Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Государственным крестьянам

7,122

Монастырским крестьянам

3,230

Помещичьим крестьянам

3,901

Кроме того дворянам обоего пола

1,556

170 церквей Грузинской эпархии, 12 церквей Армяно-Григорианской. Деревни весьма различной величины, есть деревни [124] в 20 и в 400 дворов. В местах, где разведен виноград, дворы рассеяны между виноградниками. Каждое селение образует самостоятельную общину. Леса большею частию состоят в общем владении нескольких общин. Каждый имеет право рубить и вывозить лесу, сколько угодно, но не продавать его; для продажи нужно общее согласие. При каждом дворе находится от 15-20 десятин виноградника. Земля вся принадлежит ко двору и не разделяется между наследниками. Члены одного семейства живут очень согласно: старший в роде (дед, отец, или брат) имеет неограниченную власть и заботится о всех. Семейство часто состоит из многих поколений, заключающих в себе до 30 душ. В случае несогласия, избранные посредники распределяют имущество. Система земледелия здесь двухпольная. Преимущественно засевают кукурузу, а потом пшеницу и ячмень. Дворянство сделало несколько попыток к улучшению сельского хозяйства. Казна с каждого двора взыскивает код в 2/3 пшеницы и в 1/3 ячменя. Есть старинные колонисты, которые с содержимых ими садов и виноградников платят денежную подать (кулуку). Орошения очевидно, в прежние времена, были под строгим надзором; теперь дворяне пользуются каналами по произволу, крестьяне же в этом отношении подчинены особому чиновнику (меруэ). Пользование каждого соответствует определенной нацавалом подати. Помещичьи крестьяне раз в неделю ходят на барщину и, с принадлежащей им земли, платят седьмую часть, а иногда только 7-й сноп, не платя ничего с овощей. Работники получают пищу, одежду и 30 руб. сер. в год.

Князь говорил мне, что Кахетины имеют страсть к тяжбам, особенно члены одной общины не выдают друг друга и ведут упорные процессы с соседями. Страна очень богата старинными документами, которые в этих случаях [125] представляются — он показал мне их множество. Я здесь опишу одну грамоту, которая так красива, что могла бы служить украшением любого государственного архива.

Грамота выданная из синодальной канцелярии Грузинского Экзарха, предъявлена одною из тяжущихся сторон. Она написана на плотной, гладкой, желтоватой бумаге, похожей на пергамент и состоит из свертка, длиною от 18 до 20 футов и шириною в фут. Спустя пространство в фут, представлены четыре фигуры, из которых две первые несравненно лучше исполнены, нежели последние; оне написаны в позднейшее время. Первая фигура представляет мнимое изображение царя Александра, 1593 г. Царь сидит на широких креслах поджавши ноги; лицо и борода нарисованы и раскрашены отчетливо; на голове золотая чалма, сам он в парчовом, затканном цветами, кафтане, обшитом мехом, золотоцветном жилете, золотом шарфе и фиолетовом нижнем платье, в одной руке косвенно держит перед собою кинжал, другою опирается на костыль.

Портрет увенчан двуглавым орлом, с красным клювом, красными ногами и когтями, держащими в правой ноге меч, а в левой перо или пальмовую ветвь, — точно определить нельзя. Это первая картина, в широкой украшенной рамке.

Вторая изображает четырех сидящих на креслах царей, а именно: Давида, Ираклия, Константина и царевича Теймураза; также третья картина, представляет двух стоящих царей: Теймураз с седыми волосами и бородою, с короною и скиптром и почти в церковной одежде; в длинном коричневом, с затканными золотыми цветами, нижнем платье, и красной царской мантии, окаймленной золотом; царевич Давид с черными волосами и бородою, в польской меховой шапке, в коротком кунтуше, золотополосом жилете, [126] красном нижнем платье, отороченном золотым позументом, синих чулках и красных башмаках. Потом 4-я картина, на которой изображены стоящими три царя: Александр, Лев и царевич Давид; первые два в царских облачениях, а царевич Давид в том же одеянии, как в третьей картине.

Внизу под этими картинами изображена прежде молитва, написанная золотыми старо-Грузинскими церковными буквами, с длинным порицанием тех, которые грабят церковь и отнимают у нее принадлежащее по сей грамоте. Потом излагается собственно грамота. В ней упомянуто, что царица Тамара первая учредила Кахетинскую церковь и что Персияне, во время нападения, все расхитили, даже документы. Настоящее время мирное, почему и просили царя, чтоб он подтвердил прежние пожалования и преимущества. Это первое подтверждение. Лета от сотворения мира 7140 (1595); [127] далее позднейшее писано другою рукою, последнее от 1708 г. Имена царей прикреплены печатью. Бумага склеена через 2 1/2 фута, а на обороте приложена печать на соединении. Собрание таких грамот, изображение печатей, картин, портретов, каменных памятников и проч. было бы весьма интересно и могло бы послужить к пополнению истории этих стран; но к этому должны быть подготовлены туземцы воспитанием и посещать университеты, чтоб напитаться там духом науки.

