Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ПОСОЛЬСТВА ДВОРЯНИНА НИКИФОРА ТОЛОЧАНОВА И ДЬЯКА АЛЕКСЕЯ ИЕВЛЕВА В ИМЕРЕТИЮ К ЦАРЮ — ТЕЙМУРАЗУ КАХЕТИНСКОМУ

Статейный список Никифора Толочанова о переговорах с царем Теймуразом. 1650 г. 22 мая — 1651 г. 9 октября

Лета 7158 году маия в 22 день г. ц. и в. к. А. М. в. Р. велел Микифору Матвеевичю Толочанову да дьяку Олексею Иевлеву итти в посланниках в меретинскую землю к грузинскому [178] Теймуразу царю с своим государевым жалованьем и для иных своих государевых [ ] дел. А с ними посланы для тех государевых дел греческой переводчик Иван Боярчиков, да подъячей Иван Мартынов, да талмач Лаврентей Пиро(гов), да собольщик Олешка Назарьев. Да с ними ж отпущены грузинские послы князь Иван да архимарит Пахомей. А что с (ними с) Микифором и дьяком Олексеем Иевлевым) от г. ц. и в. к. (А) М. в. Р. к гр(узинскому) Теймуразу царю и царице, и ко властем, и к бл(ижним) ево людем жалованья соболей, и тому дана роспись. А велено итти с Москвы с грузинскими послы вместе в судах на Коломну, да на Переславль Резанской, да на Касимов, да на Муром, да на Нижней Новгород, да в Казань, да в Астарахань; а из Астарахани ехать на Терек, а с Терека на меретинскую землю.

И посланники Микифор Толочанов да дьяк Олексей Иевлев были у г. ц. и в. к. А. М. в. Р. у руки маия в 22 день, а с Москвы пошли с грузинскими послы июня в 10 день. И не доезжая Коломны, под селом Берсеневым, грузинских послов нанесло струги на карши, и на каршах струги их по(из)ломало. И посланники велели те струги своим гребцом починить, и шли от села Берсенева с великою нужею. А в те поры, как струги нанесло на карши, у грузинского посла у князь Ивана со струга утонул ямской наемшик гребец.

А на Коломну пришли июня в 14 день. И того же числа приходили на струги к посланником к Микифору Толочанову да к дьяку Олексею Иевлеву грузинские послы князь Иван да архимарит Пахомий и говорили, что над ними учинился гр(ех), струги их нанесло на карши и проломало, и они ехали до Коломны с страхованьем; и чтоб им государевым посланником послать на Коломну к воеводе, чтоб он тот их струг велел переменить; а дале Коломны в том струге ехать им не мочно.

И посланник Микифор и дьяк Олексей грузинским послом говорили, что они на Коломну к воеводе говорить пошлют с том, чтоб он прислал людей, а велел в их посольских стругах, проломенные места досмотря, починить. А их судов переменить нечем, судов на Коломне никаких нет.

И грузинские послы, быв у посланников, пошли к себе на струги. И того ж часу посылали посланники на Коломну к [179] воеводе к Федору Сулеманову, а велели говорить, чтоб он прислал на посольские струги, в которых отпущены с Москвы грузинские послы, плотников и судовых починщиков.

И воевода Федор Сулеманов в людех, кому струги грузинских послов починить, отказал, что ему без государева указа ни под кем стругов починивать не указано.

И посланники, наняв на Коломне струговых починщиков, под грузинскими послы струги велели починить, и починя, пошли с Коломны того же дня июня в 14 день на вечер.

В Переславль Резанской пришли июня в 14 день, и взяв кормщиков и гребцов, пошли из Переславля того же дни.

В Казань пришли июля в 10 день. И того ж дни Микифор и дьяк Олексей государеву цареву и в. к. А. М. в. Р. грамоту боярину и воеводам Глебу Ивановичю Марозову с товарыщи подали и о своем отпуске говорили, чтоб их и с ними грузинских послов и их посольских людей, дав им подводы и в дорогу грузинским послом с людьми корм по росписи и провожатых, отпустили из Казани в Астарахань не мешкая.

И боярин и воеводы Глеб Иванович с товарыщи дал Микифору Толочанову да дьяку Алексею Иевлеву и грузинским послом суды и гребцов, отпустили из Казани того ж дни, а в провожатых послали дву сотников стрелецких да сто человек стрельцов казанских.

На Саратов пришли августа в 12 день. И с Саратова воевода Василей Фифилатьев послал провожатых и в греблю до, Царицына сто десять человек. А с Царицына до Чернова Яру и с Чернова Яру было до Астрахани по сту по десяти ж человек.

В Астарахань пришли во 159 году сентября в 6 день. А шли с Москвы мешкатно, потому что погоды были все противные, встрешные; итти было никакими мерами не мочно. А приехав в Астарахань, говорили боярину и воеводам князю Ивану Ондреевичю Голицыну с товарыщи, чтоб их и грузинских послов из Астарахани отпустили на Терек тотчас морем и проводить их послали, как к ним о том в государеве грамоте писано.

И боярин и воеводы князь Иван Ондреевич Голицын с товарыщи сказали, что их на Терек отпустят тотчас. И отпустили посланников и грузинских послов из Астарахани на [180] Терек морем в судех сентября в 15 день. Да из Астарахани ж послан с посланники по государеве грамоте астараханской талмач Иван Тезиченок.

Из Астарахани морем шли до Терека пять недель, потому что на море были встрешные погоды великие.

На Терек пришли октября в 10 день. И говорили столником и воеводам князю Михаилу Щетинину с товарищи, чтоб они по государеву указу и по грамоте послали о провожанье к черкасским князьям и мурзам, к Мундар мурзе кабардинскому и к иным мурзам, на которые места им итти, или к кумыцкому шевкалу, хто ныне шевкалом учинен, и к мурзам, на которые места им итти меретинскую землю (в меретинскую землю (?)), что в г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. и м. г. г. и о. послал к грузинскому Теймуразу царю посланников своих Микифора Толочанова да дьяка Олексея Иевлева, и они б шевкал и черкасские мурзы ц-ому в-ву тем службу свою показали, их государевых посланников проводить послали братью свою или детей до меретинские земли или до коих мест пригоже, чтоб им от воровских людей, которые государю не послушны, пройти было безстрашно. Да Микифор же Толочанов и дьяк Олексей Иевлев говорили столником и воеводам князю Михаилу Щетинину с товарищи по государеву указу, чтоб они с ними послали терских стрелцов, которые в меретинской земле бывали и дорогу знают достаточно, человек трех или четырех, которые б из них умели говорить по меретински.

И столники и воеводы князь Михаило Щетинин с товарищи Микифору и дьяку Олексею сказали, что они по государеве грамоте о их провожанье учнут говорить с Муцалом князем, куды б им посланником пройти здорово и безстрашнее.

Да Микифор же и дьяк Олексей говорили грузинским послом, чтоб они с Терка послали к Теймуразу царю с вестью своих верных людей нарочно, скольких человек пригоже, и о том к грузинскому к Теймуразу царю от себя отписали, что они от ц-ого в-ва отпущены, а в. г. е. ц-ое в-во послал к Теймуразу царю посланника своего Микифора Толочанова да дьяка Олексея Иевлева со многим своим государевым жалованьем, и [181] грузинской бы Теймураз царь велел их стретить где пригоже к подводы под государское жалованье, что к нему ц-е в-во с ними шлет казны, и под них ц-ого в-ва посланников, и подо всех государевых людей, на чем им ехать, прислали. И грузинские послы Микифору и дьяку Олексею говорили, чтоб им итти с Терка не мешкая, чтоб горы снегами не закинуло. А как они с Терка пойдут, и они с дороги наперед себя людей своих пошлют с вестью. А будет им с Терка послати людей и дожидатца на Терке, и в том де будет мешкота и зимовать будет на Терке. И Микифор и дьяк Олексей грузинским послом говорили, что им по государеву указу, не дождався вести от Теймураза царя, с Терека итти не велено. И они б послы послали людей своих, а они Микифор и дьяк Олексей от себя пошлют талмача.

И послы, говоря много, чтоб ехать без обсылки, а гонцов послать с дороги.

И Микифор и дьяк Олексей говорили столником и воеводам князю Михаилу Щетинину с товарищи, что они Микифор да дьяк Олексей посылают от себя в меретинскую землю с вестию толмача, а грузинские послы посылают человека своево; и они б стольники и воеводы тому толмачю и посолскому человеку дали подводы и провожатых против прежнева.

И столники и воеводы Михаило Щетинин с товарищи Микифору и дьяку Олексею сказали, что они велят сыскать прежние отпуски, и будет наперед сего провожатые и подводы таким гонцом даваны, и у них де провожатые и подводы готовы.

Октября в 19 день приезжал к посланником к Микифору и к дьяку Олексею грузинской посол князь Иван а говорил: приехал де на Терек от государя его Теймураза царя черкашенин Загар, Мундаровы Кабарды уздень, и они б посланники его роспросили.

И посланники того черкашенина Загара спрашивали, где ныне грузинской Теймураз царь, и на которые места он из грузинские земли ехал, и в сколко дней он до Терека поспел.

