?

Судья в отправлении своей должности подлежит ответственности, законами установленной. В Китае нет положения повышать в чины по годам службы, а вместо сего через каждые два года в третий производится обзор чиновников, называемый испытанием, В столице члены каждой палаты в присутствии министров и членов Прокурорского Приказа производят испытание своим чиновникам, по которому соответствующих должности ставят в первый, прилежных во второй, усердных в третий разряд. В послужных списках делаются четыре столбца, из коих в первом отмечают свойства каждого, во втором — способности, в третьем — службу, в четвертом — возраст. Сии списки препровождаются в Палату Чинов, которая чиновников по оным представляет [124] государю на смотр. Чиновников первого и второго разряда, имеющих за 65 лет, по сему случаю особливо представляют государю. В губерниях местные начальники производят испытание своим подчиненным и представляют их к начальнику губернии. Начальник губернии, лично осматривая представленных чиновников, производит им испытание, а потом отличных отмечает в списках соответственно делам и доносит Палате Чинов. В списках против каждого отмечают различно, например: нет излишних земских повинностей; нет неправильных истязаний; нет дел по воровству и разбоям; нет недочета в казначействе и хлебных магазинах; в управляемом месте каждый доволен своим состоянием; управляемая страна день ото дня приходит в цветущее состояние. Губернских чиновников, отмеченных отличными, начиная с уездных правителей и выше, отправляют в столицу, где Палата Чинов, осмотрев их, представляет государю. После сего все одобренные чиновники получают высший чин и по очередному списку ожидают должности, соответствующей новому чину. Напротив, чиновники, замеченные в шести недостатках, отмечаются в списках худыми. Сии шесть недостатков в чиновниках, подлежащие замечанию начальства, суть: невнимательность, недеятельность, неосновательность, малоспособность, устарелость, болезнь. Невнимательные и проч. уличаются фактами, предаются суду и потом препровождаются в Палату Чинов для представления государю; но устарелые и больные увольняются от приезда в столицу. Отмеченные невнимательными и недеятельными лишаются чинов; отмеченные неосновательными понижаются тремя чинами с переводом; малоспособные понижаются двумя чинами с переводом; устарелые и больные оставляются от службы. Лихоимцы и жестокие исключаются из упомянутых шести статей, потому что на них особливо доносят государю. За противозаконные поступки по должности чиновники своевременно предаются суду и подвергаются наказанию, определенному законами соразмерно важности вины.

102. Гласность судопроизводства принимается ли в судах для ограждения правосудия?

Нет, вместо сего закона ограждают правосудие мерами самого судопроизводства

103. Допросы обвиняемых, показания свидетелей, переспросы других в присутствии судьи производятся словесно или письменно? [125]

Допросы в присутствии судьи производятся словесно и в то же время полагаются на бумагу; потом судья приказывает письмоводителю переписать показание, прочитать его в присутствии истца или доносителя и обвиняемого; и если переписанное показание согласно с черновым, то судья приказывает обвиняемому подписать беловое, а сам собственноручною подписью скрепляет черновое, дабы приказные не могли прибавить или убавить что-нибудь.

104. Нет сомнения, что статьи вопроса не смешиваются; и посему одни и те же судьи сначала решают один, а потом другой, или решение каждого из сих вопросов поручается особенным чиновникам? То есть судьи сначала удостоверяются в правости иска или в виновности обвиняемого, потом по собственному своему решению о деле подводят закон; или один из них, разобрав дело и утвердив законность оспариваемого права или подлинность прописываемой вины, предоставляет свое решение другим, которые подводят закон?

Один и тот же судья прежде исследует дело законным порядком, то есть отбирает показания от истца, обвиняемого и свидетелей; потом, сообразив все обстоятельства дела, приступает к решению оного на основании законов; но в подведении законов руководствуется известными правилами, предписываемыми законом же.

105. Кому поручается производить следствие?

Прием жалоб и донесений как от военных, так и от разночинцев, равно и произведение следствий по оным предоставлены уездным правителям (Начальники зависимых округов причисляются к уездным правителям, потому что округа их поручены областным правлениям на одном положении с уездами) как начальствующим в судебном месте первой степени. Но при приеме прошений и производстве следствий они должны неуклонно сообразоваться с правилами, законом предписываемыми; а если какое дело в суде первой степени неправильно будет исследовано, в таком случае обвиняемому дозволяется подать жалобу в высшее присутственное место с прописанием всего, что было учинено по его делу в низшем судебном месте.

