Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИЗ ИСТОРИИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ В АБХАЗИИ

Публикуемые нами документы относятся к одному из наиболее важных периодов истории Абхазии XIX в.— к периоду крестьянской реформы, осуществленной здесь царизмом через 10 лет после объявления крестьянской реформы в России и через 7 лет после объявления ее в Восточной Грузии. (Крестьянская реформа, как известно, не была осуществлена одновременно во всей Грузии. В Восточной Грузии (в Тифлисской губ.) она была проведена в 1864 г.. в Западной Грузии ее проведение затянулось на несколько лет, в Имеретин (в Кутаисской губ.) она была объявлена в 1865 г., в Мегрелии — в 1867 г., в Абхазии и Сванетии в 1871 г.)

Первый из печатаемых нами документов «Краткие заметки о сословиях и взаимных отношениях жителей Бзыпского округа Абхазии» А. П. Черепова дает общую картину социальных отношении в Абхазии накануне крестьянской реформы. Автор ее, титулярный советник А. П. Черепов, впервые попал в Абхазию в конце 1864 г. в качестве члена комиссии генерала Понсе, направленной сюда после упразднения в июле 1864 г. Абхазского владельческого княжества, переименования Абхазии в Сухумский военный отдел, введения в ней русского управления и высылки в ноябре этого года в Воронеж последнего владетеля Абхазии кн. Михаила Шервашидзе. Комиссия Понсе имела своей задачей выяснение размеров имущества бывшего владетеля для установления его семье соответствующего вознаграждения. На комиссию был [393] возложен также сбор сведений об общем социально-экономическом положении Абхазии, чем занимался преимущественно А. П. Черепов. Комиссия Понсе пробыла в Абхазии до начала 1865 г. и собрала довольно значительные материалы, главным образом, в области определения имущественных прав бывших владетелей Абхазии. Вторично А. П. Черепов приехал в Абхазию в составе комиссии, направленной в Сухумский военный отдел весной 1866 г. Кавказским горским управлением, находившимся при наместнике Кавказа, в составе — майора кн. Баратова, капитан-лейтенанта Корганова и А. П. Черепова. Эта комиссия прибыла в Абхазию по просьбе начальника Сухумского военного отдела полковника Коньяра. В ее задачи входил «сбор сведений о существующих в Абхазии различных порядках землевладения, об отношениях между лицами разных сословий в каждой отдельной общине и затем систематическая обработка собранных ею данных, на основании которой можно было бы приступить к окончательному разрешению той запутанности, которая поныне заметна в этого рода делах и которой никакие другие меры не в состоянии устранить». (Центральный государственный исторический архив (ЦГИА) Грузинской ССР, ф. 80, д. 42, лл. 1-5) А. П. Черепову был поручен сбор сведений по Бзыпскому округу, (Бзыпский округ охватывал северо-западную часть Абхазии, от г. Сухума (современные — частично Сухумский район, Гудаутский и частично Гагрский)) причем для помощи ему были назначены начальник Бзыпского округа Измайлов и представители местного дворянства.

Результатом работы Черепова в этой комиссии и явились печатаемые «Краткие заметки», причем при их составлении были несомненно использованы и сведения, собранные Череповым еще в комиссии Понсе. Об этом говорит тот факт, что комиссия приступила к работе не ранее июня 1866 г., а «Краткие заметки» были закончены и отправлены Череповым не позднее половины июля, ибо в конце июля в Абхазии произошли события, положившие конец деятельности комиссии и стоившие жизни самому Черепову (см. ниже).

При составлении своих «Кратких заметок» А. П. Черепов проявлял определенную осведомленность, и сообщаемые им [394] данные находят подтверждение в аналогичных документах того времени. (См. «Краткую записку о сословно-поземельных отношениях в Абхазии и Самурзакани», составленную в 1868 г. Сухумской сословно-поземельной комиссией (опубликована в «Сборнике сведений о кавказских горцах», вып. 3, 1870, стр. 1-25, под заголовком: «Очерк общественно-политического быта Абхазии и Самурзакани»))

К господствующему классу феодальной Абхазии принадлежали тавады (князья) и аамыста (дворяне), а также высшее духовенство.

Основной социальной категорией крестьян, составлявшей большинство населения Абхазии, были анхаию (у Черепова неправильно — анхае) — крестьяне, хотя и зависимые от феодалов, но самая форма зависимости которых еще не определилась полностью как крепостническая зависимость и в значительной степени прикрывалась патриархально-родовыми пережитками. Часть анхаию пользовалась в известной мере правом свободного перехода от одного господина к другому, и это право, хотя и оспаривалось в XIX в. князьями и дворянами, но фактически продолжало существовать. Повинности анхаию в отношении владельца колебались в зависимости от того, насколько крепостнические порядки успели в отдельных районах разрушить старые общинно-родовые отношения. В некоторых (главным образом предгорных и горных) районах, где пережитки старого были еще очень сильны, анхаию не отбывали фактически никаких повинностей, за исключением военной и выхода на работу в течение нескольких дней в году, в других районах (главным образом в приморских) анхаию были еще обязаны особой натуральной повинностью. Указание Черепова на распадение анхаию на «обязанных повинностями» и «необязанных» отражает процесс постепенного закрепощения этой группы.

Собственно крепостными крестьянами были ах-ую (в транскрипции Черепова — ахуе), число которых было значительно меньшим, чем анхаию. Повинности ах-ую по отношению к владельцам состояли из полевых работ на полях владельца (несколько дней в неделю), отдачи детей в дом владельца в услужение, из взноса платы при выходе замуж девушки из семьи ах-ую и из натуральных повинностей продуктами крестьянского хозяйства. Крепостных ах-ую имели [395] не только тавады и аамыста, но и некоторые зажиточные анхаию. Интересно сообщение Черепова о наименовании ах-ую термином агыруа (мегрелы). В этом наименовании нашел свое отражение исторический факт более раннего развития крепостнических отношений в соседней с Абхазией Мегрелии.

Третьей социальной категорией крестьян были рабы — ахашвала. Рабами становились пленные, они также покупались в других странах; имели место случаи обращения в рабство и лиц других сословий. Ахашвала не имели своего хозяйства и жили в домах владельцев, весь их труд полностью принадлежал господам, которые свободно продавали и отчуждали их. Семью ахашвала мог иметь только с разрешения владельца.

Кроме указанных основных категорий крестьян (анхаию, ах-ую и ахашвала) к зависимому населению относились также шинакмы, стоявшие выше анхаию и представлявшие как бы переходное состояние от анхаию к аамыста, азаты — вольноотпущенники и неупомянутые Череповым амацура-зку, представлявшие переходное состояние от ах-ую к анхаию.

Приложенная к «Кратким заметкам» Черепова таблица «Абхазские единицы ценности» отражает преобладание в Абхазии в то время меновой торговли и слабое развитие денежного хозяйства.

Замедленное развитие производительных сил Абхазии и сохранение в ней общинно-родовых пережитков было обусловлено трехвековой (XVI-XVIII вв.) варварской агрессией султанской Турции, прервавшей культурное развитие Абхазии эпохи расцвета Грузинского феодального царства. Разрушения, причиненные народному хозяйству Абхазии в столетия хозяйничанья Турции, усугубились беспрерывными феодальными войнами, раздиравшими Грузию в этот период.

