Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 113

1675 г. февраля 28.— Наказная память из Посольского приказа Мухаммеду-Юсуфу Касимову.

(л. 11) Лета 7183-го февраля в 28 день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу память астараханцу Маметь-Исупу Касимову. Ехати ему великого государя з грамотою и для ево великого государя, дел из Бухарские земли к индейскому шаху (л. 12) в посланникех, да с ним же, Маметем, в той посылке быть подьячему Ивану Болванову, и он, Иван, послан с Москвы в Астарахань к нему, Маметею. А от великого государя послана с ними к индейскому шаху грамота руским письмом (См. док. № 114.) за государственною большою печатью, да в запас с той, великого государя, грамоты списки по-латине (Список на латинском языке не сохранился.) да по-татарски (См. док. № 114.), оба списки за тою же большою печатью. А посланы те списки в запас, буде в-Ындее руского письма перевесть некому, и им те грамоты для подлинного выразумения отдать.

(л. 13) И как, аже даст бог, будучи у бухарского хана и в Бухарской земле, великого государя дела по наказу исполнят и бухарской хан Василья Даудова к великому государю к Москве, а ево, Маметь-Исупа, х индейскому шаху отпустит, и Маметь-Исупу ехати из Бухарские земли к индейскому шаху на которые места ближе, и податнее, и безстрашно, розведывая, чтоб ему до Индейского государства доехать здорово.

А как приедет в первой индейской город, и ему говорити того города владетелю, что послан он от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника и государя и облаадателя, к великому государю их... (Пропуск имени в тексте документа.) величеству в посланникех о их государских надобных делех, а с ним посланы от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника и государя и облаадателя, к великому государю их (л. 14) Эвреинзеп-шахову величеству грамоты о дружбе и о любви и о иных государских добрых делех. И он бы, державец, отпустил ево к государю своему, дав корм и подводы, не задержав, и проводити до того города, где ныне государь их шахово величество, велел.

Да как ево ис первого города отпустят, и ему ехать до стольного индейского города потому ж, не мешкая нигде ни часу.

А дорогою едучи, проведывать, которые послы и посланники из-ыных государств приходят к индейскому шаху, и на приезде у самого ль шаха бывают, и ево видят ли, и посольства свои перед ним ли отправляют.

И буде проведает подлинно, что всех государств послы и посланники, которые у него бывают, посольства правят перед самим шахом и грамоты и поминки отдают так ж, как водитца и в-ыных государствах, (л. 15) и как дойдет время, что ему быть у шаха великого государя з грамотою на приезде, и пришлют к нему для того шаховых ближних людей нарочно, и ему тем шаховым ближним людем сказать, что того дня у шаха на приезде великого государя его царского величества з грамотою быть он готов, только б в то время у шаха, кроме ево, иных государств [195] послов и посланников и гонцов не было. Да буде скажут, (л. 16) что того дни у шаха иных государств послов и посланников, кроме ево, не будет, и ему к шаху итти. А приехав на шахов двор, итти в полаты, а как в тое полату, где шах будет, войдет, и ему от великого государя (л. 17) править шаху поклон, а молыть.— Божиею милостию великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, московский, киевский, владимерский, новгородцкий, царь казанский, царь астараханский, царь сибирский, государь псковский и великий князь смоленский, тверский, югорский, пермский, вятцкий, болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, черниговский, резанский, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондинский и всеа Северные страны повелитель и государь Иверские земли карталинских и грузинских царей, и Кабардинские земли черкаских и горских князей, и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и государь и облаадатель, вам, велеможнейшему брату своему, великому государю высокопрестольному величеству (л. 18) индейскому, велел поклонитись и свое царского величества здоровье сказати, а ваше, шахова величества, здоровье видети. И поклонитися рядовым поклоном.

И буде они, будучи у индейского шаха и дорогою едучи, про шахово именованье и титло, (л. 18 об.) что он описует имянованье и титло свое не так, как написано выше сего с прибав[лением], и ему, розведав о том подлинно, говорить имянованье и титло ево в речи так, как он сам себя описует и имянует; буде он не пишетца и не имянуетца всей вселенной государем, такж буде не приписует и не имянует к имянованью своему и к титле иных великих государей и турского салтана и персицкого и китайского шахов титл.

