Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

Глава 17

ИГРЫ

Игры египтян соответствуют их темпераменту. Они очень любят играть в шахматы (шатранг), шашки (дама) и триктрак (тавуля). Шахматные фигурки очень просты по форме, потому что мусульманский закон запрещает делать изображения людей и животных. В массе своей египетские мусульмане не слишком щепетильно относятся к азартным играм. Правда, некоторые из них считают даже шахматы и шашки запретными. Азартные и полуазартные игры весьма популярны среди всех слоев населения. Прежде всего играют в карты — почти всегда на деньги или на какой-нибудь другой приз. Карточная игра даже получила поэтому специальное название — ляаб аль-кумар, что означает «азартная игра ради выигрыша». Простонародье в Каире развлекается картами в кофейных лавках, но ставки обычно невелики — всего пара чашечек кофе.

Одна из популярнейших здесь игр называется манкаля. Играют двое на одной или двух досках, соединенных скобками. В доске двумя параллельными рядами расположены двенадцать углублений (бейт, мн. ч. буйут) в форме полусфер, по шесть в каждом ряду. Играют маленькими ракушками каури или камешками, которых должно быть семьдесят две штуки. Эти фишки (безразлично — камушки или ракушки) называются хаса, а в единственном числе — хасва. Чтобы объяснить правила игры, обозначу бейты буквами (см. рис. 67).

Бейты А, В, С, D, E, F принадлежат одному игроку, а противоположные им шесть — другому. Игра имеет два варианта: простой и посложнее. Начинают с раздачи хаса. При простом варианте [279] их раскладывают неравномерно во все бейты, не менее четырех в каждый. Равномерное распределение дало бы по шесть хаса в бейт, но так редко поступают, ибо в этом случае ходящий первым наверняка проиграет. Распределение хаса называется табвиз. Недовольный распределением противник может перевернуть доску и играть из другого ряда, но тогда он теряет право первого хода, которое принадлежит не тому, кто распределяет фишки. Допустим, что первым начинает играющий из ряда А, В, С, D, E, F ходом из F. Он берет все хаса из этого углубления и кладет сначала по одной в каждый бейт противника, начиная с бейта а. Если в руке остались еще хаса (т.е. в бейте F их, оказалось более шести), игрок продолжает раскладывать их по одной, но уже в собственные бейты, начиная с А и далее в оставшиеся пять. Когда и после этого взятые хаса не кончились, раскладка продолжается в бейты противника, потом опять в свои и далее в том же духе. Если бейт, в который должна лечь последняя фишка, пуст (и такое может случиться, так как его могли оставить пустым с самого начала при раскладке), игрок заканчивает свой ход, и игра переходит к противнику. Но если в этом бейте две или четыре фишки (вместе с его фишкой) или более, он забирает себе их и все фишки из бейта напротив в другом ряду. Когда же оказывается, что этот бейт и один или несколько бейтов (в непрерывной последовательности) до него также содержат две или четыре хаса, игрок забирает все хаса из них и из противостоящих в другом ряду. В том случае, когда в бейте три или пять хаса (вместе с его фишкой) или более, игрок вынимает их и продолжает раскладку по одной фишке в том же порядке, т.е. если последняя фишка была положена в бейт D, то одну из фишек этого бейта следует положить в Е, другую — в F, третью — в а и т.д. Так продолжается, пока ход играющего не прервет пустой бейт на последней хасве или постоянные две и четыре фишки в этом бейте не принесут ему выигрыша. Когда наступает черед противника, он всегда начинает игру ходом из F, а если там пусто — то из ближайшего к нему бейта с двумя или четырьмя хаса в собственном ряду. Когда у одного из игроков остается больше одной хасвы в одном или нескольких бейтах, а в ряду противника все бейты пусты, первый обязан положить одну из своих хаса в первый бейт противника. Если в каком-то ряду осталась только одна хасва, а в другом — ни одной, эта последняя на доске хасва принадлежит обладателю ряда, в котором находится. Когда доска окончательно пустеет, игроки подсчитывают свои хаса, разница между ними составит выигрыш. Игра считается законченной, когда у одного из игроков сумма всех выигрышей достигнет шестидесяти очков. [280]

В этот вариант манкали играет молодежь, и потому его называют ляаб аль-гашим — «игра несведущих». Взрослые предпочитают более сложный вариант, который носит название ляаб аль-акиль («игра мудрых» или «игра знающих»). Сейчас я ее опишу.

