Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

137. АВСТРИЙСКИЙ КАНЦЛЕР КНЯЗЬ В. КАУНИЦ-РИТБЕРГ — АВСТРИЙСКОМУ ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ И ПОЛНОМОЧНОМУ ПОСЛУ В С.-ПЕТЕРБУРГЕ ГРАФУ Л. КОБЕНЦЛЮ

Вена, (25 ноября) 6 декабря 1789 г.

Депеша 299

Донесения Вашего сиятельства от 14-го ноября, 300 равным образом и перевод рескрипта князю Голицыну от 1-го, тогож месяца 301 данного, получил я и немедленно представил на высочайшее рассмотрение.

Вскоре потом получили мы радостное известие о взятии Бендер и при сем случае в копии здесь препровождаемое письмо князя Потемкина. 302

Его императорское величество без потери времени желает изъявить сердечной своей приятельнице, ее и императорскому величеству, искреннейшее соучастие в столь важном завоевании и свидетельствовать ей приятнейшее поздравление. По причине краткости времени должен я при отправлении настоящего курьера ограничить себя токмо на [406] существеннейшие пункты, по которым нужно, как в рассуждении помянутого рескрипта, так и Вашего дальнего поведения, снабдить Вас предписаниями.

Предварительно должен я приметить, что при отправлении последнего Вашего курьера, Вы письма моего, посланного 31-го октября 303 в шифрах, еще не получили. Из оного уже усмотрели Вы, что все желаемое со стороны тамошнего министерства в рассуждении немедленного и непосредственного вступления в переговоры о мире, не ожидая дальнейших графа Шоазеля донесений, исполнено нами уже прежде. Все различие в мнениях обеих сторон состоится токмо в том, обнародовать ли или нет одиножды начатую негоциацию о мире; но сие касается токмо постороннего ничего незначущего обстоятельства, на которое мы по желанию российского императорского министерства соглашаемся без малейшего сопротивления, как Вы то усмотрите из препровождаемой при сем копии ответа моего к князю Потемкину. 304 Я упоминаю об оном токмо вкратце, а все содержание оного послужит вам правилом.

Между тем обстоятельства со всех сторон становиться более и более важными. По приложенным здесь от маркиза Ноелля 305 сообщенным последним известиям, надежда к восстановлению с турками мира колеблется; напротив того, страх о заключении между берлинским двором и Портою наступательного союза увеличивается так, что ни малейшего нет сушения о действительном в будущую весну насильственном нарушении берлинским и польским дворами мира с обоими императорскими. Замешательство наше в сем случае умножается еще и по причине оказавшегося в Нидерландах явного бунта.

Дабы предупредить нещастию новой войны, подать берлинскому двору повод к размышлению, а в крайности всеми нашими силами ему противуборствовать, велел его императорское величество всей богемской и моравской армии быть в готовности к походу. Третие баталионы умножатся двумя ротами, а драгунские полки — четвертою дивизиею. Также набран будет один корпус волонтеров и егерей в Тироле.

Его императорское величество нимало не сумневается, что и ее императорское величество для предполагаемого весьма важного и нужного намерения всевозможные равные старания признает необходимо надобными, без малейшей потери времени употребить их в действо, и потому особливо в Белоруссии и Украине учинит сильные к войне приготовления, дабы в случае надобности действовать противу турков оборонительно, а противу прочих неприятелей — наступательно.

Ваше сиятельство имеете именем его императорского величества сделать наиубедительнейшие представления, и его величество совершенно надеется получить от Вас вскоре утешительные и ожиданию соответственные известия.

Но дабы, впрочем, в политических мерах истощить все, что монет быть полезным для нашего, весьма опасного в Нидерландах, положения, и предупредить зловредным прусским намерениям и колико возможно новому возгорению войны, принял его императорское величество намерение [407] сделать в Англии приступ, который хотя тамошним двором и министерством нимало неожидаем, но по собственному его величества чаянию и удостоверению непременно должен быть оным приятен и настоящим обстоятельствам не токмо соответственен, но и для внутреннего положения Франции на будущее время и обеих императорских дворов весьма спасителен.

