Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

155. ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II — ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ ПОСЛАННИКУ И ПОЛНОМОЧНОМУ МИНИСТРУ В ЛОНДОНЕ ГРАФУ С. Р. ВОРОНЦОВУ

С.-Петербург, 19 (30) декабря 1789 г.

Рескрипт № 16

Божиею милостию мы Екатерина вторая императрица и самодержица всероссийская и прочая, и прочая и прочая,

Нашему генералу-порутчику, чрезвычайному

посланнику и полномочному министру графу

Воронцову.

По сделанным нам от римско-императорского-королевского двора сообщениям, мы полагаем, что министр его, граф Ревицкий, уведомил уже [453] вас во всем пространстве о данных ему повелениях войти с кабинетом лондонским е надлежащие по настоящим делам дружеские и откровенные объяснения, и предложить ему постановление оборонительного Союза.

Решимость таковая со стороны союзника нашего на сближение с Англиею оправдает все те заключения, которые мы о его добром к сей державе расположении преподали вам еще в 1785 году, когда дело шло о составлении германской лиги, и кои вам известны были из наставлений от его величества, данных графу Ревицкому при назначении его министром в Лондон. Мы повторяли вам тоже самое при всяком поручении внушать министерству тамошнему о нашем дружестве к королю великобританскому и доброхотстве к аглинской нации, быв не удалены не только сохранить доброе согласие и откровенность с сею державою, и возобновить выгодные на обе стороны торговые обязательства; но и воспользоваться удобным моментом на учреждение теснейшей с нею политической связи, в которой не сомневалися, что и союзник наш примет со временем участие. Разные обстоятельства не дозволили нам сделать полное употребление из таковых препоручений, на искренности основанных; но и тут нельзя было избежать от кривых и злобных толкований, будто намерения наши к тому единственно клонилися, чтоб поссорить Англию с союзником ее, королем прусским; толкований и заключений, тем паче неосновательных и с истинною несходных, по колику мы знаем, с одной стороны, по уверениям самих сих союзников, что взаимные их обязательства суть просто оборонительные, с другой же — ведаем просвещенность Кабинета Сен-Жемского и всея нации британской, и правила им свойственные, которые, конечно, далеко от того, чтоб, под видом союза в существе невинного, допустить себя во влечь в дела другим державам Англии дружественным вредные, и пламя военное продолжить и распространить могущие.

Весьма нам будет приятно, естьли предложения союзника нашего в Лондоне приняты будут в истинной их цене и с тем уважением, каковое заслуживают добрые его к Англии расположения. Мы уверены, что вы по общим наставлениям и по частным от нас предписаниям и до получения сего, отзывы ваши по сему делу в потребных случаях в пользу оного учреждали; но дабы поставить нас в вящую возможность пособотвовать успеху помянутого предложения, сверьх того и между нами собственно с Англиею восстановить и утвердить прежнее доброе согласие, мы сим вам повелеваем, взяв за повод учиненное графом Ревицким от имени государя своего предложение, и вступя с министерством тамошним в дружеские и откровенные изъяснения на основании посланных пред сим к вам наставлении о намел готовности сближиться с Англиею, не токмо подкреплять помянутое предложение нашего союзника, но, смотря по образу принятия оного и по оказательству взаимной наклонности кабинета лондонского, точно сказать, что мы не были ни когда удалены от пребывания с короною великобританскою в тесной дружбе и согласии, что в доказательство того готовы возобновить с нею торговые наши обязательства, к чему [454] вы достаточными инструкциями и полное мочью снабдены, и что мы усердно желаем за тем составить с нею и самую оборонительную систему.

Что принадлежит до торговой конвенции, как скоро увидите, что кабинет тамошней примет внушение ваше в настоящей его цене, долженствуете тотчас приступить и к произведению того в действо на основании рескрипта нашего от 3-го марта сего года. 345 Относительно же оборонительной системы, тут нужно будет с вашей стороны употребить все изъяснения, коими только можно отъять повод у лондонского двора заключать, что под сим видом скрывается наш умысл привесть его в остуду с королем прусским. Вы не упустите ни единого доказательства к удостоверению их, что мы не имеем иной цели, как сохранение спокойствия в Европе на времена будущие, что когда сугубная война, которую нам худая вера и наглость двух неприятелей наших воздвигли, яко предшествующая заключаемому с Англиею союзу, исключается из случая оного, и когда не меньше известно, что все наши в обоих сих войнах намерения клонятся единственно к скорейшему прекращению оных образом сходным с достоинством нашим; то ни малейшее сомнение места иметь не может, чтоб мы помышляли вовлечь Англию в хлопоты; на противу того почитаем сию связь за самое лучшее и надежнейшее средство к отвращению распространения войны; на времена же грядущие вернейшею порукою удержания тишины и спокойствия в Европе.

От принятия таковых внушений будет зависеть дальнейшее производство сея негоциации, о которой, по узнании первых отзывов министерства, не замедлим доставить вам решительные и подробнейшие наши усмотрения, предоставляя вам их предложения принимать на поношение и всеми образами стараться приобресть их доверенность в делах. Мы почитаем излишним распространяться здесь далее, а отсылаем вас к предписаниям, учиненным в рескриптах наших 8-го декабря прошедшего, 346 3-го марта 347 и 6-го октября 348 настоящего годов, на которых вам основать надлежит все ваши разговоры с министерством, и где достаточно преподаны вам способы к доказательствам, колико наши интересы не могут найтися в прекословии с таковыми же короны великобританской, и наши союзы с ее настоящею связью, полагая, что она точно так как нам объявлено было, есть прямо оборонительная, но буде паче чаяния увидите, что приверженность лондонского двора к берлинскому, достигла уже такой степени, что первый без согласия последнего ни на какую систему для него выгодную на времена будущие, и самую натуральную не решится и за благо рассудит упустить толь удобный случай к поправлению того, что стечением разных обстоятельств вопреки взаимной пользе затруднялося, тогда вам надобно домогаться у министерства, чтоб учиненные вами внушения осталися без всякого употребления, и чтоб оные как неслучившиеся признаны были. Вверяя производство сих важных дел вашему усердию, радению и искусству, мы будем ожидать донесений ваших об успехе в том, пребывая вам императорскою нашею милостив всегда благосклонны. [455]

Подлинный подписан собственною ее императорского величества рукою тако:

Екатерина

"Дан в Санкт Петербурге. Декабря 19-го пня 1789-го года".

АВПР, ф. Сношения России с Англией, оп. 35/6, д. 399, л. 45-48 об. Копия; л. 55-63. Проект (автограф); л. 64-71. Отпуск.


Комментарии

345. См. № 31.

346. См. № 31, прим. 3.

347. См. № 31.

348. См. № 115.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.