Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Надпись Картира на “Каабе Зороастра” в Накш-и Рустаме

(1) И я, Картир, мобед, да считаю себя послушным и доброжелательным к богам и Шапуру, царю царей (Шапур I — 241—272 гг. царствования). И меня, принимая во внимание ту службу, которую я вершил богам и Шапуру, царю царей, сделал Шапур, царь царей, в отношении богоугодных дел и над магустаном (-религиозная организация — С. К.) при дворе, каждом шахре, каждом месте, во всей стране авторитетным и могущественным. И по приказу Шапура,

(2) царя царей, при поддержке богов и царя царей в каждом шахре, в каждом месте умножились богоугодные деяния и много Варахрановых огней было установлено и многие маги стали довольными и преуспевающими и многие огни и маги были государственно установлены, и Ахурамазда и боги достигли великой пользы, а Ахриману и дэвам сделалось великое зло, и эти многие храмы огня и религиозные деяния, которые в этой надписи,

(3) и более того; Шапур, царь царей сделал меня попечителем своих наследников, мол, будет это достоянием тебя одного и поступай так, как ты считаешь лучше для богов и для нас. И (в) государственных записях и книгах, которые в то время при Шапуре, царя царей, при дворе, во всей стране, в каждом месте, велись, он так повсюду приказал написать: “Картир, хербед”. И после того, как Шапур, царь царей,

(4) отошел в обитель богов и Хормизд, его сын (Хормизд-Ардашир — 272—273 гг.), взошел на царствование, мне Хормизд, царь царей, вручил кулах и камар (головной убор и пояс — инвеститурные знаки титула — С. К.) и дал мне более высокое место и власть, и меня при дворе, в каждом шахре, каждом месте, во всем государстве, в отношении богоугодных деяний сделал более авторитетным и могущественным, и дал мне имя: “Картир, мобед [111] Ахурамазды” по имени бога Ахурамазды и после этого также в то время и (каждом) шахре, в (каждом) месте,

(5) много возросли религиозные деяния и было основано много Варахрановых огней и многие маги стали довольными и преуспевающими и многие храмы огня и маги были государственно установлены, и в государственных записях и книгах, которые в то время при Хормизде, царе царей, при дворе, во всем государстве, в (каждом) шахре, в (каждом) месте велись, он так повсюду приказал записать: “Картир, мобед Ахурамазды”. И после того, как Хормизд, царь царей, отошел в обитель богов,

(6) и Вахрам (Варахран I — 273—276 гг.), царь царей, сын Шапура, царя царей, брат Хормизда, царя царей, взошел на царствование, он мне сохранил знатность и могущество и также сделал меня авторитетным и могущественным при дворе, (каждом) шахре, (каждом) месте в богоугодных делах, и после также в то время в (каждом) шахре, в (каждом) месте много возросли религиозные деяния и много Варахрановых огней установлено и многие маги,

(7) стали довольными и преуспевающими, и многие храмы огня и маги были государственно установлены и в государственных записях и книгах, которые в то время при Вахраме, царя царей, вели, он тоже так приказал написать: “Картир, мобед Ахурамазды”. И после того, как Вахрам, сын Шапура, отошел в обитель богов, и Вахрам, царь царей, сын Вахрама (Варахран II — 276—293 гг.), который относительно страны был благородным, честным, добрым, спокойным, благодетельным, взошел на царство, для милосердия Ахурамазды и богов, и своей,

(8) души ради, он дал мне в стране более высокое место и власть, он мне пожаловал ранг и власть великих (вузургов — С. К.), он сделал меня при дворе, (каждом) шахре, (каждом) месте, во всей стране в отношении богоугодных дел более авторитетным и могущественным, так как я был первым, и меня во всей стране сделал мобедом и судьей, и сделал меня владыкой и распорядителем храма огня [112] Анахит-Ардашир и Анахит-госпожи в Стахре, и дали мне имя “Картир,

