Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 225

1684 г. ноября 7 — 1685 г. не ранее февраля 23. — Дело Посольского приказа по челобитной индийских купцов с жалобой на попытки русских торговых людей ограничить индийскую торговлю в России.

I. 1684 г. ноября 7 (Датировано на основании памяти приказа Большой казны в Посольский приказ от 9 января 1685 г., в которой указана дата подачи челобитной (то же дело, лл. 46—53).). — Челобитная русских купцов.

(л. 55) Царем государем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом холопи и сироты ваши, всего вашего Московского государства [307] гости и гостиные сотни и дворцовых и конюшенных и кадашевцы и Казенной и Новомещанской и чернослободских слобод и всеа вашея, великих государей, державы всех городов разных чинов купецкия людишка, во обиде всяких торгов от иноземцов розных государств, а наипаче всех от индейцов, потому что они живут на Москве и в Астрахани многия годы без съезду и называютца они ложно астраханскими жители, потому что у них жены и дети за морем в-Ындейском государстве, а торгуют всякими товары, на Москве живучи, продают врознь и в долги дают и деньги в рост большою ценою. И тою своею розною продажею во всех рядех московских сидельцов и на гостине дворе всех городов приезжих купецких людей остановили, потому что московския жители всяких чинов покупают у них, индейцов, врознь. Да они ж, индейцы, (л. 56) на Москве и в Астарахани у иноземцов же, которые в Астрахань выезжают из-за моря на время, Шаховы области персияне и армене и иных держав черкасы и кумычане, и которым за море ехать вскоре, берут у них товары на съезд безденежно, а с нами, холопи и сироты вашими, торгуют и меняют на наши товары самые свои худые отбойные и выметные товары, которых сами они не могут избыть во многое время, а самые свои добрыя товары вывозят с собою к Москве и в городы Великия Росии и на Макарьевскую ярманку, и продают врознь же, и покупают, на Москве живучи, у иноземцов же, у немец, добрыя товары на выбор и порознь, и на съезд берут в долги безденежно, покамест товары их из-за моря придут. А сидят они на Москве на Старом гостином дворе в самых лутчих каменных лавках, которые крыты черепицею. А как (л. 57) они, индейцы, свои товары испродадут, и они на Москве покупают у многих руских торговых людей заморския ж товары и продают врознь же и в долги дают великою ценою, а московския жители покупают у них, индейцов, те ж наши товары ценою дороже нашего. И тем они, индейцы, живучи на Москве и в Астарахани и в городех безданно, обогатились вельми, потому что они никаких ваших великих государей служеб не служат и податей не платят, изделей не делают, и 5-й и 10-й и 15-й деньги с тех своих торговых великих промыслов не дают же. И обоготяся они вельми, живучи в Московском государстве, и с тем своим великим богатством уезжают за море к женам своим и детям в свое государство, а государство Индейское с Московским государством не смежно. А мы, холопи и сироты ваши, от тех их обидных торгов и заговорех о товарех (л. 58) и от частых пожаров и торжеца свои и судовыя промыслишка многия покинули. Да мы ж, холопи и сироты ваши, служим всякия службы на Москве и в городех, у города Архангельского и в Астарахани и у Соли Камской, и в посылках в Персиде года по 3 и по 4 и больши, и всякия ваши великих государей подати и 5-ой и 10-ой и 15-ой деньги платим, изделье делаем.

