Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АМАБЛЬ ЖУРДЕН

ПЕРСИЯ

ИЛИ ОПИСАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ, ВЕРОВАНИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ ЭТОЙ ИМПЕРИИ

LA PERSE OU TABLEAU DE GOUVERNEMENT, DE LA RELIGION ET DE LA LITTERATURE DE CETTE EMPIRE

Об Испагани

Мало найдется таких читателей, которые не сохранили бы величественного воспоминания об Испагани, многолюдстве, обширной торговле, великолепии и обширности зданий, и о богатстве жителей сего города. В те времена царствовали Софии, и Испагань была столицею Государства. Теперь сей прекрасной город не что иное есть, как главное место правительства и во многих своих частях представляет печальные следы народных волнений.

Шардин, бывший в Испагани 1673 года, уверяет нас, что сей город имел 24 мили в окружности, 162 мечети и 48 училищ, 1802 гостиницы, 273 народные бани и более 38,000 домов больших и малых. Вельможи, [229] подражая Аббасу Первому, старались наперерыв украшать город великолепнейшими зданиями. Некоторые путешественники число народа в Испагани простирали до 1,100,000 человек; но сие исчисление слишком увеличено; его должно уменьшить по крайней мере четвертою частию.

Ныне Испагань окружена одними только развалинами и обломками. Предместие восточное Аббаса-Абада и южное Гебров уже не существуют более. В Джюльфаге едва ли считается пять сто Армян и может быть сотня Персидских семейств, поселившихся между ними с давнего времени. Старый Архиеписком, зависящий от Патриарха Утш-Миазинского, управляет сими Армянскими Христианами. Власть Патриарха простирается по всей Персии и даже в Индию, куда он посылает Вертабиетов или уполномоченных от себя священников. Восемь семейств Римско-Католических Армян вверены, по духовенству, отцу Пропаганды воспитанному, которому от Папы дано полномочие. По уверению Персиян и теперь еще Испагань имеет 18 фарзангов (от 20 до 25 миль) в окружности. Смело можно уменьшить сие пространство до половины; но и тут надобно иметь в памяти, что занято множеством садов, дворцов, [230] площадей и публичных зданий. Число народа в Испагани, со включением предместий Джулфага и Сеир-Абада, непревосходит 150,000 человек. Стена, окружавшая город, совершенно разрушилась, но за то сохранились некоторые великолепные здания. Дворец, построенный Шахом-Аббасом, по огромности и великолепию равняется с прекраснейшими зданиями в Европе. Г. Морьер, бывши в 1809 году в Испагани, осматривал лучшую часть оного - Чегел-Сутун, что значит сорок колонн. Сие имя, или справедливее сказать прилагательное название, не означает числа колонн, поддерживающих здание, но есть нечто иное как фигуральное выражение, употребляемое Персами, когда идет речь о колоннаде, отличной своею красотою.

Чгел-Сутун находится посреди обширной площади, пересекаемой каналами и яровыми аллеями; перед фасадом оного виден большой бассеин со светлою водою. Когда смотришь с конца сего басеина, то чертоги представляют прекраснейший вид, которого ни слова, ни самая искуснейшая кисть немогут представить живо и верно. Первая зала, возвышающая от земли на пять футов и открытая в сад, имеет 52 [231] фута в длину и восемь в ширину. Осмнадцать столбов, обложенных зеркальными стеклами, поддерживают потолок, украшенный ослепительного блеска цветами из чистого золота. Колонны утверждены на четырех львах, составляющих подножие. Внутренние стены также одеты зеркальными плитами, кои расположены столь искусно, что зала, отражая лучи света, представляется высоченною из кристалла. Из сей залы есть вход в особую комнату со сводом, коей стены равным образом украшены зеркалами. Она ведет к главной зале, где потолок представляет приятное разнообразие куполов, различных изображений, живописи, позолоты; все ето сделало бы честь вкусу и изящности у просвещеннейших народов. Стены украшены шестью весьма хорошими картинами; из числа трех, которые видны с правой стороны против входа, середняя представляет Шаха Измаила, рассекающего надвое ударом сабли Янычарг-Агу, в присутствии Солимана Султана Турецкого, во время сражения с оным. Сие происшествие знаменито в Персидской Истории. Картина с правой стороны представляет Аббаса I-го, сидящего на пиршестве; он окружен, певицами, музыкантами, придворными, и подносит наполненный вином кубок [232] находящемуся подле себя Принцу. Кажется, довольно уже выпито разных жидкостей; ибо вдали виден один из гостей в состоянии весьма не трезвом. Картина с левой стороны представляет также пиршество Шаха-Тахмаса. Напротив, картины Шаха-Измаила есть другая, на которой изображено сражение, данное Надир-Шахом Махмуду, Моголу Индийскому. Из двух картин с правой и левой стороны представляет Аббаса, предавшегося удовольствиям пиршества, а другая - сражение Аббаса I, или Шаха-Измаила против Узбеков.

Комнатные приборы Чегел-Сутуна состоят из одних ковров. Внешняя часть здания по видимому готова разрушиться, но внутренняя находится довольно в хорошем состоянии. Оно служит Диван-Канегом или приемною залою. Его всегда содержат в готовности для принятия Шаха.