(9) хранитель души Варахрана, мобед Ахурамазды”. В (каждом) шахре, в (каждом) месте во всей стране деяния Ахурамазды и богов возвысились, и маздаяснийская вера и маги в стране получили великое господство, и боги, и вода, и огонь, и скот в стране достигли великого удовлетворения, а Ахриман и, дэвы натолкнулись на великий удар и мучения и вера Ахримана и дэвов изгнана из страны, и неверие... и иудеи, и буддийские жрецы,

(10) и брамины, и назареи, и христиане и мандеи и зиндики (— манихеи — С. К.) в стране были разбиты, и (их) идолы разбиты, убежища дэвов разрушены, обители богов (!Храмы) воздвигнуты. И в каждом шахре и в каждом месте многие религиозные деяния возросли, было установлено много Варахрановых огней и многие маги стали довольными и преуспевающими. И многие храмы огня и маги были государственно установлены и в государственных записях и книгах, которые при Вахраме, царе царей, сыне Вахрама,

(11) велись, он так (приказал) написать: “Картир, хранитель души Варахрана, мобед Ахурамазды”. И я, Картир, с самого начала ради богов, владык и своей, души, претерпел много труда и забот, и многие огни и магов в иранской стране я сделал преуспевающими. И также в странах неиранских огни и маги, что были в странах неиранских, которых достигли кони и люди царя царей: Антиохия и страна Сирия

(12) и то, что в провинции Сирии, город Тарс и страна Киликия, и то, что в провинции Киликии, город Кесария и страна Каппадокия, и то, что в провинции Каппадокия, и вплоть до страны Греции, страны Армении и Иберии и Албании и Баласакана вплоть до Албанских ворот (— Дербентский проход — С. К.) царь царей своими конями и людьми совершил пленения, пожарища и разрушения, также и тут по приказу царя

(13) царей тех магов и огней, что были в тех странах, я упорядочил, я не допускал совершать обиды и грабежи, и то, что было у них отнято, я также возвратил; и я привел их в свою страну, и я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и почитаемыми. А еретиков и утративших веру [113] людей, которые в магустане воздерживались от веры и религиозных деяний, их я

(14) наказал, и порицал, пока не сделал их лучше, и многие огни и магов сделал я государственно установленными. И при поддержке богов и царя царей, я сделал в Эраншахре следующее; было установлено много храмов Варахранова огня и много было заключено родственных браков (Зороастризм поощрял заключение родственных браков. Многие сасанидские шаханшахи были женаты на родных сестрах, дочерях, племянницах.) и много людей, которые были неверующими, стали верующими. И много было таких, которые придерживались веры дэвов, и благодаря мне они покинули веру дэвов и они

(15) избрали веру богов, было получено много пожертвований, много различных религий обсуждено, также другие религиозные деяния были увеличены и возвысились (из тех), которые в этой надписи не описаны, поскольку, если бы были записаны, было бы много. И много для дома своего в (каждом) месте Варахрановых огней установлено, и я молился тем многочисленным огням, которые я установил в своем доме, в каждом месте...

(16) ..... и я в своем доме также много других различных богоугодных дел совершил, которые, если бы были описаны в этой надписи, (то) их было бы много. Однако я эту надпись написал ради того, что тот, кто увидит в грядущие времена договорные книги или государственные записи (летописи) или

(17) другие книги, знал бы, что я и есть тот самый Картир, который при Шапуре, царе царей, звался “Картир-хербед”, при Хормизде, царе царей и Вахраме, царе царей, звался “Картир-мобед Ахурамазды”,

(18) при Вахраме, царе царей, сыне Вахрама, звался “Картир, хранитель души Варахрана, мобед Ахурамазды”. И тот, кто увидит и прочитает эту надпись, пусть будет он для богов и правителей и своей души ради справедливым, таким как я

(19) был. Тогда его бренное тело достигнет счастья и процветания, а его бренная душа достигнет праведности.

Текст воспроизведен по изданию: Азербайджан в III-VII вв. (Этно-культурная и социально-экономическая история). Баку. Элм. 1993

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.