И в прошлом, государи, во 175-м году по указу отца вашего великих государей блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, а по нашему, холопей и сирот ваших, (л. 59) челобитью во обиде всяких торгов от иноземцов розных государств в городех Великия Росии в новоуставных торговых статьях написано.— Торговать иноземцом с рускими людьми в порубежных городех в Путивле у города Архангельского, а индейцом и арменем и персянем в Астарахани. И в прошлых же, государи, годех, как были в Астарахани бояре и воеводы князь Яков Никитич Одоевской да Иван Михайлович Милославской с товарыщы, и они в тех годех индейцов и армян к Москве и в Казань и в-ыные городы и на Макарьевскую ярманку против ево великого государя указу ни с какими товары и без товаров отнюдь никого не отпускали. И они, иноземцы, в то время с нами, холопи и сироты вашими, торговали в Астарахани не [308] заговором и не стачкою, и товары свои на наши товары меняли без отбору, добрых товаров у себя не оставливали. И мы, холопи и сироты ваши, в те годы кормилися свободно. А после, государи, тех бояр и воевод иные бояре и воеводы (л. 60) почали тех иноземцов к Москве и в городы и на Макарьевскую ярманку со всякими товары и бес товаров отпущать свободно, и они, иноземцы, по прежнему своему вымыслу с нами, холопи и сироты вашими, добрыми товары торговать и менять на наши товары не стали, добрые свои товары отбирают и вывозят сами к Москве. А которые иноземцы ж приезжают из-за моря в Астарахань з заморскими товары на время, и они, индейцы, которые живут в Астарахани на гостинех дворех лет по 20 и по 30 и больши, и верховые свои привозныя товары меняют утайкою и отпущают своим имянем за море, а те новопривозныя заморския товары называют к себе присылкою, а с нами их торговать не допущают, а грамот и выписей и никаких отпусков на те новопривозныя заморския товары из-за моря не бывает и сыскать про то нечем, и в том ваша великих государей многая таможенная пошлина пропадает. (л. 61) А как, государи, тех индейцев из Астарахани в Русь пущать не станут, и у них тайного такова торгу не будет, и вашей великих государей казне пошлинному збору будет прибыль. Да в новоуставных же статьях написано — иноземцом никаких своих товаров врознь не продавать и меж собою им никакими товары не торговать и покупать друг у друга не велено. И те иноземцы стали торговать напротив вашего великих государей указу и торговых новоуставных статей безстрашно. А персяне многия во всех низовых городех и в уездех ездят с товары своими заповедными и с табаком и таможенным головам не объявливают и грамот и выписей на те заповедныя товары не кладут, по поноровке начальных людей, и покупили они в городех дворы, и живут многия годы, и многое от них бесчинство и всякое беззаконное сквернодейство. А естьли б им в малых низовых городех заповедным товаром не торговать и потачки б им не было, и они б в тех городех и недели не зжили и такова б (л. 62) скверного беззакония не было, а татарове б и черемиса и чюваша от табака воздержни были и пожитков бы своих в том не теряли. Да индейцы ж, живучи на Москве и в городех и в Астарахани многия годы, и помирают и мертвыя своя тела в землю не кладут, пожигают огнем, а пепел тех своих мертвых тел мечют в реки, а достальной пепел бросают по ветру, и от того чинитца человеком и скотом великое повреждение. А нам, християном, они, индейцы, зазирают и посмехаютца по своей беззаконной бусорманской вере.

И в прошлом, государи, во 190-м году мы ж, холопи и сироты ваши, и многих городов выборныя дворники били челом вам, великим государем, на них же, индейцев, и по той челобитной 190-го и 191-го годов указу никакова не учинено. Да они ж, индейцы, когда старые свои привозные товары испродадут, а новые их товары к Москве и на Макарьевскую ярманку вскоре не выйдут, и они ходят по многим рядом, которые теми заморскими (л. 63) товары торгуют, чтоб у руских купецких людей не покупали, для того что де мы им в Астарахани на их товары меняем самые худые выметные и отметные свои товары.

И в прошлых же, государи, годех по указу отца вашего великих государей блаженныя памяти против новоуставных торговых статей на Москве и в городех жить им и торговать не велено. И они, индейцы, били челом ему, великому государю, чтоб им быть на Москве, покамест долги выберут, а впредь де торговать и жить на Москве не будем. И тем они ложным своим челобитьем со 175-го году живут на Москве и по се число, а товары к ним из Астарахани приходят по вся годы беспрестанно, и на Москве товары покупают же у немец против прежняго. [309]