И черкашенин Загар посланником сказал: был де он у Теймураза царя в меретинской земле тому ныне с месяц, и грузинской де Теймураз царь послал ево на Терек проведать про послов своих, живы ли они или нет. И он де ехал от [182] себя из Мундаровы Кабарды до Терека шесть дней. А Теймураз-царь живет ныне у зятя своего у меретинского царя Александра, и даден ему город особной.

Да тот же черкашенин сказал: нынешнего де лета присылал кизылбаской Аббас шах к Теймуразу царю послов своих с тем, что хощет он шах Аббас городы ему Теймуразу царю отдать и землю ево очистить, и хана, которой от него посажен, свесть.

А Аббас де шах ныне бьетца с индийским царем и взял у него город Кандагар.

Октября в 24 день столники и воеводы князь Михаило Щетинин с товарыщи присылали к посланником под толмача да грузинских послов под человека две подводы да трех человек провожатых терских стрелцов.

И посланники велели, те подводы взяв, отвести к грузинским послом, а велели им говорить, что они посланники толмача своего отпускают сегодня октября в 24 день, а они б по тому ж людей своих отпустили с тем толмачом.

И отпустили посланники астараханского толмача Ивана Тезиченка и грузинских послов человека с провожатыми с терскими стрелцы с Терка того ж дни; да с ними ж поехал до Мундаровой кабарды черкашенин Загар, которой приезжал, от Теймураза царя к послом ево на Терек.

Генваря в 21 день приехал к посланником на Терек астараханской толмач Иван Тезиченок, которой послан в Грузи, а в роспросе посланником сказал. Как де он поехал с Терка с грузинскими людми, и ехал до Мундаровы Кабарды четыре дни на спех. И в Мундарове Кабарде жил пять дней для того, что ездил черкашенин Загар дороги проведывать. А из Мундаровы Кабарды приехали в Арасланбеков кабак, ехали до того кабака день. А от Арасланбекова кабака ехали до Зозоруки день. А от Зозоруки до Болхар ехали полтара дни и жили в Болхарех два дни. А из Болхар пошли горами и шли день, и лошеди их попадали, потому что снега велики. И перешод горы, ночевали, и ночевав, пришли в деревню к Буге; от гор шли пеши день и у Буги жили день, отдыхали. И от Буги шли полтретья дни до Констянтиновой деревни меретинского царя человека и тут жили шесть дней. [183]

А от Костянтина поехали и ехали до города Кутатиса, где Александр царь живет, три дни. А как приехали в город, и ево де Ивана поставили на посаде, у архиепискупа в монастыре и жил в монастыре неделю. И после того ево Ивана позвали в город к Теймуразу царю, а Теймураз царь в те поры был в соборной церкве у обедни. И Теймураз де царь звал ево к руке, и он у руки был. И спрашивал Теймураз царь про твое государево царево и в. к. А. М. в Р. многолетное здоровье. И он де Иван про твое государево царево и в. к. А. М. в Р. многолетнее здоровье Теймуразу царю сказал. И Теймураз де царь спрашивал ево, где ныне государевы послы. И он де Иван сказал, что государевые послы на Терке, и от них де Теймуразу царю челобитье правил. И Теймураз царь отпустил ево на подворье и прислал к нему корм, рыбу, и лепешки, и виноград. И после того, две недели спустя, отпустил ево Ивана из Меретии на Терек. А с ним послал Теймураз царь человека своего, столника Юрья. И ехали оне из Меретии до Болхар десят дней, потому что снеги велики. И от Болхар, перешодчи гору, ночевали и приехали к Зозоруке и жили три дни. А от Зозоруки ехали день до Арасланбека. А от Арасланбека ехали день до Мундара и жили у Мундара двадцать ден. А от Мундара ехали до Терка двенадцать ден.

И генваря в 22 день прислал грузинский посол князь Иван Григорьев с товарищи к посланником обвестить: приехал от государя ево от царя Теймураза к вам навстречю столник его Юрья Зурам Бидичин с листом, и чтоб вам посланником с ними видетца или принять. И посланники приказали им быть к себе на съезжей двор того ж числа. И посол грузинской князь Иван с товарыщи, и столник, которой приехал от царя Теймураза, с ним же, приехал. И как приехали на двор и вошли в избу, и столник Юрья Зурам Бидичин, встав, учал говорить. Прислал царь Теймураз к вам ц-ого в-ва к послом меня столника своего, а велел вас спрошать о здоровье и велел вам поклонитися. И посланники на цареве Теймуразове жалованье били челом, а говорили, что божиею милостью и в. г. ц. и А. М. в. Р. жалованьем ехали до Терка дорогою, даст Бог, здорово. И спрошали Юрья про Теймураза царя, а [184] говорили речь Юрью: как господь сохраняет государя твоего царя Теймураза, и как пребывает от неприятелей своих, и в котором государстве теперво. И столник Юрья говорил: как я; поехал от нево царя Теймураза, и он живет у зятя своего у меретинского царя Александра в городе ево в Рачи. И прислал меня, а велел вам послом царь Теймураз обвестить. А что вы послы прислали к нему от себя с вестью талмача, и Теймураз тому обрадовался. Да подал лист Юрья Зурам Бидичин.

И посланники велели тот лист перевести. А в переводе написано, пишет Теймураз царь в листу своем, что им посланником подождать на Терке до весны, покаместа будет путь. А ныне с Терка к нему в Грузи ехать нелзе, потому что горы запали снегом. А как путь будет, и им бы посланником ехать до Алибека и до Айдабула в Болхары. А и он Теймураз царь посланников у Алибека встретит и приимет и проводит до себя чесно. А дале де того ему против государевы казны и их посланников встретить ехать не уметь, потому что не ево владенье. И посланники Микифор и дьяк Алексей и грузинские послы и с приезжим азнауром жили на Терке апреля по 15 число. И живутчи, терским воеводам сами говорили и переводчика и талмачей к ним посылали, чтобы они под них посланников и под грузинских послов дали подводы. И терские воеводы в подводах отказали и подвод не дали. И посланники Микифор и дьяк Олексей и грузинские послы лошади, и телеги, и седла покупали на Терке дорогою ценою. А искупя и совсем изготовясь, пошли с Терка апреля 15 день. А в провожатых отпустили терские воеводы сотника стрелецкого Михаила Молчанова, a с ним пятдесят человек, да шестдесят человек новокрещенов, да тридцать человек окончен. Да в Терской же город прислал Канбулат Пшимахович Черкасской лутчих своих кабатцких дву человек узденей, Чепана Давыдова да Желегашту, а велел им посланников и грузинских послов проводить до казачьих городков, а из казачьих до Онзоровы Кабарды. А на Мундарову Кабарду не повели, что многие горские люди в сборе, Аристоп сонской с товарищи. И посланники Микифор Толочанов и дьяк Олексей Иевлев с грузинскими послами пришли на Кенмаметеву Кабарду апреля в 25 день

Апреля в 29 день присылал грузинской посол князь Иван Григорьев переводчика Ивана Боярчикова к посланнику [185] Микифору Толочанову говорить, чтоб ево отпустил назад из Онзоровы Кабарды в Мундарову Кабарду к Айдемирю мурзе в гости, а для какова дела, тово мы не ведаем. И посланник ему в том отказал, что ему назад в Мундарову Кабарду ехать не попригожу, потому что подъехали под горы близко меретинскова государства. А се близко ево Мундара живет ему князь Ивану неприятель Аристоп.

Апреля в 30 день, часу в четвертом дни тот князь Иван и игумен Василий, стакався с Мундаровым сыном с Айдемирем мурзою и с ево уздени, переседлали лошади свои, и вьюки на лошади навьюча, хотели из Онзоровы Кабарды ехать в Мундарову Кабарду. И посланник Микифор Толочанов им говорить князь Ивану Григорьеву и игуменй Василью послал сотника стрелецкого Михаила Молчанова да переводчика Ивана Боярчикова, что они из Онзоровы Кабарды не ездили, потому что она, Мундарова Кабарда, стала назади днишках в дву и болше. Да тут же близко Мундаровой Кабарды ведомой им неприятель Аристоп сонской владелец. И они, не послушев, седчи на лошади, хотели ехать, А Михаилу Молчанову да переводчику Ивану Боярчикову оне в том отказали: Мы де люди волные, куды хотим, туды и едим. А кому де нас унеть? Хотя де и Теймураз царь, и меня де не неволит. И Михайло Молчанов и переводчик Иван Боярчиков посланнику Микифору Толочанову те их речи сказали. И посланник Микифор, вышедчи, учал сам им говорить, что вы делаете не гораздо, не против государева указу, своим самовольством. И князь Иван да игумен ему посланнику отказали и почели говорить невежеством: Мы де люди волные, а вас де не слушаем.

