Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СЕРЕБРОВ, А. Г.

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДАГЕСТАНА

1796 г.

I

Краткое историческое описание Северной и Южной части Дагестанской Персии, примерно о числе дворов, о религии, о свойстве, обычаях и промыслах жителей, обитающих в провинциях Дербентской, Кубинской, Сальянской, Бакинской, Шемаханской и Шекинской, и под чьим владением, учинено майором Серебровым

Религия. Духовенство состоит из 6 классов, именуется: первое казиаскер, 2-е шехислам, 3-е кадии, 4-е муфти, 5-е ахун, или молла, и 6-е сеит, или эмир. Сих последних имя могут присвоить те только, кои из поколения Магомета, и их персиане называют сеитами, а суни — эмирами. Из сих, которые не знают грамоте, не осуждают, протчие же чины без знания грамоте до сего звания достичь не могут. Долг, или должность, первых двух классов состоит в том, чтобы, кроме своего настоящего языка, умели и по-арабски говорить, и грамоте писать, и читать, дабы могли толковать или вразумлять другим алкоран, на чем основана их религия, и вообще из того закон касательный до систем духовенства и светских, который сочинил для сограждан имам Гусейн. Сего считают святителем и родственником Магомета. Книга законов составленная называется ширет катаб. 3-й и 4-й классы должны пещичь о соблюдении благочестия и не меньше того внушать и толковать разными аллегориями святость и беспорочность их закона. 5-й ахун, или молла, одинаково звание, то есть поп простой: в городах и селениях должны быть в довольном количестве; отдавать им детей для обучения грамоте без платы. По окончании же учения по силе возможности родители ученика дарят, а они требовать не могут. В гражданские спорные и тяжебные дела вмешиваться и подавать свои голоса, равно торговать и заводить промысл, им позволяется.

Должны при решении гражданских тяжебных и спорных дел присутствовать, даже и в разбирательстве тех дел, кои доходят до самого хана, и правильно ли решение, свидетельствуют по [174] сходству закона, изданного от имама Гусейна. Как градские начальники, или выборные и наибы, так в селах и деревнях старосты, не могут решить без их присутствия никаких спорных и тяжебных дел. Словом, без апробации духовной всякое решение недействительно.

Духовенство из решения своего в случаи друг друга опровергает, например: если в селах и деревнях дела тяжебные в их присутствии решены, а оным те недовольны, могут просить в городе и прежде у провинциального начальника, то есть у наиба, а потом и у хана. Первый обязан немедленно приступить к разбирательству обще с градским духовным членом и потребовать с (Одно слово неразборчиво. — Ред.) решителей письменное объяснение, а по важности дел и самых; решение их если окажется неправильным, то за первый раз взыскивается денежный штраф, который и принадлежит хану в собственный его доход. Таковые штрафы иногда хан прощает. За второй раз взыскивается вдвое штрафа и лишает местов и должностей.

Из главнейших дел по законам решать:

Смертоубийцу отдают родственникам и от их зависит и жизнь м смерть виновника; к последнему ж приступают тогда, когда виновник не может дать требуемой суммы.

По воровству обличенных в первый и другой раз наказывается телесно, а в третий лишается глаз или ушей, а иногда и жизни. Сие последнее средство употребляется для воров других владений, и таковые никогда к своему начальству на разбирательство не отправляются.

Прелюбодеев, обличенных ясными доводами с девицею, взыскивают денежный штраф, и сей штраф принадлежит духовенству, а потом прелюбодей обязан взять себе в жену; с замужнею женою мужский пол наказывает палочными ударами по обеим ногам так жестоко, что некоторые лишаются ногтей. Суд жен отдают мужу, и он властен отнять у ней жизнь и даровать, паче же развестись и согнать со двора, не дав ей никакого пропитания. Даже и сами родственники ее за стыд и порок поставляют принять ее к себе в дом. Словом, она лишается всего общества. Второй раз обличенного мужчину делают кастратом, а женщину, одев безобразно, с открытым лицом посадят на осла, у которого прелюбодей ее держит хвост, и таким образом, за присмотром полицейской команды, ведут осла по всем городским улицам или в деревнях, где то случится, и где полицейский служитель обвешает криком жителей на обозрение сего позорища; и потом сих прелюбодеев освобождают.

Раздел наследия состоит в следующем: братья берут 8-ю, сестры четвертую, а мать одну части.

Жен по закону иметь могут из секты Сунниевой до четырех, а Алиевой до 7-ми, наложниц по состоянию.

Женитьба двоякого роду, как-то: за основательную и настоящую женитьбу почитают кебыль дуеюнь; 1-е слово значит кебыль, по-арабски крепкий, а последнее — дуеюнь, по-турецки узел, то есть крепкий узел, и таковым образом совершают оные. [175]

Жениху долг есть скланивать к согласию родителей невесты, а за неимением оных, самое ее, а по согласию со стороны родителей или ее предлагает ей сумму в залог его ей верности. Невеста в сем случае имеет вольность быть довольной или отрещись и требовать более суммы, а затем, буде жених в состоянии прибавить, назначает и еще, а если и сия ей несовместна, то бывает с обеих сторон торг упорный, ив таковом довольное время медлят. А наконец, с взаимного согласия довершив торг, приступают к женитьбе следующим образом: муж обязан пред духовной особой объявить условие в точности, а духовная особа, записав оное, пошлет или труд на себя примет, идет для истребования согласия от невесты, как на означенную кондицию, так притом обязуется ли и она сохранить верность и покорность к мужу. Невеста ответствует ему или посланному, закрывшись за занавесью или за дверьми, и, когда на все объявления согласна, духовная особа требует от ее вещицу какую-нибудь в знак того клятвенного залога, и потом, призвав жениха, объявляет ему ее на те условиясогласие. Жених дает клятву о сохранении своего к ей союза и соблюдении в точности условия, а затем духовная особа, прочитав молитву в присутствии мужа, и тем довершит венчание. Из мирских обрядов свадебных важность1 состоит в сем только пункте: когда жених посылает за невестой, то должен повестить своих родственниц, а за неимением оных в таком случае посторонних женщин, и изготовя на подносе несколько блюд сахарных конфет и графинчик розовой воды, который поставляет на средине подноса, и все то закроют большим платком. Слуга, взяв поднос и поставя на голове своей, идет в средине сих женщин, шествующих к невесте. Сих же должность, подойдя к невесте, во-первых, ее с родственницами спрыснуть благовонного водою, а потом потчевать принесенными конфектами. По окончании сей церемонии объявляют причины о своем прибытии. И так невеста, изготовясь, шествует с ними в дом жениха. Сим и кончится вся свадебная церемония.

Второй свадебный обряд, ника, или никале, по-арабски значит: временный, или иногдашний. Обряд сего последнего состоит в том, что жених, пришед к духовной особе, объявляет имя и желание невесты. О сем чинят справку. Потом, по прочтении краткой молитвы, сим кончится сей брак. Если сия родит детей или каким-нибудь случаем пожелает муж ее иметь настоящей женой, то должен о том паки объявить духовной особе,а сия вновь довершит молитвой. Хотя и наложниц иметь невозбранно, но с ними сообщаться без молитв поставляется за грех.

Развод произойти может от самых маловажных причин, как со стороны мужа, так и жены, как-то: муж на настоящую жену и жена на мужа при разводе должны показать, действительность и явные доводы, например: если муж докажет, что она непостоянна, или непокорна, или не исполняет долг свой, то не иначе утверждает, как повальные подписи от сосед, и то производят под присягою; другая причина, если жена не родит; по первым причинам лишается при браке мужем тех обещанных денег, а получает те приданные, кои за собой приняла. Если же жена на мужа докажет, что он ее непорядно одевает, или пищей недовольна, или [176] долг супружеский не выполняет . Важнее всего того, если муж болен подозрительной болезнею и от того она не родит. Итак, если по справке окажется сходственно с вышеписанными причинами, то она не токмо тех денег при браке условленных, но и содержанием мужа пользуется до тех пор, пока не выйдет за другого замуж, аникалие [?]. Как мужа, так и жену за маловажные причины разводят невозбранно. Если жена прижила детей с тем мужем, то и детей берет с собой, и муж обязан по решени духовенств давать ей. с детьми на содержание; если вознамерится выйти замуж за другого, то отсылает детей к отцу, а чрез то и лишается содержания бывшего мужа; наложниц и бездетных также безгласно оставить не могут. Буде у таковых муж пожелает после развода паки взять ту жену, с которой разведен, то должен вновь на таком же порядке чрез духовного довершить брак. Не возбраняет жениться на родственницах, яко-то: на сестрах двоюродных, от дяди или тетки родной урожденной, на братенных женах овдовевших, но с той разницей, если брат меньший умрет, то жена его обязана выйти за большого брата замуж, а если и сей умрет, то зависит их жен выйти и за меньшего брата мужа бывшего или за постороннего, но в таком случае приданого своего [лишаются]. Наложницы, если не прижили с мужьями детей, также могут вступить к сыну в наложницы или в жены.