Милосердые государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте нас, холопей и сирот своих, призрите, государи, по своему (л. 64) великих государей милосердому разсмотрению на наше, холопей и сирот ваших, от их заговорных и обидных торгов и от бесторжицы оскудали и одолжали великими долгами и что они, индейцы, дают на наши товары самые свои худые и выметные товары и торгуют утайкою с своею братьею. Не велите, государи, их, иноземцов, из Астарахани отпущать к Москве и в городы Великия Росии и на Макарьевекую ярманку с товары и бес товаров, и на Москве жить облышкою за долгами многое время, и указу отца вашего великих государей, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и боярского приговору нарушить и торговых новоуставных статей и нашего, холопей и сирот ваших, прежняго челобитья, и тем индейцем Астарахани дале ездить и товары свои врознь продавать, и на Москве и в городех мертвых своих тел пожигать и пепел в реки метать, чтоб нашей християнской вере от их (л. 65) сквернодейства и посмеху и поругательства не было, и с Москвы их, индейцев, выслать в Астарахань, и в Астарахани велите, государи, им жить за торгами указное число, сколько вы, великие государи, укажете. А как в прошлых годех были бояре и воеводы князь Яков Никитич Одоевской да Иван Михайлович Милославской с товарыщи и их, индейцев, с товары и бес товаров и для долгов к Москве и в городы и на Макарьевскую ярманку не отпускали, и они товары свои меняли в Астарахани с нами, холопи и сироты вашими, на наши привозные товары без выбору, и в тех годех вашей великих государей казне пошлинного збору в таможнях было больши нынешних годов, а мы, холопи и сироты ваши, в тех годех кормилися свободно. И о том велите, государи, в Астарахань и во все низовые городы дать свои (л. 66) великих государей грамоты и тем грамотам велите, государи, быть в таможнях у таможенных голов впредь для спору, а прежнее наше 190-го году челобитье в приказе Казанского дворца сыскать. Цари государи, смилуйтеся.