Целое утро была прескверная погода; небо разъяснилось лишь в одиннадцать часов и тогда поездка наша, при ярком, приятном освещении, была очень интересна. Мы все ехали по покатостям гор и по левую сторону открывался перед нами прелестный вид на богатую, тщательно обработанную землю. Эта часть Кахетии образует широкую долину между горами восточными (или Лезгинскими) [128] и пересекается довольно значительною рекою Алазанью. Деревни большею частию лежат на склонах холмов, одна подле другой. Обыкновенно, непосредственно перед деревнями, были два ряда виноградников, потом засеянные поля и, наконец, луга и пастбища до самой Алазани.

He доезжая деревни Кургана, мы проехали мимо лежащего между двумя холмами, маленького круглого пруда; мутная вода его в беспрестанном волнении от того, что в средине ежесекундно выбивало ее ключом. Ключ этот состоит из теплой и даже горячей воды и, вероятно, происходит от теплого минерального источника, которым пользуются только для лечения больного скота, часто от того выздоравливающего. Петр Ней, посланный туда для разведывания, сообщил нам следующее предание:

В древние времена, на месте пруда, стоял дом одного чрезвычайно скупого, корыстолюбивого и вовсе не благочестивого священника. Он и тем еще подавал дурной пример в околотке, что сам работал и других заставлял работать по воскресеньям и праздничным дням. Однажды, в день Преображения Господня, он приказал молоть хлеб. Проходивший мимо Спаситель остановился у дома и спросил священника: «Какой сегодня день?» Священник, не узнавши Спасителя, закричал: «Тебе что за дело? Сегодня Преображение Господне, а дочери молотят пшеницу.» Спаситель повернулся и в ту же минуту дом, со всем что находилось в нем, погрузился в землю и никто более не видал священника и семьи его. На месте, где стоял дом, образовался пруд с теплыми ключами, состоящими из слез раскаяния грешного священника и его семейства 4. Любопытно и весьма полезно [129] было бы собирать народные предания этих стран, для сличения с Европейскими. Привожу здесь другое предание, сообщенное мне стороною, но прибавлю, что я не был на том месте, где оно происходило.

В южной Грузии находится Сурам, с древнейшим замком, построенным будто бы Фарнаджаном за два столетия до P. X. Он в прежние времена был во владении Таваса, почти независимого ленного князя, который наделал много хлопот тогдашним царям. На юго-восточной части замка возвышается стена над глубокою пропастью, которая так крепка, что кажется выросшею из скалы. Один из Тавасов некогда прилагал все возможные старания вывести эту стену, которая казалась необходимою для защиты замка, но все труды его были напрасны: что было сделано днем, ночью проваливалось в бездну. Наконец дознались, что стена должно быть заколдована. Спрошенный no этому делу Персидский колдун, объявил, что стена будет окончена лишь тогда, когда под фундамент ее похоронят живого, единственного сына вдовы. Отыскали мальчика и над ним окончили стену. Но она никогда не высыхала, поверхность ее всегда была сыра. Это слезы несчастной матери. Сохранилась народная песнь, в которой приводится последний разговор матери с сыном, Цурабом. «Что ты, жив еще, милый сын?» — Ах! матушка, меня замуровали до колен!» Тот же вопрос. — Ах! матушка, стена подымается до пояса; — до гру... — до шеи... — Наконец последний крик его «waime didawgawdawdi! Беда, матушка, все кончено!»

Нигде способы огораживания полей и садов столь не разнообразны, как в Кахетии. Я заметил всевозможные роды заборов, от самых грубых, до плетенных искусственным образом: заборы из планок, из досок, живые шпалерники, каменные ограды. Страннее всего был род ограды из корней, [130] остатков обрубленных пней и кривых ветвей, так искусно переплетенных, что они образовали самые чудовищные формы, клубки сросшихся между собою змей и других чудовищ.

Мы пробыли несколько времени в селе Анагасе. Я снял вид с деревенской церкви, устроенной по совершенно другому образцу от прочих церквей этих стран. За исключением резьбы, форма ее была более похожа на Европейские церкви.

Посреди сада находилась большая полуразвалившаяся каменная башня, какие вообще видны во всех больших селах этих стран; она построена дворянством для защиты против неприятельских нападений; здесь в особенности, против Лезгинов 5, которые и теперь еще угрожают своими [131] набегами. Прежде, во время могущества Грузив, ей были подчинены Лезгинские и Дагестанские горы; но она не могла поправиться после завоевания Тамерлана; притом ее ослабили частые разделения. Таким образом храбрые Лезгины сделались не только независимыми, но даже совершали частые нападения на пограничные страны и в особенности на богатую Кахетию. Впоследствии, особенно шах Аббас, страшно опустошил эту страну. Полоса на одной стороне Алазани покрылась густым лесом, а пространство между Курой, Алазанью и Иорою превратилось в степь, где и поныне часто встречаются леопарды.

