КАРТИНА ГРУЗИИ. ОПИСАНИЕ ГОРСКИХ НАРОДОВ ИЗ ПЕРЕПИСКИ А. В. СУВОРОВА. ">
Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БУРНАШЕВ С. Д.

КАРТИНА ГРУЗИИ

ИЛИ

ОПИСАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦАРСТВ КАРТАЛИНСКОГО И КАХЕТИНСКОГО

Сделанное пребывающим при Его Высочестве Царе Карталинском и Кахетинском Ираклии Темуразовиче Полковником и Кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГРУЗИИ

/Сила ее/ Обитающих в Царствах Кахетии, Карталинии, горах Кавказских и в состоящих под зависимостию у Грузинского Царя Адребижанских городах Эривани и Генже с их землями, Грузин, Армян, Греков, Магометан, разных горских народов и Куртов, щиталося в 783 году при вступлении Грузии в ВЫСОЧАЙШЕЕ Всероссийского Престола покровительство 42000 дворов.

/Состояния/ В Грузии у природных Грузин три состояния: духовенство, дворянство и хлебопашцы: первое большою частью из благородных. У Армян дворяне, купцы, ремесленники и хлебопашцы. У Греков: купцы, ремесленники, а большою частию рудокопы, [4] кои содержат и золотые, серебреные и медные заводы Царские. Между Магометанами чиновных роды, (коих поколения в Персии равно как и в Грузии весьма отличны), купцы, ремесленники, и хлебопашцы. Горские народы хлебопашцы, с не большим скотоводством; часть из них бродяги хищные и склонные весьма к войне. Курты народ кочующий.

Скотоводство во всей Грузии по причине всегдашних набегов от Лезгин не велико, конские заводы малы и не стоят примечания.

Хлеба достаточно, а особливо в Казахах и Шамшадылах отменной доброты и свойства: пшена сарачинского изобильно, так же проса, ячменю и кукорузы, ржи и овса вовсе нет; хлопчатой бумаги достаточно, льна не много, сеют только на семена для масла, шелку весьма много, только посредственной доброты.

Руд золотых и серебренных довольно, а особливо медных в великом [5] множестве в горах разделяющих Грузин от Еривани, вырабатываются оные Греками выходящими из Туреции, железа мало и дурно, употребляется там привозное из России покупая оное в пять раз дороже, дороговизна сия происходит от трудного доставления чрез Кавказские горы.

Из золота и серебра мастерства плохи и без искусства, не умеют они смешивать оное с другими металлами, медное изрядно, оловянного нет, стальное посредственно, железные вещи делаются с оловом, есть малые ручные фабрики шелковые и бумажные, последние в великом количестве.

Торги отправляются в Персии и Индии привозимыми из России в не большом количестве товарами, а оттуда получают с караванами шелковые бумажные Персидские и Индейские материи, так же и фарфоровую посуду, большой торг состоит у них с Горскими и Персидскими [6] ближними соседями в их рукоделиях, то есть медною посудою, бумажными полотнами, набивными крашеными и белыми, конскими верховыми уборами, саблями и кинжалами, мелкими железными вещьми, платьем, шапками и обувью: ибо сими надобностьми, почти все Кавказские народы и все соседи пользуются от трудолюбия Армян Тифлийских.

Лавок с красными товарами, рукоделиями и съестными припасами, в Тифлисе до 500.

/Богослужение/ Обряд веры у Грузин Греческой, благочестие в церкви не велико, наружное оказательство набожности являют тщательно, хранение постов безмерно: церкви и монастыри опустошены и в крайнем небрежении, благочиния в них вовсе нет, духовенство имеет довольно власти и не посредственное уважение, голос их в совете Царском внемлем: главное начальство над духовенством имеет Католикос или первенствующий Архиепископ. [7]

Армяне следуют преданию Григорианскому и церкви свои содержат в чистоте и довольно украшены, есть в Тифлисе Армян Католиков до 30 семей, имеют своих патеров из Рима присылаемых. Сии патеры отправляют должность медиков и бывают всегда ближайшими Царскими врачами; они сооружили огромную Католицкую церковь каменную по манеру Европейскому в Тифлисе, но Царем Ираклием преобращена в Греческую, за предприятие ввести Григорианскую ересь в Церковь Грузинскую с согласия с некоторыми знатными духовными Грузинскими.