106. Производившие следствие могут ли участвовать в судопроизводстве и полагать окончательное решение того дела, о коем они производили следствие?

Один и тот же судья и следствие производит, и приговор по делу полагает; но правителям низших округов и уездов предоставлена [126] власть на окончательное решение дел по преступлениям, заслуживающим наказания до 100 ударов планкою; а заключения свои по преступлениям, заслуживающим ссылку, препровождают в областное правление на дальнейшее рассмотрение; и если члены областного правления при рассматривании дела встретят что-нибудь сомнительное, то препоручают соседнему чиновнику снова произвести переспросы и потом с своим заключением представляют это дело начальнику губернии для окончательного утверждения. Приговоры по смертоубийству предоставляются государю.

107. На кого возложено отправление судебной полиции?

Отправление судебной полиции также возложено на уездных правителей как земских начальников, имеющих непосредственное сношение с народом.

108. Какие взяты меры для ограждения подозреваемых и обвиняемых от обид и притеснений чиновников и судей при допросах и обысках разного рода?

Самая важная мера для сего, положенная законом, заключается в том, что по делу, несправедливо исследованному и решенному, обиженный имеет право обратиться с прошением в высшее судебное место, которое обязано немедленно пересмотреть оное и исправить. Что касается до уголовных дел, обвиненный лично спрашивается в уголовном суде: не было ли ему каких притеснений при допросах и обысках?

109. Кто дает повеление взять под стражу подозреваемого или обвиняемого в совершении какого-либо преступления, заключить его в тюрьму и содержать в оной до решения дела?

Уездному правителю предоставлена власть вследствие жалобы или доноса брать подозреваемых или обвиняемых, находящихся в его ведомстве, и содержать их до решения дела под стражею; потому что в Китае разночинцы имеют право переходить с места на место, не испрашивая дозволительных видов у местных начальств (По сей же причине и истец, если не имеет постоянного местопребывания, то, после подачи прошения, берется под стражу и отпускается до решения дела с поручительством). Если же по делу потребуются люди другого ведомства, то требуются по начальству. Но если судья или письмоводитель по недоброжелательству посадят кого-либо в тюрьму без всякой причины, или хотя прикосновенного к каким-либо делам, но безвинного, или уморят [127] его в тюрьме, то и судья и письмоводитель судятся по мере преступления. См. ч. II, § 111.

110. Может ли подозреваемый или обвиняемый в легком преступлении требовать своего освобождения на поруки? Если может, то с каким условием и в каких случаях?

Исключая важных преступников, которых законом предписывается строго содержать в заточении, маловажных преступников и прикосновенных к делу дозволяется отпускать на поруки до самого решения дела. См. ч. II, § 119.

111. Тяжущиеся и подсудимые могут иметь поверенных в делах, стряпчих и адвокатов?

Тяжущиеся и подсудимые не могут иметь ни поверенных, ни адвокатов; и хотя тяжебные дела по большей части производятся через стряпчих, но перед судом истец и ответчик лично должны отвечать. Стряпчие только ведут переговоры с делоправителями от имени своих доверителей, а в качестве поверенных не принимают в судебных местах. Законом допущено по сему случаю одно только исключение. Всякая женщина по маловажным делам и по оговору, исключая блуда, воровства и убийства, может вместо себя послать в суд брата, сына или племянника.

112. При судебных местах находятся ли императорские прокуроры? В чем состоит их должность? Как обширен круг их действия, и какой подлежат они ответственности?

При судебных местах нет императорских прокуроров; вместо них действуют в столице Прокурорский Приказ, в губерниях — прокуроры, по частям надзирающие за ходом дел по разным ветвям управления.

В Прокурорском Приказе находится пятнадцать отделений, члены которых в столице, исключая правлений Княжеского и Дворцового и Приказа Ученых, во всех присутственных местах, в обоих институтах и в разных казенных местах наблюдают как за порядком в управлении, так и за неупустительным исполнением дел в положенные законом сроки. Им поручен надзор за течением дел в самом Прокурорском Приказе и шести палатских конторах.