Мы ночевали на почтовой станции и утром рано приехали в Сигнах. На шестой версте дорога между горами поворачивает направо, в узкую романическую долину, чрез которую протекает значительный ручей; в верхней части его, он запружен и обведен каналами по обеим сторонам долины, чем орошаются лежащие посреди луга и поля. В этой долине находилось до 20 мельниц, которые, вместо стоячих наливальных или подливальных колес, имели лежачие горизонтально колеса, таким образом вращавшиеся водою. Причину этого необыкновенного и несообразного с целью устройства я не мог узнать. В Тифлисе я видел мельницу обыкновенной конструкции с стоячими колесами.

Сигнахский окружный начальник, князь Абхазов, прислал нам навстречу своего племянника, который повел нас к нему. Дом его находится вправо от города, на возвышении. [132] Он снаружи и внутри был точно такой же, как уже описанный нами дворец Дадиана, князя Мингрельского.

Князь Абхазов человек умный и с стремлением к образованию: он был сообщителен, когда замечал, что занимающие его предметы занимают и других. Супруга его была дочь Сванетского князя. Он говорил, что ни одна из Кавказских стран не представляет столько интереса для путешественника, относительно археологических исследований, как Сванетия; особенно потому, что там замечательнейшие, отчасти колоссальные, архитектурные произведения всех времен, многие может быть того времени, о котором молчит история 6. Там много есть церквей, относящихся и к временам средних веков, отчасти полуразрушившихся 7, которые по Сванетским и Абхазским преданиям сооружены Дженовами. [133] Под этим названием должно, конечно, разуметь Генуезцев, которые в средние века отчасти владели всеми странами Восточного берега Черного моря или, по крайней мере, имели решительное на них влияние.

Кажется, что Генуэзцы сделали попытки в распространении римско-католического вероисповедания между язычниками 8, что доказывается постройкою церквей. Под защитою их, Францисканский орден распространился по всему Кавказскому краю. В 1833 г. они учредили архиепископство в Тамане и епископства в Лукуке и Шибе. Они, кажется, также старались примирить Грузинскую церковь с Римскою, но без успеха, как и позднейшая попытка Грузинского патриарха Антония I, в правление царя Ираклия. Патриарх тогда был изгнан и впоследствии жил в совершенном уединении, посвящая себя исключительно наукам. Сохранилась рукопись исторического сочинения его о Грузии, которою доселе никто не воспользовался; она находится во владении князя Давида Цицианова, в Кварели, близ Хори.

В Генуэзских архивах, конечно, находится богатый материал для истории и этнографии Кавказских и Северо-Малоазийских стран и племен; но кому суждено вывести эти сокровища на свет? Везде в этих странах находятся бесчисленные строения, которые народное предание приписывает Дженовам. Они имели свои замки и склады на всех берегах Крыма, Кавказского края, Малой Азии от Требизонда до [134] Перы и во внутренности Азии до Персии. Им приписываются все укрепления, валы, бесчисленные замки, мосты и караван-сераи; так напр. замок Гассан-Кале с мостом через Аракс и теплыми ключами. На два часа пути оттуда находится знаменитый Мост Пастухов, Чепан-Кепци, на семи красивых арках, который приписывается Дарию Истаспу.

В отношении к Сванетии и Грузин сохранилось следующее предание: Язон, при похищении золотого руна, вытеснил Грузинского царя Фарнабаза. Злополучное приключение это заставило его приискивать в горах место, совершенно безопасное от нападения, и потому он избрал Сванетию, малочисленное население которой, находилось у него в совершенной зависимости; выстроил там множество укреплений, сохранившихся по ныне в развалинах и поселил в них Грузинское дворянство. Но сие последнее мало по малу совершенно смешалось с народом, так что тамошний язык, в словах, звуках и устройстве, различествует с прочими Кавказскими наречиями. Но Грузинское влияние явствует уже из того, что имена числительные остались Грузинскими. Сванеты, обращенные в христианство царицею Тамарою, остались христианами почти только по имени. У них нет священников и по этому нет собственно и церковной службы; они в своих развалинах собираются на молитву, преимущественно перед иконами. Но если нет лично посвященных священников, то сохранились священнические роды, называющиеся деканазами и имеющие надзор за церквами. Они перед народом произносят известные молитвы и во имя Св. Троицы благословляют супругов при бракосочетании и напутствуют мертвых при погребении; присяга принимается в присутствии их, перед иконами. Говорят, что места их неприступны и почти непобедимы; в долинах земля очень плодородна и имеет мало известные и мало обработанные золотые и серебряные рудники. [135]

У Сванетов голубые глаза и белокурые волосы. Они красивы и храбры; обида решается поединком, кровная месть везде в употреблении. Многоженство нравами не запрещено, но развод не дозволен. Они покупают жен, но как цена их высока, от 60-80 коров, то похищение женщин очень обыкновенно — и продажа девушек и мальчиков очень употребительна. Они перевозятся в горы к Черкесам и оттуда обыкновенно перепродаются в Константинополь. Цена мальчика от 3 до 400 р. сер., девушки половина или две трети.