Греки имеют свои церкви не богатые.

Магометанам отправление веры не возбранно, имеют они в Тифлисе три мечети, из коих каждая состоит в обязательстве с Грузинскими церквами, ручаясь одна за другую в безопасности от разорения при перемене господствующей веры. В последний год пребывания там наших [8] войск дозволено было Магометанам на мечетях верующих своих созывать по их обыкновению.

Курты народ язычники и почти без веры, некоторые следуют Магометанам.

Горские народы Дзердзеки, Хевсуры и Пшавы подвластные Царю закона Греческого.

/Свойство народное/ Положение земли гористое, жителей тамошних делает как и везде в горах людьми более суровыми; по всегдашней связи и обращению их с Персиянами заняли они их обычай, и хотя многие одарены естественно способностию разумения достаточно, не радят однако ж о воспитании и просвещении детей своих от небрежения, а потому и не предвидящи, лживы, не постоянны и корыстолюбивы, многие из благородных лично храбры, деяниев великих отличающих дарования не видно, не имеют привязанности и к ближним своим родственникам, жизнь и пища суровая, обхождения между собою мало, публичных увеселений [9] нет, кроме конского ристания два раза в году и часто палашного бою; обычай свой и жизнь почитают превосходными, к Европейским приметно их отвращение и при всей своей бедности глупо горды.

/Образ правления/ Единовластие, Царская воля не ограничена, законов и учреждений письменных почти нет, властей подчиненных мало, все дела и самое малое зависит от решения Царского, ему единому повинуются с подобострастием, прочим чинам весьма худо.

Царь имеет свой диван или совет, в коем участвуют все его дети, Католикос, Архиереи, учрежденные члены совета Диван Беги называемые и знатные земли, без сего совета Царь имеет обычай ни чего не предпринимать хотя и самовластен. Имеет также особых Министров: Иностранных дел, Государственных доходов, военных распоряжений, кои как все деловые люди всегда из Армян; ибо Грузинские Княжеские фамилии почитают [10] по гордости своей не совместным учить детей своих и простому щету.

Чины воинские, придворные и гражданские большею частию наследственны в фамилиях.

Двор Царской довольно в своем роде узорочен и есть подобие дворов древних Государей в не просвещенных народах.

/Доходы государственные/ С подданных денежные и произведениями земли с хлебопашцев, от серебреных, золотых и медных руд, от таможенных сборов, водоточных и табачных откупов, от городов Генжи и Еривани простиралися щитая и с подарками от соседних ханов до четырех сот тысяч рублей золотом и серебром; но город Тифлис отягчен сверх того особыми налогами; ибо делаются с него поборы по доброй Царской воле не определенные, десятую часть всех доходов исключая горных получает по древнему законоположению Салтхуцес главной Царского двора чиновник. [11]

/Войско/ Войск содержимых на жалованьи нет; десять лет назад как для защищения от всегдашнего хищения Лезгин, утесняющих их под самими стенами городов набирается у них Милиция Мурбига называемая, в 4000 ратников состоящая, кои отправя службу один месяц возвращаются в домы, а на место их поступают другие по очереди со всего Государства. С сею Мурбигой покойной Царевич Леон очистил почти всю землю от наглых граблений горцов, но теперь ни один из сынов Царских не подвизается толь мужественно, а потому и Мурбиги по злоупотреблению чиновников, нигде на защищение дорог, деревень и хлебопашцев не обретается.

