Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Праздник Хирано 1
(Хирано-но мацури)

По повелению великому владетеля нашего
смиренно говорю, склоненный,
перед царственным богом великим,
из Имаки 2 сойти соизволившим.

Как пожелали боги царственные,
в корни скал подземные
опоры храма укрепили грузно,
коньки крыши в Равнину Высокого Неба
вознесли высоко,
от неба укрытием, от солнца укрытием восставили,
жреца назначили из управы благочиния, такого-то звания, рода, семьи, имени.
И подносимые дары драгоценные —
лук, меч, зерцало, колокольчики, из шелка зонтик, коня,
в ряд выставим,
к тому добавим одежды священные —
яркое тканье, блестящее тканье,
мягкое тканье, грубое тканье,
и приношения те,
что в дань собирают со страны в четырех направлениях,
возьмем и в ряд выставим.
Питие священное —
верхушки сосудов высоко воздымая,
утробы сосудов наполняя, рядком поставим.
Из того, что в горах и полях —
сладкие травы, горькие травы,
из того, что в Равнине Синего Моря —
с плавником широким, с плавником узким,
до водорослей морских и водорослей прибрежных,
всех видов дары горной гряде подобно сложив,
вверх воздымем,
чтоб дары сии драгоценные, великие,
мирно вкушаемы были,
чтоб век царственного внука
как крепкая скала, как вечная скала сохранен был,
цветущим веком осчастливлен был, [102]
пусть мириады веков пребудет, —
с тем хвалы вознесем, — так говорю смиренно.

Еще говорю смиренно:
собравшихся здесь кровных государевых,
властителей, вельмож, всех ста управ чиновников
ночным оберегом, дневным оберегом обереги,
даруй, чтоб служили они государю нашему,
и ввысь, и вширь расцветая,
как живая ветвь цветущая,
и пусть хвалы вознесутся, —
так говорю смиренно.


Комментарии

Этот праздник проводился в первый день обезьяны четвертого и седьмого месяцев. Хирано считается местопребыванием четырех божеств, каждому из которых посвящено отдельное строение храмового комплекса. Это божества Имаки-но ками, Кудо-но ками, Фурусэки-но ками и Химэ-но ками. По поводу этих божеств в японской научной литературе существует несколько различных гипотез: во-первых, что эти боги - родовые божества кланов соответственно Минамото, Тайра, Такасина и Ооэ; во-вторых, что они боги - предки матери императора Камму и имеют корейское происхождение, поскольку по мифологической историографии она рождена первым повелителем Пякче Сюмо (яп. Тобо), в третьих - что это боги очага императорского дворца. Первоначально их кумирни находились в земле Ямато, потом, при перенесении столицы императором Камму из Нара в Хэйан (современный Киото), были учреждены их новые храмы в Хирано.

1. Храм Хирано расположен в районе нынешнего Киото.

2. Имаки - по Такэда, это название местности в Ямато, где ранее находился храм, посвященный этому божеству [НКБТ, 1970, с. 405]. Существует также предположение, что божество Имаки и есть дальний предок матери императора Камму, выдвинутое еще Хан Нобутомо и поддерживаемое рядом исследователей [СД, с. 210-211], но Такэда на основании фонетических различий между Имаки («новопришедший», слово, записанное иероглифами «сейчас» и «приходить») и Имаки (топоним, записанный иероглифами «сейчас» и «дерево»), отвергает эту гипотезу [НКБТ, 1970, с. 40-5].

Другая этимология [СД, т. 1, с. 211; Цугита, с. 197] сближает часть ки в слове Имаки с кэ («еда») и ассоциирует это божество с классом божеств пищи и духов кухонного очага.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.