(л. 18) А как шахово величество спросит про здоровье великого государя его царского величества, встав, и ему молыть.— Как я поехал от великого государя нашего от его царского величества, и милостию божиею великий государь наш и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец и многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и государь и облаадатель, на своих великих и преславных государствах великого и преславного (л. 19) Росийского царствия, дал бог, в добром здоровье.

А после того ж молыть.— Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец и многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и государь и облаадатель, прислал к вам, шахову величеству, свою царского величества любительную грамоту. Да подати шахову величеству грамоту честно.

А великого государя грамота послана с ним такова (См. отпуск грамоты (док. № 114).):

(л. 20) Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, московский, киевский, владимерский, новгородцкий, царь казанский, царь астараханский, царь сибирский, государь псковский и великий князь (л. 21) смоленский, тверский, югорский, пермский, вятцкий, болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, черниговский, резанский, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондинский и всеа Северныя страны повелитель и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и государь и облаадатель, (л. 22) велеможнейшему брату [196] нашему, великому государю высокопрестольному шах-Эвреинзепову величеству индейскому.

Ведомо вам, брату нашему, великому государю, что из древних от некольких сот лет на великих и преславных государствах Росийского царствия великие государи, прародители наши, от рода Августа кесаря, обладающего всею вселенною, от сродича его от великого князя Рюрика, и от великого государя великого князя Владимера Святославича, и от великого государя и великого князя Владимера ж Всеволодича Манамаха, еже от грек высокодостойнейшую честь восприимшаго, даже (л. 23) и до великого государя, хвалам достойного, блаженные памяти прадеда нашего великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца, и сына ево великого государя, деда нашего, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Федора Ивановича, всея Росии самодержца, и до отца нашего, блаженные памяти (л. 24) великого государя, праведнаго и милостиваго, изрядно сиятельна, наипаче во царех пресветлейшаго и великостольнейшаго и неисчетные хвалы достойного, государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Великия Росии самодержца и многих государств государя и облаадателя, государствование их, великих государей предков наших, во всех великих государствах славилось, и великие их государства росийские роспространились и многие окрестные великие государи християнские и мусульманские с ними, великими государи, ссылались, а иные от них, великих (л. 26) государей, помощи искали. И они, великие государи прародители наши, великие государи цари и великие князи росийские, и отец наш, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Михайло Федорович, всеа Великия Русии самодержец, и многим великим государем и их государствам способствовали и помощь подавали. А с предки вашими с-ындейскими великими государи цари и с вами, великим государем, за дальним разстоянием пути у них, великих государей предков наших, и у отца нашего великого государя ссылки не бывало (л. 27), и послы и посланники не посылываны.

А ныне мы, великий государь наше царское величество, желая быти с вами, братом нашим, с великим государем шах-Эвреинзеповым величеством, в дружбе и в любви и в ссылках, как и з братом нашим, высокостольней(л. 28)шаго места с шах-Сулеймановым величеством персицким и с-ыными великими государи, послали к вам, брату нашему, великому государю к вашему шахову величеству, с сею нашею царского величества любительною грамотою посланника нашего Мамет-Исупа Касимова с любительными нашими поминки. А велели ему сее нашу великого государя грамоту вам, брату нашему, великому государю, подать и про наше, великого государя, здоровье сказать, а ваше, брата нашего, великого государя, здоровье видети, и о дружбе и о любви напомянуть, и поминки поднесть. И вам бы, брату нашему, великому государю шахову величеству, от нынешняго времяни с нами, великим государем, быти (л. 29) в крепкой братцкой дружбе и любви так ж, как с нами, великим государем, окрестные великие государи христианские, братья наша, и брат наш, великий государь Сулейман-шахово величество, в дружбе и в любви и в сылке без урыву. А что у нас, великого государя, в наших великих и преславных государствах Росийского царствия вам, брату нашему, великому государю, будет годно, и вам бы, брату нашему, великому государю, с нами, великим государем, о том обослаться послы или посланники и о всем с ними (л. 30) отписати, и посланника нашего к нам, великому государю к нашему царскому величеству, отпустить, не задержав. И против сей нашей, великого государя, грамоты в своей, шахова величества, грамоте о всем отписать и послать с ним к нашему царскому величеству своих, [197] шахова величества, послов или посланников. А мы, великий государь наше царское величество, тех ваших послов укажем принять со всяким удовольствием, как и иных великих государей, братьи нашей, послом и посланником довольство бывает, (л. 31) и велим их к вам, брату нашему, к вашему шахову величеству, отпустить без задержания.