Благородные служат все на коне равно и все имущие, воев всякого состояния в бытность нашу собиралось до 6000. Магометан Казахов и Шамшадыл лучших военных людей со времени вступления в покровительство российское не доверяя им Царь по [12] причине возмущения их не призывал. Кабардинцы и Осетинцы служат на войне Царю за жалованье, так же некоторые роды Лезгинские, от коих Царь имеет во уверение верности их заложников. Вооружены они большею частию винтовками, пистолетами за кушаком, подсумком чрез плечо, кинжалом и саблею, и сам Царь вооружен таким образом, беднейшие же из крестьян наряженные на войну, по не имению оружия идут с дубинами.

Артиллерия Грузинская возится на волах, и хотя не весьма сделана правильно и не исправна, страшна однако ж соседам их неприятелям; ибо те оной в поле не имеют; теперь у Царя 12 собственных орудиев вылитых в Тифлисе, порох делают сами, но по не знанию пропорции крайне плох.

Вышний чин военный называется Сардар, коих три, а именно: в Кахете один из Князей Чалакаевых, в Карталинии два, один [13] в верхней Иверии из Князей Амилафаровых, другой в Сомхитах из Князей Орбельяновых, сии чины наследственны в фамилиях, Католикос имеет своего Сардара, Генералы от крыл правого и левого, начальник над Артиллериею Топши баша называемый: Адъютанты Царские старшие и младшие, бибмаши или тысячники, пятисотники и сотники, есаулы, и знаменщики, и хотя все сии чины существуют; не бывают ни когда при своих местах, но всегда толпятся в походе при Царе. Подчиненные их на походе бродят по своей воле и становятся без всякого порядка. Стан их подобен съезду на торжище крестьян, передовых отрядов и отводных караулов не имеют; а от того нет такой ночи, что б лошадей, а иногда и людей не похищали неприятели из среди лагеря, равно и они у неприятелей своих тож делают. Провиант не приготовляется, каждой идущий на войну берет с собою сколько может, а от того часто [14] претерпевают голод, иногда бывает подвоз из Тифлиса; но редко, и по тому на походе берут хлеб и прочее для пропитания из селениев без разбора и без назначения; не достаток в продовольствии бывает не избежною причиною, что Царь не может войско свое содержать долго в поле; строгости воинской и подчинения вовсе нет, а по тому собственным землям пребывание и поход войск от наглости крайне разорителен, добыча и грабление есть единое награждение всем в войсках сущим.

/Крепости/ В Карталинии.

1. Столичной город Тифлис обнесен кирпичными стенами с башнями без рва , не весьма в оборонительном состоянии; но как не приятели Грузии кроме Турок не имеют Артиллерии, то по многолюдству своему и безопасен.

2. Гори при впадении реки Лиахвы в Куру реку хотя и укреплен по [15] древнему манеру, но по положению своему не токмо тамошними народами, но и Европейцами с трудом взят быть может.

3. Мцхета укрепленный стенами и башнями монастырь, в коем коронуются издревле Грузинские Цари лежит над рекою Куре при впадении в нее реки Арагу.

4. Ананур крепость древнего манера с башнями лежащая на реке Арагу по дороге при выходе из гор Кавказских в Грузии от стороны России.

5. Горисцихе крепость по старому манеру с башнями весьма древней при вершине реки Терека в средине гор Кавказских мимо коей и дорога из России в Грузию проложена нашими войсками, местоположение весьма крепкое, и на случай прохода туда корпуса, способно иметь магазейн.

6. Сурам не большой замок близ границы Турецкой и Имеретии построенной на камне, по малости своей большого гарнизона не вмещает и сильной атаки противиться не может. [16]

В Кахети.

7. Главной город Телав неукрепленной.

8. В Кизиках Сигнаг весьма великое пространство обнесенное каменными стенами, в которой во время сильного нашествия неприятельского все окрестные поселяне со всем своим имуществом и скотом вмещаются. В прочем во всей Грузии монастыри и все почти деревни, кои состоят из землянок имеют каменные заики, в которых сохраняются от набегов неприятелей.