Я не могу Вашему сиятельству подробнейшего о сем дать сведения, как приложа здесь перевод повеления, отправленного с нарочным курьером к графу Ревицкому. 306

А как его императорское величество нимало не сумневается, что и ее императорское величество на принятие равномерной оборонительной союзной системы решится, то и зависит сие от дальнейших мер, признает ли тамошнее министерство полезным приступить к сему и не рассудит ли оно за прилично, не ожидая известия о следствиях, сделанных графу Ревицкому поручений, снабдить немедленно графа Воронцова посредством отправления собственного курьера, сообразными предписаниями.

Что Англия к оборонительной союзной с двумя императорскими дворами системе, под предположениями в письме моем к графу Ревицкому изображенными, наклонна, ожидать сие подают повод в том письме выраженные причины, тем более поелику сие подтверждают два письма дюка Лидса к шевалье Кейту, что великобританский двор нимало не завидует благополучным успехам нынешней кампании и опасных проектов графа Герцберга не одобряет, а именно примечает, что король прусский должен бы рассуют, что обязанности аглинские с ним токмо оборонительные. Но если сверх всякого чаяния вышепомянутая надежда не сбудется, то мы совершенно уверены, что сей поступок, в Англии учиненный, по многим рассуждениям может соделаться полезным и что оный, как я приметил графу Ревицкому послужит тому двору доказательством откровенных обоих императорских дворов расположений и искреннего желания споспешествовать колико нам возможно утверждению и укреплению общей тишины.

Пребываю…

АВПР, ф. Сношения России с Австрией, оп. 32/6, д. 1074, л. 24-26. Копия, нем. яз.; л. 27-31. Перевод на рус.яз.


Комментарии

299. Переведено в коллегии иностранных дел.

300. Донесение Кобенцля от 14 ноября 1789 г. не обнаружено.

301. Рескриптом от 1 (12) ноября 1789 г. Голицыну сообщалось, что единственным средством против замыслов берлинского двора являлось ускорение мира с Портой: "...желать остается, чтоб граф Шоазелъ предуспел воспользоваться минутою страха, разными потерями в Константинополе нанесенного, и, обратя султана с его министерством на миролюбивые расположения, решить его на сделание первого шага освобождением министра нашего, Булгакова, со всеми почестями, званию его принадлежащими"... "Благополучной успех в достижении того много зависеть будет от поспешности и тайны". В виду этого предлагалось скрыть от европейских держав начало мирных переговоров. В рескрипте выражалась уверенность в том, что Иосиф II примет все меры "к удержанию подданных его обитателей Галиции... от... предосудительных намерений..." АВПР, ф. Сношения России с Австрией, оп. 32/6, и. 728, л. 1-13.

302. Письмом из Бендер от 7 (18) ноября 1789 г. Кауницу Потемкин-Таврический одобрял шаги, предпринятые Австрией в отношении Порты, и полагал, что Турция предпочтет мир продолжительной войне, связанной с риском еще больших потерь. Потемкин писал: "Я ничего так не боюсь, князь, как перемирия, если оно не будет основано на искреннем желании Порты придти к окончательному соглашению. Оно пресечет наши операции в момент их благоприятнейшего развития и даст общему врагу время собрать новые силы". АВПР, ф. Сношения России с Австрией, оп. 32/6. д. 1073, л. 133-134.

303. Письмо Кауница от 31 октября 1789 г. не обнаружено.

304. В письме от 9/20 ноября 1789 г. Кауниц-Ритберг выражал Потемкину-Таврическому удовлетворение по поводу полного совпадения в мнениях и намерениях в отношении мира у обеих союзных держав. Кауниц писал: "Крупный и одинаковый успех у обоих союзников дает надежду на возможность заключения общего мира тем более, что необходимость его вызывается критическим положением в Европе". АВПР, ф. Сношения России с Австрией, оп. 32/6, д. 1073, л. 144-145.

305. Письмом от 19/30 ноября 1789 г. Ноайль извещал Кауница-Ритберга о предполагавшемся намерении султана вести третью кампанию: он сообщал также, что, согласно одному из секретных предложений, Фридрих-Вильгельм II должен был объявить войну в момент перехода турецкой армии через Дунай. По словам Ноайля, Пруссия желала для Турции вечной войны, для России же и Австрии — бесконечных осложнений. АВПР, ф. Сношения России с Австрией, оп. 32/6, д. 1073, л. 167-168.

306. См. № 138.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.