Над умершими если плачущих мало, за стыд поставляется, но однако же, в таком случае нанимают посуточно до погребения тела. Сие чинят в достаточном доме. Да и держут мертвых тела в домах, и. в сем их тщеславие.

У жителей все свободные науки, или лучше у малого числа чиновников, замыкаются в арабском и персидском языках.

Год считают от навруза, то есть от 10 марта, или когда солнце вступит в знак Овна, и оный разделяют на месяцы, недели, дни и часы, с малою против европейского отменою.

Дербентская провинция, в городе Дербенте до 2180 дворов, в областях оного 21 деревня имеет до 1050 дворов.

Большая часть из сих жителей секты Сунниевой, оттого, что из соседственных горских владельцев бежав в разные времена, в сию провинцию поселились.

Закон господствует во всех горах вообще Сунниевой. Аллиевых сект терпеть не могут. Не за грех поставляют украсть или, пленив, продать. Христиан и их Алиевой секты считают не правоверными. Говорят по-кумыцки, то есть порченных туркестанским языком. Вид имеют суровый, гордые, дерзкие, вероломные и коварством пренаполненные. Убийство и грабеж за малость поставляют. Промысел их всегдашний состоит в набегах в соседственные владения для воровства, да и чрез их провинции не безопасен проезд бывает, разве с надежными проводниками или во многолюдном караване, да и чрез то едва проехать можно. Из женщин природные магометанки безобразны, а паче безобразит их одеяние. Лучших же и миловидных по красоте за большие цены покупают у горцев, а сии увозят из Грузии, которых в сем и промысел. Женщины упражняются в домашних [177] работах, как-то: в тканье ковров шерстяных, в холсте, в пряже, бумаге хлопчатой и имеют присмотр за шелковицею. Мужский пол в свободное время упражняется в хлебопашестве и скотоводстве.

Курды и таты: часть их переселилась извнутри Персии, называют их шаиянцами, то-есть исповедующими закон Алиевой. Сии последние населены были в Дербентскую провинцию во время шаха Абаса. Говорят порченным персидским языком, ни в какое родство с Сунниевым не вступают и им из своих посуд ни есть, ни пить не дают. Весьма чистоплотные как в домах, так и вне оных, вежливы, вид их горделивый; к воровству не склонны, всяких распрь отбегают с боязливостью, а паче кровопролития. Женщины посредственных видов, в летах гнусны, вежливы, занимаются домашними рукоделиями, как-то: в тканьи хороших ковров шерстяных, в холсте, в пряже бумаги хлопчатой, а важный их присмотр за шелковицею, что в каждом дворе производится. Мужский пол не занимается другим рукоделием, а упражняется только в хлебопашестве и садоводстве. Продуктов имеют всякого рода в изобилии. Торговля состоит в шелке, марионе и в шефране, также продаются и домашние рукоделия.

В Кубинской провинции в Кубинском городе до 600 дворов, в областях оного 288 деревень, в них дворов 8820.

Сей провинции жители, большая часть Сунниевой секты, населились в горных частях большей частью из давних времен. В городе и при взморьи на плоскостях большая часть жителей Алиевой секты. Сии поселились извнутри Персии, но с давних времен, и большей частью оные из Муганской степи, Шах сиванцы именуемой. Секты Алиевой, говорят по-лорестански, народ сей отлично храбрый и лучшие наездники. Роды их некогда были телохранителями персидских шахов, а оттого именуется шахсеван, то есть шаховы любимцы. Кочуют в летнее время в нагорных частях сей провинции, а в зимнее имеют свои домы в Шабранской округе, отведенной им для сего времени от Фет Али хана. Упражнение имеют более в скотоводстве, опрятны, не так грубы. Народ в сей провинции вообще в частях немного лучше дербентских. Обряды духовные и мирские, промысл и торговля с дербентскими ж одинаковы, но у сих кубинских промысл в разнице в рассуждении изобилия леса, чем жители пользуются, и в продаже бакинским обывателям и другим соседственным жителям.

В Сальянской провинции, в городе Сальяне, до 220 дворов, в областях оного 27 деревень, в них домов до 1400.

Сего острова жители большая часть секты Алиевой, в свойстве нравов льстивы и обманчивы. К воровству если есть случай, не упустят, к войне и распрям не склонны, промысл имеют в рыболовле и скотоводстве. Производят немного и шелку. В сей провинции торг бывает два раза в год, паче пред отправлением российских рыболовных судов, которые во многом количестве бывают непрерывно, время отправления сих судовых караванов в Россию всем соседственным провинциям известно; и для того от всюду привозят во множестве товаров весною в марте и апреле, а осенью в сентябре и октябре месяцах; и в сие время происходят обширные [178] торги. Хан отдает россиянам на откуп погодно за достаточные суммы для рыбной ловли сего острова Сальяна воды. Сия провинция Сальян изобилует в хлебопашестве и садовыми н древесными разного рода фруктами.

Сии три провинции: Дербентская, Кубинская и Сальянская, под владением Шейх Али хана.

В Бакинской крепости, под владением Гусейн Кули хана, городе Баке до 820 дворов, в областях оного до 34 деревень; в них домов 850, да в местечке Маштаве до 350 домов.

Город сей изобилует нефтью, белою и черною, и отпускается повсюду, как внутрь Персии, так и в Россию, и хан имеет главный доход от нефти. Жители сей провинции вообще почтя Алиевой секты, а Сунниевой не во многих деревнях. Город сей у берега Каспийского моря, имеет преобширную гавань, где во многом числе суда, приплыв, останавливаются с разными товарами, как-то: из Астрахани и из разных персидских мест приморских и из сухого пути. Из внутрь Персии отвсюду привозят товаров и припасов: шелк и разные шелковые, бумажные и шерстяные материи, мариону, шафран, пшено сарачинское, фрукты сушеные, и тем всем в городе происходит преобширная торговля. Жители вежливы, в обхождениях учтивы, но льстивы, лицемеры во всех частях, наук любители, мастеров ремесленных разного рода довольно. Оккуратны и чистоплотны в домах и вне оного, паче всего в торговле рачительные. Большая часть города почти торговыми лавками занята. Из России получают чрез Астрахань сукна, семя канцелярское, кубовую краску, железо, олово, холст и разные товары. В город их Баку привозимый товар почти весь отправляется в Астрахань, а иной разменивают с российскими купцами. Этикет между собою все в крайнем соблюдении и приветствиями сопряжены. Город сей мог бы иметь большой доход, если бы старался в умении расположить оных. Садовых фруктов имеют в изобилии и довольно хороших, для хлебопашества, в рассуждении грунта земли их, неспособное место. Жители говорят по-персидски и по-турецки.

Примечания достойное место от сего города в 10 верстах, во оном огнедышущие и неугасимые жерелы. Называют их по-персидски атежга. Около его построен гостинный двор каменный в 20 покоях, и к сим покоям от главного жерелья проведены трубы; ныне же только в 8 покоях существуют, в них обогреваются проезжие и варят кушанье, а тамошние жители в некоторых сушат пшеницу и приготовляют варением кушанье. Около сего гостинного двора в осьми местах из продушин исходит пламя, на чем тамошние жители пережигают камень.

Персияне индейцов называют молтани. Но так как все индейцы вообще идолопоклонники и по большей части секты их поклоняются огню, и где только найдут огнедышущую гору, то повешают по всем провинциям Индии, из области коей приезжают многие для поклонения и живут якобы для спасения по нескольку лет по своему обещанию; другие сами на себя налагают оковы, как-то: на руки, ноги и шею, и разные сему подобные делают теломучения, а иные правой или левой руки останавливают движение по обещанию же до срочных времен, а по истечении оного освобождаются. Во время управления регента в Персии Керим хана была [179] тишина, и тогда множество индейцов пребывание имели в оной не токмо по обещанию, но и по торговле, производимой внутрь Персии и в Астрахани. Многие же приезжали для поклонения и привозили довольное количество съестных припасов для спасающихся, сколько бы числом их не было, ибо сии не должны пещись о пропитании своем,- а всегда припасы доставлялись к ним под видом подаяния, также и деньги присылались для податей хану бакинскому и на другие экстренные случаи. Владелец бакинский собирал с их довольно податей деньгами; числа же суммы никогда не назначалось, а, сообразуясь с обстоятельствами времени, налагаемы были с их сборы. По возмущении в Персии начали теснить их и требовать великих податей, а при сборе оных тирански с ними поступали и до того мучительством довели, что они принуждены были разбежаться. Из числа оных поныне некоторая часть живет в Астрахане. В бытность российских войск в Персии начали было паки собираться.

