Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НАУЧНЫЕ СВЯЗИ РУССКИХ И АНГЛИЙСКИХ БИОЛОГОВ

В отличие от зарубежных научных корпораций, как например Лондонское Королевское общество или Парижская академия наук, Петербургская академия занималась не только естественно-научными, но и гуманитарными дисциплинами. В круг разрабатываемых ею вопросов входили все отрасли знания. Это обстоятельство в значительной мере содействовало тому, что она в небывало короткий срок завоевала видное положение в мировой науке, что, в частности, подтверждается и публикуемыми документами.

Однако не все отрасли науки развивались в одинаковой степени. Славу Академии принесли главным образом ycпехи двух ее кафедр — математики и ботаники. К середине 30-х годов XVIII в., менее чем через десять лет после смерти Ньютона (1643-1727), когда расцвел гений Леонарда Эйлера, 1 мировой математический центр явно переместился из Лондона в Петербург.

Огромное впечатление на весь ученый мир произвела и Камчатская экспедиция 2 как своими масштабами, так и результатами, добытыми академическим ее отрядом. Одним из наиболее видных [95] участников экспедиции был И.-Г. Гмелин, 3 о котором К. Линней сказал, что он один собрал столько растений, сколько остальные ботаники вместе взятые. 4 В этот отряд входил и С. П. Крашенинников (1713-1755), тогда еще академический студент, и впоследствии крупный натуралист, известный далеко за пределами своей родины. 5

В 1741 г. Эйлер переехал в Берлин и в Россию вернулся лишь четверть века спустя. Математика в течение этого времени развивалась весьма слабо; кафедра же ботаники, несмотря на то что Гмелин и другие приглашенные из-за границы ученые уехали на родину, добилась немалых успехов, вызвавших широкие международные научные контакты. Это объясняется тем, что Академия получила уже собственных натуралистов из числа своих питомцев — студентов академического университета, которые вели обширную корреспонденцию с иностранными учеными.


Комментарии

1. Леонард Эйлер (1707-1783) приехал в Россию двадцатилетним юношей, заняв в академии место адъюнкта физиологии. Еще в студенческие годы Эйлер, будучи учеником знаменитого щвейцарского математика Иоганна Бернулли (1667-1748), увлекся математикой и не переставал заниматься интересовавшей его наукой и в Петербурге. Когда Даниил Бернулли (1700-1782), возглавлявший кафедру математики в Петербургской академии, вернулся на родину, Эйлер заменил его на этой кафедре.

2. Речь идет о Великой северной (Второй камчатской) экспедиции (1732-1743). О ней см.: Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX веках. Хронологические обзоры и описание архивных материалов. Сост. В. Ф. Гнучева. Изд. АН СССР, М.-Л., 1940; Л. С. Берг. Открытие Камчатки и экспедиция Беринга. Изд. АН СССР, М.-Л., 1946.

3. Гмелин Иоганн-Георг (1709-1755) в Петербург приехал в 1727 г. и занял место адъюнкта в Академии. С 1731 г. — профессор химии и естественной истории. В 1747 г. уехал на родину и стал профессором Тюбингенского университета.

4. См.: П. А. Баранов. Ботаника в Аптекарском огороде и в Академии наук. Сб. «От Аптекарского огорода до Ботанического института. Очерки по истории Ботанического института АН СССР», Изд. АН СССР, М.-Л., 1957, стр. 20.

5. См.: К. В. Рязанская. Переписка Карла Линнея с С. П. Крашенинниковым. Сб. «Карл Линней. 250 лет со дня рождения», Изд. АН СССР, М., 1958, стр. 230 и след.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.