Еще до начала работ комиссии кн. Баратова слухи об осуществленной в Тифлисской и Кутаисской губерниях крестьянской реформе проникли в Абхазию. Особенное волнение вызвали сведения о «выкупе» крестьянами земель у помещиков, так как абхазские анхаию исстари считали земли, расчищенные ими, своей собственностью. Недовольство анхаию усилилось, когда они узнали, что в инструкции комиссии, присланной в Абхазию для подготовки реформы, предположенный выкуп [396] повинностей крестьян у помещика обязателен и для них и тем самым, не проводилось никакой разницы в положении анхаию и других категорий крестьян. В конце июля 1866 г. возбуждение крестьян против действий комиссии перешло в открытое восстание. 25 июля на сходе в селении Лыхны были убиты явившиеся сюда начальник Сухумского отдела полковник Коньяр, Черепов, Измайлов и другие лица. Восставшие двинулись к Сухуму. Несколько дней шли бои, и лишь после прибытия в город кутаисского генерал-губернатора Святополк-Мирского со значительными войсковыми частями восстание было подавлено. Характерно, что на сходе в Лыхнах крестьяне отнюдь не выставляли требования об отделении от России, они были лишь возмущены действиями Черепова и других царских чиновников и слухами о помещичьем характере подготовляемой крестьянской реформы. Крестьяне просили Коньяра разрешить им «послать депутацию к брату государя (наместнику Кавказа — Михаилу Николаевичу), чтобы спросить: «с воли ли государя императора все это делается, или по произволу местного начальства». (С. Эсадзе. Историческая записка об управлении Кавказом, т. I», Тифлис, 1907, стр. 254) Лишь после грубых окриков и угроз и категорического отказа в просьбе со стороны Коньяра и Черепова крестьяне взялись за оружие.

В 1867 г. была учреждена Сухумская сословно-поземельная комиссия под председательством подполковника Краевича и в составе членов — подполковника Шредера и майора Момбели. Она должна была разработать положение о крестьянской реформе, исходя из «подробного и обстоятельного исследования о действительной сущности и значении сословных и поземельных прав населения». (ЦГИА Грузинской ССР, ф. 80, д. 49, лл. 199-202)Комиссии было предложено также продолжить работу комиссии Понсе по описанию недвижимых имуществ бывшего владетельного князя Абхазии. (Там же, лл. 230-233) При сношениях с местным населением комиссия действовала под руководством начальника Сухумского отдела генерала Геймана (назначенного в 1866 г. вместо убитого Коньяра); все свои предложения она направляла в Комитет по освобождению зависимых сословий среди горских [397] народов Кавказа. В Комитет для дачи сведений приглашались и представители абхазских князей и дворян: Эмухвари, Маршания, Инал-Ипа, Маргания и др.

Публикуемое нами разработанное Комитетом «Положение

о прекращении личной зависимости и о поземельном устройстве населения в Сухумском отделе» было рассмотрено наместником Кавказа и утверждено Александром II 8 ноября 1870 г.; обнародовано же оно было лишь 19 февраля 1871 г., т. е. ровно через 10 лет после проведения крестьянской реформы в России. В развитие «Положения» были утверждены: в 1871 г. «Инструкция учреждениям Сухумского отдела по делам прекращения личной зависимости в Отделе» и «Правила о порядке окончания примирением третейским разбором спорных дел, подлежащих ведомству мировых посредников»; в 1872 г.— «Инструкция учреждениям Сухумского отдела по поземельному устройству Абхазии и Самурзакани» (Самурзакани – юго-восточный район Абхазии (ныне Галский район Абхазской АССР)) (публикуется ниже) и «Правила 016 обжаловании действий и решений мировых посредников и особого по делам бывших зависимых сословий присутствия»: в 1874 г.— «Положение о местных учреждениях в Сухумском отделе по поземельному устройству Абхазии и Самурзакани».

Сухумская сословно-поземельная комиссия продолжала свои действия вплоть до 1876 г., когда она была преобразована в «Поземельную комиссию». Для проведения крестьянской реформы в Абхазии были назначены четыре мировых посредника.

Согласно «Положению о прекращении личной зависимости и о поземельном устройстве населения в Сухумском отделе», «все разных наименований люди в Сухумском отделе» приобретали «права свободных сельских обывателей» (ст. 2).

За свое «освобождение» крестьяне были обязаны уплатить помещикам определенный выкуп, до уплаты которого они оставались на положении «временно обязательной службы». Срок последней был установлен «Положением» в 4 года, впоследствии он был продолжен, и эти «временные отношения» просуществовали в Абхазии, как и во всей Грузии, до 1912 г. [398]

Размеры выкупных платежей и «временных» повинностей были различны для разных категорий крестьян; они определялись объемом тех повинностей, которые лежали на крестьянах до реформы.

Чтобы яснее представить тяжесть выкупных платежей для крестьян, напомним, что незадолго до реформы стоимость коровы составляла, по данным Черепова, 10 руб. Крестьянин ах-ую, дым которого выставлял ранее дворянину или князю трех работников (что было обычным явлением), должен был заплатить за свое «освобождение» стоимость 18 коров, или 180 руб. Такой выкуп был явно не под силу и наиболее зажиточным. То же следует сказать и об ахашвала и даже о большинстве анхаию.

Земли, передаваемые крестьянам после реформы, были объявлены их собственностью (Впоследствии крестьяне-абхазы, принимавшие участие в восстании 1877 г., были объявлены «виновным населением», и земли им передавались лишь в «пользование»), в большинстве случаев по норме — «для дымов из одной души в 3 десятины, из 2 и 3 душ в 5 десятин, из 4 и 5 душ в 6 десятин, из 6 душ и более в 7 десятин — в общей сложности пахотных, садовых и усадебных земель» (§ 27 «Инструкции учреждениям Сухумского отдела по поземельному устройству Абхазии и Самурзакани»). Крестьянские наделы до реформы были значительно выше и доходили до 20 и более десятин.

Помещичий характер реформы становится еще более ясным, если мы обратимся к ст. 26 «Положения», в которой было сказано: «Лицам, имеющим в своей подвластности анхае или пиошей, обязанных выкупом тех или других повинностей, предоставляются особые поземельные наделы, полагая по две десятины за каждый дым анхае». Сверх этого для «обеспечения» дворянских и княжеских фамилий им были отведены особые наделы от 25 до 250 десятин на каждую семью, «причем однако же главнокомандующему Кавказскою армиею» было предоставлено право «и увеличивать наделы против определенной... нормы, если он, по важности происхождения или заслуг того или иного лица и по другим могущим представиться соображениям, признает то справедливым» (ст. 27).

Дворянские наделы увеличивались также за счет прибавки определенного количества десятин за каждый чин и орден, [399] полученный на царской службе (в 1872 г. такое количество было определено в 10 десятин).

Сверх всего этого, для сохранения «хозяйственной устойчивости» помещиков, от казны им было выдано пособие в размере 400 тыс. руб. (ЦГИАЛ, ф. 1268, о-п. 12, д. 74, 1868 г., л. 70-70 об.)

Проведение крестьянской реформы затянулось в Абхазии на несколько лет. В своем отчете за 1876 г. начальник Сухумского отдела генерал-майор Гейман писал: «К крайнему прискорбию, средства Сухумской поземельной комиссии оказались несоответственными многочисленным и сложным задачам и трудам, указанным ей положением и программами для ее действий. Из этого воспоследовало, что бывшие зависимые, получив свободу..., и ныне остаются в ожидании указанных им земель». (ЦГИА Грузинской ССР, ф. 545, д. 986, лл. 79-116)

Реформа была закончена лишь в 80-х годах XIX в. В результате ее, согласно официальным данным Кавказского статистического комитета, по всему Сухумскому отделу «из общего пространства культурной полосы 308 036 дес., при общей цифре жителей в 60 814 д., 58 .569 душ простого класса получили 191 783 дес., а 2245 душ привилегированного класса 100 093 десятины. Таким образом, для надела простого класса, составляющего 96.3% всего населения, употреблено 62.2% всей культурной полосы, или 3.1 дес. на душу, для надела же привилегированного класса, составляющего 3.6% всего населения, употреблено 32.4% всей культурной полосы, или по 47.2 десятины на душу. Остальные 5.4% культурной полосы остаются свободными». («Кавказский календарь» за 1883 г., стр. 247) В приведенных показателях в число населения «простого класса» вошли и колонисты-переселенцы, которые получили значительно большие наделы, чем коренное население; это подняло средние показатели крестьянских наделов, фактически же местные крестьяне получили еще меньше земли.

Грабительский характер реформы вызывал неоднократные выступления крестьян против помещиков уже в первые годы после проведения реформы. (См. об этом статью И. Г. Антелава. Из истории аграрного движения в пореформенной Абхазии — «Сообщения Академии Наук Грузинской ССР», 1949, т. X, № 4, стр. 249) Вместе с тем, земельная [400] необеспеченность толкала крестьян к аренде земель у привилегированного класса. В деревне на одном полюсе росла нищета, а на другом — кулачество.

