Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЕВРЕИ В ВЕНГРИИ (Х-ХII вв.)

Нынешнее состояние изучения проблемы, а также объективные возможности источников не позволяют воссоздать полную картину жизни еврейского населения Венгрии в период раннего средневековья. Большая часть сведений, содержащихся в дошедших до нас источниках, относится к двум группам вопросов, пусть весьма крупным, но все же не исчерпывающим всего круга проблем, связанных с пребыванием евреев на территории государства Арпадов — их участию в работорговле и взаимоотношениям с христианским населением королевства. С другой стороны, эти моменты освещены в венгерских источниках гораздо более подробно, нежели в памятниках, относящихся к территории соседних с Венгрией стран, например Чехии, где еврейское население появилось, по всей видимости, примерно тогда же и также в связи с развитием торговли невольниками. Поэтому венгерский материал при всей его неполноте может, тем не менее, пролить свет на историю евреев в этот период во всей Центральной Европе.

Первые контакты венгров с приверженцами иудаизма относятся ко времени вхождения мадьярских племен в Хазарский каганат. Поскольку, как свидетельствует Ибн Русте, уже в этот период, до "обретения родины", венгры принимали участие в торговле рабами, в частности через византийскую Керчь, не исключено, что они взаимодействовали не только с этническими хазарами, принявшими иудаизм, но и с евреями, вероятнее всего, с купцами 1.

В тот же период пути еврейских торговых караванов, связывавшие Хазарию и Русь с территориями, подвластными Каролингам, и уходившие затем дальше на юго-запад, в завоеванную арабами Испанию, пересекали Среднее Подунавье, будущее ядро государства Арпадов 2.

Приход венгров в Среднее Подунавье, скорее всего, на несколько десятилетий изменил традиционное направление движения купеческих караванов. Поражение венгерских отрядов в битве при Аугсбурге (955 г.) повлияло на появление еврейского населения на территории венгерского королевства, как нам представляется, сразу в двух отношениях. Во-первых, у победителя — будущего императора Отгона I — после устранения угрозы новых венгерских набегов возникла реальная возможность начать продвижение на восток от Эльбы — Заалы в земли полабских славян. Именно Полабье стало в последующие десятилетия основным источником поступления рабов на европейские рынки. Этот поток рабов, по всей видимости, способствовал возрастанию значения Пражского невольничьего рынка и соответственно привлечению еврейских купцов в [84] страны Центральной Европы. Как следует из сообщения Ибн Йакуба, еврейская община в Праге существовала уже в 967 г. 3

Хотя вопрос о последствиях поражения на Лехском поле для истории Среднего Подунавья остается во многих отношениях дискуссионным, нельзя не признать, что после 955 г. наступила некоторая политическая стабилизация, позволившая помимо всего прочего, восстановить старые торговые пути, проходившие с востока на запад через Венгрию, и положила начало существованию на территории королевства постоянного еврейского населения. Скорее всего, это произошло в 70-х годах X в. — в период правления Такшоня. Крупнейшим центром сосредоточения еврейского населения стал, по всей видимости, Эстергом, где уже около 1050 г. существовала синагога 4.

Начало активной работорговли в средневековой Европе создало проблемы для христианской церкви. Она всеми средствами пыталась бояться с практикой продажи христиан в рабство иноверцам, прежде всего — иудеям. Подобного рода запреты можно достаточно часто встретить в канонах церковных соборов меровингского и каролингского времени. Невозможность помешать продаже христиан иудеям была едва ли не главной причиной, побудившей Адальберта Пражского в 989 г. сложить с себя епископский сан 5. По свидетельству Шимона Кезаи, примерно тогда же папская курия обращалась к князю Гезе и его сыну, будущему королю Иштвану I с просьбой освободить всех христиан, находившихся в их государстве в руках иноверцев 6. Эти факты дают основание предположить, что осуществлявшаяся через Прагу и Венгрию силами еврейских купцов торговля рабами приобрела в конце X в. весьма широкие для того времени масштабы.

Из Венгрии купеческие караваны направлялись на территорию современной Австрии, где документами XI-XII вв. зафиксировано существование около полутора десятков поселений с названиями типа "Judendorf", причем все они располагались вдоль торгового пути, ведшего к Альпийским перевалам и дальше в Италию 7. Второй маршрут пролегал в город Регенсбург, крупнейший в Западной Европе центр работорговли, оттуда невольников отправляли через Францию в арабскую Испанию.