А буде в сей нашей (л. 32) царского величества грамоте ваше, брата нашего, великого государя, имянованье и титла написаны не по тому, как вы, великий государь, в своих государских грамотах описуетеся и как к вам иные великие государи в своих любительных грамотах вас, брата нашего, великого государя, описуют, и в том бы на нас, великого государя, не подивить, потому что с предки нашими, великими государи цари и великими князи, и со отцем нашим, блаженные памяти великим государем царем и великим князем Михаилом Федоровичем всеа Великий Русии, у предков ваших индейских шахов ссылок (л. 33) не бывало, и как вы, брат наш, великий государь, в своих грамотах в-ыменованье и в титле своей описуетеся, того нам, великому государю нашему царскому величеству, не ведомо. А как к нам, великому государю к нашему царскому величеству, посланника нашего Мамет-Исупа отпустишь и своих послов или посланников к нам, великому государю к нашему царскому величеству, пришлешь, и мы, великий государь наше (л. 34) царское величество, те ваши, великого государя, любительные грамоты выслушав любительно, и впредь к вам, брату нашему, великому государю, учнем ваше, брата нашего, великого государя, имянованье и титла в наших царского величества грамотах писати по вашему, великого государя, достоинству. И желаем мы, великий государь, с вами, братом нашим, великим государем, (л. 35) быти в крепкой братцкой дружбе и любви и в ссылке, и посланника нашего к нам, великому государю к нашему царскому величеству, мелеть отпустить, не задержав, и своих послов к нам, великому государю к нашему царскому величеству, против сей нашей царского величества, присылки с ним послал. (л. 36) По сем мы, великий государь наше царское величество, вашу шахову вельможность всемогущему господу богу в сохранение предаем и счастливаго государствования желаем.

Писан государствия нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве. Лета от создания мира 7183-го февраля 28 дня.

(л. 37) А подав шаху великого государя грамота руским письмом, объявить и те две великого государя грамоты на латинском и на татарском письме, а говорить, что по указу великого государя его царского величества для подлинного свидетельства и выразумения присланы с ним к нему, шаху, таковы ж царского величества две грамоты за ево государственною ж большою печатью, и те грамоты подать.

(л. 39) А потом явити шаху от великого государя поминки. А молыть.— Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец и многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и государь и облаадатель, прислал к вам, шаху индейскому, любительные лехкие поминки. Да подати шаху поминки по росписи учтиво и остерегательно. (л. 39 об.) А поминков от великого государя послано с ним к шаху: соболей на 500 рублей, и в том числе: сорок во 150 рублев, сорок во 100 рублев, сорок в 80 рублев, сорок в 70 рублев, 2 пары по 20 рублев, 2 пары по 15 рублев, 3 пары по 10 рублев; корольков на 76 рублев весом их; да зеркал: 60 зеркал под слюдою, по рублю зеркало, да 53 зеркала поменьши тех, под слюдою ж, по 23 алтына по 4 деньги; 60 юфтей красных, по 2 рубли юфть.