Буржуазная аграрная эволюция пошла в Абхазии, как в Грузии и во всей России, путем медленного перерастания помещичьего крепостнического хозяйства в хозяйство капиталистическое, обрекая крестьян на десятилетия самой мучительной эксплоатации и кабалы и являясь залогом «полукрепостной аренды и отработочного, т. е. барщинного, хозяйства, необыкновенно задержавшего развитие капитализма и рост производительных сил в русском земледелии». (В. И. Ленин. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов — Сочинения, изд. 4-е, т. 1л стр. 217)

В публикуемых материалах исправлены только явные ошибки и описки. Знаки и слова, поставленные в квадратные скобки, принадлежат издателям. Произведенные в тексте незначительные сокращения обозначены многоточием.


№ 1. 1866 г., июньиюль.— Из «Кратких заметок о сословиях и взаимных отношениях жителей Бзыпского округа Абхазии» А. П. Черепова

Предания о прежних владетелях. В памяти народа, не имеющего письменности, прошедшее сохраняется или в виде фактов или в виде преданий. Факты сохраняются весьма непродолжительное время, обыкновенно не более ста лет, и об текущих событиях, далее этого срока совершившихся, многие народы забывают бесследно, если события эти не принадлежат к числу народных бедствий, к удачным подвигам, или если не увековечены памятниками, сохранившимися на земле.

Жители Бзыпского округа о владетелях Абхазии (ах) сохранили воспоминания, относящиеся до половины 18 столетия. Таким образом известно, что в прошлом веке владетелями были Джигешия, а за ним Зураб. Джигешию помнят как человека необыкновенно доброй души и время его управления считают замечательным собственно потому, что при нем вовсе не было набегов горцев (азух) 1 на Абхазию. Про Зураба ходят рассказы, доказывающие, что народ [401] сохранил воспоминания только о последних годах его долговременной жизни. Его представляют дряхлым, слабым стариком, который доживал свой век в Лыхны 2 и был бессилен управлять как следует. Ближайшими родственниками Зураба в Бзыпском округе считаются Чачба Тоулах-Ипа, происходящие от брата Зурабова, Бежа, который при жизни Зураба делал нападение на Лыхны и был убит Гасаном Шакрыл. Бежа имел двух сыновей: Тоулаха и Левана, но за покушение их отца на Зураба, последний не передал ни одному из них власти, а вызвал из Сухума (Акуа) Келиш-бея, 3 сына бывшаго там пашею Манчи — он же Сулейман,— усыновил его, вверил управление Абхазией, который (Келиш-бей) и был признан в этом звании турецким правительством. Иные считают Келиш-бея особою отраслью дома Чачба, проживавшею в Батуме.

Существует также следующий рассказ, приписываемый умершему в 1864 году старику 100 лет генерал-майору Кацо Маргани (Маан).

«Зураб имел двух братьев: Сулеймана и Ширвана. Все три брата, после смерти отца их, имя которого неизвестно, а по другим Росто или Рошто, назвались владетелями Абхазии и не уступали друг другу власти. Они были тогда в поре юношества и предавались со всею необузданностью молодости полной свободе действий. Между прочим, они насиловали красивых девушек и довели народ до того, что он, собравшись в Лыхны, потребовал от братьев выбрать из среды своей одного главу (ах), а потом, когда никакое соглашение не оказалось возможным, выслал их всех трех в Стамбул к султану, который в то время признавался верховным повелителем Абхазии. Султан принял изгнанников и в особенности был расположен к Зурабу, отличающемуся необыкновенною телесною силою; в Стамбуле братья были обращены в мусульманство и до того прониклись духом новой веры, что никто уже из них не соглашался принять на себя управление абхазцами, народом, исповедовавшим тогда поголовно христианскую веру, пившим вино и питавшимся свининой. Султан, узнав об отказе, приказал братьям Чачба жить в Батуме. Как только сделалось известным абхазцам, они послали в Батум пять галер с выборными от народа и с подарками. Получивши на свое предложение — принять [402] управление Абхазией — отказ от всех трех братьев, абхазцы ! уговорили двух старшин, Ширвана и Сулеймана, выслать младшего Зураба на берег к галерам, для принятия подарков и прощенья, что и было уважено. Зураб был схвачен силою и высажен на абхазский берег в Абживском округе. 4 Здесь ему сбрили бороду, выкрестили его и объявили владетелем. Сын Сулеймана, Келиш-бей, впоследствии от Порты посланный комендантом в Сухум, имел ссору с Зурабом, который для противодействия Келиш-бею вызвал из Батума сына Ширванова, Бекир-бея, другаго своего племянника, и назначил его управляющим (ахалапшюю) 5 в Абживском округе...»

Он [Келиш-бей] имел от пяти жен сыновей: Меммеда, 6 Аслана, Сефера, Батала, Таира и Халила. Из них оставили потомство: Меммед; Сефер-бей принял подданство России в 1808, 7 а 17 февраля 1810 года утвержден владетелем с пожалованием титула светлейшего князя...

Сведения о значении и влиянии владетелей на дела края, до и после присоединения Абхазии к России, составят предмет особых заметок.

_______________________

Представители и предметы власти. При крайней небезопасности всего края, существовала и внутренняя небезопасность, основанная на крайнем неуважении к собственности, личности и свободе людей. Как лучшее противодействие такому злу, чувство самосохранения породило у всех привычку — покоряться личности. Установившиеся отношения от напряженного состояния общественных уз выражаются словами: ахалапшюю — заступник, патрон, и хипшы — состоящий под покровительством.

Ахалапшюю,— от ахы — глава, ала — глаза, пшы — видеть, о... (Пропуск в тексте) — ум, есть принадлежность каждой общины (акыта). Звание это в некоторых фамилиях составляет родовую принадлежность и само собою всегда переходило в руки одного из многих не по старшинству, а по личному достоинству. Каким бы путем человек ни достиг первенства, для него всегда в понятиях и равных и подчиненных готово это место. Считаясь первым между равными, ахалапшюю собирал сходки (айбобара) 8 для обсуждения мер к охранению [403] союза (азилар), 9 так равно и каждаго члена, принимал участие в устранении несогласий между хипшы, предводительствовал в набегах, когда обстоятельства требовали действий сообща, ходатайствовал пред владетелем о назначении народного суда по делам кровной мести и т. д.

За исполнение таких обязанностей обычай предоставлял ахалапшюю право: получать имущество хипшы, умиравшаго без роду и племени; приглашать на помощь (ауахюура) во время полевых работ два дня в году, причем обязан в такие дни угостить призванных мясом и вином в изобилии. Независимо этого всякий вступивший в брак с дочерью хипшы приводил в подарок корову, что называется ахшбыр, от ахш — молоко, и быр — частица, заменяющая при слове ахш предлог: на, для. Подарком таким заменялось приглашение на свадьбу. Имеющие отары дают козу, что носит название ажидз, от ажы — мясо и дз — свежий, также вертель, и в дни пасхи, приходя с поздравлениями, хипшы приносят яйца, сыр, кур, что называется ашарпхы, от шарпы — рассвет перваго дня воскресенья Христова. Всем этим ахалапшюю пользовался лишь в месте его постояннаго жительства. Но ежели он не жил в общине, признавшей патронат, то, в силу обычая, не мог ни от кого ничего требовать за все то время, которое провел вне общины. Независимо того ему оказывали почет внешними знаками, сопровождали в поездках во время отлучек по делам, у кого имелись лошади.

Пользовавшихся известностью ахалапшюю признавали патронат нередко многие общины, усыновляя и принимая на воспитание детей и родственников патрона. В таких связях обе стороны находили свою долю выгод: ахалапшюю увеличивали влияние на дела края числом общин, состоявших под их покровительством, готовых во всякое время поддержать значение союза силою оружия, а хипшы в нравственном влиянии и той силе, какою располагали патроны для охранения безопасности каждаго союза.