В Ширвании в Шемахинской провинции под владением Мустафы хана в городе Шемахе до 780 дворов, кочующих 840 дворов. В областях оного до 66-ти деревень, в них домов до 2700, да в 6 деревнях армянских 230 дворов. Сверх того, у Мустафы бека 233 двора, у Ауз баши 705 домов. Сии же под управлением хана шемахинского.

Сей провинции жители состоят большей частью Алиевой секты, а кочующие во оной Хан Чобан Ели народы вообщей Сунниевой секты. От их происходили как предки, так и сам владелец шемахинский Мустафа хан. Говорят немногие по-туркестански, но с особливым прононсом от других провинциальных наречий, но и различать очень можно. Некоторые знают и по-персидски, но не так чисто. Жители трудолюбивые, храбрые и придирчивые, более склонны к войне, и никогда в покое не бывают в рассуждении собственных владетелей, а сии более теснят их. Земля у их изобильная для плодородия, и как то более в шелке, которого вчетверо более других провинций производят, упражняются беспрестанно в сем ремесле, если лет несколько от нападений соседственных будут покойны, то могут чрезвычайное богатство приобресть от шелку. Все неприятели нападают на их умышленно в то самое время, когда разводима должна быть шелковица, а сим образом и отнимают у них время для произведения сего изобильного промысла. Земля изобилует в чрезвычайном градусе для хлебопашества, скотоводства и для дерев фруктовых разного рода, а паче виноград самой лучшей у них доброты. В провинции Ширасе изо всей Персии бывают лучшие виноградные вины, о чем Европе известно. В летнее время обоего пола домашними работами не занимаются, кроме шелководства и хлебопашества, а в зимнее время упражняются в разном тканье шелковых материй. Обыватель почти каждый фабрикант и ткач. Материи вырабатывают лучшей доброты. Весну каждую изо всюда Персии, Турции, Индии приезжают к ним для покупки материй разных и шелку лучших и самых высоких сортов. Шелк бывает в местечке Альване и вокруг оного в Шемахинской провинции, из которой Мустафы хана брат слепой Измаил бек управляет местечком Альваном.

Сия Шемахинская провинция хвалится действительно продуктами пред другими. [180]

В Шекинской провинции под владением Мамет Гасан хана слепого, в городе Шеке домов 4700, в областях оной до 260 деревень, в них домов 15 300, в том числе 62 деревни армянские.

В самом городе и в областях оного вообще Сунниевой секты народ сей сходен с нравами и обрядами с жителями Дербента и Кубы, но разница в них есть сия: не пощадит при оказии и самого ближнего обобрать и убивать. Промысл их в хлебопашестве, шелководстве, в пчелах и более иметь воску. Садовые фрукты в довольном изобилии разных родов, при всем том не меньший их промысл в воровстве; говорят по-кумыцки.

Что касается до упомянутых двух сект, Алиевой и Омаровой, или Сунниевой, то довольно известно публике пункт причин их разнообразия, потому я и считаю излишним подробно об оном упомянуть. Что же принадлежит до обрядов их духовенства и гражданства по тем обеим сектам, да и все вообще Магомету последователи утверждаются на изданной имам Гусейн законной книге под названием Шерет китабы, на которую объяснен каждый пункт разными аллегорическими толкованиями. По сей причине не всякое дело единообразно решимо бывает, а оттого происходят между толкователями духовенства частые споры.

Власть владетельных ханов не ограничена над своими подданными. Совет учреждается ханом, и по воле его назначаются члены во оном, как духовные, так и гражданские. Для заседания время не назначено, а когда нужда потребует, то хан призывает их и составляет общий с ними совет, как об учреждении внутренних порядков своего владения, или о прибавлении податей на подданых, или о военном предприятии против соседственных владетелей и в разбирательстве гражданских тяжебных и спорных дел, кои по важности требуют решения в присутствии хана в полном совете.

Хан может беков и граждан, исключая духовных, лишить жизни, имения и даровать оные. Однако ж сей случай бывает опасным для явного исполнения, и потому владетельные ханы всегда стараются скрытно и тайно производить в действие наказание преступнику, например: бек, то есть дворянин, или помещик, если по какой-нибудь вине или измене окажется преступником против его, то хан, не допущая до совета, сам сыскивает случая наказать его или приказывает преданным своим лишить того преступника жизни. По правам всегда у убитых имение остается в полном распоряжении хана, он волен кому пожелает подарить оное или оставить за собою. А потом хан долженствует, немедленно созвав членов совета, в полном собрании оного объявить то исполнение и причину наказания, им произведенного над преступником. В том члены, как духовные, так и гражданские, не имеют права входить в подробное разбирательство или исследование. Хан по окончании объявления своего, старший духовный член должен, тотчас встав, прочесть фетфа, то есть молитву о благом исполнении хана, и желать многолетия ему, а другие члены во время чтения молитвы также встают и по окончании оной в знак своего согласия хану поклоняются и паки садятся по своим местам и занимаются другими разбирательствами дел. Во все дни, когда [181] хан составляет совет, члены оного приглашаемы и угощаемы бывают ханским столом, где и он присутствует.

Ханов владетельных братья, сыновья и родственники не имеют права и не входят ни в какие разбирательства и они равным образом подвержены за преступление общему суду и наказываются взысканием штрафов. Хан властен отделить им из своего владения деревни, и они пользоваться должны положенными от хана податными доходами, а сами .налагать не могут по общим надобностям хана в денежных налогах и провианте и прочих съестных припасах, так и в наборе войск равный бывает и из сих деревень, отданных от хана для доходов его братьям, сыновьям и родственникам. К ним вообще жители имеют особенное почтение, а, паче к хану владетельному. Повиновение подданных так велико, что не шадят жизни своей на обережение своего хана. Он опасаться должен только родственников своих, а паче братьев. Хана сестры должны иметь особливые деревни и пользоваться доходами с них до выхода в замужество. Хан при жизни своей не имеет права назначить наследника из братьев или сыновей своих, но зависит то по старшинству от выбора или по отличиям каким-нибудь от подданных его; и в таком случае бывает многое кровопролитие, пока утвердится из тех наследников кто-либо ханом.

Беки, то есть помещики, кои имеют деревни или поместья, во-первых, должны быть от хана, обложены податьми сполна, как денежными, так и провиантом и другими съестными припасами, и сей сбор наипервее для хана, а потом начинают сбирать себе беки по тарифу от хана объявленному; в противном же случае, если помещик взыщет сверх наложенного от хана с тех жителей и дойдет просьба от них до хана или правительства, то отберутся излишне взятые подати и притом наказуется помещик денежным штрафом и лишается тех деревень, которые потом отдают во владение другому помещику. Потомственно же селениями не владеют по причине, что друг у друга отнимают беспрестанно. Продавать же или уступить другому помещику не могут, понеже все то зависит от полной воли ханов.

II

Краткое историческое описание Северной и Южной части Дагестанской Персии, провинций: Дербента, Кубы, Сальяна, Баки, Ширвании и Шеки, о разных в оных переменных владетелях и обычаях обитающих в них жителей, учинено майором Серебровым

Край сей принадлежал Большой Армении до времен Темур-Ланга, завоевателя всей Азии и разрушителя многих царств в 14 веке, как по историям уже известно. После сего подпал в разные самовластные правления язычников и магометан, а во [182] время персидского шаха Абдул-Мусума, когда совершенно покорил он край под свою власть, за нужное почел обеспечить здешнюю границу и так возобновил крепость, построенную еще Александром Великим, наименовав оную Демер Дербент, то есть железно-воротный пункт, или железные вороты заперты. [Сие я должен двусмысленно объяснить потому, что из ознаменованных слов значит: первая половина по-турецки, а другая — по-персидски. Настоящее же сего города наименование по-персидски: Дар Бает, то же — ворота заперты}. В сию крепость поселил он из кочующих во всех персидских областях народа, из каждого рода при юзбашах по нескольку семей, и штрафованных преступников с семействами в большом количестве, и таким образом составил в сей стране особую провинцию, расположа окрестные к городу селения из того же народа и в одно время, производя переселенцам сим жалованье, яко гарнизону, на границу определенному. Как он, так и преемники его к правлению народов сих присылали по рассмотрению своему и выбору временных ханов и султанов, наподобие губернаторов. Сия провинция довольно была сильною и около лежащим ее владениям чрез набеги была опасною; почиталась преимущественнее прочих провинций; в зависимости была токмо от шахов; податей никому не давала. Таковое правление Дербентской провинции продолжалось до Имангул юзбаши, князя дербентского. Князь сей за особливую преданность и усердие к Российской империи государем императором Петром Первым пожалован и утвержден ханом. Но при Надир шахе, когда хан сей умер, сын его Мамет Гасан ханством не пользовался, а был юзбашею под управлением особого султана, а по смерти Надир шаха народ, истребя сего султана и дабы быть безопасным от других ханов, избрав, утвердил его, Мамет Гасана, ханом.

