Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОСТАТКИ ХРИСТИАНСТВА МЕЖДУ ЗАКУБАНСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ.

Предания и рассказы старожилов убеждают, что Черкесы, не более как 60 лет тому, приняли Магометанскую веру; а рассматривая их обычаи, видим, что они были Христиане. Различные обстоятельства начали ослаблять в них веру Христа, а заблуждения, вкрадываясь мало-по-малу, наконец приблизили их к совершенному идолопоклонству. До обращения в Магометанство, Черкесы, при молитвах, обращались к Востоку, зажигали в домах восковые свечи, курили ладан и клали земные поклоны. Испрашивая у неба мир, благополучие, изобилие плодов земных, и во всех подобных случаях собирались под тень некоторых огромных деревьев, привязывали к сучьям, кресты, совершали жертвоприношения и заключали угощением. Это называлось ташь, Богоугодная жертва, или молебен. За неимением Священников, избирали какого-нибудь старика, облачали его в белую войлочную мантию (ячмычи) и тот, взяв в руки деревянную чашу, подобную причастной, [102] наполнив ее вином, а за неимением его водкою, или бузою, обращался лицем к Востоку, и стоя среди народа читал молитву обычную, а часто импровизированную на месте. Потом обращался к народу, призывал на него милость и благословение небес и желал ему исполнения того, что было поводом молебствия. Все это заключалось пиршеством. В начале каждого года, в первых числах Генваря, постились целую неделю, питаясь одними лишь бобами, и этот пост назывался у них и теперь еще называется тлеумсик (мясопуст). После сего праздновали Рождество Христово тоже целую неделю, проводя время в пирах и забавах. Созереш, или Сретение Господне, торжествовали следующими обрядами; накануне, в вечернюю пору, в дом их молитв входила одна новобрачная молодая женщина, богато убранная, с зажженною свечей в руке — остатком прошлогоднего праздника, и ею зажигала другие свечи, и освятив дом, становилась у запертых дверей; но во все время пребывания в молитвенном доме, она не должна была отвращать лица от Востока. Тем временем собирался у дверей народ. Хромой старик, с палкою, усаженною восковыми свечами, подходил к той двери и говорил: «отворяй нам двери»! Народ единогласно повторял эти слова, и когда молодая женщина отворяла двери, тогда старик со всем народом входил в дом, [103] зажигал на палке свечи и читал молитвы. Потом, в молитвенном доме и вне его, раскладывали костры, народ расходился по своим жилищам с зажженными свечами и ими каждый зажигал свой костер. Еще имели праздник, называвшийся Шечар, пред которым постились целую неделю, а некоторые вовсе ничего не ели. Во все это время, при молитвах каждый осыпал себе руки мукою. В конце поста праздновали память Св. Сергия, и неделю эту называли Абшетлабшетсут, что значит: «храбрые воины или мужественные сподвижники». Масляницу называли Угаг, а великий пост Угыг. Последний продолжался у них сорок восемь дней. Вербный день называли Гушгах, что значит: «воскресение мертвых». В следующее Воскресенье праздновали Пасху — Удыш. В продолжение всего поста собирали яйца, не употребляя их ни для какой нужды, и разбить яйцо почитали преступлением. Накануне Пасхи красили яйца и разговлялись сперва ими, а после уже другими яствами. Говорят, что даже и теперь во многих местах, в горах, соблюдают эти обряды. В день воскресения мертвых (Гушгах), всякий отправлялся на кладбище и поминал предков своих молитвами, яствами и разными благотворениями. Ежегодно, в 7 день Апреля, праздновали Нагышатах, что значит: «подарить свежими цветами». Сей обычай сохранился и поныне. В [104] этот день девицы и молодые женщины толпами идут к поле, собирают цветы и дарят ими друг друга. На вопрос о причине такого обыкновения, старики сказывают, что это перешло к ним от предков, в ознаменование того, что Ангел при Благовещении Св. Марии принес цветок. Праздновали день Вознесения Господня — Отбек (жребий). В