Как полагает крупнейший специалист по истории европейской работорговли в средние века Шарль Верлинден, начиная с XI в. значение евреев в торговле невольниками постепенно пошло на убыль, их все более активно вытесняли выходцы из итальянских городов и грекиз. На венгерском материале XI и даже XII в., однако, эта тенденция не прослеживается. Большая часть упоминаний о евреях в памятниках этого времени связана именно с их участием в торговле рабами.

В венгерских юридических источниках XI — начала XII в. — канонах церковных соборов и королевском законодательстве — несколько раз встречается адресованный иудеям запрет покупать, продавать и держать у себя в услужении христиан. Этот сюжет, как, впрочем, и некоторые другие, разрабатывался в венгерском праве в том же ключе, что и в упомянутых выше франкских юридических памятниках, возможно, не без влияния западной юридической традиции (хотя о непосредственном [85] заимствовании тех или иных норм речь в данном случае не идет). Усилия церкви и светских властей как в Западной Европе, так и в Венгрии не привели к сколько-нибудь существенным изменениям в сложившейся практике работорговли. Об этом свидетельствует ряд фактов, сохранившихся в источниках того времени. Например, около 1141 г. некий ишпан Мартон из Гут — Келеда подарил Чатарскому монастырю либертинов бывших рабов, которых он купил на рынке в Бодоге у четырех купцов. В грамоте, оформлявшей это дарение, сохранились некоторые подробности заключенной сделки, указывающие на их еврейское происхождение 9. В 1150-1153 гг. в Венгрии побывал арабский путешественник Абу Хамид аль Гаристи. Он был приятно удивлен, узнав, сколь широк выбор рабов в Венгрии и сколь низки цены на них 10. Эти свидетельства показывают, что и в середине XII в. торговля рабами (в том числе, очевидно, и христианами), осуществлявшаяся силами еврейских купцов, попрежнему велась весьма активно.

К этой торговле могут быть отнесены и некоторые другие известия источников, не содержащие непосредственных упоминаний о евреях, в частности, статья из законов Кальмана (начало XII в.), запрещавшая всем продавать или уводить за пределы Венгрии "сервов из рода венгров или кого-либо рожденного в Венгрии". Этот, запрет, однако, не распространялся на "сервов других языков, которых приводят из других стран". Правда, наказанию, согласно этой статье, подлежали не все, кто так или иначе был причастен к работорговле, а только должностные лица — ишпаны, которые, вероятно, также пытались в ней участвовать 11. Статья вполне определенно указывает на то, что Венгрия в этот период была важным промежуточным пунктом на путях торговцев невольниками, где сосредоточивалось, по всей вероятности, достаточно значительное число рабов, приобретенных еврейскими купцами в Праге или где-либо еще и предназначенных для отправки дальше, на другие рынки Европы и Востока. Данная норма примечательна и определенным смещением акцента с интересов конфессиональных на внутренние, "экономические": венгерский королевский закон в данном случае не встает на защиту всех сервов-христиан, а запрещает лишь продавать за пределы королевства его жителей.

Само обилие сходных постановлений о запрете иудеям покупать, продавать и держать у себя в услужении христиан свидетельствует о том, что их эффективность была не достаточно велика. Примечательно, кроме того, что большинство венгерских норм, посвященных этим сюжетам, содержит крайне расплывчато сформулированные санкции по отношению к нарушителям указанного запрета. Это явно контрастирует с теми вполне конкретными венгерскими законами, которые регулировали отношения зависимости между христианами 12. Следует отметить, что в данном случае не было, по всей видимости, единой санкции — разные памятники трактуют этот сюжет по-разному. Например, один из канонов первого Эстергомского собора просто запрещает иудеям удерживать у себя христиан — "сервов или служанок, собственных, купленных или нанятых" 13. Норма из законов короля Ласло I, содержащая сходный запрет, предписывает наказывать христианина, который осмелится [86] продать своего единоверца иудею 14; один из законов Кальмана велит отпустить попавшего в рабство к иудею христианина на волю 15; наконец, статья "Капитул об иудеях", изданная в правление этого же короля, требует, чтобы иудей не только отпустил раба-христианина, "какого бы то ни было языка или народности" (cuiuscunque lingue vel nationis), но и заплатил ему композицию, видимо, за незаконное удержание в рабстве (правда, в каком объеме, не указано) 16.