(л. 39) А буде индейской шах у себя на приезде быть и очей своих видеть и посольства перед собою править не велит, а прикажет к нему, [198] чтоб он великого государя грамоту и любительные поминки отдал и посольство свое правил перед (л. 41) ево шаховыми ближними людьми, и Маметю-Исупу шаховым ближним людем говорити, что прислан он от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника и государя и облаадателя, ко государю их к шахову величеству с его царского величества любительною грамотою и для их, обоих государей, нужных и надобных дел, которые им, обоим государем, и государствам их ко всякому добру и к пожитком, и наказано ему тое царского величества грамоту подати и речь говорити самому шахову величеству, а не им, шаховым ближним людем, и ему мимо самого шахова величества ближним ево людем царского величества грамоты и поминков отдать и посольства править не мочно, и тем к царскому величеству государь их шахово величество оказываетца нелюбовью. И чтоб они государю своему шахову величеству донесли, чтоб ему (л. 42) царского величества з грамотою указал быти и посольство править перед собою, а не перед ними, ближними людьми, да ему же ближним шаховым людем говорить.— Буде государь их шахово величество с ним, Маметем, или по отпуске ево пошлет к великому государю к его царскому величеству послов своих, и великий государь его царское величество укажет тех шаховых послов принять в своей, царского величества, отчине в Астарахани и из Астарахани отпустит в царствующий великий град Москву, дав пристава и корм и подводы и провожатых, и во всем им для государя их шахова величества учинено будет довольство, и свои царского величества очи велит им видеть, и посольство шахова величества выслушает сам любительно. (л. 45) А естьли государь их шахово величество ему, Маметю, своих шаховых очей видеть и посольство править и поминков царского величества принять у него при себе не укажет, и царское величество и его шаховым послом велит учинить во всем против того ж.

(лл. 44, 45, 46) И откажут ему в том впрямь ближние люди, и ему шаховым ближним людем говорить, что прислан он от великого государя от его царского величества ко государю их шаху с его царского величества любительною грамотою и для их, обоих великих государей, надобных дел, (л. 46 об.) и понеже государь их шахово величество царского величества грамот и любительных поминков принять сам и посольства ево выслушать не изволяет, и он, Меметь-Исуп, хотя их обоих, великих государей, видеть в дружбе и в любви и в любительных ссылках, царского величества грамоту им, ближним людем, отдает, хотя было и не довелось того учинить. И грамота ближним людем и поминки отдать, а речи не говорить и поклона не править. (л. 42 об.) И домогатца того, чтоб ему посольство править и грамоту подать самому шаху.

А буде проведает про то подлинно, что у них в-Ындее перед шахом никоторых государей послы посольства своего не правят, а отдают грамота ближним людем, и ему, Маметю, и выговорив о том и постояв немного, великого государя грамоту [отдать]. (л. 46 об.) А отдав грамота, объявить им и другие две грамоты, и те грамоты потому ж отдать, сказав про них, для чего с ним посланы, как писано выше сего.

(л. 48) И будучи им, Маметю и Ивану, в-Ындейской земле договоритца с шаховыми ближними людьми впредь, каким письмом от великого государя от его царского величества ко государю их к шахову величеству грамоты писать, а он б, шах, к великому государю грамоты свои присылал на латинском или на турском языкех.

(л. 50) А буде индейской шах к царскому величеству с ним в грамоте своей великого государя имянованье и титлы отписати против его [199] государского достоинства не велит, а напишут с убавкою, и ему говорити и стояти о том накрепко, чтоб индейской шах в грамоте своей царского величества имянованье и титло написати велел во всем против того, как он, великий государь, сам себя описует. (л. 51) И конечно им, будучи у индейского шаха, домогатца всякими мерами накрепко, чтоб с ними в шахове грамоте царского величества имянованье и титло написано было во всем против его царского величества грамоты.

А про шахово титло проведывать, как он описуетца, да буде описуетца своими титлы, а причитанья к иным государем не имеет и всего света владетелем не пишетца, и ему на образец то ево титло взять. (л. 51 об.) А буде проведает, что он пишетца всего света владетелем и причитанье в титлах иных бусурманских государей имеет, и ему такова титла на образец у ближних людей не имать, а для ведома добитца на стороне, а чтоб то ближним людем, такж и приказным, было не знатно и не ведомо.