И посланник Микифор Толочанов указал; государевым людем стрелцом стоять у ворот в Онзоровой Кабарде на дворе у Зозоруки, где у нас были станы, чтобы их из кабаков не пропустить против государева указу. И посол князь Иван Григорьев, сваляся с лошади, вынев стрелу, да разволокся из лука, хотел посланника и государевых людей стрелять за то, что ево князь Ивана да игумена против государева указу в Мундарову Кабарду не отпустили. Потому ведомо учинилось, что в сборе под Мундаровою Кабардою Аристоп сонской владелец и с кумыциим со многими людми. [186]

И князь Иван и игумен Василей, седчи на лошади, с Мундаровым сыном Айдимирем выехали из кабаков силою. И посланник Микифор товарыщам их архимариту Пахомью учал являть, что он князь Иван не послушел государева указу, учинился силен и поехал в Мундарову Кабарду. И архимарит Пахомей сказал: вижу де я сам, что он делает не гораздо, не против их государева приказу. И князь Иван поворотил назад в Онзорову Кабарду до Зозоруки.

И того ж числа посланники Микифор Толочанов и дьяк Олексей Иевлев послали из Онзоровы Кабарды в грузинскую землю к Теймуразу царю перед собою с вестью талмача Лаврентья Пирогова, а с ним конного стрелца ондрюшку Филипьева, прозвищем Отешку, да с ними же ево Теймураза царя человек, столник Юрья Зурам Бидичин. А в провожатых с ними поехали до Болхар болхарской владелец Хабим да Бута; а хотели их отпустить из Болхар вскоре в грузинскую землю, не задержав. А в Болхары они приехали из Онзоровы Кабарды на другой день, а в Болхарех они жили два дни. А в грузинскую землю их отпустили на третий день. А лошади они покинули под снежною горою, пошли пеша.

Маия в 10 день посланники Микифор Толочанов да дьяк Олексей Иевлев отпустились из Онзоровы Кабарды в Болхары мая 13 день (А лошади они покинув под снежною горою, пошли пеши маия в 10 день. Посланник Микифор Толочанов да дьяк Олексей Иевлев отпустились из Онзоровы кабарды в Болхары мая в 13 день (?) стат. спис. С.). И государеву соболиную казну поднели на вьюках, а телеги пометали. И шли вьюками межи гор самою нужною дорогою.

И пришли в Болхары маия в 17 день. А провожали из Онзоровы Кабарды посланников Микифора Толочанова и дьяка Олексея Иевлева Зозорука мурза с братьею до Болхар. Да с ними болхарские владельцы Алибек да Чаполов с братьею и с детьми и принели в Болхарех посланников Микифора Толочанова и дьяка Олексея Иевлева и грузинских послов и поставили по свои дворам. А новокрещены и окоченя побежали с дороги назад, учинились силны, а посланников Микифора Толочанова и дьяка Олексея покинули в горах на пустом месте, а до Болхар не проводили. И посланники Микифор и дьяк [187] Алексей шли с великим опасеньем и государеву казну везли на своих лошедех.

Маия в 25 день приходил в Болхары меретинского царя Александра азнаур его Накил да принес лист от царя Теймураза князь Ивану Григорьеву да к архимариту Пахомью, а сказывал речью, что им готовлены де под государеву козну и под посланников под Микифора Толочанова, да под дьяка Олексея Иевлева, и под грузинские послы, и под государевых людей, вместо подвод через горы, пешие люди двести сорок человек в Болхары, потому что лошадми через горы итти нельзя. А с ними де с пешими людми будут четыре человека азнауров. Да он же сказывал, что в меретинском государстве Теймураза царя нет: поехал де Теймураз царь в Дидьяны, а для какова дела поехали, того он не ведает. А талмач де Лаврентей Пирогов царя Теймураза в Меретие не застал же.

Июня в 4 день приехал Теймураз царя азнаур ево к посланником Лавурсап и подал посланником Микифору и дьяку Олексею лист и от Теймураза царя правил посланником челобитье.

Июня в 16 день поехали посланники с старова царева Александрова двора в город в Рачю, что дано царю Теймуразу в кормленье. А в Рачах устроен двор царя Александра, поставлены на площади чердаки дощатые поземные, и в том дворе живет царь Теймураз со всем. А как посланники Микифор и дьяк Алексей приехали в город в Рачи, и поставили их на дворех от царева двора с полверсты. И прислал Теймураз царь к посланнику в приставы азнаура своево Ромазана.

Июля в 18 день присылал царь Теймураз к посланником князь Ивана Григорьева да с ними Ромазана, и говорили, что быть посланником у Теймураза царя на посольстве, и привели лошади. И посланники приказали к Теймуразу царю, чтоб у него в то время, как нам быть послом ц-ого в-ва, ни которых государств послов, ни посланников не было. И Теймураз царь с тем и прислал пристава своево азнаура Ромазана, велел объявить, что не будет никто. А на лошедях узды оправлены золотом, а седла серебром. И посланники Микифор и дьяк Олексей, по присылке Теймураза царя, государеву соболиную казну разобрав сороки по статьям, и роздали нести [188] Теймуразовым людем, а государеву грамоту велели вести перед собою, а сами посланники и государевы люди поехали позади. И как посланник Микифор и дьяк Олексей Иевлев приехали близко чердака и с лошедей осели и пошли к чердаку, и перед чердашными дверьми стояли ево люди, азнаурские дети, человек с тридцать. И как вошли в чердак, и середь чердака стоит жезл о трех яблоках, обложен серебром в чекан, позолочен. А поверх жезла ковчег четвероугольный, золот, по сторонам чеканены всемилостивого Спаса образ на престоле, по сторонам пречистые Богородицы и великомучеников Георгия и Дмитрия; в венцах каменья и земчюги. Поверх ковчега крест золот, а на нем вычеканено роспятие господне, украшен каменьем. А прошед жезл, у чердашные стены против дверей сидел царь Теймураз, а подле царя Теймураза с правую руку сидел внук ево болшой Лавурсаф. А над Теймуразом царем по правую сторону устроен образ пречистые Богородицы Умиление, обложен золотом, украшен каменьем, писан мусиею. А по левую сторону образ пречистые Богородицы Одегитреи; ризы у Богородицы и. у Спаса и поля чеканки на серебре, позолочены. Да промеж Теймураза царя и промеж внука ево стоял жезл с ковчегом и со крестом такой же, что и серед чердака. Да в чердаке ж по сторонам усланы ковры, а под царем послан ковер шелковой болшой, поверх ковра полсть бурматная, поверхь полсти полаз стеган, по лазаревому отласу травы, а на полазе положена подушка болшая, шита золотом и серебром по вишневому отласу. А позадь ево Теймураза царя от стены другая подушка, шита золотом же и серебром по червчатому отласу. А по правую сторону от Теймураза царя и ото внука ево сидели митрополиты, и архиепискупы, и бояре ево, и азнауры. А по левую сторону сидел голгофского монастыря игумен Микифор, и бояре, и азнауры.

А как посланники Микифор и дьяк Олексей к Теймуразу царю пришли, и ему поклонились по обычею. И учал Микифор ц-ого в-ва говорить титлу, и он Теймураз царь встал. И как Микифор, титлу проговоря и от ц-го в-ва поклон справя, поднес Теймуразу царю государеву цареву и в к. А. М. в. Р. грамоту, а говорил речь: в. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. и м. г. г. и о. прислал к тебе Теймуразу царю свою ц-ого в-ва грамоту. И [189] Теймураз царь государеву грамоту приняв, поцеловал в печать и поднел выше головы. И после того спросил о здоровье ц-ого в-ва. И Микифор против наказу ц-ого в-ва о здоровье Теймуразу царю объявил, а говорил речь: как есмя поехали от великого государя своего от е ц-ого в-ва, и божиею милостью в. г. наш ц. и в. к. А. М. в Р. с. и м. г.г. и о. на своих великих и преславных государствах в добром здоровье. И Теймураз царь, услыша про г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. ево ц-ого в-ва про здоровье обрадовался. И после того Микифор против наказу говорил Теймуразу царю речь полную, а после Микифора говорил дьяк Олексей. И изговоря Теймуразу царю речь, ц-ого в-ва жалованье соболи ему Теймуразу царю, и ево царице, и властем, и ближним его людем объявили и против росписи отдали все сполна. И он Теймураз царь государское жалованье соболи принел с болшою радостию и на государеве жалованье бил челом низко, а опрашивал: доселево присылал ц-ое в-во ко мне по двадцати тисеч ефимков, а ныне мне с вами не прислано.

И посланник Микифор Толочанов Теймуразу царю ответ держал: потому к тебе Теймуразу царю ц-ого в-ва государева жалованья ефимков не прислано, что про тебя царя Теймураза великому государю было не ведомо, где ты пребываешь после своего разоренья, как тебя розорил тефлисской хан. И послы твои про тебя Теймураза царя не ведали, покаместа от тебя в Терской город азнауры приехали. А только ево государево жалованье тебе было преж сего, а твоя Теймураза царя правда и служба объявитца, в. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. и тебя и свыше тово ц-ое в-во пожалует.

И посланников позвал к руке. И Микифор и Олексей и все государевы люди у Теймураза царя у руки были.

И приняв государево жалованье соболи, Теймураз царь говорил речь. Видите вы послы ц-ого в-ва, как я розорен топерво от тефлисского хана по шахову веленью, и чтобы ц-ое в-во меня холопа своего пожаловал, велел оборонить. А преже сего ево государевы послы князь Федор Волхонский с товарыщи у меня в Кахети были и всякое строенье, монастыри и церкви видели; а нынеча где были церкви, тут стали мечети. И чтобы ц-ое в-во за дом божий вступился и за меня холопа своего. [190]

И отпустил посланников к себе на подворье и прислал от себя с столом.