Отсутствие или неопределенный характер санкции во всех этих статьях, по-видимому, непосредственно связаны с одной важной особенностью раннесредневекового венгерского (и, видимо, не только венгерского) законодательства, для которого иудей и вообще иноверец не являлся субъектом права, санкционируемого христианским монархом. Это хорошо видно на примере уже упомянутых выше "Капитул об иудеях", которые исходят из существования "mos patrie" (обычая страны), т.е. той юридической практики, принятой среди христианского населения королевства и "lex iudeorum", который регулировал жизнь еврейской общины. Сами капитулы, большей части посвящены взаимодействию этих двух правовых систем в тех областях, где могли сталкиваться интересы христиан и иудеев. Во внутреннюю же жизнь еврейской общины христианское законодательство (и королевское, и, тем более, церковное), таким образом, не вмешивалось. Редкое и интересное исключение составляет статья из I книги законов Ласло, названная "О работах иудеев в праздники". Она предписывает изымать у иудея, работающего в воскресные и праздничные дни, "те орудия, при помощи которых он работает", "чтобы не оскорблять христианство" 17.

Сфера взаимоотношений христианского населения венгерского государства с евреями, если судить по "Капитулам" и другим законодательным памятникам, не была слишком широкой. Прежде всего, их интересы сталкивались в области торговли и финансов. Шесть из семи капитул посвящены именно порядку оформления и расторжения торговой или финансовой сделки между христианином и иудеем. Порядок этот мог зависеть от суммы сделки. Если "христианин у иудея или иудей у христианина" "хотел взять" сумму, не превышающую "двух или трех монет" (скорее всего, византийских золотых, неоднократно упоминающихся в венгерских законах), стороны должны были пригласить свидетелей, как христиан, так и иудеев, а должник, видимо, должен дать обещание заимодавцу, что вернет долг. Если же он впоследствии стал бы отрицать, что брал деньги, свидетели обеих сторон должны были подтвердить законность заключенной сделки 18. В том случае, если сумма превышала три монеты, следовало не только пригласить свидетелей, но и оформить грамоту, причем скрепленную печатями (так называемую "cartula sigillata") как должника, так и кредитора, где следует записать сумму и имена свидетелей 19. Сходным образом должна была оформляться и покупка, совершенная христианином или иудеем. В данном случае также требовалось составить грамоту, приложить печати продавца и покупателя, и привести свидетелей 20. Дальше речь в капитулах идет о возможных последствиях сделки, но не о претензиях сторон друг к другу, а о том, что [87] делать, если проданная вещь окажется краденой. Если такое случится и законный владелец опознает ее, покупатель должен предъявить грамоту с печатью; а названные в грамоте свидетели должны подтвердить его правоту 21. Если пострадавшей стороной является иудей и у него нет свидетелей-христиан, то клятва его свидетелй-единоверцев должна быть принесена в соответствии с "законом иудеев"; этого будет достаточно, чтобы королевский суд наказал вора 22. Дальнейшие разъяснения показывают, что иудей и христианин находились в неравных условиях. Так, если бы у иудея не нашлось свидетелей, которые подтвердят его невиновность в соответствии с "lex iudeorum", ему все равно пришлось бы выплатить композицию за кражу, причем в четырехкратном размере. В том же случае, если бы у иудея вовсе не оказалось грамоты, то его надлежало судить "по обычаю страны" (more patrie) и заставить заплатить композицию за кражу в двенадцатикратном размере.

Приведенные выше данные "Капитул" позволяют сделать несколько наблюдений. Во-первых, следует отметить, что здесь впервые встречаются сведения о том, что евреи уже в этот период, когда еще продолжалась активная работорговля, начали ссужать деньги в долг (хотя, как указывалось выше, "Капитулы" предусматривают и такую возможность, что в роли заимодавца мог выступать христианин). В данном случае трудно сказать, идет речь о ростовщичестве или о беспроцентном долге, однако, очевидно, что еврейское купечество к XII в. уже накопило на торговых операциях достаточно значительный капитал. Переход от работорговли как основного вида занятий еврейского населения к ростовщичеству, который на Западе Европы начался в XI в., в Венгрии, по всей видимости, наметился позднее и не был сколько-нибудь резким. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что христианин, взявший в долг у иудея, имеет собственную печать. Этот момент позволяет предположить, что уже в начале XII в. венгерская знать, подобно западноевропейской, пользовалась услугами еврейских кредиторов.