Ахалапшюю, патронат которого признавали многие общины, имел по обычаю право переезжать с семьей в зимнее время из одной в другую недели на две на три и кормиться в них, что носит название отача, от ата — пребывание в доме другаго и ча — пища. [404]

Все вышепоименованный обычныя установления имели обязательную силу и для владетеля.

Класс хипшы — покровительствуемых представляет собою I совокупность родов всех сословий; привилегированные роды также покоряются личности, как и простые смертные. В этом случае кастовые отличия не имеют мест.

Князь, живущий в общине, в которой ахалапшюю из сословия дворянскаго, считается таким же хипшы, как и все другие. Из хипшы, по численности, сословие анхае 10 (земледельцы) преобладает над прочими. В последнее время всех хипшы из анхае стали называть подвластными, придавая этому слову значение принадлежности. Принадлежность лица другому означается словом дейптуки и относится к сословию агыруа или ахуе 11 и ахашала 12.

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ РОДЫ ПО СТАРШИНСТВУ

Угауады. 1. Чачба, потомки прежняго владетельная дома; 2. Ачба 1 (Анчабадзе); 3. Инал-ипа; 4. Чаабалырхуа и 5. Шервашидзе (Чачба) 13 — князья, новая отрасль Абхазскаго владетельного дома.

Вышепоименованные четыре фамилии причисляются бзыпчанами (абзыбкуа, так называют абхазцы жителей между реками Бзыпь и Гумысы) к старым родам, их называют просто по фамилиям без всяких приставок, означающих достоинство или отличие. Шинакмы и другие прислужники, прибывшие в Бзыпской округ с княжною Тамарою Дадиан, бывшею в супружестве за Сефер-беем, впервые стали называть Чачб, Ачб, Инал-ипавых и Чаабалырхуа — тавадами, а до того времени приставка эта к названным фамилиям вовсе не была известна бзыпчанам. Тавад слово грузинскаго корня и происходит от тави-кацы — старшина, в смысле старосты.

Аамыста. Абхазцы из тавад сделали утауад. 1. Зжан (Званбай) 2.Маан (Маргани), 3. Лакир (Лакирбай), 4. Акыртаа (Кыртбай), 5. Баг (Багбай), 6. Эши (Эшбай), 7. Мыкан (Мыканбай), 8. Цыш, 9. Куламба, 10. Фирсой, 11. Барас и другие. Первые три считаются более старыми, а прочие менее... [405]

Все исчисленные фамилии имеют приставку аамыста, ахыамыста, аоомыста, что в переводе слово в слово означает: аамыста: аа — ремень и мыста — мастер, ахямыста-ахы — глава...

...По объяснению народа, аамыста суть владетельские слуги, обязанности их состояли в присмотре за сбруей, лошадьми, псарней, убирали покои, топили камины, таскали дрова, воду, сопутствовали владетелю в поездках и вообще исполняли различные поручения, сообразно способностям. Ремесло продолжают доселе — единственный род занятий и многие недурно выделывают седельные ремни, приготовляют плети. Эльмирза Маан Бажавой отрасли, Шахан Маан Абдурахмановой отрасли, Цыш Аеван, Маан Джемлет... (Пропуск в тексте) Некоторые делают хорошие арчаки: Лакир Реджеб, Якуб. Замечания достойно, что никто из анхае во всем Бзыгаском округе не занимается этими изделиями.

Отправляя обязанности слуг при владетелях, предки аамыста втирались в доверие, в награду за долговременную службу получали дозволение жить в указанных местах, где как люди более развитые и понятливые сумели влиять на простых..., оказывая им одолжения. Пользовавшиеся особенным расположением владетелей при соучастии последних, аамыста вступали в брачные связи с старыми абхазскими родами и этим усиливали свое значение. Когда же наступило время междуусобиц после убийства Келиш-бея от домогательства власти и уделов его от пяти жен наследниками, привлекавшими для достижения целей всех мало-мальски влиявших на народ лиц, значение аамыста усиливалось тем, что общины признавали их патронат. В первые годы управления Абхазией Сефер-беем 14 класс аамыста значительно увеличился от присвоения претендентами на власть приставки аамыста своим приближенным, чему подражали и старые роды, как Инал-ипа, возведя в это звание Фирсоу, Барасов. (Фирсоу, Барасов, Куламба и подобных народ в насмешку называет аамыста кячь, т. е. амыста короткий (примечание А. П. Черепова)) Все они не могли находиться при владетеле, которому по придании непонятнаго для него величия и семью дома приходилось до самой смерти кормить попрошайством и [406] насильственными поборами. А между тем смуты длились своим чередом. Чтоб избавиться от лишних дармоедов и приобрести 4 большее число сторонников, Сефер-бей рассылал аамыст на жительство в общины и на мелкие их несправедливости и своеволия смотрел сквозь пальцы.

Наследник Сефер-бея, старший его сын 'Омар-бей (Дмитрий) 15 был отдан на воспитание в Пажеский корпус в таких летах, что когда за смертью отца вступил в управление Абхазией, то не знал языка родины и объяснялся с подвластным ему народом чрез посредство переводчиков. Молодость его и вынесенные убеждения из среды, в которой понятия о достоинствах получили определенность, препятствовали ему уразуметь отчетливо значение и положение класса аамыст, всех членов коего он называл дворянами в с ношениях с начальствующими лицами — раз, а, во-вторых, желание создать вокруг себя нечто подобное величию владетельных особ Европы. Аамыста сначала не понимали того положения, в какое неопытность двадцатилетнего юноши владетеля их сразу поставила. Но как скоро уразумели преимущества слова дворянин, стали кичиться и мало по малу уверили русских, что они, аамыста, десятками поколений считаются дворянами, ссылаясь на цену крови (ашя), как на неопровержимое подтверждение превосходства своего происхождения. А между тем самое ядро населения смотрит на аамыст как на людей, обязанных службою владетелю, людей, за которых время, как слуг владетельских, с соизволения последних, определило половину цены за кровь (15 мальчиков) против членов (владетельного дома и старых родов (30 мальчиков) в том внимании, что, убив владетельскаго слугу, оскорблялась, так сказать, честь самого владетеля.

Ашнагмуа 16. Шинакмы — слуга: лица этого звания впервые появились в Бзыпском округе при Тамаре Мингрельской княжне из дома Дадиан, бывшей в супружестве за Сефер-беем. Они имели те же обязанности, какие и аамыста. Шинакма абхазцы переделали в ашнагмуа. Все отличие шинакм от аамыст состоит в цене за кровь. За убийство аамысты плата равняется 15, а за шинакму 12 мальчикам. При последнем владетеле к показанной цене за аамыст прибавлен один мальчик в видах возвышения старых слуг пред новыми. [407]

Имущество тавадов, аамыст и шинакм, умиравших без наследников мужского пола и живших в разделе, хотя бы у них были отцы и братья, переходило к владетелю.