Того ж числа в вечерни были у царя Теймураза в ответе. А наперед себя посланники посылали к Теймуразу царю обвестить, чтоб ему принять в ответе против ц-ого в-ва тайных приказов нас наодине, не со многими с верными своими людьми. И приехали к царю Теймуразу к ответу в то ж место, где и на посольстве были. И посланники учали царю Теймуразу говорить.

В. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. и м. г. г. и о. указал нам тебе Теймуразу царю говорить.

В прошлом в 157 году писал ты Теймураз царь к. в. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. к е ц-ому в-ву с послы своими со князем Иваном да архимаритом Пахомием, что хотел ты Теймураз царь послать к в. г. ц. и. в. к. А. М. в. Р. с к е ц-ому в-ву внука своего Миколая со Арсением митрополитом аливердейским. И как уведали о том кизылбашеня, и они на тебя войну всчали и учали государство твое воевать с трех сторон. И тебе было внука своего к в. г. к е ц-ому в-ву за кизылбаскою войною послати нельзя. И как ты Теймураз царь к в. г. ц. к е ц-ому в-ву отпустил послов своих князь Ивана да архимарита Пахомья, и с ними было тебе через горы внука своего послать нельзя, а на Шемаху кизылбашеня не пропускают. А послы твои князь Иван да архимарит Пахомей великому государю е. ц-ому в-ву били челом, будет внук твой Миколай великому государю е. ц-ому в-ву годен, и великий бы государь е. ц-ое в-во пожаловал, велел по него прислать своих людей, и велел взять к себе великому государю к Москве в холопи.

И. в. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. и м. г. г. и о. тебя Теймураза царя пожаловал, внука твоего Миколая великому государю к Москве к себе в холопи взять изволил.

И тебе бы Теймуразу царю к великому государю нашему к е. ц-ому в-ву внука своего Миколая к Москве с нами е. ц-ого в-ва посланники отпустить. И Теймураз царь против того ответу говорил: только я пошлю к ц-ому в-ву внука своего, даст ли государь за него сестру свою? С нами посланники о такове деле от нево великого государя е. ц-ого в-ва не наказано. Такое великое тайное дело, окроме Бога да ево великого [191] государя, кто может ведать. Буде Бог изволит, а ево государская мысль будет, то дело и состоица; а будет не будет воли божией и ево государские мысли, и тому делу как состоятца. Только с нами ево государевы холопи о такове деле не наказано. Только присланы мы холопи от в. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. к тебе Теймуразу царю, а велено нам принять внука твоево Миколая и вести внука твоего к великому государю с береженьем и с честью. И ты царь Теймураз, по своему письму и послов своих челобитью отпущай с нами внука своего, исполняй перед в. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. правду свою.

Учал говорить Теймураз царь: только я внука своего пошлю к государю, а он государь не изводит государства моево Кахети очистить и ратных людей и казны не пришлет; что ж моя и посылка?

Посланники учели говорить. Ратных людей в-ому г-рю ц. и в. к. А. М. в. Р. с. послать к тебе Теймуразу царю нелзя, потому горы снежные высоки, а в ним расселины большие; ратным людем пройти нельзя никакими мерами, ни наряду, ни запасов провести нельзя. А у тебя государство пустое и то за шахом; хотя ратные люди и пройдут, и им будет у тебя с голоду помереть, чем тебе их прокормить. А что ты, царь Теймураз, говоришь о казне, чтоб ц-ое в-во прислал к тебе казны своей государевой, и то дело состоится. Ц-е в-во тебе пожалует, казны к тебе своей государевы пришлет, чево у тебя в уме не вмещалось. Только теперва исполнишь правду свою перед ц-им в-ом, внука своего с нами отпустиш, и ты сам увидешь ево государскую великую милость к себе. Да сверх тово пошлет великий государь великих послов своих говорити к брату своему шах Аббасову в-ву, чтоб отдал по совету и по братству государство твое Кахеть. И будет по совету не отдаст, а ты царь Теймураз таперва правду свою ц-ому в-ву объявишь, внука своего с нами к великому государю отпустишь к Москве, и мы холопи государевы мним то, что изволит великий государь послать рать свою Хвалынским морем на ево шаховы украиные городы и велит против того вдесетеро городов ево разорить. Только ты теперва, царь Теймураз, свершай свою правду пред Богом и перед в. г. н. и в. к. А. М. в. Р. с.

Да нам же указал в. г. ц. и. в. к. А. М. в. Р. с и м. г. г. и [192] о тебе Теймуразу царю говорить о другом твоем внуке Влавурсаке. Будет ты Теймураз царь к великому государю нашему к е ц-ому в-ву и другова внука своего с нами е. ц-ого в-ва посланники отпустить похочешь, и в. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. е. ц-ое в-во тебя Теймураза царя пожаловал и другова внука твоего Влавурсака к себе великому государю к Москве в холопи взяти изволил. А как будет у великого государя нашего у е. ц-ого в-ва внук твой Влавурсак на Москве, и великий государь наш е. ц-ое величество, жалуя тебя Теймураза царя, внуку твоему учинит свое государево жалованье во всем по своему государеву милосердому разсмотрению.

Теймураз царь ответ держал: Влавурсака никому не отдам, мне самому не о ком жить и души моей помянуть.

Посланники речь говорили:

Ты же, царь Теймураз, нам объявил на посольстве, что тебя разорил тефлисской хан Ростоп-хан по шахому велению. И будет тебе царь Теймураз жить в грузинской земле от их раззорения невозможно и не у чево, а похошь и ты, царь Теймураз, к ц-ому в-ву и тебя царь Теймураза нам холопем его государевым указано принять в его государской превысокой милости и с поданными твоими.

Теймураз царь объявил против тех речей: коли будет мое время, тогда и буду к ево государской милости, а топерва еще побыть здесь.

Июля в 19 день приехал из дидьянские земли азнаур Теймураза царя Ромазан, а сказал, что дидьянской царь Леонтей приехал за днище до Кутатиса города, а приехал де для доброва дела, для договору, устрашася ц-ого в-ва имени, чтоб ему помиритца с Александром царем и с Теймуразом. И прислал Леонтей царь с ним азнаура своего для договору. Да он же азнаур Рамазан сказал, приходили донские казаки многие морем струги и турского салтана многие городы разорили, Трепизон и ниже Трепизона к Царюгороду, и много в полон поимали. А сказал он Ромазан, что взято полону болши дву тысеч. Да казаки ж погромили на море тем же походом триддцать каторг и в те каторги казаки, нагрузя животов и ясырь посажав, и пошли назад.

Июля в 22 день были у царя Александра послы у стола, а в то время был у царя Александра за столом Теймураз царь, [193] а с Теймуразом царем были внуча ево царевичь Лаварсак да царевич Миколай. А сидел царь Александр за столом с правую руку. А от него кабы человеку сесть порожнее место было, сидел Теймураз царь, а под ним внучата ево царевичи, царевич Лавурсак да царевич Миколай. А ели они царь Александр и царь Теймураз, и царевичи по розным блюдам. А пониже царевичей сидели за столом посланники. А по правую руку у царя Александра сидели власти: духовник царев митрополит Захарей де епискуп Давид, а под властями сидели бояре ево и азнауры. А по левую сторону под посланники сидел царь Теймураза духовник архимарит греченин Нефед3 с Патма острова, где Иван Богослов евангелье написал, да архимарит Пахомей, а под ним сидели царя Теймураза азнауры.

И как издали в треть стола, и встав цари царь Александр и царь Теймураз и с царевичи с обеими, а к нам прислали думнова своего дьяка Пешенгу, а велели цари объявить послом, что хотят цари пить про государя своего ц. и в. к. А. М. в. Р. с. многолетнее здоровье. И посланники вышли из-за стола вон. И царь Александр и царь Теймураз учели речи говорить: дай Господи государь наш ц. и. в. к. А. М. в. Р. с. здоров был на многие лета, а мы холопи ево государевы и со всеми своими людьми ради него государя своего головы сложить; и покорил бы ему государю все окресные и бусурманские государства, а мы холопи его кроме его в. г. ц. и в. кн. А. М. в. Р. с. иного государя не знаем.