А буде ево ближние люди учнут спрашивать, как к великому государю к его царскому величеству пишут его царского величества имянованье и титлы в грамотах своих турский салтан и персицкой и китайской шахи, (л. 52 об.) и Маметь-Исупу говорить, что к великому государю к его царскому величеству его царского величества имянованье и титлы те великие государи салтан турской и шахово величество персицкой пишут его царского величества имянованье и титлы со всякою подобающею честию, учтиво, а как пишут, и тому дать ему з грамот турского салтана и персицкого шаха списки, да и подлинные грамоты для свидетельства даны ж. И буде у него для свидетельства подлинных грамот попросят, и ему те подлинные грамоты ближним людем показывать, а с китайским шахом у царского величества до нынешнего времени ссылки не бывало.

(л. 52) Да ему ж в-Ындейском государстве проведывать про полоняников. И естъли в-Ындейском государстве есть руской породы полоняники, и об них потому ж договариватца, чтоб государь их шахово величество к великому государю к его царскому величеству оказал тем дружбу свою и любовь — всех руского полону людей из государства своего велел царского величества в Росийское государство отпустить без окупу и впредь руского народу людей к своей вере неволею принуждати заказал. А великий государь его царское величество подданных государя их, которые обыщутца в Росийском государстве, а похотят ехать в свое государство, и их також де без окупу в-Ындейское государство отпустить повелит и к вере им никаково принуждения чинить закажет. А естьли шаховы ближние люди в том им, Маметю, откажут, что руского полону без окупу увольнять им невозможно для того, что у них куплены дорогою ценою, и им за тех полоняников поставить окуп указную дачю по 5 и по 10 и по 15 и по 20 и по 30 рублев за человека и больши той цены за них не уставляти.

Шаховым ж ближним людем говорити и домогатца всякими мерами накрепко, чтоб государь их указал с ними к великому государю к его царскому величеству послати со объявлением дружбы своей и любви и с любительными поминки посла своего, а с тем бы послом своим слал к великому государю в поминках каменья, серебра, бархатов, камок и пряных тамошних зелей, и обещати, что тот ево посол (л. 53) царского величества в вотчине в Астарахани принят и до царствующего града Москвы будет проважен с кормами, и с подводы, и со всяким удовольствованием. И как шах по их прошенью укажет послати посла или посланника с ними, и ему об нем от себя писати в Астарахань к бояром и воеводам, чтоб тому послу или посланнику в городех великого государя жалованье, корм и подводы были изготовлены, и самому ехати с ними Индейским [200] государством и царского величества городами вместе и во всем к ним держать честь и береженье.

(л. 54) Да с шаховыми ж ближними людьми договоритца всякими мерами накрепко о серебре, доведовся ему в-Ындее от всяких чинов людей самые прямые цены, чтоб государь их указал серебра пуд по тысячи и по две и по три и больши выслать с послы своими, или с посланники, или с купчины в царствующий великий град Москву, а наипаче каменья самого дорогово. А на Москве за то серебро царского величества ис казны по счоту давано будет товарами, которые товары на их руку будут годны, и, конечно о том договорясь, подлинно уставя серебру тамошную цену, поставить и взять у них на письме, какими товары им за то серебро царского величества ис казны имати. И буде напишут, чтоб им взамен того серебра давати сукнами, собольми, горностаями и иною мяхкою рухлядью, лосинами или иными какими товары, которых в Росийском государстве множество, и ему з ближними шаховыми людьми, о том договарясь, покрепитца письмами, что им того серебра указное число пудов и каменья вывозить по вся годы безо всякие (л. 55) премены, без урыву. А царского величества товаром, которых они на обмен того серебра учнут просить, цена уставлена будет на Москве в то время, как шаховы послы будут у царского величества на Москве, а самим им товаром цены не уставливать.

(л. 56) Естьли проведает у индейсково шаха, что есть в казне каменья узорочные и иные какие товары, которые в Росийском государстве наперед сего не бывали, и ему о том, поговоря з ближними ево людьми, предложить, чтоб государь их указал того каменья и иных товаров к царскому величеству послать с послом своим или с посланником, а на обмен тому каменью и иным товаром, что ему, шаху, понадобитца, и о том бы к царскому величеству велел с ними отписать, а к нему то все по указу царского величества прислано будет.