Гарем, или дворец жен Шаховых, примыкает в Чегел-Сутуну. Говорят, что Емин Еддаулах или Генерал-Интендант финансов построил его и подарил Шаху. Поелику сие здание построено в новом вкусе, то я представлю описание оного, дабы читатели могли иметь понятие о состоянии Архитектуры у Персов. [233]

Тесная и темная дорога под осмиугольною башней ведет с конца Чегел-Сутунского сада к сим новым чертогам. Сперва входят на четвероугольной продолговатой двор, украшенный цветами, древесными аллеями, бассейнами, и окруженной со всех сторон комнатами женщин нижнего разряда. Поворотив на лево, взойдешь в оранжерею, где растут молодые померанцовые деревья. Оттуда одною ступенью сходишь на главную площадь. Комнаты Шаха занимают одну сторону здания. Данная зала украшена двумя портретами Шаха. Один представляет Фат-Али-Шаха, сидящего на троне, а другой изображает его на ловле звериной. Он сидит на богато убранном коне и хочет убить дикого зверя. Есть еще и другие портреты, их коих замечательнейшие суть: Тамерлана, Чингис-Хана и Джемшида. Стены украшены цветами, птицами и другими животными, нарисованными с удивительным искусством. Свод над большим окном есть прекрасное смешение зеркал, хрусталя и живописи. Ето один из блистательных памятников Персидского искусства в украшениях. - Работа потолка возбуждает удивление в путешественниках. Цветы, вылитые из золота, и зеркала самые чистые блистают со всех сторон [234] и дают жизнь и веселость всей зале. Рядом с нею находятся и другая, не менее украшенная, в которой верхняя часть окошек сделана из гипса, и в нем очень искусно вырезана сквозная кружевная полоса с фигурами и цветами. Проходящий в отверстия свет очень приятен для зрения. Здесь опять находится множество картин, между которыми замечателен портрет молодого Европейца, одетого в платье 16-го столетия. Персияне называют его Шах-Задеги-Франк или сын Короля Франкского. Сей портрет без сомнения принадлежит к собранию картин работы Голландских художников, заказанных Аббасом I-м. -

Другие комнаты сего здания позолочены и росписаны таким же образом. Во многих висят портреты Шаха. Персы оказывают им великое уважение, и не иначе смеют приближиться к ним, как наклоненною головою.

Летние комнаты находятся под большою залою. Во время зноя солнечного они служат убежищем и местом удовольствий. Прекраснейший мрамор покрывает стены и полк. Вода бьет фонтанами из отверстий пола; отсюда вход в бани, которые при малом [235] своем пространстве превосходны. Куполы поддерживаются столбами, взятыми из Армянских церквей Джулфага, одного из предместий.

Есть и другие здания, служащие жилищами для женщин низшего разряда. Наконец, пробежав их, вступаешь в две залы, построенные Ашрефом, Авганским Государем. -

К числу украшений Испагани принадлежит еще мечеть Шаха-Госсейна, совершенно похожая на ту, о которой говорит Шашардин, и высокой мост построенный Ала-Верди-Ханом на протекающей в Испагани реке Зендег-Рут. - Мечеть находится с правой стороны от Мейдана. Входя в оную прекрасен, и портик отличается самою богатую Архитектурою. Столбы разного рода, обложенные прекрасными плитами из Таврисского мрамора, служат украшением портика. Ворота вылиты из бронзы и по краям украшены серебренным прибором. Цветы, искусно вычеканенные и стихи из Алкорана, покрывают главные их стороны. Сии ворота ведут под ротонду, из которой лежит дорога на внутренний двор, имеющий четыреугольную фигуру. Там с правой стороны находится мечеть с [236] куполом и двумя минаретами. Из трех других сторон, одна занята прекрасным портиком, а две другие зданиями, в которых живут дети, обучающиеся при мечети. На каждой стороне по 12 комнат небольших четыреугольных, устланных которыми и удивительно приспособленных к учению Тишина места, прекрасной климат, тень древесных аллей, покрывающий двор, бассейны разливающие прохладу - все, кажется, здесь собрано для того, чтобы сие место сделать мирным и прелестным убежищем наук и знаний. Директор училища Мирза-Могаммед-Кассил, человек уже пожилой. Он имеет отличную ученую славу, которою одолжен своим глубоким сведениям в истории и словесности. В сем заведении считается до 30 Профессоров; они учат начальным правилам Персидского, Арабского и Турецкого языков, изящным наукам, Поезии и Философии, которая заключает в себе все - от богословии до нелепостей Астрологических.

Гостиницы в Испагани красивы; но самой город выстроен весьма худо. Улицы тесны и кривы; при домах находятся террасы, на коих спят в продолжении сильных жаров. Персияне называют их Бела-Канег, то есть [237] высота дома. Кажется, что Италиянское слово balcone мы сделали balcon. -

Я сказал, что мост Ала-Верди-Хана еще цел. Он имеет в длину 360 шагов и 20 в ширину. Посредине ездят на лошадях и водят навьюченных животных; для пеших же устроены по сторонам галереи с арками, оканчивающимися плоскою кровлею с перилами, в которым всходят по лестницам, внутри башень находящимся, по краям галереи. При малой воде можно также ходить под мостовыми арками по галереям по перечным и по выдавшимся из реки камням.

Журдень.

Текст воспроизведен по изданию: Об Испагани // Вестник Европы, Часть 81. № 11. 1815

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.