К убинскою провинциею владел тогда происшедший от колена каракайдакских владельцев султан Ахмет хан. Сей отцом, жены своей, кубинским беком Аджи наибом, был убит с намерением присвоить власть его, но в оной не допустил убитого родственник, владелец Сурхай хан казыкумыцкий, а принял правление ханское на себя. У убитого остался сын малолетний, Гусейн Али, который в то несчастное отцу его время взят тайно преданными отца его чиновниками и в деревне Таирджар, в вершинах Самура лежащей, воспитался. По совершенном возрасте Кубинское ханство отца своего получить мог у сего родственника не инако, как с пособием шаха Надира, у которого он был в службе.

Сей младый хан Гусейн Али неусыпно старался о умножении подданных; и так в ханство свое поселил довольно в Шабранской округе и в других местах сей провинции народа, перешедшего из Метайской степи от Дербентского и Ширванских владений.

По смерти сальяпского Ахмет хана, за неимением законных наследников, вступил в правление дальний умершего с матерной стороны родственник, Ибрагим хан, то Гусейн Али хан, не желая его допустить к завладению тем ханством, лет 46 тому, послал сына своего Фет Али с 1000 человеками войск. Али, [183] напав на Сальянскую провинцию, принудил Ибрагим хана оставить то владение, так что он едва мог бегством скрыться в своем владении в местечке Рутбары, где, спустя немного времени, и жизнь свою скончал.

Фет Али, по прогнании Ибрагим хана, не предвидя более никаких опасностей ко удержанию за собою владения Балчена, оставил во оном наибом Келбель султана, а сам отправился в Кубу к отцу своему Гусейн Али хану. По приезде в скором времени случилась отцу его смерть, и Фет Али по наследству своему вступил в кубинские ханы.

Сими провинциями, Кубою и Сальяном, управлял он с благоразумием и не менее отца своего приумножил Кубинскую провинцию разными из Персии выходцами и поселил их в Шабране и других местах своей провинции.

И таким образом усиля свое владение, покусился на Дербент, и, пользуясь добрым расположением к себе дербентских чиновников и народа, которые правлением упомянутого возведенного ими в ханы Мамет Гасана были недовольны, лет 40 тому Фет Али хан прежде присвоил себе дербентские деревни, а потом, чрез помощь союзных владельцев: табасаранских, каракайдских, уцмия и шамхала Тарковского, осадил и самый Дербент и чрез два месяца сдаться принудил. Овладев Дербентом, в своих провинциях содержал и самого его хана Мамет Гасана под арестом прежде в Кубе, а потом в Сальяне, где он, Мамет Гасан, и жизнь свою прекратил, оставя после себя сына Алабека, который жительствует ныне в городе Баке.

Фет Али хан, по завладении Дербентом, в знак своей благодарности участвовавшим в сем случае описанным владельцам не только уступил Мамет Гасан хана имение, но сверх того подарил деревни: шамхалу тарковскому в Кубинской провинции Караджали, Набурли, Чиги, Изагли, Белешли и Бабели, а уцмию в Дербентской провинции Малакалыль и притом таможенные дербентские доходы.

Уцмий, будучи довольным благоприязненностью Фет Али хана, старался утвердить союз на грядущее время чрез предложение сестры своей родной Тутубики в жены Фет Али хану с тем, чтобы и он сестру свою родную Хаджебику отдал ему в жены. Фет Али хан на сие согласился, по поводу чего уцмий и отдал за него сестру свою. Фет Али хан же напоследок по неизвестным причинам проводил уцмия только в обещаниях.

Фет Али хан, вознамерясь отправиться в Кубу, пригласил с собою и уцмия. Сей, побыв немного времени с ним в Кубе и предвидя нежелание Фет Али хана иметь его зятем, умыслил отомстить ему овладением Дербента. И уцмий для сего предпринятого своего намерения упросил под видом возвращения в свое владение и в свой проезд чрез Дербентские провинции склонил тайно на свою сторону дербентского чиновника Ильяс-бека и с его пособием ввел в Дербент до 2000 своих войск и в Нарынкале укрепился. [184]

Фет Али хан, узнав о сем, собрал войско и приступил к Дербенту. Аварский хан Мерсель, осведомись об оном происшествии и желая прекратить несогласия сих владельцев, прибыл к ним в Дербент и, предложа уцмию сильные причины, сколь ему трудно удержать за собою Дербент, по довольнейшим доводам успел, наконец, в примирении его с Фет Али ханом, и уцмий вышел из Дербента. Фет Али хан уцмию при сем случае уступил вышеописанную деревню Малахалыль, которая от него, уцмия, подарена за пособие в завладение им, Фет Али ханом, Дербента, но лишил при той деревне подаренных таможенных дербентских доходов. Аварский хан Мерсель за сие посредство свое их ханов в примирении просил фет Али хана, вошедшему с уцмием в единомыслие, дербентскому чиновнику Ильяс-беку даровать жизнь. Фет Али хан, хотя в том и обещал, но, спустя несколько времени, повелел сего своего чиновника убить. Когда о сем поступке аварский хан Мерсель уведомился, то и начал располагать с того времени себя неприязненным к Фет Али хану.

По таковом возвращении Дербента Фет Али хан обещанную сестру свою Хаджебику за уцмия отдал в жены бакинскому хану Мелик Мамету, учинив с ним письменное условие о всегдашнем бытии в послушании Бакинскому ханству, как к нему, Фет Али хану, так и к преемникам его ханства.

Итак, Фет Али хан, соединив три провинции: Дербентскую, Кубинскую и Сальянскую, и учиня с бакинским ханом помянутое условие о послушности, сделался против других ханов Дагестанской Персии сильнее. Таким образом, владельцы сии вообще сватовство свое основывают и ныне на коварных интригах, дабы под видом родства удобнее было истребить одному другого и приступить к завладению областей. К тому употреблял он средства чрез подкуплеиия деньгами корыстолюбивых дагестанских владельцев и их жителей. Имея владетелей таковых с своей стороны и собирая каждого дни сверх своего в нужном случае наемное у горцев войско, притеснял других ханов; и, наконец, мечтал не только учиниться абсолютным владетелем, как-то: по сию сторону реки Куры лежащими провинциями несколько лет владел нижеследующим образом, но домогался утвердить себя и над всею Персиею.

Фет Али хан, по обеспечении границ и учреждении внутреннего порядка в своих провинциях, с войсками отправился в Ширванскую провинцию для овладения оною. Тогда управляли братья родные, Мемет Сеид и Агас ханы, дети шемаханского серкера , и ханство сие похитили убиением восстановленного шахом Надиром Аджия Мемет Али хана, у сего убитого хана остался сын Манап, и в сие нещастное отцу его время скрылся в Шехинской провинции.

Фет Али хан, по прибытии сей провинции в резиденской город Шемаху, войною овладев Шемахою, взял в плен обоих упомянутых ханов, Мемет Сеида и Агаса, первого содержал под арестом, а другому выколол глаза единственно для того, дабы сей Агас хан, [185] по особливейшей отличности в военных распоряжениях и личной храбрости, не мог быть ему вредным. Агас, невзирая на слепоту свою, чрез год нашел случай и убежал от Фет Али хана и, соединясь с небольшим числом ему преданных, укрепился в лежащем у Куры местечке Эловне. А дабы овладеть прежним своим Шемахинским ханством, возбудил к тому своею просьбою ханов текинского Гусейна и аварского Мерселя, и с ними, соедини войска, подступили к старой Шемахе, где тогда Фет Али хан пребывание имел, и, разбив его, прогнали. Но Фет Али хан, дабы не упустить завоеванного пред сим случаем им сего места Шемахи, собрав войска, приступил паки к оной; между тем хан шекинский, подавший руку помощи слепому Агасу, не знав сего умысла Фет Али хана, отошел в свои границы, а Фет Али хан, сразясь против двух оных ханов: аварского Мерселя и шемахинского Агаса, разбил их войско. При сем аварский хан потерял жизнь свою, а Агас, видя свое нещастие, ушел бегством в Эловню, и по сем Фет Али хан упражнялся в Шемахе в военных распоряжениях. По смерти Мерселя в Аварское ханство вступил сын его родный Умма.