/Владеющий дом/ Царь Ираклий Темуразович Багратион происхождение свое имеет по преданиям их от колена Пророка и Царя Давида Иудейского, и считает предков своих более тысячи лет на Престоле Грузинском, муж не посредственного ума, редко терпеливой и набожной беспримерно, не взирая на 70 летнюю свою старость при отправлении ежедневно и не преложно трех раз Божией службы и особенной [17] в кабинете своем двучасовой молитвы, от коей ни какое происшествие отвлечь его не сильно, удивительно деятелен, бдит во всю нощь до утра отправляя сам дела своего Государства, спит мало, днем дает аудиенции Послам приезжающим от Персидских владетельных Ханов и от Горских народов. Производит суд своим подданным, даже и в самых малых распрях, сведущ из опытов в политических обычаях Азиатических быв весьма долгое время в великой доверенности у Шах-Надира во всех с ним в Индии походах; ни к чему однако ж так не стремится как преобразовать народ свой по Европейски. Супруга Его Царица Дария Георгиевна из дому Мингрельских Дадианов из фамилии Князей Чекуани, в первых летах супружества своего не имела она ни какого влияния в дела Государственные и мало знаема подданными бывши по обычаю ими не видима; но когда Царевичи дети ее возмужать начинали и Царевны поступили в супружество за вельмож из первых и [18] сильных фамилий, начала она участвовать в советах Царских и столь сильною сделалась (как обыкновенно во всей Персии во владетельных домах чем более имеет жена у себя детей взрослых, тем сильнее становится; ибо каждой сын и зять имеет своих к себе приверженных и составляет партию:) так что ныне все делается с ее соглашения, да и сам Царь по долговременному с нею сожитию имеет к ней не ограниченную доверенность.

Наследник старший сын Царя Ираклия рожденной от второй супруги, пасынок ныне здравствующей Царицы Георгий Царевич из всех сынов Царских имеет более нравственных доброт, весьма сведущ в Священном писании, и крайне набожен, а по тому и окружен духовными, не имеет в прочем ни каких познаний в науках по непросвещению страны той, тяжел к военным подвигам, миролюбив и склонен к благоустройству: по неимению в Грузии достаточно изданных законов, надежно [19] что он в будущее Царствование свое издаст полезные учреждении, не любим будучи Царицею мачихою своею уклоняется участвовать в делах Царства по их образу правления, разве особливо призван бывает от Царя единого вида ради. Имеет многочисленную от первой супруги фамилию, из коих старший сын его Князь Давид 20 лет при свойстве чрезмерно яром являет великую быстроту ума, особую смелость и охоту к войне и крайнее желание познать Европейскую военную науку.

/Состояние  политическое, прежде вхождения в покровительство России/ Владение Царя Ираклия составляют два Царства, Карталинское и Кахетское, последним владеет он наследственно по смерти родителя его прежде Царя Темураза скончавшегося в Астрахани на возвратном пути из России. На Царство Карталийское возведен он Шахом-Надиром по завоевании им от Турок. Царь Вахтанг владеющий тогда не возмогши противостоять Турецким силам удалился тогда со всею своею фамилиею [20] в Россию, коего наследники и ныне во оной существуют. Таким образом соединились оба Царства во едино. Царь Ираклий сделавшись владетелем оных имел счастливые успехи не только против Персиан, кои по смерти Шах-Надира были в междоусобии и разделялись на разные Ханства, но и против Турок, от которых Кайнарджским миром поставлен в спокойствии, Персианам своим соседам сделался страшен присоединя от них ко владению своему два Ханства Генжу и Еривань; а по том разбивши впадшего в Грузию Аварского Хана предводительствовавшего Горскими народами, постановил с ними союзы, держал от них многих заложников, иным под видом жалованья давал дань, многих призывал к себе на службу, и с ними воевал противу Персиан; не со всеми однако ж многочисленными сими народами имел он поставленной мир. При таковой связи Горские обитатели будучи не зависящи, многие безначальны, вообще же хищны и вероломны [21] не оставляли ни когда частыми впадениями разорять землю, хотя и были всегда поражаемы, не возмогши они нанести конечного разрушения большими скопищами открыто, начали опустошать оную частно и воровски, рассыпавшись по лесам и ущельям, от чего сделались оные Грузинам не приступны, дороги не проходимы, селения опустошены и хлебопашцам на полях не было безопасности, к таковым повсеместным хищениям руководствовали самые Грузинские Князья, кои озлобясь на Царя за собственные же их против его измены убегали в Дагестан, и оттуда собрав бродяг терзали собственное свое отечество. Царевич Леон как выше сказано умалил наглость хищников, разбои однако ж по сведению Лезгинам и малейших проходов, кои показали им сами Грузины, существуют и поныне. Надобно что б возымели они единодушие и любовь к отечеству на искоренение сих злодеев. [22]