Во-вторых, нельзя не отметить и того, что сделка между иудеем и христианином должна была оформляться весьма тщательно. Если сравнить в этом отношении "Капитулы" с довольно немногочисленными положениями других венгерских законов, регулирующих, например, отношения купли-продажи между христианами, то станет очевидно, что последние гораздо менее детальны и не требуют соблюдения такого числа формальностей. Даже требование составления грамоты, оформляющей сделку, выглядит для этого времени довольно необычно: в XI — начале XII в. в Венгрии даже крупные земельные пожалования осуществлялись зачастую в устной форме, не закрепляясь грамотой. Все это позволяет сделать вывод как о более развитом характере торговой и финансовой деятельности, которую вели на территории Венгрии еврейские купцы, так, очевидно, и о значительном числе конфликтов в этой области, возникавших между ними и представителями христианского населения королевства.

В-третьих, уже не вызывает сомнений правовая дискриминация иудеев, поскольку клятвы свидетелей-иудеев и христиан по существу не имеют равной юридической силы. [88]

Вне сферы торговли и финансов контакты еврейской и христианской общин, по всей видимости, были не часты. Впрочем, запрет на заключение смешанных браков между иудеями и христианами, содержащийся в одном из законов Ласло 23, свидетельствует о существовании в XI в. подобной практики. Трудно предположить, однако, что тогда и тем более позднее, она получила широкое распространение.

Что известно о других сторонах жизни еврейского населения Венгрии в XI-XII вв., помимо их участия в работорговле и взаимоотношений с христианами? Сведения наших источников, как уже указывалось, в этом отношении довольно скудны. Некоторые данные позволяют также предположить, что евреи, проживавшие в венгерском королевстве в XII в. и позднее, имели достаточно тесные связи со своими единоверцами на территории современной Австрии. Так, на старейшем в Австрии еврейском кладбище во Фризахе есть захоронения людей, скончавшихся на территории Венгрии 24. В литературе приводится рассказ, относящийся к началу XIII в., согласно которому два еврея, Соломон и Исаак, проживавшие в районе Нитры, поспорили из-за рабыни и обратились за помощью в Вену к тамошнему раввину, который пользовался большим авторитетом и сумел в конце концов их рассудить 25.

Приведенная выше статья из законов Ласло, предписывающая изымать рабочий инструмент у тех иудеев, кого застанут работающими в воскресные и праздничные дни, указывает на возможность занятий ремеслом. Кроме того, одна весьма интересная, с нашей точки зрения, статья из законов Кальмана, свидетельствует о том, что иудеи могли иметь земельные владения на территории королевства: "Если же кто-либо из них имеет земельные угодья, пусть их обрабатывают рабы-язычники. Что же касается владений иудеев, то тот, кто в состоянии их приобрести, пусть имеет, но там, где есть епископская кафедра, им находиться запрещено" 26. Эти данные говорят о том, что еврейское население Венгрии в XI-XII вв., по крайней мере, в значительной своей части было оседлым, насколько это вообще возможно для столь разных социальных организмов, интегрированным в общественную и, прежде всего, экономическую структуру королевства, имело устоявшиеся контакты (торговые, религиозные и, вероятно, иные) с еврейскими общинами в других странах.


Комментарии

1. Tardy L. Sklavenhandel in der Tartarei. Die Frage der Mandscharen. Szeged, 1983. S. 82.

2. Verlinden С Slavenhandel en economische ontwikkeling in Midden, — Oost — en Noord — Europe
gedurende de hoge Middellunwen. Brussel, 1979. S. 9.

3. Gyorffy Gy. Istvan kiraly es muve. Budapest, 1983. 335. 1.

4. Ibid.

5. Ibid.

6. Tardy L. Op. cit. S. 83.

7. Grunwald K. The early Jewish settlements in Austria: A chapter of economic history // Journal of European economic history. 1973. P. 102-103. '

8. Verlinden C. Op. cit., S. 17.

9. Gyorffy Gy. Op. cit. 500.1.

10. Tardy L. Op. cit. S. 87-88.

11. Zavodszky L. Szent Istvan, Szent Laszlo es Kalman korabeli torvenyek es zsinati hatarozatok forrasai. Budapest, 1904. App. D. Col. LXXVI (далее все ссылки на венгерские законы даются по этому изданию).

12. См.: DS II, 5,21.

13. Syn. Strig. prior, LXIII.

14. DL. I, 10.

15. D Col. LXXIV.

16. Cap de iud., I.

17. DL. 1-26.

18. Cap de iud., II.

19. Ibid. III.

20. Ibid. IV.

21. Ibid. V.

22. Ibid. VI.

23. DL. 1-10

24. См.: Grunwald K. Op. cit. P. 105.

25. Tardy L. Op. cit. S. 86-87.

26. D Col. LXXV.

Текст воспроизведен по изданию: Евреи Венгрии (X-XII вв.) // Славяне и их соседи, Вып. 5. М. Наука. 1994.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.