Князь Абхазов рассказывал нам, что несколько лет тому назад, он с Фельдмаршалом князем Паскевичем проехал по границе Ахалцыхского уезда, мимо озера Тапорована и увидали красивую, еще хорошо сохранившуюся маленькую церковь. При внимательном обзоре открыли на ней надпись, доказывающую, что церковь построена царицею Тамарою в 1183 году.

Он утверждал, что за 170 лет до Александра Великого, Грузинский царь Фарнабаз изобрел, или, по крайней мере, ввел в употребление настоящее Грузинское (церковное) письмо; что тогда только Грузинский язык сделался преимущественным в этой стране, а до того времени было бесчисленное множество наречий. Исторический ли это факт или только предание?

Князь Абхазов старался ввести разные улучшения в сельском хозяйстве. Казна для разных опытов подарила ему 500 десятин земли. Он говорил нам, что с совершенным успехом сделал опыт разработки сахарного тростника; для этого он выписал особого мастера из Западной Индии, который уже теперь умер, однако успел достаточно обучить некоторых из его соседей. Только с очищением сахара он не мог еще справиться. Он также делал здесь успешные попытки к разведении индиго. Равным [136] образом обрабатывает хлопчатую бумагу, но не в достаточном количестве для здешних, довольно значительных, фабрик. Он сеет много картофелю, который и за столом его подавали нам отлично приготовленным.

Город Сигнах расположен прекрасно; с трех сторон он покрывает круглую гору с подножия до вершины, которая окружена отчасти развалившеюся стеною от 20-30 футов высоты, и из-за ней выдаются несколько огромных башень. Стена выведена царем Ираклием и считается очень крепкою. Несмотря на то, Персияне завладели городом и опустошили. Сигнах имеет до 2,000 жителей, которые считаются храбрейшими из храбрых Грузинов, но есть здесь и много Армян. Они очень беспокойны и уже несколько раз строго были наказаны правительством.

После обеда князь провел нас в монастырь Св. Нины, на полчаса езды от Сигнаха (Нино-Туминда). Мы верхами ехали по прекрасной дороге, с горы на гору.

Сказание гласит, что св. Нина 9 во время Константина [137] Великого, от 314 до 318 г., первая проповедовала христианскую веру в этих странах, учредила здешний монастырь и выстроила церковь. Она была так непорочна, так чужда всего земного и предана Богу, что нога ее никогда не касалась земли: она парила, так сказать, над ее поверхностию. Ученицею ее была знаменитая царица, по имени Тамара. Близ Сигнаха, по направлению к Царскокалагу и Каралагу, находятся развалины замка, в котором жила Тамара. Она славилась героинею и вела счастливые войны с Персиянами и Лезгинами. Последних она заставила зимою носить лед с Лезгинских гор в Тифлис. Само собою разумеется, что не должно смешивать эту баснословную Тамару, с известною царицею Тамарою XII-го столетия.

Сперва мы осмотрели церковь св. Нины, выстроенную, как гласит предание, в IV столетии; в ней покоятся мощи [138] святой. По наружному виду, церковь эта совершенно различается от других церквей на Востоке, которые все почти выстроены в стиле круглых куполов, что основано на символических идеях. Здешняя церковь не имеет купола, a состоит из длинного свода с двумя таковыми же по бокам.

Монастырь, кажется, должен быть упразднен по смерти последних его обитателей; мы застали там только архимандрита и трех священников белого духовенства, для отправления церковной службы. Архимандрит принял нас радушно и повел в свою келлию. Я нашел, что характер тихого спокойствия и уединения, редко выражается так умилительно, как в этой обители. Занимаемый архимандритом флигель монастыря представляет весьма старинное здание. Зала, несколько комнат и в выступе кабинет, построены на бревнах; все это не слишком высоко, но с большими, узкими окнами, с решетками самой изящной работы; густые виноградные лозы покрывают не только стены, но и всю крышу; в комнатах множество икон, столы и стулья красивой формы, напоминающие старинное рококо с прекрасною резьбою.

Монастырь этот был некогда очень богат и имел до 1,200 душ крестьян, состоявших под управлением синодальной конторы. Подати, десятины и пр. прежде определялись архимандритом по известной оценке; теперь определяются синодальною конторою. Крестьяне по состоянию их разделены на четыре класса: первый платит по 8 p., второй no 6, третий no 4, и четвертый по 2 рубля.

Доходы женатых священников в этой стране получаются с поземельной собственности и, кроме того, им дают от каждого двора 27 фунтов хлеба и три аббаза тамошней монеты, а за совершение церковных треб, крестин, венчания, погребения, и пр. неопределенную или условную плату, — за последние на пр. от 2-10 руб. По случаю похорон даются [139] два или три обеда, в день погребенья, неделю спустя и еще один по истечении месяца последний. При них участвуют священники. Приезжее духовенство получает по этому случаю три аббаза.