Осетинцы и Кабардинцы были всегда дружны с Грузиею и по требованию Царскому служат и ныне ему на войне за деньги.

Со стороны Персии из всех Адребижанских Ханов Ибраим Хан Шушинской имел с Царем не разрывную Дружбу 26 лет, он овладев Генжой, разделял с ним ежегодную дань постановя в городе с обеих сторон правителей.

Нухийской Хан , по малости владения своего не был для Грузии важен никогда; по положению своему при горах Кавказских переменяет он свое поведение, иногда с Лезгинами и Чарцами против Царя, иногда бывает дружен.

Ериванской Гусеин-хан нынешнего отец побежден будучи Царем Ираклием подпал не только в его зависимость, но и в совершенное и вечное подданство, на кое дал он торжественно письменное обязательство и был до самой своей смерти отлично верен Царю. [23]

Прочие Ханы: Тавриской, Урумийской, Хойской, Нахичеванской и другие малые владельцы имели большою частию с Царем всегда согласие, по уважению к его личным подвигам присылали часто нарочитые подарки, и торговля была между их подданных беспрепятственна.

Со стороны Туреции из ближних Пашей Карской всегда сохранял соседственную дружбу не имея ни какой в прочем политической связи.

Ахальцыгской Сулиман Паша наследственно из роду владетельных Князей Грузинской области Самцхе-Атабегской, по завоевании Турками уже 150 лет превращен со всеми его подданными в Магометане, имеет из давнего времени с Грузиею особливую связь и обороты, не взирая на тайную между собою издревле ненависть; ибо Грузинские Цари мнят иметь наследственное право на Княжество Самцхе-Атабегское, а по тому и в титуле своем пишут себя наследственными оного Князьями, после [24] окончания у России с Турками войны, в 774 году доставлял он Царю от Порты подарки привлекая его к ее интересам и обнадеживал оную о добром расположении и приверженности Царской.

/Примечании/ Грузинской Царь может всегда иметь чрез посылаемых монахов конфидентами и в самом Серале нужные сведении посредством пленных там Грузинок.

Имеретинской Царь покойной Соломон с Царем Ираклием имели всегда между собою сильную фамильную вражду; а хотя наружно и примирились деянием веры самым наисвященнейшим как то причащением вместе Святых Таин поднося оные один другому, внутренним однако ж несогласием всегда раздирались принимали обоюдно ближних родственников своих противу их бунтующих, при всем таковом несогласии не отказывали они один другому помощию против общих их неприятелей Магометан. [25]