Все фишки кладутся в один бейт или более в одном ряду и в одноименные им бейты в другом. Чаше всего фишками занимают по четыре бейта в каждом ряду, два остаются свободными. Можно разложить и по-другому, например половину всех фишек в бейт А, а оставшуюся половину — в бейт а. Раздающий не считает, сколько хаса кладет в каждый бейт, и сам решает, сколько бейтов в ряду заполнить: один или все шесть. Как и в первом варианте, недовольный раздачей противник может перевернуть доску, уступив право первого хода раздающему. Начинающий игру может сделать первый ход из любого бейта, полагаясь при этом на глазомер – решающее качество для выигрыша. Сначала игра ведется по тем же правилам, что и в легком варианте. После подсчета первого выигрыша игрок имеет право посчитать хаса в каждом бейте своего ряда. Первый ход он делает из того бейта, где число хаса самое для него выгодное. Второй игрок может остановить первого и проверить, сколько хаса он взял из бейта, чтобы удостовериться, что тот раскладывает их правильно. Когда одна доска сыграна, выигрыш подсчитывается таким же образом, как в ляаб аль-гашим, и точно так же выигрыш в шестьдесят очков определяет победителя.

Манкаля очень полезна для тренировки в счете. Это популярная в кофейнях игра, и игроки обычно договариваются (хотя это и незаконно), что проигравший оплатит кофе, выпитый за время игры игроками и зрителями, или же заплатит за определенное число чашек.

Еще одна популярная у низших классов Египта игра называется таб. В других странах Востока она носит название таб ва-дукк, но я не слышал, чтобы ее называли так в Египте. Здесь в нее играют следующим образом.

Нужны четыре плоские деревяшки длиной приблизительно в пядь (восемь дюймов) и шириной в две трети дюйма. Их обычно делают из пальмовой ветви и одну сторону срезают вдоль так, чтобы она стала плоской, гладкой и белой. Другая сторона остается зеленой, а у старой деревяшки бывает блекло-желтой. Гладкую сторону называют «белой», а другую — «черной». Эти деревяшки называются таб. Кроме табов нужна еще сига — доска с четырьмя рядами клеточек (бейт или дар) в два квадратных дюйма каждая. Можно играть на земле, заменив клеточки ямками, или высечь сигу на камне. Клеток в каждом ряду может быть семь, десять, одиннадцать, тринадцать или пятнадцать. Для иллюстрации приведу чертеж сиги по девять клеток в ряду и обозначу каждую буквой (см. рис. 68).