Что касается до шести палатских контор, им предоставлено наблюдать за течением дел во всех присутственных местах в столице, исключая Государственного Кабинета, Военного Комитета и Приказа Ученых. Каждое присутственное место обязано дважды в месяц послать в заведующую им контору ведомость текущих дел для об [128] ревизования. В ведомости против каждого дела отмечают, по каким причинам остается оно не решенным в положенный законами срок; о делах же, замедленных без причины, конторы в конце каждого месяца доносят государю.

Еще находится Ревизионная Комиссия Именных Указов, состоящая из неопределенного числа членов, назначаемых государем из министров и президентов палат. В сей Комиссии ежемесячно составляют справки, сколько в палатах и приказах кончено дел, утвержденных государем, и сколько остается неоконченных, и в конце года доносят государю; о делах же в знаменных канцеляриях доносят по истечении каждых трех месяцев.

В самом Государственном Кабинете есть ревизионная камера, которая заведует поверкою: сколько в палатах и приказах решено текущих дел и сколько остается нерешенных — ив конце каждого месяца доносит государю. Дела, обращаемые государем через Государственный Кабинет в палаты и приказы для рассмотрения, ревизионная камера по порядку хода их вносит в журнал и, при получении уведомлений от палат и приказов, поверяет каждое дело, отмечая в журнале решенные от нерешенных, и ежемесячно доносит государю.

По делам государственного управления поступают к государю донесения и доклады. Именные указы, последовавшие на донесения, сдаются от государя в Военный Комитет, а отселе те из них, которые следуют к исполнению, препровождают в Государственный Кабинет; в Комитете же остаются копии с них. По конфирмованным докладам Государственный Кабинет подлежит ревизии контор.

Доклады от палат и других высших присутственных мест в столице непосредственно представляют в Государственный Кабинет за день до подачи государю. Доклады из губерний от корпусных начальников, от начальников губерний, от попечителей училищ и соляных приставов отправляются в Докладной Комитет, а отселе уже препровождаются в Государственный Кабинет. В Кабинете со вниманием пересматривают те и другие доклады, составляют на каждый черновую записку с мнением; и как скоро таковые записки будут утверждены министрами, то переписываются набело и на рассвете следующего дня подаются государю вместе с докладами. В сих записках при губернских докладах, требующих дальнейшего рассматривания, по роду дел предписы [129] вается палатам и приказам представить свои мнения на основании законов. Палаты и приказы пересматривают порученные им доклады, непосредственно предоставляют их государю при одной, а иногда, по столкновению разных обстоятельств, при двух и даже четырех записках с разными мнениями. Государь утверждает представления палат и приказов, иногда согласуясь с мнением Государственного Кабинета, иногда решит дело особливым указом или на какой-нибудь записке киноварью надписывает свое мнение. Таковые доклады через два дня, а не терпящие медленности в тот же день сдаются от государя в Кабинет, где с той записки, по которой государь укажет поступить, в докладной камере на другой день надписывают государево решение на самом докладе и подают в присутствие. После сего снимают с докладов копии, а подлинники передаются в конторы. Члены контор, если при рассматривании докладов откроют что-либо, почему не можно пропустить доклад к исполнению, то им дозволяется возвратить этот доклад государю при запечатанном донесении. Если погрешили в Государственном Кабинете в написании решения или в самом докладе просмотрена какая-либо несообразность, то конторам предоставлено обращать доклад для исправления. Подлинные доклады, полученные из Государственного Кабинета, конторы оставляют у себя, а к исполнению в палаты и приказы посылают копии с них. В конце года все доклады возвращаются в Государственный Кабинет для хранения. В каждой губернии находится по нескольку прокуроров — всего 82, коим по частям поручена поверка или пересмотр дел, производимых в губерниях. Уездные правления все поступающие к ним дела вносят в книгу, одно за другим, как они решены, и в конце каждого месяца ведомости об них препровождаются во все высшие губернские места и к прокурору для ревизии. Каждый местный прокурор в проезд через уездные города своего ведомства требует в правлениях журнальную книгу и по ней производит ревизию дел. Если откроется, что поступившие дела еще не внесены в книгу и это произошло от упущения, то, наказав письмоводителей телесно, об уездном правителе доносит начальнику губернии, а сей представляет государю. Но если усмотрит, что конченные дела совершены неправильно, то требует подлинные бумаги для пересмотра и переследования. Начальник губернии каждое важное дело должен решить с общего согласия с председателями, при прокуроре. [130]

113. Прилагая закон к решенному делу, судьи должны ли руководствоваться предписанием закона буквально, или имеют право вникать в смысл оного, или изменять постановление сообразно обстоятельствам?