Им же, в-Ындее будучи, всякими мерами проведывать, чтоб изыскать из-Ындейсково государства водяной путь царского величества к городом, чтоб к Росийскому государству тот водяной путь был податен и безопасен реками Обью, Янышерью и Селенгою или Иртышем.

(л. 57) Да им же в-Ындее проведывать всякими мерами подлинно — в-Ындейском государстве шолк белой и жолтой родитца ль и много ль ево. И, доведався им прямые цены, договоритца, чтоб того шолку вывозили индейцы в Российское государство на обмен на руские товары, которые им будут годны, на всякой год немалым числом. И уставить тому шолку цену. А на Москве ему настоящая цена белого по 40 рублев, жолтого по 20 рублев пуд.

Да им же, будучи в-Ындейском государстве, доведатца допряма — индейской восточной шах какие веры, и как ему имя, и как к нему посторонние ево соседи пишут, и с которыми государствы граничитца.

(л. 58) А буде обыщутца лекарства и корени, которых в Московском государстве нет, а от всех болезней они вяшшее, и ему тех лекарств и корени купить на опыт сколько мочно.

А буде обыщутца в-Ындейском государстве самые художные мастеры каменных мостов и иных изрядных дел, и ему тех мастеров приговаривать в службу великого государя на время. И естьли об них шах поволит, и их к Москве вывесть с собою.

Такж проведывать, есть ли в-Ындее семена огородные или звери небольшие и птицы, от которые в Росийском государстве чаять быти плоду, и того, потому ж купя, вывесть, сколько мочно.

(л. 58 об.) А что он, будучи в-Ындейском государстве, чего купит, и буде у него с той купли попросят пошлин, и ему пошлины с той купли [201, 202] заплатить, розведав, чтоб лишнего не взяли, однако ж платить без выговоров.

(л. 60) А буде шаховы ближние люди спросят — великий государь его царское величество с которыми посторонними государи граничитца и с кем не имеет ли войны, и им говорить.— Великий государь его царское величество граничитца (л. 61) с великими государи, с наяснейшим великим государем с Яном Третием, божиею милостию королем польским и великим князем литовским, да с велеможнейшим государем с Карлусом, королем свейским с его королевским величеством, и с-ыными окрестными великими государи христианскими, такж и с шахом персицким, и пребывают меж собою в дружбе и в любви и в непрестанных ссылках, да царского ж величества государства подошло границами к государствам салтана турского и хана крымского. (л. 62) И ныне турской Магметь-салтан и крымской хан, отставя с великим государем с его царским величеством издавна братцкую дружбу и любовь, востал войною на брата его царского величества, на польского Яна короля. И великий государь его царское величество по древней дружбе и любви, сослався со всеми великими государи християнскими, такж и с шахом персицким, отпор тем обоим (л. 63) неприятелем чинить учнут, сколько господь бог помочи подаст.

А буде шаховы ближние люди спросят про Сибирь, как Сибирское государство содержитца, и им говорить.— В Сибире устроены городы многие, и всякие служилые и жилецкие люди пожалованы великого государя многим жалованьем, и пашни устроены великие, и живут служилые и жилецкие люди в тишине и в покое, а великому государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, его царскому величеству служат и дань с себя дают так ж, как и отцу ево, государеву, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу.

(л. 64) Да им ж шаховым ближним людем говорить, чтоб государь их указал послать царского величества в Росийское государство из-Ындеи своих шаховых подданных индейцов для торгового промыслу, а царского величества в городех примут их со удовольством и отпустят в царствующий град Москву безо всякаго задержанья. А как шахова величества подданные царского величества в Росийское государство для своего торгового промыслу учнут ходить без урыву, и в то время царское величество, обослався з государем их с шаховым величеством, велит на своих царского величества и на его, шаховых, подданных наложить пошлину пристойную, как (л. 65) в Росийском государстве всех государств приезжие иноземцы платят.

