Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

6. ПОЛНОМОЧНЫЙ МИНИСТР В ПАРИЖЕ И. М. СИМОЛИН — ВИЦЕ-КАНЦЛЕРУ ГРАФУ И. А. ОСТЕРМАНУ

Париж, 5/16 января 1789 г.

Получено 31 января/10 февраля 1789 г.

Депеша № 2

Перевод

Ваше сиятельство,

Как только маркиз Ноайль, посол в Вене, сообщил в Версаль эстафетой великую и радостную весть о взятии приступом Очакова, его [30] сиятельство граф Монморен не замедлил поставить меня в известность об этом в прошлый понедельник запиской и принести свои поздравления, рассчитывая встретиться со мной лично на другой день и сообщить мне подробности этого события. Когда во вторник я прибыл в Версаль, граф вновь высказал мне свою радость и удовлетворение по поводу этого события и пожелание, чтобы оно оказало влияние на Порту и, настроив ее на миролюбивый лад, побудило приступить к мирным переговорам в течение зимы. Граф сказал мне, что английский, шведский и прусский послы много говорили ему об этом событии, пытаясь узнать его мнение о нем и те последствия, какие оно может иметь; граф ответил им, что не находит возможности высказать свое мнение, но что этот важный успех может одинаково привести к миру и затянуть войну, если только Порта будет упорствовать, несмотря на потерю ключа к Черному морю. Затем он сказал мне, что так как графу Шуазелю были даны инструкции использовать все возможности, чтобы внушить Порте миролюбивые чувства, он уверен, что тот, при его энергии, сумеет использовать это обстоятельство, чтобы побудить Диван вступить на путь мирных переговоров с обоими императорскими дворами. Граф Монморен предполагает все-таки отправить курьера в Константинополь через Марсель, как только у него будет немного свободного времени на то, чтобы обдумать положение дел и рассмотреть его со всех сторон. Он заявил шведскому послу и прусскому посланнику, что охотно пожертвовал бы всем для того, чтобы был подписан мир между Портой и петербургским и венским дворами. Передавая мне это, он добавил, что если мир будет заключен, то дело императрицы будет выиграно, и мы будем свидетелями того, как Швеция, которую Англия подстрекает не заключать мира, а также и Пруссия пойдут на попятный.

Далее граф сообщил мне, что шведский король назначил на 26 сего месяца созыв королевских штатов, а так как ранее он всегда избегал этой меры, то граф Монморен полагает, что король либо убедился в сочувствии нации его рискованным предприятиям, либо был вынужден к этому плачевным положением дел, что выяснится сразу же после открытия сейма; граф полагает, что вручение собранию штатов декларации от имени ее императорского величества с изложением, с одной стороны, картины грубого и несправедливого нападения на нее, а с другой стороны, благожелательных чувств императрицы к шведскому народу и ее готовности вступить в мирные переговоры и заключить мир поколебало бы почву под ногами этого монарха, строящего свои расчеты на поддержке прусского короля.

Граф Монморен заявил мне, что с последним отправленным мною курьером он сообщил графу Сегюру свои соображения относительно Польши, которые в случае, если оба императорских двора пожелали бы на них откликнуться, могли бы создать прусскому королю большие затруднения, и что он предоставил на усмотрение г-на Сегюра использовать эти соображения в зависимости от обстоятельств; он также поделился с графом [31] Сегюром своими мыслями относительно положения дал в Швеции и той позиции, которой следует держаться в связи с созывом штатов.

В конце беседы упомянутый министр сообщил мне о своем нетерпении в связи с задержкой в получении ответов от мадридского двора, откуда он о минуты на минуту ожидает возвращения одного из своих курьеров. Эк оказал, что очень огорчен тем, что до сих пор не мог ничего ответить на предложение нашего двора, но что как только его курьер будет здесь, он не преминет сообщить мне те сведения, которые будут ему доставлены.

Я полагаю, что, как бы ни сложились обстоятельства, установление политической системы, о которой идет речь, представляется безусловно необходимым.

Здесь уверяют, будто принц Уэльский заявил прусскому посланнику г-ну Лузи во время аудиенции, которую этот последний специально испросил, что если он будет назначен регентом, он останется верным тем обязательствам, которые приняты королем, его отцом, и той политической системе, которая была им установлена.

Имею честь быть.....

И. Симолин

АВПР, ф. Сношения России с Францией, оп. 93/6, д. 465, л. 3-6. Подл.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.