На лл. 55 об.— 66 об. рукоприкладства: К сей челобитной Сенька Сверчков руку приложил. К сей челобитной Васька Филатьев руку приложил. К сей челобитной Ивашка Климшин руку приложил. К сей челобитной Андрюшка Лузин руку приложил. К сей челобитной Сенька Лузин руку приложил. К сей челобитной Володька Воронин руку приложил. К сей челобитной вместо гостя Игнатья Могутова Алешка Чистого по ево веленью руку приложил. К сей челобитной гостиной сотни староста Филатко Бачилов руку приложил. К сей челобитной Афонька Чирьев руку приложил. К сей челобитной гостиной сотни староста Фетька Семаков руку приложил. К сей челобитной Ганька Никитин руку приложил. К сей челобитной Семеновские слободы староста Трошка Петров и вместо стретенскаго сотцкова Василья Ананьина да мясницкова сотцкова Кондратья Степанова по их веленью руку приложил. К сей челобитной Панкратьевской слободы староста Мишка Иродионов вместо Новогороцкой сотни соцкого Ивана Осипова по ево веленью руку приложил. К сей челобитной Аврамка Золотова руку приложил. К сей челобитной гостиной сотни Васька Констянтинов руку приложил. К сей челобитной Алексеевской слободы староста Ганька Васильев и вместо покровскаго соцкаго Сер[ге]я Михайлова, да Кожевницкой полусотни соцкаго Аверкия Михайлова, да галутвинскаго старосты Ортемья Фролово, да воронцовского старосты Ивана Петрова по их веленью руку приложил. Гостиной сотни Сенька Иванов бьет челом и вместо астараханца посацкова человека Дмитрея Павлова по ево веленью руку приложил. Гостиные сотни Ивашка Жадаев [310] бьет челом и руку приложил. Гостиной сотни Илюшка Недорезов руку приложил. Ивашко Ведиров руку приложил. Гостиной сотни Алешка Анкидинов руку приложил. К сей челобитной Ганька Михайлов вместо хазаина своево Никона Кузьмина Гончарные слободы по ево велению руку приложил. К сей челобитной Огородной слободы житель Якушко Герасимов и вместо брата своего Луки Федорова сына руку приложил. К сей челобитной Гришка Иванов вместо Григорья Костентинова кодашевца по ево веленью руку приложил. К сей челобитной нижегородец посацкой человек Ивашко Костянтинов руку приложил. К сей челобитной села Покровского крестьянин Сенька Мартынов руку приложил. Нижегородец Ивашко Аристов руку приложил. Вместо гороховленина Ивана Васильева Огородной слободы Якушко Герасимов по ево веленью руку приложил. Гостиной сотни Савинка Боков бьет челом и руку приложил. К сей челобитной гостиной сотни Ефимко Иванов руку приложил. К сей челобитной гостиной сотни Тишка Володимеров руку приложил. К сей челобитнай Пашка Степанов гостиные сотни руку приложил. К сей челобитной гостиной сотни Алешка Олисов руку приложил. Петрушка Стоянов бьет челом и руку приложил. К сей челобитной серпуховитин посацкой человек Васька Окулов и вместо гостиной сотни Игнатья Михайлова сына Костина по ево челобитью руку приложил. К сей челобитной Васька Горезин руку приложил. К сей челобитной Огородной слободы Федотко Васильев руку приложил. Вместо лысковца Василья Муромцова Федька Игумнов руку приложил. Вместо кузьмодемьянца Василья Хомутова по ево веленью чебоксарской пятисотной Алешка Тяпкин руку приложил. Гостиной сотни Ивашко Болотов руку приложил. Борашския слободы Андрюшка Казанцов руку приложил. Староста Суроского ряду Филька Стоянов руку приложил. Казенной слободы Васька Петров руку приложил. Кадашевец (В тексте: кашедавец.) Ивашко Давыдов руку приложил. Кадашевец Еремка Замятнин руку приложил. Чебоксарянин посадской человек Назарка Кирилов руку приложил. Нижегородец посацкой человек Ивашко Яковлев руку приложил. Садовник Ивашко Шустов руку приложил. Села Покровскаго крестьянин Мишка Остафьев руку приложил. Вместо ерославца Алексея Рукавишника по ево веленью Федька Алексеев руку приложил. Нижегородец посадцкой человек Ивашко Стефанов и вместо ярославца Игнатья Максимова по ево веленью руку приложил. Кадашевец Микулка Аксентьев руку приложил. Кадашевец Ивашка Офанасьев руку приложил. Кадашевец Петрушка Колачников руку приложил. Оська Петров Огородной слободы руку приложил. Гостиной сотни Ивашка Исаев и вместо Ивана Дмитреева по ево веленью руку приложил. Гостиной сотни Ивашка Анисимов руку приложил. К сей челобитной кадашевец Власко Ефимов и вместо кадашевца Константина Федорова по ево веленью руку приложил. Села Покровского крестьянин Данька Иванов руку приложил. Садовые слободы Кирюшка Афонасьев руку приложил. Садовник Максимка Щученков руку приложил. Новоникитцкие слободы Ивашко Рукавкин руку приложил. Гостиные сотни Ивашко Могутов руку приложил. Гостиной сотни Стенька Болотов руку приложил. Челобитчик патриарш хрестьянин Матфейка Шарапов руку приложил. Алексеевские слободы Пантелейко Кипреянов руку приложил. Вместо свияженина Ивана Ветошникова по ево веленью Чебоксарской приказной избы подьячей Мишка Володимеров руку приложил. Села Покровского оброчной крестьянин Ивашко Никитин руку приложил. Алексеевские