/Перемена политического состояния в Грузии по случаю привержения ее в покровительство России и по вступлении войск в оную/ По заключении торжественно трактата о принятии Грузии в покровительство ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ВСЕРОССИЙСКОГО, как скоро войски наши вступили в оную все Адербижанские Ханы да и далее в Персии сильно встревожились, не взирая на обнадежание о добром расположении России к их благосостоянию и выгодам, предубедились страхом лишения своей власти, утверждаемы были в мнении сем еще более внушениями Порты оттоманской, которая беспрестанными миссиями и раздачею не малых подарков владельцам старалась наисильнейшим образом возбудить их противу Царя и в том успела: Ибраим Хан Шушинской начал вредить сперва тайно всеми способами хотя и было сие приметно, его работою отпала Генжа от послушания. Ериванской молодой Хан хотя за оказанное не послушание и лишен жизни по Царскому повелению с братьями своими во время звериной ловли, и на место его постановлен [26] малолетной сын Усеин-Хан по матери своей Христианке из Тифлиса преданной Царю: но крамолы там от Сулиман Паши беспрестанно во всегдашней деятельности, подать Царю под разными предлогами не платится и Еривань стоит на последней черте отпадения от власти Царской. Татарские народы под владением Царским Казахи, Шамшадилы и Шахморы лучшие военные и богатые люди, оставя тучные свои земли ушли в области Шушинского Хана и теперь служат у него противу Царя.

Порта не находя Адребижанских ханов сильными вытеснить наши оттуда войски, простерла наущения свои в хищной и алчной корысти Дагестан, средством денег и обнадеживанием действовать союзно от стороны Ахальцыхе, убедила Аварского Ума-хана набрав возможную силу Горцов идти явною войною на Царя. Сулеман Паша действительно был в намерении от стороны своей сделать удар единовременно с Ума-ханом, [27] сего не трудно было знать, ибо еще весною того ж году послал он открыто Турецких войск вместе с Лезгинами в числе 4000 разоришь верхнюю Иверию, которые не чаянным своим нападением ворвавшись пленили более 600 поселян; но на обратном пути стоящею в Сураме нашею егерскою командою побиты на голову, и все пленные освобождены: чрез месяц послал он отборных своих людей 3000 отмстить нашим егерям; но и оне имели равную участь. Между тем Ума-хан собрав разных Горских народов до 11000 пришел на реку Алазань и соединившись тут с Чарцами и Белоканцами не примиримыми врагами с Грузиею, был он силен до 20000. Царь опасаясь нападения от стороны Ахальцыха не смел обложить Карталинии набором войск: в Кахетии удержан он ближними своими защищаться в местах тесных. Казахов, Шамшадыл и прочих магометанских народов своих подданных [28] имел основательную причину не созывать, ибо известно было о их возмущении, никакие убеждения мои яко начальника Российских войск не могли подвигнуть Царя приехать в Кизики к войскам нашим и атаковать не приятеля на переправе реки Алазани; ибо опасался он нещастия и вместе с оным разорения конечного. Ума-хан переправившись с отборными и доброконными людьми в числе 11000 не осмелился однако ж атаковать наши баталионы; но пробежав ночью плоские в Грузии места сокрылся в ущелья гор лежащих при границах Турецких, сорвал там серебренной завод. Царь собрав несколько войск преследовал его с нашими баталионами, но тот не хотел в бой вступить и ушел в Ахальцых. Сулиман Паша не тронулся с места, ибо получил запрещение от своего двора отнюдь не действовать явно до времени. Царь примирился с Ума-Ханом по настоящим тогда обстоятельствам требующим в Грузии спокойствия. [29]