Судье предписывается, приводя какой-либо закон или постановление, вполне подводить точный смысл оных, не делая сокращений или исключений по своему произволу, и таким образом одною статьею решить целое дело; но, следуя разуму закона, он должен применять свое мнение более к обстоятельствам дела и решить оное на основании постановления, не привязываясь к словам закона.

114. В решении уголовных дел судьи принимают ли в уважение обстоятельства, могущие служить извинением преступнику и смягчить вину его в некоторой степени? Равномерно входят ли в соображение обстоятельств, увеличивающих преступление?

С сею целью издаются постановления, которые считаются существенным пополнением законов, и различие между законом и постановлением в том и состоит, что закон положительно определяет степень вины, а постановление, по стечению обстоятельств, смягчает или увеличивает оную. Когда мера наказания, определяемая законом, превышает преступление, то постановление, принимая обстоятельства в уважение, смягчает наказание. Когда преступление по обстоятельствам превышает меру наказания, положенную законом, то постановление увеличивает оную. Сим образом постановления разбором обстоятельств, связанных с преступлением, уравнивают меру наказания, законом определяемого. Посему судье, как выше было сказано, предписывается, следуя разуму закона, применять свое мнение более к обстоятельствам дела и решить оное на основании постановления, не привязываясь к словам закона. См. ч. II, § 56 и cл.

115. Судья, прилагая закон, оправдывает ли свое приложение причинами, объявляя, почему именно он такой, а не другой закон прилагает к данному решению?

Иначе невозможно и приложение закона или постановления сделать; а за погрешность как в уменьшении, так и в увеличении меры вины судья подвергается ответственности.

116. Тяжбы по предметам торговли производятся в гражданских судах или в судах коммерческих? [131]

Тяжбы по предметам торговли производятся наравне с прочими делами в гражданских судах — от уездного правления до Палаты Финансов, а коммерческих судов нет в Китае.

117. Преступники против военной дисциплины судятся в обыкновенных судах или в судах военных?

Преступники военной дисциплины в походе судятся военным судом и наказываются на месте немедленно; по другим преступлениям следствие над военными производится по возвращении их из похода; и если преступление важно, то следствие производится под руководством гражданских чиновников.

118. Если существуют коммерческие и военные суды, то каким образом они составлены и чем отличаются от обыкновенных?

Дела, относящиеся до торговли, производятся, как выше сказано уже, в обыкновенных гражданских судах. Военные Восьми Знамен и в столице и по губерниям судятся по Уложению Восьми Знамен. Военные Зеленого Знамени по губерниям, наследственные офицеры из китайцев, военные магистры и кандидаты судятся по Уложению войск Зеленого Знамени. Суд производится в войсковых канцеляриях. Канцелярия состоит из неопределенного числа офицеров от 8-го до 6-го класса, управляют письменными делами под зависимостью своего начальника. Но канцелярия заведует только делами, относящимися до внутренних распоряжений по своему корпусу или дивизии. Следствия по уголовным делам производятся военным начальством вместе с местным гражданским начальником, и дело препровождается выше для представления государю. См. ч. II, § 92.

119. Кроме упомянутых судебных мест, нет ли каких-либо исключительных временных комиссий, назначаемых по особенным каким-либо случаям?

Государь иногда назначает временные комиссии для рассмотрения важных каких-либо следственных дел.

120. Дозволяется ли тяжущимся выбирать в своих делах мирителей или посредников, и какую силу имеет решение выбранных посредников?

Выбор мирителей или посредников в делах дозволяется до поступления тяжбы в суд. Но как скоро дело поступит в суд, то дозволяется только полюбовное примирение, сделанное перед судьею без посредников, но с поручительством. [132]

121. В каких случаях дозволяются пристрастные допросы и пытки, и какие меры для удаления злоупотреблений?

Закон запрещает пристрастные допросы; а пытки хотя дозволяются с разрешения высшего начальства, но только в таком случае, когда все улики говорят против преступника, а он упорствует в признании.

122. Император имеет ли право прощать виновного совершенно и смягчать наказание, определенное законом? Если имеет, то с какими ограничениями и под какими условиями?

Права прощения и смягчения наказания, представленные императору законом, кратко изложены в ч. II, § 130 и 131.

Текст воспроизведен по изданию: Н. Я. Бичурин. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М. Восточный дом. 2002

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.