Да им ж, будучи в-Ындее, проведывать всякими мерами накрепко тайным делом, припоя и прикормя к себе пристава или иных ково тамошних людей, чтоб им гораздо был кто верен и в ком почаят правды, и подаря чем пригож, каков к великому государю шах, любителен ли и рад ли тому, что великий государь прислал с ними к нему, шаху, свою великого государя, грамоту, и впредь с великим государем в дружбе и в любви и в сылке быти хочет ли, и послов своих или посланников к великому государю пошлет ли и вскоре ли после их пошлет или с ними вместе, и купчин своих с теми послы пошлет ли, и какие с ними товары пошлет, и впредь торговым своим людем в Московском государстве торговать велит ли. Да и у всяких чинов людей проведывали и с торговыми людьми в-Ындее розговаривали, (л. 66) ради ли они ко государю своему государской присылке и торговые люди ехать в Московское государство торговать похотят ли. И тем индеяном всяких чинов и торговым людем великого государя милость и жалованье ко всем окрестных государств приезжим иноземцем росказывать, какая его великого государя отменитая милость [203] к приезжим ко всем торговым иноземцом и как они при его государской милости живут и торгуют всякими товары повольною торговлею. И про руские товары индеяном торговым людем росказывать, что у царского величества в государстве всяких дорогих товаров, которых во окрестных государствах нет, добре много, и в Московское государство для товаров купецкие люди приезжают ис Китаи и ис Персиды и из-ыных из дальних окрестных великих государств. И с кем ныне шах в дружбе и в ссылке, и с кем в недружбе, и ис которых государств послы у шаха есть ли и о каких делех, такж и купецкие люди с ними есть ли ж и с какими товары, и в-Ындейском государстве какие товары по чему ценою покупают, а свои продают, и с какими поминками послы к шаху приходят, и шах от себя какие поминки посылает, и каков у шаха бывает чин в то время, как у него бывают послы, и сколь сильно Индейское государство ратными людьми и казною, и каким строем те ратные люди, и сколько конных и пеших людей, и каковы те ратные люди к бою, и какие (л. 67) у них бои и с кем у них война, и за какие причины меж их чинятца, и хто кому бывает силен. Да им ж, будучи в-Ындее, проведать достаточно, какие в-Ындейском государстве узорочные товары и каменье бывает, и тут ли те товары делают, а каменье добывают или отколе привозят, и бархаты и отласы гладкие и камки и тафты в-Ындее делают ли или привозят и сколь дорого купят, и какие бархаты и отласы и камки и тафты и иные какие узорочные и всякие товары в-Ындее бывают или ис которых государств их привозят, и каким путем — сухим ли или мокрым, и ис которых государств те товары привозят, и сколь блиско или долеко те государства, ис которых те товары привозят, и какие товары прибыльнее в Московское государство у них покупать, а из Московского государства к ним в-Ындейское государство посылать, и на сколько ценою каких товаров доведетца к ним послать, и торг впредь будет прочен ли, и чаять ли в торгу немалыя прибыли, и каковы в-Ындее люди и городы и какой у них бой, и шах и все Индейское государство какие веры. Того б ему всего однолично проведать в стольном городе и по иным городам, которыми городами поедет, накрепко, подлинно. А будет ему тайно про то проведать (л. 68) не мочно, и ему говорить приставу, хто у него будет, чтоб поволил ему итти погулять в рядех для покупки и посмотрить всяких товаров, которые в их Индейском государстве ведутца. А быв в рядех и смотря товаров, про то доведатца подлинно и прямые цены, как которые товары индеяня сами купят и в какову цену продают, потому ж доведетца подлинно. Да и про то однолично проведать подлинно, из немецких или из-ыных из дальних которых государств торговые люди в-Ындейское государство приезжают ли, и с какими товары, и каким путем — водяным ли или сухим, и на которые государства и городы, и сколь дорого, и наколько верст провозу от города до города с пуда или со вьюка дают. А будет которые товары к ним приходят из немецких и из-ыных государств, и такие ж товары бывают и в Московском государстве или прямые Московского государства городов товары, и тех товаров всякими мерами доведатца прямые ж цены, по чему какие привозные товары в-Ындейском государстве купят и продают, и сколько таких привозных товаров в-Ындейском государстве росходу, и которые немецких и иных государств и руские привозные товары лутче в-Ындее любят, и сколько с тех привозных (л. 69) товаров пошлин емлют и чем емлют — товаром ли или ефимками, и хлеб в-Ындейском государстве родитца ли и какой хлеб и сколь прибылен родитца и сколь дорого купят, и какие пряные зелья и овощи в-Ындее и тут ли родитца или привозят, и будет привозят, и сколь дорого купят.