/Причины побудившие царя войти под покровительствующую власть России/ Из давнего времени Грузинские бывшие Цари всегда искали по единоверию помощи и покровительства Всероссийских Великих Государей будучи порабощаемы Магометанами, но нельзя определительно сказать, что б восхотели они быть в известной зависимости; нынешней же их приверженности из главных побудительных причин следующая: природные наследники Царства Карталиского, на которое возведен Царь Ираклий Шах Надиром, суть потомки Царя Вахтанга, бежавшего в Россию при завоевании Турками Грузии; Князь Александр, сын Бакара Царевича, внук Царя Вахтанга по сношению с Карталинцами не довольными Царем Ираклием и уверению о возможности быть царем удалился из России с намерением войти в наследие отеческого престола. Он явился у Царя Соломона Имеретинского, дабы ближе быть со своими единомышленниками и старался подвигнуть его по тогдашней между обеими Царями вражде фамильной подать ему помочь, в чем [30] однако ж не успел, оттуда ушел он к Ахальцыхскому Паше, и старался побудить к тому соседних Персидских ханов. Царь имел основательные причины крайне опасаться слелствиев нещастных; ибо Карталинцы его не любят, по причине что он во всяком случае дает преимущество и выгоды наследственным своим подданным Кахетинцам. Царица имев особливое виды в рассуждении своих детей, склонилась по той же опасности на постановление с Россиею трактата (и хотя заключен он по общему всего Царства чинов и ее самой согласию; не оставляет однако ж ныне при всяком случае упрекать Царю, поставляя оной виною разорения земли;) Князья участвующие в совете имеющие разум не один день исщисляли свои личные выгоды, побуждаемы к тому люблением корысти, поелику не имеют они понятия о других преимуществах, без изъятия все мечтали себе, что золото и сребро излиется им без всяких их заслуг. [31]

/Состояние могущее быть с Грузией по выходу из нее наших войск/ Все Адребижанские Ханы по плохости своей хотя бы и соединенными силами, чего быть не может в рассуждении их не стройства и не единомыслия, не в состоянии нанесши сильного вреда Царю Ираклию, да и самые Дагестанские силы не страшны, естьли порта Оттоманская не почтет конечное разорение Грузии себе надобным, а естьли она и на сие поступить вздумает, Ахальцыгзской Паша не допустит до сего прежде великих и твердых успехов в войне против нас приобретенных, ибо имеет он давно в виду сделаться самовластным. Тайное его условие с Царем о ходатайствовании за него у Российского престола, в случае наших завоеваний, подает причину делать таковое заключение.

Дагестанцов не трудно удержать от неприятельских действиев противу Грузии, и не большими деньгами, а сим способом Царь привлеча их в службу свою может не только легко [32] управиться с Адребижанцами, но утвердить по прежнему Генжу и Еривань.

Политическое состояние Имеретии.

Покойной Царь Соломон по отличной храбрости своей и особливой способности управлять своим народом, бывши Государем в своей земли редким имел горячее желание войтить в покровительство Всероссийского престола. Единое о России слово производило в нем некое особливое чувствование, и самым последним чинам нашим приезжающим в Имеретию оказывал он безмерное уважение. Оттоманской порты хотя он был всегда противником, с Сулеман-Пашею однако ж имел он тесную связь, и был ему по древнему обыкновению усыновлен. Последняя его не удачная экспедиция против Очаров Турецких подданных произведенная по согласию с Сулеман Пашею воспричинствовала его кончину, и по ней всю расстройку [33] и беспокойства междуусобные в Имеретии.

Не согласие его с Царем Ираклием произошло по причине не послушного сына его Царевича Александра человека нрава зверского и брата его родного Царевича Арчила зятя Царя Ираклия такого ж свойства, ушедших из Имеретии и принятых в Тифлисе, как они всегда обыкли принимать под защиту обоюдно, бунтующих князей, как и ныне владеющий Царь Давыд ушед оттуда имел убежище свое в Тифлисе. Царь Соломон равным образом принял бежавшего из Грузии сына Князя Эристава обвиняемого в бунте против Царя Ираклия и женил на своей дочери, и многих других не доброхотствующих Князей, из того следовали с обеих сторон разные не удовольствия, и хотя примирился он как выше сказано после смерти сына своего и брата, внутреннее не согласие однако ж существовало до 783 года. Нынешней Царь Давыд брат двоюродной Царя [34] Соломона жил в бедности и сын родного брата Царя Соломона Арчила рожденной от дочери Царя Ираклия. Давыд и с матерью своею Царевною лишены были наследных деревень в Имеретии, по доверенности ко мне на конец соглашенось с обеих сторон; внук Царя Ираклия молодой Князь Давыд принят был Царем Соломоном вместо сына и наследника, брат двоюродной ныне владеющей Царь Давыд возвращен в Имеретию, и отданы деревни; со стороны Царя Ираклия дано несколько деревень Князю Эристову, лишенному всего его знаменитого в Грузии имения.