На другое утро мы отправились в обратный путь, в Тифлис, т. е. переправились через горы и следовали по их южному склону. Добрый хозяин провожал нас около часу верхом и, по здешнему обычаю, с блестящею свитою вассалов и слуг. Под гору перед лошадьми нашими запряжены были еще два буйвола. Они шли под общим хомутом, в средине которого болтался проводник, обращенный лицом не вперед, а к нам; впереди буйволов, запряжена была еще пара быков и проводник их шел с ними рядом.

Вся упряжь должна была казаться очень странною для Европейского глаза. На другой стороне горы была почтовая станция. Здесь расстался с нами хозяин наш. Тут же простился я и с князем Ливеном, который отправился на восток, а я с Петром Неем возвратился в Тифлис.

Сначала мы проехали мимо тщательно обработанной пашни, и правильно разделенных полей, потом увидели опустелую Татарскую деревню, разоренную, несколько тому лет, Лезгинами. Поздно после обеда, мы опять приехали в колонию Мариенфельд. Рядом с вею Грузинская деревня Сартиискале. Здесь Немецкое соседство подействовало, по крайней мере, в том отношении, что во вновь построенных домах заметно было, хотя бедное, но все-таки подражание Немецкой структуры. Однако ж окна были без стекол и стены выведены по Грузинскому обычаю — попеременно из круглых голышей и известковых камней.

В этот день мы несколько раз встречали возвращавшиеся из гор стада овец. Пастухи в пестрой, Грузинской одежде, верхами и в полном вооружении. При каждом стаде [140] было пять или шесть собак отличной степной породы; оне происходят от смешения волков с борзыми собаками, питают глубокую ненависть к волкам и отлично с ними справляются. Оне годны только для защиты стад; воинское их честолюбие не дозволяет им заниматься, подобно нашим пастушеским собакам, внутренним и внешним обережением. Здесь для этого предмета к овечьим стадам присоединяют коз. Во время пастьбы козы держатся внешней окружности и заставляют овец оставаться вместе. Если глупый баран отстал от стада, то умная, ловкая коза бодает его до тех пор, пока он присоединится к прочим. На пути к дому, старый козел всегда идет впереди стада, которое следует за ним, в середине овцы, a по бокам козы; если путеводитель-козел болен или остается по какой-нибудь причине, то ближайший, по летам и достоинству, заступает его место. Этот факт, эту развившуюся здесь хозяйственную распорядительность природы, сообщил мне Петр Ней. В Кавказских долинах преобладают курдюки. Чем дальше углубляешься в горы, тем тоще курдюки и тем лучше. У Черкесов и вообще в горах овцы имеют отличную шерсть.

Я теперь проехал важнейшие страны Грузинского племени и решился обратиться к югу, в Армению.

Во всех путешествиях моих я обращал особенное внимание на жилища народов. Дома, жилища, домашняя утварь, земледельческие орудия, одежда и пр. составляют исторический результат характера, признаков, различия, степени образования, нравов, обычаев и образа жизни народов; как с другой стороны, эти факты имеют обратное влияние на нравы, обычаи и образ жизни, на прочность или преобразование их. Высшие сословия в Европе, во всех странах, имеют более или менее одинаковое образование и одежду, или [141] лучше сказать, той же моды, тот же образ жизни, сходные нравы, общие идеи и взгляды на самую жизнь. Образованный Немец, Англичанин, Француз, Русский и пр. собственно отделились от простого народа; они во всех отношениях более сближены между собою, нежели к собственному народу. Язык отчасти образовал связь между высшими и низшими сословиями, но и в этом отношении общеупотребительный язык, Французский, еще теснее соединяет общий Европейский народ, образованием. Таким образом жилища, дома, домашняя утварь, по всей Европе те же самые, имеют те же формы, тот же характер. Только народные симпатии и привычки, климат и различие в употреблении материала образуют маленькие оттенки. Иначе у низших классов; здесь еще существуют сословия крестьян, ремесленников и работников. Здесь народы являются в их особенностях и различиях. Здесь еще встречаем мы национальный образ жизни и взгляд на нее, национальные нравы и привычки, национальные жилища и домашнюю утварь; хотя надобно согласиться, что новейшая образованность чрезвычайно способна сообщать все национальное в особенное. Мало по малу, но неудержимо, как вода во внутренности гор, она в Европе пробирается до низших слоев и классов народов.

В отношении к сему я приведу здесь собранные мною заметки об устройстве домов и дворов в Кавказской местности. Вот все, что я видел в разных местах, населенных Грузинскими племенами.