Да и про то им проведать всякими мерами накрепко, будет впредь у царского величества с-ындейским шахом дружба и любовь и ссылка [204] будет, и в-Ындейское государство от государевы отчины от Астарахани или от Сибири на которые земли и улусы или кочевья ходить податнее, и не будет ли впредь в тех местех над государевыми людьми какие шкоды, и сухим ли путем или водяным или горами, и сколько от которого города до которого города или от улуса до улуса верст или милей или днищ, и на чем сухим путем ходят, на лошадях ли или на велбудах, и сколько от которого города за провоз найму со вьюка дают, и в которой индейской украинной город из улусов или ис каких мест нибуди приезжают и Индейскою землею от украинного города до стольного города (л. 70) в сколько недель или дней переезжают, и сколько в-Ындейском государстве от которого города и места до которого ж города и места дорогою верст или миль или днищ считают, и на одно ли место и городы в-Ындею дорога лежит или розные дороги, и будет розные, и которою дорогою ближе и бестрашно, и какие люди по дороге меж Астарахани и Индейским государством живут, и которые князьки особные живут, и великому государю они послушны ли, и хто имяны те князьки и которых улусов, и нет ли где от них проезжим, и служилым и торговым людем шкоды, или ис тех князьков есть иные государю и непослушны, а голдуют кому иному и какими промыслы промышляют. О всем о том однолично ему проведать всякими мерами накрепко многими ведущими людьми допряма. А проведав про то про все достаточно, написати в статейной список подлинно по статьям порознь, всякую статью имянно. (л. 71) Да и во всем им, будучи в-Ындейском государстве и едучи дорогою, великого государя делом промышлять и вестей всяких проведывать посему великого государя наказу, и смотря по тамошнему делу, и как их бог вразумит, и великого государя имянованье и чести остерегати и искати везде великого государя имяни чести и повышенья и великого государя имя во всех городех и местах выславливати и говорити то, чтоб было государскому имяни к чести и к повышенью.

Да как он, будучи в-Ындее, по сему великого государя наказу его великого государя дела исполнит, и ему, Маметю, приказывать шахова величества через ближних ево людей, чтоб шахово величество изволил ево отпустить к великому государю к его царскому величеству, не задержав, и о всем против ево царского величества грамоты к его (л. 72) царскому количеству в своей, шахова величества, грамоте с ним отписал и послов своих послал.

Да как ево шахово величество отпустит и грамоту свою к великому государю с ним пошлет, и ему ехать к великому государю к Москве, на которые места ближе и податнее, не мешкая нигде ни часу. А приехав к Москве, явитца и статейной свой список подать в Посольском приказе боярину Артемону Сергеевичю Матвееву да дьяком думному Григорью Богданову, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину, Степану Полкову, Емельяну Украинцову.

А буде индейской шах пошлет с ним к царскому величеству своих послов или посланников, и ему, Маметю, ехать с ними вместе и держать к ним честь и береженье, а наперед писать (л. 73) о тех послах к царскому величеству чрез Астарахань или чрез Тоболеск, на которые городы из-Ындейской земли поедут, чтоб великому государю его царскому величеству о тех послах было ведомо.

ЦГАДА, ф. Посольский приказ. Сношения России с Индией, 1675 г., д. 1, лл. 11—24, 26—37, 39, 41—42, 44—46, 48, 50—58 об., 60—73. Отпуск. Список — ф. Сношения России с Бухарой, кн. 4, лл. 167—197 об.

Опубл.: «Наказ царя Алексея Михайловича Махмету Исупу Касимову, посланному в 1675 году к великому моголу Аурнезебу», изд. Д. Кобеко. СПб. 1884, стр. 1—19. Грамота царя Алексея Михайловича индийскому падишаху опубл. в I ПСЗ, т. I, № 595, стр. 997—999.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.