Августа в 5 день приехал из Рачи от царя Теймураза азнаур его Рамазан да архимарит Пахомей, что на Москве был, да греченин старец Феофан, а привезли от царя Теймураза к послом лист, а словесно сказали, что послал де царь Теймураз от себя к царю Александру грамоту, чтоб царь Александр дал лошадей, на чем нам посланником поднятся к нему Теймуразу царю. Да он же Рамазан объявил от Теймураза царя словесно приказ, приказали де вы послы ко мне Теймуразу с князь Иваном Григорьевым, слух де вам дошел, что я Теймураз царь хочю ехать к дадьянскому, а внука своего Миколая хочю покинуть у него дадьянского царя. И вы де меня тем опечаловали, [194] а у меня де тово и на уме нет. Кто де вам такое ссорное слово оказывал? И мы посланники к нему приказали: жили наши люди в Кутатисе и слышали от иноземцов такое слово. И оне к нам тотчас прибежали в Сканду и такое слово сказали. И мы послали с тем словом к нему Теймуразу царю объявить, чтоб он царь Теймураз в правде своей устоял к ц-ому в-ву, о чем он ему ц-ому в-ву был челом.. Да он же Ромазан в то же время сам проговорился: царю де Теймуразу внука своево Миколая к ц-ому в-ву не посылать, покаместа с дадьянским помиритца и Кахеть очистит. И мы ему Рамазану учали говорить против тово: знатное то дело, что царю Теймуразу в правде своей и в кресном целованье не устоять перед ц-им в-ом. В Сканде городе присылал к нам царь Теймураз Георгия Черкесова да князь Ивана Григорьева, а велел нам объявить, что он Теймураз царь к ц-ому в-ву внука своего Миколая посылает. А приедет и успеньеву дни в Кутатис и с царицею, и поставя вас послов перед собою, отдаст вам в руки внука своево Миколая к ц-ому в-ву и совсем вас отпустит. А теперва, по твоему слову, ставитца ево царево переменно. И Рамазан под то слово: авося де будет так и совершитца.

Да того же числа приехал из города из Сканды от царя Александра думной ево дьяк Пешенга, а привез к послом от царя лист. А в листу царь Александр пишет к послом: писал де ко мне царь Теймураз из Рачи, чтобы мне дати вам послам на подъем лошедей и отпустить вас к Теймуразу царю. И я послал к вам думнова своего дьяка Пешенгу, чтоб вам ему собрать лошадей, на чем бы вам поднятца. А буде вы сами послы не поедете к Теймуразу царю, и вы пошлите от себя переводчика.

Августа в 6 день, переговоря посланники межу себя, и послали к Теймуразу царю в Рачю переводчика Ивана Боярчикова, а наказали ему говорить царю Теймуразу об государеве деле, чтоб он царь Теймураз ц-ого в-ва повеленье исполнил и правду свою ему великому государю свершил по своему писму, а послов ево по челобитью к ц-ому в-ву.

Августа в 11 день приехал от Теймураза царя переводчик Иван Боярчиков да терской конной стрелец Ондрюшка Нюнка, что оне посыланы для государева дела к Теймуразу царю в [195] город в Рачи. И переводчик Иван Боярчиков объявил в приезде своем посланникам, будет царь Теймураз после успеньева дни вскоре в город Кутатис. А что о какове деле переводчик Иван Боярчиков посылан к Теймуразу царю, и то написано у посланников себе статьями. Да в той же посылке он Иван Боярчиков был у Олександра царя в городе Сканде, потому что лучилась мимо дорога. И царь Александр приказывал к посланником с ним Иваном, будет де он царь Александр в Кутатис после успеньева дни с три спустя или четыре и совершитца во всем царском повеленье. И вас де посланников и своих послов отпущу к ц-ому в-ву вскоре, а до Теймуразовых мне дел дела нет. Ведаю его обычай, не первое ево дело, а николи свершения не бывало.

Августа в 13 день подал грамоту к посланником российским писмом торговой человек арменин Шешу, а сказал, привез де ту грамотку из Тефлиса человек мой.

А в грамотке пишет из Тефлиса твой государев царев и в. к. А. М. в. Р. иконник Иван Данилов, чтоб ево иконника Ивана Данилова, из неволи откупить или освободить чем. А написал он Иван, за мною де есть твое государево царево и в. в. к. А. М. в Р. великое дело про царя Теймураза и про царя Александра и про их державу.

И посланники говорили втайне тефлисцом торговым людем, которые привозили грамотки, чтоб тово иконника Ивана откупить или освободить какими мерами. И торговые люди тефлисцы посланником объявили, что в нынешнее время никакими обычьи ево откупить ни освободить не умеет, потому Ростоп хан тефлисский бусурман, а жена его называетца християнка, и по ее приказу тот иконник Иван Данилов пишет в церкве стенное письмо за крепкими приставы.

Того же числа подал тот же торговой человек арменин Шешу от нево Ивана иконника три грамотки русским же писмом, а в грамотках, государь пишет о том же деле, что и в первой грамотке пишет.

Да от него же, государь, иконника подан русским письмом ответ боярина князь Ивана Борисовича Черкасского, как был грузинской посол митрополит Микифор нареченной.

Тот же торговый человек арменин Шешу подал от [196] иконника Ивана Данилова рукоделие ево, назнаменован образ Спасов без подписей на бумаги.

Августа в 21 день приехал в Кутатис царь Теймураз с азнаурами своими. А едет в Дидьяны на договор, чтобы дидьянскова помирить с царем Олександром и самому с ним помиритца, и чтоб дадьянской людей ему дал. Теймуразу, что Кахеть очистить. А что у них помирясь с дадьянским, и мы мним доброму делу у них не быть было с нами.

Августа в 22 день приехал царь Теймураз в Кутатис часу в десятом дни. А прислал к посланникам архимарита Пахомья, что на Москве был, да с ним дву человек чернецов гречен для толмачества, а велел посланников спросить о здоровье. А приказал архимариту посланником говорить: сам де я увижуся с вами августа в 23-м числе и обо всем государеве деле с вами переговорю. Да архимарит же сказал, едет царь Теймураз в Дадьяны, а для какова дела, и того не сказал архимарит Пахом ей.

Того же числа был царь Теймураз в Кутатисе и приходил на лобное место и посланников Микифора Толочанова да дьяка Олексея Иевлева к себе на лобное место для государева дела призывал и с ними говорил, а что говорил, и то писано у посланников особными статьями.

Августа в 29 день приехали из Дадьян от царя Теймураза с листом два человека, Теймураза царя азнаур да дадьянскова царя азнаур же. А проехали позно, а в Кутатисе городе не остановились; проехали к царю Александру наскоро, а с чем, проехали, про то неведомо. И дадьянскова гонца царь Александр отпустил назад назавтрей.

160-го году сентября в 1 день переводчик Иван Боярчиков сказывал посланником, что ехал де из Дадьян Теймураза царя старец, что с ним был, греченин, а имя ему Феофан, в Кутатис город, а сказывал мне, что он слышал в Дадьянах, что ходили де крымские и турские люди в Литву восемьдесят тысеч, и их де побили шестьдесят тысеч с головы на голову, а ушло де только двадцать тысеч, что донские казаки взяли Озов город.

Сентября во 2 день приехал царь Теймураз, а с ним духовник царя Александра митрополит Захарей, да думной ево дьяк Пешенга из Дадьян в Кутатис город. А ездил он царь Теймураз с митрополитом Захарьем для миру. И царь Теймураз [197] дадьянскова с Олександром царем не помирили, потому что просил будто дадьянской у Теймураза внука ево, а у Александра царя лутчих людей просил тритцать человек и с землею к своему рубежу. И царь Александр отказал ему, людей своих и земли не дал. Яз с Олександром царем и с тобою помирюсь вековым миром. И Теймураз царь ему дадьянскому внука своего не дал (к своему рубежу. Яз с Олександром царем и с тобою помирюсь вековым миром. И царь Александр отказал ему, людей своих и земли не дал. И Теймураз царь ему дадьянскому внука своего не дал. (?)). А сказывали иноземцы, Теймураз царь дадьянскому внука и давал, и он не взял, потому что услышал дадьянской царь Левонтей, что Александр ц-ому в-ву добил челом в вечное холопство.

Сентября в 3 день приехал от царя Александра к посланником переводчик Иван Боярчиков, а сказывал он посланником, что царь Александр сказал ему, переводчику, последний срок: буду де я в Кутатис город из Сканды города для отпуску государевым посланником и своими послом сентября в 6-м числе. Да он же переводчик сказал посланником, что при мне де Олександр написал от себя письмо ко властем и к азнауром своим ко всем и послал тотчас. А велел им всем съехатца в Кутатис город для исполненья ц-ого в-ва дела и для отпуску посланников. Да он же переводчик посланником сказывал, что говорил мне царь Александр: только царь Теймураз к ц-ому в-ву станет отпущать внука своего, а учнет отговариватца, что отпустить царевича нечем, казны у него нет, и послы бы за тем не расходились яз своею казною подыму и к ц-ому в-ву отпущу, и Теймураз бы царь тем не отговаривался. И царь Александр приказал к посланником с ним же перевотчиком: яз де во всем царское повеленье совершуся и их послов отпущу вскоре и своих послов с ними же отпущу.