Анхае. Анхае — составное слово из аны— место и хаон — труд. что по нашим понятиям всего ближе можно выразить словом земледелец. Анхае — класс самый многочисленный, так сказать, соль земли Абхазской. Живут они большею частью целым родом, состоящим часто из 50 и более семейств. Как люди, снискивающие пропитание трудами рук своих, нуждаясь в защите для обезопасения личной свободы, анхае с себе подобными односословцами составляли союзы и отстаивали все права, какие оспаривались другими сословиями. Во всех обыденных делах каждый анхае и по обращению и по правам и по силе есть равноправный гражданин. По численному превосходству своему, по понятиям о достоинстве своего звания, анхае всегда были сильнее старых родов и аамыст, всегда знали, что могли с ними справиться, видели примеры и последствия открытой борьбы этих классов в соседних горских племенах и потому нисколько не были закабалены высшими классами, но, находясь в условной сделке с лицами привилегированными, обусловились: признанием над собою патронатными отношениями, как объяснено выше в очерке «представители и предметы власти», т. е. добровольными приношениями, кои с течением времени, именно по водворении князя Михаила во владении, откуда он был изгнан в начале двадцатых годов (1824 г.) и семь лет со всем семейством прожил в Редуте, стали принимать вид обязательной дани во всех тех случаях, когда патрон, считая себя сильным и ссылаясь на примеры, делался требовательным, а благосостояние покровительствуемаго (хипшы) позволяло. От такого насилия и других причин сословие анхае делится на две категории: платящих и не платящих, вернее: обязанных повинностями и несвязанных. Размер отбываемых анхае повинностей не одинаков. Для примера укажу на несколько случаев. Чугбары дают урочища Сэрух-адзых, общины Бача, род Харазия, дают потомкам стараго владетельнаго дома Чачба Тоулах-ипавым — мясо козы без головы, ног, кожи и внутренностей, а некоторые из рода Ай 17 —по козьему бурдюку вина в урожайные годы. Общины Апыдзхуа 18 роды: [408] Аттер, 19 Дбарь и другие, буде имеют отары и пожелают,— по козе с двора Маану Муты-Абдурахман-ипа. Самая большая повинность состоит из козы, козленка, 8 мер кукурузы и 2 дней работы, но таких сравнительно немного, наиболее же встречается по козе с двора и 2 дня полевых работ. Повинность высшаго размера отбывают либо выкупившиеся из агыруа; либо за долги, по несостоятельности учинить расчет, либо за выкуп из плена, за заплату штрафа и т. п., и наконец, многие по беззащитности и раздробленности рода подверглись такому насилию. Как платящие, так неплатящие анхае располагают всем своим имуществом по личному смотрению. Имеют право переходить на жительство в другую общину, не испрашивая на это согласия ни ахалапшюю, которому подчинялся по доброй воле, ни того, от кого состоял в зависимости по дани, прекращавшейся с переходом. Если получатель повинности позволял себе какое-либо насилие в отношении к зависимому от него анхае, то обязательные отношения тотчас прекращались и могли восстановиться лишь по удовлетворении обиженного. За посягательство ахалапшюю на собственность хипшы все анхае восставали. Был случай в 20-х годах, что Нарчу Нал-Ипа 20 хотел обложить общины, признавшие его патронат, кукурузой, но куда сборщики ни являлись, их выпроваживали, а кошолки ломали. Получатель повинности мог уступить это право другому в таком случае, ежели плательщик был на это согласен.

Многие роды анхае, сильные по численности, никому никаких повинностей не отбывают, хотя и признают себя состоящими под покровительством какого-либо известнаго лица.

Агырцы, 21 ахуе. Агыруа — мингрелец. Словами агыруа, ахуе, дейптукк 22 обусловилось понятие принадлежности лица другому. Бзыпчане рассказывают, что в былые годы они имели галеры, на которых, плавая по прибрежью Черного моря, чинили нападения на соседей, по преимуществу мингрельцев, называемых по-абхазски агыруа и гурийцев — агуруа. 23

...Приобретаемых путями разбоев и грабежей невольников из означенных местностей не удостаивали даже называть именами, оставляя за ними племянное название: агыруа или агуруа, смотря по месту родины раба. [409]

Класс агыруа довольно многочислен, за ними время укрепило особые права, а именно: агыруа можно продать другому не иначе, как в составе целой семьи и притом с личнаго его, агыруа, согласия, без чего никто не в праве принудить его принадлежать другому. Приобретатель агыруа заключает с последним договор при свидетелях насчет тех услуг, какие агыруа обязан исполнять. При нарушении обязательств владельцем агыруа последний прекращает всякие обязательные отношения впредь до окончательного удовлетворения, или уходит под покровительство церкви, Дидрипша 24 (священное место), либо влиятельнаго лица, откуда владелец, по обычаю, не имеет права его требовать, пока не последует между ними примирения. Агыруа имеет право иметь у себя таких же агыруа, как сам, равно приобретать ахашал (рабов) и всякое имущество, право пользования землею, садами, усадьбой и проч., и все приобретенное таким путем составляет неотъемлемую его собственность, которою он располагает по произволу. Имеет право выкупиться, т. е. отдать все свое имущество владельцу и перейти в сословие анхае, обязанных повинностями, но в таком лишь разе, ежели владелец изъявит свое согласие. Может принимать асасов (гость), не испрашивая ничьего на это согласия. Может заплатить ачму (Ачма от ач — мошна и ма — имеющий, установление ачмы давнее. Рассказывают некоторые, что прежде существовал обычай, по силе котораго вступивший в брак агыруа обязан был уступить новобрачную на первую ночь своему владельцу. Предание указывает на два случая плачевных последствий такаго права: Апидзхуа и Эмхы, где в первой общине из рода Дбарь, а во второй из рода Чан или Чанбо, 25 за посягательство воспользоваться варварским обычаем были умерщвлены владельцы этих родов мужьями жертв. Дбарь по совершении преступления прибег под покровительство церкви в Лыхны и этим избавился мести, а Чанбо жил в разных горских обществах и только третьим поколением возвратился на старое пепелище после выселения горцев. Ачма прежняго времени заменилась платою коров, и величина ее различна: ачма, получаемая сословием анхае, менее ачмы, получаемой старыми родами. В большей части случаев ачма не превышает шести коров и 6 р. Рубли стали брать по занятии русскими Бомбор, а до того к коровам надбавлялось 43 куруша (куруш 5 кап.)... (Примечание А. П. Черепова)) за дочь и выдать ее в замужество за анхае.

Обязанности агыруа в отношении к его владельцу различны, что зависит от условий: с иного двора должны работать три дня в неделю — общее правило все члены семьи [410] мужеского пола, другие при составе семьи из отца и двух сыновей, высылают либо отца, либо обоих сыновей, а отец остается дома. Вообще при покупке агыруа подробно оговаривается, должны ли дети м. п. по достижении 6 четвертей роста выходить на работы, или таковые обязательны для них после вступления в брак; имеет ли право владелец агыруа дочь последнего дать в приданое при выдаче своей дочери в замужество или нет, кто обязан платить ачму при женитьбе агыруа, сам он, или его владелец.

Кроме трех дней работы агыруа обязан каждый день принести вязанку дров; давать владельцу молоко через день с апреля по сентябрь месяцы, прислуживать гостям владельца и в зимнее время присматривать за скотом владельца.

Жена агыруа обязана каждый вечер сварить котел гоми (абиста) из владельческого проса или кукурузы (аджикурей), причем при подаче пищи откладывает себе лопатку, ложек не употребляют. Имеет право получать от гостей вареное мясо в подарок. При окончании года она обязана в последний день зарезать курицу, каплуна или козленка, смотря по достатку и угостить владельца. Ежели у владельца несколько семейств агыруа, то жены их приготовляют пищу на владельца погодно по очереди. Никаких других работ жена агыруа не отбывает.

Дочери агыруа по достижении 6 четвертей роста служат при доме владельца до выхода замуж. Владельцы таковых девочек обязаны кормить и одевать. На ночь девушки уходят к родителям. При выходе таких девушек в замужество владелец получает ачму от жениха либо женихова владельца. После смерти мужа-агыруа жена последняго может жить и не жить у владельца даже и в таком случае, если у ней будут малолетние дети.

Ежели при выходе дочери агыруа замуж ачма за нее было заплачено мужем, то в случае смерти мужа владелец обязан возвратить половину ачмы отцу или братьям умершего. Но если у такой вдовы ни отца, ни братьев нет, делается свободною, т. е. причисляется к сословию анхае. Но ежели ачма уплачена владельцем ее перваго мужа, то при вступлении в новый брак вдовы второй муж обязан возвратить владельцу первого ея мужа половину ачмы. [411]

Азат. Азат — отпущенник. По значению своему слово азат тождественно с мингрельскими: азаты, азатуры, азнауры, коими выражается различная степень обязательных (отношений к тому, чью первоначально составлял принадлежность в смысле крепостнаго права. В Абхазии этот малочисленный класс обязан свободе и независимости религии. Еще во времена Моисея у евреев был установлен закон отпускать рабов в год субботний и абилей (субботним годом назывался каждый седьмой год, а абилеем седьмой из субботних). Заботясь об успокоении души за гробом, люди имущие, предчувствуя кончину или подвергаясь тяжким недугам, отпускают раба (агыруа, ахашалу) для спасения души, исцеления тела.

Обычай древний, завещанный предками, свято исполняется многими и поныне как христианами, так равно магометанами и язычниками.