Уцмий между теми военными происшествиями, воспользовавшись отсутствием Фет Али хана, в отмщение обиды своей ему, что не выдал за него сестры своей, наруша прежний мир, чинил частые набеги на его провинции Кубу и Дербент и потом, согласясь с табасаранскими владельцами: Рюстем-беком, Мирзой-беком, Магемет-беком и Магмут-беком, прошел их владениями к Кубе.

Фет Али хан, узнав о сем опасном себе случае, взяв войска, пошел уцмия преследовать и, находясь в близости деревни Кудат, где тогда уцмий был расположен лагерем, получил от уцмия письмо от чистосердечного признания, писанное о прощении ему за его преступлении, по допущении его возвратиться в свои владения. "Фет Али хан во всем том уцмия охотнейше удовлетворил. Но уцмий только что отступил с войском назад и, миновав лагерь Фет Али ханов, предложили Фет Али хану беки свое мнение, сколь нужно неупустить такого случая, так как уцмий есть почти у них в руках, то за вероломство в нарушении им мира его наказать, и что они в сем случае надеются на себя успеть; и на таковое предприятие почти усильно упросили апробования, а по получении оного в то ж мгновение погнались с 1000 человеками вслед за уцмием.

Уцмий, увидя стремление от них на него, расположился в супротивление им так исправно, что мнимость в покушении на него испроверг к щастью своему удачно, разбил их всех и гнал до лагеря Фет Али хана с Таким стремлением, что все войско Фет Али хана, видя свою гибель, от отчаянности разбежалось в разные места в своей провинции, да и сам Фет Али хан едва скрытно с малым числом чиновниками своими убежал в свою ж провинцию в Сальян.

Уцмий, будучи сим щастливым случаем ободряем, следовал к Кубе в намерении завладеть оною и в том просил вспоможения [186] у Сурхай хана казыкумыцкого, а когда сей прибыл, не умедля, к Кубе с своим войском, то уцмий желал овладеть и Дербентом, и для того по общему согласию: Сурхай взялся удержать Кубу, а уцмий следовал с войсками своими для завладения Дербента. Наиб, градоначальник, или комендант, Дербента, Аджи-бек, отец нынешнего Дербентского наиба Хадыр-бека, о коем ниже упомянуто, видя стремление уцмия на Дербент, выступил из оного с войсками и прекратил уцмия предприятие, так что разбил и прогнал уцмия, а сей, отступя от города, расположился в Дербентской же провинции, в Москерском округе, для предприятия ж мер паки на Дербент.

Фет Али хан, сведав о сем успехе от своего чиновника, из Сальяна, куда он был от уцмия загнан, прошед чрез Баку по берегу моря скрытно, так что уцмий того не проведал, прибыл в Дербент, и, рассмотрев себя не в силах в продолжении войны с уцмием и другими горскими владельцами, вознамерился посвятить себя в подданство российскому престолу, послал поднесением от оного Дербента ключи, в знак совершеннейшего своего подданства блаженной памяти государыне императрице Екатерине Алексеевне второй, при сем и всеподданнейшую просьбу свою о присылке войск на защищение его он неприятелей. Вслед за сим войски российские под начальством генерал-майора де Медема посланы и когда прибыли, то Фет Али хан с ними наступил на уцмия и табасаранских неприязненных его владельцов и разбили их всех так, что вынуждено должны были примириться.

По сем Фет Али хан возвратил содержавшемуся в Дербенте шемахинскому Мамет Сеид хану Шемаху и за его сына Мемерзу сочетал сестру свою Фатьму.

Агас хан слепой, узнав, что брату его возвращена провинция Шемаха, прибыл немедленно из Эловне в Шемаху и, требуя от большого брата участия в правлении, вошел с ним чрез то уже в несогласное дружелюбие. Зять Фет Али хана Мемерза, взирая на таковую распрю, удалился к Фет Али хану, а сей, хотя доставить Мемерзе ханство Шемахинское, пошел с войсками паки на Шемаху. Мамет Сеид и Агас, видя приближение Фет Али хана, хотя против него выступили, но были поражены и принуждены бежать и скрылись: Мамет Сеид у шекинского хана Мамет Гасана, а хан Агас слепой в прежнем местечке Эловне, где вскоре потом убит по повелению шушинского Ибрагим хана в возмездие за убитого Агас ханом сего Ибрагим хана брата, Мирали бека.

Едва Фет Али хан зятя своего Мемерзу восстановил в Шемахе ханом, как отец его Мамет Сеид возвратился из Шеки в Шемаху и начал входить в правление. Фет Али хан, не желая быть ему правителем, старался всячески употребить свою хитрость, дабы иметь сию провинцию в своих руках под ханством зятя Мемерзы, а не отца его, и в сем намерении успел, что нечаянно преданные Фет Али хана, окружив Мамет Сеид хана и взяв, привезли к Фет Али хану, а сей послал его за присмотром в Сальян и по повелению его там убит. [187]

В последствие того Фет Али хан и зятя своего Мемерзу отправил в Кубу, опасаясь, чтобы не изменил за убийство отца его, а дабы избегнуть всех опасных случаев, повелел келейно его, Мемерзу, лишить жизни. У Мемерзы остались жена Фатьма, сестра Фет Али хана, и сын, с нею прижитый, Ибрагим, которая с сим сыном и теперь жительствует близ Кубы в деревне Осмар.

У убитых двух родных братьев шемахинских ханов, Мамет Сеида и слепого Агаса, остались дети: у Мамет Сеида, кроме упомянутого сына Мемерзы, убитого от Фет же Али хана, еще Эскер и Касим; у Агаса — Мустафа и Измаил. Все сии четыре, дети убитых ханов, в несчастное отцам их время ушли, первые два: Эскер и Касим — к шекинскому Мамет Гасан хану, который и принял их в свое покровительство, а последние Мустафа и Измаил — к шущинскому Ибрагим хану, убийце отца их Агаса.

Фет Али хан, почитая за нужность иметь при себе сих четырех младых наследников, дабы чрез них не произошло какового ему во владении препятствия, требовал наипервее находившихся двух от шекинского хана, но когда в том сей отрекся, то он наступил на него с войсками и овладел Шекою, самого его взял. Между тем сии два младые хана, по приближении еще войск Фет Али хана к Шеке, бежали оттуда для соединения с братьями к шушинскому же Ибрагим хану. По таковом случае Фет Али хан, когда действительно узнал о побеге оных двух ханства наследников, за коих единственно имел вражду с шекинским ханом, то, примирясь с ним совершенно, в знак дружелюбия своего взял себе сестру его Бегиму в супружество, а свою сестру Урикийхер отдал в замужество за него, Мамет Гасан хана, возврати притом ему все его владения с тем, чтоб всегда был ему послушен.

Затем Фет Али хан, дабы достать себе оных четырех наследников младых, отправился с войсками к шушинскому Ибрагим хану. Но сей не только по требованию Фет Али хана не возвратил их ему, но для доставления им отеческого наследия объявил Фет Али хану войну, а к оной на свою сторону успел еще пригласить наипервее аварского Умма хана, а потом с ним по соседственной связи принудили самого шекинского Мамет Гасан хана к вооружению с ними против Фет Али хана, с которым он сделался в родстве по женитьбе на сестрах, пред сим описанной. И так сии три владетеля, соедини войски свои, коих числом простиралось до 18000, с оными приступили к Новой Шемахе, основанной шахом Надиром на речке Аксе и отстроенной Фет Али ханом, держав его в осаде 45 суток. Но время сие доказало им, что из сей войны не усматривают они никакой себе пользы, и потому аварский и шекинский ханы к примирению согласились. При сем Фет Али хан в знак дружелюбия и согласия между ими на грядущие времена зговорил дочь свою Перджаханум в замужество за сего аварского Умма хана, назначив в приданое 200000 руб., из числа коих тогда и отдал половину, то есть сто тысяч рублей своими ханскими деньгами, а шекинский хан Мамет Гасан, будучи Фет Али хану в родстве, оправдал себя пред ним тем, что [188] он вынужден был против его к сей войне оными двумя соседственными владетелями, утверждал затем сохранением прежнего с ним своего мира. Ибрагим хан шушинский, видя себя оставленным от сих союзников своих, отошел от них неприятелем в свои владения, и младые четыре наследника остались при нем.

