Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПЕТИЦИЯ “О КОРНЕ И ВЕТВЯХ”

(1640 г.)

(Дается по сборнику “Законодательство Английской революции 1640—1660 гг.”, составленному Н. П. Дмитревским (М.—Л., 1946))


[Извлечение]

Достопочтенной палате общин в парламенте смиренная петиция многих подданных его величества, проживающих в сити города Лондона и в его окрестностях, а также в некоторых графствах королевства.

11 декабря 1640 г.

Принимая во внимание, что власть архиепископов, лордов-епископов, деканов и архидиаконов и т. п. с их судами и состоящими при них учреждениями оказывается пагубной и весьма опасной как для церкви, так и для государства, так как они утверждали ранее, что их юрисдикция или власть человеческого происхождения, а в последнее время, когда им было указано на ее незаконность, они стали утверждать, что получили свои полномочия непосредственно от Иисуса Христа, что противоречит законам этого королевства и нарушает права его величества и его королевского достоинства; и принимая во внимание, что указанная выше власть, по печальному опыту, является главной причиной и поводом многих весьма важных горестных зол, притеснений и бедствий для подданных его величества в отношении их совести, свобод и имущества, как это будет показано в прилагаемом к сему перечне, мы поэтому весьма почтительно просим и умоляем это [30] почтенное собрание, приняв в соображение изложенное выше, чтобы названная выше власть со всем тем, что от нее зависит, корнями и ветвями, была упразднена, а все законы, изданные в ее пользу, были бы объявлены не имеющими силы и чтобы справедливое правление, находящееся в согласии со словом божиим, было учреждено среди нас; и мы, ваши почтительные просители, в силу лежащей у нас обязанности, будем ежедневно молиться о долгом и счастливом царствовании его величества над нами и о благополучном преуспеянии его высокого и почетного парламента.

А. Перечень разнообразных зол, притеснений и бедствий, причиненных, произведенных и совершенных прелатами и лицами, от них зависящими:

1. Подчинение и порабощение себе и своей власти всех духовных лиц и таким путем постепенное изъятие их из подчинения светской власти, откуда проистекает.

2. Нерешительность духовных лиц в проповедовании истинной веры, чтобы не заслужить этим нерасположение прелатов...

3. Поощрение духовных лиц относиться с пренебрежением к представителям светской власти, знати и джентри страны, допускать злоупотребления в отношении граждан и жить в ссоре со своими соседями, зная, что они, будучи ставленниками епископов, получат от них поддержку.

4. Недопущение многих способных и богобоязненных лиц к вступлению в духовное звание и удаление из многих духовных общин (congregations) их верующих, прилежных и деятельных священников, живших с ними в дружбе и делавших им добро, только лишь потому, что они не могли по совести исполнять и поддерживать вредные планы епископов, а иногда не по какой-либо иной причине, как вследствие их старания проповедовать или собирания ими большого числа слушателей.

5. Большое возрастание в среде духовенства количества ленивых, развратных и распущенных, невежественных и неподготовленных лиц, которые кишат, как лягушки в Египте, во всем королевстве.

6. Нежелание многих помещать своих детей в школы; появление ряда схизм, заблуждений и ошибочных мнений, распространившихся в церкви; большая испорченность в университетах; огромное и плачевное невежество, царящее повсеместно в народе; недостаток проповедников во многих местах Англии и Уэльса, недовольство духовенством и всеобщее распространение всякого рода нечестия.

7. Распространение безнравственных, пустых и бесполезных книг, памфлетов, театральных пьес и баллад... к уничижению религии, к возрастанию всякого рода пороков и к отвлечению населения от чтения, изучения и слушания слова божия и других хороших книг. [31]

8. Воспрепятствование печатанию благочестивых книг; в допущенных к печатанию — исключение или искажение всего или большей части того, что затрагивает католичество или арминианство (Арминианство — правое протестантское течение, возникшее в Голландии и распространившееся затем в Англии, где оно пользовалось покровительством архиепископа Кентерберийского Лоуда. Сторонники этого учения отвергали кальвинизм и считали возможным государственное вмешательство в дела церкви.), добавление того, что им нравится, а также там, где им нравится; недопущение к перепечатанию книг, ранее разрешенных к печатанию, без нового дозволения.

9. Печатание и выпуск в свет католических, арминианских и иных вредных книг и учений, как, например, что “римская церковь является истинной церковью и даже в самые худшие времена никогда не заблуждалась в догматах”, что “подданные не имеют права собственности на свое имущество” и что “король может взять у них то, что пожелает”, что “все принадлежит королю” и что он “не связан никаким законом”, и многое другое проистекает от изложенного выше.

10. Распространение со времени реформации папизма и возрастание числа папистов, католических священников и иезуитов в различных местах и в особенности в окрестностях Лондона; постоянная продажа распятий и католических рисунков, как в гравированном виде, так и в печатном, и помещение их в библии.

11. Множество монополий и патентов, влекущих за собой бесчисленные клятвопреступления: огромное количество пошлин и налогов на товары, корабельная подать и ряд других великих отягощений государства, от которых все стонут.

14. Продолжается и усиливается сходство и подобие нашей церкви с римской церковью в одеждах, поведении, церемониях и обрядах.

20. Поощрение увеличения числа приходских должностей, воспрещение совершения браков без их дозволения в известное время, составляющее почти полгода, и разрешение заключения браков без установленного оглашения.