Того же числа приходил царь Теймураз в город в Кутатис в нижней, где посланники стояли, для государева дела и с азнаурами своими. И пришед, царь Теймураз сел на место и спрошал посланников о здоровье. И посланники ему челом ударили и под то ево слово говорили речь: здорово ли тебя государя Бог носил в путном шествие. И царь Теймураз посланником сказал: милостию божие царь мне дадьянской был рад, [198] а мир у нас с ним не стался. Прошал у меня внука моево в закладе; и яз де с тобою пущу людей своих, с кем тебе Кахеть очистить. И царь Теймураз ему царю Леонтию дадьянскому отказал: внук де мой отдан ц-ому в-ву на Русь, а тебе мне ево дать в заклад нелзя. И Леонтей царь дадьянской ему отказал: коли ты мне внука своево в закладе не дашь, и мне людей своих тебе дать не умест. Как мои пойдут назад через Александрову землю, и Александр людей моих побьет, потому что Александр царь мне не друг. А нам посланником сказал Теймураз царь, что яз к ц-ому в-ву внука своево не отпущу, потому что внук мой молод. А се и отпустить нечем, человек я разореной. Не на соболя ж мне ево послати; дайте мне казны, на чем поднять, и послы ему учели говорить: что у нас есть, вели, государь, имать, а царское повеленье совершай, о чом ты к нему великому государю писал и послом своим бить челом приказал. А топерва ты царь Теймураз на правде своей не стоишь и ево государскова креснова целованья не исполняешь. О чем ты к нему великому государю посылал бить челом, и ты топерва к нему великому государю того не посылаешь. А в. г. ц. и в. к. А. М. в. Р. с. на милость к тебе Теймуразу царю преклонился для твоего прошенья и послов твоих челобитья нас посланников прислал и велел у тебя принять нам холопем своим, а топерва ты Теймураз царь отказываешь. И тебе будет Теймуразу царю николи уже пред Богом исправитца, а перед великим государем правды своей объявить. А отнимаешься ты, царь Теймураз, скудостью и разореньем, и тебе на подъем мы ево холопи государевы за животы свои не стоим. А будет мало, и Александра царь дает своей казны, служа ему государю и правду объявляя. А ныне мы слишим от здешных меретинских людей от иноземцов, которые приезжают торговые люди из Дадьян и из Гурелей, что ты царь Теймураз отдаешь внука своего дадьянскому князю Леонтью, а унего просишь людей служивых, чем тебе Кахеть очистить. И то, царь Теймураз, дело божие да потом в. г. нашего и в. к. А. М. в. Р. с, кому ты, царь Теймураз, крест целовал. А ожидает великий государь от тебя Теймураза царя правды и совершенья креснова целованья. Как правду свою пред ним великим государем исполнишь, и великий государь пожалует тебя, пришлет к тебе казны, чем тебе людей нанять и государство свое очистить; или [199] к брату своему шах Аббасову величеству пошлет нарочно послов или посланников. И царь Теймураз против тово слова говорил: на чем де я дал слово свое ц-ому в-ву, на том и стою. А топерва яз еду к Александру царю и с ним обо всем переговорю. И встав, Теймураз царь пошел к себе в стан. И на пути учели послы бить челом: пожалуй, нас царь Теймураз, соверши царское повеленье, а нас пожалуй, отпусти покаместа горы снегами не закинуло. И царь Теймураз послом сказал: право вас отпущу вскоре, переговоря с Олександром царем.

Сентября в 7 день приехал в Кутатис город от дадьянскова царя азнаур ево, а гонит к Теймуразу царю двадцать быков в подарках.

Сентября в 8 день приехал в Кутатис царь Теймураз. Сентября в 9 день приходил толмач, которой приставлен у послов, Безина, а сказывал послом, что Теймураз царь слег нарочно, что послов хочет задержать и отпустить ныне не хочет. Сентября в 12 день послали посланники для государева дела к Теймуразу царю переводчика Ивана Боярчикова, и Теймураз царь ему перводчику очей своих видеть не дал. А сказали, что царь Теймураз опочивает.

Того ж числа послали посланники после полден опять переводчика для государева дела к Теймуразу царю, и Теймураз царь опять очей своих видеть не дал. А сказали, что Теймураз царь недомогает.

И того ж числа приехала Теймураза царя из Рачи царица в Кутатис город перед вечернеми.

Сентября в 13 день посылали посланники переводчика Ивана Боярчикова к Теймуразу царю одним днем четырежды, и он ему очей своих видеть не дал, что де царь Теймураз недомогает. А сказывал князь Иван Григорьев да архимарит Пахомей, что были на Москве. А опосле тово приходил от Теймураза царя к государевым посланником князь Иван Григорьев, что был в послах на Москве. А с чем приходил, то написано себе статьями.

Того же числа послал царь Теймураз в Дадьяны трех своих человек азнауров на договор. А что у него договор, и про то сказывал князь Иванов человек Безина Клементию Иевлеву, что послал Теймураз царь к дадьянскому азнауров [200] своих для того токо, буде даст дадьянской рати и сам с ратью подыметца очишать Кахеть, и он ему хочет дадьянскому за то дати внука своево. А токо буде дадьянской не даст ему Теймуразу царю рати, и он Теймураз царь хочет и сам. ехать к ц-ому в-ву с царицею и с царевичи. А сказывал Безина то слово за душею.

Сентября в 14 день посылали посланники перевотчика Ивана Боярчикова к Теймуразу шестья, и Теймураз первотчика Ивана Боярчикова к себе на очи не пустил. А сказал князь Иван Григорьев да архимарит Пахомей, что царь недомогает, а приду с архимаритом яз к послам от Теймураза царя с вестью.

Сентября в 15 день приходил князь Иван Григорьев да архимарит Пахомей к посланником от царя Теймураза, а речь говорил послом: прислал нас царь Теймураз, а велел сказать, что я нынеча внука своего царевича Миколая ко государю не отпущу. Поедьте здорово ко царю к Москве, а письма де с вами никакова не будет от меня ко государю. А отказал князь Иван с отказом от царя Теймураза!

Того ж числа приходили от царя Александра к посланником перед вечернеми азнаур ево, которой приставлен у посланников, Захарей да толмач Безина. А послом они речь говорили Микифору Толочанову да дьяку Олексею Иевлеву, что пошлите к Теймуразу царю перевотчика с последним словом, что он ему скажет; а после того подите с государевыми людьми сами, чтобы вам здесь не зазимовать. А путь последний, покаместа горы снегами не закинуло. А я ц-е в-во вовсе совершил, и подводы у меня под вас послов и пешие люди изготовлены. А которым у меня вас посланников ц-го в-ва двумя азнаурам добрым провожать, и те приехали совсем в Кутатис, Мамука да Юрья Каншов. И посланники перед собою послали к Теймуразу царю перевотчика Ивана Боярчикова, а сами пошли со всеми людьми. И как будет посланники не доходя Теймураза царя двора, и их оставили на мойдане князь Иван да архимарит Пахомей, а сами пошли к царю. И от царя вышед, посланником отказали, что Теймуразу царю не время, потому что недомогает. А царь Александр в те поры прислал к посланником, архиепископа своево Козму. И архиепискуп Козма [201] говорил речь посланником, что прислал меня к вам царь Александр, а велел вам побить челом: поизгодите да завтрея. И посланники пошли во дворы свои, где живут.

Сентября в 16 день прислал царь Александр азнаура своево Захарья, которой пиставлен у посланников, а с ним толмач Безина. А велел царь Александр посланником итти к Теймуразу царю бить челом об отпуске, чтобы вас отпустил, покаместа горы снегами не закинуло. А мне вас держать неуметь: подводы и пешие люди готовы под вас послов совсем.

Того ж числа по приказу царя Александра посланники к Теймуразу царю со всеми людьми пошли а перед собою послали с вестью переводчика Ивана Боярчикова. И как будут посланники не доходя двора, где живет царь Теймураз, и князь Иван да архимарит Пахомей посланников остановили, а сами учели посланником говорить Микифору Толочанову да дьяку Олексею Иевлеву, чтобы вам не покручинитца, что царя Теймуразовых очей видет не мочно, потому что Теймураз царь недомогает. И посланники учели им говорить, что ты нам, князь Иван, отказываешь присланным от ц-го в-ва к Теймуразу царю, а не к тебе. А по государеву указу велено нам посланником принять у Теймураза царя внука ево царевича Миколая по Теймуразову писму, а по твоему князь Иванову челобитью ко государю. И от ц-го в-ва писано к нему Теймуразу царю нас посланников не велено час удержать, отпустить не задержав, а теперь путь последний. А как он царь Теймураз и приехал в Кутатис город, и он нас хотел отпустить, а топерва две недели очей своих видет не дает. Да и пошли посланники к себе водводы (во дворы (?)). И князь Иван посланников поостановил и ходил к Теймуразу царю. Да вышел от Теймураза царя, и послов царь взял на очи. И учали посланники Теймуразу царю говорить, чтобы он царь Теймураз ц-е в-во совершил и внука своего нам на руки отдал. И он Теймураз царь учал говорить посланником, что подождите недели с две а се у меня нет и даров. И посланники ему Теймуразу царю сказали: нас царь Александр совсем отпущает и жить нам не уметь, Ударя челом, да и пошли от него посланники. Да с тем посланники пришедчи, [202] послали к царю Александру известить переводчика Ивана Боярчикова, а с ним ходил талмач Лаврентей Пирогов, что царь Теймураз отказал.

Сентября в 21 день говорили речь посланники игумену Василью да думному дьяку Пешенге к Мамуке и Юрье Каншову: токо царь Александр изволит то слово на себя перевести и даст свою рукою на себя писмо в том, что я де вам посланников на весну ево царя Теймураза внука отдам, и мы станем зимовати за нужу. И игумен Василей да Пешенга и Мамука и Юрья сказали посланникам такову речь: наш царь Александр на себя рукописи не даст в том, а Теймуразова дела на себя не переймет такова большова.