Клетки крайних рядов заполняют фишками — по одной на каждый бейт. Одна сторона играет фишками из мелких камушков [281] или кусочков выцветшего кирпича размером с орех, другая — кусочками кирпича или изразца красного цвета. Иногда несколько клеток оставляют пустыми, например последние шесть. Фишки одного игрока должны отличаться от фишек другого. Называют их киляб («собаки»), форма единственного числа — кальб. Играют чаще всего двое. Четыре описанные выше деревяшки вместе одним броском выбрасывают на палку, воткнутую в землю. Палку можно не втыкать, а держать за один конец, уперев в землю другим. Бывает, что деревяшки выбрасывают на стенку или на палку, прислоненную к стене под углом. Если из четырех деревяшек одна падает белой стороной вверх, говорят, что играющий «выбросил» (или «вытянул») единицу, или таб, во множественном числе — тиб (иногда вместо таб говорят валяд, т.е. «ребенок», мн. ч. виляд). Если белой стороной вверх падают две деревяшки, говорят, что игрок выбросил двойку (итнейн), если белые три, а черные одна — тройку (талята), если все четыре белые — четверку (арбаа), а четыре черные дают шестерку (ситта). Выбросивший таб, четверку или шестерку имеет право бросить снова, а при двойке или тройке теряют ход. Ряд А, В, С и т.д. принадлежит одной стороне, а ряд а, b, с и т. д. — другой. Сначала бросают деревяшки по очереди, пока кто-нибудь не вытянет таб. Вытянувший таб бросает снова, пока не выпадет двойка или тройка. Предположим, что один из игроков выбросил таб, четверку и двойку. Тогда он перемещает кальб с бейта I на седьмой от него по счету бейт, т.е. на Q (каждая сторона всегда начинает играть с клетки I). Ни один из игроков не может сдвинуть кальб с начальной позиции, пока не выбросит таб. На своих местах до начала перемещения кальбы называются насара («христиане»), форма единственного числа — насрани. Начав двигаться, они становятся муслимин, т.е. «мусульманами». Про игрока, продвинувшего кальб в «мусульмане», говорят саллем кальб, а про кальб — аслям. Всякий раз, выбрасывая таб, игрок производит свой кальб в «мусульмане», пока все фишки не получат право передвигаться по сиге. Каждый игрок может двигать одновременно два или три кальба. Для простоты допустим, что игрок ряда А, В, С. . . передвигает только один кальб. Движение происходит по двум средним рядам в том направлении, в каком следуют буквы, т.е. от К к S и далее от k к s. Затем можно либо повторить тот же круг, либо войти в ряд противника, если в нем остался хоть один [282] кальб. Но в этом случае придется остановить кальб, и продвигать его снова разрешается только при определенных условиях, о которых будет сказано ниже. Всякий раз, как в результате одного или нескольких выбросов игрок получает возможность поставить фишку на клетку, занятую противником, он забирает его кальб себе. Например, у одного игрока фишка стоит на клетке т, а у другого — на о и на s. Допустим теперь, что первый из них выбросил таб, потом четверку, потом двойку. В этом случае двойка дает ему право встать на клетку о и «съесть» стоящий на ней кальб противника, а четверка — «съесть» кальб с бейта s. А выбросив таб, играющий может пройти на а и выиграть третий кальб противника, если он там стоит. Если повезет, игрок может за один или два-три удачных броска передвинуть одну из своих фишек на клетку, занятую другой его фишкой. Точно так же он эти две присоединяет к третьей или третью к ним и т.д. Таким образом можно собрать любое число собственных кальбов на одном бейте и играть ими как одним. Разъединить их и играть каждым самостоятельно игрок сможет теперь, только выкинув предварительно таб. Если в результате передвижений он снова приводит такую группу фишек в уже пройденный ими ряд (безразлично — вместе или по отдельности), число их сокращается до одной. Но он может такого хода не делать, а ждать, пока выбросит таб. Группа кальбов, объединенных в одном бейте, называется эгга. Цель такого объединения — обеспечить безопасность фишкам. Дело в том, что, попадая в ряд противной стороны, фишка остается в безопасности до тех пор, пока хозяин не пожелает снова ею играть. Ведь противник не может провести свои фишки в свой же ряд и забрать таким образом чужие. Первый игрок имеет право передвигать кальб по чужому ряду только при условии, что у него не осталось ни одного кальба в собственном ряду или же только эгга, которую можно разделить, выкинув таб. В ряду противника игрок передвигает кальб в алфавитном порядке и вторично по этому же ряду двигать кальб не имеет права. Он должен перевести его в средние ряды и играть соответственно уже описанным правилам.

В игре могут участвовать четыре партнера, а иногда и более. Сама сига также не обязательна. Игрок, выбросивший четверку, становится «султаном». Он держит макраа — палку, вырезанную из основания пальмовой ветки, с несколькими надрезами в самой толстой части. Выбросивший шестерку становится «вазиром» и держит палку, на которую бросают таб. Всякого выбросившего двойку «султан» наказывает ударами макраа по подошвам. Число ударов назначает «вазир». Игрок, выбросивший две шестерки подряд, становится одновременно и «султаном» и «вазиром».

Феллахи любят развлекаться игрой под названием сига. Ее легко описать. Сига в этой игре отличается от той, на которой играют в таб. Играют обычно на земле, выкопав небольшие ямки. Самая распространенная схема сиги — пять рядов по пять ямок [283] в каждом. Бывают сиги из семи рядов по семь ямок и из девяти рядов по девять. Первый вид (пять на пять) называется хамсави сига, второй — сабави, а третий — тисави. Привожу здесь схему сиги хамсави (см. рис. 69).

Ямки называются уйун («глаза», форма единственного числа — айн), на нашей схеме их двадцать пять. В этом варианте у каждого игрока по двенадцать фишек — киляб. Фишки такие же, как для игры в таб 1. Один из игроков кладет по фишке в ямки, помеченные на схеме буквами а и а, второй — в ямки b и b. Затем по очереди игроки выставляют по одному кальбу в какие-нибудь два айна по собственному выбору. Так продолжается, пока все ямки, кроме центральной, не будут заняты фишками. После этого начинают играть. Первый переносит один свой кальб в центральную ямку из смежной с ней. Если у второго игрока в ямках вокруг освободившейся нет фишки, он требует у противника освободить дорогу, при этом тот должен убрать и тем самым потерять собственный кальб. Это правило действует на протяжении всей игры. Цель каждого игрока зажать чужую фишку между двумя своими, тогда он ее выигрывает. А если после этого расположение фишек позволяет ему взять еще одну фишку противника, он берет ее следующим ходом, не уступая хода второму игроку.