23. Огромное возрастание и учащение распутства и нарушения супружеской верности, поощряемое продажным отправлением правосудия в этих случаях со стороны прелатов, которые, налагая на виновных лиц наказания, обращают все в деньги для наполнения своих кошельков...

24. Постоянные злоупотребления тем великим ордонансом (ordinance) об отлучении от церкви, который бог предоставил своей церкви как последнее и самое тяжелое наказание, которое церковь может налагать на упорных и больших грешников; прелаты и подчиненные им служители, которые даже не имеют права применять указанный выше ордонанс, ежедневно подвергают отлучению людей как за совершение ими того, что является незаконным, так и по напрасным, пустым и незначительным поводам, как, например, за работу или открытие магазина в праздничный [32] день, за неявку по каждому мановению их руки на вызов, за неплатеж взносов и т. п...

25. И далее, так как надменность и заносчивость прелатов безграничны, они, не желая подчиняться ни людям ни законам, утверждают, что их звание и юрисдикция божественного происхождения (Jure divino) осуществляют духовную власть от своего имени и в силу принадлежащих им прав, с приложением своих печатей, и присваивают себе светские звания, места и должности в государстве, вследствие чего они могут владеть двумя мечами (это означало обладание как духовной, так и светской властью. Теория “двух мечей” возникла в средние века в эпоху борьбы пап со светской властью (императоров) — папы Григория VII с германским императором Генрихом IV (вторая половина XI в.). Сторонники верховенства духовной власти (канонисты) ссылались только на священное писание и утверждали, что церкви принадлежит верховенство над императорской властью не только в духовных, но и в светских делах. Защитники притязаний императоров на верховенство светской власти над церковной выискивали свои аргументы как из священного писания так и из римского права.)

26. Отсюда проистекает, что они усваивают себе полномочия в своих судах и консисториях, а равно и в других местах, где они заседают, в делах, подлежащих разрешению по нормам “общего права”, назначают духовных лиц в приходы, без согласия патронов и населения.

28. Производят принятие присяги “ex officio” (присягой “ex officio” называлась присяга, приносимая обвиняемым в том, что он будет давать правдивые ответы на все вопросы, которые будут предложены (хотя дача таких ответов влекла бы за собой уличение обвиняемым самого себя в совершении приписываемого ему преступления).) и другие действия путем инквизиционных методов, добираясь даже до человеческих мыслей, задержание и лишение свободы людей, путем преследований, частое отстранение от должности и удаление от лих священнослужителей, наложение штрафов и заключение в тюрьму всякого рода людей, взломы жилых домов и мастерских, отобрание книг, писем и других документов, захваты их имений, лишение их возможности заниматься своей профессией, разъединение их со своими женами вопреки воле тех и других, неповиновение запретительным указам, издаваемым судами (prohibitions) (Prohibition — указ, издаваемый судом королевской скамьи, обращенный к низшему суду с предписанием не выходить за пределы своей юрисдикции.) с угрозами и допущение многих других посягательств, к крайнему нарушению законов королевства и вольностей подданных и разорению их и их семейств; и в последнее время судьи страны были столь подавлены властью и могуществом прелатов и другими способами воздействия, что ни запретительные указы (prohibitions), ни Habeas Corpus, ни иное какое-либо законное средство не могли быть получены или применены для пострадавших во многих случаях; только католики, иезуиты, католические священники, а равно те лица, которые проповедовали католичество или арминианство, получали покровительство, поощрение и полную свободу; и из этого проистекли в числе прочих следующие опасные последствия:

1) Общая надежда и упование сторонников римской партии, что ее суеверная религия будет вскоре вновь полностью утверждена в этом королевстве; такие мысли побуждают их упорствовать в своих убеждениях и осуществлять это открыто в различных местах к великому уничижению бога и нарушению законов королевства.

2) Обескуражение и разорение всех добрых подданных, множество которых: суконщики, торговцы и другие, будучи лишены своих священников и переобременены указанными выше тяготами, выехало из английского королевства в Голландию и [33] другие страны и перенесло с собой крупное производство сукна и торговлю из нашей страны в другие места, где они проживают, вследствие чего шерсть, основная отрасль промышленности королевства, упала в цене и не находит сбыта; торговля пришла в упадок, много бедных людей нуждаются в работе, моряки потеряли заработок, и вся страна сильно обеднела к великому бесчестию для этого королевства и стыду для его правительства.

3) Ныне существующие войны и столкновения, происшедшие между его величеством и его шотландскими подданными, благодаря которых его величество и все его королевства подвергались опасности и терпят большой урон, будучи готовые стать добычей общего врага в случае, если состояние войны продлится; мы чрезвычайно опасаемся, что описанное состояние войны не только продлится, но и усилится к всеобщему полному разорению, если только прелаты со всеми подчиненными им лицами не будут удалены из Англии, так как их деятельность, как мы с вашего дозволения поистине полагаем и считаем, вызвала настоящую распрю.

Все изложенное мы смиренно представляем на обсуждение этого почтенного собрания, уповая, что царь небесный укажет вам правый путь для уврачевания указанных выше зол.

Текст воспроизведен по изданию: Петиция о "корне и ветвях" (1640 г.) // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX. М. Государственное издательство юридической литературы. 1957

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.