1. Собственно Грузинский дом 10 посреди страны, в [142] окрестностях Тифлиса. Грузинский же крестьянский дом всегда прислонен к холму, который выстроен таким образом, что задняя часть его образуется перпендикулярно срытою землею. Из этой земляной стены выходят бревна, которые впереди опираются на двух столбах, соединенных между собою поперечным бревном. Таким образом составляется четыреугольник, имеющий между столбами до высоты бревен, каменные стены. Впереди в стене дверь. Четыреугольник покрыт плотно прилегающими друг к другу бревнами, выдающимися вперед на пять или шесть футов, и опирающимися на четырех или шести столбах, перед домом образуется открытая аркада, в которой жители сидят в хорошую погоду. Бревна сверху покрыты землею и дерном, и составляют плоскую крышу, на которой проводят вечер и даже ночь. Посреди крыши четыреугольная дверь для пропуска дыма; отверстие это и дверь — единственные проводники света во внутренность дома, состоящего большею частию из одной комнаты. О внутреннем устройстве я говорил в четвертой главе. Стены выведены из круглых голышей и глины. У домов правильнее устроенных, положены сначала два ряда горизонтально лежащих кирпичей, потом пространство на фут из голышей, опять ряд кирпичей и опять голыши до самых балок. Дома имеют от 10-15 футов вышины. [143]

Для скота построены весьма простые конюшни, отдельные для каждого рода. Дворы редко ограждаются заборами.

2. Дома и дворы в Мингрелии и Имеретии мало различествуют между собою. Все строения лежат на огороженном забором дворе. Почти везде лозы тыкв пробираются по стенам на крыши домов, что придает им довольно милый вид.

3. Крестьянский дом в Кахетии всегда имеет четыре стены и крышу из соломы или камыша. Боковые стены каменные из стоячих бревен, обитых досками или соединенных переплетом из хвороста, намазанного глиною и коровьим пометом. Задняя сторона только у богатых — каменная или дощатая, и обыкновенно состоит из переплета, а лицевая сторона дощатая и в ней дверь, вверху полукруглая. Крыша часто выдается на 10 футов и, опираясь на столбы, образует аркаду. У богатых аркада эта так высока, что под нею, на лицевой стороне, помещается еще дверь, которая ведет к помещению буйволов; иногда дверь и в боковой стороне. Я заметил, что в некоторых домах аркада окружала весь дом или три стороны его, за исключением задней. Внутри одно большое пространство, посреди огонь, a по сторонам тщательно уложенная постель. Дома и конюшни иногда, но не всегда, окружены заборами. Изображенный здесь дом в Анагасе из числа лучших во всей деревне.

Нам дозволили было войти в него и, к удивлению моему, я застал там разную фаянсовую посуду, тарелки, белую бутылку и несколько чашек. Весь дом состоял из одной комнаты, отделенной от открытой аркады низким переплетом и занавеси в роде театральной. Посреди комнаты было место для огня, но не возвышенный очаг. У стен постели, уложенные весьма тщательно; столов и стульев не было.

4. Крестьянский дом в Гурии (Гуриель), для общего обзора я описываю здесь, хотя был в Гурии только на обратном пути. [144]

Надобно предварительно заметить, что Гурия может быть самая плодородная страна всего Кавказа. Земля не удобривается и дает ежегодно две жатвы. Осенью она слегка взрывается плугом, в роде крюка с двумя концами, в которые запрягают пару волов и потом засевается пшеницею.

Урожай ее собирается уже в апреле месяце, потом земля снова вспахивается, взборанивается связанною из хвороста бороною и засевается просом или кукурузою, поспевающими к сентябрю. Здесь возделывается и табак. Страна заселена не деревнями, а отдельными дворами, расположенными большею частию на небольших холмах. Двор обыкновенно огорожен забором из кустов или досок; на нем строение посереди высоких прекрасных орешников, каштанов и яворов. Вблизи домов сады и виноградники, даже поля, засеянные просом и кукурузою; все это окружено заборами, всего на пространстве от 3 до 10 десятин. Кроме того некоторые дворы имеют общие поля, которые по правильном разделении и размежевании, разделяют между дворами. Такой земли на дворе приходится от 8 до 10 десятин. Определенное число дворов от 20 до 300, составляют сельскую общину, а от 2 до 4 сельских общин церковную. Я теперь опишу двор, виденный мною близ Морана на Рионе. Он тогда принадлежал крестьянину Хасоа Григорьеву. Двор образовал четыреугольник длиною около [145] 200, шириною 150 футов, а вокруг его расположены были огороды и виноградники с прекрасно содержимыми заборами. С угла одной из длинных сторон дорога вела на двор, огороженный красивыми орешниками и каштановыми деревьями. Строения, которых было до десяти, расположены симметрически. Жилье стояло впереди, без связи с другими строениями. Оно имело 36 футов длины и 18-ть ширины. На высоком, в полтора фута, каменном цоколе, выведены стены из бревен венцами, снаружи обшитые досками орехового дерева. Крыша сделана из тщательно связанной соломы.