К этому сводятся все правила игры. Следует еще отметить, что, хотя сначала фишки раскладываются произвольно, для удачной расстановки оставшихся необходимо чутье.

У основания Великой пирамиды на камнях высечено несколько сиг. Это дело рук арабских проводников, сопровождающих путешественников.

Спортивные состязания и вообще любые игры, требующие физических усилий, не в чести у египтян. Бывает, что двое крестьян для развлечения или за пустяковый выигрыш затеют турнир на наббутах. Наббут — страшное оружие: толстая дубинка длиной в пять-шесть футов. Цель игры — стукнуть противника по голове. Крестьянин часто носит с собой наббут, всегда берет его в дорогу, особенно в тех редких случаях, когда путешествует ночью,

Иногда можно увидеть борьбу. Борцы (их называют мусареин, ед. ч. мусари), обнаженные до пояса, натирают тело растительным маслом. Но египетская борьба неинтересная, и показывают ее почти исключительно за вознаграждение на праздниках и других церемониях. Там же часто можно увидеть шуточную борьбу: борцы в этом случае вооружены саблями и щитами, однако они не стараются ранить друг друга, все удары принимаются на щит.

Игра герид у мамлюков и турецких солдат описана множество раз. Совсем иначе состязаются в герид крестьяне Верхнего [284] Египта, это настолько интересно, что заслуживает описания. Герид устраивают по случаю свадьбы значительного лица, например деревенского шейха или шейха племени, по случаю обрезания либо пира, устраиваемого после заклания на могиле святого специально откормленного быка. Участники делятся на две команды из разных деревень, разных племен или разных ветвей одного племени. Обе команды располагаются на расстоянии пятисот футов друг от друга, в каждой от двенадцати до двадцати человек, а может быть и более. Каждый участник верхом на лошади. Один всадник скачет к враждебному лагерю и вызывает кого-нибудь на бой. Принявший вызов выезжает навстречу, держа в левой руке пять, шесть или более герид, и на полном скаку начинает преследовать противника. Все гериды приблизительно одной длины — около шести футов, т.е. в рост высокого человека, и довольно тяжелые. Их делают из нижней части свежесрезанной пальмовой ветви, еще полной сока. Оказавшись на расстоянии руки от противника, вооруженный геридами всадник кидает их, целясь в голову, в спину, пока не израсходует запас. Концы герида тупые, его бросают со всего размаху узким концом вперед. Этим оружием можно нанести очень тяжелую, подчас смертельную рану 2. Обороняющийся старается либо поймать герид, либо отвести удар рукой или мечом, не вынимая его из ножен. Можно спасаться и бегством. Выдержав атаку, всадник прибывает в свой лагерь и, вооружившись геридами, опять выезжает помериться силами с тем же противником. Но теперь они меняются ролями: нападавший становится преследуемым, а убегавший нападает. Состязания продолжаются по нескольку часов. По характеру своему они напоминают рыцарские турниры средневековья. По происхождению это игра бедуинов, и по сей день она широко распространена именно среди тех племен, которые не так давно (всего несколько столетий назад) осели на берегах Нила и не утеряли еще бедуинских обычаев и традиций. Перед самым отъездом из Египта в прошлый раз я слышал, что на равнине к западу от Фив в этом состязании за час были убиты три всадника и кобыла. Но такие трагические происшествия случаются очень редко, во всяком случае, за последнее время я ничего такого не слышал. В Нижнем Египте используют герид вдвое короче.

В последующих главах я опишу другие виды состязаний, более редкие, те, что устраивают только по праздникам для развлечения зрителей.


Комментарии

1. Чем больше сига, тем большее количество фишек требуется для игры, так как заняты должны быть все уйун, кроме центральной.

2. Когда я последний раз останавливался в Фивах, в моем доме служил ночным сторожем лучший в этих краях игрок в герид, сильный, атлетически сложенный человек. Во время состязаний он получил тяжелую рану, и мне стоило немалого труда вылечить его. Он долгое время был без сознания, бредил и еле выжил. Герид вонзился ему в голову чуть впереди уха и вошел глубоко внутрь и вниз, в шею.

Текст воспроизведен по изданию: Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.