Отпущенному доставляются средства выучиться грамоте для чтения молитв по благодетеле. Но ежели книжная мудрость не поддается усилиям азата, то на обязанности его блюсти за охранением могилы усопшего — вот все, что обычай требует от азата.

Азаты всю жизнь проводят в гой общине, где могила благодетеля. Личность и имущество азата неприкосновенны: с него никто ничего не берет и брать не смеет. Только за неимением прямых наследников мужеского пола и близких родственников имение азата переходит в род того, кто даровал первоначально свободу. В каждой общине найдется азат, что легко узнать по опрятности могил тех немногих, кои думали под конец земного существования о загробной жизни. Такие могилы сохраняют потомству по нескольку десятков лет имя усопшего, большею частью отличавшегося воровством, разбоями и никогда мирною жизнью...

Ахашала. Ахашала — лишний, не принадлежащий к составу семьи. Ахашалы по преимуществу пленные, краденые, купленные служат вместо монетной единицы ценности. Попавшийся в плен, оторванный от семьи и родины в раннем возрасте ахашала исполняет разныя обязанности, но всего чаще присматривает за стадом коз, либо домашней скотиной. Так жизнь его проходит до тех пор, пока неведомые силы природы не пробудят в нем желаний познать грех и когда [412] ахашала в силу обычая в праве требовать от его владельца дать ему жену, которую предварительно показывают и испрашивают взаимного согласия на брачную жизнь. Но ежели владелец не позаботится удовлетворить желание ахашалы, последний требует продать его другому, который обяжется достать для него жену. В случае неисполнения настояний раба владелец может быть уверен, что его ахашала оправдает название, то есть как лишний уйдет под чье-нибудь покровительство, что ведет либо к примирению и исполнению требования, либо к окончательной потере. Женившийся ахашала переходит в сословие агыруа, получает от владельца быка, корову, сад стоимостью, равною корове, и котел. Все это дается и агыруа, когда его покупают. Агыруа из ахашал пользуется всеми правами этого сословия. Но дети его, по достижении установленного обычаем возраста, работают на владельца, который дочерей такого агыруа имеет право отдавать в приданое при выдаче собственной дочери в замужество. Взрослого ахашалу покупают как и агыруа, с его личнаго согласия.

Асас. Асас — гость. Словом асас называется всякое постороннее, не принадлежащее к общине лицо. Обычай исконный оказывать гостеприимство всякому пришельцу, не спрашивая, кто он, откуда, зачем пришел, так уважается, что никому не отказывалось в приюте, был ли пришелец преступник и искал защиты от преследований или добровольный изгнанник, не ужившийся с нуждою и горем на родине. Всякий общинник, к какому бы он сословию ни принадлежал, вменял себе в непременный долг не только принять гостя, но ежели гость желал остаться на жительстве, оказывать ему защиту и покровительство, пока асас будет вести себя не оскорбительно в отношении к патрону и его семье. На право принятия асаса не испрашивалось никакого ни от кого позволения. Этот свято соблюдавшийся по преданиям старины народный обычай последствиями своими оказывал благодетельное влияние на обязанных повинностями анхае, удерживая владельцев повинностей от черезчур стеснительных требований из опасения потерять все. С достоверностью можно допустить, что этому обычаю — право принимать асасов — агыруа обязаны установившемуся правилу, по которому не может быть совершена продажа агыруа без его согласия и на условиях, [413] определяющих взаимные отношения. Нет общины, в которой бы не было нескольких иногда десятков арасов и даже целых родов, проживающих по два, по три поколения, с сохранением прав, классу этому принадлежащих. А права асаса немного сложны, с него никто ничего не берет и брать не смеет, он пользуется защитой наравне с прочими общинниками и сам участвует в потребных случаях в защите союза. За оскорбление асаса мстит не только лицо, под чьим покровительством находится асас, но весь род покровителя и даже вся община.

Асасы бывают всех сословий, и личность каждого из них, соответственно сословному положению, защищается свято.

_______________________

Абхазские единицы ценности

Мальчик 6 четвертей росту — 40 коров

“ 5 “ “ —30 “

“4 “ “ — 20 25“

Девочка 8—10 лет — 40 коров, но ежели наружные качества выходят из ряда обыкновенных, цена возрастает до 120 коров.

Корова………………………….10 рублям

“ …………………………… 5 баранам

“ ………………………………...1 ешаку

“ ……………………………6 козам с козлятами

“ ……………………………6 овцам с ягнятами

“ ……………………………….. 40 меркам кукурузы

Бык ……………………………..2 коровам

“ …………………………………тельной корове и 2-летней телке

Буйвол ………………………… 4 коровам

Буйволица………………………3 тельным коровам

Кобыла………………………….2 коровам

Катер…………………………….5-10 коровам

Баран…………………………….12 меркам кукурузы

Овца……………………………..10 меркам кукурузы

Барашек ………………………....4 меркам кукурузы

“ ………………………………козленку — 1 рублю

Коза………………………………теленку и 8 меркам кукурузы

Баран…………………………….2 козам

Овца……………………………..козе с козленком

2-летняя телка — 4 рублям

“ “ — 2 козам с козлятами

“ “ — овце с барашком

“ “ —12-16 меркам кукурузы

Мерка кукурузы (по 10 1/2 ок) — 25 коп.

Око гоми (особый вид проса) — 3 ф. — 5 коп. [414]

Арба гомийной чалы (просяная солома) — 4 меркам кукурузы

“ сена — 4 меркам кукурузы

“ дров — 35-40 коп.

Шкура кунья — барану

“ “ —2 р. 25 коп. и 2 р. 50 коп.

Лошадь определенной цены не имеет.

Курна вина — 4 руб.

Батман — 40 коп.

Курна вина — 5 ведрам.

Абхал (кувшин)—13 1/2 бутылок по измерению комиссии.

Курица— 2 цыплятам большим и 4 маленьким или 20 копейкам.

ЦГИА Груз. ССР, ф. особо важных дел (ОВД), д. 41, лл. 20-38. Подлинник.

№ 2. 1870 г. ноября 8.— Положение о проведении крестьянской реформы в Абхазии

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ЛИЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И О ПОЗЕМЕЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ В СУХУМСКОМ ОТДЕЛЕ

1. Настоящим положением определяются главные основания: 1) для прекращения личной зависимости и 2) для поземельного устройства населения — в Сухумском отделе (в Абхазии и Самурзакани).

Примечание. Главнокомандующему Кавказскою армиею предоставляется развивать в чем нужно сии главные основания в более подробные правила и установлять, по Своему усмотрению, порядок приведения этого положения в исполнение.

I. О прекращении личной зависимости.

2. Все разных наименований зависимые люди в Сухумском отделе, а именно: ахашала в Абхазии и Самурзакани, ахуйю, амацюрасгу 26 и анхае в Абхазии и, равнозначащие трем последним, дельмахоре, мойнале и пиоши в Самурзакани, со дня обнародования настоящего положения приобретают права свободных сельских обывателей на основаниях, в сем положении указанных. [415]

3. Освобождаемые от личной зависимости люди (ст. 2) продолжают отбывать своим владельцам в течении 4-х лет службу, работы и другие повинности из числа отбывавшихся по обычаю, до обнародования сего положения, или же, взамен того, буде пожелают, уплачивают владельцам особую выкупную плату.

4. Ахашала, остающиеся на временной обязательной службе у владельцев, должны пребывать в полном, на основании законов и обычая, повиновении владельцам; владельцы же должны, с своей стороны, предоставлять им, во все продолжение обязательной их службы, то же содержание (продовольствие, одежду, помещение и отопление), коим они до обнародования положения пользовались, и кроме того один рабочий день в неделю. На содержании владельцев, в течение того же времени, остаются и все те ахашала, кои, по старости, малолетству и болезненному состоянию, не способны к работе.

Примечание. Ахашала обоего пола, состоящие на временной обязательной службе у владельцев, могут вступать в брак, не испрашивая разрешения владельцев; но владельцы не обязаны содержать на свой счет детей от такого брака.