Фет Али хан, по учинении с поминутными ханами согласия, желал отмстить сему шушинскому Ибрагим хану и для того, собрав войска, перешел чрез реку Куру и, опустоша провинцию Карабах, принадлежащую сему шушинскому хану, и мечтал наипервее овладеть городом Ганжа, а потом и самою крепостью Шушею, но к тому не допустила собственная его болезнь, почему и возвратился в Шемаху, оставя сие предприятие до будущего времени, и потому распустил большую часть войск в свои места и, вызвав старшего сына своего Ахмет бека, поручил ему начальство над остальным войском, а сам для излечения болезни отправился в Баку, где и жизнь свою скончал.

Фет Али хан имел многих законных и посторонних жен и с ними у некоторых прижитых им детей, но по смерти остались только четыре жены: первая, грузинка Сегерназ, вторая Гюри-пери, дочь элисуйского владельца, третья Бегим Ханума, сестра шекинского хана, четвертая грузинка же Гульдеста. Из детей же в живых: от умершей в жизнь Фет Али хана законной его жены Тутубики, сестры владельца уцмия, той самой, о коей выше описано, сын Ахмет и дочь Перджаханум, сговоренная за аварского Умма хана. И от описанных жен сыновья: от грузинки Сегерназ Щейх Али и от Гюриперы Гасан. Да от побочной жены две дочери: Чинас и Эсмет, которые и теперь в девицах.

В каковом положении, кроме сих именованных девиц, прочие дети — ниже сего в своих местах писано, и следует по сем о первом сыне.

По смерти Фет Али хана признан ханом во всех провинциях и вступил в правление старший сын его Ахмет.

Сей новый хан недолго пользовался Шемахинской провинцией. Но как скоро сведал шекинский хан о смерти Фет Али хана, то, не желая упустить сей случай, дабы доставить Шемахинское владение вышеписанному Манапу, якобы ему по наследству принадлежащее, о коем выше предворено, и для того Мамет Гасан хан, собрав в скорости войска, пошел к Шемахе и принудил сего нового хана Ахмета оставить Шемаху, а в ней восстановил сего Манапа ханом и возвратился в свою провинцию. Но сей Манап пользовался ханством только 15 дней, а как скоро уведомились о сем вышереченные находящиеся у шушинского Ибрагим хана четыре малолетние наследника, просили его, Ибрагим хана, пособия о возвращении принадлежащей им провинции Шемахи, и потому чрез помощь, данную им от сего хана, прибыв в Шемаху, поймали Манапу и, дабы не было им препятствия во владении, то лишили его жизни. Из сих наследников старший брат Эскер сделался владетелем Шемахи.

Ахмет хан многократно покушался к завладению паки Шемахой, производил военные действия против сего Эскер хана, но наконец, [189] видя в том неуспех, чрез посредство Аджи Ахмета, женгутайского владельца, с ним помирился.

По возвращении Ахмет хана в свое владение в Кубу, по случаю возмущения в Сальянской его провинции от Мет Али бека, сына Ибрагим хана сальянского, о отце коего упомянуто, как сей Мет Али бек успел выгнать из Сальян находящегося наиба Кубат султана и сам сделался в оной ханом, то, для опровержения сего Мет Али бека и восстановление паки в наибы Кубат султана, послал он, Ахмет хан, брата своего Шейх Алия с 1000 человеками войска. Сей, с помощью бывших у Сальянского залива российских рыболовов, прогнал Мет Али бека в его местечко Рутбар и, поставя наибом в Сальяне оного Кубат султана, возвратился в Кубу.

Бакинский хан Мелик Мамет после женитьбы своей на сестре Фет Али хана пользовался по смерть свою Бакинским ханством благополучно, по нем вступил в правление сын его, Мирза Мамет, урожденный от сестры Фет Али хана.

Сего Мирзы Мамета дядя, Мамет Кули, прибыв к Ахмет хану, искал пособия его учиниться бакинским ханом. Ахмет хан, будучи оскорбляем двоюродным братом, упомянутым младым ханом бакинским в непослушании таковом, каково отцы их содержали, а посему и помышлял без всякой войны низвергнуть его, и на таковой конец послал под видом надобностей в Баку, в разные времена и под разными предлогами, к своей тетке султан Ахмет бека и Иман Гулибека с войсками до 300 человек, кои и входили попеременно в Баку, и как уже все вошли в крепость, то первое предприятие употребили в занятии у города ворот, о чем и дали знать Ахмет хану, а сей, не мешкав нимало, усилил их еще в пособии 500 человеками и при них послал и самого Мамет Кулу; а сей, появлясь в Баку, сделался ханом. Племянника же своего, Мирзу Мамет хана, с его матерью отослал в Кубу к Ахмет хану.

По прошествии некоторого времени Ахмет хан, по неотступной просьбе своей тетки, вознамерился паки Мирзе Мамету возвратить Бакинское ханство; к сему и искал случая при малейшем неудовольствии к себе бакинского хана свергнуть, но по причине смерти своей не успел сего исполнить.

После Ахмет хана вступил в Кубинское, Дербентское и Сальянское ханы брат его другой, Шейх Али. Оный немедленно приступил к соделанию бакинским ханом Мирзу Мамета и на сей конец при войсках своих взял его, Мирзу Мамета, и пошел под Баку, но успел только в том, и то при пособии российских военных судов, вынудил Мамет Кулу хана давать Мирзе Мамету половину бакинских доходов.

Едва же Шейх Али хан возвратился из Баки в Кубу, Хамутай, казыкумыцклй хан, напал Кубинской провинции на деревню Дзейхур. Жители, быв предварены о его покушении, разбежались; оставлено было для караула с 300 человек, и сии Хамутаем захвачены, и, разбив его, чрез посредство уцмия и табасаранских владельцов с ним примирились, а спустя несколько времени Шейх Али хан, в [190] отмщение Хамутаю хану, паки собрав войска, пошел против него; в сем походе важного происшествия не было, а по общему согласию примирились в деревне Койсу.

По сем вскоре Мамет Кули, хан бакинский, умер, а на место его вступил старший его сын, Гусейн Кули. Сей новый хан брата своего двоюродного Мирзу Мамета лишил в даче половинного дохода по упомянутому условию. Мирза Мамет возвратился со всем семейством своим к Шейх Али хану и просил паки его о том покровительства. По сему поводу Шейх Али хан повторил свой поход под Баку для принуждения Гусейн Кули хана в произвождении Мирзе Мамету половинного дохода, но в том довершить не успел по причине присланного от Мамет Гасан хана шекинского с требованием войск на вспоможение ему против Хамутая, хана казакумыцкого. И будучи Шейх Али хан под Бакою, где сделал у нефтяных ключей в 3 верстах городок, оставил в нем Мирзу Мамет хана с войском своим до 1000 человек, сам пошел на помощь шекинскому хану. По отсутствии Шейх Али хана Гусейн Кули хан, выступи из Баки с войсками и напав на сей городок, разбил оный и самого Мирзу Мамета с семьею взял в Баку.

Хан Хамутай казыкумыцкий, сведав о сем, что Шейх Али хан приближается на помощь неприятелю своему, то, примирясь с шекинским ханом, отошел в свое владение.

Выше упомянуто, что у двух братьев ханов шемаханских остались дети: у старшего Мамет Сеида — Эскер и Касим, а у меньшего — Агаса — Мустафа и Измаил, а далее там явствует, что из сих детей, чрез пособие Ибрагим хана шушинского, старший брат Эскер сделался владетелем Шемахи.

Эскер несколько времени ханством и управлял, но Касим, брат его родной меньший, не радея ему в том и усмотрев его слабое управление, с согласия своих беков шемаханских и владельцев соседних, коих имел он на своей стороне, сверг его с ханства и восстановил себя ханом и имел его, Эскера, под присмотром, но только с достодолжным уважением. Сия хитрость. Касима употреблена им во время отсутствия по провинциям двоюродных его братьев. Они, узнав о сем поступке Касима, не были им тем довольны и начали помышлять о испровержении его. А на сие, во-первых, склоня некоторых владетелей на свою сторону, напоследок укрепили на защиту себе для сего случая избранное при реке Куре не так опасное местечко, называемое Альван, собрали туда войска, и Мустафа, оставя в оном местечке младшего своего брата Измаила с некоторым числом войска на случай своей обороны, с другим пошел к крепости новой Шемахе, где Касим хан имел пребывание, и ночью, подошед так скрытно, что никто из градских обывателей не сведал, вдруг ворвался в город и войски его заняли вороты. Касим же хан от сего нечаянного нападения так встревожился, что едва успел с несколькими своими преданными служителями уйти чрез градские стены в Шекинскую провинцию, оставя Мустафе не только брата своего, низверженного им Эскера, но и жену свою, сестру сего Мустафы. И таким образом Мустафа утвердил себя на ханство, а Эскера [191] содержал также за присмотром и с достодолжным уважением. Брат Измаил, находясь в том же местечке Альване начальником, и с полным повиновением к большему своему брату хану Мустафе, который сестру свою по просьбе к мужу отпустил, и она прибыла к нему со всем имуществом. Муж ее Касим хан, по уходе в Шекинскую провинцию, домогался с помощью владетеля оной Мамет Гасан хана и кубинского Шейх Али хана восстановить себя в Шемахе.