Дом разделен на две половины: передняя сторона состояла из открытого с трех сторон пространства, с крышею опирающеюся на пяти столбах. В эту открытую галерею вели несколько ступеней чрез низкие двери; галерея же была окружена резными перилами, в три фута вышины, утвержденными на каменной площадке. Из этой галереи, обычного местопребывания жителей, округленная сверху дверь вела [146] во внутрь дома, состоящего из одной большой комнаты (сакля в тесном смысле), с окнами без стекол, загороженными решетками. Посреди место, для разведения на полу огня; дым выходит из крыши по лицевой стороне. Вправо длинная скамья со спинкою, служащая кроватью; ее можно придвигать к огню; на левой стороне прикрепленный диван, на котором весьма аккуратно уложена вся постель; несколько низких маленьких скамеек и треножников — составляли всю утварь; столов и стульев не было. Для меня особенно интересно было наружное сходство Гурийского крестьянского дома с Вестфальским, в первоначальной его форме, встречаемой в некоторых отдаленных приходах, напр. близ Меккена.

Об архитектуре Армянских дворов, я ниже сообщу все нужное. В восточных Каспийских странах я не был; слышал, что тамошние Татары имеют красивые дома с резьбою и украшениями у ставень, крыши и окон, как везде в Великой Руси. Может быть обычай этот Татарами же перенесен в Россию и, следовательно, Татарского, а не Славянского происхождения. По крайней мере его не находим у других Славянских племен: Малороссиян, Белоруссов, жителей Галиции, ни у Финских племен, которые, как на пр. Мордва, совершенно обрусели.

Для сравнения, здесь следует описание Черкесского дома и двора из путешествия на Кавказ Дюбуа де-Монпере, т. I, стр. 23, с изображением.

В Атсесбоио я получил первое понятие о Черкесском ауле. Нет ничего живописнее. Построенные группами, дома окружены дубами, осинами, вязами, грушевыми, сливяными и буковыми красивыми деревьями, которых пощадил топор и которые в жаркое время оживляют всех своею тенью. Главный дом выстроен из дерева или плетня, обмазанного [147] глиной. Кровля из досок, покрытых соломою, прикрепленною длинными шестами; на стороне входа, крыша выдается вперед на три или четыре фута и покрывает галерею, что находим и у Татар в Крыму, жилища которых вообще имеют наибольшее сходство с Черкесскими. На одной стороне галереи, в конце дома, вход в маленькую узкую конюшню из плетня, дверь которой запирается изнутри дома. Внутренность его состоит из одной или двух комнат, пол их — утрамбованная земля; потолок, крыша дома, стены — оштукатурены глиною. Комнаты между собою имеют сообщение и, кроме того, одна или две двери из каждой ведут на двор. Самая большая комната имеет не более 15 футов длины и 12 ф. ширины. Полукруглая дымовая труба, прислоняющаяся к наружной стене, тоже сделана из плетня, обмазанного глиною и выдается на 5 или 6 футов из-за крыши. Нижнее его отверстие более четырех футов, колпак в 3 ф. от полу. Вокруг камина прикреплены полки, на которых стоит посуда; оружие и платья висят на шипах. На расстояние шагов 30-ти от главного дома находится кладовая Черкесов. На шести столбах, в 4 фута длины, положены шесть больших плоских камней, шириною в 2 1/2 фута; в средине 6 малых камней, на которых опираются четыре толстые бревна поддерживающие все строение. Внутренность его, как Курляндская или Лифляндская клеть (амбар), разделена на 4 части, для разных родов хлеба. Крыша из соломы, прикреплена шестами. Третье строение, длинное — это хлев для овец и коз. Все три строения на дворе, окруженном забором. К нему прилегают огороженные поля, которые Черкес засевает пшеницею, рожью, овсом и преимущественно просом. Поля эти окружены деревьями и лесами, и посреди их Черкес оставляет отдельные красивые деревья, потому что он более всего нуждается в деревьях в лесах.


Комментарии

1. Кур тоже называется Киром, в честь Персидского царя. Грузины во время Хардина звали эту реку Шах-Бахман, т. е. именем, которое Персидские летописи дают Киру.

2. Дюбуа, ч. II, ст. 301 приводит, что годовая прибыль вина в Грузии простирается до 60 миллионов пинт (кружек),содержащая в себе 48 куб. дюйм.) из которых 2/3 расходятся на Кахетию, народонаселение же ее простирается от 90-100 тысяч душ. Около 10,000 десятин (40,900 морган) дают ежегодно от 40-50 миллионов пинт. Лучшие места в Кондоли, принадлежащей казне, и Квареми и Цинодали, принадлежащие князю Чавчавадзе. Уже Страбон, Геогр. Т. XI, гл. 4, говорит об изобилии вина. Лоза никогда не покрывается и обрезывается лишь через пять лет; на втором году она уже дает плоды. В Тифлисе тенга (5 бутылок) хорошего красного Кахетинского вина стоит семь коп. а самого лучшего два аббаза. Вино это имеет цвет Бургонского и менее кислоты нежели Бордоское. В Кахетии оно хранится в кувшинах, вышиною часто в 9 футов; они делаются из глины и составляются из отдельных кусков, которые обжигаются в печах и вымазываются нефтью, что придает вину особенный вкус, к которому однако скоро привыкают и потом находят его отменно вкусным. Такое вино никогда не причиняет головной боли, предохраняет от подагры и даже лечит ее. Подагра весьма редка в Грузии! Вино, обработанное по Немецкому способу всегда более или менее пенисто.

