Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 77

1665 г. не ранее августа 26 (Датировано на основании опущенной части текста отписки (л. 805).).Из отписки русских послов в Персию Ф. Нарбекова и В. Ушакова о пребывании в Персии индийской царицы, о междоусобной борьбе индийских князей и о намерении индийского падишаха Аурангзеба начать войну с Персией.

...(л. 786) Да в-Ыспогани ж, государь, нам, холопем твоим, пристав Юсуф-бек и иные кизылбашеня в розговорех сказывали, что с турским салтаном шах в миру лет з 20, с тех мест, как турской салтан у шаха город Богдат взял, да и с-ындейским, государь, царем шах в миру же тому лет с 13, с тех мест, как шах у индейсково взял город Кандагарь. А вечным ли миром шах с турским и с-ындейским помирились, того де они не ведают. Да при нас же, государь, холопех твоих, в-Ыспогани пришла индейского Кутупши царя дочь, вдова царица, з дочерью девкою. И мы, холопи твои, посылали ко двору ее, где поставлена, проведать вестей и смотрить ее приходу переводчика Кочюкая Сакаева. И переводчик Кочюкай Сакаев да и пристав Юсуф-бек сказывали нам, холопем твоим, что с нею, царицею, пришло в-Ыспогань людей ее (л. 787) человек с 400, кроме женок и девок. А та де, государь, царица не ис той Индеи, что [155] порубежна с шаховою землею, [а] из дальнего из удельного города Копты. Отец де ее, царь Кутупша, в том городе выдал замуж за ближнего своего человека, и она де ево не любила и после смерти отца своего убила мужа своего до смерти. И в той Индее была вместо отца своего на царстве 12 лет. И индейского ж де иного удельного царя, брата ее родново сын, а ее родной племянник, как взмужал, и с тою царицею вел войну многое время, ратных де людей на обе стороны у них было с 300 000, и многих меж себя побили, и город Копту, где она жила, племянник ее взял и сел на царство. И она де, царица, из-Ындеи пошла, бутто молитца к Оврамову дому и к Магаметеву гробу и по иным местам, где их мусульманские учители, и, не дошед до тех мест, з дороги воротилась и пришла в-Ыспогань. И ее де, царицу, шах с своими шатрами посылал встречать на границу испогансково посольского везиря и велел быть у ней в приставех. И шах де ее указал в-Ыспогани поставить в Армянской слободе в своем саду, а корму де ей дают на день по 300 рублев, да пшено и бараны. И прислал де на двор к ней шах хтомо-девлетеву и ишик-агасыбашиеву и иных своих ближних людей (л. 788) жен, и у ней начевали. И назавтрее де шах велел перевесть ее с того двора стоять в город на иной двор, блиско своево двора. И была де она у шаха, а в подарках де, государь, от нее шаху были 3 слона и иные поминки парчею. А вдругорят де была у шаха ночью, а что подарков, того де, государь, нихто не ведает, а шах де сам у ней был же и начевал. А на другой де, государь, день ее шах и з дочерью взял к себе и хочет де на ней шах женитца и дать по ее челобитью на прокормленье и в удел город Мешеть и иные порубежные.

А ныне де, государь, в той Индее, которая порубежная с Шаховою землею, владетели розных шахов человек з 10 и больши, и царство розделили на многие уделы, и меж собою у всех у них война. А хто кому силен, того они не ведают. А старово де, государь, Джеган-шаха сын ево, Джеган же шах (Так в тексте; в данном случае речь идет об Аурангзебе, падишахе Индии в 1658—1707 гг.), отца своего с царства изгнал и, поймав, посадил в золотую клетку за крепкой караул, а братью де свою родных — одново убил до смерти, а другово ослепил, а третей де побежал и на море утонул. И ныне тот Джеган-шах владеет вместо отца своего и войну ведет с розными индейским шахи. И ныне де, государь, индейского царя того Джеган-шаха идут послы к шаху, а для чего, того де они подлинно не ведают. А сказывают де, государь, в розговорех те люди, которые от них приезжают (л. 789) в-Ыспогань, кизылбашеня и индейцы, будто индейские послы идут просить у шаха города Кандагаря, а будет де шах не поступитца, и индейской де царь пойдет вскоре на шахову украину многою ратью. А бухарские, государь, и юргенские ратные люди в Шахове облости войною украинные городы Мешеть и Остробат и Фарабат и иные шаховы многие места разорили и полон емлют. А ныне де шах посылает во все свои городы гонцов для того, чтоб из городов ханы и салтаны с ратными людьми были в-Ыспогань, а збираетца де, государь, у шаха ратных людей с 50 000. А против бухарского ль и юргенского тех ратных людей посылать или против индейского стоять, про то де, государь, они подлинно не ведают. А от турского де, государь, салтана к шаху послов и посланников и от шаха к турскому и к индейскому давно не бывало...

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Персией, 1662 г., д. 1, лл.786789. Подлинник. Список — там же, кн. 14, лл. 519 об.—522 об.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.