А буде хотя царь Теймураз и напишет рукою своею на себя писмо царю Александру, да и крест ему хотя поцелует в том, что внука своего отпустит к ц-ому в-ву, и царь Олександр ему в том не поверит. Да Пешенга же сказал посланником: пошлите вы к царю Александру бити челом об отпуске, и у царя де нашего все готово, и против государева указу вас держать не хочет.

Да Пешенга же сказал: послал Теймураз царь в Дадьяны трех своих человек азнауров на договор, а для чего послал, про то нам не ведомо. А хотя де вам Теймураз царь такие речи и говорит, что хочет с вами к ц-ому в-ву внука своего отпустить, и он в том своем слове не устоит, а внука своего не отпустит.

Сентября в 30 день приехали из Рачи царица Теймураза царя и сноха и с царевичами с обеими к Теймуразу царю.

Того же числа приехал из Дадьян от дадьянсково царя Леонтия к Теймуразу царю в послах святыя горы игумен Микифор, а по их по-картельски Миколас, да с ним Теймуразовы люди. А для чего ездили Теймуразовы люди на договор, и дадьянской им во всем в том отказал Теймуразу царю.

Октября в 1 день послали посланники к Теймуразу царю переводчика Ивана Боярчикова, да талмачей Лаврентья Пирогова, да Ивана Тезиченка, да стрельца Ондрюшку Нюнку бити челом, чтобы Теймураз царь дал свои очи видеть посланником И как будет переводчик у Теймураза царя, и Теймураз царь взял ево к себе на очи и учал речь говорить, [203] чтобы послы на меня не покручинилися. Тогды яз лежал болен, а ныне мне дал Бог облегченья, и я возьму послов к себе и обо всем переговорю. А чаю, что государево дело все и совершитца. А мне велел к себе подойти поближе: тперь мне говори на ухо. Октября в 2 день посылали посланники к царю Теймуразу переводчика да талмача бить челом, чтобы царь Теймураз дал очи свои видеть посланником, переговорить о царственных тайных делах. И царь Теймураз ему сказал: возму я к себе послов завтра поутру.

Октября в 3 день перед вечернеми, как были у Теймураза царя, и Теймураз царь учал посланником речь говорить: вас нынеча царь Александр отпущает к ц-ому в-ву совсем. А мне нынеча к ц-ому в-ву своего внука послат не уметь, потому что еще молод, только осми лет, а се мне поднять нечем, что разорен совсем. А прежде сего ко мне от ц-ого в-ва присылано по двадцети тысеч ефимков, а ныне ко мне изволил государь прислать одни соболи, а ефимков не прислал. И яз послал в турскую землю в Трапизон продавать тридцать пять сороков соболей, и по се число из Трепизона мои люди не бывали, а еще их сюды ждать недели с две. И вы послы зазимуйте здес, а на весну с вами внука своего к ц-ому в-ву отпущу, да и сам до Терка провожу. И посланники, выслушев его Теймураза царя речь, учели ему Теймуразу царю речь говорить: нам зимовать здесь мимо государева указу нельзя, потому что велено нам к ц-ому в-ву быть вскоре, и тому уже срок прошел. Да и к тебе Теймуразу царю от ц-ого в-ва писано, что нас велено отпустить не задержав. Да послы же ему Теймуразу царю учели говорить: ты нас пожалуй, ныне отпусти на Терек, да дай ты нам писмо своею рукою, что тебе на весну внука своево к ц-ому в-ву отпустить, да поставь нам срок. А мы посланники на себя тебе Теймуразу царю дадим писмо с своими руками, что нам, приехав, на Терке зимовать и про тебя царя и про царевича обиходы готовить, струги и гребцы все изготовить со всем. А пошли ты, Теймураз царь, человека своево с нами на Терек, кому верить, и он сам наше раденье увидит, что мы станем делать. А как ты Теймураз царь поднимешься из меретинские земли, и ты пришли на Терек весть перед собою, и мы тотчас с государевыми ратными людьми тебя Теймураза царя и с [204] обиходами встретим в Болхарех. И Теймураз царь посланником смазал: у маня с вами писма никакова, ни человека не будет. Пошлю яз человека своего после вас ко государю. А теперь внук мой молод, всего осми лет. И посланники ударя челом Теймуразу царю, да и пошли из шатров.

Октября в 7 день прислал царь Теймураз к посланником духовника своего игумена греченина Мефодия да князь Ивана Григорьева. И они к посланником пришедчи учели царевым словом говорить, что мне тапере внука своево послать к ц-ому в-ву, и он еще молод, только осим лет. Приимете ли у меня с собою к ц-ому в-ву моево посла. И посланники им против той речи сказали: для чего нам не принять, посылай, царь Теймураз, своево посла с нами. И они посланником против той речи сказали: нашево посла отпустите наперед себя ко, государю бити челом, чтобы государь пожаловал, прислал казны да ратных своих людей землю мою Кахеть очистить. И посланники против той речи им сказали: исполни, царь Теймураз, ц-ого в-ва повеленья, а по своему писму и по приказу своему, как он послом своим тебе, князь Иван, наказал бити челом, сверши правду, и ц-е в-во изволит прислать казны по своему царскому росмотрению и к брату своему шах Абасову величеству отпишет, чтоб Кахеть ему очистил. А ратных людей послать ему государю к Теймуразу царю в горы нелзя, потому путь нужной, горы снежные, пройтить государевым людем и наряду перевести нелзя, ни запасов. А и пройдут к Теймуразу царю, чем ево государевых людей прокормить, и им будет с голоду помереть. А послу Теймураза царя тако: пошлет, и ему зимовать будет с нами ж на Терке, а наперед себя ево не отпустим ко государю. И духовник ево Теймураза царя и князь Иван посланником сказали ево царевым словом: мне теперече внука своего отпустить с ними послы к ц-ому в-ву, и государь ево примет, а мне казны и ладей ничего не пришлет. Да выговоря те речи, да и пошли к царю Теймуразу. И после (послы (?)) учели им ответ держать: воля е. ц-ого в-ва, для Теймураза царя разоренья казною и пожалует, а людей послать неуметь, потому стала Кахеть за горами, а се в горах расселины великие, пройти ратным людем и наряду провести нелзя. [205]

Того ж числа присылал царь Александр духовника своево митрополита Захарья да думново своево дьяка Пешенгу, а с ними Теймураза царя сафрачей. И учали оне Захарей да Пешенга посланником речь говорить царевым словом: наш царь Александр вам послом велел бить челом честию, а в упрос просить: ныне Теймураз царь к ц-ому в-ву внука своево царевича с вами не отпущает. А вы послы пожалуйте, дайте на себя Теймуразу царю писмо в том, что вам, приехав к ц-ому в-ву, про него худова слова не говорить; и за него бы им говорить государю доброе слово.

И послы выслушев те речи, и учали против той речи им говорить: мы присланы от ц-ого в-ва не для того, чтобы нам на себя крепости давать. Разве толды мы на себя такие крепости дадим, как над нами и нашим мертвым телом с чернилами стоять, толды на нас бери такие крепости. А то мы присланы от ц-ого в-ва по ево ж Теймураза царя писму и по челобитью посла ево князь Иван, что нам велено у Теймураза царя принять внука ево с честью царевича Миколая. Да посланники ж им сказали: коли нынеча Теймураз царь не изготовился, что к ц-ому в-ву внука своево не отпускает, хочет отпустить на весну на Терек, и он Теймураз царь дай нам посланником на себя писмо, что ему на весну на Терек внука своего прислать. И мы ему Теймуразу царю в том на себя дадим писмо ж, что нам на Терке зимовать и дожидатца царевича. А как приедет от Теймураза царя к нам на Терек с вестью, что царевич едет к ц-ому в-ву, и мы тотчас ево с государевыми ратными людми и с обиходами встретим в Болхарех. И оне те речи выслушав, учели посланником говорить: то ваши речи хороши, и вы о том пошлите с нами к обеим царям говорить и государевых людей; а оне тепере цари сидят оба вместе.

И как переводчик будет у царей у обеих, и учал речь говорить Теймуразу царю, что с ним приказывали посланники. И Теймураз царь им сказал: царевич у меня давно отдан к ц-ому в-ву, толко ево не отпущаю, что молод. А пришлю я ево на весну, а писма на себя не дам и сроку не поставлю. А чтобы привели у меня посла моево с собою. Да вынесу евангелье им послом, чтобы оне евангелье да и образ поднесли на том, что им, приедучи к ц-ому в-ву, про меня худова [206] слова не говорить и за меня им замолыть. А чтобы послы ныне ехали к ц-ому в-ву, а на Терке бы не зимовали. И переводчик, ударя челом царю, да и пошел.

А после переводчика прислал Теймураз царь к государевым посланником Пешенгу, да князь Ивана, да старца греченина. И оне Пешенга да князь Иван царевым словам говорили: посла моево примете с собою, а царевича с вами не отпущаю. Да поцелуйте мне крест на том, что про меня худова слова ц-ому в-ву не говорить, а за меня вам заступить. И посланники против той речи учели говорить. Посла мы Теймуразова примем, и честь им будет такова же, что ево послом была князь Ивану да архимариту Пахомью. А нам про Теймураза царя ц-ому в-ву какие худые слова говорить; мы от Теймураза царя никаких худых речей не слыхали. А затееть нельзя не токмо на Теймураза царя, но и на своего брата. За то нас и Бог не помилует. А креста нам не целовать ему Теймуразу царю; целовали мы крест г. ц. и в. к. А. М. в. Р., а ему нам креста не целовать в том. И оне, выслушев те речи, да и поехали к царю.