3. В Тифлисе умер последний царь Грузив, Ираклий — последний из героев Багратидов; он 50 лет боролся с Турками и Персиянами за независимость своего народа и часто удачно.

4. Подобно этому рассказывают о теплых Карлсбадских ключах, что они происходят от вытекающих из чистилища горячих слез, заключенных там грешников.

5. Лезгины народ разбойничий, который преимущественно уводит людей для того, чтоб получать за них выкуп. Часто они делают пленных рабами, магометан превращают в поселян, которые платят им незначительную подать и вообще мало притесняют. Они не склонны и неспособны к большим предприятиям, потому что общественная связь между ними очень слаба и они редко соединяются. Говорили мне, что никогда не сходится их более десяти. Князей и дворян между ними нет. Они красивы, правильно сложены, имеют черные глаза и волосы, но ростом ниже Грузин.

6. Как мелочны и даже жалки и бесхарактерны новейшие Азиятские строения, так величественны и дивны древнейшие; чем оне колоссальнее, тем древнее. Но нет еще всеобъемлющего сравнительного сочинения по этому предмету; все материалы разбросаны по творениям разных путешественников. Наш знаменитый географ Риттер, с редкою начитанностию и критикою для каждой местности, собрал все, что только мог найти. Удивительно, что так мало воспользовались дагеротипами, чтобы снять копии с изображений и надписей. Россия, владея Кавказом и имея решительное влияние на Персию и Малую Азию, легче других могла бы оказать эту услугу науке. Риттер говорит: «Индийцы молчаливы и архитектурные произведения их не имеют надписей; Египетские, Персидские и еще более Армянские наполнены ими. Аравитяне не имеют только в новейших, а в древних видны только изречения из алкорана».

7. Многочисленные произведения архитектуры во всех Кавказских странах свидетельствуют об оживленном, блестящем, могущественном времени, в которое процветали искусства, науки и известное образование. Строения доказывают, что в этом отношении они немного отставали от Европы в средние века. История этого времени покрыта совершенным мраком.

8. В Сванетских церквах находят превосходно писанные иконы на золоте (как утверждал князь А**), а также множество книг и документов, которых никто там не понимает; между тем, как они пользуются большим уважением; христианство у них в упадке, однако соблюдаются посты и почитают иконы. Древние церкви сделались убежищем всех преступников. В новейшие времена христианство опять распространяется между ними.

9. Грузинская церковь празднует 14 Января день св. Нины. В этот праздник воется гимн того содержания, что святая Нива из Рима отправилась в Иерусалим и оттуда в Грузию, для проповедания христианской религии. Она была близкая родственница св. великомученика Георгия. В руках ее был крест из винных лоз, связанный собственными волосами, и им совершала она многие чудеса. Крест этот свято сохранялся в роде Грузинских царей и почитался в стране святынею. В 1720 г., во время нашествия Турок, Персиян и Лезгинов, крест перенесен в горы, в церковь седа Анавры. Оттуда Грузинский Митрополит привез его к сыну царя Вахтанга, в Москву. Царь Ираклий несколько раз требовал его обратно. Царевич и семейство его никак не выдавали. Наконец в 1801 г. правнук Вахтанга, царевич Георгий поднес святыню Императору Александру 1-му, который повелел возвратить его в Грузию, где он и хранится в древнем Мцхетском соборе. По другому сказанию, крест связан волосами Божией Матери и ею подарен св. Нине. В путешествии Клапрота, Галь 1814 г. Ч. II, находится перевод Грузинской летописи царя Вахтанга V и в ней, ст. 146, есть сказание о св. Нине. Оно заключает в себе любопытные поэтические черты. Когда напр. патриарх обучал ее христианской вере, то сказал: «Я в духе вижу силу твою, дочь моя, как силу льва, голос которого громче рева прочих животных, или орла парящего выше других птиц, так что с земли он кажется маленьким жемчугом, а между тем огненный глаз его усматривает добычу и бросается на нее с алчностию.» Преследуемая царем Тиридатом, св. Нина скрылась в нерасцветшем еще кустарнике. Там в духе узрела священника с кадильницею в руках, а посреди дыма, души спутников ее, которые пойманы и умерщвлены Тиридатом, оставляли тела свои и подымались на небо. Тогда св. Нина воскликнула: «Господи! зачем оставляешь меня среди ехиден и змей?» Но голос свыше ответил: «И ты в свое время возвысишься к небу и придешь к Богу твоему. Окружающий тебя терновник в свое время распустит прекрасные благовонные розы. Встань тогда и направь путь твой к северу, где много жатвы, а мало работников.»

10. Застроенный в половину в земле, Грузинский дом называется саклею (спрятанный), по-русски землянка, у Черкесов унк, у Абхазов твия.

Текст воспроизведен по изданию: Август фон Гакстгаузен. Закавказский край. Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийским морями. Часть 1. СПб. 1857

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.