5. Жалобы, могущие возникнуть со стороны состоящих на временной обязательной службе ахашала на владельцев и обратно, разбираются согласно обычаю и применительно к ст. 17 и 18 положения 19-го февраля 1861 года об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости; причем, если предложение мирового посредника владельцу об удовлетворении справедливой жалобы ахашала останется без последствий, или если будет обнаружено важное злоупотребление в обращении владельца с ахашала, то этот последний, по представлению мирового посредника, вовсе освобождается от обязательных отношений к владельцу, без всякого вознаграждения владельца.

6. Размер выкупной платы для каждого освобождающегося ахашала, от 10-ти до 50-ти лег муж. пола и от 10-ти до 45-ти лет жен. пола, определяется, смотря по полу и возрасту, от 50-ти до 120 р. Дети же моложе 10-ти лет и взрослые [416] мужчины с 50-ти летнего, а женщины с 45-ти летнего возраста освобождаются бесплатно.

7. Ахашала, оставшиеся на обязательной службе владельцу, могут освободиться от этой службы и до истечения 4.-я летнего срока, взнеся всю причитающуюся с них, за остающееся до конца того срока время, выкупную плату, причем! для зачета отслуженного времени, каждый год пребывания на обязательной службе оценивается в 4-ю часть определенного для ахашала статьею 6-ю размера выкупной платы.

Примечание. Закабаленный в ахашала из других сословий по долговой несостоятельности, если таковое закабаление совершилось над ним непосредственно, может откупиться от обязательной службы взносом только той суммы, за которую попал в кабалу, буде оная менее определенной для ахашала выкупной платы. Сообразно с этим, и на обязательной службе он остается не все 4 года, а сколько причитается по расчету выкупной платы, которую он был бы обязан при определении ее на общих для ахашала основаниях.

8. Освобожденным и образовавшим отдельные дымы ахашала предоставляется на 10-ть лет, считая со дня их поселения отдельными дымами, льгота от податей и повинностей; они же наделяются землями в размере, достаточном для обеспечения их быта.

9. Семейства из сословия ахуию или дельмахоре, остающиеся в обязательных отношениях к своим владельцам (ст. 3), отбывают им следующие повинности из числа отбывавшихся по обычаю до обнародования положения.

а) Исполняют полевую работу, высылая для того в течение пятидесяти дней в году число работников, которое каждый дым выставлял по обычаю.

б) Приготовляют обычным порядком гоми и кукурузу для стола владельца.

в) Оставляют на два года в услужении в доме владельцев тех мальчиков, кои будут состоять в таковом услужении в день объявления положения.

Примечание. За исключением поименованных в этой статье повинностей, все прочие, отбывавшиеся ахуйю (дельмахоре) по обычаю до обнародования положения, отменяются. [417]

Выкупная плата за освобождение от 4-летнего отбывания исчисленных в предшествующей ст. (9-й) повинностей определяется на следующих основаниях:

а) Размер выкупной платы за полевую работу для каждого дыма определяется по числу обязательных работников, в действительности выставляемых дымом для исполнения оной, независимо от числа работников, находящихся в дыме, причем выкупная плата полевой, в течение 4-х лет, работы для дымов, выставлявших одного работника, полагается в 40 р., для дымов, выставлявших двух работников, & 80 р., для дымов, выставлявших трех и более работников, в 120 руб.

б) Размер выкупной платы за повинность приготовления для стола владельца гоми и кукурузы определяется в 40 р.; если же повинность эту дым ахуйю или дельмахоре обязан исполнять по очереди с другими дымами, или же хотя и не в очередь, но вообще не постоянно, то означенная выкупная плата уменьшается соразмерно времени исполнения этой повинности.

в) Размер выкупа от 2-летнего отбывания повинности отдавать мальчика в услужение назначается в 20 руб.

Ахуйю или дельмахоре, вступившие в это сословие из ахашал чрез приобретение прав семейственных, но не имеющие собственного устроенного хозяйства, а проживающие в доме владельца, освобождаются от обязательных отношений к владельцу по внесении ими половины размера выкупной платы, определенного для дымов, выставляющих для полевой работы одного работника и обязанных отбыванием повинности по приготовлению гоми и кукурузы для стола владельца в течение круглого года (ст. 9, п.п. а и б), т. е. по внесении 40 руб.

Примечание: Право на 10-летнюю льготу от податей и повинностей и на надел землею, предоставляемое ахашала ст. 8, распространяется и на ахуйю, перешедших в это сословие из ахашал, но не устроивших еще своего хозяйства.

12. Каждый дым сословия амацюрасгу или мойнале, остающийся в обязательных отношениях к своему владельцу, продолжает, при фактической способности к отбыванию повинности, отбывать ему повинность полевой работы в прежнем [418] обычном размере, т. е. в течение 2—3-х или 5—6-ти дней в неделю — одним работником.

13. Согласно сему (ст. 12) выкупная плата для сословия амацюрасгу (мойнале) определяется:

а) для дымов, обязанных полевою работою, от 2 до 3-х дней в неделю, в 40 руб.;

б) для дымов, дающих владельцу одного работника в течение от 5 до 6-ти дней в неделю,— в 80 руб.

14. Для расчета денежного взноса при замене полевой работы сословий ахуйю или дельмахоре и амацюрасгу или мойнале выкупом стоимость одного рабочего дня определяется в 20 коп.

Примечание: Вместо полевой работы, владелец может требовать от ахуйю или дельмахоре и амацюрасгу или мойнале исполнения, в счет рабочих дней, других работ, какие до обнародования положения исполнялись каждым дымом по обычаю,

15. Из числа повинностей, лежащих на сословии анхае или пиоши, подлежат отбыванию следующие:

а) доставление владельцу, в известное время года, мясной повинности, как-то: козы, козленка, теленка, барашка, части коровы, барана или свиньи;.

б) доставление владельцу обычного количества кукурузы, но не более восьми околат; 27

в) доставление ему же обычного количества вина, не свыше, однако, восьми абхалов;

г) отбывание полевой работы, в обычном ее размере и порядке, но не более трех дней в год.

Примечание. Все прочие отбывавшиеся анхае по обычаю повинности владельцам отменяются.

16. Размер выкупной платы для каждого дыма из сословия анхае или пиоши определяется по 4-летней сложности подлежащих отбыванию (ст. 15) повинностей.

17. Имущество движимое и недвижимое, имеющееся у освобождаемых от личной зависимости людей, остается в неотъемлемую их собственность.

18. Выбор того или другого способа удовлетворения владельца при освобождении ахуйю или дельмахоре, амацюрасгу или мойнале, анхае или пиоши, т. е. отбывания повинностей в натуре или взноса выкупной платы,— предоставляется [419] освобождающимся, причем уплата выкупной суммы производится, как деньгами, так равно скотом и продуктами хозяйства, единовременно или за каждый год в отдельности, за все подлежащие выкупу работы и повинности в совокупности или за каждую из них порознь.

Примечание. 1. Участки земли, принадлежащие освобождающимся на праве частной собственности, не должны ни в каком случае быть включаемы в выкупную плату за освобождение.

Примечание 2. Владельцы не имеют права продавать кому бы то ни было труд и повинности освобождающихся, без собственного на то согласия последних.

19. Независимо от вышеизложенных правил обязательного освобождения, установляемых настоящим положением, владельцы и освобождающиеся всех сословий, по предмету отбывания последними повинностей в течение обязательного периода, а равно в отношении определения размера и порядка взноса выкупной платы за освобождение от повинностей, могут во всякое время входить в добровольные между собою соглашения, с тем, однако, условием, что соглашения эти не должны противоречить существующим по сему общим узаконениям, или обусловливать большее чем 4-летнее продолжение срока обязательных отношений, а также вести к увеличению установляемой сим положением выкупной платы.

20. Все добровольные сделки, заключенные между владельцами и освобождающимися от их зависимости людьми, рассматриваются и утверждаются мировыми посредниками, кои действуют как в этом случае, так и по другим предметам их назначений, на основании высочайше утвержденных о них правил и имеющей быть данной им главнокомандующим армиею инструкции.