И поизгодя после того, в полчаса ночи, приехали опять Пешенга да князь Иван и посланником сказали царевым словом: Теймураз царь велел вам сказать: поедте вы послы к ц-ому в-ву, а послов от меня с вами, ни писма никакова к ц-ому в-ву не будет.

Октябрь в 8 день об вечернях прислал царь Теймураз князь Ивана Григорьева с тем, чтобы послы пришли к Теймуразу царю. И посланники тотчас к нему пошли. И как посланники будут у Теймураза царя в шатре, а подле ево меньшей царевич сидит по правую руку, а болшой царевич сидит по левую; а подле ево Теймураза царя духовник ево игумен Мефодей да князь Иван, а там власти ево; а по другую сторону азнауры сидели. И царь Теймураз посланников спросил о здоровье, да после того велел им против себе на скамье сести. И учал царь сам по турски говорить: едете вы к ц-ому в-ву. И посланники против той речи учели говорить тако: цари вы пожалуете, отпустите, и мы поедем. И царь Теймураз учал говорить: вы не дожидаетеся царевича с матерью, а толко вам ждать месяца с три, покаместа мои люди приедут из турские земли из Трепизона. А я их послал с соболями продавать для того, что яз [207] разорен, и скудость меня изнела. А преже сего от ц-ого в-ва мне, опричь соболей, присылал государь по двадцети тысеч ефимков, а ныне мне государь прислать не изволил. И я для того послал продавать соболи, чтобы мне к ц-ому в-ву сноху свою царицу и внука своего царевича отпустить с честью. А то мне ево ныне с вами отпустить, и вы на дороге его ознобите и с голоду уморите, а он еще молод. А людей с царицею и с ним человек со сто. И посланники ему учели говорить: буде ты, царь Теймураз, внука своего к ц-ому в-ву отпустишь с нами против своего письма и по упрошенью, и мы его против государева указу примем с честию и понесем через горы на своих головах, а никакие ему царевичю скудости не будет. А зимовать нам по государеву указу нельзя, потому что у нас такова указу нет. А то, Теймураз царь, тот не холоп, что царскова повеленья не исполняет по государеву указу. И Теймураз царь учел речь говорить: ты, Микифор, и сперва стал не добро делать. Довелся ты то, чтобы тебе в пирожные части изрублену быть. И Микифор против той речи учел говорить: воля нашему государю ц. и в. к. А. М. в. Р., что он государь мне холопу своему укажет, исполняю все его царское повеленье против его государева указу. И после той речи велел Теймураз запечатать лист с треть столпца к ц-ому в-ву своею печатью, что ему государь пожаловал своим жалованьем, прислал соболиную казну. И запечатав царь Теймураз лист к ц-ому в-ву, и учал отдавать сидечи мимо посланника дьяку Олексею. И посланники ему учели говорить: царь Теймураз, не полося (повелося (?)) того, чтоб раб государю своему посылает грамоты или листы к ц-ому в-ву сидечи. Хотя бы так и салтан турской учинил, ин бы и у него не приняли против ево такие гордости. А ты, царь Теймураз, холоп ево государев вешной, а такие неистовые дела делаешь, ко государю своему листы и грамоты подаешь сидечи. И дьяк у него царя Теймураза листа непринял: потому присланы мы оба вместе к тебе Теймуразу царю от ц-ого в-ва с казною. И Теймураз царь учал говорить: возьми ты, Олексей, грамоту к ц-ому в-ву, да вот тебе ж мой посол на руки старец Феофан. А Микифор не мой посол, яз ему грамоты не даю и старца ему я своево не приказываю; возьми ты грамоту, да и [208] старца на свои руки. И дьяк Олексей Иевлев Теймуразу царю сказал: я грамоты у тебя Теймураза царя принять не смею товарыща своево (принять не смею мимо товарища своего (?)). И Микифор дьяку Олексею грамоты у царя принять не велел: пожалуй, Теймураз, грамоту мне в руки, а не Олексею, а мы присланы к тебе царю от ц-ого в-ва оба вместе, а не врознь. Да посланник же Микифор Толочанов учал речь говорить: Теймураз царь, от тебя царя были у ц-ого в-ва послы князь Иван да архимарит Пахомей, и он с тебя, князь Иван, не снимал ничего, а болшой ты был. А теперь ссора вся в тебе. Ты князь Иван, у Зозоруки в Кабарде хотел ты к неприятелю своему к Аристопу. А сам же ты сказывал, что он Аристоп Теймуразу царю недруг и дожидаетца на дороге. И яз тебе учал говорить, что князь Иван воротись, дурно тебе ехать, что от ц-ого в-ва, у нас на руках. И ты меня хотел из лука застрелить. И яз и по се число молчал, а теперь, царь Теймураз, объявляю тебе. И князь Иван учал говорить: ты меня у Зозоруки обесчестил сам же. И Микифор учал говорить: был ты князь Иван, как отъехали от Москвы верст с двадцать, и ты мужика гребца наемщика с судна в воду спихнул шестом. И он и по се число не бывал. И то записано на Коломне, тово ты не ведаешь. И Теймураз царь учел говорить: коли вы у меня и старца не привели, и вы поедте с божиею помочью. И после опять Теймураз царь стал грамоту давать к ц-ому в-ву дьяку Олексею Иевлеву мимо Микифора: возьми ты, Олексей, грамоту и старца приказываю тебе же. Дьяк Олексей ему царю сказал: не смею товарыща принять (не смею мимо товарыща принять (?)), что посланы мы от ц-ого в-ва с ним вместе. И Теймураз царь учел говорить речь: ино ты от меня, Олексей, прочь отстаешь, и яз напишу к ц-ому в-ву и на тебя, а Микифор не мой посол. И дьяк Олексей Иевлев учал говорить: твоя, царь, воля, что ни напишешь на меня к ц-ому в-ву. Коли ты грамоты не принел и старца моево к себе на руки, поедте же здоровы. И посланники учели говорить Теймуразу царю: как ты изволишь нас государевых посланников к руке итти. Хотя на нас свой гнев взложил, а тово, царь Теймураз, не повелось, что нам у руки не быть, да ехать к ц-ому в-ву. И царь Теймураз их посланников к руке пустил, а сам учал говорить, взял [209] болшого царевича за руку а другова царевича меншева за другую руку, и про большова говорить: то мой, а меньшей царевич государев, что отдал государю давно. И посланники у руки Теймураза царя были и у царевичей у обеих, да и перевотчик, а государевы люди не были. Да ударя челом, и пошли из шатров. И как пришли к себе домой в город Кутатис, и за ними тотчас пришел князь Иван и пришетчи, вынел ис-под шубы грамоту за печатью и учал давать Микифору: прислал к тебе Теймураз царь и велел отдать тебе, и отвести бы тое грамоты к ц-ому в-ву. И Микифор учал князь Ивану говорить: ты сам был у ц-ова в-ва и все ты видел, как даютца государевы грамоты. А мы от ц-ого в-ва ево государеву грамоту к Теймуразу царю принесли выше головы своей. А он нам прислал к ц-ому в-ву грамоту с холопем своим, а из своих рук нам не дал. И яз у тебя, князь Иван, не приму грамоты а принес ты согня вчетверо, а даешь ис-под шубы, авось ты и переменил, а даешь грамоту неведомо какую. Толко Теймураз царь даст из своих рук, и яз у него к ц-ому в-ву грамоту приму, а у тебя яз не приму. И он князь Иван оказал: ты не принел, ино старец от царя повезет к ц-ому в-ву царя Александровыми с послами вместе.

Октября в 9 день часу в другом дни прислал царь Теймураз князь Ивана Григорьева по Клементья Иевлева, да по талмачей и по всех государевых людей. А велел царь Теймураз им быть к себе к руке. И Клементей Иевлев пошел с государевыми людьми к Теймуразу царю. И как будет у Теймураза царя в шатре, и оне царю ударили челом. И царь спрошал о здоровье и после велел ему против себе сесть на скамье. А подле ево царя сидят ево царевичи, по правую сидит большой царевич, а по левую руку сидит меншей царевич; и все сидят власти и азнауры. И учал царь речь говорить: посылаю яз к ц-ому в-ву царя с Олександровыми послы своево старца греченина Феофана, а приказываю яз ево отцу твоему Олексею да и тебе. А вы его поберегите до ц-ва в-ва. Да после того жаловал из своих рук вином горячим да и государевым людем вино подносил же: а Бог вынесет к ц-ому в-ву, и яз вам лиха но сделаю. А после велел итти к руке, да взял меншева царевича за руку, а сам Теймураз царь говорил: то не мой царевич, ваш, [210] по тому что отдан давно к ц-ому в-ву. И у руки у Теймураза царя Клементей Иевлев и государевы люди были и у обеих царевичей и после, ударя царю челом, да и пошли из шатров домой.

(Дела грузинские 1650 г. № 2 лл. 1-71).

Текст воспроизведен по изданию: Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг. Тб. Мецниереба. 1970

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.