Скоропостижная кончина Царя Соломона поставила в недоумение первейших людей во избрании нового Царя. Князь Церетели зять ныне владеющего Царя, уважаемой между своими, льстя себя по близкости родства будущими преимуществами, и пользуясь унынием других о смерти покойного Царя, провозгласил Царем шурина своего [35] Князя Давыда к предосуждению законного наследника племянника родного Царя Соломона, и сим самым посадил корень вражды и междуусобия долженствующего кончится рано или поздно смертию одного из них. Князь Церетели ошибся в своих предположениях; бежавшие от Царя Ираклия Князь Эристов, зять Царя Соломона дядя родной Царице супруге Царя Давыда, вместе с бежавшим же Грузином поповичем Висарионом, овладели Царскою волею; ибо Царь Давыд человек молодой без воспитания и просвещения, расположения однако ж и сердца весьма доброго и персонально отличной храбрости. Князь Еристав управляющей его волею во отмщение Царю Ираклию за отнятие у его отца деревень и всего имения, не допустил Царя Давыда удовольствовать внука Царя Ираклия Князя Давыда отцовскими деревнями и наградить Князя Церетеля за оказанную им Царю услугу избранием его предпочтительно прямому наследнику [36] желаемыми крепостьми и деревнями: сей поступок принудил молодого Князя внешней искать помощи; Царь Ираклий дед его по представлению моему не восприял другого участия в сем деле как только просьбы и совета Царю Давыду, отказав внуку своему во всякой помощи прямой и посторонней могущей произвести междуусобие; Князь Церетели обманувшийся в своей надежде прилепился к молодому Князю Давыду вместе с князьями Цулукитзе уважаемыми и сильными в народе, лишенными также своих достоинств и властей , не смотря на увещание Царя Ираклия и сильные мои убеждения, произвели междоусобие, кинулись они к Сулеман Паше, от коего посланные Лезгины и Турки им на помощь Царем Давыдом на голову побиты, все деревни без изъятия у них отняты; остались они осажденными в неприступной крепости, из коей Князь Давыд ушел тайно в Ахальцых и был там до нынешнего времени, перед отъездом же моим из [37] Грузии отпущен он от Сулемана Паши в Имеретию, не известно мне по короткости времени с каким намерением, надеяться однако ж не можно что б они ужились спокойно.

Дадьян Мингрельской из фамилии весьма не знатных Князей Имеретинских Чекуани, владелец феодальной, так как и Гуриель долженствующий признавать власть Имеретинского Царя, человек хитрой и вероломной, не упустил случая в смутном нынешнем состоянии Имеретии воспользоваться утвердив себя со всем самовластным, чем при Царе Соломоне сделаться не мог. Царю Давыду нужна была его помощь; он уступил ему многие земли своего владения, Дадьян получа оные отклонился от Царя Давыда, и естьли Царь Давыд и утвердится во владении победою ли противоборствующих Князей или с ними примирением по их древним обычаям, [38] с Царем Ираклием не будет у них ни когда истинного согласия, покуда не возвратятся деревни Князю Ериставу деду родному Царице Имеретинской, чего Царь Ираклий сделать не может, ибо розданы оне Царевичам его детям.

Текст воспроизведен по изданию: Картина Грузии, или описание политического состояния царств Карталинского и Кахетинского, сделанное пребывающим при его высочестве царе Карталинском и Кахетинском Ираклии Темуразовиче полковником кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786. Курск. 1793

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.