21. Всем людям зависимых сословий, остающимся в обязательных отношениях к владельцам, предоставляется прекратить, во всякое время, эти отношения, со взносом части выкупной суммы, следующей по расчету остающегося времени до истечения 4-летнего срока обязательных отношений, с зачетом в счет суммы этой стоимости повинностей, отбытых сверх положения в период состояния освобождающихся в обязательных отношениях, если таковое отбывание [420] повинностей, в усиленном размере, имело место в силу добровольных соглашений, утвержденных мировым посредником.

Для скорейшего прекращения обязательных отношений освобождаемых к владельцам, допускается возможно большее развитие поручительства, причем поручительство это может иметь место как в отношении всей выкупной платы, так и части ее.

Из бывших зависимых людей подлежат бесплатному освобождению:

а) Ахашала, ахуйю или дельмахоре амацюрасгу или мойнале, переданные бывшими владельцами другим лицам или вопреки обычаю или хотя и не против обычая, но без соблюдения установленных по сему правительством правил, или по совершенном воспрещении таковых передач.

б) Ахашала, принадлежавшие лицам, выселившимся в 1867 г. в Турцию, а равно ахуйю, амацюрасгу и анхае, состоявшие в зависимости или подвластности сих лиц.

Примечание. Если ахашала, независимо принадлежности своей лицам, выселившимся в 1867 г. в Турцию, принадлежали в то же время и другим лицам, оставшимся в Сухумском отделе, то выкупная плата за таких ахашала уменьшается на ту долю, какая должна была бы достаться выселившемуся лицу. То же самое разумеется и относительно уменьшения выкупной платы, при освобождении от зависимости или подвластности тех дымов ахуйю, амацюрасгу и анхае, кои состояли в подобной же совокупной зависимости или подвластности.

в) Вдовы и дети пленных русских, с их потомством.

г) Лица, неправильно закабаленные в ахашала и ахуйю или дельмахоре, если таковое закабаление совершилось непосредственно над ними, а также и дети сих лиц.

д) Сироты обоего пола сословий ахуйю или дельмахоре и амацюрасгу или мойнале, проживающие в доме владельца.

е) Проживающие в доме владельца бездомные женщины из сословия ахуйю или дельмахоре, амацюрасгу или мойнале и анхае или пиоши.

ж) Дымы из сословия ахуйю или дельмахоре, амацюрасгу или мойнале и анхое или пиоши, не имеющие в составе своем способных к работе взрослых работников. [421]

з) Ахашала, ахуйю и амацюрасгу, проживавшие в пределах Абхазии, попавшие затем в плен к горцам Северо-Западного Кавказа и возвратившиеся обратно по покорении этой части края, буде они вновь закабалены их прежними владельцами и лицами, в зависимости коих состояли, без каких-либо обычных к тому поводов.

II. О поземельном устройстве

24. За всеми жителями Сухумского отдела, как высших, так и низших сословий, а именно: тавад, амиста, или жноскуа, шинагма, анхае пли пиош, амацюрасгу или мойнале, ахуйю или дельмахоре и ахашала, утверждаются на праве полной собственности усадебные, пахотные и возделанные садовые земли, составляющие по местному народному обычаю частную собственность каждого лица или дыма.

Примечание. Главнокомандующему Кавказскою армиею предоставляется установить особыми правилами пределы обычного права, в коих притязания на закрепление означенных категорий земель в частную собственность могут подлежать удовлетворению.

25. Сверх означенных земель (ст. 24), каждой сельской общине отводится достаточное для удовлетворения потребностей общины количество земли из ближайших, по возможности, к сельским оседлостям участков, не составлявших по обычаю частного владения.

26. Лицам, имеющим в своей подвластности анхае или пиошей, обязанных выкупом тех или других повинностей, предоставляются особые поземельные наделы, полагая по две десятины за каждый дым анхае, с тем что если дым анхае отбывает сказанные повинности нескольким лицам, то поземельный надел в две десятины должен быть разделен между таковыми лицами поровну.

27. Сверх показанного в предшествующей статье количества земли для обеспечения фамилий, которые, на основании особых правил, имеющих быть утвержденными главнокомандующим Кавказскою армиею, будут признаны принадлежащими к сословию тавадов, амиста, или жноскуа, отводятся им, в [422] частную собственность, соответственные положению их в среде остального населения, особые наделы, в размере от 25 до 250 десятійн на каждый двор; причем, однако же, Главнокомандующему Кавказскою армиею предоставляется в от дельных случаях, и увеличивать наделы против определенной настоящею статьею нормы, если он, по важности происхождения или заслуг того или иного лица и по другим могущим представиться соображениям, признает то справедливым.

Примечание. Независимо от назначаемого, согласно настоящей и предыдущей статей, земельного надела, а равно независимо от земель, укрепляемых, согласно статье 24 настоящего положения, за всеми сословиями, привилегированным фамилиям предоставляется право пользоваться наравне с другими жителями общины общественными землями в той общине, в которой каждая фамилия имеет постоянное жительство.

28. Ахашала, как необеспеченные собственным хозяйством, получают, с прекращением обязательных отношений к владельцам, частный надел в тех общинах, в которых будут водворены, полагая до пяти десятин на каждую душу мужского и женского пола.

29. Городу Сухуму, находящимся в Сухумском отделе торговым местечкам, а также церковным причтам абхазских и самурзаканских приходов, отводятся земельные наделы по усмотрению главнокомандующего Кавказскою армиею.

30. Земли, долженствующие остаться свободными в культурной части Абхазии и Самурзакани за вышеизложенным утверждением прав частной собственности и наделами, определяемыми настоящим положением в частное владение и в общественное пользование, а равно и незаселенные горнолесные и горнопастбищные пространства, остаются в непосредственном распоряжении правительства.

Примечание. Условия, на которых земли эти могут быть предоставляемы в пользование населения, определяются особыми правилами, утвержденными главнокомандующим Кавказскою армиею.

31. Главнокомандующему Кавказскою армиею предоставляется определить правила размежевания земель, в силу [423] настоящего положения, с принятием в нужных случаях надлежащих мер для уничтожения чресполосности.

Главнокомандующий Кавказскою армиею генерал-фельдцейхмейстер Михаил.
Начальник Кавказского горского управления генерал-майор Старосельский.

ЦГИАЛ, ф. 1268 (Кавказского комитета), оп. 12, д. 74, 1868 г., лл. 39-42. Копия.


Комментарии

1. Абхазское наименование черкесов.

2. Селение в нынешнем Гудаутском районе Абхазской АССР, бывшая резиденция абхазских владетелей.

3. Келеш-бей Манучарович Шервашидзе (Чачба) — владетель Абхазии с конца 80-х годов XVIII в. по 1808 г. 2 мая 1808 г. он был убит турецкими агентами.

4. Правильно — Абжуийский округ.

5. Правильно — ахылапшю.

6. Правильна — Махмед.

7. Сафар-бей (Георгий) Шервашидзе обратился к императору Александру I с просьбой о принятии его в русское подданство в 1809 г.

8. Правильно — айзара.

9. Правильно — ажвлар.

10. Правильно — анхаю.

11. Правильно — ах-ую.

12. Правильно — ахвашала.

13. Чачба и Шервашидзе — наименования одной фамилии.

14. Сафар-бей (Георгий) Шервашидзе был владетелем Абхазии с 1808 по 1821 г.

15. Дмитрий Сафарбеевич Шервашидзе был владетелем Абхазии с 1821 по 1822 г.

16. Правильно — шинакма.

17. Правильно—Аийаа (Аираа) или Айба.

18. Правильно — Апцхуа, ныне поселок сел. Мгудзырхва, Гудаутского района.

19. Правильно — Атар или Тарба.

20. Правильно — Инал-Ипа.

21. Правильно — агырцва, множественное число от агыруа.

22. Очевидно от атвы — совершенно бесправный человек — холоп (раб), отсюда дитуп, т. е. его собственность.

23. Правильно — агураа.

24. Находится в сел. Ачандара, Гудаутского района.

25. Правильно — Чанба.

26. Правильно — амацура-зку.

27. Правильно — акалат — корзина, главным образом, для винограда и кукурузы.

Текст воспроизведен по изданию: Из истории крестьянской реформы в Абхазии // Исторический архив, Том V. М.-Л. 1950

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.