слободы Васька Иванов руку приложил. Кадашевец Тишка Герасимов руку приложил. Гостиные сотни Трошка Иванов руку приложил. Звонарь Мишка [311] Тарасов руку приложил. Суроскова ряду торговой человек Ивашко Алексиев руку приложил. К сей челобитной Пантелей Куприянов вместо Покровской сотни тяглеца Юрьи Федорова сына по ево веленью руку приложил. Гостиной сотни Мишко Володимеров руку приложил. Гостиной сотни Митька Бунин руку приложил. Кадашевец Матюшка Та[ра]сов руку приложил. Кадашевец Степан Еремеев и вместа Овчинной слободы Тихона Васильева по ево веленью руку приложил. Садовник Родька Щепочкин руку приложил. Сурожского ряду староста Тимошка Романов руку приложил. Садовник Дмитрейка Щепочкин руку приложил. Сурожского ряду торговой человек Аничка Михайлов руку приложил. Гостиные сотни Митька Акишев руку приложил. Конюшенной слободы Федотко Агапитов руку приложил. Ярославец Сергуха Иванов и вместо ярославца Григорья Васильева сына Колпачнникова по ево веленью руку приложил. Садовник Куземка Трофимов руку приложил. Сурожскаго ряду торговой человек Ивашко Устинов руку приложил. Садовник Терешко Казанец и вместо Гаврила Павлова по ево челобитью руку приложил. Огородной слободы Илюшка Еремеев руку приложил. Садовник Сенька Никонов руку приложил. Кадашевец Лаврютка Панин руку приложил. Семеновские слободы Иван Иванов руку приложил. Новомещанской слободы Васька Яковлев руку приложил. Гостиной сотни Митька Данилов и вместо гостиной сотни Гаврила Антипина руку приложил. Челобитчик чебоксаренин Федька Игумнов и вместо товарыща своево Никифора Сосунова руку приложил. Нижегородец патриаршей крестьянин Климко Колмыков руку приложил. Соли-Вычегоцкой бьет челом Сенька Иванов и вместо того ж города Ивана Прокофьева Зверева руку приложил. Села Покровского Клим Иванов руку приложил. Вместо гостиныя сотни Самсона Нестерова по ево велению руку приложил. К сей челобитне Фетька Петров вместо гостиныя сотни Петра Окундинова и вместо Василья Матчина по их веленью руку приложил. К сей челобитной Дмитрейка руку приложил. Волотька Семенов руку приложил. Покровскова села оброчной крестьянин Фетька Семенов руку приложил. Книг печатного дела батыщик Алешка Иванов и вместо Дмитровской сотни Ивашка Романова по его челобитью и руку приложил. Покровской сотни Митька Васильев руку приложил. Стретенской сотни Петрушка Самсонов руку приложил. Стретенской сотни Ивашко Андреев сын Суханов руку приложил. Стретенской сотни Андрюшка Гаврилов сын Головин руку приложил. Вместо нижегородца посадцкого человека Ивана Пушникова нижегородец патриарш крестьянин Клим Колмыков по ево челобитью руку приложил. Вместо плесенина Егупа Никитина Зюзина чебоксаренин Федька Игумнов руку приложил. К сей челобитной Якушко Поярков руку приложил. Огородной слободы Сенька Казаринов руку приложил. Кадашевец Ивашко Шумилов руку приложил. Садовник Маркушка Замятнин руку приложил. Яраславец Тимошка Констянтинов руку приложил. Села Покровского крестьянин Сенька Стефанов руку приложил. Алексеевской слободы Ивашко Кузьмин и вместо астараханца Федора Гаврилова Кононова стрельца руку приложил. Кадашевец Мишутка Андреев руку приложил. Чебоксаренин посадцкой человек Ивашко Оленин руку приложил. Нижегородец посацкой человек Ондрюшка Иванов сын Жюков руку приложил. Суконного ряду Назарка Авксентьев вместо старосты Кандратья Васильева по ево велению руку приложил. Казенной слободы Ивашко Петелин руку приложил. Конюшаной слободы Больших Лужников Тимошка Максимов руку приложил. Кодашевец Митька Никифоров руку приложил. Балахонец посацкой человек Якушка Милютин и вместо балахонцов же посадцких людей Петра Минина да Ивана Викулова по их веленью руку приложил. К сей челобитной гостиной сотни Матюшка Григорьев вместо отца своево [312] Григорья Акинфиева руку приложил. К сей челобитней Покровской сотни Микишка Федоров руку приложил. Москотильнова ряду Мишка Васильев руку приложил. Москотильново ряду торговой человек Воинка Арефьев руку приложил. К сей челобитной Маскатильного ряду Волотька Семенов и вместо Парфена Куприянова по ево веленью руку приложил. К сей челобитной садовник Якушка Лукин руку приложил. К сей челобитной Ивашка Прокофьев руку приложил. К сей челобитной Ивашко Никитин руку приложил. Сурожскаго ряду тарговой человек Мишка Осипов руку приложил. К сей челобитной Титко Никонов руку приложил. К сей челобитной нижегородец Ивашко Турчанин руку приложил.

На л. 55 об. помета: 193-го ноября в 7 день. Государи пожаловали, велели о том выписать и доложить себя, государей окольничему Алексею Ивановичю Ржевскому, справясь о том с приказом Казанского дворца и с-ыными приказы памятьми (Память из приказа Большой казны в приказ Казанского дворца от 22 ноября 1684 г. (то же дело, лл. 67—76) не публикуется, так как она полностью повторяет содержание данной челобитной.).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.