Шейх Али хан, уважая просьбу Касим хана, ищущего как у его, так и у текинского хана помощи, согласил текинского хана итти против Мустафы хана для возвращения Касим хану Шемахи. Куда и отправились. В течение сего времени Мустафа хана меньший брат Измаил находился в местечке Альване и нечаянно Шейх Али хана войсками захвачен, и Шейх Али хан приказал ему выколоть глаза и двум находящимся при нем бекам и рутбарскому султану; Мустафу же хана, содержав в осаде 25 дней, по причине приближения войск Ага Магмет, персидского хана, видя свою неуспешность более в войне с Мустафой ханом, отступили в свои владения. Шейх Али хан же на сем возвратном пути чрез Баку с Гусейн Кули ханом, о коем пред сим упомянуто, заключил мир с вытребованием захваченного в городке им Мирзу Мамета с его семейством, и прибыл с ним в Кубинское владение, и женился на сестре, Бегиме, оного Мирзы Мамет хана.

В 1794 и Д795 годах не скрыто от общего сведения, что похититель персидского владения Ага Магмет хан, упомянутый пред сим, надеясь на свое могущество, употребил мечту свою на самом деле покорить под свою власть прочих дагестанских некоторых владетелей, тех, кои ему сопротивлялись, в том числе и Грузия, то происшествие о сем следует вкратце.

Сей Ага Магмет хан, собрав довольное количество войска из внутри Персии и прибыв в Карабагскую провинцию, потребовал себе повиновения от окружных оной владетелей, как-то: от Ибрагим хана шушинского, Ираклия, царя грузинского, Мамет Гасан хана Шекинского, Мустафы хана шемахинского и Мустафы же хана талышинекого.

Между тем же Карабаг Мусталь покушался несколько раз приступить и к крепости Шуше, но от оной в рассуждении ее неприступного крепкого расположения отбит. Потом завладел Ганжею и учредил в ней многолюдный гарнизон. Когда же Грузия неприязненностью ему отозвалась, напал на царя Ираклия и его прогнал и город Тифлис разорил.

Из сих владетелей Мамет Гасан хан шекинский, взирая на таковые счастливые успехи сего Ага Магмет хана, дабы не подвергнуть себя таковому ж жребию, как соделалось с Грузией, послал к нему свою просьбу о принятии его в покровительство и что он усердием своим докажет ему свою преданность. Сие Ага Магмет ханом принято благосклонно. Вслед сего шекинский хан к нему прибыл в стан, где он находился с войсками.

Ага Магмет хан, дав ему, шекинскому хану, часть своих войск, отправил в Шемахинское владение для покорения сей провинции и владетеля оной Мустафу хана. До прибытия войск оный Мустафа хан со всеми жителями, оставя свой сей город Шемаху, [192] укрепились в неприступном местечке, называемом Фитдаге. Доколе Мамет Гасан хан держал его в осаде и, занимаясь сим, и полагая в том иметь успех, вдруг поражен слухом следующим.

Брат его меньший, Селим, о котором еще не упоминалось, по вступлении его, Мамет Гасан хана, на отцовское шекинское ханство по выбору подданных и по старшинству, с того времени во сведении ему, Селиму, оный Мамет Гасан хан, брат его старший, стал покушаться на его, Селима, жизнь в рассуждении того только, чтоб не завладел его ханством, как то в соседственных владениях случалось. В таковом случае Селим предпринял последнее средство, убежав в вольное местечко в горы, называемые Фиары, и там будучи, уведомился о упомянутом отсутствии из владения своего брата, Мамет Гасан хана, и бытия в помощи у Ага Магмет хана и действования под Шемахою. Селим употребил сей случай в свою пользу, собрав из тех вольных народов Джара несколько войска и испрося при том пособия от аварского Умма хана, подступил под Шеку и овладел ею, вступил на место брата своего в ханство. А потому брат его Мамет Гасан хан, оставя действование под Шемахою и взяв свои и данные от сего Ага Магмет хана войски, спешил на изгнание брата. Но Селим, брат его, вооружась противу, его разбил и с большим уроном принудил его возвратиться. Он прибыл к Ага Магмет хану в стан, просил еще довольного количества войска для наказания брата своего и Мустафу хана шемахинского, которого он оставил по случаю восстания на его брата Селима, но по потере им у Ага Магмет хана данных войск, Ага Магмет хан оказал ему неудовольствие и по приказанию его выколоты ему, Мамет Гасан хану, глаза, а затем по повелению отправлен на житье за присмотром в город Тавриз.

Ага Магмет хан, раздражаясь потерею войск своих, пылал гневом в непременном неказании владетелей ширванского и других противящихся ему и занимался сим расположением, как дошло до его сведение, что российские войски вступили в пределы Персии; поражен сим слухом и полагая себя не в силах действовать противу российских войск, решился оставить тем владетелям мщение до удобного времени, а дабы самому избегнуть опасных случаев, поспешал с своими войсками в резиденцию свою, именуемую Теигран, и по прибытии укрепил оную всевозможно в безопасности си льнее.

Российские войски приступили к Дербенту. Кубинский и сего Дербента Шейх Али хан, тот самый, о коем часто упоминалось, с владетелем Хамутаем казыкумыцким и табасаранскими — Махмут беком и Масум беком — учинил согласие на защищение Дербента, оспоримость сия недолго продолжалась, а усилением орудия российских войск Дербент покорился России. За сопротивление Шейх Али хан принес свою невинность, а налагая за то заслуживающих наказание на некоторых своих чиновников, которыми он по младости лет своих отвлечен от союза и преданности к России. Главнокомандующий российскими войсками таковых яко злоумышленников отправил в Россию за присмотром, Шейх Али хан же по некоторым важным причинам оставлен при войсках российских, а правление его поручено [193] наибам: Дербент — Хадыр беку, Куба — Вали беку, а Сальян вышеупомянутому Кубат Султану.

Во время приближения российских войск к ширванской границе, усумнясь, Шейх Али хан, чтобы не подчинили его Мустафе хану шемаханскому, который с ним держал непримиримую вражду по случаю лишением отцом его, Шейх Али хана, сего Мустафы хана отца в зрении часто упоминаемого Агаса и такового же лишения в зрении и им, Шейх Али ханом, его, Мустафы хана, брата меньшего, вышеписанного Измаила, и находящихся .при нем двух беков и рутбарского султана, а за сие и непокусился бы он, Мустафа хан, на его, Шейх Али хана, в отмщение таковым же жребием, и потому у границ шемахинских скрылся в Ахтинских горах. Дабы сих трех провинций, Дербента, Кубы и Сальяна, не оставить без главного правителя, по просьбе жителей, на ханство возведен Гасан, третий и последний брат меньший сего Шейх Али хана. Гасан управлял в пребывание в тех странах российский войск и был к России усерден.

По выступлении же войск российских паки оный Шейх Али хан, возвратясь из гор, при помощи Хамутайского Сурхай хана овладел от брата Гасана Дербент, Кубу и Сальян и вступил в правление. Брат Гасан с матерью своею отправился к дяде своему, хан Бабабеку, илисуйскому владельцу.

Сестра сих ханов Перд жеханум, которая в жизнь отца их,

Фет Али хана, сговорена за аварского хана. Сей аварский Умма хан, хотя по смерти отца ее требовал от ее согласия в довершении брака, но в том получал многократно отзыв, что она по таковому горестнейшему случаю лишением ее родителя и потом брата, Ахмет хана, не может оставить сего так в скором времени, в чем ей и напоминает наложенный по их обычаю траур. И таким образом продолжалося сие до вступления войск российских в пределы Персии, а как во оное время паки предлагал он ей о том сочетании, то она в том формально отреклась. В таком случае хан аварский испрашивал присланных к ней от его подарков, а она требовала взятых им от отца ее из числа в приданое назначенныхей 200000 рублей, наипервее 100000 рублей. Они таковые требования с обеих сторон выполнили. Потом старого шамхала сын Махтий, который после смерти отца своего ныне вступил в шамхальство, делал ей многажды предложения о принятии себя в супруга и, наконец, по общему согласию, с позволения главнокомандующего российскими войсками, брак и довершен.