этот день, в первый раз приносили в жертву ягненка, и с того дня разрешалось употребление мяса. Еще был праздник, называвшийся Тгагрепых, что значит Божья дочь, или Господняя дева. В этот день, каждая девица относила по цыпленку в дом молитвы, где приготовляли кушанья; народ собирался на этот девичий обед, после которого они поздравляли своих гостей с заговеньем Богородицы. Следующую неделю постились, а в Воскресенье за тем торжествовали праздник Богородицы, что называлось Ташхоян, т. е. Матерь Божия. В этот день пели всенародно следующую песню в честь Богородицы: Ташхояне Мириамшхо, Мериемнеф тиефжан дыхрзынаш мазе зыпшах, что значит: «Великого Бога Мать — великая Мария, светлая Мария, облаченная в золото белое, на челе имеет луну, а вокруг себя солнце». Подобных хвалебных песен во славу Божьей Матери много, и Пресвятая Дева, до сих пор, в особенном почтении у Горцев. Праздник Исутк, или день окропления водою, сопровождается [105] веселыми играми народа, который окрапляет всякого водою. Есть еще много соблюдающих и исполняющих до сих пор все эти праздники и обычаи, в особенности накануне праздников Св. Великомученика Георгия и Св. Якова. При жертвоприношениях животных кормят их солью, рога их украшают зажженными восковыми свечами, а при заклании жертв обращаются к Востоку. Что народ этот был некогда Христианским, это даже доказывают названия некоторых дней недели. Так напр. Воскресенье на их языке Тхавмах, т. е. день Божий; Среда — Нараскеже, т. е. меньший пост; Пятница — Нарашмшко, т. е. большой пост. Посему видно, что воскресный день в древности у них был посвящен Господу, а Среда и Пятница — были постные. В горах, во многих местах сохранились Христианские храмы и в некоторых, говорят, есть церковные утвари и книги. Предание повествует, что шестдесят лет тому, Шапсугские Черкесы, видя в Анапе, на степях Ногайских и в Кабарде, распространение Магометанства, и сами решились принять закон Мединского пророка. Они построили мечети и стали молиться на Юг, а Натухуайцы оставались при прежней религии, продолжая поклоняться распятию и молиться на Восток. Шапсуги в большом числе напали на них, собрали все кресты и сожгли их. Натухуайцы не замедлили [106] отплатить им разрушением и сожжением их мечетей, и таким образом возникшее междоусобие продолжалось 20 лет. При перемириях, Натухуайцы брали всегда верх над Шапсугами: «вы — говорили они последним — наши братья, изменили закону предков, приняли новый, но мы не можем согласиться, чтобы мы последовали Магомету и требуем: возвратитесь к старому закону». Те и другие неоднократно обращались с жалобами к Анапским Пашам, одни требуя удовлетворения за истребление крестов, другие за разрушение мечетей. Напрасно Паши старались преклонить Натухуайцев к принятию Магометанства; они были непреклонны и утверждали, что поклонение Распятию старее было по времени Магометанству, что все Горцы нераздельно исповедывали Христа, и Шапсуги, отложившись от закона предков, первые подали повод к неприязненным действиям осквернением святыни. Паши, по долгом рассмотрении обстоятельств междоусобной их распри, отдали справедливость Натухуайцам и с большим усилием примирили оба клана. Шапсугская мечеть, раззоренная тому 40 лет, находилась в Абине, где теперь Русское Абинское укрепление и Православная церковь. В первое десятилетие, нынешнего столетия, Гасан Паша, приняв в управление Анапу, с многочисленным войском вступил в земли Черкесов и, то угрозами, то [107] богатыми подарками, склонил их согласиться принять Магометанство. Горцы принуждены были дать присягу в верном соблюдении правил Корана и принять наставников в новой вере. Таким образом водворилось Магометанство во всей Черкесии.

Текст воспроизведен по изданию: Остатки христанства между закубанскими племенами // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 67. № 265. 1846

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.