Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

«ДИОНИСИАНА»

(конец V—первая четверть VI вв.)

КОДЕКС ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ

Каноны синода в Сардике (София, 342 г.)

III. (...) Если осужденный будет апеллировать к Римскому понтифику, следует выполнять то, что он решит.

Епископ Осий 1 сказал: (...) «Если в какой-либо провинции епископ будет обвинен в каком-нибудь деле, и решит, что совершил добрый поступок, пусть будет снова созван собор. Если вам угодно, почтим память святого апостола Петра, дабы те, кто расследовал дело, написали Юлию, епископу Римскому 2. И если тот решит, что суд следует возобновить, пусть возобновят, а он даст судей. Если же он удостоверится в том, что в этом деле нет необходимости пересматривать случившееся, — все, что бы не решил, будет окончательным. Угодно ли это всем?» Синод ответил: «Угодно». (...) [170]

VIII. О синоде провинции, которому следует вновь рассмотреть [дело] под руководством викариев епископа города Рима, если он сам того пожелает.

Епископ Осий сказал: «Итак, угодно, чтобы в том случае, если епископ будет обвинен, и собравшиеся епископы той провинции осудят его и лишат сана, низложенный мог аппелировать к епископу Римской Церкви и у него искать защиты, и добиваться, чтобы его выслушали. (...) От его решения зависит, отправить ли [на собор] тех, кто, лично присутствуя, будет судить вместе с епископами, располагая той самой властью, которой были назначены». (...)

Каноны синода в Карфагене Африканском (419 г.)

V. Об алчности. Епископ Аврелий 3 сказал: «Пусть никто не сомневается, что порок алчности является матерью всех дурных дел. Поэтому и следует его обуздывать, чтобы никто не присваивал чужих владений или ради добычи не пересекал межей, установленных отцами; и совершенно не подобает кому-либо из клириков извлекать прибыль от какой-либо вещи. Мы исследуем и проясняем то, что в новейших решениях [синодов] является либо туманным, либо скрыто по своему происхождению. По поводу же всего остального, что божественное писание с очевидностью узаконило, мы не можем выносить решения, но скорее должны твердо придерживаться [писания]. Поэтому то, что порицается в мирянах, тем больше следует осуждать в клириках». Вселенский собор постановил: «Никто не поступает без опаски против пророков и против евангелий». (...)

Коллекция декреталий римских понтификов (ок. 514 г.)

Декретальное послание папы Сириция епископу Гимерию Тарраконскому (385) 4.

(...) Как полагаю, возлюбленный брат, мы объяснили все, что было предметом разбирательства по каждому отдельному случаю, по поводу которых ты обращался (...) к Римской Церкви, как к главе своего тела. (...) Теперь мы побуждаем тебя, брат мой, следить, чтобы каноны соблюдались и установления декреталий не нарушались. С написанным же нами (...) ознакомь всех наших соепископов — не только тех, кто поставлен в твоем диоцезе, но во всех, Карфагенском и Беотийском, Лузитанском и Галльском, а также в пограничных тебе провинциях, и то, что было изложено нами для установления спасительного порядка, отправь с твоим сопроводительным посланием. Ведь ни один священник не волен пренебрегать постановлениями апостольского престола или достопочтеными определениями канонов. (...) То, что было адресовано на твое имя конкретно, писалось для всех, (...) и должно быть доведено до сведения всех наших братьев. И то, что было установлено нами не без совета, но обдуманно, с великой осмотрительностью, взвешенно и во спасение, да пребудет неизменным, и пусть в дальнейшем будет закрыт путь ко всяческим отклонениям. (...) [171]

ДЕКРЕТЫ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ 5

Иннокентий приветствует епископа Виктриция Руанского (ок. 407 г.).

(...) Из-за тех, кто или по неведению или в силу праздности не придерживается церковной дисциплины, и совершает многое из того, чего делать не должно, решил ты правильно установить в тех странах те же порядки, каких придерживается Римская церковь. Мы не даем каких-либо новых предписаний, но лишь то, что (...) было установлено по преданию апостолов и отцов. (...)

X. Если между клириками возникнут какие-либо тяжбы или трения, пусть, согласно Никейскому собору 6, соберется собор епископов этой провинции, и спор будет разрешен. (...) Если же на середину выдвинутся более важные дела (majores causae), то после обсуждения епископов пусть о них известят апостольский престол, как установил синод и предписывает благочестивый обычай.

ДЕКРЕТЫ ПАПЫ ЛЬВА 7

Лев, епископ города Рима, шлет привет всем епископам Кампании, Пицены, Тусции и поставленным во всех других местах (443):

(...) III. Мы также полагаем: не следует проходить мимо того, что некоторые, одержимые страстью к низкой наживе, предаются ростовщичеству, и хотят разбогатеть на процентах с ссуды. Мы соболезнуем по этому поводу: я уже не говорю относительно тех, кто обличен священническим служением, но это касается и мирян, которые желают называться христианами. Мы постановляем наказывать за это более сурово тех, кто был уличен, дабы лишить всякой возможности грешить.

IV. Мы также полагаем: следует предостеречь, чтобы кто-либо из клириков от своего или чужого имени не попытался требовать проценты, ибо непристойно совершать собственное преступление при помощи других. Мы должны радеть лишь о процентах с того, что в милосердии раздаем ныне, и за что можем получить воздаяние от Господа, который возвращает должное многообразно и в вечности. (...)

Лев шлет привет епископу Рустику Нарбоннскому (458/459 г.).

XI. Характер прибыли либо оправдывает, либо пятнает купца, ибо есть доход, достойный уважения, а есть низменный. Однако несущему покаяние полезнее терпеть убытки, чем подвергать себя опасностям торговли. Ведь нелегко избежать греха среди сделок купли и продажи.

Лев, епископ города Рима, приветствует Анастасия, епископа Саллоникийского (446 г.).

(...) Подобно тому, как мои предшественники твоим предшественникам, так и я передаю твоей любви, следуя примеру старших, наместничество (vices) моей власти (...) 8. [Да] не будешь ты ничего решать [172] прежде, чем узнаешь, что нам это угодно. Наместничество же наше вверяем твоей любви в том смысле, чтобы ты был облечен частью обязанностей, но не полнотой власти (plenitude potestatis). (...)

Переведено по: Collectio Dionysiana // Patrologiae cursus completus latinus / Ed. J. P. Migne. Vol. 67. Col. 139-142, 177-178, 187, 231-232, 237-238, 242, 279-280, 290, 291-293.


Комментарии

1. Осий, епископ Кордовы (295-357/358 гг.).

2. Юлий I, папа Римский (337-352 гг.).

3. Блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.), епископ Гиппонский.

4. Сириций, папа Римский (384-399 гг.). Послание Сириция Гимерию Тарраконскому считается древнейшей декреталией.

5. Иннокентий I, папа Римский (401-417 гг.).

6. Первый Вселенский собор в Никее в 325 г.

7. Лев I Великий, папа Римский.

8. Папский викариат в Иллирии был передан митрополиту Фессалоникийскому папой Иннокентием I в начале V в.

 

Текст воспроизведен по изданию: Антология мировой правовой мысли, Том 2. М. Мысль. 1999

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.