Ага Магмет хан персидский, как скоро получил известие о выступлении войск российских из пределов персидских, то с войском своим в скором времени прибыл паки в Карабагскую провинцию, дабы возобновить мщение свое для покорения противящихся владетелей.

Шушинский Ибрагим хан, видя себя не в силах более держаться в крепости Шуше, оставя оную, приказал жителям скрыться в горах и крепчайших местах, а сам с семейством своим и с несколькими владетелями уехал к тестю своему, аварскому хану [194] Ага Магмет хан между тем занял крепость Шушу, резиденцию Кабардинскую, без малейшего сопротивления со стороны оставшихся жителей, и расположился во оной, и помышлял о дальнейшем предприятии, но более не успел оттого, что потерял жизнь свою от придворных своих убиением. Войски его разошлись своевольцами, и сим образом избавился край сей от вторичного мщения сего Ага Магмет хана.

До прибытия российских войск Ширванской провинции в город Шемаху владелец оного, упомянутый Мустафа хан, оказывал свою преданность к России, а по приближении оных, оставя правительство свое, неизвестно по каким причинам ушел с несколькими своими преданными в Муганскую степь и укрывался во оной. Дабы не оставить сию важную провинцию без правителя, то главнокомандующий российскими войсками, по прибытии к сему месту, возвел в ханы двоюродного брата его Касима, который в нем искал покровительства и у которого он, Мустафа хан, отнял о чем описано выше. При сем возведении главнокомандующий российскими войсками взял с его, Касима, для верности заложников в аманаты. В бытие тамо войск российских управлялся Касим хан владением, был к России усерден.

На восстановление сего Касима в ханы со стороны российских войск происходила следующая церемония. Имея войски расположение под городом Шемахою в лагерях, то в среди лагеря и в близости стана главнокомандующего, на открытом поле, во фронте стояла рота солдат со знамьем, под оным поставлены кресла, а в шести шагах против креслов стул. Касим, по повешению о готовности в утверждении его в ханы, со всеми тамошнего города духовенством, чиновниками и жителями прибыл в лагерь к знамю. Потом главнокомандующий российскими войсками шествовал с полководцами. За ним российской переводчик нес на покрытом парчею серебряном блюде на ханство Касима грамоту и лист для клятвенной присяги, главнокомандующий сел на креслы, против его стоял хан с окруженным полуциркулем своим духовенством и чиновниками в глубочайшем молчании. Переводчик с российского языка на их диалект переведенную грамоту начал читать. Хан с подвластными своими наклонили главы, по прочтении стоящая против переводчика главная из их духовенства особа, держащая в своих руках алкоран, открыла во оном клятвенный пункт. Касим, поцеловав алкоран, приложил руку свою к тому пункту, затем переводчик читал присяжной лист и по пунктам останавливался. Хан, по выговорам за переводчиком тех им произносимых слов, паки подтверждал из уст своих клятву. По окончании чтения хан, поцеловав из алкорана тот пункт, подошел к главнокомандующему российских войск, а сей, став с кресел, вручил Касиму на ханство грамоту и поздравил его с достоинством хана. Затем принимал поздравление от генералитета при вручении грамоты и поздравлений от главнокомандующего, в то ж мгновение от российских войск пушечная пальба. Между выстрелов главнокомандующий, сняв с своей руки перстень, подарил Касим хану. Его народ беспрестанно восклицал: да здравствует государь российский со всеми подданными! Потом Касим хан, вложа грамоту в свою головную чалму, откланявшись главнокомандующему и [195] всем российским полководцам и сев на подведенную лошадь, убранную великолепно, подаренную с тем убором ему от главнокомандующего, шествовал в город в провожании до места его пребывания, в честь ему, легионными двумя конных эскадронов казаками.

По отсутствии российских войск Мустафа хан укрывался в Муганской степи, а по убиении Ага Магмет хана в Карабагской провинции в крепости Шуше, как оного Ага Магмет хана войски разошлись, Мустафа хан, употреби сей случай в свою пользу, набрав сих бродяг и напав на провинцию Шемаху, согнал востановленного российскими войсками на место его двоюродного брата его, Касим хана, и вступил по-прежнему в ханство. Касим же хан укрылся от него с несколькими приверженными себе беками в Шекинской провинции в сделанном ими во время прежнего своего побега укреплении для безопасности своей на таковой случай прожития, в местечке Чай-бурун, при вершинах Кокчая, где и может защищаться не токмо от сего двоюродного брата, Мустафы хана, но и от владетеля шекинского.

По сем Мамет Гасан хан слепой шекинский, о коем выше упомянуто, воспользовавшись единственным случаем смерти Ага Магмет хана, из Тавриса им посаженного, сбежал к Мустафе хану шемахинскому вышеписанному, пред сим овладевшему ханством от двоюродного своего брата Касима, и при помощи его, Мустафы хана, изгнав брата своего Селим хана, вступил во владение Шекинской провинции. И отдал дочь свою Зеиналю в замужество за его, Мустафу хана. По слепоте его почти и управляет Шекинским владением сей зять его, Мустафа хан. Селим же удалился паки в горы.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 18474, ч. 2, лл. 36-61; копия


Комментарии

1. Публикуемое описание Дагестана А .Г.Сереброва состоит в рукописи из двух частей, под особыми заглавиями, составляющих, по-видимому, единое сочинение, с различной тематикой каждой части. В ЦГВИА, ф. ВУА, д. 18486 имеется другой список этого сочинения, на 39 листах со значительной правкой — черновик данного описания. Автором публикуемого историко-этнографического описания Дагестана надо считать Сереброва.

2. Аверьян Григорьевич Серебров- Жулфинской, армянин, майор Черноморского гренадерского корпуса, участник Персидского похода 1796 г., состоял приставом и переводчиком при пленном хане дербентском Шейх-Али; в 1826 г. — полковник /по-видимому, в отставке/; некоторые сведения о Сереброве — в записках находившегося у него в услужении Артемия Араратского, характеризующего его весьма отрицательно /см. "Жизнь Артемия Араратского", ч. II, СПб., 1813, стр.107 и сл./.

3. В ЦГВИА хранятся следующие связанные с Серебровым документы и материалы: а/ 'Записка главнокомандующему Кавказскими и Каспийскими корпусами войск, находящихся в пределах Персии, его сиятельству графу Валериану Александровичу Зубову, от майора Сереброва, лагерь при реке Куре, близ Жевата, 1796 года, октября 3 дня', ф. ВУА, д. 2801; рукопись на 12 листах; подпись-автограф: 'Черноморского гренадерского корпуса секунд-майор Аверьян Серебров Жулфинской'; записка содержит проект похода на Эривань и соображения об улучшении торговли на Каспийском море; б/ 'Рапорт, поданный графу Зубову от обер-квартирмейстра подполковника Лена и майора Сереброва", ф. ВУА, д. 19204; рукопись на 6 листах; помечено: "Подписал оберквартирмейстр подполковник Федор Лен, Черноморского гренадерского корпуса майор Авериан Серебров, 1796 года, лагерь Пирсагат"; два списка, написанные разными почерками; рапорт об осмотре части района военных действий чисто военно-топографического содержания; в/ дело Департамента Генерального штаба Военного министерства, ф. 38, оп. 19/279, св. 725, д. 28, 1826/27 г., на 4 листах; содержит переписку, в том числе письмо Сереброва генерал-квартирмейстру штаба графу П. П.Сухтелену 1826 г. о передаче Серебровым по просьбе Сухтелена в Генеральный штаб сохранившихся у него материалов, относящихся к походу 1796 г.

4. Вышеопубликованные описания Северного Дагестана Д .И . Тихонова, Южного Дагестана Ф. Ф.Симоновича и Ширвана И. Т. Дренякина, так же, как настоящее описание А .Г.Сереброва, обладают известным единством, как выполненные во время похода 1796 г. его участниками. Дело ЦГВИА /ф. ВУА, д. 18474, ч. 2, на 69 листах соединяет все эти документы /.

Текст воспроизведен по изданию: История, география и этнография Дагестана XVIII — XIX вв. Архивные материалы. М. Издательство восточной литературы. 1958

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.